Инфоурок Математика КонспектыВнеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 – 6 классов игра «Отвечаем головой»

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 – 6 классов игра «Отвечаем головой»

Скачать материал

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 – 6 классов

игра «Отвечаем головой»

 

Учитель: Остапенко Ирина Евгеньевна

Место проведения: филиал МАОУ гимназии №6, г. Новороссийск

         Игра «Отвечаем головой» предназначена для учащихся 5 – 6 классов.

Игру можно проводить как внеклассное мероприятие или использовать при проведении Недели математики как соревнование между учащимися 5 – 6 классов. Так же можно использовать фрагменты игры на заключительном уроке в конце четверти. Игра рассчитана на широкий круг учащихся,  различный уровень их подготовленности и заинтересованности.

Оборудование: компьютер , мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Время реализации:  1 час (60 минут)

Цели:

·       Обучающие:        развивать память, внимание, математические способности;

                                учить применять знания, полученные на уроках, в необычной

                                обстановке.

·       Развивающие:     развивать познавательные способности детей, обогащать

                             их деятельность увлекательными элементами, занимательными

                                 математическими играми и заданиями; развивать мышление, речь;

                             выявление детей с эвристическими способностями.

·       Воспитательные: развивать умение работать в команде, оформлять свои мысли

                              в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно

                                 договариваться о правилах поведения и общения и следовать им,  

                              разделять чувство успеха, радости с другими.

Правила проведения игры:

*  В игре принимают участие команды, состоящие из учащихся 5 – 6 классов.

Перед началом игры проводится жеребьёвка для определения порядка начала игры.

*  Игра состоит из вопросов, заданных великими математиками, известными писателями, литературными героями или сказочными персонажами.

*  Задача каждой команды –  правильно и полно (находчиво и оригинально) ответить

на вопросы в игре. Вопросы выбирает капитан команды. Если команда не отвечает

на выбранный вопрос, то право ответа переходит к следующей команде.

*  Правильность и полноту ответов оценивает жюри (старшеклассники).

*  Каждый правильный и полный (находчивый и оригинальный) ответ команды жюри оценивает от 1 до 5 баллов.

*  Жюри имеет право наказать команду снятием баллов за некорректное поведение.

*  Определение победителей производится исходя из общего количества баллов, набранных командами.

 

План проведения мероприятия

Этапы мероприятия

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

 

1.     Организационный момент

(2 мин.)

Здравствуйте, ребята! Сегодня будем решать задачи, которые потребуют от вас смекалки, сообразительности, находчивости, а так же умения хорошо считать. Ваше активное участие – гарантия того, что наше мероприятие будет интересным и познавательным. Я желаю вам удачи и новых открытий.

1)    Регулятивные: волевая саморегуляция;

2)    Личностные: смыслообразование;

3)    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

2.     Объявление темы мероприятия, сообщение целей и задач

(2 мин.)

Наша игра называется «Отвечаем головой!». Это значит, что прежде, чем ответить, вы должны очень хорошо подумать… , правильно – головой!

Цель нашей игры – понять, что математика может быть не только сухой и конкретной, но ещё увлекательной, интересной и привлекательной.

1) Регулятивные: целеполагание, планирование,

    контроль и оценка прогнозирования;

2) Познавательные: общеучебные умения  

    структурировать знания, контроль и оценка

    процесса и результатов деятельности.

4)    Коммуникативные: планирование 

сотрудничества со сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Проведение игры

       (50 мин.)

Итак, начинаем! Представьте, что вам задают вопросы великие математики, известные писатели, литературные герои, сказочные персонажи. Постарайтесь правильно, полно и оригинально решить предложенные задачи.

 

 

1) Регулятивные: целеполагание, как постановка

    учебной задачи;

2) Познавательные: умение структурировать

    знания; выбор наиболее эффективных способов

    решения задач.

3) Коммуникативные: слушать и понимать речь

    других; уметь с достаточной полнотой

    и точностью выражать свои мысли; умение

    в сотрудничестве работать по намеченному   

    алгоритму.

