Главная / Русский язык и литература / Воспитательная деятельность.Внеаудиторная занятость: Клуб для пишущих детей "МИГ" (медиаинформационная грамотность)

Воспитательная деятельность.Внеаудиторная занятость: Клуб для пишущих детей "МИГ" (медиаинформационная грамотность)


Межрегиональный конкурс - фестиваль

«X Конкурс – фестиваль методических разработок, направленных
на развитие и совершенствование образовательных практик»


Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Северский физико-математический лицей»







Методические рекомендации учителя-словесника

«Приемы, направленные на развитие в детях

медиа-коммуникативной грамотности на основе духовности и нравственности».


возраст детей, на которых рассчитана данная работа: 11 - 18 лет.
срок реализации: 2 года







Куренкова Виктория Александровна
Преподаватель русского языка

и литературы (МАОУ СФМЛ)

тел. 8 – 952 – 881 – 26 - 39




Северск, 2014 год

Номинация: Методическая разработка.

Пояснительная записка.

Цель: Через создание открытой медиакоммуникативной площадки и издание культурно-просветительского журнала-альманаха «Воскресные чтения» учить детей не только выделять в информационном шуме главное, а способствовать формированию в учащихся медиаинформационной грамотности на основе духовности и нравственности.

Задачи:

1. Способствовать формированию целостного сознания личности ребенка.

2. Научить детей, заинтересованных в своем гуманитарном образовании, медиакоммуникативным компетенциям при работе с текстами с позиций духовности и нравственности.

3. Сопровождать в роли квалифицированных медиапедагогов - тьюторов творческое развитие учащихся.

4.Совместно с Томской Епархией проводить образовательные медиакоммуникативные мероприятия, способствующие духовному и нравственному развитию учащихся; освещать события через привлечение детского пресс-центра

5.Способствовать формированию позитивного отношения общественности к Православной культуре как оплоту духовности и нравственности.

6. По итогам проведённых событий опубликовывать в журнале «Воскресные чтения» детские тексты, рисунки, фотографии.

Адресаты: учащиеся, их родители, учителя-словесники и преподаватели курса «ОРК и СЭ».

Краткая аннотация

Актуальность: Выполнение методической разработки направлено на реализацию Федеральных государственных стандартов, где на первое место выходит воспитание.

Данные методические рекомендации обобщают опыт педагога и соответствуют современным направлениям в образовании. Развитие в молодежи духовности, нравственности, патриотизма, уважительного отношения к истории Отечества, экологической культуры, медиаинформационной грамотности через издание культурно - просветительского журнала «Воскресные чтения», в котором ключевыми темами стали: празднование 1150-летия зарождения Российской государственности (№2), № 3 посвящен Году Охраны окружающей среды, а тема номера «Родительское собрание», № 4 посвящен Году Культуры. Тема номера «Информ-поток сквозь фильтр духовности и нравственности».

Основной подход, реализуемый при организации и проведении мероприятий, в результате которых появляются детские тексты, основан на технологии организационно - деятельностной игры детей в писателей и журналистов. Через деятельностный подход у учащихся формируются медиакоммуникативные компетенции на основе духовности и нравственности, на основе знаний истории нашего Отечества.

В основе деятельности педагога лежит авторская концепция В.А. Куренковой «Конвергенция в педагогической практике: взаимопроникновение технологий журналистики, текстотворчества, исследований на литературные и исторические темы». [Приложение № 1 Статья «Конвергенция в педагогической практике»]. Разработана и опробована программа, развивающая в детях коммуникативные компетенции на основе духовности и нравственности [Приложение № 2] и контрольно-измерительные материалы [Приложение № 12].

В работе прописаны технологии получения текстов, что решает одну из проблем современных СМИ: отсутствие качественных текстов, способных воспитывать молодежь. Обучающиеся в медиакоммуникативной школе пишут исследования на духовно-нравственные темы, эссе, организуют и участвуют в олимпиадах по журналистике и несут ответственность за реализацию конечного продукта в виде издательского проекта. Особенностью используемых приемов является формирование в детях компетентностного подхода к работе с текстами. Коммуникативная компетенция признана ключевой при написании ЕГЭ (задание С со свободно конструируемым ответом). Происходит обучение молодого поколения интерпретировать события истории и современности с позиции духовности и нравственности.

Условия реализации методической разработки создаются как в урочном пространстве, так и во внеаудиторной занятости в рамках «Клуба для пишущих детей «МИГ» (медиа-информационная грамотность). Методическая разработка не имеет противопоказаний. Более того, является универсальной, метапредметной, рекомендуется для развития всех обучающихся с 5 по 11 класс, формирует коммуникативную компетенцию при работе с текстами.

Методическая разработка предполагает взаимодействие специалистов в рамках проекта социального партнерства (писатели: Татьяна Назаренко, Андрей Олеар, В.М.Костин; журналисты: декан факультета журналистики НИИ ТГУ Ю. М. Ершов, преподаватель В.Н.Титова; культурный читатель: В.И.Самокиш и др.)


hello_html_70c87f35.png

Культурно-просветительский журнал-альманах «Воскресные чтения» № 4 есть результат осмысления информ-потока сквозь фильтр духовности и нравственности.

Все журналы можно скачать на сайте социального партнера http://russia.tomsk.ru/proekt/proekt-journal/

1. Соответствие методической разработки современным мировым тенденциям, российским и региональным приоритетам в сфере образования:

Актуальность проблемы

Сегодня в учреждениях образования России вводится новый образовательный стандарт, который обязывает каждую школу иметь программу духовно-нравственного воспитания. При этом школа и родители свободны в выборе духовной культуры и нравственных принципов, на основе которых и строится программа.

«Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в условиях ФГОС» направлена на реанимацию незабвенных духовности и нравственности, утраченных в нашем обществе в эпоху становления общества потребителей.

