Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыВнедрение компетентностного подхода в организацию образовательного процесса в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр»

Внедрение компетентностного подхода в организацию образовательного процесса в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр»

Скачать материал

Внедрение компетентностного  подхода  в организацию образовательного процесса в

МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр»

                                                                                      

 В.В. Степанова,

                                                                                     О.В. Дудникова,

                                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию [5].

Инновационный поиск новых форм привел администрацию и педагогов дополнительного образования нашего учреждения к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельные, групповые, практико–ориентированные, проблемные и прочие формы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является метод проектов.

Проблема, над которой работает наш центр - «Воспитание экологически грамотной личности  кружковцев через проектную деятельность» - исходит из социального заказа общества, требований модернизации образования. Перед нами встал вопрос: «Как организовать деятельность всех участников образовательного процесса в проектную деятельность?». Один или несколько проектов, выполненных на секциях биологического общества «Твори, Обдумывай, Пробуй», еще не дает право говорить, что внедрено проектное обучение в МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр». 

В чем мы видим преимущество метода проектов? Во-первых, он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, успешно интегрируется в образовательном процессе, обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность, позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность [8].

Учитывая вышесказанное,  с полным правом можем говорить о том, что мы преступили к созданию целостной системы по организации проектной деятельности.

Опыт работы педагогического коллектива позволяет сделать некоторые обобщения и выстроить структурно-логическую схему, отражающую основные этапы и логику развития  экологической культуры обучающихся: этап I -  «Исходно-прогностический; этап II - «Проектный»;  этап III- «Обобщающий». При организации деятельности педагогического коллектива по проектному обучению  был составлен план-график организации работы над проектами. Мероприятия деятельности планируются ежегодно. Результаты проектной деятельности активно обсуждаются участниками проектной деятельности при проведении недели проектов. В ходе недели презентации проектов жюри оценивает проекты по  разработанным требованиям.

Мониторинг результативности деятельности рекомендуется организовать в форме анкетирования обучающихся. Анкету с вопросом «Я участвую в проектной деятельности потому, что…» предлагается провести в начале проектной деятельности. Анкету с вопросом «При выполнении проекта самым трудным оказалось…» предлагается провести перед неделей презентации проектов. Анкету с вопросом «Чему научились в проектной деятельности?» предлагается провести в конце недели презентации проектов. Лучшие проекты награждаются дипломами и рекомендуются для участия в городской научно-практической конференции «Природу Старооскольского края сохранят дети», областных и Всероссийских мероприятий.  Организация проектной деятельности осуществляется  через решение вопросов на совещании при директоре, заседаниях психолого-педагогического семинара, заседаниях методических объединений «Исследователь», «Карусель мастеров», на педагогическом совете.

Сформированные в результате проектной деятельности экологические компетентности (экологическая образованность, экологическая сознательность, экологическая деятельность) отслеживаются по следующим критериям: (когнитивный; эмоционально-ценностный; деятельностный); показателям: (знания, мотивация; эмоции, ценности; уровень самоорганизации, уровень умений и навыков).  Разработанный  педагогическим коллективом комплекс методического обеспечения процесса формирования экологической культуры обучающихся состоит из: технологии формирования экологической культуры, методических рекомендаций по формированию экологической культуры обучающихся через организацию и внедрение во все ступени обучения технологии метода проекта, методического пособия «Как разработать и внедрить экологический проект по решению экологических проблем», мастер  - класса  «Организация проектной деятельности». И как результат успешной деятельности по организации и  управлению инновационной  деятельности по воспитанию экологически грамотной личности обучающихся - обобщенные информационно-методические материалы деятельности педагогического коллектива по данной проблематике  стали победителями муниципального и областного этапов  конкурса методических материалов «Калейдоскоп методических идей». Из 165 участников проектной деятельности 17 юннатов стали победителями городских мероприятий, 11 воспитанников победителями и призерами областных, 6 победителями и призерами  Всероссийских.

Начиная с летом 2004 года были организованны и успешно проведены экологические экспедиции по комплексному исследованию поймы реки Оскол в черте города Старый Оскол. Результатом работы стала крупномасштабная карта. Все исследования были оформлены в виде экологических проектов и представлены на городскую научно-практическую конференцию «Природу Старооскольского края сохранят дети», и рекомендованы для участия во Всероссийском конкурсе «Человек на Земле», где получила высокую оценку.

