Главная / Физика / Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»

Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»

Ковалева Галина Николаевна учитель физики


Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»



Изучение физики как общеобразовательного предмета в школе является средством развития умственных способностей учащихся, а также способствует передаче школьникам определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формированию умений применять теоретические знания на практике. Главной задачей курса физики основой школы является задача развития учащихся средствами физики как учебного предмета.

Многолетний опыт работы в школе, где психологические различия учащихся проявляются особенно ярко, показывает, что не все учащиеся успешно обучаются на уроках физики.

Дело в том, что учитель, как и любой ученик, обладает индивидуальной познавательной стратегией и именно в соот­ветствии с ней выстраивает логику изложения учебной информации, выбирает методы и формы организации деятельности школьников. Да, часть учеников попадают в состояние «дидактического резонанса» они активно участвуют в беседе, с интересом следят за демонстрациями, выполняют эксперимент сами, т.е. успешны в обучении.

Пять лет я использую технологию «Интегративно- дифференцированный подход», где в процессе обучения физике приоритетной целью становится развитие школьников, и получаю «выигрыш» сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, решается проблема мотивации. Дети понимают, что они должны уметь «правильно мыслить» в реальном мире.

Во-вторых, существенно развивается и обогащается речевая деятельность школьников.

В-третьих, информация из области физики при таком подходе быстрее и успешнее обобщается, систематизируется и классифицируется, т. е. превращается в знание. Это приводит к тому, что главным механизмом становится не механическое запоминание, а осознание и понимание учебного материала. При этом уровень достижений учащихся становится отражением развития.

При использовании технологии уровневой дифференциации до начала изучения каждой темы знакомлю учащихся с обязательными результатами обучения, т. е. с требованиями, необходимыми для получения положительной отметки. Приступая к преподаванию темы, планирую не только основные цели её изучения, но и продумываю систему учебных заданий, с помощью которых можно судить, достигнуты ли выдвинутые цели.

Сегодня набирают силу новые критерии, учитывающие и динамику развития каждого отдельного учащегося, и усилия учителя по развитию личности ученика. При этом уже нельзя обойтись без психологической теории обучения, без нового направления в педагогической науке - психодидактики (М.Е. Бершадский, Г.А. Берулава, М.Н. Берулава, Г.А. Вайзер, А.З. Рахимов, Л.Н. Крутский, Л.П. Федотова и др.). Образование медленно, но необратимо подходит к необходимости учёта психологических факторов и построения на их основе комфортного - и для ученика, и для учителя - процесса обучения, когда определяющую роль играет взаимодействие личностей обучаемого и педагога.

При объяснении нового материала, даже опытного учителя слышат и воспринимают учебный материал в полном объёме лишь малая часть учащихся. Это, как правило, «левополушарные» уча­щиеся, обладающие словесно-логическим характером познавательных процессов, склонные к абстрагированию и обобщению. Однако они составляют самую малочисленную (9,4%) группу школьников. Са­мую же неуспешную, но и самую многочисленную (52,2%!) группу составляют «правополушарные» учащиеся с конкретно-образным мыш­лением, целостным восприятием, развитым воображением. «Преобла­дание в обучении словесно-рассудочных схем усвоения знаний (75% учебных предметов направлено на развитие левого полушария) при­водит к недостаточному развитию воображения, образного мышления школьников и в итоге к снижению интереса к учению» [2]. У боль­шинства создаётся некомфортное психологическое состояние «дидак­тического рассогласования» с отрицательной эмоциональной окрас­кой. О каком качестве обучения можно говорить в таком случае?

Явно обозначается проблема: как на практике осуществить про­цесс обучения, позволяющий реализовать несколько (в идеале — по количеству учеников) индивидуальных познавательных стратегий? Ведь нельзя потерять ни одну Личность! Такой процесс возможен лишь при глубокой дифференциации, а точнее, индивидуализации (персонализации) обучения. Это возможно через уровневую диф­ференциацию, модульное обучение и индивидуализацию на основе учёта когнитивного стиля ученика.

Технология уровневой дифференциации (далее уровневая техно­логия) предполагает учёт сходных способностей и познавательных по­требностей групп учащихся, создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую, согласно Л.С. Выготскому, его зоне ближайшего развития. Для этого учитель готовит открытую для учащихся совокупность целей по уровням слож­ности с указанием по каждой цели критериев её достижения; обеспечи­вает добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебно­го материала (не ниже стандарта); организует процесс самостоятельно­го овладения учениками учебным материалом (сопровождающийся ока­занием взаимопомощи) в соответствии с индивидуальным темпом; обес­печивает непрерывный (вводный, текущий, итоговый) контроль-диаг­ностику, переходящий в мониторинг учебных достижений учащихся.

Используя технологию уровневой дифференциации, заметен рост познавательной активности учащихся, результативность обучения стала выше. Однако всё же остаются учащиеся, плохо воспринимающие учебный материал.

