Главная / Директору-завучу / Внедрение новых подходов в педагогическую практику молодых учителей Направление: школа как территория обучения учителей (по применению идей уровневых курсов)

Внедрение новых подходов в педагогическую практику молодых учителей Направление: школа как территория обучения учителей (по применению идей уровневых курсов)

Введение


«Дорогу осилит идущий»,- гласит известная народная мудрость. И вроде бы все понимают, что надо куда-то идти, но, парадокс, идти почему-то не всем хочется. Одних пугает неизвестность, у других нет целей, третьи боятся: «А как бы чего не вышло». В результате слово «реформы» вызывает неоднозначную реакцию: зачем что-то менять? Тем более в образовании? А ведь менять нужно, и чем быстрее, тем лучше. Ведь мир не стоит на месте, «мир меняется, процесс глобализации и интеграции, а также высокий темп развития инновационных процессов ставят пред системой образования новые задачи» (Аскарбек Кусаинов, «Качество образования в мире и в Казахстане»).

Вспоминаются слова нашего Президента Н.А.Назарбаева: «Конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности». Следовательно, если мы хотим быть конкурентоспособными, развитие образования должно стать нашей общенациональной приоритетной задачей. Отправной точкой «экономического и научно–технического прогресса, залогом успешного развития государства и общества» называет уровень образования А.Кусаинов. Поневоле задумываешься, от чего будем «отправляться» мы и почему в таких развитых странах, как Япония, Финляндия, США развитие образования - приоритетное направление, которому государство уделяет особое внимание, а у нас оно таковым стало сравнительно недавно.

Научить ребенка учиться самостоятельно – вот задача, над которой должен работать современный учитель. Без этого умения ребенок не будет обладать навыками 21 века, не сможет стать полноценным специалистом, полезным обществу. Это хорошо понимают в странах – лидерах в образовании.

Мы же в данное время основной упор делаем на академические знания, пытаемся «вбить» в голову ученика все и сразу. Редко кто из нас задумывается, а пригодятся ли эти знания ребенку в жизни. Вот и получается у нас выпускник умный, всему наученный, но ни к чему не приспособленный. И тут-то возникают вопросы: почему? и что делать? Если в мире на эти вопросы уже найдены ответы, то наша страна находится еще в начале пути: сложно сломать устоявшиеся стереотипы, складывающиеся ни один десяток лет, по поводу «чему учить» и «как учить».

Опыт стран призеров в области образования показывает, что реформу нужно начинать с учителя, точнее, с повышения качества его работы. Ведь качество школы «основывается на качестве работы в ней учителей» (А.Кусаинов). Все мы знаем, что, отдавая ребёнка в школу, родители, прежде всего, интересуются, сильная она или слабая. И узнают они об этом не у директора школы, а у родителей, чьи дети здесь учатся. Сейчас всё больше родителей выбирают не школу, а учителя для своего

1

ребёнка. И часто это становится проблемой, не так много у нас «сильных»

учителей, потому что очень много слабых выпускников выпускают наши педагогические вузы. Что делать?

Во-первых, нужны специальные программы для привлечения в педагогические ВУЗы лучших выпускников школ, как это делается в Японии, США и в других развитых странах мира. У нас в Казахстане таких программ нет.

Во- вторых, нужно сделать профессию учителя одной из самых престижных, популярных, уважаемых в стране, как это произошло в Англии всего лишь за пять лет. Ведь «когда профессия учителя приобретает высокий статус, учителями становятся более талантливые люди». Статус нашего казахстанского учителя низкий, поневоле остаётся только завидовать японским учителям, к которым исторически сложилось высокое уважение.

В-третьих, нужно платить учителям достойную заработную плату. В противном случае учителя - стажисты думают о том, как больше заработать(берут больше часов), молодые учителя, соизмерив объём работы и её оплату, думают, где можно больше заработать. И то, и другое приводит к снижению качества образования.

Таким образом, ознакомившись с реформами образования в мире, я поняла, что есть две универсальные стратегии, повышающие качество образования: жесткий отбор студентов на педагогические специальности и высокая базовая заработная плата учителя.

В Казахстане, по оценкам международных экспертов, на данный момент педагогические специальности не считаются престижными, лучшие выпускники школ предпочитают выбирать более высокооплачиваемые профессии, а школа должна повышать качество образования, принимая на работу «слабых» выпускников педвузов. Вот и получается замкнутый круг. Мы знаем, что государством предпринимаются меры по повышению статуса профессии учителя, по увеличению оплаты его труда. Об этом ежегодно говорит наш президент, обращаясь с посланием к народу. Хочется верить, что в ближайшее время эти проблемы будут решены.

Еще один немаловажный аспект в мировом реформировании образования - наставничество. Эта проблема очень близка мне. Я уверена, именно благодаря наставнику, молодой учитель становится профессионалом. Не секрет, что выпускники наших педагогических ВУЗов не имеют практических навыков для работы в школе. Для решения этой проблемы в Японии была введена программа подготовки учителей, работающий первый год. Таким учителям предоставляется индивидуальный наставник.

В нашей школе тоже практикуется подобная работа с молодыми учителями, действует Школа молодого учителя. У каждого из них есть свой наставник, ведется документация (дневник наставника и его подопечного, план работы), разрабатываются совместно уроки, в конце года проводятся

2

открытые отчетные уроки. Я считаю это большим плюсом: становление молодого педагога происходит под контролем и с помощью опытного коллеги, своевременно корректируются недочеты в его работе ,да и начинающий учитель чувствует себя уверенней, так как есть психологическая поддержка. Конечно же, есть и минусы в данной работе: все происходит на добровольной основе и зависит лишь от желания и добросовестности, как наставника, так и его подопечного. Нередко наставничество носит чисто формальный характер и даже вредит молодому учителю, ведь он остается без помощи. Все объясняется большой загруженностью наставника, нежеланием заниматься бумаготворчеством, да и молодые учителя не всегда готовы к сотрудничеству. Выход из данной ситуации есть: наставничество должно стать обязательной работой учителей, прошедших уровневые курсы. Обучение молодых специалистов работе с использованием новых подходов и инструментов будет способствовать реформированию школьной практики в целом.



























































3









Глава 1

Необходимость преобразования школьной практики.



Известно, что качество образования определяется по нескольким показателям: содержание образования, формы и методы обучения, кадровый состав, материально-техническая база, эффективность управления .Обо всём этом мы не раз читали и слышали. Но вот то, что самой важной является оценка способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизни, оказалось для многих учителей полной неожиданностью. А ведь это ключевой вопрос исследования PISA, хотя название этой организации многим ещё ни о чём не говорит. Лишь узнав, что школа попадает под это исследование, мы начинаем интересоваться, а что это такое? И… начинаем готовиться: натаскивать на тесты, как на ЕНТ, только теперь уже по всем основным предметам. О каком результате можно говорить?

И тем не менее существуют предпосылки, стимулирующие процесс реформирования школьной системы. Одна из них – критика системы образования или результаты международных оценок. Казахстан не так давно начал принимать участие в международных исследованиях PISA и TIMSS. Средний балл читательской и математической грамотности казахстанских учащихся существенно ниже результатов стран ОСЭР. Но это, по-видимому, не сильно обеспокоило наших учителей. Гораздо страшней ЕНТ, ВОУД, здесь страдает наш личный, профессиональный престиж.

