Внеклассное
мероприятие на тему «Человек и власть»
(об
отношении Н.И.Кузнецова с властью в довоенный период)
Автор:
Черемискина Т.А, учитель истории.
·
Класс:
группа обучающихся 9-а
·
Форма внеурочной деятельности:
занятие в музее
·
Место проведения:
музей АМОУ СОШ № 22 им. Н.И.Кузнецова
·
Время:
май
·
Ресурсы:
1.
Литература: Т. Гладков. Досье без ретуши. Кузнецов.
Легенда советской разведки. – М.: «Вече», 2004. – 379 с.; А. Хинштейн. Тайны
Лубянки. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа-Групп», 2008.- 576 с.
2.
Раздаточный материал (Бланки для заполнения – так
называемые «Свидетельства о рождении», «копии паспорта», распечатки фрагментов
текстов по теме из фондов музея, книги из списка литературы или ксерокопии
отдельных станиц из указанной литературы)
3.
Экскурсоводы из числа музейного актива
·
Социальный партнер:
музей школы № 22 им. Н.И.Кузнецова
·
Цель:
сформировать у обучающихся адекватное отношение к поведению людей в условиях тоталитарного
режима на примере известного школьникам героя.
·
Планируемые результаты:
Личностные:
Ø Обучающиеся
проявят учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения задач на разных этапах занятия; ориентацию в нравственном содержании и
смысле поступков людей; эмпатию как понимание чувств людей, живших в тоталитарном
государстве и сопереживание им, будет сформирована личная позиция обучающихся
по отношению к герою, людям, его окружающим, собственное отношение к
мифотворчеству.
Метапредметные:
Ø Ученики
получат дополнительный опыт:
ü осуществления
поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
письменных и устных источников;
ü выделения
существенной информации из разных видов источников; фиксации выборочной
информации (совершенствование умения находить в тексте конкретные сведения,
факты, заданные в явном виде; вычленять содержащиеся в тексте основные
события);
ü проведения
сравнения информации из разных источников;
ü установления
причинно-следственные связей.
Ø Применят
умения:
o адекватно
воспринимать информацию, использовать коммуникативные, прежде всего речевые
средства,
o осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Предметные:
Ø Школьники
смогут пополнить (углубить, преломить) знания о Н.Кузнецове (биографических
фактов, жизненных перипетий Н.Кузнецова в довоенный период); проявить умение
работать с историческими источниками (текстами); умение применять исторические
знания при анализе поступков персонажей; способность излагать свои суждения о
причинах и следствиях.
Ø Отработают
навыки описывать (реконструировать) исторические события в форме устного
сообщения - (результат для активистов музея).
·
Задачи:
1) Смотивировать
обучающихся на работу с историческим материалом из фондов
музея
(через обращение к предыдущему опыту); организовать работу с историческим
материалом, рефлексию, самооценку (посредством ответов на вопросы по теме в
конце занятия).
2) Создать
условия для развития исследовательских, аналитических способностей
обучающихся
(наличие раздаточного материала, сам музей с уникальной определенной
атмосферой, участие в занятии учащихся-краеведов из актива музея, вопросы
педагога, проблемные задания на разных этапах занятия, выдвижение и разрешение
гипотез).
3) Содействовать
развитию умения применять знания (исторических процессов),
полученные
на уроках, в данной конкретной ситуации (при анализе исторических документов,
решении проблемных заданий).
4) Побуждать
школьников к стремлению давать объективную оценку историческому
персонажу
(путем организации беседы по проблемным вопросам на разных этапах занятия).
·
Форма организации познавательного процесса:
занятие, направленное на формирование способов деятельности: (извлечение
информации из разных источников, устный рассказ, заполнение бланков; сравнение
информации; выдвижение и разрешение гипотез; участие в беседе; формулирование и
аргументирование собственной позиции; оценка мероприятия и самооценка).
·
Методы организации и осуществления
познавательной деятельности: 1) словесные (рассказ,
беседа); 2) по степени самостоятельности мышления – проблемно-поисковые; 3)
стимулирования и мотивации – создание атмосферы эмоциональных переживаний; 4)
стимулирование долга и ответственности – упражнения в выполнении требований.
·
Технология -
исследовательской деятельности
·
Ход:
(продолжительность 45 минут)
№
этапа
|
Содержание
|
Затраты
по времени
|
1
|
Актуализация
знаний. Мотивационный этап. Целеполагание.
|
2
минуты
|
2
|
Поиск
информации в книгах Т.Гладкова и А.Хинштейна. Заполнение так называемого
«Свидетельства о рождении».
|
5
минут
|
3
|
Сравнение
информации «Свидетельства о рождении» и паспортных данных. Решение
проблемного задания. (В чем причины различий имени и названий населенных
пунктов?)
|
4
минуты
|
4
|
Устное
сообщение краеведа. Проверка правильности решения задачи.
|
2
минуты
|
5
|
Интеграция
знаний об исторических процессах, полученных на истории с новой информацией,
полученной на занятии. Формулирование гипотезы (мог ли герой участвовать в
тех или иных исторических процессах?)
|
4
минуты
|
6
|
Устное
выступление краеведа. Разрешение гипотезы.
|
3
минуты
|
7
|
Изучение
документов. Анализ источников. Использование ранее полученных знаний.
Формирование и озвучивание собственной позиции. (Оценка специальных
способностей героя, личные мнения о причинах исключения из комсомола и
учебного заведения)
|
9
минут
|
8
|
Устное
информационное сообщение. Получение (преломление) новых знаний о герое
учениками.
|
2
минуты
|
9
|
Работа
с документами из фондов музея (об аресте героя, его попытке оправдаться).
Анализ источников. Формирование собственной позиции по отношению к герою и
его поступкам.
|
6
минут
|
10
|
Рефлексия.
Ответы на вопросы, озвучивание собственного, аргументированного мнения.
|
7
минут
|
11
|
Оценка
мероприятия и самооценка.
|
1
минута
|
·
Мотивационный момент.
Учитель:
Рассмотрим
сегодня взаимоотношения человека и власти в период 20-х – 30-х годов на
конкретном примере взаимоотношения власти и известного всем вам исторического
персонажа.
Какова
будет, на ваш взгляд, цель нашего занятия?
Ученики:
могут сказать: «определить наше отношение к теме
взаимоотношений».
Учитель:
С
кем из политических деятелей ассоциируется у вас власть в этот период?
Определите
имя нашего героя! Человека звали Рудольф Шмидт, Пауль Зиберт, он имел клички:
«Пух», «Колонист». Каково было его настоящее имя?
Ученики:
Власть – это И.В.Сталин, а человек - Н.И.Кузнецов
Активист
музея:
Н.И.Кузнецов
– легендарный партизан-разведчик, наш земляк – уралец, недавно отмечали его
столетний юбилей.
Вы
знаете о нем из уроков истории, посещения школьного музея. Кто-то знает больше,
то-то меньше. Всем известны его подвиги, совершенные под именем обер-лейтенанта
Пауля Зиберта в г. Ровно. О нем написано немало воспоминаний, сняты
документальные и художественные фильмы, установлены памятники в Ровно, Талице.
Но
сегодня исследователи биографии Кузнецова на первый план выдвигают белые пятна
его жизни. Например, остаются не выясненными до конца обстоятельства его
гибели.
Учитель:
Мы
не станем пытаться сделать сенсацию и с ней войти в историю. Мы будем
анализировать известные науке о разведчике факты его детства, юности, времени
становления личности и попробуем определить черты характера нашего героя –
человека без прикрас, без оболочки, которую создавали под госзаказ
идеологические службы в разные периоды нашей отечественной истории.
Есть
притча о том, как группе людей предложили в темноте с разных сторон потрогать
слона. В итоге слона в слоне никто и не распознал. Так и в случае с Кузнецовым.
