Главная / Начальные классы / Внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова"

Внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова"

++ КГУ «Яснополянская С.Ш.»

Тайыншинского р-на СКО

Учитель начальных классов

Сергиевич Галина Эдмундовна

Хлеб - всему голова

Форма проведения: пресс-конференция.

Цели:

  1. содействие духовно-нравственному развитию учащихся;

  2. расширение знаний детей о хлебе.

  3. дать представление о войне

Задачи:

  1. пополнять знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;

  2. продолжить работу над пониманием смысла пословиц о хлебе.

  3. познакомить с рецептом хлеба военных лет;

  4. дать возможность детям почувствовать себя в роли журналиста, корреспондента;

  5. развивать речь, логическое мышление, навыки коммуникативного общения (работа в группе);

  6. воспитывать патриотизм, уважение к людям труда;

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: презентация «Хлеб всему голова!»,баночки с пшеничной и ржаной мукой, с сушёной крапивой, с лебедой, с зёрнами пшеницы, с опилками; букет со злаками (овёс, пшеница, рожь), каравай, соль, рушник, русский национальный костюм для девочки, выпечка (хлебобулочные изделия), музыкальная запись mp3 Людмилы Зыкиной «Песня о хлебе», ролик «дети войны», видеокамера, плакаты детей «Берегите хлеб» (находятся на стенде), пакет молока, дрожжи, большой лист для создания газеты (на ней рубрики «История хлеба», «Интересные сведения о хлебе», «Хлеб военных лет», мини-сообщения детей, кусок хлеба 125 г (ржаного хлеба) и 5 г ржаной муки (в пакете), конверты с заданиями, вопросы к конференции

Предварительная подготовка: дети складывают в конверт вопросы, на которые они хотели бы получить ответы на пресс-конференции; ученик работает над проектом «Как хлеб на стол попал?»; заранее дети («журналисты» и «корреспонденты») готовят статьи и иллюстрации по теме конференции.

Ход классного часа

I. Орг. начало. Встреча гостей с хлебом, солью.

Слайд 1 (Звучит запись песни Людмилы Зыкиной «Хлеб всему голова»,)

Дети встречают гостей с хлебом-солью, одна девочка – в русском народном костюме.

Ребенок читает стихотворение:

1-й ребёнок

Если мы хотим кого-то встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим.
То гостей таких встречаем круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

С караваем соль подносим, поклонясь, отведать просим:
– Дорогой наш гость и друг! Принимай хлеб-соль из рук.

(Дети вручают гостям хлеб-соль)

Мы собрались сегодня с вами для того, чтобы провести пресс-конференцию по теме

«Хлеб всему голова»

II. Открытие конференции.

Предлагаю открыть конференцию. Хочу представить вам членов научного общества «Ясная Поляна» (встают).

Представляю журналистов газеты «Тайыншинские вести» (встают несколько человек), корреспондентов телеканала «Школьный» (встают ).

Обращаю ваше внимание на рубрики, предложенные сегодня на обсуждение: «История хлеба», «Интересные сведения о хлебе», «Хлеб военных лет».

Результатом проведения пресс-конференции станет выпуск газеты.

Слово учителя: «Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». И, действительно, изменяется жизнь, а хлеб – батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью. ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА

III. Ответы сотрудников пресс-центра на вопросы. Беседа.

Ув. журналисты и корреспонденты. В этом конверте находятся ваши вопросы, которые вы готовили к конференции.

Члены научного общества «Ясная Поляна» ответят на них.

Пожалуйста, журналисты, корреспонденты.

1 вопрос. Когда появился первый хлеб?

Очень много тысяч лет назад (15 тысяч лет назад до н.э.) первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки. Сдайд 2.

(Посмотрите на экран: это первобытные люди. Люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу.

Хлеб, который похожий на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. (Посмотрите на иллюстрацию «Египет»). Слайд 3.

2 вопрос. Сколько людей разных профессий трудятся, чтобы на наших столах появился хлеб?

Ответ: Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий!

Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Ребята, давайте беречь хлеб!.

3 вопрос. Почему один хлеб черный, а другой белый?

Ответ: Это связано с тем, что белый (пшеничный) хлеб пекут из пшеничной муки, а чёрный – из ржаной муки (показать детям ржаную и пшеничную муку).

На Руси поначалу пекли только белый хлеб. Ржаной появился 800 лет назад. 800 лет- это в 100 раз больше продолжительности вашей жизни.

4 вопрос. Как называли хлеб в старину?

Ответ: Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить, хлеб-кормилец.

Учитель: Давайте вместе прочитаем это слово (жито)

5 вопрос. Много ли хлеба едят люди?

Ответ: Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба. Русские люди всегда ели больше хлеба, чем мяса. Это отмечали иностранные путешественники.

Как вы думаете, 15 тонн – это много или мало?

Посмотрите: в этом вагоне помещается столько хлеба, сколько съедает один человек за 60 лет.

6 вопрос. Сколько нужно зёрен, чтобы испечь одну булку?

Ответ: 10.000 зёрен. Это примерное количество зёрен.

7 вопрос. Как пришел хлеб на наш стол?

Детям показывается презентация« Как хлеб на стол попал?»

С чего всё начинается? Слайд 4.

Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу. Слайд 5.

Солнце светит. Дождик идёт. Вскоре на полях появляются зелёные ростки – всходы. Слайд 6.

Пшеница выросла, но поле ещё не золотое. Ещё нельзя убирать урожай. Слайд 7.

Хлебное поле стало золотым. Говорят: «Золотая нива!». Слайд 8.

Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.

С утра до глубокой ночи идёт уборка хлеба. Слайд 9.

Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют. Слайд 10.

В этих башнях хранится зерно. Эти башни огромные. Слайд 11.

На мукомольном заводе пшеница превращается в муку. Слайд 12.

Далее муку везут на хлебозавод в специальных машинах.

А уж на заводе пекут хлеб. Слайд 13.

А вот и магазин, там мы покупаем наш хлебушек. Слайды 14, 15.

Учитель: Вот вы и узнали, как хлеб на стол пришел

К сожалению, так было не всегда. Во время войны- блокадные жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок! (показываю детям). Слайд 16.

Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя .

Давайте рассмотрим: это опилки, сушёная крапива, лебеда. Посмотрите: 5 граммов муки.

При выпечке хлеба во время Великой Отечественной войны соль не добавляли. Её просто не было у людей.

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.

Как вы думаете, что нужно делать с крошками хлеба, которые остаются на столе?

Учитель: Внимательно послушайте небольшой отрывок из стихотворения «О хлебе» автора Нины Самковой, а потом я задам вам несколько вопросов:

Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.

- О чём этот отрывок?

Как вы думаете, почему старушка, подбирая батон, заплакала?

Какие эмоции у вас вызвал этот отрывок?

Слайд 17.

Давайте посмотрим небольшой ролик о тяжёлой доле детей в годы войны.

Какие чувства вызвал просмотр видеоролика?

Сценка «Хлеб святой».

А теперь предлагаю Вашему вниманию сценку, подготовленную учениками нашего класса.

Дети исполняют сценку И. Сенченко «Хлеб святой».

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
– Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
– Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо. Если не очень вкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
– А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю.
– Ах, как нехорошо, – разгневалась бабушка.
– Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела, в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб
святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
– Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня.
Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее.

Стихотворение читает ученица:

Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».

Учитель: Ребята, кто из вас знает, какие продукты необходимы, чтобы испечь хлеб?

Вот этот хлеб я купила в магазине. Для его приготовления понадобилась мука пшеничная, молоко, соль, сахар, дрожжи, масло. Можно заменить молоко на воду, масло тоже можно было не добавлять. Хлеб с молоком и маслом получается гораздо вкуснее. После конференции я угощу этим хлебом всех желающих.

Работа в группах..

Задание для первой группы «Хлеб военных лет».

На столе в конверте у вас находятся карточки с названиями продуктов (мука пшеничная, мука ржаная, сахар, соль, масло, молоко, крапива, лебеда, дрожжи, опилки, хвоя, картофель, жмых).

Вы должны будете выбрать те продукты, которые входили в состав хлеба военных лет.

(должны выбрать муку ржаную, крапиву, опилки, лебеду, жмых, картофель, хвою).

Задание для группы «История хлеба». Из предложенных названий продуктов выберите те, которые входят в состав нынешнего хлеба..

Задание для группы «Интересные сведения о хлебе»

В конверте находятся слова, из которых вы должны будете составить пословицу.

(Затем девочка помещает пословицу в газету).

Без труда хлеб не родится никогда. Проверим. Зачитайте свою пословицу.

Как вы понимаете её смысл?

ЗАПОМНИТЕ И СКАЖИТЕ ВСЕМ!

1.В хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

2.Не бросай где попало недоеденный хлеб!

3.Смолоду научись ценить труд других.

4.Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создаёт!

5.Берегите хлеб, люди!

Научитесь хлеб беречь!

6.Хлеба к обеду в меру бери!

Хлеб – драгоценность! Им не сори!

Говорят: белый хлеб чёрные руки любит. Чёрные от работы на земле, от пыли и пота. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле. Святое дело – вырастить хлеб.

Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо, чтобы накормить народ? Разве можно найти профессию, более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба? Никогда она не отомрёт, не устареет.

- Ребята! А есть ли в ваших семьях хлеборобы?

И сегодня на нашем мероприятии присутствуют люди, которые принимает участие в том, чтобы у нас на столе был всегда хлеб. Они расскажут о том, как достаётся хлеб. (Сарницкий В.Ф, Загурская Ю.Н)

Я СЧИТАЮ… (15-й слайд)

Я ДУМАЮ…

.

ХЛЕБ – ЭТО ЖИЗНЬ (18-й слайд)

Есть только одно слово, которое равнозначно слову «ХЛЕБ». Это слово – «ЖИЗНЬ». В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам.

(19-й Слайд)

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран.

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба 125 грамм. (Р. Рождественский)

(Кусочек чёрного хлеба пронести по рядам, показать детям)

VII. Подготовка и оформление редакционных заданий.

Предлагаю перейти к оформлению редакционных заданий.

Обратите внимание на папку: в ней задание, алгоритмы работы, инструменты и материалы.

С правилами работы в группе вы знакомы (памятка находится на доске).

VIII. Выпуск экспресс-газеты.

Сейчас вам необходимо поместить ваши материалы в газету.

Завершили работу: газета выпущена.

IX. Подведение итога.

Ув. гости, журналисты, корреспонденты. Наша конференция подошла к концу.

Слово учителя:

«Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» – гласит народная мудрость.

Он- главный на столе. И поэтому к нему нужно относиться бережно!

Спасибо всем за внимание. Слайд 18.











РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

  1. 1.      Выполнение творческих работ.

   

  1. 2.      Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.

 

  1. 3.      Подготовка и участие в классных олимпиадах.

 

  1. 4.      Участие в конкурсах чтецов.

 

  1. 5.      Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.

  2. 6.      Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.

 



Внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова"
  • Начальные классы
Описание:

Внеклассное мероприятие проводилось в рамках подготовки к 70- летию со дня Победы. Необычная форма проведения: пресс-конференция.

Цели:

1.содействие духовно-нравственному развитию учащихся;

2.расширение знаний детей о хлебе.

3.дать представление о войне

Задачи:

1.пополнять знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб;

2.продолжить работу над пониманием смысла пословиц о хлебе.

3.познакомить с рецептом хлеба военных лет;

4.дать возможность детям почувствовать себя в роли журналиста, корреспондента;

5.развивать речь, логическое мышление, навыки коммуникативного общения (работа в группе);

6.воспитывать патриотизм, уважение к людям труда;

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: презентация «Хлеб всему голова!»,баночки с пшеничной и ржаной мукой, с сушёной крапивой, с лебедой, с зёрнами пшеницы, с опилками; букет со злаками (овёс, пшеница, рожь), каравай, соль, рушник, русский национальный костюм для девочки, выпечка (хлебобулочные изделия), музыкальная запись mp3 Людмилы Зыкиной «Песня о хлебе», ролик «дети войны»,видеокамера, плакаты детей «Берегите хлеб» (находятся на стенде), пакет молока, дрожжи, большой лист для создания газеты (на ней рубрики «История хлеба», «Интересные сведения о хлебе», «Хлеб военных лет», мини-сообщения детей,кусок хлеба 125 г (ржаного хлеба) и 5 г ржаной муки (в пакете), конверты с заданиями, вопросы к конференции

Предварительная подготовка: дети складывают в конверт вопросы, на которые они хотели бы получить ответы на пресс-конференции; ученик работает над проектом «Как хлеб на стол попал?»; заранее дети («журналисты» и «корреспонденты») готовят статьи и иллюстрации по теме конференции.

В процессе проведения урока дети проникаются мыслью о том, какою ценой достаётся нам хлеб, о необходимости бережного отноше

Автор Сергиевич Галина Эдмундовна
Дата добавления 24.02.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 473
Номер материала MA-065151
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