В 2010 - 2011 году к экологической экспедиции детского эколого-биологического центра присоединились отряды ребят образовательных учреждений города.  В ходе экспедиций был частично собран и достаточно хорошо изучен полевом материал, который послужил основой для выполнения исследовательских работ и экологических проектов. Обучающиеся представили свои работы на конференции и конкурсы экологической направленности как муниципального, регионального, так и  всероссийском уровнях. Их работы получили высокую оценку. В 2012 г. команда обучающихся центра была приглашена на областной слет экологов, принимала участие в международном слете, где обучающийся детского объединения «Юный эколог» стал призером.

Обучение школьников в полевых условиях – эффективная форма  познания окружающей среды и воспитания у ребят чувства ответственности за природу родного края.

Применяя методы полевых исследований, обучающиеся не делают больших открытий для науки, а добывают новые зная о природе. Посредствам этих методов обучающиеся не только накапливают фактический материал, но и учатся видеть природу во взаимодействиях и противоречиях, учатся объяснять различные природные явления. Комплексная экологическая экспедиция проходит  в течение  многих лет. За это время в ней приняло участие более тысячи человек. С каждой последующей экспедицией приемы полевых исследований закрепляются, совершенствуются.

Проектная деятельность обучающихся становится эффективной технологией подготовки разносторонне образованного, современного  человека, с высокоразвитой общей культурой, способного вести активную социально – преобразовательную и творческую  деятельность, т.е. экологически грамотного гражданина России.

  Перспективными результатами внедрения во все ступени обучения комплекса методического обеспечения процесса формирования экологической культуры послужит развитие у обучающихся ключевых умений и компетенций:

·               проектировочных: определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия;

·               познавательных: навыки самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний, применения к решению новых познавательных задач;

·               исследовательских: выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение;

·               коммуникативных: передача информации, умение слушать и понимать другого;

·               социальных: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты;

·               информационных: владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка информации и хранение составляющих основу ключевых экологических компетенций.

Перспективными результатами внедрения во все ступени обучения комплекса методического обеспечения процесса формирования экологической культуры послужит развитие у педагогов профессиональных, предметных и экологических компетенций, приобретение навыков и умений «Способностной педагогики», позволяющей организовать образовательный процесс на принципах системно - деятельностного подхода.

 

 

Литература

 

1.         Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и                             развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. – 286 с.

2.         Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального     образования. – М., 2005.

3.         Новые педагогические и информационные технологии в системе             образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000

4.         Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./                   Сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 96с.

5.         Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1,              2004. – с. 42.

6.         Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное                                 пособие./ Г.К.Селевко/ - М.: Народное образование, 1998. – 256с.

7.         E:\ Полат Е.С. _Метод проектов_.mht

8.         E:\ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ\ Селевко Герман Константинович.         Официальный сайт.mht

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Внедрение компетентностного подхода в организацию образовательного процесса в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Инновационный поиск новых форм привел администрацию и педагогов дополнительного образования нашего учреждения к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельные, групповые, практико–ориентированные, проблемные и прочие формы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является метод проектов.

 

Проблема, над которой работает наш центр - «Воспитание экологически грамотной личности  кружковцев через проектную деятельность» - исходит из социального заказа общества, требований модернизации образования. Перед нами встал вопрос: «Как организовать деятельность всех участников образовательного процесса в проектную деятельность?». Один или несколько проектов, выполненных на секциях биологического общества «Твори, Обдумывай, Пробуй», еще не дает право говорить, что внедрено проектное обучение в МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр».  

 

Учитывая вышесказанное,  с полным правом можем говорить о том, что мы преступили к созданию целостной системы по организации проектной деятельности. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 455 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 236
    • DOCX 22.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дудникова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дудникова Ольга Владимировна
    Дудникова Ольга Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 322
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методы и технологии преподавания кубановедения в 5-11 классах

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

STEM-образование для детей дошкольного возраста

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 109 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Методики библиотечно-консультационной работы с различными категориями пользователей: юношеством, лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 15 регионов

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 112 человек из 39 регионов
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции