Главная / Математика / Внедрение рейтинговой системы контроля и оценки качества знаний обучающихся на уроках по математики.

Внедрение рейтинговой системы контроля и оценки качества знаний обучающихся на уроках по математики.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ПРОМЫШЛЕННО-ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 13









Внедрение рейтинговой системы контроля и оценки качества знаний обучающихся

на уроках по математики.








Разработала: ТОРОПОВА о.л.

преподаватель МАТЕМАТИКИ

высшей квалификационной

категории








г. Ростов-на-Дону

2014г

Внедрение рейтинговой системы контроля и оценки

качества знаний обучающихся

на уроках по математики.


Актуальность исследования. Среди проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний обучающихся — необходимая часть учебно-воспитательного процесса; от их правильной постановки во многом зависит его успех.

В реализации одной из важнейших задач модернизации российского образования — повышения качества знаний, овладения в совершенстве компетентностями — свою положительную роль может сыграть рейтинговая система оценки качества знаний обучающихся.

В последнее время к проблеме адекватного оценивания обучающихсяобращаются многие: педагоги, психологи, обучающиеся, их родители и т.д. Это неудивительно, ведь оценка - не только показатель уровня обученности обучающихся, но еще и один из способов стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на его личность. Однако традиционная система все меньше удовлетворяет как преподавателя, так и обучающегося и мало соответствует требованиям современного учебно-воспитательного процесса.

Субъективность оценки часто способствует возникновению конфликтных и стрессовых ситуаций у обучающихся. Появляется противоречие между самооценкой обучающегося и оценкой преподавателя, в результате чего наблюдается угасание интереса обучаемого к конкретной учебной дисциплине и, следовательно, снижение эффективности учебно-воспитательного процесса и качества образования.

Другим серьезным недостатком данной системы оценивания является невозможность проследить динамику когнитивного роста обучающегося, поскольку  в процессе  оценивания  преподаватель отмечает  лишь данные, дающие представление о знаниях,  умениях, навыках, относящихся к конкретной теме в определенный момент, и сводит их к среднему баллу.

В условиях личностно-ориентированного обучения важно отслеживать не только знания и умения, приобретенные обучающимися, но и личностные приращения результатов обучения.

В связи с сокращением учебной нагрузки по некоторым предметам контроль знаний не может дать объективной картины, не отражает динамики учебного процесса.

История оценки. Как же развивалась оценочная деятельность учителя/преподавателя в образовательных учреждениях?

В Киевской духовной академии (1737 г.) оценивание проводилось с помощью словесных отзывов: I группа отзывов (очень хорошие успехи): — «учения изрядного,надежного, доброго, похвального»; II группа (средние успехи) — «учения непосредственного, мерного, нехудого»; III группа (ниже среднего) — «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого». В Казанском университете (начало XIX г.) успехи студентов обозначались словесно: превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, мало старается, очень слаб. В Германия возникла первая система оценок в виде 3 баллов: 1-й – лучший, 2 — й – средний, 3 — й – худший. В России с 1837 года прижилась система оценки из 5 баллов: «5» — владеет в полной мере, «4» — владеет достаточно, «3» — владеет недостаточно, «2» — не владеет. Пятибалльная система оценки знаний существует в школах России более 160 лет (с 1837 года). И до сих пор часть учительства считает её удобной, простой, выгодной. Но удобство, простота и выгода, прежде всего для преподавателя. А так как основная цель модернизации образования сегодня - личностная ориентация на ребенка, учет его индивидуальных особенностей, возможностей продвижения по пути овладения знаний в собственном темпе, то очевидно, применение этой системы малоэффективно.

На сегодняшний день действительно значительное изменение и обновление содержания. Все ощутимее изменения и новации в технологиях обучения. Но вот система оценивания ещё мало изменилась. Обучающиеся часто бывают разочарованы оценками, которые, по их мнению, не соответствуют истинному результату затраченных усилий. Считается, что для ребенка оценки служат стимулом к получению знаний, а для родителей к тому, чтобы вести контроль за занятиями ребенка.