Хочется привести пример Германии, которая испытала в 2001 году PISSA –шок. Получив результат: «Не отличается от среднего по странам ОЭСР», - Германия начала реформу школьного образования по всей стране, хотя до международной оценки немцы считали свою систему образования одной из самых сильных в мире. А мы? Мы устраняем «симптомы» (натаскиваем на ЕНТ), а причина (низкое качество преподавания) остается неизменной.

Осмыслив все это, приходишь к выводу: необязательно ждать, когда реформа образования будет проведена «сверху», можно изменить многое в своей работе самому, постоянно обогащая и совершенствуя свой опыт. Тем более, что в последнее время мы видим, какие большие шаги сделаны по реформированию образования в Казахстане: идет изучение и внедрение передового мирового опыта (Назарбаевские интеллектуальные школы, уровневые курсы), большое внимание уделяется переподготовке кадров, повышается статус учителя и его заработная плата, планируется

4

переход на 12-летнее обучение, и, главное, учителя начинают понимать, что нужно научить детей учиться, научить мыслить критически, а «не валить в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать (К.Д.Ушинский. Собрание сочинений.-Т.10.-М.-Л.,1950.-С.436-440).

Почему в нашей стране так «трудно» идет реформа образования? Академик Национальной Академии наук республики Казахстан Едиль Ергожин объясняет это непродуманностью «действий людей». Он считает, что реформы в образовании были научно не обоснованы. Кроме того, с каждым годом ухудшаются знания выпускников, окончивших высшие учебные заведения, мало молодежи, стремящейся к науке. Трудно с этим не согласиться. Кроме того, в наших школах и ученик, и учитель сильно перегружены, это приводит к снижению интереса к учению, к снижению качества подготовки учащихся, к ухудшению здоровья детей.

Реформа 12-летнего образования направлена на результат, обеспечивающий личное развитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующий умение решать проблемы, предприимчивость и креативность.

Но только вот сможет ли Казахстан совершить качественный переход на 12-летнее образование в ближайшие годы?

Существует ряд проблем: не подготовлена соответствующая учебная литература, хотя этому уделяется серьезное внимание ,есть разногласия о модели 12-летней школы, работа по внедрению этой реформы неоднократно приостанавливалась или вообще прекращалась. Но, самое главное, на мой взгляд, к этой реформе не готовы учителя. Несколько лет назад в нашей школе, да и не только в нашей, проводили опрос, изучали наше мнение по поводу перехода на 12-летнее обучение. Большинство учителей ответили, что эту реформу не принимают, так как в ней нет никакой необходимости, зачем равняться на Запад, когда наша система образования, основанная ещё в советское время, и так идеальна. Здесь опять же сказалось наше нежелание работать по-другому, наша закрытость всему новому, ведь всё новое, известно, воспринимается негативно. Зачастую в новых подходах мы пытаемся найти что-то «старое», хорошо нам знакомое, и убедить себя, что мы и так работаем по-новому. Кроме того, на тот момент у нас было довольно-таки расплывчатое представление об этой реформе, сказывалась информационная неграмотность, точнее нежелание знакомиться с новой информацией. Сейчас ведётся большая работа по ознакомлению учителей с новой моделью казахстанского образования, причём применяются методы, признанные эффективными во всём мире: побуждение и убеждение. Почему бы это не сделать намного раньше? Ведь сама суть данной реформы: изменение принципов организации обучения и роли ученика в нём от пассивного «получателя» знаний, умений, навыков к активному субъекту

5



познавательного процесса, - просто не может вызвать негативной реакции у учительства Казахстана. Данная реформа должна заставить учителя работать по-новому, причём каждому из нас нужно понять и принять её. Мне понравилось сравнение одного кубинского работника образования, который сравнил влияние школьных реформ на учителя с влиянием шторма на океан: «На поверхности волнение, а в глубине океана тишь и спокойствие (правда, немного мрачное). Реформа вспенивает поверхность воды, создавая ощущение больших изменений, а жизнь на глубине следует своим путём, оставаясь практически незатронутой всеми этими волнениями». Примерно такой процесс мы и наблюдаем в наших школах. Думаю, реформа должна всколыхнуть «дно». Каждый учитель должен осознавать имеющиеся в его работе недостатки, владеть передовыми методиками и постоянно совершенствовать свою работу.































6

Глава 2

Исследование в действии: анализ стартового состояния школы и школы молодого учителя в частности



От того, каким будет старт, напрямую зависит, будет ли успешным движение к цели и финиш. Немаловажную роль в этом процессе, конечно же, играет цель. Достижимая она или нет, понятна всем участникам или каждый трактует её по-своему, есть ли желание, силы и средства для её достижения или всё строится на чистом энтузиазме, а может быть, по принуждению. В ходе исследования мною были проанализирован учебно-воспитательный план школы. Для преобразования школьной практики необходимо, чтобы он соответствовал новым подходам в образовании. Цель, к которой идёт наша школа: «Использование современных образовательных технологий для самореализации педагогов, учащихся и для повышения качества учебно – воспитательного процесса в школе». Она предполагает, что учителя начнут работать по-новому, в результате повысится качество знаний учащихся.

Из шести проанализированных задач новым подходам соответствуют только две:

1. Ориентировать учебно–воспитательный процесс на конечный результат – овладение учащимися конкурентоспособными знаниями.

2. Формировать у учащихся потребности в саморазвитии, раскрытии творческого потенциала, развитии культуры и нравственности.

Это правильные задачи: решая первую, учитель будет думать, каким на выходе должен стать выпускник, вторая задача направлена на развитие метапознания.

В ходе анализа методических проблем учителей выяснилось, что в основном(83%) они начинаются со слов «развитие» и «воспитание», они не измеримы и не достижимы. Есть и плюсы: учителя обладают глубоким пониманием сущности процесса обучения, способностью к интегрированию различных стратегий, подходов и методов для улучшения процесса обучения и развития учеников. Доказательством тому служит рост качества знаний.









7





Сравнительная диаграмма качества знаний по школе за три года



hello_html_7d8e942a.gif

Конечно, качество знаний в школе могло быть и выше, тем более что это одна из главных целей развития нашей школы. Просто пытаемся достичь мы её старыми методами.

В ходе исследования нужно было выяснить: готовы ли учителя гимназии к внедрению новых подходов? С этой целью был проведён круглый стол «Школа глазами учителя». Нужно было узнать, какой видят мои коллеги нашу школу, какой она должна быть и что для этого нужно сделать. Им было предложено обсудить в группах и ответить на вопросы: « почему нашей школе необходимы преобразования?» и «какими они должны быть?». Хотелось, чтобы каждый ответил для себя на вопросы: «почему» и «как». В основном на первый вопрос отвечали: требование времени, в связи с изменением образовательных программ, изменение сознания детей и учителей, кибернетическое развитие детей, технологический прогресс, чтобы самосовершенствоваться. Никто не ответил, чтобы школа могла выпустить

8

человека, обладающего практическими навыками.

