Главная / География / Внеклассная работа по географии + презентация "Посвящение в читатели"

Внеклассная работа по географии + презентация "Посвящение в читатели"

Внеклассная работа по географии

Подготовила: учитель географии
МБОУ «Гимназия №3»
Козлова Л.И.

Содержание:
Введение

1.Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии. 
2. Формы  и методы внеклассной работы.
3.. Характеристика форм внеклассной работы по географии.
4. Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии.

 Слайд 1 Введение
   В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Чтобы повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетать работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Такая деятельность много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности.

 Слайд 2 Цель внеклассной работы – это обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. 
Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

1.Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по 
географии.

Слайд 3 Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету. 
В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления: 
1)   углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение; 
2)  формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании приборов, а также ПК. Следует отметить, что и в том и в другом направлении широко используется краеведческий материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике. Что и ляжет в основу новых требований образованного стандарта в средней параллели через два года. Наряду с оценкой образовательного уровня учащийся предоставляет творческий проект или исследовательскую работу или социальный проект по предмету.


Слайд 4 Во внеклассной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:
- общественно- полезная, профессиональная, экологическая краеведческая направленности;
- современность содержания и форм внеклассной работы; 
- учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся; 
- сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся; 
- системность, непрерывное развитие внеклассной работы. 
Соблюдение всех указанных требований к организации и проведению внеклассной работы способствует созданию системы внеклассной работы, которая характеризуется следующими уровнями: 
I  уровень: использование внеклассной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по географии. На этом уровне внеклассные формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя. 
II уровень: На этом уровне главное - развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся. 
III уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем. 
Школьная география относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеклассная работа.

 Слайд 5 . Формы и методы внеклассной работы

Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий. 
Различают фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии.

Формы внеклассной работы:

1.Систематические формы внеклассной работы

2. Эпизодические формы внеклассной работы

а) географические кружки;

а) географические олимпиады;

б) клубы любителей природы;

б) неделя географии;

в) музеи;

в) географические вечера;

г) гео-издания.

г) походы, экскурсии, экспедиции.

Слад 6 Между систематической и эпизодической внеклассной работой нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, недели географии, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года. 
Слайд 7 Групповые формы внеклассной работы (факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции, походы) охватывают группу учащихся от 30-35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника.

Слайд 8 Кратко остановлюсь на формах внеклассной работы

1. Географические кружки  занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Эта форма работы для среднего звена школьников. 

Географические кружки по содержанию можно разделить на группы: 
1.
Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету. 
2.
Исследовательские. Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, экологические и др.). 
3.
Специальные кружки,      посвященные     специальным     вопросам     географии, изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных
проблем   человечества   и   др.   Эти   кружки   способствуют   углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.

2. Географические факультативы во многом определяют углубленное приобретение знаний, способствуют развитию индивидуальных интересов школьников. По формам организации факультативные занятия можно разделить на классные и внеклассные.
К
классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеклассным - экскурсии, практические работы на местности. 
Географические факультативы должны способствовать решению следующих задач: 
- развитию географического мышления; 
- вооружению школьников более полными знаниями об общих географических закономерностях Земли, о населении земного шара и его размещении; 
- умению работать с различными источниками географической информации (картами, справочниками и т.д.); 
- знакомству с широким кругом профессий, опирающихся на географические знания и умения.

3. Географические клубы 
Клубная форма внеклассной работы признается многими учителями как одна из наиболее перспективных и интересных для учащихся.
Цель работы клуба - систематическое изучение вопросов охраны природы, глубокое осмысливание этих вопросов, приобретение практических навыков и умений по уходу за растениями, животными.
Задача клубной работы состоит в воспитании у учащихся любви к природе, вооружении их научными знаниями, объясняющими, для чего и как
охранять   природу,   привитии   навыков   самостоятельной   и   практической работы в природе. 
Основные формы занятий школьного клуба - лекции, семинарские занятия, практические работы, просмотры научно-популярных фильмов, конференции, экскурсии и др. Члены клуба готовят рефераты и доклады, проводят беседы с младшими школьниками, читают лекции, выполняют практические работы на местности, организовывают КВНы.

4. Географические олимпиады - Одна из важных форм внеклассной работы, которые способствуют развитию познавательного интереса учеников к географии и позволяет более правильно решать вопрос о выборе учениками географии как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Следовательно, географические олимпиады служат решению задач профориентационной работы с учащимися. 

5. Проведение конференций по географии 
Во внеклассной работе по географии уделяется внимание проведению конференций как одной из форм работы. Чаще всего конференции проводят с учащимися старших классов.

6. Географические викторины и игры 
Одними из популярных и любимых у учащихся игр являются викторины. Их основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Викторины считаются универсальной формой внеклассной работы, так как они включаются в проведение географических вечеров, конференций и т. д., кроме того, викторина позволяет охватить значительное количество участников.

8. Неделя географии в школе 
Неделя географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д. У нас в гимназии проводится в рамках естественно-научных предметов: географии, биологии, химии.
Основная задача проведения недели географии - развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине. 
В неделю географии включают следующие мероприятия: 
- подготовку и оформление плана проведения недели; 
- подготовку и проведение дня географии в каждом классе;
- конкурс рефератов по географии; 
- выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету; 
- проведение экскурсий в музеи, на предприятия, в институты, на метеостанции...

9. Школьные географические издания 
Трудно себе представить внеклассную работу по географии без выпуска стенных газет. 
Стенные газеты различают по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить на фотогазеты, которые выпускают после проведенных экспедиций, походов, конкурсов; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».

10. Школьные музеи 
Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. 
Решение о создании школьного географического или краеведческого музея принимает педагогический совет школы, он подбирает учащихся в состав совета музея. Деятельность музея должна строиться на основе самоуправления учащихся, развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве. В совет музея целесообразно включить представителей от каждого класса. Иногда за каждым разделом музея закрепляется отдельный класс. На него возлагается забота о пополнении фондов, организации экскурсий, сохранности экспонатов. Чтобы вовлечь в работу музея как можно больше учащихся, при совете музея следует создать группы экскурсоводов, лекторов, различные секторы: оформительский, учета и хранения фондов, связь с общественностью и др. 
Основной и самый главный - краеведческий поиск. В краеведческую работу вовлекаются учащиеся и их родители, которые помогают пополнять музей различными экспонатами. В деле организации и развития школьного географического или краеведческого музея заслуживает внимания вопрос

Слайд 9 Методы организации деятельности школьников во внеклассной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала - географическими знаниями. Методы бывают: это

Работа на природе: 
- экскурсии, 
- походы, 
- наблюдения, 
- экспедиции

Слайд 10 В нашей жизни очень важно общение с природой. Это не только познание окружающей среды, но и общение в неформальной обстановке. Проявление определенных качеств личности.

Слайд 11 Воспитываются очень важные качества личности: патриотизм, гуманизм, ответственность, коллективизм, чувство долга, выносливость и масса приятных впечатлений и воспоминаний.

Слайд 12 Работа с географической литературой:
- подготовка рефератов, 
- подготовка докладов, 
-  выпуск газет и стендов и др.

с текстовыми источниками, информацией Интернета, проявление творческих способностей детей. Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом. 


Игровая деятельность: 
- вечера, 
- олимпиады, 
- деловые игры, 
- викторины,
- КВНы и др.

Слайд 14  3.Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии.

Основные показатели эффективности внеклассной работы по географии: 
- повышение качества географических знаний и умений школьников; 
- интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса    к    занятиям    в    классе    и    во    внеклассное    время,    чтение дополнительной  литературы,  активное  участие  в  общественно  полезной работе и др.;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы; 
- повышение качества знаний по другим предметам; 
- приобретение умений работы с различными источниками информации; 
- повышение общего уровня культуры школьников.

Слайд 15 Заключение
Особенность географии как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся получают целостное представление о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе. 


Слайд 16 Все названные формы внеклассной работы в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.


Слайд 17 В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеклассной работы. Каждый учитель географии должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеклассной работы. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.

Выступление на городском МО учителей географии



Внеклассная работа по географии + презентация "Посвящение в читатели"
  • География
Описание:

Внеклассная работа по географии в рамках проведения городского методического  объединения учителей географии. Представлены презентация  + тескстовый теоретический материал  предназначен для учащихся 5 классов.

     В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Чтобы повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетать работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Такая деятельность много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности.

Автор Сергеева Елена Викторовна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 1067
Номер материала 12015
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