Всю правду о себе знал только он.
·
Работа по плану.
План.
1) Детство,
школа.
2) В
Талице и Кудымкаре. Первый арест.
3) Агент
ГПУ. Новые аресты.
Учитель:
Логическая
задача.
Определите,
какие качества личности были востребованы в 20-30-е годы в Советском Союзе, и
почему власть могла легко уничтожить тех, кто не принимал «правила игры».
Активист
музея:
Присущие
Н.Кузнецову качества проявлялись под влиянием наследственности, воспитания в
семье, школе, взрослой среде, а поступки совершались – под воздействием
обстоятельств и сформированных черт характера.
Как
часто выдававшему себя за немецкого офицера Н. Кузнецову приходилось
предъявлять «сделанные» ему в Москве, казалось бы, безупречные документы,
удостоверяющие его личность!
Учитель:
А
мы попробуем сами заполнить документы, которые получают все после рождения.
Возьмите наши источники – книги о Кузнецове, заготовленные бланки и выполните
первое задание!
Заполните
«Свидетельство о рождении» нашего героя! Вы найдете нужные вам сведения в
книгах Т.Гладкова и депутата Госдумы, журналиста А.Хинштейна.
Бланк
«Свидетельство о рождении»
Свидетельство о рождении
Ф.И.О.______________________________________
Дата
рождения _______________________________
Место
рождения _____________________________
|
Ф.И.О.
отца ____________________________________________
Ф.И.О.
матери______________________________________
|
Готовый
продукт ученического труда:
Свидетельство о рождении
Ф.И.О.__
Кузнецо́в Никанор Ива́нович _______
Дата
рождения 14 (27) июля 1911 г._________________
Место
рождения д. Зырянка, Екатеринбургский уезд, Пермская губернии
|
Ф.И.О. отца
________ Кузнецов Иван Павлович ____________________________________
Ф.И.О.
матери__ Баженова Анна Петровна ____________________________________
|
Учитель:
А
теперь посмотрите на паспорт. Это не подлинник, а условная форма, но данные, представленные
в нем - подлинны.
Сравните
два документа! Найдите отличия и объясните, с чем они могли быть связаны?
Паспорт
|
Ф.И.О.
Кузнецов Николай Иванович
Дата
рождения: 27 июля 1911 г.
Место
рождения: д. Зырянка Камышловского
уезда
Свердловской области
Ф.И.О.
отца: Кузнецов Иван Павлович
Ф.И.О.
матери: Баженова Анна Петровна
Дата
выдачи: «ХХ» __хххххх___ 1932
г.__
|
Ученики:
Могут
предположить, что изменения связаны изменения с тем, что имя Николай более
современное, найдут, что вместо Екатеринбургского уезда возник Камышловский,
была Пермская губерния, вместо нее возникло новое административное образование
– Свердловская область.
Активист
музея:
Справка:
Паспорта в стране были введены только в 1932 г. и выдавались горожанам. Н.
Кузнецов в 1932 г. уже числился горожанином, он как раз перебирался из
Кудымкара в Свердловск, уже под знакомым нам именем Николай. Имя Никанор ему не
нравилось с детства.
Учитель:
Почему
памятник легендарному разведчику стоит в Талице, а не в Зырянке или в
Камышлове? И при этом все говорят: «Памятник стоит на родине партизана»? Можно
найти ответ в книге или логическим путем!
Ученики:
ищут
ответ в книгах, если не находят, то
Активист
музея:
Прошел
ряд административно-территориальных преобразований, сейчас Зырянка
располагается в Талицком районе.
Учитель:
Какие
исторические события, процессы пришлись на детство и юность Н.Кузнецова?
Я
называю возраст, а вы – называете событие или исторический процесс; а также
выдвигайте гипотезы, мог ли он в нем принять активное участие!
учитель
|
Обучающиеся (выдвижение гипотез)
|
Нике
3 года
|
В
1914 г. началась первая мировая война
|
Ребенок,
не мог участвовать
|
Нике
7 лет
|
В
1918 г. началась гражданская война
|
Гипотетически
мог, если бы сам захотел он – младший школьник, но ни белые, ни красные его
забрать силой не могли в силу возраста
|
Николаю
18 лет
|
1929
г. - год «великого перелома», форсированной индустриализации, массовой
коллективизации, раскулачивания
|
Вполне
сознательный человек, мог участвовать
|
Активист музея:
В
гражданскую войну Ника – ребенок, потому мог оказаться в стане белых или
красных лишь по случайности или вместе с отцом. Отец - зажиточный крестьянин,
старовер, бывший гренадер, за меткую стрельбу награжден серебряным рублем,
часами и кружкой с портретами императора и императрицы. В первую мировую его на
фронт не призвали, поскольку он был единственным кормильцем в семье. В
гражданскую, когда Нике было 7 лет, в соседнем волостном селе Балаир
казаки-каратели порубали шашками мужа тетки со стороны матери, дядю Осю.
Кузнецовы ушли из деревни вместе с отступавшими колчаковцами, при этом белые
отобрали у них лошадей. Позднее отец воевал на стороне красных. Вернулся в
деревню в 1920 г. вступил в коммуну, отдал под избу-читальню две горницы в
своем доме.
Учитель:
Познакомьтесь
с характеристиками или иными документами, которые могли бы быть написаны в
разные годы. Они созданы активистами музея на основании информации из книг о
будущем разведчике разных авторов. После ознакомления с документами прошу вас
ответить на вопросы:
Какие
качества личности Н.Кузнецова вы бы особенно отметили? Что нового вы лично узнали
о герое-партизане? Каково ваше отношение к узнанному о герое?
Характеристика
ученика 4-го класса школы с. Балаир
Кузнецова Ники.
Ника пришел в 4-й класс после обучения дома под
руководством старшей сестры Агафьи Ивановны. Пропусков занятий не допускает,
хотя путь в школу и обратно занимает около 10 км.
Мальчик обладает редкостной памятью, способен
выучить наизусть за вечер столько же стихотворений, сколько мог прочитать. В
письменной речи не допускает грамматических ошибок, устной речью владеет
свободно, мысли выражает четко, слов-паразитов не употребляет, не
сквернословит.
Дата: 1922 г. Подпись:
______________/____________
|
Характеристика
ученика семилетней школы г. Талицы
Кузнецова Ники.
Кузнецов
Ника обучался в школе с осени 1924 г. Мальчик приехал из д. Зырянка, где
осталась его семья.
«Новичок
– собранный мальчик, с большими задатками, подготовлен для учебы хорошо, при
живости характера на удивление внимателен». *
Умело
распоряжался свободным временем, намечал план действий и непременно выполнял
намеченное. Особенных успехов достиг в изучении
немецкого языка. Освоил новоизобретенный международный язык «эсперанто».
Являлся
постоянным посетителем школьной библиотеки, вел запись прочитанных книг,
составлял характеристики литературных героев.
Активно
участвовал в драматическом кружке, в спектаклях одинаково талантливо играл
роли красного комиссара Кошкина и белого поручика Ярового.
Посещал
музыкальный кружок, освоил игру на гармонике и балалайке, пел в хоре и
солировал; любил играть в шашки и шахматы.
Ника – был веселым и общительным мальчиком. Всегда
был аккуратно одет и подтянут.
Дата:
23 июня 1926 г. Подписи: Снегирева А.З., Автократова Н.Н.
*Подлинный
фрагмент.
|
Характеристика
учащегося лесного техникума г. Талицы
Кузнецова Ники.
Бывший учащийся техникума Н.Кузнецов успешно
маскировался, скрывая настоящее происхождение. На деле оказался «негодным
элементом».
За время обучения в техникуме Н. Кузнецов успешно
обучался по всем предметам, был вторым по успехам в математике. Его работы
по черчению были неоднократно представлены на выставках.
