Главная / История / Внеклассное мероприятие по истории на тему "Человек и власть". (9 класс)

Внеклассное мероприятие по истории на тему "Человек и власть". (9 класс)



Внеклассное мероприятие на тему «Человек и власть»

(об отношении Н.И.Кузнецова с властью в довоенный период)

Автор: Черемискина Т.А, учитель истории.

  • Класс: группа обучающихся 9-а

  • Форма внеурочной деятельности: занятие в музее

  • Место проведения: музей АМОУ СОШ № 22 им. Н.И.Кузнецова

  • Время: май

  • Ресурсы:

  1. Литература: Т. Гладков. Досье без ретуши. Кузнецов. Легенда советской разведки. – М.: «Вече», 2004. – 379 с.; А. Хинштейн. Тайны Лубянки. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа-Групп», 2008.- 576 с.

  2. Раздаточный материал (Бланки для заполнения – так называемые «Свидетельства о рождении», «копии паспорта», распечатки фрагментов текстов по теме из фондов музея, книги из списка литературы или ксерокопии отдельных станиц из указанной литературы)

  3. Экскурсоводы из числа музейного актива

  • Социальный партнер: музей школы № 22 им. Н.И.Кузнецова

  • Цель: сформировать у обучающихся адекватное отношение к поведению людей в условиях тоталитарного режима на примере известного школьникам героя.

  • Планируемые результаты:

Личностные:

  • Обучающиеся проявят учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задач на разных этапах занятия; ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков людей; эмпатию как понимание чувств людей, живших в тоталитарном государстве и сопереживание им, будет сформирована личная позиция обучающихся по отношению к герою, людям, его окружающим, собственное отношение к мифотворчеству.

Метапредметные:

  • Ученики получат дополнительный опыт:

  • осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием письменных и устных источников;

  • выделения существенной информации из разных видов источников; фиксации выборочной информации (совершенствование умения находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; вычленять содержащиеся в тексте основные события);

  • проведения сравнения информации из разных источников;

  • установления причинно-следственные связей.

  • Применят умения:

    • адекватно воспринимать информацию, использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства,

    • осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Предметные:

  • Школьники смогут пополнить (углубить, преломить) знания о Н.Кузнецове (биографических фактов, жизненных перипетий Н.Кузнецова в довоенный период); проявить умение работать с историческими источниками (текстами); умение применять исторические знания при анализе поступков персонажей; способность излагать свои суждения о причинах и следствиях.

  • Отработают навыки описывать (реконструировать) исторические события в форме устного сообщения - (результат для активистов музея).

  • Задачи:

  1. Смотивировать обучающихся на работу с историческим материалом из фондов

музея (через обращение к предыдущему опыту); организовать работу с историческим материалом, рефлексию, самооценку (посредством ответов на вопросы по теме в конце занятия).

  1. Создать условия для развития исследовательских, аналитических способностей

обучающихся (наличие раздаточного материала, сам музей с уникальной определенной атмосферой, участие в занятии учащихся-краеведов из актива музея, вопросы педагога, проблемные задания на разных этапах занятия, выдвижение и разрешение гипотез).

  1. Содействовать развитию умения применять знания (исторических процессов),

полученные на уроках, в данной конкретной ситуации (при анализе исторических документов, решении проблемных заданий).

  1. Побуждать школьников к стремлению давать объективную оценку историческому

персонажу (путем организации беседы по проблемным вопросам на разных этапах занятия).

  • Форма организации познавательного процесса: занятие, направленное на формирование способов деятельности: (извлечение информации из разных источников, устный рассказ, заполнение бланков; сравнение информации; выдвижение и разрешение гипотез; участие в беседе; формулирование и аргументирование собственной позиции; оценка мероприятия и самооценка).

  • Методы организации и осуществления познавательной деятельности: 1) словесные (рассказ, беседа); 2) по степени самостоятельности мышления – проблемно-поисковые; 3) стимулирования и мотивации – создание атмосферы эмоциональных переживаний; 4) стимулирование долга и ответственности – упражнения в выполнении требований.