Думаю, этого бы не произошло, если бы у нас была разработана модель выпускника, а так ни у кого нет чёткого представления, какими качествами он должен обладать. И только одна группа ответила, чтобы повышать функциональную и профессиональную грамотность, выпустить конкурентоспособного ученика.. На следующий вопрос, «как», отвечать было сложнее, потому что каждый «примерял» эту проблему на себя, как он это делает или сделает. Ответы коллег: повысить качество знаний за счёт внедрения новых технологий, использовать критическое мышление, давать в большей части практические задания, - говорят о том, что в школе всё же знают и задумываются о новых подходах, в том числе и молодые коллеги.

Целью следующего этапа исследования было выяснить: насколько глубоко видят мои коллеги сильные и слабые стороны нашей школы, как они представляют себе идеальную школу, какие внешние факторы, по их мнению, влияют на развитие школы. Во время тренинга учителям было предложено в группах обсудить эти проблемы и защитить постер (Приложение 1). Выяснилось, что сильные стороны нашей школы – это кадровый состав, материальная база, работа научного общества учащихся, богатый библиотечный фонд, наличие мужчин-учителей, омоложение коллектива, содружество опыта и молодости, наличие педагогов, прошедших уровневые курсы. Меня очень радует, что коллеги работу сертифицированных учителей считают сильной стороной школы, значит, будут сотрудничать с нами. Слабые стороны – это отсутствие комфорта в школе, не всегда школьные проблемы решаются совместно: учитель – ученик – родитель – общественность, нет сотрудничества между учителем и учеником. Как видно, наши учителя выделяют главную проблему, характерную для всего нашего образования – нет сотрудничества, взаимодействия. Во время PEST-анализа были выявлены факторы, влияющие на развитие нашей школы: положительные и отрицательные. Благоприятно влияет на нас ЦПМ, «Орлеу» ( новые стратегии, новые подходы), материальные стимулы, помощь спонсоров, попечительский совет. Мешает работать диктаторский стиль управления РОО, давление со стороны акимата и большое количество неполных семей. Настораживает, что организации, которые должны содействовать развитию школы, вызывают негативное отношение у учителей.

Следующим шагом стало анкетирование (Приложение 2).В ходе этого вида исследования нужно было выяснить, насколько готовы учителя, в том числе молодые коллеги, к работе с новыми подходами.

Большая часть коллег(76%) ответили, что используют стратегии, содействующие совместному обучению. Кроме того, 82% считают, что располагают возможностью совместного процесса разработки и

9

планирования учебной среды с коллегами. Но, тем не менее, 56% учителей признаются, что их речь занимает более 50% урока. Можно сделать вывод, что диалога на их уроках нет или очень мало. Хотя они 85% коллектива утверждают, что предоставляют ученикам возможность обсуждать задания со своими одноклассниками на уроке, 76% проводят групповую работу. Коллеги противоречат сами себе. Невозможно, работая в группах, говорить самому более половины урока. Скорее всего, они неверно представляют принципы групповой работы, а дети на их уроках не имеют возможности говорить. Исходя из данных исследований, я определила направление, в котором может развиваться наша школа, - использование новых подходов в работе учителей, обучение молодых учителей. В ходе реализации данной цели очень важно учитывать мнение родителей учащихся.

Удовлетворенность родителей:

hello_html_m15659b8.gif

По результатам данной анкеты видно, что родители доверяют руководству школы, но мало информированы в её делах. На вопрос: участвуют ли ваши родители в учебно-воспитательной работе школы, 70% детей ответили, что нет, они ограничиваются посещением родительских собраний. Думаю, нужно чаще привлекать родителей именно к планированию учебно-воспитательного процесса, ведь без этого невозможно сотрудничество и взаимодействие между школой и родителями, что приведёт к непониманию или, что ещё хуже, к противостоянию.



10

Анализ анкет для учащихся показал:

hello_html_3f7cec2.png Как видно, учащиеся считают, что их очень хорошо готовят к самостоятельной жизни. Я не считаю, что в нашей школе в данный момент развивают у детей навыки 21 века, здесь ещё предстоит большая работа, и начинать, на мой взгляд, нужно с обучения взаимодействию, что ещё раз подтверждает важность использования новых походов в обучении.

На вопрос анкеты: «Твои предложения по организации школьной жизни?» родители и учащиеся вносят много предложений: больше участвовать в научных соревнованиях учащихся, вести уроки интереснее, убрать дежурство в школе, разрешить сотовые телефоны, ввести школьную форму и т.д., участвуя, таким образом, в управлении школой. Но самые интересные, на мой взгляд, предложения: разрешить разговаривать на уроке, ходить во время урока, больше играть на уроке, - вызвали недоумение со стороны моих коллег. Думаю, что нужно познакомить их с принципами работы по семи модулям, особое внимание обратить на диалогическое обучение. Надеюсь, это поможет «повернуть» коллектив в сторону новых подходов. Благо, кадровый состав к этому располагает. В школе работают 54 учителя, 81% составляют учителя с высшим образованием, 45% учителей имеют высшую и первую категории.

Конечно, наличие большого количества учителей высшей и первой категории – хорошая основа для внедрения новых подходов в школе. Но существует другая проблема: они учителя с большим стажем работы(15% из них – пенсионеры), с давно устоявшимися взглядами на то, как учить и чему учить, для них главное – дать как можно больше знаний ученику (80% из числа опрошенных мною учителей считают именно так). Очень сложно переубедить их, особенно пенсионеров, поэтому нужно работать, в первую очередь, с молодыми учителями. Это и стало долгосрочной целью: подготовить учителя, работающего по-новому, умеющего использовать

11

новые подходы в своей работе.

В данное время в гимназии работает Школа молодого учителя, в которую входит 8 учителей (15% коллектива). В анализе учебно-воспитательной работы за 2013-2014 учебный год говорится, что «организация наставничества и работа с молодыми учителями занимает важное место в работе методического кабинета. Проведены по плану 2 заседания, на которых рассматривались вопросы о плане работы на учебный год, ознакомление с нормативно-правовыми документами в области образования …». В этом же документе отмечается, что организовано наставничество опытных учителей, и что со стороны наставников нет систематической помощи молодому коллеге, что недостаточно молодые учителя посещают уроков у опытных коллег. Рекомендации: « руководителям кафедр, учителям – наставникам усилить контроль и наставничество за молодыми педагогами с целью повышения их профессионального мастерства и ответственного отношения к должностным обязанностям». Вроде бы работа ведётся, но рассмотреть столь важные вопросы на совещании – одно, а вот научить молодых учителей – задача не из лёгких, тем более что наставники не горят особым желанием это делать. Зачастую, посетив уроки молодых коллег, они критикуют их работу, так как самих их «когда-то тоже так учили». Они хорошие наставники, но в силу своего опыта и возраста, учат, «делай, как я», а не «делай сам, но с моей помощью». Такое наставничество не всегда эффективно, хотя и в нём есть свои плюсы: образец, как нужно работать, даёт свои результаты. И всё же такое наставничество в корне не соответствует требованиям современного образовательного процесса. Возникла необходимость не только ознакомить молодых коллег с новыми подходами, но и добиться, чтобы они их применяли их на практике. Молодые учителя более готовы к сотрудничеству, чем стажисты, но недостаток знаний о новых подходах, нежелание заниматься самообразованием отрицательно влияет на качество их работы в школе.

