Главная / Русский язык и литература / Внедрение новых форм оценивания качества образования в условиях внедрения ФГОС

Внедрение новых форм оценивания качества образования в условиях внедрения ФГОС

Внедрение новых форм оценивания качества образования в условиях внедрения ФГОС

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, который позволяет предложить школьникам современные учебные формы - проектные, творческие и исследовательские работы, элективные курсы, профильное обучение, практические занятия – не имеет совершенных инструментов, чтобы оценить результаты деятельности обучающихся. Привычная пятибалльная система не отвечает запросам учащихся и их родителей. Появление в повседневной практике современных форм оценивания должно способствовать индивидуализации, как процесса обучения, так и подходов к оценке его результатов, предоставлению каждому обучающемуся максимально активной и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечению его в оценку своих достижений; фиксацию не только итоговых достижений, но и отслеживание их динамики и индивидуального прогресса школьника.

Интересно рассмотреть историю данной проблемы в России. Исторический анализ показывает, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и наоборот. Главная задача оценивания - установить уровень (степень) усвоения школьником государственной программы, образовательного стандарта. Она должна быть проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного пространства. Система оценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам, обозначавшимися цифрами. Поэтому первоначально единица имела значение высшей отметки. "Единица" - означает высший показатель достигнутых успехов, а соответственно "пятерка" - один из низших. Переход из одного разряда в другой означал приобретение учеником целого ряда преимуществ и привилегий. В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. В Киевской духовной академии (1737 год) первая группа отзывов обозначала очень хорошие успехи; вторая группа - успехи средние; третья группа отметок - ниже среднего: "учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого". Аналогичная система оценки существовала в начале XIX века во многих учебных заведениях страны. Постепенно оценка становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой. Русская школа пережила 3, 5, 8, 10,12-балльную систему оценивания знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая была официально установлена в 1837 году: "1" - слабые успехи; "2" - посредственные; "З" - достаточные; "4" - хорошие; "5" -отличные. На протяжении всего последующего времени шли острые дискуссии вокруг балльной системы. Этому вопросу уделяли внимание известные российские педагоги: С.И.Архангельский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, А.Г. Молибог, Н.М. Розенберг, Н.Ф. Талызина, Н.М. Шахмаев В. и другие. Осуществлялись и первые интересные эксперименты по безотметочному обучению (грузинский педагог Д.Н. Узнадзе). В 1918 году Народный комиссариат просвещения постановлением "Об отмене отметок" запретил "применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся во всех без исключения случаях школьной практики". На протяжении 20-х годов в советской школе вместо отметок засчитывались развернутые характеристики учителей. В сентябре 1935 года совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) была восстановлена дифференцированная пятибалльная система оценки знаний. Сначала в виде словесной отметки ("отлично", "хорошо", "посредственно", "плохо", "очень плохо"), а с 1944 года постановлением СНК РСФСР в форме цифр. Однако по-прежнему налицо было смешение оценки и отметки знаний. Творческие поиски липецких педагогов в начале 1960-х годов, получившие оформление в понятии "поурочный балл" были введены повсеместно. С 1990 года начали апробироваться новые подходы к оцениванию познавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе от пятибалльной к многобалльной системе (от 100 до 1000), получившей название «модульно-рейтинговая система оценивания». Одной из форм является зачёт: старшеклассники сдают освоенный материал в течение зачетной недели, и соответственно получают зачет или незачет. В конце 90-х годов стали применяться подходы к оцениванию знаний, распространенные в США. Такая система получила название «учебное портфолио». И существует система обучения в начальной школе, не предусматривающая вообще отметок (Амонашвили). Результаты исследования показали, что большинство - за существующую систему оценивания, но в то же время, многие отмечают необходимость изменения технологии оценивания.

В последнее время идёт активный поиск новых форм оценивания. Разрабатываются и вводятся в практику новые формы оценивания, выходящие за рамки пятибалльной шкалы.

Многобалльные шкалы отметок, построены на том, что каждый балл соответствует определенному уровню или степени выполнения заданий. Наибольшее распространение получила десятибалльная шкала, основанная на таксономии, выделявшей 5 уровней обученности школьника, от узнавания и запоминания предъявленной информации до переноса усвоенной теории в практическую деятельность, в том числе в новой, незнакомой, нестандартной ситуации. С опорой на выделенные уровни обученности выстраивается шкала от 1 балла - «очень слабо», до 10 баллов – «великолепно».

К другим наиболее часто встречающимся нетрадиционным формам оценивания можно отнести рейтинговую систему, основанную на принципе накапливания баллов. Одними из новых форм оценивания, безусловно, являются ЕГЭ, ГИА.

