Главная / Биология / Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Знатоки природы"

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Знатоки природы"

Конкурс «Знатоки природы».

 Цель: развитие экологической культуры,  воспитание любви и бережного отношения ко всему живому,  выявление  знатоков природы, формирование у учащихся умений проявлять свои  знания и умения в условиях соревновательного характера.

Оформление мероприятия

  • К проведению мероприятия рекомендуется оформить книжно-иллюстративную выставку «Братья наши меньшие».

  • Плакаты с цитатами: 

«Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах». И. Гёте

 

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».

М.М. Пришвин

 В игре принимает участие две команды ребят.


                                           Ход конкурса.

Ведущий: Дорогие ребята! Все чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Это наука о взаимоотношениях в природе, об отношении к ней человека. Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются. Вполне возможно, что за последние дни с лица Земли исчезло ещё одно животное, ещё одна птица, ещё одно растение. Любовь к Природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее, великодушнее. По-настоящему любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто её умеет видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным.

 Сегодняшняя наша игра призвана научить вас стать таковыми.

Дорогие ребята! Сегодня мы приглашаем вас в удивительный и неповторимый  мир природы. Мы будем отгадывать загадки, вспомним правила поведения в природе, ну и конечно, нас ждут необычные конкурсы и задания. А  выявить лучших знатоков природы  поможет  жюри в составе … (представление членов жюри).

Будьте активны и внимательны. Ни пуха вам, ни пера!



Первый конкурс  «Приветствия»

Представление команд (название, девиз).

 

Участники представляют свои команды.

Спасибо командам за выступления. Прошу жюри оценить конкурс «Приветствия».

 



Второй конкурс «Разминка»

 

 

Загадки для. Первой команды:


 

Загадки для Второй команды:


 

Загадки для Третьей команды:


 

1. Рыбам жить зимой тепло:

крыша - толстое стекло. (Лёд)


2. Он всё время занят делом,

он не может зря идти.

Он идёт и красит белым всё,

что видит на пути. (Снег)


3. Он вошёл - никто не видел,

он сказал - никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

а на окнах вырос лес. (Мороз)


1. Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться?

(Норка)


2. Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтёт – белого найдёт.

(Заяц и лиса)


3. Водяные мастера

Строят дом без топора.

(Бобры)

1. По земле ходит,

Неба не видит,

Ничего не болит,

А всё стонет. (Свинья)


2. На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)


3. В зоопарке верь, не верь

Проживает чудо-зверь.

У него рука во лбу

Так похожа на трубу. (Слон)



1. Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.

2. Трав копытами касаясь,

Ходит по полю красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинул широко. ( Олень)

3. Весь в колючих он иголках,

 Не боится даже волка,

Если кто-то подойдет, свернется сразу же в клубок. (Ежик)

 4. Мед, малину я люблю,

А зимой в берлоге сплю.

Мне не трудно зареветь,

Как зовут меня?  (Медведь)

 5.  Рыжая  плутовка в сарай забралась,

 всех кур пересчитала. (Лиса)

 6.  Поиграем в догонялки,

 В играх очень знаю толк.

 Не угонится за мною,

 Злой и страшный серый волк. (Заяц)    

Ведущий.

Молодцы ребята. Как замечательно вы отгадывали загадки.  А сейчас ваши одноклассники   хотят рассказать о бережном отношении к природе.  

Ребята! Мы живем на удивительной планете, где богатые густые  леса, полноводные быстрые реки, моря, океаны, высокие горы и бескрайние равнины. Но, к сожалению, чистые реки превращаются в сточные канавы и лужи, редеют леса, погибают беззащитные животные, исчезают редкие растения.  

Мы, новое поколение,  должны сберечь природу нашей Родины. Бережно  относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек. Не разоряйте птичьих гнёзд, не убивайте зверей, не загрязняйте водоемы, не губите рыбу.

 Наша небольшая планета – Земля добра к нам, другой такой планеты нет.

Мы должны охранять ее, быть добрыми гостями в «царстве  Природы».

 1. Мы хотим, чтоб птицы пели,

  Чтоб вокруг леса шумели,

  Чтобы были голубыми небеса,

  Чтобы бабочка резвилась

  И была на ягодах роса.

 2.  Мы хотим, чтоб солнце грело,

 И березка зеленела,

 И под елкой жил смешной  колючий еж,

 Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил веселый дождь.

 3. Лесная тень, лесная тишь

Полным-полно чудес,

Ты перед сказкою стоишь,

А сказка эта – лес.

Ты эту сказку сохрани,

Люби, жалей и береги. (Е. Карганова)

Третий конкурс «Почтовый ящик»

 Один человек из каждой команды вытягивает по конверту и вместе с командой готовит ответы на вопросы. Сначала вы зачитываете вслух письмо, затем сообщаете свой ответ.