Таким образом, во время исследования в действии были выявлены следующие проблемы в обучении и преподавании: цель школы не предполагает использование новых подходов в УВП, коллектив недостаточно владеет информацией о новых подходах в образовании, слабое сотрудничество, взаимодействие между педагогами, низкий процент использования на уроках новых стратегий, недостаточная работа по наставничеству. Решение данных проблем представляет собой широкое поле деятельности лидера.


12





Глава 3

Планирование преобразований в ШМУ на основе данных исследования ее стартовых возможностей


После проведения исследование в действии было определено «проблемное поле» в профессиональном развитии молодых коллег. На основании этого был разработан план развития школы молодого учителя. Посещая уроки молодых коллег, я отметила, что их ученики не взаимодействуют друг с другом, что на уроке преобладает речь учителя(30 мин), не используется групповая форма работы. Нужно было выяснить, почему так происходит. В ходе анкетирования (Приложение 2)выяснилось, что учителя знают, но не владеют приёмами работы в группе, хотя используют эту форму работы на открытых уроках. Подобным образом они демонстрируют инновационные методы в своей работе. Поэтому работа с начинающими педагогами началась с обучающего тренинга о новых подходах в образовании с использованием интерактива. Необходимо, чтобы учителя были не пассивными слушателями, а активными участниками, чтобы могли на своём примере прочувствовать, что интереснее: молча слушать 45 минут или обсуждать, рассуждать, высказывать свою точку зрения, передвигаться во время занятия по кабинету. Цель тренинга - вызвать интерес к новым подходам. Во время тренинга была использована стратегия ЗУХ. Выяснилось, что знают о новых подходах, но мало, многое узнали. Но меня больше интересовала последняя графа « Хочу узнать». Конечно, нашлись люди, которые в ней поставили прочерк. Но многие (57% участников) написали, что хотят научиться работать по новым подходам, хотят узнать практический результат этой работы, хотят познакомиться с опытом этой работы НИШ.

Исходя из этого, была определена миссия по развитию школы: донести до каждого учителя новые подходы, вызвать желание изучать и применять новые подходы в своей школьной практике.

В будущем это должно сделать школу развитой, то есть в ней не должны работать по-старому. Моё видение современной школы в идеале: все учителя работают по программе семи модулей, без труда составляют среднесрочное планирование, они открыты всему новому, хорошо владеют инновационными способами обучения и преподавания, постоянно используют новые стратегии и техники, и, главное, весь коллектив идёт к одной цели – выпустить ученика, обладающего навыками 21 века. Причём каждый чётко представляет модель такого выпускника. Кроме того, в такой школе высоко развито сотрудничество и взаимодействие между учителем, учеником и родителями, наставничество не обязанность, а потребность каждого учителя-стажиста, на совесть, а не для галочки работают коучи и менторы. Конечно, многое в данном видении уже развитой школы не может

13

быть реализовано в ближайшем будущем, эти изменения слишком глобальны, так как меняют в корне построение учебно-воспитательного процесса. К этому мы пока не готовы: не знаем, как менять, что делать и куда идти. Кроме того, сделать школу идеальной в короткое время не под силу одному и даже группе людей. Но, как говориться, дорогу осилит идущий


Следующим шагом в работе по преобразованию школьной практики стал план развития школы на один год (Приложение 3). В основу плана легли такие ценности, как метапознание, обучение, реализуемое на основе беседы, развитие коммуникативных навыков, равноправное взаимодействие (партнёрство). Это те инновации, которые нам необходимо использовать в работе, чего не хватает нам на наших уроках.


Я считаю, что деятельность по реформированию, как, впрочем, и любую деятельность, необходимо планировать. Это помогает структурировать свою работу, исключает возможность пропустить что-либо главное в процессе работы, определяет временные рамки деятельности и позволяет прогнозировать результат.


За основу был взят цикл деятельности: сначала сбор информации и её анализ, потом составление плана, затем деятельность и анализ результатов и рефлексия. Для выяснения степени готовности школы к реформированию были использованы SWOT-анализ, PEST-анализ, анкеты. На основании этих данных и был составлен план, поставлена цель, сформулированы задачи.

Доказано, что план – непременное условие для достижения цели.

Цель программы развития Школы молодого учителя – применение учителями новых подходов на каждом уроке своей школьной практики для развития навыков коммуникабельности и взаимодействия. Задачи, направленные на развитие и достижение этой цели:

1.Создать условия для использования новых подходов учителями на уроке:

- активное обучение;

- солидарное отношение;

- самооценка;

- обсуждение в группах;

2. Провести коучинги и менторинги

3.Оказать методическую помощь.

4.Проводить регулярное диагностирование.


Известно, что как только мы видим результат, нам сразу становится виден путь движения к нему. Поэтому определению, каким должен быть результат, необходимо уделить особое внимание. Здесь есть свои сложности: нужно его увидеть, причём в правильном фокусе. Мешает устоявшееся за

14

много лет определение: ученик должен знать, уметь. На самом деле нужно прогнозировать реальные действия: будут знать, будет использовать и подобные, кроме того определять временные рамки. Запланированный ожидаемый результат включает в себя три пункта:

- учителя фокус-группы будут знать новые подходы и применять их на каждом уроке;

- в фокус-группу войдут все молодые учителя;

- на уроке учащиеся будут вести диалог не менее 10 минут.

Все данные результаты планируется получить через год, они измеряемые и направлены на повышение профессионального развития учителей.


На момент начала внедрения новых подходов учителя фокус-группы не знали, что такое 7 модулей, дети мало взаимодействовали на уроке, не осуществляли диалог, групповая форма работы не использовалась. За три месяца работы был получен промежуточный результат:

- учителя знают, но ещё не владеют новыми подходами, апробируют их;

- дети осуществляют диалог на уроке в течение 3-х минут;

- учителя используют групповую работу не реже двух раз в неделю.


Данного результата было добиться несложно, так как в фокус-группу вошли учителя из Школы молодого учителя, и это было их собственное желание сотрудничать, учиться, применять на практике новые подходы. Очень важно, чтобы в основе создания фокус-группы было заложено желание, а не принуждение, ведь эффективнее заинтересовать учителей использовать новые подходы, убедить их в этом, чем заставлять, рискуя вызвать негатив и неприятие инноваций.
















15

Глава 4

Методы и инструменты эффективной реализации новых подходов в педпрактике молодых коллег

Невозможно двигаться вперёд к новому, не расставшись со старыми взглядами. Сейчас это особенно актуально, информация быстро устаревает, меняется, перестаёт быть нужной. То же самое происходит с инструментами в работе учителя. Для реформирования школьной практики старые инструменты не подходят, они не дают результата, не соответствуют требованиям времени.

Для изменения практики есть эффективные инструменты: коучинг, менторинг, среднесрочное планирование и другие. Эти инструменты очень ценные, потому что дают результат. Учитывая недостаточность педагогического опыта и практических навыков у молодых коллег, преобразования школьной практики целесообразно начинать с использования двух инструментов: коучинга и менторинга, так как они направлены на анализ, размышление и последующие действия, которые позволяют учителю самому достичь успешности в своей работе.

В соответствии с планом обучения педагогов Северо-Казахстанской области на 2014- 2015 год, рекомендованным ЦПМ, был разработан план работы Школы молодого учителя (Приложение 4).

Запланировано проведение 3-х коучингов и одного менторинга в месяц. За три месяца работы по реализации данного плана были достигнуты определённые результаты, как положительные, так и отрицательные. Первой трудностью, с которой пришлось столкнуться, было определение цели и ожидаемого результата первого коучинга, а так же средств их достижения. Зная, что коучинг нужно проводить после какого-то мероприятия, я организовала тренинг для коллектива «О деятельности школы и необходимости преобразовании школьной практики». Конечно, цель его была обучающей: ознакомить с новыми подходами в обучении, проанализировать сильные и слабые стороны школы, и рассчитан он был на весь коллектив, а не только на фокус-группу. Но имел он положительный результат не только для опытных учителей, но и для молодых. Во-первых, каждый из них осознал, что наша школа, кроме сильных сторон, имеет ещё и слабые, что в связи с этим нужно менять способы обучения, что необходимы новые подходы. Во-вторых, все на практике попробовали работать по-новому, взаимодействуя в группах, создали постеры. Таким образом, был достигнут первый результат: учителя имеют представление о новых подходах в образовании, готовы сотрудничать. Это и стало материалом первой коучинг-сессии с фокус-группой.

16

Её целью стало определение «проблемного поля» в профессиональном развитии молодых коллег, наблюдение за учителем. Достичь этой цели планировалось через анализ видео с уроков, поурочных планов и листов наблюдения и, конечно, с помощью вопросов. Посмотрев видео, я пришла к выводу, что ученики не взаимодействуют друг с другом, что на уроке преобладает речь учителя(30 мин), не используется групповая форма работы. Возник вопрос: почему? Потому что для учителя это не является целью. В первую очередь нужно было выяснить, а видит ли учитель конечный результат, цель урока, умеет ли он её формулировать. Конечно, цели у моих молодых коллег были традиционные: умение…, знание…, воспитание…

Для того чтобы учителя сами поняли, что они неверно определяют цель, им было предложено посмотреть видеоролик, объясняющий суть этого понятия, обсудить, как эту информацию можно применить к коррекции их целей. Использование видео на данном этапе дало больший эффект, чем просто рассказ о цели. В итоге в листах обратной связи они написали, что им нужно продумать, как превратить их цели в цели - SMART.

Не все учителя фокус-группы справились с таким заданием, но первичное понимание, как определить цель, сложилось у всех. Необходимо, чтобы одна коучинг-сессия была логически связана с другой, потому что иначе у участников коучинг-сессии не сформируется целостное представление о новых подходах. Поэтому коллегам было предложено подготовить материал для следующего коучинга: попробовать применить на своих уроках один из видов бесед по диалогическому обучению, обязательно использовать групповую форму работы и, главное, продумать цель этой работы. Это действие заставило учителей по-другому посмотреть на планирование урока. А так как это вызвало затруднение, то начались обращения за помощью. Поэтому на второй коучинг учителя пришли заинтересованными получить ответы. Целью второго коучинга стало внедрение в практику молодых учителей диалогического обучения (Приложение 5). Известно, что взрослый человек может обучаться только на примерах своей практики, поэтому я намеренно включила во второй коучинг анализ практики учителей фокус-группы. В результате работа получилась плодотворной, произошло осознание, как изменить свою школьную практику.

Проанализировав видео уроков моих подопечных, я определила общую для них проблему: не получилось правильно разбить учащихся на группы (дети ссорились, определяя, кто с кем будет сидеть). Кроме того, стало очевидным, что молодые учителя не владеют приёмами проведения групповой работы, хотя в анкетах утверждали обратное.

17

Поэтому вторую коучинг-сессию мы начали с разминки, которая позволила правильно разделить учителей на группы и установить эмоционально благоприятную обстановку. Думаю, подобные разминки нужно проводить на каждом коучинге, ведь нормальная коллаборативная среда возможна только при условии доверительных отношений между членами коллектива. И ещё, благодаря такой разминке учителя сами на своей практике поняли, как нужно делить детей на группы, изменилось их убеждение, они поняли, что это деление на группы – это важный момент урока по диалогическому обучению и дети не могут сесть в группы, как захотят.

hello_html_m2a996b66.pngД

Рисунок 4 Коучинг с фокус-группой

ля того чтобы учителям стало понятно, как нужно работать в группах, им было предложено создать постер «Эффективная групповая работа»

hello_html_52d39c87.png

Рисунок 5 Постер "Эффективная групповая работа"



В



результате произошла визуализация (понимание), что и как нужно сделать, чтобы работа в группе была эффективной. Таким образом, ожидаемый результат был достигнут. В рефлексивных отчётах учителя определили дальнейшие свои шаги по применению диалогического обучения на своих уроках: включить в следующий урок задание, в ходе выполнения которого учащиеся будут осуществлять диалог в течение 5-ти минут. Молодым коллегам было предложено посетить уроки друг друга и измерить, сколько времени дети ведут диалог, получился он или нет, сколько времени говорит на уроке учитель.Им самим нужно было выполнить эту работу, потому что, измеряя результаты других, они научатся измерять свои собственные, будут сравнивать со своими, приобретут опыт. Кроме того, в процессе этой работы они освоили работу с листами наблюдения и она им очень понравилась. Об этом все написали в своих рефлексивных отчётах. Наблюдения и измерения моих молодых коллег стали материалом для третьей коучинг-сессии: «Обучение одаренных и талантливых детей».



18

Проведение менторинга с начинающими учителями имеет ряд своих сложностей. Проблема заключается в том, что чаще всего они работают в классах, где большая часть детей учится ниже среднего уровня, у учителя не получается работа в группах. Дети пассивны, ничего не хотят делать, следовательно, учитель не получает удовлетворения от своей работы, не добивается результата. В таких классах сложно работать даже опытному учителю, не говоря уже о молодёжи. Нужно признаться, что проще пойти по лёгкому пути: не задумываясь, как заинтересовать таких детей, всё равно ведь результата не будет, научить элементарному – и ладно. И хотя у каждого учителя, конечно, есть план работы со слабоуспевающими детьми, редко кто пытается сделать их активными участниками в работе на уроке. Эту проблему можно решить с помощью менторинга(Приложение 6). Менторинг – это процесс создания доверительных взаимоотношений, начать его лучше с кофе и с доверительного разговора.

Известно, что для положительного решения любой проблемы нужно, прежде всего, увидеть ожидаемый результат, ведь считается, что только в этом случае мозг выдаст нам путь движения к нему. В данном случае результат был очевиден – слабоуспевающие дети будут активно работать в группах.

Для того чтобы это произошло, во время менторинга менти было предложено упражнение: изобразить путь к результату, причём прописать каждый шаг. В итоге у него получился такой путь: 1-й шаг – представить результат, что дети активно общаются в группе, 2-й шаг – предположить, что для этого нужно? (допустим, интересная информация), 3-й шаг – выяснить, что интересно детям, 4-й шаг – применить это на практике. Такой приём оказался очень эффективным, потому что менти самому удалось понять, что нужно сделать для достижения нужного результата. Нужно отметить, что менти приблизился к ожидаемому результату, но не достиг его: на следующем его уроке 60% детей активно вели диалог, остальные оставались пассивными слушателями. В будущем нужно продолжить менторскую работу с этим учителем, он готов к сотрудничеству и планирует работать по внедрению новых подходов в школьную практику.



Подводя итог работы за полгода, несмотря на возникшие проблемы, был получен промежуточный ожидаемый результат:

- молодые учителя знают, но ещё не владеют новыми подходами, апробируют их;

- дети осуществляют диалог на уроке в течение 3-х минут;

- учителя используют групповую работу не реже двух раз в неделю.







19

Заключение


Произвести глобальные преобразования в школе за короткий период времени, вряд ли возможно, это работа не одного года. Нужно вносить возможные, доступные на данном этапе изменения в школьную практику учителя и измерять, что получилось за определённый промежуток времени.

За время работы по внедрению новых подходов в педагогическую практику молодых учителей мы добились следующих результатов:


Анализ анкет учителей

hello_html_m22cec96e.gif

Через год за счёт внедрения новых подходов планируется достичь следующих результатов: речь учителя на уроке будет занимать менее 50% у большей части учителей, так как для этого есть положительная предпосылка на старте и в промежуточном результате. Так же ожидается, что на 3% увеличиться количество педагогов, практикующих на своих уроках работу, где дети будут иметь возможность задавать друг другу вопросы. Сложнее складывается ситуация со свободным перемещением детей по кабинету во время урока, здесь прогнозируется результат 70%, так как 30% учителей считают, что это нарушит дисциплину и урок не получиться (данные из рефлексивного отчёта). Есть положительная динамика в достижении высокого результата во внедрении групповой работы в практику учителя, ожидаемый результат


20

близок к стопроцентному. Данный вид работы заинтересовал учителей, в рефлексивных отчётах они запланировали регулярно использовать его (не менее 2-х раз в неделю). Работа в парах практиковалась в нашей школе всегда, она для большей части коллектива не нова, рост в этом направлении прогнозируется за счёт обучения этой работе молодых учителей. Сложнее ситуация с использованием стратегий, содействующих совместному обучению. Несмотря на существенный рост(20 %) за период практики, ожидаемый результат не будет наивысшим, потребуется больше времени, чем год, на обучение учителей данным стратегиям. Рост в 10% процентов ожидается за счёт учителей, которые на данный момент используют эти стратегии иногда, то есть нерегулярно (менее 2-х раз в неделю).

Подобное исследование было проведено и с учащимися. На момент начала работы большая их часть считала, что на уроке должен говорить учитель, они на это права не имеют. Групповая работа у многих учеников интереса не вызывала, не всегда задачи, поставленные учителем, побуждают мыслить, большая их часть носит информативный характер. Кроме того, на старте выяснилось, что учащимся не предоставляется возможность высказываться о том, как они обучаются, не используются стратегии, активизирующие мыслительную деятельность. Исследования проводились в классах, где работают молодые учителя, вошедшие в фокус-группу. Во время повторного анкетирования результаты изменились в лучшую сторону (Приложение 7), был достигнут промежуточный результат и запланирован ожидаемый за год результат.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что мнение учителей и учеников о необходимости преобразований школе изменилось. Большая часть коллектива считает введение новых подходов в обучение непременным условием повышения качества образования в школе. Об этом учителя написали в своих рефлексивных отчётах, об этом говорили учащиеся в интервью, которое проводили с ними молодые учителя фокус-группы. Данные материалы являются ценными для процесса развития (реформирования) нашей школы. На основе их план развития школы, а также определена цель и прогнозируется результаты преобразования школьной практики. В течение года планируется вести обратную связь с учителями в виде рефлексивных отчётов, листов наблюдений, анкетирования, аналитических отчётов учителей, а в конце года собрать у учителей аналитические отчёты, в которых им нужно будет отразить, какие преобразования произошли в их педагогической практике и насколько эффективно было использование новых подходов на уроках, а также указать в цифрах результаты работы. Кроме того, будут учтены советы по поводу, что нужно изменить практике реформирования школы.

Проведя исследование, я пришла к выводу, что Школа молодого учителя имеет большой потенциал в плане развития и использования новых подходов в школьной практике.

21


Литература:


1.Н.А.Назарбаев, Послание "Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее"


2.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Астана, 2010 г

3.Руководство для учителя. Первый(продвинутый) уровень. Второе издание. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы»,ЦПМ,2014 год


4.АскарбекКусаинов, «Качество образования в мире и в Казахстане» - Алматы,2013год


  1. К.Д.Ушинский. Собрание сочинений. - Т.10.-М.-Л.,1950.-С.436-440.



  1. К экономике знаний через инновации и образование. Казахстанская правда,№131 от27.05.2006


7.Педагогический диалог. Информационно-методический журнал, № 4, 2013 год


8.Рудик Г.А. «Культура умственного труда или 101 техника чтения» - Костанай, 2010 год






















22

Приложение 1

Постеры «Школа глазами учителя»



hello_html_m210971e6.jpghello_html_m2257314b.jpg

Постер «Политические факторы, Постер «Сильные стороны влияющие на школу» школы»

hello_html_m69d1d4e2.jpghello_html_m132c3740.jpg

Постер "Слабые стороны школы" Постер "Идеальная школа"



hello_html_m48ceb84c.jpghello_html_m1bbb5c7e.jpg

Постер "Факторы, влияющие на "Звезда пожеланий "

школу"







Приложение 2


Анкетирование учителей, определяющая дает ли учитель возможность учащимся самостоятельно учиться (метапознание)


Анкета учителя средней школы (кол-во участников – 34)



Вопросы


Часто

Редко

Никогда

Моя речь занимает меньше 50% времени на уроках

19

12


Моя речь занимает больше 50% времени на уроках

14

18

2

Меня ученики встречают доброжелательно

34



Ученики настроены на весь мой урок

27

7


Я стремлюсь довести до учащихся цели урока

30

3

1

Я привлекаю учащихся к формулировке цели урока

24

9

1

Я четко определяю цели каждого вида деятельности

25

7

2

Ученикам предоставляется возможность обсуждать задания со своими одноклассниками во время урока

29

5


На моем уроке ученики имеют возможность задавать друг другу вопросы

25

9


На моем уроке ученики передвигаются по кабинету для работы с другими учениками

16

17

1

Я провожу групповую работу на уроке, в которой ученики совместно обсуждают задания

26

8


Я провожу парную работу с учениками

26

7

1

Я использую стратегии, содействующие совместному обучению

20

10

4

Ученики делают взаимооценку

21

11

2

Ученики делают самоооценку

18

13

3

Я знакомлю учащихся с критериями оценок

21

12

1

Я разрабатываю критерии оценок с учениками

9

18

7

Моя оценка включает комментарии и рекомендации о том, как дальше развиваться

24

7

3

Я учитываю образовательные потребности каждого ученика

27

6

1

Я учитываю реальные учебные возможности учащегося.