Учёт особенностей восприятия, переработки и применения учебного материала, внимание к реакции на обучение каждого конкрет­ного школьника может сделать процесс освоения любого предмета, в том числе и физики, успешным для каждого. Стилевая дифференциация производится по шести когнитивным стилям школьников (способу воспринимать окружающий мир, создавать собственный «образ мира» на основе поступающей в мозг извне информации) на базе классификации, предложенной в [3]. Два года назад я стала подробнее знакомиться, разрабатывать и использовать на практике интегративно-дифференцированный подход в обучении. В этом мне помогли дистанционные курсы Педагогического университета «Первое сентября». Интегративно-дифференцированный подход представляет собой соединение этих, казалось бы, исключающих друг друга подходов и может обеспечить как достижение целостности восприятия мира, так и личностную ори­ентацию обучения [4].

Основная линия развития современного образования - это сочетание дифференциации и интеграции.

Традиционно под интегративным подходом к обучению понимается объединение компонентов процесса обучения с целью повышения его эффективности, соответствия дидактическим требованиям и социально определённым нормам, а также с целью уменьшения затрат энергии на организацию качественного образовательного процесса. Под дифференцированным подходом принято понимать обеспечение различных условий, оптимально учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся при усвоении предметного содержания. При этом создаются условия для формирования ключевых компетентностей личности, имеющих надпредметное содержание, а также личностной компетентности для самоопределения, самораскрытия и саморазвития потенций.

Из чего состоит данная технология?

  • дифференциации предполагает учёт сходных способностей и познавательных потребностей групп учащихся, создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую, его зоне ближайшего развития.

  • Технология модульного обучения (далее модульная технология) предусматривает формирование навыков самообразования и саморазвития и реализуется через деление всего материала на разделы, блоки и темы, а также алгоритмизацию учебной деятельности в соответствии с предписаниями, т.е. предъявленным планом действий.

  • Технология индивидуализации на основе учёта когнитивного стиля ученика (далее стилевая технология) призвана обеспечить максимальный психологический комфорт для учащихся в процессе обучения в результате учёта индивидуальных психологических особенностей каждой личности и создания условий для самореализации в обучении.

Можно составить следующий алгоритм работы учителя по данной технологии.

- изучить основные положения предшествующих образовательных технологий: уровневой дифференциации (уровневой технологии), мо­дульного обучения (модульной технологии), индивидуализации на ос­нове учёта когнитивного стиля ученика (стилевой технологии);

- выявить когнитивный стиль (индивидуальную познавательную стра­тегию) каждого учащегося, составить карту стилей класса, определить свою когнитивную стратегию с целью установления соответствия наи­более распространённому стилю в классе, а также с целью учёта стилей всех учащихся без исключения;

- организовать модульный процесс обучения и разработать модуль­ные учебные программы на основе интегративно-дифференцированных модулей;

- обеспечить постоянный мониторинг учебных достижений учащих­ся и соответствующие коррекционные мероприятия.

Приведу пример для 7 класса. Провожу тестирование по определению когнитивного стиля мышления учащихся. Для этого использую два теста.

Тест по определению стиля мышления.


Вопрос

Варианты ответа

Стиль

I. Если бы учитель предложил вам выполнить одно задание, но в разных видах, то какую из перечисленных форм вы бы выбрали?

1. Задание в виде открытых вопросов, предполагающее рассуждения.

2. Решение задач.

1. Интегральный



2.Дифференциальный

II. В какую форму работы на уроках физики вы охотно бы включились?

  1. Вычисления.

  2. Доказательство гипотез, положений, теорем (о потенциальной энергии, о кинетической энергии и т.д.).

  3. Работа в одиночку.

  4. Работа в группе.

1-3 Дифференциальный






4.Интегральный

III. Какие формы работ при изучении естественных наук (химии, физики, биологии) для вас представляются наиболее приемлемыми на уроках?

  1. Мозговой штурм (совместное обсуждение проблемы).

  2. Выделение главного в проблеме.

  3. Предсказание (прогнозирование) результатов.

  4. Проведение эксперимента и формулировка выводов на его основе.

1-3. Интегральный









4.Дифференциальный


И тест с использованием примерно 15 сюжетных картинок (например, подобранных из детской литературы), которые предлагаются испытуемому с предложением сказать, что на них изображено. Стиль диагностируется как сформировавшийся, если он выявляется в 70% ответов, и как смешанный – в противном случае.

1hello_html_348cd319.jpghello_html_m429f25ab.jpghello_html_76decc6.jpg












hello_html_58bcff72.gifhello_html_27ef29d1.gif

hello_html_f7635b6.gifCloudhello_html_m76e64662.gifhello_html_m7eac96ed.gif

hello_html_29668428.gifhello_html_221b55fd.jpg

hello_html_be56ea7.gif

hello_html_7fad25c9.gif

hello_html_3e7f7aa6.gifhello_html_2f6aa5d6.gif











Что изображено на картинках?



