Внедрение компетентностного подхода в
организацию образовательного процесса в
МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр»
В.В. Степанова,
О.В. Дудникова,
Среди наиболее важных качеств современного
человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления,
поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на
образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию
самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее
саморазвитие, самообразование, самореализацию [5].
Инновационный поиск новых форм привел
администрацию и педагогов дополнительного образования нашего учреждения к
пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на
потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельные,
групповые, практико–ориентированные, проблемные и прочие формы обучения. Среди
разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным
поставленным целям, с нашей точки зрения, является метод проектов.
Проблема, над которой работает наш центр -
«Воспитание экологически грамотной личности кружковцев через проектную
деятельность» - исходит из социального заказа общества, требований модернизации
образования. Перед нами встал вопрос: «Как организовать деятельность всех
участников образовательного процесса в проектную деятельность?». Один или несколько проектов, выполненных на
секциях биологического общества «Твори, Обдумывай, Пробуй», еще не дает право
говорить, что внедрено проектное обучение в МБОУ ДОД «Детский
эколого-биологический центр».
В чем мы видим преимущество метода проектов?
Во-первых, он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая
разумный баланс между теорией и практикой, успешно интегрируется в
образовательном процессе, обеспечивает не только интеллектуальное, но и
нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность, позволяет
приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей,
развивает коммуникативность [8].
Учитывая вышесказанное, с полным правом можем
говорить о том, что мы преступили к созданию целостной системы по организации
проектной деятельности.
Опыт работы педагогического коллектива
позволяет сделать некоторые обобщения и выстроить структурно-логическую схему,
отражающую основные этапы и логику развития экологической культуры
обучающихся: этап I - «Исходно-прогностический; этап II -
«Проектный»; этап III- «Обобщающий». При организации
деятельности педагогического коллектива по проектному обучению был составлен
план-график организации работы над проектами. Мероприятия деятельности
планируются ежегодно. Результаты проектной деятельности активно обсуждаются
участниками проектной деятельности при проведении недели проектов. В ходе
недели презентации проектов жюри оценивает проекты по разработанным
требованиям.
Мониторинг результативности деятельности рекомендуется
организовать в форме анкетирования обучающихся. Анкету с вопросом «Я
участвую в проектной деятельности потому, что…» предлагается провести в начале
проектной деятельности. Анкету с
вопросом «При выполнении проекта самым трудным оказалось…» предлагается
провести перед неделей презентации проектов. Анкету с вопросом «Чему научились
в проектной деятельности?» предлагается провести в конце недели презентации
проектов. Лучшие проекты награждаются дипломами и рекомендуются для участия в
городской научно-практической конференции «Природу Старооскольского края
сохранят дети», областных и Всероссийских мероприятий. Организация проектной
деятельности осуществляется через решение вопросов на совещании при директоре,
заседаниях психолого-педагогического семинара, заседаниях методических
объединений «Исследователь», «Карусель мастеров», на педагогическом совете.
Сформированные в результате проектной
деятельности экологические компетентности (экологическая образованность,
экологическая сознательность, экологическая деятельность) отслеживаются по
следующим критериям: (когнитивный; эмоционально-ценностный; деятельностный);
показателям: (знания, мотивация; эмоции, ценности; уровень самоорганизации,
уровень умений и навыков). Разработанный педагогическим коллективом комплекс
методического обеспечения процесса формирования экологической культуры
обучающихся состоит из: технологии формирования экологической культуры,
методических рекомендаций по формированию экологической культуры обучающихся
через организацию и внедрение во все ступени обучения технологии метода
проекта, методического пособия «Как разработать и внедрить экологический проект
по решению экологических проблем», мастер - класса «Организация проектной
деятельности». И как результат успешной деятельности по организации и
управлению инновационной деятельности по воспитанию экологически грамотной
личности обучающихся - обобщенные информационно-методические материалы
деятельности педагогического коллектива по данной проблематике стали
победителями муниципального и областного этапов конкурса методических
материалов «Калейдоскоп методических идей». Из 165 участников проектной
деятельности 17 юннатов стали победителями городских мероприятий, 11
воспитанников победителями и призерами областных, 6 победителями и призерами
Всероссийских.
Начиная с летом 2004 года были организованны и
успешно проведены экологические экспедиции по комплексному исследованию поймы
реки Оскол в черте города Старый Оскол. Результатом работы стала
крупномасштабная карта. Все исследования были оформлены в виде экологических
проектов и представлены на городскую научно-практическую конференцию «Природу
Старооскольского края сохранят дети», и рекомендованы для участия во
Всероссийском конкурсе «Человек на Земле», где получила высокую оценку.
В 2010 - 2011 году к экологической
экспедиции детского эколого-биологического центра присоединились отряды ребят
образовательных учреждений города. В ходе экспедиций был частично собран и
достаточно хорошо изучен полевом материал, который послужил основой для
выполнения исследовательских работ и экологических проектов. Обучающиеся
представили свои работы на конференции и конкурсы экологической направленности
как муниципального, регионального, так и всероссийском уровнях. Их работы
получили высокую оценку. В 2012 г. команда обучающихся центра была приглашена
на областной слет экологов, принимала участие в международном слете, где обучающийся детского
объединения «Юный эколог» стал призером.
Обучение школьников в полевых условиях –
эффективная форма познания окружающей среды и воспитания у ребят чувства
ответственности за природу родного края.
Применяя методы полевых исследований,
обучающиеся не делают больших открытий для науки, а добывают новые зная о
природе. Посредствам этих методов обучающиеся не только накапливают фактический
материал, но и учатся видеть природу во взаимодействиях и противоречиях, учатся
объяснять различные природные явления. Комплексная экологическая экспедиция
проходит в течение многих лет. За это время в ней приняло участие более
тысячи человек. С каждой последующей экспедицией приемы полевых исследований
закрепляются, совершенствуются.
Проектная деятельность обучающихся становится
эффективной технологией подготовки разносторонне образованного, современного
человека, с высокоразвитой общей культурой, способного вести активную социально
– преобразовательную и творческую деятельность, т.е. экологически грамотного
гражданина России.
Перспективными результатами внедрения во все
ступени обучения комплекса методического обеспечения процесса формирования
экологической культуры послужит развитие у обучающихся ключевых умений и
компетенций:
·
проектировочных:
определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и
распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов,
общественная презентация, рефлексия;
·
познавательных: навыки
самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний,
применения к решению новых познавательных задач;
·
исследовательских:
выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование,
обобщение;
·
коммуникативных: передача
информации, умение слушать и понимать другого;
·
социальных: умение
сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные
решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты;
·
информационных: владение
способами получения информации из разных источников, в том числе
телекоммуникационных, обработка информации и хранение составляющих основу
ключевых экологических компетенций.
Перспективными
результатами внедрения во все ступени обучения комплекса методического
обеспечения процесса формирования экологической культуры послужит развитие у
педагогов профессиональных, предметных и экологических компетенций,
приобретение навыков и умений «Способностной педагогики», позволяющей
организовать образовательный процесс на принципах системно - деятельностного
подхода.
Литература
1.
Грехова Л.И. В союзе с
природой. Эколого-природоведческие игры и
развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. – 286 с.
2.
Кукушин В.С.,
Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. – М., 2005.
3.
Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С.
Полат. – М., 2000
4.
Организация проектной
деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С. Г.
Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 96с.
5.
Пахомова Н.Ю. Проектное
обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
6.
Селевко Г.К. Современные
образовательные технологии: Учебное пособие./
Г.К.Селевко/ - М.: Народное образование, 1998. – 256с.
7.
E:\ Полат Е.С. _Метод
проектов_.mht
8.
E:\ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ\
Селевко Герман Константинович. Официальный сайт.mht
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.