Главная / Химия / Внеклассное мероприятие по химии "Химическое сражение"

Внеклассное мероприятие по химии "Химическое сражение"

Название документа Химическое сражение.docx

Химическое сражение.

Цели и задачи:

Обучающие:

  • систематизировать знания учащихся о химических веществах, используемые в годы войны;

  • разъяснить учащимся о трудностях работ химической промышленности в военные годы;

  • реализовать межпредметные связи химии, биологии и истории.


Развивающие:

  • развивать у учащихся интерес к предмету;

  • развивать логическое мышление учащихся;

  • развивать зрительную память и наблюдательность.


Воспитательные:

  • воспитывать гражданство и патриотизм;

  • воспитывать у школьников любовь к родной стране, чувство гордости за победителей войны.


Используемое оборудование:

Технические средства:

  • компьютер

  • проектор

  • интерактивная доска


Оборудование и реактивы:

  • выставка книг о войне

  • реактивы: перманганат калия, порошок угля, порошок железа

  • посуда: тигель, штатив, стеклянная палочка

  • противогазы

Используемые ЦОР:

  • видеоопыты "зажигательная смесь", "адсорбция угля"

  • музыкальные фрагменты "Священная война" и "День Победы"


Краткое описание: Внеклассное мероприятие "Химическое сражение" показывает развитие химии в военные годы, значительный вклад ученых-химиков в приближении победы над фашизмом.


Ход мероприятия:


Учитель химии (на фоне музыки “Священная война”).

1-й слайд: Сегодняшнее мероприятие посвящается развитию химии в военные годы. Успехи химической промышленности во многом определялись деятельностью научно-исследовательских учреждений того времени. Ведущая роль принадлежала химическим институтам АН СССР. В системе химической промышленности насчитывалось 30 научно-исследовательских институтов. К началу войны химическая промышленность располагала высокоразвитой научно-технической базой, способной в кратчайший срок решать задачи, связанные с требованиями обороны нашей страны и обеспечить нашу армию необходимой продукцией.

2-й слайд: Эпиграфом для нашего мероприятия мы выбрали слова академика Александр Евгеньевич Ферсмана из его выступления на антифашистском митинге советских ученых в 1941 году в городе Москве:

Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. И на нас лежит ответственность за обеспечение стратегическим сырьем. Необходимо помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтоб скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды.”


3-й слайд: Класс делится на две команды, придумывают название, выбирают капитана команды и представляют свою команду. Первый конкурс представление команд.


  1. Представление команд. (Жюри оценивает максимально 5 баллов)


  1. Разминка (4-й слайд)

Каждой команде по очереди учитель задает вопросы.

Оценивание жюри: Каждый правильный ответ на вопрос оценивается жюри 1 баллом.(см. приложение 2)


  • Вещество какого химического элемента используют в фильтрах противогазов? (Углерод - уголь)

  • Какой химический элемент входит в состав тротила? (азот)

  • Как называются сложное химическое вещество, которое выделяется надпочечниками у солдат перед боем? (адреналин)

  • Как называется сплав из меди + олова + алюминия, из которого изготавливают памятники воинам? ( бронзовая)

  • Какая медаль обладает бактерицидным свойством? (серебряная)

  • Какой химический элемент во время войны использовании как составную часть отравляющих веществ? (мышьяк)

  • Этот металл называют смертоносным металлом (свинец)

  • Какой химический элемент использовали в бомбах, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки? (уран)

  • В каком году произошла бомбардировка этих городов? (1945 г.)

  • Какое химическое явление лежит в основе использования активированного угля в противогазе. (Адсорбция)

  • Благодаря легкости и коррозионной стойкости этого металла его применяли еще в годы войны в самолетостроении (алюминий)

  • Благодаря тугоплавкости (самой высокой температуре плавления) твердости этого металла его еще в годы войны применяли для изготовления танковой брони. (вольфрам)


  1. Грамотей (5-й слайд)

Командам выдается список слов с пропущенными буквами. Необходимо вставить правильные буквы.


Л…б…р…торный штати…

П…р… …дическая таблица

Эл…ктр…л…тическая д…с…оциация

А…бестовая сетка

Л…гирован…ая сталь

Ал……тропия

Ч…лийская с…литра


Оценивание жюри: Жюри оценивает данный конкурс по количеству ошибок. Дополнительный балл в этом конкурсе получит та команда, которая сможет написать формулу последнего вещества.

Пока жюри проверяет слова с пропущенными буквами, учитель предлагает обучающимся с помощью маркера на интерактивной доске вставить пропущенные буквы для проверки и закрепления правописания.


