Главная / Химия / Внеклассное мероприятие по химии "Химическая игротека" (8 класс)

Внеклассное мероприятие по химии "Химическая игротека" (8 класс)

Кто любит химию учить,hello_html_4c545190.png

Тот поступает мудро,

Любое чудо сотворить

Совсем тогда не трудно.









Интеллектуальная игра

«Химическая игротека»

для обучающихся 8-х классов







hello_html_m55841091.png



















Цели:


Образовательные – углубить и обобщить представления обучающихся о химических элементах, их свойствах и применении;

– проверить уровень усвоения обучающимися основных законов и понятий химии.

Развивающие – выявить умение применять полученные знания в жизни, развивать интерес и познавательную активность обучающихся.

Воспитательные – способствовать развитию навыков межличностного общения, экологическое и валеологическое воспитание.



Вступительное слово учителя

Дорогие ребята!

В рамках недели естественных наук сегодня мы проводим игру «химический турнир», которая поможет закрепить имеющиеся знания, а может и узнать много интересного, нового, совершить увлекательное путешествие по стране «Химия». Надеемся на добрые дружеские отношения между командами и их болельщиками. сегодня в соревновании принимают участие две команды:

I -

II -

Игра состоит их 10 конкурсов.

Представляю жюри, которое будет оценивать вашу работу.


* Представление команд.


I конкурс «Разминка»


Командам задается по 10 вопросов. В зависимости от количества правильных ответов, команда зарабатывает от 1 до 10 баллов.


Вопросы I команде:


  1. Главная составная часть земной атмосферы по объему.

(Азот)

  1. Каким индикатором нельзя определить кислоту?

(Фенолфталеин)

  1. Устойчивая элементарная частица с единичным положительным электрическим зарядом.

(Протон)

  1. Соли кремниевой кислоты.

(Силикаты)

  1. Химическая связь в хлориде калия.

(Ионная)


Вопросы II команде:


  1. Элемент, имеющий 8 протонов в ядре.

(Кислород)

  1. Объем 1 моль метана при нормальных условиях.

(22,4 л)

  1. Тип кристаллической решетки в алмазе.

(Атомная)

  1. Вещество, изменяющее свою окраску в зависимости от характера среды.

(Индикатор)

  1. Смесь газов, образующих атмосферу Земли.

(Воздух)


II конкурс «Переводчики»


Переведите с химического языка она общепринятый следующие фразы.

( За каждый правильный ответ команда получает 1 балл )

Вопросы I команде



  1. Не все то аурум, что блестит.

(Не все то золото, что блестит)



  1. Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.

(Недосол на столе,

пересол на голове)



  1. Уходит как аш-два-о в оксид кремния.

(Уходит как вода в песок)



  1. За купрумный грош удавился.

(За медный грош удавился)

Вопросы II команде



  1. Белый, как карбонат кальция.

(Белый, как мел)



  1. Слово – аргентум, а молчание – аурум.

(Слово – серебро,

а молчание - золото)



  1. Аллотропная модификация углерода чистой аш-два-о.

(Алмаз чистой воды)



  1. Много оксида водорода утекло с тех пор.

(Много воды утекло с тех пор)




















III конкурс «Экология и химия»


За полный правильный ответ – 2 балла.

  1. Вопросы I команде



    1. Что такое «кислотные дожди»?



    1. Какое значение для живых организмов имеет озоновый слой?

    Вопросы II команде



    1. Что такое «парниковый эффект»?



    1. Почему нельзя собирать грибы и ягоды у дорог?









IV конкурс «Угадай вещество»


Сейчас каждой команде будут прочитаны некие определения, относящиеся к загаданному веществу. Если ответ готов после 1-го определения, то присуждается 5 баллов, со 2-го определения – 4 балла и т.д.







II команде



(угадайте химический элемент)

  1. Его называют всесъедающим.

- При открытии этого элемента погибло много исследователей.

- Входит в состав фреона.

- Обладает высокой химической активностью.

- Этот элемент входит в состав зубной пасты.

(Фтор)

(угадайте химический элемент)

  1. Алхимики часто называли этот элемент меркурием.

- За 350 лет до нашей эры Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле.

- Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.

- Пары металла ядовиты.

- Находится внутри градусника.

(Ртуть)

I команде

(угадайте вещество)

  1. Его называют безжизненным газом.

- Это довольно инертный газ.

- Он легче воздуха.

- Он входит в состав воздуха.

- Его химическая формула N2.

(Азот)

(угадайте химический элемент)

  1. В организме человека его содержится около 3г, из них примерно 2г – в крови.

- По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

- Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его почти в чистом виде.

- Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до нашей эры.

- В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории.

(Железо)

























(угадайте вещество)

3. – этот газ немного легче воздуха

- он относится к несолеобразующим оксидам

- при соединении с кислородом воздуха образует бурый газ («лисий хвост»)

- он образуется в воздухе во время грозы

- его используют в производстве серной кислоты нитрозным способом

(оксид азота II)


(угадайте химический элемент)

3. – образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему

- он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов

- войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях

- соответствующее простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей

- соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах

(хлор)












4. Примерно века два назад

Открыт он был случайно.

