Инфоурок Литература КонспектыВнеклассное мероприятие "Литературная викторина" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Литературная викторина" (5 класс)

Скачать материал

Литературная  викторина по сказкам 

среди учащихся 1-5 классов.

Цели:

  • Проследить степень усвоения пройденных произведений, биографий писателей.
  • Выяснить знания пословиц, поговорок, загадок.
  • Развивать логические мышления, память, творческие способности обучающихся.
  • Прививать любовь к русскому народному фольклору, литературе.
  • Воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: иллюстрации к произведениям, индивидуальные карточки, презентация, номера участникам команд, книжная выставки "Русские народные сказки".

Ход работы - викторина

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в мир литературы, а путешествие наше пройдет в форме игры-викторины, в которой участвуют 3 команды.

  • Первая команда 1-3 класса - Приветствуем их аплодисментами!
  • Вторая команда 2-4 класса - Давайте дружно похлопаем и этой команде!
  • Третья команда 5 класса - Поприветствуем аплодисментами и эту команду!

- Оценивать конкурс будет самое справедливое в мире жюри в составе:

_________________________________________________________________

I. "Подготовка к путешествию"

Задание: представление команд участников.

(время - 7 минута, конкурс оценивается по 5-бальной системе)

 II.  Разминка

Блиц – викторина. Вопросы командам  (2 балла за каждый правильный ответ на вопрос)

5 класс.

  • Дайте определение жанру сказки. (Сказка -  один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей).
  • Назовите отличительные черты сказки (Сказочные события. Сказочные герои. Сказочные существа. Необычность обстановки. Особая манера повествования. Вариативность текста. Автор – народ.
  • Перечислите виды русских народных сказок (Волшебные сказки, Бытовые сказки, Сказки о животных)

1-3 класс

  • Перечислите волшебные сказки
  • Назовите героев волшебных сказок (Иванушка – дурачок, Василиса Прекрасная, Сестрица Алёнушка, Конек – горбунок и др.)
  • Какие волшебные силы помогают героям (Волшебная палочка; Ковёр-самолёт; Шапка-невидимка; Волшебный клубок; Скатерть-самобранка и другие)

2-4  класс.

  • Перечислите сказки о животных
  • Назовите героев сказок о животных с указанием их характера (Лиса – хитрая, волк – жадный, заяц – трусливый, медведь – глупый, петушок – любопытный и т. п.)
  • Перечислите бытовые сказки

III. Загадки по русским народным сказкам

1-3 класс

1.      Назовите место рождение Колобка.

2.      Кого Колобок, ушедший от бабушки первым встретил на своем пути?

3.      Кого в русских народных сказках называют Кумушкой?

4.      Какой животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?

5.      Кто разрушил Теремок и катал Машеньку на спине?

6.      Какой сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство?

7.      Назовите имя-отчество лисы, встречающее в русских народных сказках. Знаете ли вы, откуда оно произошло?

8.      Назовите им персонажа сказки «Репка», имя которого было названо.

9.      Какой герой и в какой сказке любит хвастаться: «У меня не усы, а усище, не лапы, а лапищи , у меня не зубы, а зубищи?»

10.  Из какого оружия стреляли царевичи в «Царевне-лягушке»?

2-4 класс

1.      В какой сказке и какой персонаж лезет «из кожи вон»?

2.      Назовите часть женского наряда, в который вмещается озера, лебеди и другие элементы природной  среды.

3.      Настоящее имя Царевны- лягушки.

4.      Сказочный персонаж долгожитель – это …

5.      Какая швейная пренадлежность может представлять смертельную опасность для сказочных долгожителей?

6.      Кто исполнял все желания Емели?

7.      Кто взял замуж Марью Царевну из сказки «По щючьему велению»?

8.      В какой сказке у матери было 3 дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трехглазка? Крошка-хаврошка

9.      Какое блюдо готовил солдат из топора в русской народной сказке?

10.  Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом?

5 класс

1.      В какой сказке есть слова: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе, красавица?

2.      Кто помог Аленушке справиться с горем, взяв ее замуж после превращения братца в козленка?

3.      Какая могучая повелительница не смогла даже с помощью волшебной книги найти хитрого солдата и вышла за него замуж? Елена премудрая

4.      Какие ножки бывают у избушки в русских народных сказках?

5.      Чем печь угощала девочку в сказке «Гуси-лебеди»?

6.      Продолжите: лисичка - сестричка, зайчик – побегайчик, коза - …

7.      В каком царстве жили герои некоторых русских народных сказок?

8.      Что сделал с лягушачьей кожей Иван Царевич?

9.      Продолжите выражение: «Скоро сказка сказывается, да …»

10.  Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?

 IV. Конкурс капитанов. Отгадай кроссворд

2-4 класс

1.      РЫБА КИТ-чудо-юдо

2.      ЛЯГУШКА – квакушка

3.      КОСОЛАПЫЙ – медведь

4.      ЗАЙЧИК – побегайчик

5.      СКАЗКА О ЦАРЕ – салтане

6.      КУРОЧКА – ряба

5 класс

1.      СЕРЫЙ – волк

2.      НИКИТА – Кожемяка

3.      МАЛЬЧИК С – пальчик

4.      СЕСТРИЦА – Аленушка

5.      ЕЛЕНА – Премудрая

6.      ЧУДЕСНАЯ – рубашка

7.      КОЩЕЙ – Бессмертный

8.      БЕЛАЯ – уточка

9.      БРАТЕЦ – Иванушка

10.  МАРЬЯ – Моревна

 

1-3 класс

1.      НА ВЕТВЯХ СИДИТ – русалка

2.      СИВКА – бурка

3.      ПРЕКРАСНАЯ – васелиса

4.      ДЕРЕЗА – коза

5.      БРАТЕЦ – иванушка

6.      НОРУШКА – мышка

V. «Отгадай сказку»

Каждой команде предлагается отрывок из сказки. За правильный ответ дается 1 балл.

2-4 класс

1.      «Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавочку, с лавки на полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше» («Колобок»)

2.      «Так лиса пела, сидя под окном. Петух выставил окошко, высунул головку и посмотрел: кто поет?» («Кот, петух и лиса»)

3.      «Вот однажды пошел кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится: «Сколько лет живу, а такого зверя не видывала» («Кот и лиса»)

4.      «Дочка, дочка! – говорила мать. – Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора» («Гуси – лебеди»)

5.      «Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку да и съест ее» («Никита Кожемяка»)

1-3 класс

1.      «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. Отец и мать, умирая, наказывали сыну: «Кто первым за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай – при себе не держи долго!» («Марья Моревна»)

2.      «Служил в полку бравый солдат, получил из дому 100 рублей. Проведал про то фельдфебель, занял у него деньги; а когда пришло время рассчитываться, то вместо всякой уплаты дал ему сто палок в спину» («Чудесная рубашка»)

3.      Солнце высоко,                                                                                                                         колодец далеко,                                                                                                                             Жар донимает.                                                                                                                                   Пот выступает. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

4.      – Спасибо, Иван-Царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой. («Иван-царевич и серый волк»)

5.      – Дай рыбки!                                                                                                                               – Не дам! Пойди сам налови!                                                                                                     – Да я не умею!                                                                                                                        – А чего тут уметь! Хвост в прорубь опусти и жди, когда рыба сама на хвост нацепляется! («Волк и лиса»)

5 класс

1.      – Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, её избушка растаяла – она попросилась ко мне погреться и выгнала меня! («Заюшкина избушка»)

2.      – Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке! («Маша и медведь»)

3.      Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки да второпях подавился… («Петушок и бобовое зёрнышко»)

4.      – Где же моя скалочка?                                                                                                                       – Дайте мне за неё гусочку. («Лисичка со скалочкой»)

5.      – Ква-ква, Иван-Царевич!                                                                                                          Что не весел?                                                                                                                                    Что голову повесил? («Царевна-лягушка»)

VII. Собери фразу из сказки.

 Слова рассыпались, а я, наверное, неправильно сложила их. Помогите мне ребята.

5 класс. Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом.

1-3 класс. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом.

2-4  класс. Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! 

VI. «Живые картины»

Инсценированние отрывков из сказок. Оценка 5 баллов.

5 класс Сказка «Царевна - Лягушка»

На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:

— Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба.

Поклонились царевичи отцу и пошли. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — что ты так опечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?

— Как мне не печалиться! — отвечает Иван-царевич. — Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай хлеба...

— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!

Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие...

Утром будит квакушка Ивана-царевича:

— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!

Положила каравай на золотое блюдо, проводила Ивана-царевича к отцу.

1-3 класс Сказка «Лисичка со скалочкой»

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу:
- Стук-стук-стук!
- Кто там?
- Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
- У нас и без тебя тесно.
- Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
Её пустили.
Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.
Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает:
- Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!
Мужик - делать нечего! - отдал ей за скалочку курочку.
Взяла лисичка курочку, идёт да поёт:
- Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку,
За скалочку взяла курочку!

2-4 класс Сказка «Заюшкина избушка».

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
- Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!
- Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
- Пусти меня, заюшка, на крылечко.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко. 
На третий день лиса опять просит:
- Пусти меня, заюшка, в избушку.
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась, заяц пустил ее и в избушку.
Сидит лиса на лавке, а зайчик - на печи.
На четвертый день лиса опять просит:
- Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
- Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса, да и выпросила - пустил ее заяц и на печку.
Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:
- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы обтирает.

VI. ИТОГИ. НАГРАЖДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

История это давняя, случившаяся много веков назад. Героиня многих русских сказок получила отчество от имени Патрикей, имеющего античные корни: по-гречески patricos - «отчий», по латыни patricius - «благородный». Так что давалось оно людям знатного происхождения. Одним из таковых был родовитый княжий отпрыск Патрикей (Патрикий, Патрекей), сын Нариманта Туровского, внук знаменитого литовского владыки Гедиминаса. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода: «В Новгород приеха Князь Патрикей Наримантович, и прияша его новогородци, и дашв ему кормление, пригороды: Орехов, и Корельскии, и пол Копорьи городка, и Луское село». Любопытно, что те же самые вотчины за полвека до того были получены его отцом Наримантом, изгнанным с них через пять лет за пренебрежение к управлению землями и защите Новгорода от Ливонии. Лень читать? Тогда слушай! Читает Дмитрий Креминский . Трудно жилось новгородцам под новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Поговаривали, что сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин ушкуйников и руководству их разбоем как по северным землям, так и за их пределами. Уже через год жители ореховские и корельские прислали делегацию в Новгород с жалобой на князя, а тот в ответ поднял смуту в городе. Сразу два веча собрались: одно на Ярославовом дворе, другое - при святой Софии, одно за Патрикея, другое - против. И оба схода - при оружии. Долго стояли так: «... Три конца - Неревский, Загородский и Людин - вооружились на Славянский конец (прим. - у В.Янина он назван Славенским) и стояли у св. Софии на вече от обеда до вечерни; с ними сначала согласился и Плотницкий конец, желая также идти на славлян (прим. - так в источнике), но на другой день отказался, и только три конца написали три одинаковые грамоты обетные - стоять заодно, а славляне с князем Патрикеем всё стояли на вече на Ярославовом дворе» (С.Соловьёв). Дело удалось в конце концов решить миром: у князя отобрали предоставленные земли, взамен дали Русу, Ладогу и Нарвский берег. Через несколько лет повторилась история, произошедшая некогда с Наримантом: в 1388 году Патрикей лишился земель новгородских, в 1397 был позван на них вновь, а в 1408 году перешёл служить Москве. Между прочим, от рода Патрикея произошли многие именитые фамилии российские. От сына Фёдора - Хованские; от другого, Юрия - Булгаковы, Щенятевы, Куракины, Голицыны; от третьего, Александра - Корецкие. Примечательно, что у свободолюбивых новгородцев практика то звать, то прогонять приглашённых князей была не единичной (среди таковых был, к примеру, и Александр Невский). Но в памяти народной «лисий характер» навсегда остался эпитетом именно Патрикея, а затем закрепился и в сказках в образе хитрой рыжей плутовки лисы.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внеклассное мероприятие "Литературная викторина" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер гостиничного комплекса

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 2-5 классов. Данное мероприятие относится к серии занятий по нравственному воспитанию детей в начальной и основной школе.Форма занятия: нетрадиционная – «Игра-викторина».Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление. Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности.В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: активизация творческого начала у учащихся путем воображения и фантазии.При подготовке к занятию были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к чтению, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой урока.Содержание используемого материала доступно в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Во вступительном слове четко сформулированы цели и задачи, которые необходимо реализовать в ходе данного внеклассного мероприятия.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 874 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.02.2020 175
    • DOCX 32.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Антонова Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Антонова Ирина Анатольевна
    Антонова Ирина Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 59492
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 339 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 707 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Основы духовно-нравственной культуры народов России: особенности преподавания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек