Главная / Директору-завучу / Внедрение компетентностного подхода в организацию образовательного процесса в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр»

Внедрение компетентностного подхода в организацию образовательного процесса в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр»

Внедрение компетентностного подхода в организацию образовательного процесса в

МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр»

В.В. Степанова,

О.В. Дудникова,

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию [5].

Инновационный поиск новых форм привел администрацию и педагогов дополнительного образования нашего учреждения к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельные, групповые, практико–ориентированные, проблемные и прочие формы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является метод проектов.

Проблема, над которой работает наш центр - «Воспитание экологически грамотной личности кружковцев через проектную деятельность» - исходит из социального заказа общества, требований модернизации образования. Перед нами встал вопрос: «Как организовать деятельность всех участников образовательного процесса в проектную деятельность?». Один или несколько проектов, выполненных на секциях биологического общества «Твори, Обдумывай, Пробуй», еще не дает право говорить, что внедрено проектное обучение в МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр».

В чем мы видим преимущество метода проектов? Во-первых, он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, успешно интегрируется в образовательном процессе, обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность, позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность [8].

Учитывая вышесказанное, с полным правом можем говорить о том, что мы преступили к созданию целостной системы по организации проектной деятельности.

Опыт работы педагогического коллектива позволяет сделать некоторые обобщения и выстроить структурно-логическую схему, отражающую основные этапы и логику развития экологической культуры обучающихся: этап I - «Исходно-прогностический; этап II - «Проектный»; этап III- «Обобщающий». При организации деятельности педагогического коллектива по проектному обучению был составлен план-график организации работы над проектами. Мероприятия деятельности планируются ежегодно. Результаты проектной деятельности активно обсуждаются участниками проектной деятельности при проведении недели проектов. В ходе недели презентации проектов жюри оценивает проекты по разработанным требованиям.

Мониторинг результативности деятельности рекомендуется организовать в форме анкетирования обучающихся. Анкету с вопросом «Я участвую в проектной деятельности потому, что…» предлагается провести в начале проектной деятельности. Анкету с вопросом «При выполнении проекта самым трудным оказалось…» предлагается провести перед неделей презентации проектов. Анкету с вопросом «Чему научились в проектной деятельности?» предлагается провести в конце недели презентации проектов. Лучшие проекты награждаются дипломами и рекомендуются для участия в городской научно-практической конференции «Природу Старооскольского края сохранят дети», областных и Всероссийских мероприятий. Организация проектной деятельности осуществляется через решение вопросов на совещании при директоре, заседаниях психолого-педагогического семинара, заседаниях методических объединений «Исследователь», «Карусель мастеров», на педагогическом совете.

Сформированные в результате проектной деятельности экологические компетентности (экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическая деятельность) отслеживаются по следующим критериям: (когнитивный; эмоционально-ценностный; деятельностный); показателям: (знания, мотивация; эмоции, ценности; уровень самоорганизации, уровень умений и навыков). Разработанный педагогическим коллективом комплекс методического обеспечения процесса формирования экологической культуры обучающихся состоит из: технологии формирования экологической культуры, методических рекомендаций по формированию экологической культуры обучающихся через организацию и внедрение во все ступени обучения технологии метода проекта, методического пособия «Как разработать и внедрить экологический проект по решению экологических проблем», мастер - класса «Организация проектной деятельности». И как результат успешной деятельности по организации и управлению инновационной деятельности по воспитанию экологически грамотной личности обучающихся - обобщенные информационно-методические материалы деятельности педагогического коллектива по данной проблематике стали победителями муниципального и областного этапов конкурса методических материалов «Калейдоскоп методических идей». Из 165 участников проектной деятельности 17 юннатов стали победителями городских мероприятий, 11 воспитанников победителями и призерами областных, 6 победителями и призерами Всероссийских.

Начиная с летом 2004 года были организованны и успешно проведены экологические экспедиции по комплексному исследованию поймы реки Оскол в черте города Старый Оскол. Результатом работы стала крупномасштабная карта. Все исследования были оформлены в виде экологических проектов и представлены на городскую научно-практическую конференцию «Природу Старооскольского края сохранят дети», и рекомендованы для участия во Всероссийском конкурсе «Человек на Земле», где получила высокую оценку.

В 2010 - 2011 году к экологической экспедиции детского эколого-биологического центра присоединились отряды ребят образовательных учреждений города. В ходе экспедиций был частично собран и достаточно хорошо изучен полевом материал, который послужил основой для выполнения исследовательских работ и экологических проектов. Обучающиеся представили свои работы на конференции и конкурсы экологической направленности как муниципального, регионального, так и всероссийском уровнях. Их работы получили высокую оценку. В 2012 г. команда обучающихся центра была приглашена на областной слет экологов, принимала участие в международном слете, где обучающийся детского объединения «Юный эколог» стал призером.

Обучение школьников в полевых условиях – эффективная форма познания окружающей среды и воспитания у ребят чувства ответственности за природу родного края.

Применяя методы полевых исследований, обучающиеся не делают больших открытий для науки, а добывают новые зная о природе. Посредствам этих методов обучающиеся не только накапливают фактический материал, но и учатся видеть природу во взаимодействиях и противоречиях, учатся объяснять различные природные явления. Комплексная экологическая экспедиция проходит в течение многих лет. За это время в ней приняло участие более тысячи человек. С каждой последующей экспедицией приемы полевых исследований закрепляются, совершенствуются.

Проектная деятельность обучающихся становится эффективной технологией подготовки разносторонне образованного, современного человека, с высокоразвитой общей культурой, способного вести активную социально – преобразовательную и творческую деятельность, т.е. экологически грамотного гражданина России.

Перспективными результатами внедрения во все ступени обучения комплекса методического обеспечения процесса формирования экологической культуры послужит развитие у обучающихся ключевых умений и компетенций:

  • проектировочных: определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия;

  • познавательных: навыки самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний, применения к решению новых познавательных задач;

  • исследовательских: выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение;

  • коммуникативных: передача информации, умение слушать и понимать другого;

  • социальных: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты;

  • информационных: владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка информации и хранение составляющих основу ключевых экологических компетенций.

Перспективными результатами внедрения во все ступени обучения комплекса методического обеспечения процесса формирования экологической культуры послужит развитие у педагогов профессиональных, предметных и экологических компетенций, приобретение навыков и умений «Способностной педагогики», позволяющей организовать образовательный процесс на принципах системно - деятельностного подхода.



Литература


  1. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. – 286 с.

  2. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. – М., 2005.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000

  4. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 96с.

  5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г.К.Селевко/ - М.: Народное образование, 1998. – 256с.

  7. E:\ Полат Е.С. _Метод проектов_.mht

  8. E:\ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ\ Селевко Герман Константинович. Официальный сайт.mht



Внедрение компетентностного подхода в организацию образовательного процесса в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр»
  • Директору-завучу
Описание:

Инновационный поиск новых форм привел администрацию и педагогов дополнительного образования нашего учреждения к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельные, групповые, практико–ориентированные, проблемные и прочие формы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является метод проектов.

 

Проблема, над которой работает наш центр - «Воспитание экологически грамотной личности  кружковцев через проектную деятельность» - исходит из социального заказа общества, требований модернизации образования. Перед нами встал вопрос: «Как организовать деятельность всех участников образовательного процесса в проектную деятельность?». Один или несколько проектов, выполненных на секциях биологического общества «Твори, Обдумывай, Пробуй», еще не дает право говорить, что внедрено проектное обучение в МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр».  

 

Учитывая вышесказанное,  с полным правом можем говорить о том, что мы преступили к созданию целостной системы по организации проектной деятельности. 

Автор Дудникова Ольга Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 325
Номер материала 39496
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