Недостатки 5-ти балльной  системы оценки знаний учащихся:

  • Нет эталона для сравнения, измерения  и объективного оценивания знаний.

  • Обостряются отношения между обучающимся и преподавателем.

  • Отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно-экспериментальную, творческую работу подростков.

  • Отсутствие целенаправленной работы, направленной на развитие у обучающихся способностей к самоконтролю и самооценке.

  • Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку обучающихся.

  • «Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания.

Достоинства балльной системы

  • Оценки интуитивно понятны.

  • Оценки просты в употреблении.

  • Оценки удобны для  конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т.п.

Рейтинговая технология оценивания знаний обучающихся. Рейтинг – отнесение к тому или иному классу, разряду, показатель успешности  чего-либо (англ. rating – оценка).  В образовании рейтинг - ранжирование обучающихся в группе по результатам комплексной, суммарной оценки их достижений в течение процесса обучения.

Что дает рейтинговая система ученику?  – новую возможность:

самому распоряжаться своим временем;

выбирать порядок выполнения учебных заданий;

самостоятельно планировать их выполнение;

постоянно получать информацию об успешности своих академических результатов;

сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других обучающихся;

углубляться в интересующие его области науки.

Возможны различные варианты начисления баллов и повышение и снижение оценки.

Несмотря на более трудоемкую и детальную процедуру подсчета промежуточного и итогового балла, данная система имеет массу достоинств. Прежде всего, она свободна от субъективизма. Преподаватель оценивает  все достижения учащегося по определенным критериям, не  сводя их к среднему баллу. Это обеспечивает большую объективность  и  снижение количества стрессовых ситуаций  из–за оценки.

Рейтинговая система предоставляет обучающимся возможность проявить себя, выделиться. Такая система оценки усиливает элемент конкуренции, что позволяет обучающемуся быть более активным в учебной деятельности.

Одним из весомых достоинств данной системы является создание ситуации выбора, что позволяет каждому обучающемуся проявить себя в соответствии со своими возможностями и интересами, а преподавателю – осуществлять дифференцированный подход и повышать качество образования. Кроме того, одним из основных принципов  подобного оценивания является открытость,  которая   помогает обучающемуся в определенный период скорректировать  свою деятельность и получить хорошую отметку.

При рейтинговом оценивании  легче   отметить динамику  роста  обучающегося, поскольку  эта система требует  модульного   распределения материала, при котором осуществляется  входящий, текущий  и итоговый контроль. При рейтинговой системе оценивания полученная обучающимся итоговая оценка более объективна, поскольку она “накапливается” на протяжении всего времени изучения предмета.

Следует отметить, что обучающиеся с большей заинтересованностью воспринимают такой подход к оценке их работы, что ведет к усилению их активности на занятиях, более серьезному отношению к самостоятельному изучению материала.

Таким образом, рейтинговая система, в отличие от традиционной, выполняет все основные функции оценивания: констатирующую, стимулирующую, мотивирующую, развивающую и имеет дополнительные преимущества.

Этапы:

Основными этапами рейтинговой системы являются:

  • Блочно-модульное структурирование изучаемого материала

  • Системность

  • Гибкость и мобильность

  • Оценки — баллы имеют накопительную силу

  • Создаются условия сотрудничества педагога и обучающегося

  • Незнание не наказываются, а процесс познания стимулируется

  • Обучающийся сам волен выбирать стратегию своей деятельности

Краткое описание балльной системы. Разделим по значимости основные виды учебной деятельности учащихся на три группы:

1. Контрольные и самостоятельные работы, зачеты и др. За правильно, аккуратно оформленную работу (наличие тетради или листа, полей, даты, вида работы) ученик получает баллы. Остальные баллы делятся на количество заданий, включенных в работу. При неравнозначности заданий баллы можно разделить пропорционально их сложности.