Варианты ответов.


№ картинки

Когнитивный стиль

Интегральный

Дифференциальный

ИТ

ИЭ

ИД

ДТ

ДЭ

ДД

Дети в музее

Интересная картина

Дети слушают экскурсовода

Учитель, два мальчика, девочка, картина

Мальчики очень удивлены рассказом, девочка просто слушает

Дети стоят вокруг экскурсовода и слушают рассказ

Игра в мяч

Интересная игра с мячом

Дети играют с мячом

Два мальчика, девочка и мяч

Дети стараются играть интересно

Дети играют в игру с мячом

Гусь

Важный, красивый гусь

Гусь шагает в воду

Гусь, камыш, река

Гусь важно шагает в спокойную реку

Гусь идёт в воду купаться

Басня Крылова

Упрямые персонажи басни

Персонажи басни тянут воз в разные стороны

Солнце, лебедь, рак, щука, воз.

Светит яркое солнце, а лебедь рак и щука тянут воз в разные стороны

Лебедь рак и щука тянут воз в разные стороны

Замок

Прекрасный замок

Замок стоит

Замок, деревья, небо

Красивый замок с башней и шпилем наверху

Замок окружён лесом

Тостер

Поджаренный хлеб

Хлеб поджаривается

Тостер, кусочки хлеба

Вкусный, поджаренный хлеб в тостере

В тостере поджариваются кусочки хлеба



Когнитивные стили учащихся 7 класса.


Фамилия, имя учащегося

Стиль учащегося

Стиль учителя

Особенности индивидуальной технологии обучения.


1. Аксенова Алена

ИТ

Смешанный

Содержательная интеграция, паутинное обучение,

I уровень

2. Дзюба Андрей

ИТ

Содержательная интеграция, паутинное обучение,

I уровень

3. Ержанова Махабат

ДЭ

Содержательная дифференциация, линейное обучение с эмоциональной окраской, II уровень

4. Жадан Катя

ИД

Содержательная интеграция, паутинное обучение через активные формы учебной деятельности, I уровень

5.Коновалова Лиана

ДД

Содержательная дифференциация, линейное обучение через активные формы учебной деятельности, II уровень

6.Корнеева Алиса

ДТ

Содержательная дифференциация, линейное обучение, II уровень.

7. Нерсисян Армен

ДД

Содержательная дифференциация, линейное обучение через активные формы учебной деятельности, II уровень

8. Оплев Роман

ИТ

Содержательная интеграция, паутинное обучение,

I уровень

9.Пфаненштыль Катя

ДД

Содержательная дифференциация, линейное обучение через активные формы учебной деятельности, II уровень

10. Рогозин Вова

ДД

Содержательная дифференциация, линейное обучение через активные формы учебной деятельности, II уровень

11. Савкин Дима

ДЭ

Содержательная дифференциация, линейное обучение с эмоциональной окраской, II уровень

12. Тлеулин Арман

ДД

Содержательная дифференциация, линейное обучение через активные формы учебной деятельности, I уровень

13. Устюжанин Женя

ИТ

Содержательная интеграция, паутинное обучение,

II уровень

14. Хасенова динара

смешанный

Содержательная дифференциация, линейное обучение через активные формы учебной деятельности, II уровень

15. Хацько Валя

ДТ

Содержательная дифференциация, линейное обучение, II уровень

16. Эрешова Амина

ИД

Содержательная интеграция, паутинное обучение через активные формы учебной деятельности, II уровень

17. Юст Катя

ИТ

Содержательная интеграция, паутинное обучение,

I уровень


В таблице когнитивных стилей использованы понятия «паутинное обучение» и «линей­ное обучение». Поясню их сущность. Стратегия паутинного обуче­ния - это представление основных узлов информации путём выделе­ния смысловых пунктов, которые дают общий обзор, а затем всё более детально обсуждаются. Термин этот ввёл английский психолог Д. Нор­манн - по логике развёртывания информации, подлежащей усвоению. Именно паутинное обучение наиболее полно отвечает принципу систем­ной дифференциации, когда материал последовательно разбивается на компоненты, подсистемы, части, элементы с параллельным выявлени­ем новых взаимосвязей, что в конечном итоге выводит процесс позна­ния на уровень интеграции. Стратегия линейного обучения предполагает такую организацию ма­териала, когда блоки новой информации предъявляются один за дру­гим и возникает развивающаяся структура. Такая система типична для изложения лекций и предъявления текстов учебников и представляет собой интегрирование нового знания в развивающуюся систему инфор­мации.

  • После этого необходимо разделить весь курс на разделы, в крупных разделах выделить блоки, разделы (блоки) разделить на темы и определить число часов, отводимых на изучение каждого раздела, блока, темы известными учеб­ными программами.

  • Определить дидактические цели для каждого раздела (блока), темы.

  • В каждой теме выделить модули (Ml,... Mn) соответствующие конкретным занятиям, обычно один модуль - одно занятие. Последний модуль, как правило, является контрольным (в отли­чие от остальных - текущих) и ориентирован на обобщение и систематизацию знаний по всей теме, самоконтроль достижений, выявление и корректировку ошибок.

  • Создать по три варианта каждого модуля в соответствии с тремя уровнями сложности. Каждый вариант, в свою очередь продифференцировать по шести когнитивным стилям (ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД).

  • Выделить в каждом модуле учебные элементы и для каждого сформулировать частную дидактическую цель.

  • Сформулировать дифференцированное домашнее задание для каждого уровня сложности в зависимости от работы на уроке.

Например, 10 класс, раздел – законы сохранения, модуль 2, тема «Механическая работа и мощность».

Модульная программа по физике 10 класс. Раздел – основы физических теорий, блок – законы сохранения.

На изучение данного блока отводится 9 часов на базовом уровне (2 часа в неделю). В учебнике Мякишева Г. Я. данной теме отведено 10 параграфов.

§ 45. Механическая работа, § 48. Кинетическая энергия, § 51. Потенциальная энергия, § 49. Работа силы упругости, § 50 Работа силы тяжести, §52. Закон сохранения энергии и однородность времени,

§ 41. Импульс, § 42. Закон сохранения импульса, § 44. Реактивное движение.

Обязательный минимум знаний.

Учащимся необходимо знать:

  1. Понятия: импульс, работа силы, мощность, потенциальная и кинетическая энергия.

  2. Формулировки основных законов: закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон Бернулли.

  3. Границы применимости законов.

  4. Практическое применение: реактивное движение, устройство ракеты, движение жидкости и газа, подъёмная сила крыла самолёта.

Учащиеся должны уметь:

  1. Измерять и вычислять физические величины – импульс, работу, мощность, энергию.

  2. Решать задачи на определение импульса, работы, мощности, энергии.

  3. Изображать на чертеже при решении задач направление векторов импульса тела.

  4. Определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела с использованием закона сохранения энергии.

  5. Раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование современного мировоззрения; называть значимые черты современной физической картины мира; приводить примеры физических явлений и процессов, изучаемых в теории; иллюстрировать роль физики в созда­нии и (или) совершенствовании важнейших технологических объектов;

  6. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информа­цию в различных формах (словесной, образной, символической); изла­гать суть содержания текста учебной книги по физике; выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления или опыта; постановка проблемы; выдвижение гипотезы; мо­делирование объектов и процессов; формулировка теоретического вы­вода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания); выдвигать гипотезы для объяснения предъявленной системы научных фактов; делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой.


Учащимся необходимо владеть:

  1. Основными понятиями и законами физики: соотносить изучае­мые понятия импульса, работы, энергии с законами сохранения импульса, энергии, для характеристики которых эти понятия введены в физику; описывать опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; раскры­вать смысл законов сохранения импульса, энергии, Бернулли; описывать преобразования энергии в процессах;

  2. Понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедея­тельностью человека, а именно реактивное движение, использование закона сохранения энергии в развитии авиации.

Дидактическая цель блока: знакомство с основными фундаментальными законами классической механики – законами сохранения.

Разработки модулей, карт учащихся приведены в приложении 6.

Даже на первых этапах внедрения данной технологии можно отметить эффективность применения ИДП. По проведённым анкетам следует удовлетворённость учащихся и их родителей процессом обучения. Повысилась психологическая комфортность обучения, уровень усвоения учебного материала.


Используемая литература

  1. Сборник нормативных документов. Физика. Сост. Днепров Э. Д., Аркадьев А. Г. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Сиротнюк А. Л. О природосообразном обучении. – Школьные технологии, 2004, №3.

  3. Берулаева М. Н., Берулаева Г. А. Технология индивидуализации обучения на основе учёта когнитивного стиля. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996.

  4. Коршунова О. В. Учет особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход). - Педагогический университет «первое сентября». – М.2006.





10


Внедрение технологии «Учёт особенностей мышления при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)»
  • Физика
Описание:

Изучение физики как общеобразовательного предмета в школе является средством развития умственных способностей учащихся, а также способствует передаче школьникам определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формированию умений применять теоретические знания на практике. Главной задачей курса физики основой школы является задача развития учащихся средствами физики как учебного предмета.

 

Многолетний опыт работы в  школе, где психологические различияучащихся проявляются особенно ярко, показывает, что не все учащиеся успешно обучаются на уроках физики.

Автор Ковалева Галина Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 743
Номер материала 34234
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