29

3

2

Я организую урок так, что сильные ученики могут помогать слабым

23

9

2

Я формирую у учащихся навыки:

а) по выявлению главного;

б) проведению анализа, обобщению материала;

в) составлению плана;

г) подготовке докладов, рефератов.

д) сотрудничества;

27

27

26

24

25

7

7

8

10

9


Я включаю в занятиях задания творческого характера.

25

8

1

Я использую ИКТ в своей деятельности:

  • Готовлю на компьютере раздаточный материал для урока;

  • Ищу информацию к уроку в сети Интернет;

  • Провожу уроки с использованием компьютерной техники;

  • Использую информационные технологии во внеурочной деятельности с обучающимися (проектная деятельность, подготовка экзаменационных работ и т.п.).


33


34


31

33


1




3

1






Я делаю рефлексию с учащимися в конце урока

25

9


Я позволяю ученикам выразить свое мнение в порядке установления обратной связи

24

10


Я делаю саморефлексию, которую я учитываю при дальнейшем планировании.

22

12





Анкетирование учителей



вопрос

Да

нет

Не совсем

Располагает ли атмосфера, установившаяся в школе,

желанию обучаться?

22

4

8

Адекватно ли подобран уровень сложности задач для учеников?

16

8

10

Все ли учителя располагают возможностью для критического осмысления сущности и реализации формируемых навыков обучения?

17

6

11

Предоставляется ли ученикам обратная связь, способствующая повышению эффективности работы?

22

2

10

Стремимся ли мы активно создавать атмосферу, позволяющую ученикам безопасно рисковать, справляться с неудачами и позитивно реагировать на сложности поставленных задач?

20


14

Позитивно ли реагируют учителя наших школ на сложности, даже если они сопряжены с рисками и отсутствием гарантий в успешности их решения?

11

7

16

Используем ли мы в нашей школе инструменты и стратегии, способствующие размышлению о процессе обучения в классе?

21

3

10

Высказываемся ли мы открыто о взаимосвязи процессов обучения и характера лидерства в наших школах?

15

9

10

Делимся ли мы познаниями о значимости лидерства в практике обучения с коллегами, находящимися вне зоны нашего непосредственного общения?

12

12

10

Принимаем ли мы участие в систематических исследованиях с целью установления взаимосвязи между лидерством и обучением в наших школах?

17

11

6

Обсуждаем ли мы наши ценности и характер их реализации в нашей ежедневной практике?

15

12

7

Исследуем ли мы факторы школьной жизни, способствующие, либо препятствующие развитию лидерства в обучении?

14

10

10











Анкетирование учителей


вопрос

Да, мы готовы это сделать

Нет, мы это делает по- другому

Обладают ли учителя широким диапазоном педагогических стратегий, способностью к интегрированию различных подходов и методов и достаточным объемом знаний эффективного и целесообразного их использования?

30

4

Используют ли учителя стратегии, содействующие совместному обучению, «открытиям» учеников, и оказывающие помощь в самообучении и индивидуальных, самостоятельных «открытиях»?

25

9

Обладают ли учителя глубоким пониманием сущности процесса обучения, мотивации отдельных учеников, их эмоционального состояния и жизни вне класса?

29

5

Работают ли учителя в сотрудничестве с коллегами, профессионалами других организаций образования, профессиональных сообществ и прочих заинтересованных партнерских организаций?

23

11

Обладают ли учителя устойчивыми навыками использования образовательных технологий, а также, системы информационного менеджмента в качестве эффективных инструментов оптимизации контроля над процессом обучения учеников?

26

8

Располагают ли учителя возможностью совместного процесса разработки, реализации, управления и планирования учебной среды с коллегами?

28

6

Необходимо ли учителям критическое оценивание своей практики для принятия решений на основе собственного опыта?

29

5













Анкетирование учащихся, определяющая имеют ли возможность

учащиеся самостоятельно учиться (метапознание)

Количество участников – 30 человек

Вопросы

На начало практики/ на конец практики

да

Иногда

нет

Речь учителя должна занимать больше половины урока

25

3

2

Мне нравиться на уроке задавать друг другу вопросы

21

6

3

Я хотел бы во время урока передвигаться по кабинету для работы с другими учениками

19

7

4

Мне интересно работать на уроке в группе

16

3

11

Действительно ли задачи, поставленные нашими учителями, побуждают нас мыслить?

23

5

2

Предоставлена ли нам возможность высказывать свои размышления о том, как мы обучаемся?

15

9

6

Используют ли учителя нашей школы различные способы активизации нашей мыслительной деятельности о процессе обучения?

22

3

5






Приложение 3



ПЛАН РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ



Приоритеты плана развития школы

Результаты и критерии успеха

1.Школьные учителя открыты к изменениям, всегда стремятся совершенствовать методику диалогового обучения.


2. При проведении уроков руководствуются основными идеями данной методики.

3. Необходимость повышения основ преподавания диалогового обучения.


1.Создание условий для использования новых подходов учителями на уроке:

- активное обучение;

- солидарное отношение ;

- самооценка;

- обсуждение в группах;

2. Проведение коучингов и менторингов

3.Оказание методической помощи.

4.Проводение регулярного диагностирования.























Мероприятия

цель

Ответст-

венные

Ресурсы

Срок

Мониторинг/Анализ

Результат мероприятия

Сбор информации,анкетирование, рефлексия.

Определить степень владения и использования новых подходов учителями

Учитель 1-го уровня

Анкета и рефлексивные листы

сентябрь

Таблица, диаграмма

Банк данных

Проведение круглого стола «О деятельности школы и необходимости преобразовании школьной практики»


Ознакомить с новыми подходами в обучении, проанализировать сильные и слабые стороны школы


Учитель 1-го уровня

Беседа, работа в группах

октябрь

Постер, SWOT-анализ или PEST-анализ

Учителя имеют представление о новых подходах в образовании, готовы сотрудничать

Формирование фокус группы молодых учителей

Объединить учителей общей целью: использовать новые подходы на уроках

Учитель 1-го уровня

Презентация новых подходах, видеоролик

ноябрь

Рефлексивный отчёт

Группа создана

Тренинг, направленный на доверие

Установить доверительные отношения среди учителей фокус-группы, распределить обязанности


Учитель 1-го и 2-го уровня

Кофе-брейк, разминка «Мои достижения», беседа

декабрь

Листы обратной связи

Рефлексия

Разработка плана работы фокус-группы


Разработать систему проведения тренингов, мастер-классов, семинаров

Учитель 1-го, 2-го и 3-го уровня

Стратегия «Режим дня»

декабрь

таблица

План работы фокус-группы








Посещение уроков молодых коллег

Обмен мнениями, оказание помощи через обоснованные отношения взаимодоверия

Сертифицированные

учителя

Лист наблюдения


постоянно

Обратная связь среди членов фокус-группы

Рефлексия







Сбор информации для коучингов (видео, планы, опрос учащихся)


Определить «проблемное поле» в профессиональном развитии коллег

Учитель 1-го, 2-го и 3-го уровня

Видео, опрос, посещение уроков

постоянно

Анализ видео с уроков, поурочных планов, среднесрочного планирования

Карта мониторинга.