  1. Морской бой (6-й слайд)

Заранее (за несколько дней до мероприятия) обучающимся было дано задание почитать в дополнительной литературе о великих ученых-химиках и биологах, которые сделали величайшие открытия и изобретения, которые широко использовались на фронте для победы над фашизмом (см. Приложение 1).

Данный конкурс заключается в том, что команды по очереди должны выбирать вопрос на экране (пересечение буквы-цифры), по ссылке в презентации переходят на слайд с вопросом, на который должны ответить.


Оценивание жюри: Каждый правильный ответ оценивается жюри в 1-2 баллами.


  1. Коктейль Молотова (16-й слайд)


Учитель: Чтобы перейти к следующему этапу нашего сражения, окунемся ненадолго в историю…

  • Что представляет собой бутылка КС? (Качурина–Солодовникова)

  • (17-й слайд) Это обыкновенная бутылка с горючей смесью (концентрированная серная кислота, бертолетова соль, сахарная пудра)

  • Это химическое устройство уничтожало немецкую технику во время войны.

  • Общее название таких бутылок с зажигательными смесями – «Коктейли Молотова» Название «коктейль Молотова» произошло от имени председателя Совнаркома и министра иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова. По одной версии, бутылки с горючей смесью стали изготавливать на финских алкогольных заводах по приказу властей с формулировкой «Нам нужна жидкость, которая долго горит, и плохо тухнет». Это произошло после того, как Молотов обмолвился в одном из выступлений, что «Уже завтра мы будем ужинать в Хельсинках». Во время Зимней войны финская армия стала использовать такие бутылки как противотанковое средство. Советско-финская война (1939—1940)

  • (18-й слайд)С точки зрения процессов окисления и восстановления – это какие реакции? (ОВР)

Задание:

  1. Уравнять

  2. У первых двух химических реакций записать химический элемент, являющийся окислителем и восстановителем

  • 3KClO3 + H2SO4 = 2ClO2 + KСlO4 + K2SO4 + H2O (окислитель – Cl, восстановитель – Сl)

  • 2ClO2 = Cl2 + 2O2 (окислитель – Cl, восстановитель – O)

  • C12H22O11 + 12O2 = 12CO2 + 11H2O


Оценивание жюри: Правильно уравненная 1-я и 2-я хим.реакция – 1 балл; 3-я хим.реакция – 2 балла; Правильно указаны окислители (0,5 балла) и восстановители (0,5 балла) в реакции.


  1. Тротиловая бомба (19-й слайд)

Учитель: Данный конкурс нацелен на проверку умений обучающихся делать расчеты по химическим формулам.

Тротил – вещество, широко использующееся в бомбах во время войны.

Формула такого вещества - C6H2CH3(NO2)3



D:\Личная\РАБОТА\Неделя\2014-2015\250px-Trinitrotoluene.svg.png



Задание:

Расчитать массовую долю азота в этом веществе (18,5%)

D:\Личная\РАБОТА\Неделя\2014-2015\12_html_m439b8dd5.gifОтвет: W(N)=18,5%


Оценивание жюри: От 1 до 5 баллов (если написана формула расчета и показан математический расчет).

Пока жюри проверяет расчеты команд, учитель предлагает обучающимся с помощью маркера на интерактивной доске произвести расчет данной задачи.



  1. Путь к Победе (20-й слайд)


Учитель: Вы уже успели накопить большой багаж знаний по химии. Чтобы это доказать, вам необходимо сделать рисунок, используя эти знания. Вы должны соединять символы химических элементов, причем у каждого элемента написать номер своего шага.

D:\Личная\РАБОТА\Неделя\2014-2015\soedini-tsifryi.jpg


D:\Личная\РАБОТА\Неделя\2014-2015\soedini-tsifryi.jpg


  1. Этот химический эдемент – металл, он не взаимодействует с концентрированными серной и азотной кислотами, а наоборот пассивируется ими (Al)

  2. Название этого элемента в переврде с греческого обозначает «светоносный» (P)

  3. Благородный драгоценный металл (Au)

  4. На внешнем уровне у этого химического элемента 4 электрона (C)

  5. У этого атома химического элемента всего 20 протонов (Ca)

  6. У этого атома химического элемента 4 неспаренных электрона (O)

  7. Элемент с самой высокой ЭО (F)

  8. Внешний энергетический уровень у этого атома завершен (He)

  9. Этого тяжелого металла выделяется много с выхлопными газами автомобилей (Pb)


Оценивание жюри: 1 балл (если получился правильный рисунок - кораблик), 1 – 2 балла (если правильная последовательность соединения элементов).

Пока жюри проверяет результаты и подводит итоги мероприятия, учитель предлагает обучающимся с помощью маркера на интерактивной доске соединить элементы, и показать какой рисунок должен был получиться (учитель снова проговаривает все вопросы этого конкурса).



Учитель: На этом наше мероприятие подходит к концу. Мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кто не вернулся с войны, кто сделал все возможное и невозможное для приближения победы над фашизмом.


Ученик: Кто про химика сказал: “ Мало воевал”

Кто сказал: “ Он мало крови проливал?”

Я в свидетели зову химиков-друзей, –

Тех, кто смело бил врага до последних дней,

Тех, кто грудью защитил Родину мою.

Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…

Сколько пролегло на них молодых парней…

Не померкнет никогда память о войне,

Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.(слайд №22)


Завершаем наше мероприятие символическим салютом в честь тех, кто ковал победу на полях сражений и в тылу. (Звучит песня “День Победы”).





Используемая методическая литература:

  • Химия (ИД «Первое сентября»), 2001, № 7; 1999, № 16;

  • Фримантл М. Химия в действии. Т. 2. М.: Мир, 1998, с. 258;

  • Химия в школе, 1985, № 1, 2; 1984, № 6; 1995, № 4;

  • Ресурсы сети интернет





























Приложение 1.


Великие ученые химики и биологи ковали победу


Михаил Федорович Шостаковский: лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Так, полимер винилбутилового спирта, полученный, — густая вязкая жидкость — оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием «бальзам Шостаковского».


Исаак Яковлевич Постовский: сульфаниламидные препараты для раненых, обладающим противомикробными, антибактериальными свойствами. Ученый в конце 1930-х гг. синтезировал большую серию сульфаниламидных препаратов.

Александр Флеминг: открыл первый антибиотик в 1928 г.

Зинаида Виссарионовна Ермольева: впервые в Советском Союзе получила пенициллин в 1942 г. Величайшей заслугой Ермоловой является то, что она активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. И сделала она это в труднейший период для российской науки – в годы Великой Отечественной войны.

Георгий Францевич Гаузе вместе с женой – ученым-химиком Марией Георгиевной Бражниковой: «Рождение» пенициллина послужило импульсом для создания других антибиотиков. В годы войны синтезировали первый оригинальный советский антибиотик – грамицидин С. Срочно было налажено массовое производство нового препарата и отправка его на фронт.

Анатолий Качугин Петр Солодовников: Для борьбы с танками и бронемашинами с самого начала Великой Отечественной войны широко применяли различные зажигательные смеси. В начале войны советскими войсками широко применялись «зажигательные бутылки». Наиболее эффективными оказались бутылки с самовоспламеняющейся жидкостью «КС» - Качугина-Солодовникова или по-другому «коктейль Молотова».

Николай Дмитриевич Зелинский. В годы первой мировой войны он предложил использовать для адсорбции (то есть поглощения) ядовитых газов активированный уголь. Изобретенный в 1915 г. противогаз Зелинского оказался намного лучше всех известных средств защиты. Зелинскому удалось улучшить качество бензина. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом.

Игорь Васильевич Петрянов-Соколов. Руководил строительством и пуском промышленных объектов, на которых производились оборонные средства, разработанные в его лаборатории. Участвует в подготовке атомного проекта. Научные разработки Петрянова-Соколова легли в основу системы эффективной защиты от радиоактивной опасности персонала предприятий, перерабатывающих ядерное топливо.

Открытия и изобретения:

ФП” – синтетический материал с уникальными защитными свойствами, которому было присвоено его имя – фильтр Петрянова;

Лепесток” – респиратор, предохраняющий людей от вредностных аэрозолей (радиоактивных, токсичных и других);

Ланк” – высокоэффективные фильтры большой производительности, на которых очищаются во всех отраслях промышленности газовоздушные выбросы;

Афа” – аналитические фильтры, которые позволяют вести повседневный контроль загрязненности воздушного пространства;

Беруши” – приспособление, предохраняющее слух человека, работающего в условиях повышенного шума; многочисленный оригинальные технологические процессы получения новых волокнистых фильтрующих материалов (в настоящее время это самостоятельная отрасль промышленности);

Система воздушной безопасности в атомной промышленности. Идея создания безотходных технологий.


Иван Людвигович Кнунянц.

Во время войны и после нее – профессор и заведующий кафедрой Военной Академии химической защиты. Премия, которой Иван Людвигович Кнунянц был удостоен в 1943 г. была присуждена ему за разработку надежного средства индивидуальной защиты людей от отравляющих веществ. Иван Людвигович является основоположником химии фторорганических соединений.













































Приложение 2.


Оценочный лист для жюри


Название конкурса

Оценка

Команда

Команда

  1. Представление команд

от 1 до 5 баллов



  1. Разминка

1 балл за правильный ответ







  1. Грамотей

1 балл за 1 правильную букву







  1. Морской бой

От 1 до 2 баллов за ответ







  1. Коктейль Молотова

Правильно уравненная 1-я и 2-я хим.реакция – 1 балл; 3-я хим.реакция – 2 балла

Правильно указаны окислители (0,5 балла) и восстановители (0,5 балла) в реакции







  1. Тротиловая бомба

От 1 до 5 баллов (если написана формула расчета и показан математический расчет)







  1. Путь к Победе

1 балл (если получился правильный рисунок - кораблик)

1 – 2 балла (если правильная последовательность соединения элементов)








Итого:








11


Название документа Химическое сражение.pptx

Николай Дмитриевич Зелинский
Иван Людвигович Кнунянц
Представление команд:
Грамотей Л…б…р…торный штати… П…р… …дическая таблица Эл…ктр…л…тическая д…с…оци...
Анатолий Качугин Петр Солодовников
Исаак Яковлевич Постовский
Александр Флеминг
Михаил Федорович Шостаковский
Противотанковые запалы Что представляет собой бутылка КС? (Качурина–Солодовни...
Химические реакции, лежащие в основе запала KClO3 + H2SO4 = ClO2 + KСlO4 + K2...
«Коктейль Молотова» KClO3 + H2SO4 = ClO2 + KСlO4 + K2SO4 + H2O ClO2 = Cl2 + O...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Николай Дмитриевич Зелинский
Описание слайда:

Николай Дмитриевич Зелинский

№ слайда 2 Иван Людвигович Кнунянц
Описание слайда:

Иван Людвигович Кнунянц

№ слайда 3 Представление команд:
Описание слайда:

Представление команд:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 Грамотей Л…б…р…торный штати… П…р… …дическая таблица Эл…ктр…л…тическая д…с…оциаци
Описание слайда:

Грамотей Л…б…р…торный штати… П…р… …дическая таблица Эл…ктр…л…тическая д…с…оциация А…бестовая сетка Л…гирован…ая сталь Ал……тропия Ч…лийская с…литра

№ слайда 6 Анатолий Качугин Петр Солодовников
Описание слайда:

Анатолий Качугин Петр Солодовников

№ слайда 7 Исаак Яковлевич Постовский
Описание слайда:

Исаак Яковлевич Постовский

№ слайда 8 Александр Флеминг
Описание слайда:

Александр Флеминг

№ слайда 9 Михаил Федорович Шостаковский
Описание слайда:

Михаил Федорович Шостаковский

№ слайда 10 Противотанковые запалы Что представляет собой бутылка КС? (Качурина–Солодовников
Описание слайда:

Противотанковые запалы Что представляет собой бутылка КС? (Качурина–Солодовникова)

№ слайда 11 Химические реакции, лежащие в основе запала KClO3 + H2SO4 = ClO2 + KСlO4 + K2SO4
Описание слайда:

Химические реакции, лежащие в основе запала KClO3 + H2SO4 = ClO2 + KСlO4 + K2SO4 + H2O ClO2 = Cl2 + O2 C12H22O11 + O2 = CO2 + H2O

№ слайда 12 «Коктейль Молотова» KClO3 + H2SO4 = ClO2 + KСlO4 + K2SO4 + H2O ClO2 = Cl2 + O2 C
Описание слайда:

«Коктейль Молотова» KClO3 + H2SO4 = ClO2 + KСlO4 + K2SO4 + H2O ClO2 = Cl2 + O2 C12H22O11 + O2 = CO2 + H2O

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21
Описание слайда:

Внеклассное мероприятие по химии "Химическое сражение"
  • Химия
Описание:
Внеклассное мероприятие "Химическое сражение" посвящено 70-летию Великой Победы, и показывает развитие химии и биологии в военные годы, значительный вклад ученых-химиков и биологов в приближении победы над фашизмом.

Данное мероприятие позволяет систематизировать знания учащихся о химических веществах, используемые в годы войны, разъяснить обучающимся о трудностях работ химической промышленности в военные годы и реализовать межпредметные связи химии, биологии и истории.

В ходе мероприятия у обучающихся развивается интерес к предмету, логическое мышление, память и наблюдательность.

"Химическое сражение" позволяет воспитывать гражданство и патриотизм у обучающихся, любовь к родной стране, чувство гордости за победителей войны.

Автор Лукина Светлана Федоровна
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 706
Номер материала 58459
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