Обучающийся, выполнивший задание своего варианта, имеет возможность получить дополнительные баллы за решение задач другого варианта, но эти задачи преподаватель проверяет лишь в том случае, если за свой вариант ученик получил максимальное количество баллов.

2. Оценивание опорных конспектов, которые преподаватель может использовать в своей работе. Конспект воспроизводится дважды – устно и письменно, и за него ставятся две оценки. Для конспектов преподаватель заводит специально разграфленный листок и выставляет в него отметки (за исключением пятерок) карандашом. В течение последующей недели конспект можно пересдать, но только один раз, при этом оценка за него не снижается. По окончанию указанного срока преподаватель обводит оценки красной ручкой, и больше они не исправляются, за исключением оценок тем обучающимся, которые отсутствовали в этот период.

3. «Срезовая» работа оценивается по балльной системе.

Если обучающийся получает не удовлетворяющую его оценку, он имеет право пересдать любую работу в течение всего учебного года, но только один раз, в специально отведенное время. Однако оценивается она уже ниже. В итоге за работу всегда выставляется новая оценка, хотя она может быть хуже предыдущей. Это дает обучающемуся, с одной стороны, возможность основательно подготовиться, чтобы исправить не удовлетворяющую его оценку, с другой стороны, не позволяет им пересдавать работу по несколько раз, беря преподавателя просто «на измор». На пересдачу обучающийся должен приходить лишь в том случае, если он твердо уверен в своих знаниях.

Если обучающийся отсутствовал на уроке, то за пропущенную работу он получает ноль баллов. Однако он может сдать ее в течение одной недели. Оценка при этом не снижается.

Оценивается также работа обучающегося во время урока.Преподаватель может не оценивать работу обучающегося «с места», но можно и здесь применять балльную систему. Мы назвали ее «плюс-минус балл», то есть за каждый правильный ответ «с места» обучающийся получает «+ 1» балл, за неправильный – «– 1» балл. В конце урока подсчитывается сумма баллов, набранных каждым обучающимся и эта сумма прибавляется к его общему «рейтингу» – под «рейтингом» будем понимать сумму набранных баллов.

Особенности работы с тетрадью в условиях «рейтинговой системы». Предъявляются требования, отличные от традиционных, к ведению рабочей тетради. Их четыре:

1) перед любой работой обязательно должны быть написаны дата и ее вид (домашняя или классная);

2) все страницы в тетради должны быть пронумерованы, иметь поля;

3) аккуратно выполняются все работы;

4) в конце тетради должна быть начерчена так называемая «плашка» – прямоугольная таблица, в которой каждая клетка соответствует номеру задачи в учебнике.

При выполнении упражнения соответствующая его номеру клетка в плашке заштриховывается карандашом.

Первое из указанных требований исключает возможность списывания друг у друга в последние дни перед контрольной работой, так как домашняя и классная работы должны чередоваться, что видно по указанной дате и виду работы.

Второе и третье требования приучают к аккуратности, ведь тетрадь – это «лицо» обучающегося, ее должно быть приятно взять в руки и им самим, и преподавателю. Впоследствии, при подготовке к экзамену, всегда можно будет по аккуратным записям восстановить забытые знания.

Плашка нужна для того, чтобы контролировать домашнюю работу обучающихся, на что обычно всегда не хватает времени на уроке. Проверить правильность решения каждой задачи во всех тетрадях невозможно, поэтому даже если среди заштрихованных номеров есть решенные неверно – это не страшно, так как обучающийся, который работает дома и в классе, делая ошибки, учится на них и на десятый-одиннадцатый раз уже не ошибется.

Домашнее задание дается на первом уроке изучаемой темы в виде блока задач в учебнике, которые соответствуют теме. Обучающиесяв период изучения этой темы самостоятельно планируют свою деятельность дома: какие задачи и сколько они будут решать сегодня или завтра. Обучающиеся сами выбирают, что они могут решить на данном этапе, а что пока невозможно из-за отсутствия необходимых знаний. Таким образом, обучающийся дается возможность самостоятельно планировать свою деятельность.

