Главная / Другое / ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОК – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОК – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОК –

СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Долгих Людмила Дмитриевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Основная общеобразовательная

Незнамовская школа»,

Старооскольский район Белгородской области

Аннотация: Уроки с использованием здоровьесберегающих технологий повышают интерес детей к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально используя индивидуальные особенности и способности школьников, для повышения результативности их обучения.

Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов – педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, каждый профессионально подготовленный педагог не может бесстрастно относиться к неблагополучному и ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников.

В связи с этим на сегодняшний день стали необходимы и востребованы здоровьесберегающие образовательные технологии. Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья учащихся. Здоровье каждого человека определяется воздействием внешних и внутренних факторов на организм и возможностями к сопротивлению этим воздействиям самого организма.

К внешним факторам можно отнести низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья, воздействие неблагоприятных для здоровья экологических, антропогенных и техногенных факторов. Кроме названного, существует группа внутришкольных факторов, имеющих непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих технологий. Это гигиенические условия, учебно-организационные факторы, психолого-педагогические факторы, профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. [2, с. 27]

Важная составная часть здоровьесберегающей работы в школе – это рациональная организация урока. По моему мнению, при использовании здоровьесберегающих технологий в разработке урока следует обратить внимание на ряд основных моментов:

  1. Организация урока в условиях здоровьесберегающих технологий (обстановка и гигиенические условия в классе, продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, количество видов преподавания, наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, место и длительность применения ТСО, поза учащихся, чередование позы, наличие на уроке эмоциональных разрядок (шутка, улыбка и т. п.). [3, с. 124]

  2. Оздоровительные технологии на уроке (оздоровительные физкультминутки, коррегирующая гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровой массаж, пальчиковый игротренинг и др.)

Оздоровительные физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Учитывая специфику предмета, физкультминутки я провожу зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, отдых позвоночника, упражнения для ног, мимики лица и др. Оздоровительные минутки включают в себя не только физические упражнения, но и этюды для души.

Коррегирующая гимнастика для глаз - это несложные упражнения, которые помогают укрепить глазные мышцы, улучшить кровообращение в глазных капиллярах.

Дыхательная гимнастика – физические упражнения, способствующие углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена в легких. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.

Игровой массаж – это система приемов механического воздействия на тело ребенка при помощи рук. Влияние массажа на мышцы обусловлено повышением их работоспособности при воздействии на утомленные мышцы. Основные приемы игрового массажа: поглаживание, растирание, разминание.

Пальчиковый игротренинг – это упражнения, создающие благоприятные условия для мышечной деятельности, улучшает координацию и мелкую моторику руки. Это игры и упражнения, в которых активно задействуются пальчики и ладони ребенка, что способствует развитию мелкой моторики. Дети, у которых хорошо развита мелкая моторика, лучше говорят и развиваются.

Из опыта работы по данной теме можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий на уроке способствует не только более прочному усвоению материала, но и влияет на качество знаний в целом. Уроки с использованием здоровьесберегающих технологий повышают интерес детей к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально используя индивидуальные особенности и способности школьников, для повышения результативности их обучения.


Литература

1. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома. -М.,2005.

2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. - М.,2004

3. Смирнов Н. К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. -М.,2005.


ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОК – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
  • Другое
Описание:

В связи с этим на сегодняшний день стали необходимы и востребованы здоровьесберегающие образовательные технологии. Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья учащихся. Здоровье каждого человека определяется воздействием внешних и внутренних факторов на организм и возможностями к сопротивлению этим воздействиям самого организма.

Автор Долгих Людмила Дмитриевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 377
Номер материала 8667
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