БЕРЕГИ
СВОЮ ПЛАНЕТУ
Внеклассное мероприятие
Аннотация
Древние священные табу, так или иначе
регулировавшие общение наших далеких предков с матерью – природой, естественно,
остались в прошлом. Поэтому, говорить об элементарных экологических запретах,
тех, следование которым должно стать нормой поведения каждого человека, нужно
уже сейчас. Важна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на
то, чтобы правила поведения в природе были осознаны, прочувствованы, а многие и
открыты детьми, чтобы стали их собственными убеждениями. Ведущая педагогическая
идея: воспитание бережного отношения к природе. Работа над правилами
поведениями в природе, несомненно, поможет формированию у наших воспитанников
ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам
родной земли.
Цель: воспитание
экологической культуры школьников, учить беречь родную Землю.
Задачи: 1.Актуализировать
знания детей о живой и неживой природе, о животных, растениях.
2.Способствовать расширению кругозора
учащихся, развитию творческих способностей.
3.Создавать условия для воспитания любви к
природе. Формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает.
Оборудование:
- портрет Пришвина
- музыкальное оформление
- картинки птиц
- фотографии растений
Ход мероприятия
Учитель. Природа – самое
удивительное из того, что нас окружает. Человеку внимательному и
наблюдательному природа раскрывает свои тайны.
- Вспомним
слова М.М. Пришвина; «Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степи, горы. А
человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
(портрет
М.Пришвина)
- Сегодня мы
поговорим о растениях, птицах, животных, и об их охране.
Рядом с тобой
немало растений, животных, нуждающихся в добром к себе отношении, в охране и
защите. Именно от того, как мы ведем себя в роще, лесу, парке, на лугу, у
реки зависит судьба животных и растений. Ведь часто бывает так: едва люди
войдут в лес, уже начинают рвать, а часто выдирать с корнями цветы. Они быстро
вянут, их выбрасывают. Многие считают, что сбор цветов совершенно безобидное
занятие. А между тем растений становится все меньше и меньше. Особенно самых
красивых.
1.Белая кувшинка (ее еще называют водяной лилией) – крупный и красивый
цветок. Еще недавно белых кувшинок было очень много, но сейчас кувшинку увидеть
очень нелегко, очень мало их осталось. Несмотря на то, что кувшинки растут на
глубоких местах на глубине 4-5 метров, их постоянно срывают, добираясь до них
вплавь и на лодках. Оторванный цветок теряет упругость, в какую бы воду его ты
не поставил.
(иллюстрация
кувшинки)
2.Люди выбрасывают сорванные цветы, а потом сожалеют, что они исчезли и
не растут больше в этом водоеме, и не догадываются, что сами виноваты в этом.
Славянские народы называли водяную лилию одолень - трава и верили, что она
излечивает от болезней и оберегает от бед.
Учитель: - Отправляясь в дорогу люди, заливали в маленькие мешочки – ладанки
листья и цветы белой кувшинки. И твердо верили, что это принесет удачу,
оборонит от несчастий.
Конкурс « Кто
больше назовёт цветов»?
( по одной
девочке называют по очереди цветы, кто первый остановится – выбывает)
Викторина
1.Какой цветок
всегда следует за солнцем? (подсолнух)
2.Какой цветок символизирует
болтливость? (колокольчик)
3.Какой синенький
цветок римляне называли «царским»? (василек)
4.Какой цветок
возвращает память тем, кто забыл о своих близких? (незабудка)
5.В честь какого
цветка назван цвет? (сиреневый в честь сирени)
Ученик 1:
Возле речки в
тумане
Чуть шумят тополя.
Может, ими и ранит
Человека земля.
Ученик 2:
Иль березкой кудрявой,
Нескупой на слова,
Или явором,
Явор - всем лесам голова.
Ученик 3:
Иль плясуньей – калиной,
Что сережкой трясет.
Или первой травинкой,
Пробивающей лед…
Ученик 4:
Что же, Земля привлекает
Или этим, иль тем,
В суть вопроса вникая,
Я так думаю – всем!
Ученик 5:
И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождем не грибным.
Ученик 6:
Первой звонкой капелью
И росой на устах.
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.
Ученик 7:
И родными местами.
Где ты жил, где ты был
И цветами, цветами-
Чуть о них не забыл.
Ученик 8:
Манят волею реки
И раздолью поля,
Не обманет навеки
Человека земля.
Учитель: Да, наша
небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на
любовь. Многие писатели, поэты посвящают свои произведения природе.
Послушаем, о чем пишет поэт Сергей Викулов в
своем стихотворении.
Ученик 1:
Услышу ль сосен шум в последний час
Журчат струи средь камушков у брода-
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна, по имени Природа.
У нее для всех хватает доброты.
Ученик 2:
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух - три ее основы,
Какая бы не грянула беда – все возродится
снова.
Ученик 3:
Но если-
Впрочем, в наш жестокий век понятно всем,
Что это «если» значит?
О, человек! Природа – мать ни рек
И ни морей, ни росных трав, ни голубых озер
От глаз твоих нас прячет
Цените ее доверие, вы - люди!
Не обмани ее! И в темный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.
Учитель: Поэт
Рыленков в своем стихотворении утверждает, что все богатство русской природы
принадлежит народу, значит вам, дети.
Ученик 1:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик 2:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь,
Как ландыши в траве зеленой
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету
Ведь другой такой на свете нету!
Учитель: Родина!
Родная природа…
Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом.
Ученик 3:
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встанет
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Ученик 1:
Сидит на ромашке смешная букашка,
Сидит и вздыхает от тоски.
Никак, ну никак она не сосчитает
Ромашки беленькой лепестки.
Весь день сосчитать, их бедняга, не сможет.
Ну, кто же, ну кто же букашке поможет?
Ученик 2:
Вам известно, что жуки жужжат
С досады и с тоски.
Но в кругу друзей жуки чудаки и добряки.
Я дружу с одним жуком, я с ним третий год
знаком
Это счастье, если жук и тебе не враг, а друг.
Учитель: - Поговорим
и о птицах.
Ребята! Кто из вас знает, какая птица
является символом мира на нашей планете? (белый голубь)
3.Белый голубь –
это символ мира, а придумал его и изобразил знаменитый французский художник
Пабло Пикассо. Свой рисунок он назвал «Голубь мира».
4. Люди на улице
подняли головы:
Голуби, голуби, белые голуби.
Шумом их крыльев город наполнен,
Людям о мире голубь наполнил.
-Птицы – вестники радости. Каждый год они
приносят нам на крыльях весну.
Отгадайте загадки о птицах:
1.Пухом богата,
Клюв – лопата.
В речке бродит,
Вперевалочку ходит. (утка)
2.Далеко мой стук
слышится вокруг
Червякам я враг, а деревьям друг. (дятел)
3.Чик – чирик!
К зернышку – прыг.
Клюй, не робей.
Кто же это? (воробей)
4.Встает на заре,
поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это? (петушок)
5.На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его … (скворец)
Учитель: -Птицы –
верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.
- Как мы может помочь птицам? (ответы детей)
(иллюстрация птиц)
Ученик 3:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело .
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло,
Приучайте птиц в мороз к своему окну.
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Ученик 4:
Все, все на свете пичуги!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки.
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем – то не очень дружны.
Мы все-таки очень друг другу нужны.
Учитель: - А
сейчас мы проверим, какие правила поведения в природе вы знаете.
(карточки – знаки)
1.В лесу надо стараться ходить по тропинкам,
чтобы не вытаптывать траву и почву – от этого погибают многие растения и
насекомые.
2.Не подходите близко к гнездам птиц. Не
прикасайтесь к гнезду, иначе птицы – родители могут покинуть гнездо.
3.Не шумите в лесу. Шум отпугивает животных,
мешает им.
4.Не разоряйте птичьи гнезда.
5.Не рвите в лесу цветов! Помните, что букеты
можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Не ломайте
ветки деревьев и кустарников.
6.Не ловите диких животных и не уносите их
домой.
Игра «Продолжи народную пословицу
или примету»
Цель: тренировать
умение запоминать народные изречения и предметы, в которых собран опыт многих
поколений предков, помочь детям понять их смысл.
- Земля …(заботу любит).
- Без хозяина земля- …(круглая сирота).
- Много снега-…(много хлеба), много воды-…
(много травы).
- Судьба природы-… (судьба Родины).
- Рощи да леса -… (родного края краса).
- Землю согрело-… (поспеши с посевом).
- Больше птиц-… (выше урожай).
- Срубили кусты-…(прощай птицы).
- Увидел скворца-…(весна у крыльца).
- Ранний прилет грачей и жаворонков-… (к
ранней весне).
- Длинные сосульки-…(к долгой весне).
- Зима морозная-…(лето жаркое), зима
снежная-…(лето дождливое).
- Иней на деревьях-…(к морозу).
- Поздний отлет птиц-…(к теплой зиме).
- Поздний листопад-…(к суровой и долгой зиме).
- Много леса-…(не губи), мало леса-…(береги),
нет леса-…(посади). Старые деревья-…(молодые охраняют).
- Растения-…(земли украшения).
«Экология
устами младенца»
А теперь послушаем детей и их
рассуждения на тему «Экология устами младенца». Назовите, о чем говорят дети
(не забудьте правильные ответы отмечать в своих жетонах).
Прослушивание
магнитной записи голосов детей с вопросами для учащихся.
- Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в
запретных местах. (браконьеры)
- Это место, где люди гуляют: там трава,
красивая природа, могут быть карусели.(парк)
- Светящийся шар, горячий, а еще это звезда
или планета.(солнце)
- Это то, где все сажают, и когда она есть, то
на деревьях листики вырастают.(почва)
- Она большая и грязная, и мама не разрешает
по ней бегать.(лужа)
- Это место, где звери и птицы живут, не боясь
людей. Людям нельзя туда заходить и нечего нельзя там делать.(заповедник)
5.Дерево, цветок, трава и птица
Не
всегда умеют защищаться.
Если
будут уничтожены они,
На
планете мы останемся одни.
6.Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять
не будем никогда.
Пусть
птенцам и маленьким зверятам
Хорошо
живется с нами рядом.
Конкурс «Загадки»
1.
В трубе задерживает дым, пыль, есть в сигаретах. (фильтр)
- Черный воздух, облако, как пыль, бывает,
когда топят печку дым)
- Там квакают лягушки и растут камыши. (болото)
- Это когда не бывает дождя, жарко, как в
пустыне. (засуха)
- Его выдыхают животные и люди, от него гибнет
все живое. (углекислый газ)
- То, что нас везде и всегда окружает. (природа)
- То, что идет от солнца, а вечером от лампы. (свет)
- Маленькие санитары природы, мы их не видим. (микроорганизмы)
- Его выделяют растения.(кислород)
- Птицы, рыбы, звери, человек, цветы, деревья.
Все это вращается вместе с землей и называется одним словом .(биосфера)
- Рыбам - вода, зверю - лес, птицам -
воздушное пространство, а в экологии это называется….(средой обитания).
- В году их четыре. Сначала птицы прилетают,
потом выводят птенцов, затем они улетаю опять, а в это время медведь спит
в берлоге. (времена года).
Учитель:
Хочу, чтоб в мире
было много света,
Хочу, чтоб в мире
было много лета,
В котором – солнце,
птичьи голоса,
И на траве -
зеленая роса.
Хочу, чтоб в мире
было меньше плача,
А больше смеха,
радости, удачи.
Улыбок детских, как
цветенье зыбких.
Цветов, сравнимых с
детскою улыбкой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.