Обеспокоенность вызывает молодежь, чье мировоззрение сформировано во времена духовного бездорожья: какие ценности передадут они своим детям? Задача новой концепции — объяснить подрастающему поколению, что технократически мир меняется очень быстро, а духовные и нравственные ценности остаются незыблемы.

В концепции модернизации российского образования до 2010 года делался акцент на том, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Можно утверждать, что раньше ценился уровень IQ, а сегодня ценится уровень эмоциональной зрелости. Отрадно, что политика государства направлена на формирование гармонически развитой личности, сочетающей в себе интеллект, эмоциональную и духовно — нравственную сферы.

Еще со времени зарождения Святой Руси основные принципы воспитания молодежи включали в себя нравственность и духовность, основывались на православной культуре и не позволяли формировать в подрастающем поколении прагматизм, который в настоящее время зачастую считается эталоном воспитания. К сожалению, сегодня мы со спокойной совестью констатируем, что наши дети – прагматики. Именно этот факт заставляет общественность искать новые формы и методы работы с молодежью.

Несмотря на первичную роль семьи, социальная адаптация большинства подростков проходит под влиянием средств массовой информации и коммуникации (СМИ). В настоящее время СМИ – мощная отрасль манипулирования поведением потребителя информации с политическими, экономическими, коммерческими или другими целями, при этом она принимает все более профессиональный характер и изощренные формы. Поэтому современные СМИ утрачивают свои традиционные функции воспитания и формирования личности. Более того, по результатам ряда исследований все чаще можно услышать, что у молодежи фрагментарное или клиповое сознание, не позволяющее формировать целостную картину мира у молодого человека и понимать себя и свою роль в этом мире, идентифицировать себя в истории государства Российского.

ЮНЕСКО признает одним из самых эффективных подходов в формировании гармоничной, творческой и думающей личности компетентностный подход, опирающийся на формирование универсальных коммуникативных компетенций в условиях медиаобразования.

Актуальная задача повышения уровня медиаграмотности и медиакомпетентности населения подтверждается принятой Правительством РФ 17 ноября 2008 г. Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Указом президента РФ 2012 год был объявлен годом Истории государства Российского, а 2013 год — годом Охраны окружающей среды. Проблема памяти, воспитание патриотизма, духовности и нравственности становятся приоритетными сегодня и в образовании.

Проблема современного общества потребителей заключается в том, что мы привыкли потреблять. Человек возомнил себя царем и Богом, который может повернуть реки вспять. Но законы Бога вечны, и природа мстит человеку катаклизмами, экологическими катастрофами, потому что в духовном и нравственном развитии мы отброшены в дохристианскую языческую эпоху. И спасти страну может только чудо. Таким чудом является обращение наших взоров к духовной составляющей русской истории, культуры, литературы; в осознании того, что настало время не только потреблять, но и плодоносить. В журнале «Воскресные чтения» № 3 тема экологии расширена благодаря рубрикам: «Экология истории», «Экология современности», «Экология души», «Экология культуры», «Экология природы». Очень радует, что в своих статьях дети пишут о том, что надо начинать с себя, с чистоты собственной души. (№ 3, стр. 3, 78, 81)

2. Выраженность личной педагогической позиции

Современные СМИ давно утратили воспитательную функцию. Особую обеспокоенность вызывает молодежь, которая ежечасно оказывается в потоке негативной информации и медиаобразов. С экранов ТВ нам постоянно говорят о том, что надо уметь выделять главное. Но современные СМИ не показывают зрителям, слушателям, читателям, как интерпретировать события с позиций духовности и нравственности. Мы живем в век информационных технологий, когда в центр выходит человек как носитель информации. И от того, какие личности мы формируем, зависит будущее России. К сожалению, сегодня мы со спокойной совестью констатируем, что молодое поколение – прагматики. Еще в шестидесятые годы 20 века русский писатель А.И.Солженицын создал модель идеального русского национального характера, в котором гармонически сочетаются духовность и практичность. И предсказал трагедию развития русской истории: разрушение духовности и перерождение практичности в прагматизм. Сегодня в наш лексикон прочно вошли такие слова, как общество потребителей; фрагментарное и клиповое сознание молодежи; поколение ксероксов, которые копируют и множат безобразное. И во многом этому способствуют современные средства массовой информации. Сегодня время разрушения смыслов и замены содержания формой. Детей стремятся не допустить к Истине, выбрасывая красивые обманки в ложных направлениях.
Через реализацию проекта Культурно-просветительский журнал «Воскресные чтения» мы пытаемся предпринимать действия к реконструированию целостного сознания детей и молодежи уже через название рубрик, которые создают целостную картину мира и дают понимание себя в этом мире: «Пространство истории», «Пространство современности», «Пространство души», «Пространство культуры», «Пространство природы».

Название журнала «Воскресные чтения» несет много смыслов. Это не только воспитание культурного читателя, думающего, рефлексирующего. Ключевое слово «Воскресные» использовано в лучших традициях русской литературы, которая всегда показывала, как через падение и покаяние души героев идут к воскрешению.

Мы ставим задачу не только преобразовать массового читателя в культурного, но и сделать массовую литературу более культурной. Именно поэтому наш журнал идет под грифом «Культурно - просветительский». А нашу культуру изначально насыщали Православные ценности.

Главное в издательском проекте – для кого он предназначен, кому он нужен, кто будет его читать. Журнал предназначен для детей, их родителей и учителей. Это три основные составляющие процесса образования. Родители, чье сознание сформировано в эпоху духовного бездорожья, не улавливают духа времени, когда на государственном уровне вводится в школьный курс новый предмет ОРК и СЭ модуль «Основы Православной культуры». Журнал состоит из детских текстов, написанных по итогам событий, организованных и проведенных литературным редактором В.А.Куренковой.