  • Технология - исследовательской деятельности

  • Ход: (продолжительность 45 минут)

этапа

Содержание

Затраты по времени

1

Актуализация знаний. Мотивационный этап. Целеполагание.

2 минуты

2

Поиск информации в книгах Т.Гладкова и А.Хинштейна. Заполнение так называемого «Свидетельства о рождении».

5 минут

3

Сравнение информации «Свидетельства о рождении» и паспортных данных. Решение проблемного задания. (В чем причины различий имени и названий населенных пунктов?)

4 минуты

4

Устное сообщение краеведа. Проверка правильности решения задачи.

2 минуты

5

Интеграция знаний об исторических процессах, полученных на истории с новой информацией, полученной на занятии. Формулирование гипотезы (мог ли герой участвовать в тех или иных исторических процессах?)

4 минуты

6

Устное выступление краеведа. Разрешение гипотезы.

3 минуты

7

Изучение документов. Анализ источников. Использование ранее полученных знаний. Формирование и озвучивание собственной позиции. (Оценка специальных способностей героя, личные мнения о причинах исключения из комсомола и учебного заведения)

9 минут

8

Устное информационное сообщение. Получение (преломление) новых знаний о герое учениками.

2 минуты

9

Работа с документами из фондов музея (об аресте героя, его попытке оправдаться). Анализ источников. Формирование собственной позиции по отношению к герою и его поступкам.

6 минут

10

Рефлексия. Ответы на вопросы, озвучивание собственного, аргументированного мнения.

7 минут

11

Оценка мероприятия и самооценка.

1 минута


  • Мотивационный момент.

Учитель:

Рассмотрим сегодня взаимоотношения человека и власти в период 20-х – 30-х годов на конкретном примере взаимоотношения власти и известного всем вам исторического персонажа.

Какова будет, на ваш взгляд, цель нашего занятия?

Ученики: могут сказать: «определить наше отношение к теме взаимоотношений».

Учитель:

С кем из политических деятелей ассоциируется у вас власть в этот период?

Определите имя нашего героя! Человека звали Рудольф Шмидт, Пауль Зиберт, он имел клички: «Пух», «Колонист». Каково было его настоящее имя?

Ученики: Власть – это И.В.Сталин, а человек - Н.И.Кузнецов

Активист музея:

Н.И.Кузнецов – легендарный партизан-разведчик, наш земляк – уралец, недавно отмечали его столетний юбилей.

Вы знаете о нем из уроков истории, посещения школьного музея. Кто-то знает больше, то-то меньше. Всем известны его подвиги, совершенные под именем обер-лейтенанта Пауля Зиберта в г. Ровно. О нем написано немало воспоминаний, сняты документальные и художественные фильмы, установлены памятники в Ровно, Талице.

Но сегодня исследователи биографии Кузнецова на первый план выдвигают белые пятна его жизни. Например, остаются не выясненными до конца обстоятельства его гибели.

Учитель:

Мы не станем пытаться сделать сенсацию и с ней войти в историю. Мы будем анализировать известные науке о разведчике факты его детства, юности, времени становления личности и попробуем определить черты характера нашего героя – человека без прикрас, без оболочки, которую создавали под госзаказ идеологические службы в разные периоды нашей отечественной истории.

Есть притча о том, как группе людей предложили в темноте с разных сторон потрогать слона. В итоге слона в слоне никто и не распознал. Так и в случае с Кузнецовым. Всю правду о себе знал только он.

  • Работа по плану.

План.

  1. Детство, школа.

  2. В Талице и Кудымкаре. Первый арест.

  3. Агент ГПУ. Новые аресты.

Учитель:

Логическая задача.

Определите, какие качества личности были востребованы в 20-30-е годы в Советском Союзе, и почему власть могла легко уничтожить тех, кто не принимал «правила игры».

Активист музея:

Присущие Н.Кузнецову качества проявлялись под влиянием наследственности, воспитания в семье, школе, взрослой среде, а поступки совершались – под воздействием обстоятельств и сформированных черт характера.

Как часто выдававшему себя за немецкого офицера Н. Кузнецову приходилось предъявлять «сделанные» ему в Москве, казалось бы, безупречные документы, удостоверяющие его личность!

Учитель:

А мы попробуем сами заполнить документы, которые получают все после рождения. Возьмите наши источники – книги о Кузнецове, заготовленные бланки и выполните первое задание!

Заполните «Свидетельство о рождении» нашего героя! Вы найдете нужные вам сведения в книгах Т.Гладкова и депутата Госдумы, журналиста А.Хинштейна.

Бланк «Свидетельство о рождении»

Свидетельство о рождении

Ф.И.О.______________________________________

Дата рождения _______________________________

Место рождения _____________________________


Ф.И.О. отца ____________________________________________

Ф.И.О. матери______________________________________


Готовый продукт ученического труда:

Свидетельство о рождении

Ф.И.О.__ Кузнецо́в Никанор Ива́нович _______

Дата рождения 14 (27) июля 1911 г._________________

Место рождения д. Зырянка, Екатеринбургский уезд, Пермская губернии


Ф.И.О. отца ________ Кузнецов Иван Павлович ____________________________________

Ф.И.О. матери__ Баженова Анна Петровна ____________________________________


Учитель:

А теперь посмотрите на паспорт. Это не подлинник, а условная форма, но данные, представленные в нем - подлинны.

Сравните два документа! Найдите отличия и объясните, с чем они могли быть связаны?

Паспорт


Ф.И.О. Кузнецов Николай Иванович

Дата рождения: 27 июля 1911 г.

Место рождения: д. Зырянка Камышловского уезда

Свердловской области

М.П.

Ф.И.О. отца: Кузнецов Иван Павлович

Ф.И.О. матери: Баженова Анна Петровна


Дата выдачи: «ХХ» __хххххх___ 1932 г.__


Ученики:

Могут предположить, что изменения связаны изменения с тем, что имя Николай более современное, найдут, что вместо Екатеринбургского уезда возник Камышловский, была Пермская губерния, вместо нее возникло новое административное образование – Свердловская область.

Активист музея:

Справка: Паспорта в стране были введены только в 1932 г. и выдавались горожанам. Н. Кузнецов в 1932 г. уже числился горожанином, он как раз перебирался из Кудымкара в Свердловск, уже под знакомым нам именем Николай. Имя Никанор ему не нравилось с детства.

Учитель:

Почему памятник легендарному разведчику стоит в Талице, а не в Зырянке или в Камышлове? И при этом все говорят: «Памятник стоит на родине партизана»? Можно найти ответ в книге или логическим путем!

Ученики:

ищут ответ в книгах, если не находят, то

Активист музея:

Прошел ряд административно-территориальных преобразований, сейчас Зырянка располагается в Талицком районе.

Учитель:

Какие исторические события, процессы пришлись на детство и юность Н.Кузнецова?

Я называю возраст, а вы – называете событие или исторический процесс; а также выдвигайте гипотезы, мог ли он в нем принять активное участие!

учитель

Обучающиеся (выдвижение гипотез)

Нике 3 года

В 1914 г. началась первая мировая война

Ребенок, не мог участвовать

Нике 7 лет

В 1918 г. началась гражданская война

Гипотетически мог, если бы сам захотел он – младший школьник, но ни белые, ни красные его забрать силой не могли в силу возраста

Николаю 18 лет

1929 г. - год «великого перелома», форсированной индустриализации, массовой коллективизации, раскулачивания

Вполне сознательный человек, мог участвовать

Активист музея:

В гражданскую войну Ника – ребенок, потому мог оказаться в стане белых или красных лишь по случайности или вместе с отцом. Отец - зажиточный крестьянин, старовер, бывший гренадер, за меткую стрельбу награжден серебряным рублем, часами и кружкой с портретами императора и императрицы. В первую мировую его на фронт не призвали, поскольку он был единственным кормильцем в семье. В гражданскую, когда Нике было 7 лет, в соседнем волостном селе Балаир казаки-каратели порубали шашками мужа тетки со стороны матери, дядю Осю. Кузнецовы ушли из деревни вместе с отступавшими колчаковцами, при этом белые отобрали у них лошадей. Позднее отец воевал на стороне красных. Вернулся в деревню в 1920 г. вступил в коммуну, отдал под избу-читальню две горницы в своем доме.

Учитель:

Познакомьтесь с характеристиками или иными документами, которые могли бы быть написаны в разные годы. Они созданы активистами музея на основании информации из книг о будущем разведчике разных авторов. После ознакомления с документами прошу вас ответить на вопросы:

Какие качества личности Н.Кузнецова вы бы особенно отметили? Что нового вы лично узнали о герое-партизане? Каково ваше отношение к узнанному о герое?

Характеристика

ученика 4-го класса школы с. Балаир

Кузнецова Ники.

Ника пришел в 4-й класс после обучения дома под руководством старшей сестры Агафьи Ивановны. Пропусков занятий не допускает, хотя путь в школу и обратно занимает около 10 км.

Мальчик обладает редкостной памятью, способен выучить наизусть за вечер столько же стихотворений, сколько мог прочитать. В письменной речи не допускает грамматических ошибок, устной речью владеет свободно, мысли выражает четко, слов-паразитов не употребляет, не сквернословит.

Дата: 1922 г. Подпись: ______________/____________




Характеристика

ученика семилетней школы г. Талицы

Кузнецова Ники.

Кузнецов Ника обучался в школе с осени 1924 г. Мальчик приехал из д. Зырянка, где осталась его семья.

«Новичок – собранный мальчик, с большими задатками, подготовлен для учебы хорошо, при живости характера на удивление внимателен». *

Умело распоряжался свободным временем, намечал план действий и непременно выполнял намеченное. Особенных успехов достиг в изучении немецкого языка. Освоил новоизобретенный международный язык «эсперанто».

Являлся постоянным посетителем школьной библиотеки, вел запись прочитанных книг, составлял характеристики литературных героев.

Активно участвовал в драматическом кружке, в спектаклях одинаково талантливо играл роли красного комиссара Кошкина и белого поручика Ярового.

Посещал музыкальный кружок, освоил игру на гармонике и балалайке, пел в хоре и солировал; любил играть в шашки и шахматы.

Ника – был веселым и общительным мальчиком. Всегда был аккуратно одет и подтянут.


Дата: 23 июня 1926 г. Подписи: Снегирева А.З., Автократова Н.Н.


*Подлинный фрагмент.


Характеристика

учащегося лесного техникума г. Талицы

Кузнецова Ники.

Бывший учащийся техникума Н.Кузнецов успешно маскировался, скрывая настоящее происхождение. На деле оказался «негодным элементом».

За время обучения в техникуме Н. Кузнецов успешно обучался по всем предметам, был вторым по успехам в математике. Его работы по черчению были неоднократно представлены на выставках.

Активно участвовал в общественной жизни учебного заведения: являлся членом комитета профсоюза техникума, членом бюро комсомольской ячейки, главой ячейки Осовиахима, организатором соревнований, инициатором сбора средств на постройку самолета «Уральский рабочий». Посещал занятия в спортклубе «Орленок», кружке эсперанто, участвовал в военизированных походах, в художественной самодеятельности.

Успешно прошел в 1928 г. практику в лесном хозяйстве.

Участвовал как сельский комсомолец-активист в создании коммуны «Красный пахарь» в ходе проводимой партией массовой коллективизации в 1929 г.

Исключен из рядов комсомола как выходец из кулацкой семьи, сотрудничавшей с колчаковцами, за дружбу с «сомнительными элементами».

Дата: 1930 г. Подписи:




Выписка из протокола №4 общего собрания ячейки ВКП(б) коммуны «Красный пахарь» от 18 ноября 1929 г.

Присутствовало: 10 человек.

Председатель собрания Бычков, секретарь Желнин.

Слушали: письмо тов. Кузнецова Никанора Ивановича, члена коммуны «Красный пахарь».

Постановили: зачитав письмо тов. Кузнецова, ячейка дает характеристику Кузнецову. За время его пребывания в коммуне никаких противоправных поступков замечено не было, всю возложенную работу выполнял аккуратно и в срок, вел общественную и политпросветработу, в пьянке не замечен, связи с чуждыми элементами не было, комсомолец примерный, на что и дается характеристика. Относительно его отца ячейке ничего не известно, и от этого она воздерживается.

Выписка верна. Секретарь собрания Желнин.




Из письма в окружную контрольную комиссию Н.Кузнецова:

«Ошибка, что я якобы скрыл, что сын кулака, участвовавшего в арестах и убийствах коммунистов. На собрании не слушали - бюро и сразу РК (Прим. РК - райком комсомола).

Отец – зажиточный крестьянин, после революции – середняк…

Ни коровы, ни лошади не было…»

1929 год. Подпись:_______________

Учащиеся:

могут отметить такие черты как: хорошие способности к учебе, специальную способность к языкам, речь, память, активность во всех делах, целеустремленность, примерное поведение, общительность и др.

Новое узнали (то, что он был исключен из комсомола, из техникума за то, что солгал о своем кулацком происхождении и т.д.). Высказывают свои мнения о том, почему Кузнецов скрывал факты биографии и т.д.

Учитель:

Почему положительные характеристики не помогли Н.Кузнецову, почему его исключили из ВЛКСМ, а затем – за полгода до окончания техникума из учебного заведения?

Учащиеся:

Могут указать на социальное происхождение, на то, что в 1930-е годы в период коллективизации и раскулачивания от сталинских репрессий пострадали многие ни в чем неповинные люди.

Активисты музея:

Факты биографии: Весной 1930 г. Н.Кузнецов начал работать в Кудымкаре на должности таксатора в местном земельном управлении. А в ноябре 1932 г. предстал перед судом и был приговорен к году исправительных работ по месту работы минус 15 процентов зарплаты «за особо опасные для Союза ССР преступления против порядка управления» по ст. 59 и 11 УК РСФСР. (На деле - обнаружил, что коллеги занимаются приписками и «сдал» их милиции. Коллеги получили по 4-8 лет тюремного заключения).

После суда Кузнецов некоторое время работал в Коми-Пермяцком многопромсоюзе, затем, около полугода, в промартели «Красный молот». Участвовал в коллективизации, подвергался нападениям со стороны крестьян. По версии Теодора Гладкова, именно его бесстрашное поведение в моменты опасности (а также свободное владение коми-пермяцким языком) и привлекло внимание оперативников органов госбезопасности. В 1932 г. Он завербован Коми-Пермяцким окружным отделом ГПУ.

С этого времени Кузнецов также участвует акциях ОГПУ округа по ликвидации в лесах бандитских групп (оперативные псевдонимы «Кулик» и «Ученый»), «разрабатывал» ссыльных эсеров: фиксировал все, сказанное врагами, передавая потом чекистам.

С 1934 года его как агента-маршрутника направляют в Юрлинский район, где прошли два крупных восстания крестьян. Кузнецов ходит по селам, выдает себя за кулака или учителя эсера и агитирует собеседников к вооруженной борьбе против советской власти.

3 октября 1934 г. его арестовывают и помещают во внутреннюю тюрьму Свердловского НКВД, обвиняя его в том, что он «сообщал провокационные сведения на ряд лиц, другими словами, сознательно оговаривал невиновных, по сути, обрекая их не гибель.

Учитель:

Предлагаю поработать с копиями двух подлинных документов! Это Характеристика на арестованного и Заявление Н.Кузнецова на имя начальника управления НКВД по Свердловской области.

(См. Приложение)

Ответьте на вопросы: Как характеризуют эти источники Н.Кузнецова?

Какие выводы об обстановке в стране вы можете сделать? Почему Н.Кузнецов был освобожден?

Ученики:

Могут сказать о репрессиях тех лет, о том, что человек был бессилен бороться против государства; не исключением был и наш герой. Освобожден, потому что агент со знаниями немецкого языка был необходим спецслужбам в условиях роста международной напряженности и нарастания агрессивности как мировой тенденции.

Активист музея:

Депутат ГД А.Хинштейн пишет, что «липовщина», в которой признавался Н.Кузнецов, скоро захлестнет всю страну, доносы будут поощряться и доноса будет достаточно для осуждения врага.

Если бы Н.Кузнецов оговаривал невинных людей чуть позднее, то он считался бы инициативным и исполнительным. Но массовые репрессии, как известно, начнутся после убийства Кирова, это будет в декабре 1934. А пока – на дворе октябрь, и в НКВД оставались еще честные сотрудники, для которых практика оговоров казалась дикостью.

В тюрьме Н.Кузнецов просидел недолго, после многочисленных заявлений, в которых он просил разрешить ему искупить свою вину, он был выпущен на волю. И сразу после освобождения он был переведен в областное управление НКВД.

Анкетные данные Кузнецова (судимость, исключение из комсомола) не располагали к приему его в центральный аппарат спецслужб. Однако сложная политическая обстановка в мире и необходимость получения оперативной информации об этой обстановке, заставили начальника советской контрразведки Павла Васильевича Федотова взять на себя ответственность и принять Кузнецова на работу в органы госбезопасности. Начиналась новая жизнь, которая приведет его к немеркнущей славе героя-разведчика.

Закрепление.

Учитель:

  1. Назовите основные черты общественной жизни в СССР в 20-30-е годы, на которые пришлась пора детства и юности будущего разведчика.

  2. Какие человеческие качества были востребованы в то время обществом и государством?

  3. Какие качества личности Н.Кузнецова делали его похожим на множество других советских граждан?

  4. Каково ваше отношение к его поступкам?

  5. Какие его качества являлись неповторимыми, уникальными, востребованными только у определенных органов?

  6. Какие черты его личности помогли ему во время войны выполнить свою миссию в тылу врага, стать героем, легендой?

  7. Вы за то, чтобы вокруг имени сохранялись мифы или за поиски правдивой информации?

  8. Не повредит ли обществу эта правда, когда и так с пьедесталов рушат бывших кумиров, и не остается образцов для подражания особенно молодому поколению?

  9. Насколько полезным (бесполезным) для вас был музейный урок?

  10. Какую оценку вы поставите нашему занятию и себе за участие в нем?



Внеклассное мероприятие по истории на тему "Человек и власть". (9 класс)
  • История
Описание:

"Человек и власть". Внеклассное мероприятие в 9 классе на базе музея школы, носящей имя легендарного советского разведчика Н.И.Кузнецова, приурочено к юбилею победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и посвящено герою. Однако разговор старшеклассников - не о мужестве и героизме земляка-уральца.

Тема занятия "Человек и власть" - об отношении власти и Н.И.Кузнецова в довоенные годы. Зная героя из уроков истории и посещения экскурсий в музей как неуловимого и находчивого обер-лейтенанта Пауля Зиберта, отдавшего жизнь в борьбе с фашистскими оккупантами, на занятии школьники создают иной образ - человека без прикрас, без той оболочки, которую создавали идеологические службы. Работая с историческими документами и материалами из фонда и экспозиции музея, старшеклассники под руководством педагога и активистов музея отвечают на вопросы от том, почему вдруг Никанор Кузнецов стал Николаем, за что его исключили из комсомола. Кто-то из участников сделает для себя открытие: оказывается, в 1934 году будущий разведчик был арестован и заключен в областную тюрьму Свердловского НКВД, а после отпущен на свободу только потому, что в условиях роста международной напряженности спецслужбам нужен был такой агент с блестящим знанием немецкого языка.

Задачей музейного урока является не стремление поразить учеников сенсацией, но формирование у них способности формировать личное отношение к фактам истории, выносить объективные оценочные суждения об исторических персонажах, отказываясь от идеологических штампов.

Серьезным мотивационным моментом урока является тот факт, что один из используемых на занятии источников, - книга журналиста А.Хинштейна, более известного старшеклассникам своей деятельностью в должности депутата Государственной Думы, участием в телевизионных ток-шоу и парламентских дебатах. Сравнение сведений о герое из книг Т.Гладкова и А.Хинштейна помогает осознать участникам мероприятия, как эпоха, исторический момент влияют на подходы к освещению и оценки процессов, событий и персоналий, как меняются интерпретации одних и тех же событий в зависимости от многочисленных социальных факторов.

Занятие пробуждает у выпускников интерес к историческому прошлому, а также -к научно-исследовательской работе,

Автор Черемискина Тамара Антоновна
Дата добавления 12.09.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 440
Номер материала MA-060690
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