 

Вопросы, содержащиеся в конвертах:

 

  • «У меня головка в чёрной шапочке, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, ем всё: зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?». (синица)

 

  • «Наша родина - Антарктика. Основную часть жизни мы проводим в море, а для размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного льда. В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы?». (пингвины)

 

  • «У меня жёлтые надкрылья с чёрными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с неприятным раздражающим запахом. Люблю лакомиться зеленью томатов, баклажанов, но больше всего люблю картофель. А детки мои – личинки красного цвета – очень прожорливы. Кто я?». (колорадский жук).

  • Четвёртый конкурс капитанов «Узнай животное по описанию»

  •  

  • Капитан каждой команды должен узнать по описанию двух животных. Вопросы вытаскиваются капитанами поочерёдно.

  •  

    Картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом бору»

     



    1. Кто изображён на картине? (Медведи)


    2. Сколько всего медведей изображено  на картине? (Четыре медведя)


    3. Какие деревья нарисованы на картине? (Сосны)


    4. Сколько медведей изображено на дереве? (Три медведя)


    http://gaidarovka-metod.ru/images/stories/Koloskova/EKOhelp/zp01.jpg

Картина Генриэтты Роннер-Книп  «Артисты готовы»


1. Какие животные изображены на картине? (Кошка, собака)


2. Какой музыкальный инструмент находится рядом с ними? (Гитара)


3. Какой породы собачка изображена на картине?

(Болонка)

4. Какого цвета ткань на переднем плане картины? (Красного)

 


Пятый конкурс «Угадай животного»


Жизнь этого животного связана с водой. Оно умеет глубоко нырять и долго не показываться на поверхности. В воде ему никто не страшен. Издавна люди уважали это животное за его строительное искусство. Кто это? (Бобр)

Это животное известно людям давно, ещё две тысячи лет назад. Его можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Оно бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, а когда ест, громко причмокивает. Почувствовав опасность, сворачивается клубком. Кто это? (Ёж)

У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени-отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчел, чтобы полакомиться мёдом, летом пугает людей, пришедших в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это? (Медведь)

У этого зверя два основных способа защиты: маскировка и ноги. Он может развивать скорость до 50 км. в час. Однако он не просто удирает от опасности, а ещё и хитрит, сбивает преследователей со следа. Так что на самом деле он никакой не трус. Кто это? ( Заяц)

Этого животного величают по имени-отчеству. Главная его черта – хитрость, изворотливость. Кто это? (Лиса)


Ведущий.

Да, люди   должны  помнить о том, что от них зависит будущее планеты Земля   и обязательно соблюдать правила поведения  в природе, а следующий шестой конкурс так и называется   «Природу будем мы беречь».



Поочередно, каждая команда называет правило поведения в природе (повторений быть не должно), побеждает команда, назвавшая наибольшее количество правил.

Седьмой конкурс «Составь слова»

 Командам  выдаются листочки, на которых в течение 3 минут ребята должны составить из букв слова «листопадничек»  новые слова.

Листопадничек (написано на доске).

Например: лист, дол, листопад, пост, кол, стоп, дети, Дон, ночка, дочка, чек, долина, аист, кит, слон,  кот, истопник, полет, нос, сок, лиса, чад, полка, спички, лесник  и т.д..

http://gaidarovka-metod.ru/images/stories/Koloskova/EKOhelp/zp02.jpg



Восьмой конкурс «Лесная аптека»

Ведущий:

Внимание! Внимание!

Для вас готово новое задание.

Ребята! Школьный врач очень просит помочь. Вы должны определить, какие лекарственные травы поступили в медицинский кабинет (команды отвечают поочередно друг за другом).

1. Листья этого растения  помогут при ожогах и ссадинах, а так же при укусах

насекомых. (Подорожник)

2. Это растение успокоит и поможет при бессоннице. (Валериана)

3.  Какое растение используют при лечении кожных заболеваний. (Чистотел)

4.  Вот  это лекарственное растение применяют для остановки кровотечений, а так же для улучшения аппетита. (Тысячелистник)

5. Если у вас заболит горло, то лучшим средством  будет отвар из этих лекарственных цветов. (Луговая ромашка)

6.  Об этом  растении говорят, что оно очень жжет, но из него готовят вкусные щи,  еще в нем содержатся вещества, убивающие микробов,  ну и, конечно, оно укрепляет волосы. (Крапива)



Ведущий.

 Одноклассники  очень хотят рассказать о правилах сбора лекарственных  трав.

Друзья! Прежде чем собирать лекарственные растения необходимо вспомнить основные правила.

1. Запрещен сбор редких лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.

2. Нельзя собирать больные и   поврежденные вредителями растения.

3.  Запрещается  собирать растения  вблизи автомобильных и железных дорог.

4. Цветки  собирают, когда растение цветет, корневище – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.

5. Подземные части растений собирают в сухую погоду.

6. Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.

7. При сборе цветков часть из них оставляют на растении.

Ведущий. Я, уверена, что все  запомнили, и никогда не будут нарушать  эти правила. Ну, а мы продолжаем дальше.

Девятый конкурс «Нарисуй животное»

Конкурс №7 «Вопрос-ответ»

Ведущий.

Вот вопрос, а где ответ?

Это маленький секрет.

Вы ребята, не зевайте

Хором, дружно отвечайте.

Командам поочередно задаются вопросы. В этом конкурсе могут помогать болельщики.

1. Что называют «черным золотом»? (Нефть)

2. Самое большое озеро в мире.  (Каспийское море)

3. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)

4. Грызун, который любит стоять столбиком. (Суслик).

5. Сок, какого дерева сладкий. (Береза)

5. Какие ядовитые змеи встречаются в Приморском крае?  (Гадюка, щитомордник)

5. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)

6.  Зверек, живущий под землей. (Крот)

7. Клюква растет в болоте или в лесу? ( Болото)

8.  Ласточки летают низко, к дождливой или к хорошей погоде? (Дождливая)

9. Назовите части растения.  (Корень, стебель, листья, цветок)

Десятый конкурс «Узнай по описанию»

У вас на столах лежат карточки с заданиями. Каждой команде необходимо назвать растение и животное, которое в них описано.

1. Это удивительное дерево во время цветения – просто волшебное. Его вполне можно считать деревом – горожанином. Древесина желтоватая, лёгкая, мягкая, она не трескается при сушке. Русские матрёшки, расписная посуда и многие другие произведения искусства тоже из этого дерева. Что это? (ЛИПА).

2. Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Днём сплю, а под вечер начинаю ухать, стучать клювом и хлопать крыльями. Если бы не я, пришлось бы тогда некоторым сидеть без хлеба. Все семена мыши погрызли бы. (СОВА).


1. Это не растения и не животные. Учёные выделяют их в особое самостоятельное “царство”. Их насчитывают более 100000 видов. Они растут на земле, на пне, на дереве, на камне, в поле, на грядке. Они доктора леса, поэтому их специально разводят в новых лесопосадках. Ими питаются и лечатся животные (ГРИБЫ).

2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как обо мне. Не нравится, что темноту я люблю, что на обычных птиц и зверей не похожа, что сплю, вися на лапах, головой вниз. Но я же друг человеку, а не враг. (ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ).

1. Это дерево несёт много пользы. Больным даёт лекарства, которые вырабатываются из её листьев и почек. Да и попариться в бане с её веником – всем хворям конец. Соком жажду утолить можно. Из коры в старину посуду и украшения делали. А если печь затопить дровами из этого дерева – и жара, и света много. (БЕРЁЗА).


2
. Я – зверь опасный. Лапы у меня очень сильные. Днём лежу на толстой ветке или в яме, а ночью выхожу на охоту. Осторожно иду, прислушиваюсь. А иногда сижу на ветке ели и смотрю на тропу, где звери идут к водопою. Оленя увижу, прыгну ему прямо на спину и вопьюсь зубами в шею. (РЫСЬ). Одиннадцатый конкурс «ЗАКОНЧИ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ»

У природы нет плохой погоды,
Каждая погода – благодать.
Дождь иль снег, любое время года,
Надо благодарно принимать.
– Так поётся в одной из песен. А вы можете предсказать погоду по каким-либо признакам? Сейчас проверим!

  1. Отлёт журавлей в начале сентября – (предвещает раннюю зиму).
    2. Ласточки и стрижи летают над самой землёй – (
    к дождю).
    3. Лесные птицы вьют гнёзда с южной стороны дерева – (
    лето будет холодным).
    4. Воробьи прячутся под крышами – (
    перед метелью).
    5. Паутина стелется по растениям – (
    к теплу).
    6. Если рябины в лесу много – (
    к дождливой осени).



  1. Есть одна планета – сад,
    В этом космосе холодном,
    Только здесь леса шумят,
    Птиц, скликая, перелётных.
    Лишь на ней одной увидишь
    Ландыши в траве зелёной,
    И стрекозы только тут,
    В реку смотрят удивлённо.
    Береги свою планету,
    Ведь другой на свете нету. (Я. Аким.)





Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Знатоки природы"
  • Биология
Описание:

Конкурс "Знатоки природы" проводится во внеурочное время и направлен на развитие экологической культуры, воспитание любви и бережного отношения ко всему живому, выявление знатоков природы, формирование у учащихся умений проявлять свои знания и умения в условиях соревновательного характера.

Конкурс представляет собой игру, в которой участвует 2 команды из 5 -6 человек, кроме которых имеется ведущий и выступающая.

Первый конкурс "Приветствие".

Второй конкурс "Разминка" (команды разгадывают загадки).

Третий конкурс "Почтовый ящик" (в нем соревнуются капитаны команд).

Четвертый конкурс "Узнай животное на картине" и ответь на вопросы к этой картине.

Пятый конкурс "Угадай животного по описанию".

Шестой конкурс "Природу будем мы беречь" (назвать правила поведения в природе).

Седьмой конкурс "Составь слова".

Восьмой конкурс "Лесная аптека".

Девятый конкурс "Нарисуй животное с закрытыми глазами".

Десятый конкурс "Закончи народные приметы".

Автор Величева Елена Васильевна
Дата добавления 23.09.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 627
Номер материала MA-060857
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