Читая тексты своих детей, испытывая от этого радость, родители начинают адекватно реагировать на введение в школьные программы нового курса и делают осознанный выбор модуля «Основы православной культуры».

Большое значение уделяется внешнему оформлению и дизайну журнала. За красивой обложкой, к которой тянется рука и возникает острое желание полистать, почитать, скрывается глубокое содержание.

3. Способы (механизмы) решения задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, представленные в работе

3.1. Разработана Авторская концепция «Конвергенция в педагогической практике: взаимопроникновение технологий исследовательских, текстотворчеста и журналистики на основе духовности и нравственности» [Приложение №1].

3.2. Разработана и опробована программа дополнительно образования «Медиаинформационная грамотность» [Приложение № 2].

  • Данная программа состоит из трех модулей:
    «Текстология и Текстопорождение»,

  • «Введение в журналистику и Школьный журнал»

  • «Исследовательский дебют».

3.3. Организуется участие детей во внешних образовательных событиях православной направленности: конкурсы, фестивали, исследовательские конференции, на которых дети представляют свои тексты, защищают исследования. Приоритетом в нашей деятельности является написание исследований по Евангельским притчам. Моими учащимися успешно защищены исследования по Притчам, которые опубликованы в журнале «Воскресные чтения»: «Притча о сеятеле» (№ 1, стр. 96 – 97), «Притча о немилосердном должнике» (№ 3, стр. 129 -136), «Притча о милосердном самарянине» (№ 2, стр. 126 – 128), «Притча о блудном сыне» (№ 1, стр. 71 – 80); «Притча о заблудшей овце» и «Притча о потерянной драхме» - войдут в следующий номер журнала. Последнее исследование в виде статьи педагога опубликовано в Международном электронном научно-образовательном журнале «Медиа. Информация. Коммуникация» № 5 http://www.mic.org.ru/index.php/5-nomer-2013/167-aspekty-interpretatsii-evangelskikh-pritch-kak-opredelyayushchie-mediapovedenie-sovremennogo-podro ). Статья «Аспекты интерпретации Евангельских притч как определяющие медиаповедение современного подростка» [Приложение №3].

3.4. Систематически и целенаправленно педагог находит способы, приемы воспитания духовности и нравственности, медиакоммуникативной грамотности в учащихся и в урочном пространстве. Подробная статья педагога опубликована в сборнике Томской Епархии по результатам Кирилло-Мефодиевских чтений, 2013 год, стр. – 126 (сайт чтений
http://chtenia.ru/wpcontent/uploads/sites/2852/2013/02/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA-2013.pdf ) [Приложение № 4].

Статья об уроке литературы, на котором изучался рассказ А.П.Чехова «Студент» - в Приложении № 5. [5]

3.5. В ходе реализации программы организуются особые коммуникативные пространства, которые способствуют появлению детских текстов, отражающих высокую духовную и нравственную позицию юных авторов:

- Опыт проведения педагогом мастер-классов «Медиакоммуникативная школа» и «Текстотворчество» на Областных Молодежных Форумах обобщен в педагогическом проекте [Приложение №6];

- Олимпиада по журналистике «Информационная этика» в рамках Макариевских чтений (журнал «Воскресные чтения» № 2, стр. 58–86; № 3, стр. 50–100); [Приложение №7 - 8]

Технология реализации события Олимпиада «Информационная этика» [Приложение №9]

- конкурс по журналистике в рамках Кирилло-мефодиевских чтений («Воскресные чтения» № 1 стр. 108 – 114; «ВЧ» № 2 стр. 114 – 125; «ВЧ» № 3 стр. 13 – 42). Полученные тексты публикуются в журнале «Воскресные чтения». Технология события прописана в приложении [Приложение №10]

3.6. Детский пресс-центр освещает события в рамках Дней славянской письменности и культуры. Вся информация есть на сайте чтений

«Да будет бал» http://chtenia.ru/2013/05/25/da-budet-bal/

Все материалы будут опубликованы в следующем номере (№ 4) Культурно-просветительского журнала «Воскресные чтения».


4. Возможность самовыражения учащихся, выбор форм участия в проекте

реализуется через проведение событий, участие в конкурсах, написание текстов по результатам проведенных событий и устное представление своих текстов перед общественностью и родителями в форме «Устного журнала». Защита проекта «Культурно-просветительский журнал «Воскресные чтения» учащимися на Областной Научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Учащиеся свободны в выборе формы деятельности, в использовании жанров: написание исследований на тему «Евангельские притчи в истории и современности»; написание эссе, прозы или лирических произведений, журналистских текстов. Темы для своих текстов дети выбирают исходя из личного интереса. При освещении событий на мероприятиях умеют встраиваться в работу любой секции, делают фоторепортажи, видеосъемку, интервьюируют. Несут персональную ответственность за конечный результат в виде статьи или издательского проекта.

Презентации «Устного журнала» собирают от 50 до 100 слушателей, среди которых не только педагоги, дети, но и их родители. Это позитивно сказывается на отношении общественности к новому курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») ( «ВЧ» № 3, стр. 166 – 167). Дети, авторы журнала, читают свои тексты на духовно-нравственные темы, учатся оценивать события с позиций высокой духовности и нравственности, которые изначально заложены в Православной культуре. Таким образом, проект Культурно-просветительский журнал «Воскресные чтения» становится уникальным инструментом воздействия на сознание и души родителей. Постоянными участниками «Устного журнала» являются настоятели Северских Храмов. Они, как и учителя, родителя, являются слушателями, добрыми наставниками. Встречи проходят в дружеской обстановке, формируют позитивное общественное мнение о роли русской Православной Церкви в социуме, потому что эти встречи отличаются не проповедями, к которым, к сожалению, отношение в современном обществе неоднозначное. Выступления детей способствуют возрождению души родителей, потому что эти встречи проникнуты необыкновенной высокой духовностью.

5. Интеграция разнообразных знаний по истории, литературе, православной культуре, их актуализация, системность работы реализовались в метапредметный издательский проект Культурно – просветительский журнал «Воскресные чтения», где происходит не только смешение жанров, дети учатся оценивать описываемые события с высоких этических позиций добра и зла. В основе проекта лежит авторская концепция педагога В.А.Куренковой «Конвергенция в педагогической практике: взаимопроникновение технологий исследования, текстотворчества и журналистики на основе духовности и нравственности». В журнале «Воскресные чтения» № 2 на стр. 152 – 153 опубликован отзыв на концепцию «Конвергенция». Рефлексия деятельности педагога [13].

Интеграция знаний является ключевым моментом разработки, так как является синонимом слову «конвергенция: взаимопроникновение».


Русской литературе всегда была свойственна духовность как связь с Высшим началом, тем более это характерно для древнерусской литературы. В программу включено замечательное произведение о Петре и Февронии Муромских, праведная жизнь которых и истинная любовь являются чуть ли не единственным примером в духовной литературе Жития супружеской четы.

Коллега в разговоре сказала, что преподает, анализирует это произведение просто как жанр повести, не задумываясь о Святости героев, в честь которых по всей России установлены памятники, а 8 июля празднуется День Семьи, любви и верности. Католические праздники (День Святого Валентина) мы знаем, а исконно русские забыли.

Возможно, наличие такого журнала будет способствовать более глубокому осмыслению литературы и истории России не только школьниками, но и педагогами. И основная цель проекта – воспитание культурного читателя – будет достигнута, когда все начнут «читать духовными глазами» (А.С.Пушкин). Возможно это при осмыслении, что литература наш культурный код, а Евангелие наш духовный код.

Когда детей учишь истолкованию событий с позиций духовности и нравственности, то за основу берутся заповеди. И ребенку легко анализировать текст, объясняя поступки героев именно с этих позиций. В художественном тексте существует такой уровень анализа, как пафос (авторская оценка на уровне эмоций). Любой писатель воздействует на читателя. Но и писатели разные. У них разные мировоззрения, они могут вызвать сопереживание к любому герою, объяснить любой поступок, даже отрицательный. Ребенок получает из художественных текстов знания о самих себе (этим они и интересны), вырабатывает собственную модель поведения. И дальше наступает уровень ответственности педагога, как научить интерпретировать эти произведения с позиций высокой духовности и нравственности. Как проложить тропу, которая может стать дорогой? Система педагогических действий литератора как проводника ребенка в мистерии духовных соблазнов - актуальнейшая сегодня, пока литература еще остается обязательным компонентом стандарта.

Наш опыт систематической и целенаправленной деятельности в этом направлении дает свои результаты. Однажды в 8 классе при изучении рассказа И.Бунина «Кавказ» ребенок сказал: «А давайте напишем сочинение на тему «Не возжелай жены ближнего своего». Такое предложение помогло нам выйти из тупика: как анализировать рассказ, где изображен любовный треугольник, а муж с горя застрелился.


6. О возможности использования работы и её результатов в педагогической практике

рассказывает Л.М. Вершинина - педагог, который принимает активное участие в событиях, организованных литературным редактором и автором проекта В.А.Куренковой (стр.154 – 155 журнала «ВЧ» № 2 ) .

Возможно, журнал «Воскресные чтения» покажет педагогам пути и способы доведения своей деятельности до реализации конкретного издательского проекта.

Автором проекта была разработана модель взаимодействия с педагогами, преподающими новый курс. Совместно с Северскими Храмами дважды организованы и проведены такие мероприятия, как Городской конкурс «Мой лучший урок по основам Православной культуры», материалы уроков опубликованы в журнале «Воскресные чтения» № 1, стр.114 – 117 и № 2 стр.88 – 102.

Ресурсное обеспечение работы:

Кадровое

Каждый учитель-словесник работает с категориями духовности и нравственности, формирует в учащихся коммуникативные компетенции в рамках урока литературы и русского языка (в ЕГЭ задание С со свободно конструируемым ответом выводит учащихся на умение сформулировать проблему, реконструировать авторскую систему ценностей, высказать свое отношение к авторской позиции и подобрать аргументы из литературы и жизни). У всех педагогов учащиеся пишут сочинения, стилизации, эссе, рефлексии т.д. Многие учителя русского языка и литературы курируют издательские проекты в школах. Проблема в том, что данные компетенции не доводятся до реализации конкретного проекта, который эти тексты может сделать публичными. Осознание педагогами понятия «Конвергенция» как инновационной технологии способствует формированию медиаграмотной личности, способной в широком спектре медиапредложений и медиаобразов отличать добро от зла. Но самое главное, что данная технология целенаправленно работает на основную цель образования – сформировать образ человека соответственно его первоначальному созданию по образу и подобию Божиему.

Материально-техническое обеспечение не требует особых затрат. Если нет возможности оплачивать услуги типографии, то все издательские проекты могут быть расположены на сайтах школы, социальных партнеров и т.д.

Культурно-просветительский журнал «Воскресные чтения» бесплатно можно скачать или посмотреть электронную версию на трех сайтах

www.russia.tomsk.ru

http://www.k-istine.ru/opk/opk.htm

И сайт Северского Храм Иконы Владимирской Божией Матери http://hramseversk.ru/?page_id=640


Методическое обеспечение

Структура и содержание программы [2]

Представлено развернутое содержание модулей, свободно избираемых учащимися, и планируемое время их освоения, которое ежемесячно подкрепляется образовательным событием, общим для всех модулей.