5)    Личностные: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

6)    Метапредметные: формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; формировать общие способы интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

 

 

Вопросы от великих математиков

1.     От Леонарда Эйлера – швейцарского, немецкого и российского математика

На озере семь островов, которые соединены между собой мостами так. как показано на рисунке. На какой остров должен доставить катер путешественников, чтобы они могли пройти по каждому мосту и только один раз? С какого острова катер должен снять этих людей?                     

 

https://ru-static.z-dn.net/files/dc8/ffbc648a8918b809bc62737aef488160.jpg

 

 

 

 

 

 

На озере находятся 7 островов, которые соединены между собой мостами так, как показано на рисунке 28. На какой остров должен доставить катер

2.     От Карла Фридриха Гаусса – немецкого математика

Чему равна сумма первых ста натуральных чисел? (5050)

 

3.     От Самюэля Лойда – американского автора головоломок

Какая знаменитая и всем известная с самого детства популярная  игра была придумана еще в конце 19 века?  Это род  механической головоломки с перемещением сегментов. Представляет собой набор одинаковых квадратных фишек с нанесёнными числами, заключённых   в квадратную коробку.                                                                                                                                                                                                                                                                                    (Пятнашки. Ллойд заявил, что изобрел пятнашки в 1891 году. Придумал же прототип пятнашек Нойес в 1874 году).

4.     От Пифагора – древнегреческого математика

Часто знает и дошкольник, что такое треугольник.

А уж вам-то как не знать!

Но совсем другое дело – быстро, точно и умело

Треугольники считать

                  Например, в фигуре этой

                  Сколько разных? Рассмотри!

                  Всё внимательно исследуй –

                  И по краю, и внутри! (18)

                                                                                        

Вопросы от известных писателей

1.     От Корнея Чуковского

Шел Кондрат в Ленинград,

    А навстречу — двенадцать ребят,
    У каждого по три лукошка,
    В каждом лукошке — кошка,
    У каждой кошки — двенадцать котят,
    У каждого котенка в зубах по четыре мышонка.
    И задумался старый Кондрат «Сколько мышат и котят
     Ребята несут в Ленинград?»

(Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград.
А ребята с лукошками, с мышками и кошками
Шли навстречу ему —  в  Кострому).

2.     От Григория Остера («Задачник»)

   40 бабушек вошли в автобус. Пятая часть бабушек

   купила билеты,  а остальные заявили,

  что у них проездной.  На самом деле проездной

   был только у семи бабушек.

   Сколько бабушек поехали «зайцами»? (25)

3.     От Григория Остера («Задачник»)

В папиных часах 16 колесиков и 28 разных других мелких деталек. После того,

как Вовочка разобрал, а потом собрал папины часы, половина колесиков

и четверть других мелких деталек в них не поместилась. Сколько теперь колесиков

и сколько других мелких деталек в папиных часах? (8 колёсиков и 12 мелких деталек).

4.     От Джонатана Свифта («Путешествия Гулливера»)

В стране лилипутов размеры – высота, ширина, длина, толщина всех вещей, людей, животных, и т.д. в 12 раз меньше, чем у нас. Лилипуты установили для Гулливера следующую норму отпуска продуктов: «…Ему  будет ежедневно выдаваться столько съестных припасов и напитков, сколько достаточно для прокормления 1728 подданных страны лилипутов». Из какого расчета получили лилипуты такой огромный паек, ведь Гулливер только лишь в 12 раз больше лилипута?

(Лилипуты  –  это уменьшенная точная копия обыкновенного человека

и имеет нормальную пропорцию частей тела. Значит они не

только в 12 раз ниже, но и в 12 раз уже и в 12 раз тоньше Гулливера.

Получается, что объем тела Гулливера в 12*12*12=1728 раз больше лилипута. Именно поэтому ему понадобиться такое количество еды).

 

Вопросы от литературных героев

1.     От барона Мюнхгаузена – находчивого человека, отчаянного враля и фантазёра

   На острове живут два племени: аборигены и пришельцы.   Аборигены всегда говорят правду, а пришельцы всегда врут. Путешественник, приехавший на остров, нанял жителя острова в проводники. Они пошли и увидели другого жителя острова. Путешественник послал проводника узнать, к какому племени принадлежит этот человек. Проводник вернулся и сказал, что он абориген. Кем был проводник: пришельцем или аборигеном? (Абориген)

2.     От робота Вертера

Робот Вертер сделал гирлянду из 24 лампочек и раскрашивает их. Половина лампочек и ещё две – красного цвета. Половина оставшихся и еще одна – жёлтого. Половина нового остатка и ещё две – синего. Остальные – зелёного.

Сколько зелёных лампочек в гирлянде? (0)

3.     От старика Хоттабыча

Положите на стол пустой спичечный коробок и отодвиньте его от себя дуновением.

Это, конечно, будет исполнено без труда. Теперь сделайте обратное: дуновением заставьте коробок приблизиться к себе.

(Попросите кого-нибудь поставить руку ребром позади коробки. Начните дуть

на руку. Струя воздуха, отразившись от руки, ударит в коробок и увлечёт его по направлению к вам).

4.     От Незнайки

Сколько раз можно отнять 6 от 30?

          (Всего один, ведь  в следующий раз вы будете отнимать 6 уже не от 30, а от 24).

 

Вопросы от сказочных персонажей

1.     От Кащея Бессмертного

И сказал Кащей Ивану-царевичу: «Жить тебе до завтрашнего  утра. Утром явишься пред мои очи и задам я тебе задачу про улитку, ползущую по стене моего замка. Не решишь – голову с плеч долой». Запечалился Иван-царевич, пошёл думу думать. Надо бы ему помочь.

Вот эта задача: Улитка каждый день вползает по стене на 7 м вверх и ночью спускается на 4 м вниз. На какой день она, начав от земли достигнет крыши замка, высота которого 19 м?

(К началу пятого дня улитка преодолела 12 м и к концу пятого дня  была на крыше).

2.     От Бабы Яги

Ждала Баба Яга незваных гостей

и решила приготовить им «подарочек» - вырыла круглую  и глубокую яму.

Сколько земли в этой яме, которая  имеет диаметр  3 метра и глубину в 5 метров?

(Уже по факту своего существования яма пустая, иначе она бы не была ямой).

3.     От Ильи Муромца

Какая мера длины изображена на рисунке и чему она равна?

(прямая сажень (примерно 1,5 м) и косая сажень (примерно 2,5 м)

 

4.     От Буратино

http://festival.1september.ru/articles/633740/2.jpgКот Базилио и лиса Алиса бежали наперегонки. Пробежав 143 метра, оказалось, что 20 раз их следы совпали. Шаг лисы Базилио равен 55 см.

Чему равна длина шага лисы Алисы ? (65 см)

 

 

5.     Подведение итогов.  (3 мин.)

Наша игра окончилась, сейчас мы подведём итоги, объявим результаты  и наградим победителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Рефлексия (3 мин.)

Понравилось ли вам игра? Было ли вам интересно? Что нового вы для себя открыли? Что вас удивило?
Надеюсь, что  сегодня вы убедились, что математика может быть весёлой, интересной и привлекательной!

 

 

 

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

понимание  личной ответственность за результаты деятельности.

Познавательные: самооценка на основе критерия успешности.

 

 

 

 

Используемая литература:

1.  http://fb.ru/article/139399/interesnyiy-vopros-na-logiku-slojnyie-voprosyi-na-logiku

2. В.Ю.Сафонова «Задачи поматематике для внеклассной работы в 5-6 классах»,

   Москва, «ВЕНТАНА-ГРАФ», 1994г.

3. Я. И. Перельман «Занимательные задачи»,  Москва, «АСТРЕЛЬ», 2003г.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 – 6 классов игра «Отвечаем головой»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Игра «Отвечаем головой» предназначена для учащихся 5 – 6 классов. Игру можно проводить как внеклассное мероприятие или использовать при проведении Недели математики как соревнование между учащимися 5 – 6 классов. Так же можно использовать фрагменты игры на заключительном уроке в конце четверти. Игра рассчитана на широкий круг учащихся,различный уровень их подготовленности и заинтересованности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 554 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.03.2020 126
    • DOCX 123.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мартынова Наталия Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мартынова Наталия Геннадьевна
    Мартынова Наталия Геннадьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 97265
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 452 человека

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Практические аспекты применения современных технологий при обучении школьников математике в рамках ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 412 человек

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология учебной среды и развития детей: от диагностики к коррекции

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 159 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек