Главная / Химия / Внеклассная работа "Вечер занимательной химии"

Внеклассная работа "Вечер занимательной химии"

Вечер занимательной химии



Ведущий1: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания». Так уже более 200 лет назад сказал гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

С необычайной точностью и прозорливостью определяют эти слова могущество химии, ее место в жизни, растущую роль в современной технике, производстве, в быту. Разнообразные химические процессы непрерывно происходят и в окружающем нас мире. Везде и повсюду сталкиваемся мы с химическими продуктами. Обыкновенный кусок мыла и сложный фотоэлемент, платье, которое мы носим, бумага, на которой пишем, - тысячи и тысячи предметов и веществ получены при помощи химии, путем использования различных химических реакций.

Все глубже и глубже проникают ученые в тайну вещества, заставляя его совершать удивительнейшие превращения. Сегодня мы проводим вечер занимательной химии. Прошу принять в нем активное участие. Ваша задача – внимательно следить за химическими опытами и стараться объяснить их.

Ведущий 2: Внимание! Стреляющая бумага!

Ассистент 1выносит на листе фанеры листочки бумаги, дотрагивается до них стеклянной палочкой – раздается выстрел при прикосновении к каждому листу.

Ведущий 1: А теперь разберемся, что же происходит?

Узкие полоски фильтровальной бумаги заранее нарезают и смачивают в 25%-ном растворе йода в гидрате окиси аммония; полоски раскладывают на листе фанеры и оставляют сохнуть до вечера. Выстрел получается тем сильнее, чем лучше пропитана бумага раствором и чем концентрированнее был раствор йодистого азота.

Ведущий 2: (держит в руке куриное яйцо). Обычное яйцо, но сколько превращений может с ним произойти! Кто из вас, ребята, очистит яйцо, не разбивая скорлупы?

Ассистент 2 помещает яйцо в кристаллизатор с раствором уксусной (или соляной) кислоты; через некоторое время вытаскивает яйцо, покрытое только подскорлуповой оболочкой.

Ведущий 1: Объясните, что случилось со скорлупой?

Объяснение этого опыта можно получить от присутствующих в зале, так как учащиеся знают, что в состав скорлупы в основном входит углекислый кальций, а в уксусной кислоте он переходит в растворимый уксуснокислый кальций (или хлористый кальций, если брали соляную кислоту).

Опыт идет быстрее с соляной кислотой.

Ведущий 2: Ребята, а кто может сварить яйцо, не пользуясь огнем и электрическими приборами?

Ассистент 3 берет яйцо, помещает его в стеклянную, лучше фарфоровую чашку, обкладывает его со всех сторон кусками негашеной извести и обливает водой. Через некоторое время вынимает яйцо, обмывает водой, чистит. Все видят, что яйцо сварилось.

Ведущий 1: Кто же объяснит, какая реакция явилась причиной выделения теплоты? (Ответ дают учащиеся из зала).

Ведущий 2: А теперь давайте поэкспериментируем с чаем, сахаром и сухарями. Ребята, что происходит с сахаром, если его сжечь?

Из зала: «Обугливается! Чернеет!»

Ведущий 1: Давайте попробуем сжечь сахар без помощи огня.

Ассистент 4 обливает кусочек сахара, находящийся в химическом стакане, концентрированной серной кислотой. Через некоторое время сахар чернеет, обугливается.

Пояснение к опыту следует ожидать из зала, так как в 8 классе учащиеся изучают это свойство серной кислоты.

Ведущий 2: До чего же аппетитные сухарики. Так и хочется попробовать.

Ассистент 5 дает стакан с жидкостью цвета чая и белый сухарь. Ведущий 1 берет сухарь и смачивает его в поданной жидкости – сухарь синеет.

Ведущий 1 (возмущенно): Безобразие! Ты же меня можешь отравить! Что ты мне принес?

Ассистент 5 (смущенно): Простите! Я, наверное, перепутал стаканы!

Ведущий 1: Ну, ладно! Не время нам ссориться, хорошо, что я не пострадал. (Обращаясь ко всем): Ребята, вы можете мне объяснить, что же он принес вместо чая? Что произошло с сухарем?

Из зала: В стакане был раствор йода. Крахмал, содержащийся в сухаре, посинел.

Ведущий 2: А теперь давайте поэкспериментируем с огнем. Какие вы знаете способы добывания огня?

Из зала приводят примеры – путем трения, используя электрическую искру, посредством спичек и т.д.

Ведущий 2: Попробуем обойтись без этих средств.

Ассистент 6 насыпает на кусок жести растертый в порошок перманганат калия (6 г) и капает на него из пипетки глицерин (1 мл). Через некоторое время на куске жести появляется огонь: в результате реакции выделяется атомарный кислород, и глицерин воспламеняется.

Ассистент 7: Я тоже получу огонь без спичек, только при помощи волшебной палочки.

Он берет растертый в порошок перманганат калия и капает на него концентрированную серную кислоту, помешивает смесь стеклянной палочкой, но огонь не появляется (в зале смеются, так как думают, что прозрачная жидкость та же, что и в предыдущем опыте). Тогда ассистент подносит стеклянную палочку к фитилю спиртовки (фитиль должен быть влажным), и на фитиле появляется пламя.

При взаимодействии серной кислоты с перманганатом калия выделяется атомарный кислород, который очень энергично реагирует со спиртом, поэтому достаточно поднести стеклянную палочку, смоченную смесью, к фитилю, чтобы выделилось достаточное количество теплоты для воспламенения спирта.

Ведущий 1 объявляет: Блуждающие огоньки! (В зале гаснет свет).

В ванну с водой помещают скорлупки от грецких орехов, наполненные спиртовыми растворами поваренной соли, азотнокислого стронция или лития, хлористого калия, азотнокислого бария или борной кислоты. В растворы помещают маленькие фитили и зажигают. Скорлупки плавают, пламя спирта окрашивается в разных скорлупках в разные цвета (поваренная соль окрашивает пламя в желтый цвет, азотнокислый стронций или литий – в красный цвет, хлористый калий – в фиолетовый, азотнокислый барий или борная кислота – в зеленый).

После опыта дается пояснение.

Ведущий 2. Я получил письмо, но в конверте оказался чистый лист бумаги. Кто поможет моей беде? В чем тут дело?

Учащийся из зала (заранее подготовленный) нагревает лист бумаги над пламенем. Надпись была сделана раствором серной кислоты; при нагревании серная кислота становится концентрированной, она обугливает бумагу и надпись проявляется. Этот же учащийся напоминает всем о действии концентрированной серной кислоты на бумагу. Ученик передает письмо ведущему.

Ведущий 2 (читает): Спасибо всем, кто принял участие в подготовке и проведении вечера.

Ведущий 1(обращается к зрителям): Спасибо вам за то, что вы оценили наш труд, за внимание и активное участие, которое вы приняли в вечере, разгадывая наши «чудеса». Теперь вы видите, что ничего таинственного, сверхъестественного во всем, что было представлено на вечере, нет, что химия дает возможность понять и объяснить все эти явления. Многие из показанных нами опытов вы объяснили сами на основе тех знаний по химии, которые вы уже имеете. Чтобы проникнуть в тайны многих явлений, происходящих вокруг нас, мы с вами должны хорошо знать химию.

Внеклассная работа "Вечер занимательной химии"
  • Химия
Описание:

Вечер занимательной химии

 

Ведущий1: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие…Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания». Так уже более 200 лет назад сказал гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

      С необычайной точностью и прозорливостью определяют эти слова могущество химии, ее место в жизни, растущую роль в современной технике, производстве, в быту. Разнообразные химические процессы непрерывно происходят и в окружающем нас мире. Везде и повсюду сталкиваемся мы с химическими продуктами. Обыкновенный кусок мыла и сложный фотоэлемент, платье, которое мы носим, бумага, на которой пишем, - тысячи и тысячи предметов и веществ получены при помощи химии, путем использования различных химических реакций.

     Все глубже и глубже проникают ученые в тайну вещества, заставляя его совершать удивительнейшие превращения. Сегодня мы проводим вечер занимательной химии. Прошу принять в нем активное участие. Ваша задача – внимательно следить за химическими опытами и стараться объяснить их.

Ведущий 2: Внимание! Стреляющая бумага!

Ассистент 1выносит на листе фанеры листочки бумаги, дотрагивается до них стеклянной палочкой – раздается выстрел при прикосновении к каждому листу.

Ведущий 1: А теперь разберемся, что же происходит?

     Узкие полоски фильтровальной бумаги заранее нарезают и смачивают в 25%-ном растворе йода в гидрате окиси аммония; полоски раскладывают на листе фанеры и оставляют сохнуть до вечера. Выстрел получается тем сильнее, чем лучше пропитана бумага раствором и чем концентрированнее был раствор йодистого азота.

Ведущий 2: (держит в руке куриное яйцо). Обычное яйцо, но сколько превращений может с ним произойти! Кто из вас, ребята, очистит яйцо, не разбивая скорлупы?

Ассистент 2 помещает яйцо в кристаллизатор с раствором уксусной (или соляной) кислоты; через некоторое время вытаскивает яйцо, покрытое только подскорлуповой оболочкой.

Ведущий 1: Объясните, что случилось со скорлупой?

     Объяснение этого опыта можно получить от присутствующих в зале, так как учащиеся знают, что в состав скорлупы в основном входит углекислый кальций, а в уксусной кислоте он переходит в растворимый уксуснокислый кальций (или хлористый кальций, если брали соляную кислоту).

Опыт идет быстрее с соляной кислотой.

Ведущий 2: Ребята, а кто может сварить яйцо, не пользуясь огнем и электрическими приборами?

Ассистент 3 берет яйцо, помещает его в стеклянную, лучше фарфоровую чашку, обкладывает его со всех сторон кусками негашеной извести и обливает водой. Через некоторое время вынимает яйцо, обмывает водой, чистит. Все видят, что яйцо сварилось.

Ведущий 1: Кто же объяснит, какая реакция явилась причиной выделения теплоты? (Ответ дают учащиеся из зала).

Ведущий 2: А теперь давайте поэкспериментируем с чаем, сахаром и сухарями. Ребята, что происходит с сахаром, если его сжечь?

Из зала: «Обугливается! Чернеет!»

Ведущий 1: Давайте попробуем сжечь сахар без помощи огня.

Ассистент 4 обливает кусочек сахара, находящийся в химическом стакане, концентрированной серной кислотой. Через некоторое время сахар чернеет, обугливается.

     Пояснение к опыту следует ожидать из зала, так как в 8 классе учащиеся изучают это свойство серной кислоты.

Ведущий 2: До чего же аппетитные сухарики. Так и хочется попробовать.

Ассистент 5 дает стакан с жидкостью цвета чая и белый сухарь. Ведущий 1 берет сухарь и смачивает его в поданной жидкости – сухарь синеет.

Ведущий 1 (возмущенно): Безобразие! Ты же меня можешь отравить! Что ты мне принес?

Ассистент 5 (смущенно): Простите! Я, наверное, перепутал стаканы!

Ведущий 1: Ну, ладно! Не время нам ссориться, хорошо, что я не пострадал. (Обращаясь ко всем): Ребята, вы можете мне объяснить, что же он принес вместо чая? Что произошло с сухарем?

Из зала: В стакане был раствор йода. Крахмал, содержащийся в сухаре, посинел.

Ведущий 2: А теперь давайте поэкспериментируем с огнем. Какие вы знаете способы добывания огня?

     Из зала приводят примеры – путем трения, используя электрическую искру, посредством спичек и т.д.

Ведущий 2: Попробуем обойтись без этих средств.

Ассистент 6 насыпает на кусок жести растертый в порошок перманганат калия (6 г) и капает на него из пипетки глицерин (1 мл). Через некоторое время на куске жести появляется огонь: в результате реакции выделяется атомарный кислород, и глицерин воспламеняется.

Ассистент 7: Я тожеполучу огонь без спичек, только при помощи волшебной палочки.

Он берет растертый в порошок перманганат калия и капает на него концентрированную серную кислоту, помешивает смесь стеклянной палочкой, но огонь не появляется (в зале смеются, так как думают, что прозрачная жидкость та же, что и в предыдущем опыте). Тогда ассистент подносит стеклянную палочку к фитилю спиртовки (фитиль должен быть влажным), и на фитиле появляется пламя.

При взаимодействии серной кислоты с перманганатом калия выделяется атомарный кислород, который очень энергично реагирует со спиртом, поэтому достаточно поднести стеклянную палочку, смоченную смесью, к фитилю, чтобы выделилось достаточное количество теплоты для воспламенения спирта.

Ведущий 1 объявляет: Блуждающие огоньки! (В зале гаснет свет).

     В ванну с водой помещают скорлупки от грецких орехов, наполненные спиртовыми растворами поваренной соли, азотнокислого стронция или лития, хлористого калия, азотнокислого бария или борной кислоты. В растворы помещают маленькие фитили и зажигают. Скорлупки плавают, пламя спирта окрашивается в разных скорлупках в разные цвета (поваренная соль окрашивает пламя в желтый цвет, азотнокислый стронций или литий – в красный цвет, хлористый калий – в фиолетовый, азотнокислый барий или борная кислота – в зеленый).

После опыта дается пояснение.

Ведущий 2. Я получил письмо, но в конверте оказался чистый лист бумаги. Кто поможет моей беде? В чем тут дело?

     Учащийся из зала (заранее подготовленный) нагревает лист бумаги над пламенем. Надпись была сделана раствором серной кислоты; при нагревании серная кислота становится концентрированной, она обугливает бумагу и надпись проявляется. Этот же учащийся напоминает всем о действии концентрированной серной кислоты на бумагу. Ученик передает письмо ведущему.

Ведущий 2 (читает): Спасибо всем, кто принял участие в подготовке и проведении вечера.

 

Ведущий 1(обращается к зрителям): Спасибо вам за то, что вы оценили наш труд, за внимание и активное участие, которое вы приняли в вечере, разгадывая наши «чудеса». Теперь вы видите, что ничего таинственного, сверхъестественного во всем, что было представлено на вечере, нет, что химия дает возможность понять и объяснить все эти явления. Многие из показанных нами опытов вы объяснили сами на основе тех знаний по химии, которые вы уже имеете. Чтобы проникнуть в тайны многих явлений, происходящих вокруг нас, мы с вами должны хорошо знать химию.

Автор Султангулова Лениана Павловна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 583
Номер материала 13001
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