Организация коучингов


Внедрение в практику основной идеи изучения новых подходов

Учитель 2-го уровня

Раздаточный материал

2 раза в месяц

Посещение уроков, видео-фото материалы

План коррекции ошибок

Встреча с менти.

Выявление проблем в работе менти

Учитель 1-го уровня

Стратегия «Письмо для себя»

2 раза в месяц

Рефлексивный отчёт

План коррекции ошибок

Осуществление процесса менторинга

Оказание методической помощи учителям

Учитель 1-го уровня

вопросы

ежемесячно

Профессиональный диалог

Составление плана последующих коучингов и обсуждение предыдущих

Интервью с фокус- группой

Диагностика изменений в работе фокус-группы

Учитель 1-го уровня

беседа

1 раз в месяц

Рефлексивный отчёт

План коррекции работы

Организация конференции, семинаров

Определить состояние учебного процесса

Учитель 1-го уровня

Планы, презентации, отчеты

15.06.

2015

Обмен мнениями

Рефлексия

Освещение в СМИ




постоянно







Приложение 5


Коучинг



Цель

внедрение в практику молодых учителей диалогического обучения

Ожидаемый результат

Учителя будут правильно разбивать учащихся на группы, будут владеть приёмами проведения групповой работы

Ключевые идеи

диалоговое обучение

спор

кумулятивная беседа

исследовательская беседа

групповая работа

Материалы и оборудование

Компьютер, проектор, экран, ватманы, маркеры, магниты, доска

 

Ход занятия

Этапы проведения коучинга

Время

Действия коуча и действия участников коучинга

Приветствие




3 мин

Коуч с доброжелательным настроем приветствует участников коучинга. Разминка «Вокзал»

Анализ видео

10 мин

Заполняют листы наблюдения

Выспрашивание

5 мин

-Получилось ли у вас правильно разделить детей на группы?

-Почему вы так считаете?

- Все ли дети участвовали в диалоге внутри группы?

-Как это можно исправить?

Составление и презентация постера

10 мин

коуч дает учителям задание – составить на тему «Эффективная групповая работа»,  оказывая содействие в выполнении данного задания, затем после составления кластера участники презентуют его

Обсуждение

3 мин

Всё ли вы учли в постере?

-Достаточно ли у вас инструментов для проведения групповой работы?

-Какие из них наиболее эффективны?

-Если у вас не достаточно инструментов, где вы их можете найти?

Задание

10 мин

Включить в следующий урок задание, в ходе выполнения которого учащиеся будут осуществлять диалог в течение 5-ти минут, посетить уроки друг друга и измерить, сколько времени дети ведут диалог, получился он или нет, сколько времени говорит на уроке учитель.

Обратная связь

5 мин

«Ладонь»


































Приложение 6


Менторинг




Общие цели

оказать содействие менти в понимании, как построить работу в группах в слабом классе.

Результаты обучения

слабоуспевающие дети будут активно работать в группах.

Способы

Упражнение « Путь к результату»

Материалы и оборудование

ватманы, маркеры

 

Ход занятия

Этапы проведения менторинга

Время

Действия ментора и менти

Приветствие

10 мин

Коуч с доброжелательным настроем приветствует менти, кофе-брейк

Выспрашивание

7 мин

- Почему Вы решили, что работа в группах у Вас не получается?

- Как Вы её представляете в идеале?

- Как Вы думаете, что для этого можно сделать?

Способ решения проблемы

15 мин

Давайте вместе подумаем, как решить Вашу проблему, Я предлагаю Вам на бумаге изобразить путь к результату, причём прописать каждый шаг

Обсуждение

3 мин

-Все ли вы учли на своём пути к результату?

-Какие шаги наиболее, важны и эффективны?

-Какие инструменты вам необходимы для достижения вашей цели, где вы их можете найти?

Задание

10 мин

Давайте составим план завтрашнего урока с использованием этих шагов.

Обратная связь

5 мин

Рефлексивный отчёт




































Приложение 7



Анализ анкет учащихся


hello_html_m4ac9e60e.png



Исследование изменений в школьной практике учителей фокус-группы

hello_html_5e55a4d5.png
















Внедрение новых подходов в педагогическую практику молодых учителей Направление: школа как территория обучения учителей (по применению идей уровневых курсов)
  • Директору-завучу
Описание:

Цель исследования: определить способы внедрения новых подходов в педагогическую практику начинающих учителей, представить инновационные формы наставнической работы

 

Объект исследования: процесс внедрения новых подходов в работу молодого учителя

 

Предмет исследования: использование новых подходов в педагогической практике начинающего учителя

 

Гипотеза исследования: обучение новым подходам учителей с небольшим стажем работы будет способствовать реформированию школьной практики в целом

 

             Данное исследование началось в апреле 2014 года и включает в себя следующие этапы:

             I.Подготовительный этап.

1.Изучение новых подходов в образовании, прохождение уровневых курсов в ЦПМ

2. Анализ научной литературы, Интернет-ресурсов в области внедрения новых подходов в педагогическую практику

3.Систематизация полученных данных

 

 II. Исследовательский этап.

1.Исследование в действии: анализ стартового состояния школы и школы молодого учителя в частности

2.Анкетирование учителей, учащихся, родителей

3. Определение направления в работе по внедрению новых подходов в педпрактику молодых учителей

4.Разработка плана развития школы  молодого учителя

 

  III. Обобщение, определение практической значимости данной работы в процессе внедрения новых подходов в практику молодых педагогов.

 

 

Задачи исследования:

         1. Исследовать стартовое состояние школы и школы молодого учителя в частности, определить степень её готовности к внедрению новых подходов         2.Изучить особенности наставнической работы с начинающими педагогами

         3. Проследить динамику в педагогической практике молодых учителей

         4.Доказать эффективность внедрения новых подходов в работу учителей с малым стажем работы

 

Методы исследования:

1.     Анализ научной литературы, Интернет-ресурсов в области применения новых подходов в педагогической практике

2.     Исследование в действии

3.     Анкетирование.

4.     Систематизация полученных данных.

Актуальность работы:

Традиционные подходы в обучении, преобладающие в данное время в школе, не способствуют развитию навыков 21 века у учащихся. В данной работе рассматривается перспектива реализации новых подходов в условиях необходимости преобразования школьной практики

Научная новизна работы: в современной школе работе с молодыми педагогами уделяется недостаточно внимания, данная работа исследует проблему наставничества в свете реформы образования в Казахстане

 

 

Результаты работы: исследованы и имеются практические результаты преимущества использования новых подходов в педпрактике молодых учителей

 

Практическая значимость работы: данная работа может быть использована учителями-лидерами в процессе преобразования школьной практики  

 

 

Автор Кокош Елена Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 3309
Номер материала 25218
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