На контрольной работе, завершающей изучение данной темы, преподаватель собирает рабочие тетради обучающихся, проверяет у каждого обучающегося количество заштрихованных клеток в плашке и выборочно наличие решенных номеров из тех, что были заштрихованы. Если все нормально, то заштрихованные клетки преподаватель зачеркивает красной ручкой, чтобы не считать их при следующей проверке, и выставляет оценку в баллах, записывает дату и подписывается. За неоформленную тетрадь (непронумерована или нет плашки), за грязь или выдранные листы преподаватель снимает баллы. Отметим, что по количеству баллов «ранг» рабочей тетради приравнивается к «рангу» контрольных работ. Наличие такого «ранга» в корне меняет отношение учащихся к рабочей тетради.

Выполняя какое-либо задание, обучающийся зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения:

Виды работы

Посещение уроков

Ведение тетради

Работа на уроке

Решение задач

Сообщение

Исследовательская работа в группе

Самостоятельная исследовательская работа

Контрольная работа

Выполнение домашнего задания

Выполнение заданий из банка зданий

Доказательство теорем и вывод формул

Участие в олимпиадах и конкурсах

 Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование отношение обучающегося к образованию:


Пропуск урока по неуважительной причине

Опоздание на урок по неуважительной причине

Нарушение дисциплины на уроке





Недостатки традиционной системы балльных оценок

Рейтинговая система контроля и оценки знаний позволяет

отсутствие весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы, оценка может быть выставлена за доказательство теоремы или трудной задачи, а, может быть, и за ответ довольно простой)

дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимся за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.);

недостаточное стимулирование активной работы обучающихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.). Обучающимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа

корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только преподавателю, но и обучающемуся, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса;

 

незначительный объём контролируемого учебного материала у каждого обучающегося. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам

определить уровень математической подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

 

негуманность системы. Обучающийся не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов

 

планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого обучающегося с образовательным стандартом образования;

узкий диапазон оценок, например, «четвёрки могут быть разными (близкими к «3» или к «5»);

большая субъективность оценки, расплывчатость её критериев. Отсутствие самооценки

повысить объективность оценки знаний, динамики учебного математического образования обучающегося не только в течение учебного года, но и за всё время обучения;

 


Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность обучающемуся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников.

Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только обучающемуся, но и преподавателю.

Компьютерный вариант обработки информации по балльной системе. Все результаты удобно вносить, помимо журнала (естественно, что в него ставятся «округленные» оценки), в компьютерную базу данных. Мной была адаптирована таблица Microsoft Excel, в которой отражается следующая информация:

  • группа, в котором проводится оценивание;

  • предмет, по которому проводится оценивание;

  • дата проведения работы;

  • вид работы (самостоятельная, контрольная и др.);

  • фамилия обучающегося;

  • баллы, получаемые каждым учеником по каждой теме в течение всего года;

  • оценка группы за конкретную работу как среднее арифметическое оценок всех обучающихся;

  • статус (т. е. положение) обучающегося на данный момент в виде диаграммы и итоговых оценок по предмету;

  • необходимый минимум баллов для получения одной из зачетных годовых оценок («отлично», «хорошо», «зачет») в листе итоговых оценок и на диаграммах.

Кроме того, программа автоматически подсчитывает сумму баллов, набранных учеником, необходимый минимум по каждому уровню, выставляет «пятибалльную» оценку для занесения в журнал, позволяет распечатывать оценки и диаграммы. При печати сам «рейтинг» представлятся в виде столбчатой диаграммы, на которой выведены уровни «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Компьютерная обработка данных позволяет без ущерба и подтирок исправлять пересданные оценки. Колонки с оценками, по аналогии с журналом, имеют дату и краткое заглавие темы, по которой работа написана.

Выводы. Изменения системы оценивания будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.

Использование рейтинговой системы при организации учебного процесса способствует активизации самостоятельной работы обучающихся и оказывает положительное влияние на ритмичность работы при освоении ими учебной дисциплины. Кроме того, внедрение данной системы обеспечивает повышение объективной оценки знаний обучающихся преподавателем, росту качества знаний.


Я в своей педагогической деятельности вот уже 2 года использую совокупный рейтинг, отражающий успеваемость по уроку – РНС (рейтинговую накопительную систему), которая включает рейтинг, учитывающий текущую работу обучающегося на отдельных этапах урока. Суть РНС состоит в том, что урок разбиваю на отдельные этапы, и на каждом этапе за определённый вид деятельности выставляю баллы. Оцениваю практически все виды деятельности, но за каждый вид работы начисляю разное количество баллов в зависимости от сложности выполняемой работы. При этом чётко продумываю критерии оценивания каждого этапа таким образом, чтобы они соответствовали поставленным педагогическим задачам.

При этом придерживаюсь принципа открытости и гласности. Суть этого принципа состоит в следующем: задание предлагаю, и его «стоимость» озвучиваю одновременно для всех обучающихся, обучающемуся предоставляю возможность выбора выполнения того или иного задания. На каждом этапе открыто оглашаю итоги набранных баллов, давая возможность обучающемуся не только сравнить свои результаты с эталоном, но и увидеть, в каком положении он находится по сравнению с другими. А это оказывает на обучающегося определенное мобилизующее влияние, он может своевременно вносить определенные коррективы в свою дальнейшую учебную деятельность на уроке. Всегда стараюсь поощрять детей, которые, как правило, гордятся своими достижениями, даже самыми незначительными. Рейтинговая система исключает всякое унижение личности обучающегося, позволяет обучающемуся самому оценивать свои способности и возможности, т. е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего урока.

Но есть и ряд недостатков: трудоёмкость подготовки к уроку; недостаточность методического и дидактического материала по применению рейтинговой системы на уроках; мобильность и ритмичность, умение чувствовать рабочий ритм всей группы и каждого обучающегося в отдельности. Однако с приобретением опыта недостатки сглаживаются, особенно это ощутимо когда видишь радостные лица детей пришедших к тебе на урок «завоёвывать» новые баллы.

Как показывает опыт, применение рейтинговой системы побуждает всех: обучающимся стать активными участниками образовательного процесса на уроке, родителей следить за индивидуально-личностным ростом своего ребёнка, преподавателям к постоянному поиску новых форм и методов обучения. Итак, данная технология позволяет создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса. Наверное, в этом и состоит наша главная задача на пути к совершенствованию качества образования.

Ставя очередную оценку в журнал, я вспоминаю мудрые слова В.А.Сухомлинского: «Тот, кого я учу, - это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему - это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку».





Внедрение рейтинговой системы контроля и оценки качества знаний обучающихся на уроках по математики.
  • Математика
Описание:

В реализации одной из важнейших задач модернизации российского образования — повышения качества знаний, овладения в совершенстве компетентностями — свою положительную роль может сыграть рейтинговая система оценки качества знаний обучающихся.

 

В последнее время к проблеме адекватного оценивания обучающихсяобращаются многие: педагоги, психологи, обучающиеся, их родители и т.д. Это неудивительно, ведь оценка - не только показатель уровня обученности обучающихся, но еще и один из способов стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на его личность. Однако традиционная система все меньше удовлетворяет как преподавателя, так и обучающегося и мало соответствует требованиям современного учебно-воспитательного процесса.

В условиях личностно-ориентированного обучения важно отслеживать не только знания и умения, приобретенные обучающимися, но и личностные приращения результатов обучения.

 

В связи с сокращением учебной нагрузки по некоторым предметам контроль знаний не может дать объективной картины, не отражает динамики учебного процесса.

Автор Торопова Ольга Леонидовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 933
Номер материала 42115
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