Активно участвовал в общественной жизни учебного
заведения: являлся членом комитета профсоюза техникума, членом бюро
комсомольской ячейки, главой ячейки Осовиахима, организатором соревнований,
инициатором сбора средств на постройку самолета «Уральский рабочий». Посещал
занятия в спортклубе «Орленок», кружке эсперанто, участвовал в
военизированных походах, в художественной самодеятельности.
Успешно прошел в 1928 г. практику в лесном
хозяйстве.
Участвовал как сельский комсомолец-активист в
создании коммуны «Красный пахарь» в ходе проводимой партией массовой
коллективизации в 1929 г.
Исключен
из рядов комсомола как выходец из кулацкой семьи, сотрудничавшей с
колчаковцами, за дружбу с «сомнительными элементами».
Дата: 1930 г.
Подписи:
|
Выписка из протокола №4 общего собрания
ячейки ВКП(б) коммуны «Красный пахарь» от 18 ноября 1929 г.
Присутствовало: 10 человек.
Председатель собрания Бычков, секретарь Желнин.
Слушали: письмо тов. Кузнецова Никанора Ивановича,
члена коммуны «Красный пахарь».
Постановили: зачитав письмо тов. Кузнецова, ячейка
дает характеристику Кузнецову. За время его пребывания в коммуне никаких
противоправных поступков замечено не было, всю возложенную работу выполнял
аккуратно и в срок, вел общественную и политпросветработу, в пьянке не
замечен, связи с чуждыми элементами не было, комсомолец примерный, на что и
дается характеристика. Относительно его отца ячейке ничего не известно, и от
этого она воздерживается.
Выписка верна. Секретарь собрания
Желнин.
|
Из письма в окружную контрольную
комиссию Н.Кузнецова:
«Ошибка,
что я якобы скрыл, что сын кулака, участвовавшего в арестах и убийствах
коммунистов. На собрании не слушали - бюро и сразу РК (Прим. РК - райком
комсомола).
Отец
– зажиточный крестьянин, после революции – середняк…
Ни
коровы, ни лошади не было…»
1929
год. Подпись:_______________
|
Учащиеся:
могут
отметить такие черты как: хорошие способности к учебе, специальную способность
к языкам, речь, память, активность во всех делах, целеустремленность, примерное
поведение, общительность и др.
Новое
узнали (то, что он был исключен из комсомола, из техникума за то, что солгал о
своем кулацком происхождении и т.д.). Высказывают свои мнения о том, почему
Кузнецов скрывал факты биографии и т.д.
Учитель:
Почему
положительные характеристики не помогли Н.Кузнецову, почему его исключили из
ВЛКСМ, а затем – за полгода до окончания техникума из учебного заведения?
Учащиеся:
Могут
указать на социальное происхождение, на то, что в 1930-е годы в период
коллективизации и раскулачивания от сталинских репрессий пострадали многие ни в
чем неповинные люди.
Активисты
музея:
Факты
биографии: Весной 1930 г. Н.Кузнецов начал работать в Кудымкаре на должности
таксатора в местном земельном управлении. А в ноябре 1932 г. предстал перед
судом и был приговорен к году исправительных работ по месту работы минус 15
процентов зарплаты «за особо опасные для Союза ССР преступления против порядка
управления» по ст. 59 и 11 УК РСФСР. (На деле - обнаружил, что коллеги
занимаются приписками и «сдал» их милиции. Коллеги получили по 4-8 лет
тюремного заключения).
После
суда Кузнецов некоторое время работал в Коми-Пермяцком многопромсоюзе, затем,
около полугода, в промартели «Красный молот». Участвовал в коллективизации,
подвергался нападениям со стороны крестьян. По версии Теодора Гладкова, именно
его бесстрашное поведение в моменты опасности (а также свободное владение
коми-пермяцким языком) и привлекло внимание оперативников органов
госбезопасности. В 1932 г. Он завербован Коми-Пермяцким окружным отделом ГПУ.