Сейчас знаком с ним стар и млад,

Он и для вас не тайна.

Известно, что горит отлично

В нем сера, фосфор, углерод,

Железо, магний. Энергично

Сгорает даже водород.

(Кислород)







4. Газ – ненужный нам отброс-

В поле в пищу перерос.

(Углекислый газ)





V конкурс «Темная лошадка»


Когда он сделал свое самое главное открытие, ему было 35 лет. Он окончил с золотой медалью физико-математический факультет Главного педагогического института в Санкт – Петербурге. Во время учебы с большим интересом изучал флору и фауну. Его интересовали воздухоплавание, переработка нефти, агрономия, метеорология, астрономия.

Этот ученый в 1887 году один на аэростате поднялся выше облаков для наблюдения затмения, а приземлился далеко в другой губернии. Суеверные люди посчитали, что это спустился на Землю Всевышний. Кто этот ученый? Назовите его самое главное открытие.

(Д. И. Менделеев,

Периодический закон,

1 марта 1869 года)

Вопросы командам:

II команде

В XVI веке королева Англии ЕлизаветаI объявила премию за изобретение дешевого способа опреснения морской воды. Кому была вручена эта премия?

(Никому)

I команде

По приказу Наполеона для солдат было разработано дезинфицирующее средство с тройным эффектом – лечебным, гигиеническим, освежающим. В 1913 году на выставке в Париже это средство получило «Гран-при». Под каким названием оно выпускается у нас в стране?

(Тройной одеколон)










Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию, офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот посуда разная.

Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда?

(Серебро)


Древний историк Плиний Старший рассказывает об интересном событии, которое произошло 2 тысячи лет назад.

Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученного из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло императора, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому не повадно было заниматься производством «опасного металла».

Из какого металла была изготовлена чаша?

(Алюминий)






















Твердое водородное соединение. Оно не горит в огне и не тонет в воде. Если «заставить» его взаимодействовать с соединением меди II светло - голубого цвета, то получается вещество голубого цвета. О каком водородном соединении идет речь?

(Лед, вода)

Вы, наверное, знаете, что серную концентрированную кислоту очень часто перевозят по железной дороге, используя для этого стальные цистерны. Так вот, железнодорожные правила требуют, чтобы после опорожнения емкости выпускной кран и люк были немедленно и плотно закрыты. К чему такие строгости?

(H2SO4 концентрированная при обычной температуре не вступает в реакцию с железом. Если же не закрыть люк и кран H2SO4 концентрированная примется жадно поглощать влагу из воздуха и очень скоро превратится в раствор, который начнет активно разъедать стенки железнодорожной емкости)









Какой элемент впервые был открыт на Солнце? Кем и когда было сделано это открытие?

(В 1868 году во время солнечного затмения два астронома – француз Ж. Жансен (в Индии) и англичанин Н. Локиер (в Англии) исследуя с помощью спектроскопа оранжево-красные языки пламени, вырывавшихся с поверхности Солнца, увидели в спектре кроме знакомых линий водорода (красной, зелено-голубой и синей) новую – ярко-желтую. В честь этого открытия была выбита золотая медаль, украшенная портретами Жансена,Локиера и бога Солнца Апполона, восседавшего на колеснице. Открытое вещество Локиер назвал в честь Солнца - гелием.только через 27 лет такое же вещество обнаружил на Земле англичанин У. Рамзай. )











Один из ученых-химиков был талантливым музыкантом. Им написана даже опера. Кто этот ученый и что создано им в науке и музыке?

(Александр Порфирьевич Бородин. Работая в области органической химии, оставил 91 печатный труд по органической химии. Как музыкант: написал всемирно известную оперу «Князь Игорь», ряд произведений)












Белым – воздуха боится,

Покраснел, чтоб сохраниться.

(Фосфор)



И в технике сплавов нашел примененье

Как стойкий и легкий металл,

И в деле самолетостроения

Важное место занял.

(Алюминий)



Гость из космоса пришел –

В воде себе приют нашел.

(Водород)



Тот элемент в печной трубе

Находим в виде сажи,

И в простом карандаше

Его встречаем даже.

(Углерод)
















VI конкурс «Пантомима»


Капитаны команд вытаскивают листок с названием явления и готовят его инсценировку. Команда соперников должна отгадать, о чем идет речь.



выпадение осадка



реакция обмена










Как правильно определять запах веществ



В кабинете химии запрещен прием пищи









VII конкурс «Черный ящик»


Перед вами черный ящик. Что в нем? Вы должны отгадать, слушая мои объяснения. Объяснение состоит из трех фрагментов. Если вы отгадаете после прослушивания первого фрагмента, то получаете 5 баллов, если после второго – то 3 балла, если после третьего – 1 балл. Итак, приготовились? Начали!

  1. Материал из которого изготовлено это изделие, смесь высших предельных углеводородов, плавящихся при температуре 40-600 С.

  2. Получают его переработкой нефти.

  3. ,тот материал применяется в медицине, спичечном и карандашном производстве, а также как компонент смазок.

(свеча парафиновая)

  1. Вещество, из которого изготовлено это изделие, было завезено в Европу известным мореплавателем.

  2. В далеком прошлом его получали из тропических растений, а с 1932 года стали получать искусственно.

  3. Без этого изделия ни один хирург не встанет за операционный стол.


(резиновые перчатки)












  1. У мня своеобразный характер. Я не соблюдаю многих правил, принятых в моем обществе. На первый взгляд я невзрачна.

  2. Не будь меня, не было бы жизни.

  3. Я очень любопытна: проникну куда угодно. Я в каждом из вас, я всюду, я везде.

(склянка с водой)

  1. Моя семья – самая первая. Про меня говорят, что я очень активен и жизнерадостен.

  2. Я тверд, но мягок. Мой блеск виден не всегда.

  3. Меня легко резать ножом, а хранят меня в керосине.


(склянка с металлическим натрием)











VIII конкурс «Реклама»


Нарисовать и представить в шутливой форме какую-либо химическую посуду.



Игра со зрителями


  1. Главная составная часть природного газа.

(метан)

  1. Цифра, стоящая перед химической формулой в уравнениях реакций.

(коэффициент)

  1. Вещество, ускоряющее протекание химического процесса.

(катализатор)

  1. Основание, растворимое в воде.

(щелочь)

  1. Какую воду можно замутить своим дыханием?

(известковую)

  1. В какой «капусте» много йода?

(морской)

  1. Какие ядра нельзя брать в руки?

(атомные)

  1. Что такое «тяжелая вода»?

(дейтерий D2O)

  1. Сколько химических элементов в организме человека?

(около 70)

  1. Великий русский ученый, обосновавший закон сохранения массы вещества.

(М. В. Ломоносов)



IX конкурс «Химия и синонимы»


Вам предстоит перевести на химический язык следующие названия веществ.


II команде



  1. Угарный газ

(оксид углерода II)

  1. Мел

(карбонат кальция)

  1. Поташ

(карбонат калия)

  1. Каустик

(гидроксид натрия)



  1. Кремнезем

(оксид кремния IV)

I команде



  1. Поваренная соль

(хлорид натрия)

  1. Марганцовка

(перманганат калия)

  1. Питьевая сода

(гидрокарбонат натрия)

  1. Сухой лед

(оксид углерода IV в

твердом состоянии)

  1. Гидроперит

(пероксид водорода)














Если вы правильно назовете вещества, формулы которых приведены на доске, то из первых букв этих названий получится крылатая фраза. Какая?


Au, NH4Cl, NH3, Nb, CaCO3, Eu, - Na2CO3, In, AgNO3, Am


(золото, нашатырь, аммиак, ниобий, известняк, европий, сода, индий, ляпис, америций «знание – сила»)




X конкурс «Кто больше?»


Ведущий показывает болельщикам табличку со словом «золото» и предлагает вспомнить как можно больше стихотворных строк, в которых употребляются слова, имеющие корень указанного слова.


Под ним струи светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

М.Ю. Лермонтов. Парус


Ночевала тучка золотая

На груди утеса – великана…

М.Ю. Лермонтов. Утес


У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том…

А.С. Пушкин. Руслан и Людмила


Там царь Кащей

Над златом чахнет…

А.С. Пушкин. Руслан и Людмила


А орешки не простые,

Все скорлупки золотые…

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане


Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом…

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане



Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя…

А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане



Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

А.С. Пушкин. Сказка о семи богатырях


Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой – золотою…

А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке


В багрец и золото одетые леса.

А.С. Пушкин. Осень


«Все мое», - сказало злато;

«Все мое», - сказал булат.

«Все куплю», - сказало злато;

«Все возьму», - сказал булат.

А.С. Пушкин. Золото и булат



«Вальс химических соединений»


Найти свою половинку в другой команде.


Na OH H2 O C O2 H2 SO4


Na Cl Ca CO3 Al Cl3




Подведем итоги, определим победителей.



Сегодня вы убедились в том, что вы умны, трудолюбивы, талантливы и в этом – ваше главное богатство.

До новых встреч!

Внеклассное мероприятие по химии "Химическая игротека" (8 класс)
  • Химия
Описание:

Педагогические наблюдения показали, что во внеклассных предметных мероприятиях с удовольствием принимают участие все ученики, независимо от успеваемости. У ребят не возникает чувства страха перед поражением. Очень часто то, что кажется на уроке трудным и неинтересным, в процессе игры усваивается проще, быстрее и с большим интересом. Прогнозируемый результат таких мероприятий: приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях, развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, инициативности, терпимости; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.

Мероприятие «Химическая игротека» провожу для обучающихся 8-х классов в рамках недели естественных наук. Оно проходит в форме соревнования двух команд. Задания конкурсов связаны не только с химией, но и с историей, литературой. Заканчивается мероприятие вальсом химических соединений.

Ребята с удовольствием принимают участие в игре, демонстрируют широкий кругозор, артистические способности, умение работать в команде. Мероприятие получается познавательным, весёлым, интересным и запоминающимся.

Автор Мосиенко Валентина Владимировна
Дата добавления 08.07.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 676
Номер материала 60219
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