В условиях бурного развития ИКТ и Интернет–технологий предлагается использовать технологию автоматизированного внутришкольного мониторинга качества обучения (АВМК), которая позволит оперативно оценить текущую учебную деятельность учащихся и своевременно скорректировать учебный процесс для достижения конечного результата, проверяемого ЕГЭ, ГИА. Используется web–ресурс Интернет–портала "Инновации в образовании". Инструментальной основой проекта является автоматизированная тестовая система диагностики качества образования "ДиКОбраз". Внедрение системы АВМК осуществляется силами образовательного учреждения, участвующего в проекте, оснащенной компьютерной техникой с выходом в Интернет. Диагностика выполняется методом безбумажного компьютерного тестирования с использованием технологии Интернет–тестирования. В качестве технологической платформы используется Интернет–портал "Инновации в образовании" (http://sinncom.ru). Программное обеспечение устанавливается быстро и легко. На диаграммах и графиках и ученику, и учителю видны все результаты диагностики. По результатам участники тестирования проводят работу по коррекции знаний. Родители имеют возможность объективно оценить реальные достижения, как своих детей, так и работу педагогов. С её внедрением в школы у родителей, органов управления образованием, общественных структур появляется возможность отслеживать динамику качества усвоения школьниками содержания, регламентированного государственными стандартами на всех ступенях общего образования. Возможно будущее объективного оценивания за этой формой?!

Как объективно оценить результаты учебных достижений, личностного роста учащихся? Это вопрос остаётся открытым, но создание эффективной системы оценивания, повышающей качество школьного образования необходимо. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. От качества образования, которое обеспечивается школой, напрямую зависит благополучие ее выпускников в жизни, их конкурентоспособность в профессиональной сфере.

Литература

  1. Галева Н.Л.Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика.-М.:5 за знания, 2006.-96с.

  2. Загвоздкин Н. К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки// Школьные технологии, 2004, № 3

  3. Пинская М.А.. Портфолио учителя как инструмент оценки качества педагогической деятельности. Пособие. – М.: Вердана, 2008. – 76 с.

  4. Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности / В.П Симонов. – М.: Издательство УЦ «Перспектива». - 2010. – 208 с.



Инновационные образовательные технологии в условиях внедрения ФГОС

Тудунова ЦыбегмитЦыремпиловна – учитель русского языка и литературы

МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная школа им. Ч-Л. Базарона»

К современным инновационным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный. Педагогика сотрудничества основывается на системно-деятельностном подходе. Эта технология является одной из наиболее всеобъемлющих обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. В ней соединились лучшие традиции советской (Сухомлинский В.А., Макаренко А.С.) русской (Ушинский К.Д., Н.П. Пирогов, Толстой Л.Н.) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, К.Роджерс и др.) школ.

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В педагогике сотрудничества выделяют несколько направлений. Мне ближе всего идеи гуманно-личностного подхода:

новый взгляд на личность (ребенок - полноценная человеческая личность, каждый ребенок обладает способностями, приоритетные качества личности - любовь, доброта, совесть, гражданственность и т.п.);

гуманизация педагогических отношений (терпимость к их недостаткам, приоритет положительного стимулирования);

демократизация педагогических отношений;

отказ от прямого принуждения (требовать без принуждения, замена принуждения желанием, ставка на самостоятельность и самодеятельность, применение косвенных требований через коллектив);

новая трактовка индивидуального подхода (отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики; коррекция);

формирование положительной Я-концепции (Я нравлюсь, Я способен, Я значу);

Итак, считаю, что только при таком подходе к образовательному процессу можно решить насущные проблемы современной школы. Основной принцип технологии коллективной взаимообучаемости – принцип сотрудничества. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу – это тот рычаг, который приводит к массовому и качественному знанию учебного материала. Коллективная форма обучения дает возможность трудиться на уроке всем учащимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы учащихся. Труд на уроке носит общественно полезный характер, так ближайшая цель каждого ученика не только учиться самому, но и учить других, помогать другим. Каждый на уроке имеет возможность усвоить материал! Стиль отношений при работе в парах сменного состава демократичный, искренний. Технология ведет к партнерству, сотрудничеству, что вызывает в ученике радость от совместного труда, ученик учится умению слушать и слышать друг друга, у него повышается самооценка. Ученики начинают уметь выстраивать диалог, культурно дискутировать. И самое важное: ученик поглощает не только поток знаний, но и чувств; он имеет право на ошибку, на собственное мнение.

Преимущества данной технологии:

в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

* отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате класса; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

Список литературы:

1. 1.И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

2. 4.В.И.Боголюбов. Педагогические технологии: эволюция понятия. «Просвещение», 2011



Внедрение новых форм оценивания качества образования в условиях внедрения ФГОС
  • Русский язык и литература
Описание:

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандартов нового поколения, который позволяет предложить школьникам современные учебные формы - проектные, творческие и исследовательские работы, элективные курсы, профильное обучение, практические занятия – не имеет совершенных инструментов, чтобы оценить результаты деятельности обучающихся. Привычная пятибалльная система не отвечает запросам учащихся и их родителей. Появление в повседневной практике современных форм оценивания должно способствовать индивидуализации, как процесса обучения, так и подходов к оценке его результатов, предоставлению каждому обучающемуся максимально активной и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечению его в оценку своих достижений; фиксацию не только итоговых достижений, но и отслеживание их динамики и индивидуального прогресса школьника.

Автор Тудунова Цыбегмит Цыремпиловна
Дата добавления 04.06.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1213
Номер материала 59861
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