С
этого времени Кузнецов также участвует акциях ОГПУ округа по ликвидации в лесах
бандитских групп (оперативные псевдонимы «Кулик» и «Ученый»), «разрабатывал»
ссыльных эсеров: фиксировал все, сказанное врагами, передавая потом чекистам.
С
1934 года его как агента-маршрутника направляют в Юрлинский район, где прошли
два крупных восстания крестьян. Кузнецов ходит по селам, выдает себя за кулака
или учителя эсера и агитирует собеседников к вооруженной борьбе против
советской власти.
3
октября 1934 г. его арестовывают и помещают во внутреннюю тюрьму Свердловского
НКВД, обвиняя его в том, что он «сообщал провокационные сведения на ряд лиц,
другими словами, сознательно оговаривал невиновных, по сути, обрекая их не
гибель.
Учитель:
Предлагаю
поработать с копиями двух подлинных документов! Это Характеристика на
арестованного и Заявление Н.Кузнецова на имя начальника управления НКВД по
Свердловской области.
(См. Приложение)
Ответьте
на вопросы: Как характеризуют эти источники Н.Кузнецова?
Какие
выводы об обстановке в стране вы можете сделать? Почему Н.Кузнецов был
освобожден?
Ученики:
Могут
сказать о репрессиях тех лет, о том, что человек был бессилен бороться против
государства; не исключением был и наш герой. Освобожден, потому что агент со
знаниями немецкого языка был необходим спецслужбам в условиях роста
международной напряженности и нарастания агрессивности как мировой тенденции.
Активист
музея:
Депутат
ГД А.Хинштейн пишет, что «липовщина», в которой признавался Н.Кузнецов, скоро
захлестнет всю страну, доносы будут поощряться и доноса будет достаточно для
осуждения врага.
Если
бы Н.Кузнецов оговаривал невинных людей чуть позднее, то он считался бы
инициативным и исполнительным. Но массовые репрессии, как известно, начнутся
после убийства Кирова, это будет в декабре 1934. А пока – на дворе октябрь, и в
НКВД оставались еще честные сотрудники, для которых практика оговоров казалась
дикостью.
В
тюрьме Н.Кузнецов просидел недолго, после многочисленных заявлений, в которых
он просил разрешить ему искупить свою вину, он был выпущен на волю. И сразу
после освобождения он был переведен в областное управление НКВД.
Анкетные
данные Кузнецова (судимость, исключение из комсомола) не располагали к приему
его в центральный аппарат спецслужб. Однако сложная политическая обстановка в
мире и необходимость получения оперативной информации об этой обстановке, заставили
начальника советской контрразведки Павла Васильевича Федотова
взять на себя ответственность и принять Кузнецова на работу в органы
госбезопасности. Начиналась новая жизнь, которая приведет его к немеркнущей
славе героя-разведчика.
Закрепление.
Учитель:
1. Назовите
основные черты общественной жизни в СССР в 20-30-е годы, на которые пришлась
пора детства и юности будущего разведчика.
2. Какие
человеческие качества были востребованы в то время обществом и государством?
3. Какие
качества личности Н.Кузнецова делали его похожим на множество других советских
граждан?
4. Каково
ваше отношение к его поступкам?
5. Какие
его качества являлись неповторимыми, уникальными, востребованными только у
определенных органов?
6. Какие
черты его личности помогли ему во время войны выполнить свою миссию в тылу
врага, стать героем, легендой?
7. Вы
за то, чтобы вокруг имени сохранялись мифы или за поиски правдивой информации?
8. Не
повредит ли обществу эта правда, когда и так с пьедесталов рушат бывших
кумиров, и не остается образцов для подражания особенно молодому поколению?
9. Насколько
полезным (бесполезным) для вас был музейный урок?
10. Какую
оценку вы поставите нашему занятию и себе за участие в нем?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.