8.Результативность работы:

Разработан инструментарий оценивания текстов в виде экспертных листов, а также рейтинговой системы оценивания в процессе регулярных занятий в медиакоммуникативной школе;

Разработаны КИМы для всех модулей программы [Приложение №12]

Прописаны образовательные технологии

Образовательные технологии

Организация образовательной деятельности через инновационные образовательные технологии – это система мероприятий, которая включает в себя:

разработку подходов к организации деятельности,

определение цели и задач,

поиск решений для возможных проблем,

разработку системы мониторинга и обратной связи

поиск, отбор и мотивацию всех участников и партнеров.


Главные принципы, которыми мы руководствуемся при контроле за этим процессом:

- для обучающегося работа естественна, как отдых или игра;

- используемые технологии призваны обеспечить самоорганизацию и самоконтроль;

-все, кто участвует в процессе, являются партнерами, а не начальниками и подчиненными;

-непрерывно повышается собственный уровень образования.

Разумеется, главная ставка делается на повышение мотивации к развитию таких личностных качеств, как компетентность, коммуникабельность, высокая мотивация.

Мы считаем, что процесс работы с детьми и сама организация деятельности должны быть направлены на будущее, в соответствии с предполагаемыми требованиями, которые могут быть выставлены для людей в ближайшие пять-десять лет. Исходя из этого, выделяются основные императивы мышления обучающихся, которые помогут им в самореализации:

стремление к развитию, которое поможет удовлетворять духовные запросы для творчества;

понимание компенсации нехватки информации и постоянное заполнение пробелов в знаниях;

познавательная адаптивность, т.е. осознание и деятельность оперативной переподготовки, при изменении ситуации;

постоянное самообразование, как целенаправленная позитивная деятельность.

Таким образом, нами отобраны следующие технологии:

Технологии текстотворчества;

Технологии журналистские;

Технологии исследовательские»;

Создание инновационной технологии через взаимопроникновение перечисленных - «Конвергенции».

Выбор обусловлен очень просто – не все дети могут и будут писать исследования, не все захотят делать презентации, доклады и быть журналистами и писателями, но работать все равно надо со всеми – ради определения возможных траекторий деятельности, индивидуального сопровождения и рекомендаций для саморазвития.

С помощью данных технологий возможно управление тремя слоями деятельности – занятия с пока не определившимися; с теми, кто уже сделал профессиональный выбор. И группа участников, прошедших всю систему, активно действующими в вузовской среде в направлении реализации собственных проектов и готовыми быть наставниками для двух предыдущих категорий (развивается система кураторства).

Краткая суть наших представлений об инновационной технологии.


«Конвергенция»

Технология «Конвергенция: взаимопроникновение технологий журналистики, текстотворчества и исследования» появилась в результате соединения, казалось бы, не соединимых фрагментов аудиторной и внеаудиторной занятости учащихся. Это произошло в результате многолетней деятельности педагога по курированию издательских проектов и полностью соответствует современным ФГОС.

В основе технологии конвергенции лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, а также проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся.

Через организацию игры в писателей, журналистов и исследователей формируется компетентностный подход к работе с текстами. Коммуникативные компетенции признаны ключевыми и в подготовке к ЕГЭ (задание С со свободно конструируемым ответом).

Составляющей частью концепции является развитие у обучающихся духовности и нравственности через умение не только выделять в информационном носителе главное, но и оценивать события с позиций высокой духовности и нравственности.

Концепция решает проблемы взаимосвязи основных понятий системы медиаобразования. Технология реализации концепции способствует обучению детей в реалиях информационного общества не только выделять главное в информационном шуме, но и интерпретировать события с позиций духовности и нравственности, отличать добро от зла.

Технология «Конвергенция: взаимопроникновение» развивает компетенции:

  • умение работать с разнообразной, объемной, незнакомой информацией;

  • умение видеть проблему и способность решать ее с помощью журнальной публицистики;

  • коммуникативные навыки;

  • организованность и самодисциплина, умение доводить дело до результата;

  • свободное владение нормами русского языка.

В данной разработке, включая приложения, представлено соответствие средств образовательным результатам:

- выделены образовательные результаты;

- в структуре образовательных результатов выделены метапредметные и личностные результаты;

- предлагаемые средства позволяют достичь предметных и метапредметных результатов; содействуют личностному развитию, формируют позитивный социальный и практический опыт использования знаний и навыков в жизненной ситуации;

- предлагаемые средства не приводят к формированию негативного социального опыта, негативных способов поведения у обучающихся.



Список использованной литературы в виде авторских публикаций педагога:

1. В.А. Куренкова. Статья «Урок-исследование в 9 классе. Авторский идеал личности» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») – сборник «Школьная исследовательская работа по литературе». Методическое обоснование и обобщение требования к оформлению и содержанию конкурсной работы. Составитель: В. К. Анисимова – Отдел экспертизы и аттестации РЦРО г. Томска, 2002 г., с. 30 – 32..

2. В.А.Куренкова. Статья «Модель сопровождения образовательной инициативы в допрофессиональном самоопределении. Фрагменты исследовательских работ учащихся» (там же с. 33 – 48).

3. В.А.Куренкова. Статья «Подходы к решению проблемы гуманитаризации преподавания гуманитарных предметов в гимназии» (с. 44 – 47). Сборник научных трудов «Проблемы непрерывной многоуровневой подготовки специалистов для предприятий и организации Минатома», II часть 2003 г. г. Северск.

4. В.А.Куренкова. Статья «Приемы работы с художественным текстом, направленные на формирование исследовательской компетенции учащихся» «Современное образование: качество, эффективность, доступность» том 1, с 168 – 170.

5. В.А.Куренкова. Статья «Использование медиаобразовательных технологий в формировании детской творческой инициативы». Сборник «Медиаобразование: от теории – к практике». Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Медиаобразование и средства массовой коммуникации», Томск 2008 г. с. 253 – 260.

6. В.А.Куренкова. Статья «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения». Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Томск, ТГУ, 2008 г. с. 30.



Программа

МЕДИАИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Куренкова В.А. Клуб пишущих детей

Раздел и тема занятий

Описание содержания

Часы

Задание

(ссылка)

Программа

МЕДИАИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Куренкова В.А. Клуб пишущих детей

68


1.1 Модуль «Текстология»

34


1

Текстология как раздел науки о языке. Текст как единица речи

Модуль «Текстология» программы «Текстотворчество» нацелен на развитие и формирование у учащихся 7 – 11 классов различных умений и навыков, связанных с восприятием, смысловой обработкой и созданием текста как продукта речевой деятельности. Предполагается овладение учащимися методикой комплексного лингвистического анализа текстов различных стилей и жанров. Осуществляется развитие навыков учащихся по созданию собственного текста, в том числе и с целью передачи содержания ранее прочитанного или прослушанного текста. Данные умения и навыки базируются на знании основных видов речевой деятельности, нацеленных на восприятие и создание текста; на знание основных жанров текстов, их стилистических, композиционных, содержательных (тематических) и др. особенностей.

4


2

Основные понятия теории коммуникации.

Текст как продукт речевой деятельности человека. Виды речевой деятельности и типы текста

2


3

Понятие жанра и стиля речи.

Публицистический, художественный и научный стиль речи

2


Учебно-коммуникативные сборы

«ШКОЛА АКТИВА» - проектирование, планирование

10

ОС 1

сентябрь

4

Восприятие текста, предлагаемого для создания собственных текстов


1.Тексты различных стилей речи, предлагаемы для создания собственных текстов. Тематическое разнообразие текстов.

2.Методика анализа содержания текста. Определение темы (тематики), проблемы (проблематики), идеи (основной мысли, авторской позиции), логики смслового развития темы, способов выражения авторской позиции, композиционной структуры текста. Практическая работа по анализу

  1. Тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста. Практическая работа по определению и анализу стилевых особенностей текста в их взаимосвязи с основными типами речи, воплощенными в тексте. Лексическая структура текста. Синтаксические особенности. Средства языковой и речевой художественной выразительности (экспрессивные и образные средства языка, тропы и фигуры речи). Практическая работа по анализу текстов

6


5

Методика анализа языковых средств выражения содержания в тексте.

Лексическая структура текста. Синтаксические особенности. Средства языковой и речевой художественной выразительности (экспрессивные и образные средства языка, тропы и фигуры речи). Практическая работа по анализу текстов

2


Образовательное событие Макариевские чтения

Областная олимпиада по журналистике «ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА» в рамках

(совместный проект с ТГУ)

6

ОС 2

октябрь

6

Создание текста на базе ранее воспринятого

  1. Основные принципы воспроизведения ранее воспринятого текста – 6 часов.

Передача содержания информационных текстов публицистического стиля с преобладающим типом речи – повествование:

- Тексты о выдающейся личности;

- Тексты о памятниках культуры;

- Тексты о выдающихся событиях истории;

- Тексты о природных объектах;

4


7

Элементы описания

Характеристики объекта описания в информативных публицистических текстах

2


8

Передача содержания информативных текстов публицистического стиля с преобладающим типом речи – рассуждение

Тексты-рассуждения на злободневную общественно-значимую тему:

- Тексты, воспроизводящие впечатления автора – рассказчика;

- Элементы описания и рассуждения в художественных текстах-повествованиях

2


Образовательное событие

«ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Межрегиональный конкурс «Устами детей говорит мир»;

Областной Лермонтовский конкурс гражданско-патриотической поэзии «Люблю Отчизну я!» и другие

Результаты конкурса Дипломы победителей

http://russia.tomsk.ru/?page_id=417

http://voskres-school.ortox.ru/news/guid/1109309

6

ОС 3

ноябрь

9

Передача содержания эстетически (образно) окрашенных текстов художественного стиля с преобладающим типом речи – описание

- Художественные тексты, посвященные описанию героя;

- Художественные тексты, посвященные описанию природы;

- Элементы повествования и рассуждения в описательных художественных текстах

4


10

Тексты художественно-публицистического стиля

Смешение стилевых черт

4


Профориентационная деловая игра

«Я Автор!»

(Совместный проект с отделением «Литературное творчество» Филологический факультет ТГУ)

4

ОС 4

декабрь

1.2. Модуль «Текстопорождение»

Все дети талантливы, в каждом ребенке заложены природные предпосылки для развития определенных творческих способностей, в данном случае – способностей к литературному творчеству.

Цель: развитие личности ребенка в плане духовном и интеллектуальном, ознакомление с широким понятием существующей литературной среды.

Задачи: расширить кругозор, развить воображение и наблюдательность; овладеть профессиональными литературными навыками; выявить литературный дар с дальнейшей ориентацией в выборе профессии.

34 часа


11.

Клуб для пишущих детей как среда обитания

Создание необходимых условий: особой зоны с психологическим микроклиматом, способствующим творческому общению детей разного возраста, возможности самовыражаться. Наличие возможности видеть и ощутить результаты творческих усилий в детском литературном издании (газете, журнале, альманахе).

2


12.

Планирование деятельности

Выбор формы и методов работы: выполнение творческих заданий с последующим анализом и коллективным обсуждением; совместный выпуск литературных изданий; общение с писателями-профессионалами – знакомство с их книгами, творческими биографиями, проведение ими мастер-классов; участие в качестве авторов или членов детского жюри в литературных конкурсах, в работе секции «Я Автор!» в рамках лицейской творческой конференции и «Ломоносовских чтений»; Анализ, рецензирование авторских текстов

2


13.

Темы теоретических занятий.

Понятия о жанровом многообразии прозы, журналистики; о фабуле и сюжете; композиции и средствах художественного изображения; о правде и вымысле, искусстве и нравственности; о вдохновении, радостях и муках творчества и т.д.

4


14.

Организация детской экспертизы

Правила оценки текстопорождения

1. Занимательность. Сюжет, композиция, персонажи. Интересно ли читать?

2. Достоверность. Фантазия автора. Веришь ли ты автору и его героям?

3. Содержательность. Ради чего писалось и стоило ли это писать вообще?

4. Мастерство. Богатство языка, выразительность слога, правильность речи, последовательность изложения. Как написано?

5. Защита. Умение четко и коротко изложить суть своей работы.

4


15

Подготовка экспертных листов

Балл

6 – Лучше этого ничего сегодня не было. Шестерка может быть только одна в каждой номинации.

5 – Очень хорошо! Придраться практически не к чему.

4 – Хорошо. Но есть много несущественных замечаний. Или несколько существенных.

3 – Обыкновенно, все так пишут.

2 – Читать тяжело. Замечаний очень много.

1 – Это невозможно читать! Или это плагиат.

2


16.

Предзащита: выступление авторов перед экспертами

Оценочная таблица.

Жюри в каждой графе проставляет оценку по шестибальной системе, оценивая только обозначенный критерий.

Такая форма работы воспитывает в учащихся терпимость к разным точкам зрения, учит адекватно реагировать на вопросы, конструктивно использовать высказанные суждения для улучшения качества созданных текстов – текстотворчества.

2


Методологический семинар по подготовке исследовательских работ

4

ОС5

февраль

17.

Анализ, рецензирование авторских текстов

Правка, редактирование, консультации: индивидуальная работа с каждым из детей с опорой на возрастные особенности, личностные характеристики, имеющийся жизненный опыт

8


Всемирный день поэзии – Конкурс чтецов лирических текстов

8

ОС 6

март

18.

Реализация проекта «Писатели детям»

Совместно с отделением «Литературное творчество» Филологического Факультета ТГУ по разработанной программе А. М. Олеара

6


19.

Организация и проведение секции «Я АВТОР»

Проектирование секции, проведение секции в рамках Лицейской творческой конференции

2


Городская конференция

«От школы к ВУЗу» (совместно с НОУ «Исследователь»)

«Пасхальная радость» (результаты конкурса – 1 и 2место, жанр Эссе)

http://russia.tomsk.ru/?page_id=417

http://voskres-school.ortox.ru/news/guid/1109309

6

ОС7

апрель

1.3 МОДУЛЬ «Введение в журналистику»

26


20.

Журналистика как социальный институт

Ее место в обществе на разных этапах его развития. Роль и специфика журналистики в наши дни.

4


21.

Различные секторы СМИ

Государственные, государственно-общественные, частные.

2


22.

Журналистика как система СМИ. Формирование системы СМИ. Традиционные и новые СМИ, их разновидности.

3. 1. Газеты как вид прессы.

3.2. Журналы как вид периодического издания.

3.3. Информационные агентства.

3.4. Радио как средства массовой информации.

3.5. Телевидение как средство массового информирования.

3.6.СМИ в Интернете.

3.7. Журналистские специализации по средствам массовой информации.

3.8. Взаимодействие СМИ в современных условиях.

2


Дни славянской письменности и культуры

КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Освещение событий Дней славянской письменности и культуры в Томске;

Организация работы секции «Информ – поток сквозь призму духовности и нравственности»

10

ОС8

май

23.

Журналистская профессия в современном мире. Ориентация в профессии. Выбор специализации.


4.1.Специфика журналистской профессии в ряду других профессий.

4.2.Роль журналистской профессии в обществе, в процессе его информирования.

4.3.Ориентация в профессии, мотивация ее выбора, виды журналистской деятельности

4.4.Виды журналистских специализаций по каналам СМИ, тематической, жанровой, технологической направленности, должностным и функциональным признакам.

4.5.Личность журналиста, его профессиональные и психологические характеристики. Амплуа: репортер, аналитик, расследователь, публицист, ведущий и т.д.

4.6.Журналистское образование. Довузовская подготовка.

4


24.

Ознакомление учащихся с особенностями журналистской работы.

5.1.Организация работы в редакциях газеты и журнала (экскурсии).

5.2.Организация и особенности работы на радио (экскурсия).

5.3.Организация работы на ТВ (экскурсия).

5.4.Интернет-журналистика (обзор сайтов и электронных версий изданий).

4


ИТОГО

136

Региональный молодежный форум

«ТОМСКИЙ КОЛЛАЙДЕР»

Проведение медиакоммуникативной школы на основе духовности и нравственности

64

ОС9

июнь

(каникулы)

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

2.1 Модуль «Введение в журналистику»

26


1.

Практика по журналистике в редакциях газеты и журнала лицея и на факультете журналистики ТГУ

6.1. Участие слушателей в работе редакций изданий МАОУ Сибирский лицей города Томска (выполнение заданий редакций журнала «Воскресные чтения» и приложения к нему газеты «Добродетель»).

6.2. Экскурсия на факультет журналистики ТГУ, ознакомление с технологией допечатной подготовки изданий лицея – компьютерная верстка, изготовление форм, офсетная печать; особенностями обучения специальности «Журналистика» и имеющихся на факультете специализаций, а также требованиями, предъявляемыми к абитуриентам, рекомендациями по довузовской подготовке старших классов срдених учебных заведений.

6.3. В итоге подготовка к изданию проектов.

8


Учебно-коммуникативные сборы

«ШКОЛА АКТИВА»

10

ОС 1

сентябрь

2.

Организация и проведение устных презентаций журнала «Воскресные чтения»

Форма «Устный журнал»

4

http://pravoslavie.tomsk.ru/news/1009/?section=show&left=310

3.

Организация и проведение областного события Олимпиада по журналистике «Информационная этика»

Создание новой, детской журналистики на основе духовности и нравственности. 1.Разработка положения совместно с факультетом журналистики ТГУ, Томской Епархией РПЦ и ТОПКРО

2.Подготовка экспертных листов

3.Проведение консультаций по жанрам и номинациям

4. Экспертиза

5. Разбор полетов

4

Сайт Томской Епархии РПЦ http://pravoslavie.tomsk.ru/news/1326/

Областная олимпиада по журналистике «ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА»

(совместный проект с ТГУ)

Положение об олимпиаде «Информационная этика» 2011 и 2012 год http://russia.tomsk.ru/?page_id=461

Сайт Макариевских чтений 2012 год

http://chteniya.pravorg.ru/news/guid/1121967

Награждение победителей

2011 год http://pravoslavie.tomsk.ru/news/1017/?section=show&left=300

6

ОС 2

октябрь

2.2 БЛОК «Школьный журнал» (теория и практика) – научный руководитель И.В.Жилавская

34


Раздел и тема занятий

Описание содержания

Часы

Задание

(ссылка)

4.

Реализация издательских проектов.

Сетевой проект и проект социального партнерства Культурно-просветительский журнал «Воскресные чтения» и приложение к нему газета «Добродетель» как носитель информации о добрых делах лицеистов

Текст издательского проекта социального партнерства Культурно-просветительский журнал «Воскресные чтения» на сайте http://russia.tomsk.ru/?page_id=459

Журнал «Воскресные чтения» №1 и №2 можно скачать по ссылке http://russia.tomsk.ru/?page_id=388

6

http://pravoslavie.tomsk.ru/news/1134/?section=show&left=190

5.

1. Школьный журнал как вид СМИ

Виды журналов. Степень их оперативности. Классификация журналов по периодичности, формату, тематике, характеру. Электронные журналы. Журналы для школьников. Их особенности и отличие от взрослых журналов. Журналы, которые делают взрослые и журналы, которые создают сами школьники. Цель издания школьных журналов и проблемы.

«Креативные вопросы для размышления»

Совместно с тьютором учащиеся рассуждают и отвечают на вопросы. Практикум

Анализ отличий в газетах и журналах. Работа над названием школьного журнала.

2


Образовательное событие

«ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

6

ОС 3

ноябрь

6.

Редакция.

Теория

У журнала должна быть редакция. Кто входит в состав редакции, функции членов редакции журнала. Общественный совет редакции школьного журнала. Система работы редакции школьного журнала. Кто может быть редактором журнала. Администрация школы и журнал, зачем они нужны друг другу?

«Креативные вопросы для размышления»

Совместно с тьютором учащиеся рассуждают и отвечают на вопросы

Практикум: Определение состава редакции. Написание выходных данных. (Задание рассчитано на 2 часа).

Дополнительные материалы:

  1. Если вы решили издавать журнал

  2. Комплект документов для регистрации СМИ

3


7.

Концепция журнала. Рубрики и тематические блоки журнала.

Журнал или сборник материалов? Как разработать концепцию школьного журнала? Кто принимает участие в разработке концепции школьного журнала? Что входит в понятие «тематические блоки и рубрики». Авторы школьного журнала. Объем информации в школьном журнале и ее качество. Журналистский стиль и особенности языка. Проблема редактирования текстов.

«Креативные вопросы для размышления»

Совместно с тьютором учащиеся рассуждают и отвечают на вопросы

Практикум

Первое задание. Определение концепции школьного журнала. Второе задание. Определение тем и рубрик для школьного журнала.

3


8.

4. Фото как самостоятельный рассказ

Теория

Значение фотоиллюстраций для школьного журнала. Виды фотоиллюстраций. Что такое фоторепортаж? Фоторепортаж может заменить собой большую статью. Состав фотографий в фоторепортаже и чем он обусловлен. Состав подписи под снимком.

«Креативные вопросы для размышления»

Совместно с тьютором учащиеся рассуждают и отвечают на вопросы

Практикум

Посещение мероприятия. Подготовка фоторепортажа.

Дополнительные материалы

  1. Верстальщик-дизайнер

  2. История слова дизайн

  3. Место расположения иллюстрации на полосе

  4. Подпись под иллюстрацией

  5. Приемы работы с иллюстрацией

  6. Пример расположения иллюстраций

  7. Элементы и приемы графического оформления полосы

  8. Примеры (1-6)

2


Профориентационная деловая игра

«ШАГ В БУДУЩЕЕ» - профессии Писатель, Журналист

(Совместный проект с филологическим факультетом и отделением «Литературное творчество» ТГУ)

4

ОС 4

декабрь

9.

Периодичность выхода, распространение журнала

Теория

Дизайнерские решения для школьного журнала. Формат. Обложка. Иллюстрации, объем текстов, пропорции. Использование цвета, соотношения цветов. Вкладки. Нужна ли глянцевая бумага? Периодичность выхода школьного журнала. Система распространения.

«Креативные вопросы для размышления»

Совместно с тьютором учащиеся рассуждают и отвечают на вопросы

Практикум

Первое задание. Презентация дизайнерских проектов школьного журнала. Второе задание. Определение периодичности выхода журналов с разработанными рубриками. Третье задание. Определение распространения журнала. (Задание рассчитано на 3 часа).

Дополнительные материалы

  1. Журналы для детей и подростков

4


10.

Итоговый проект

Блок «Школьный журнал» развивает такие компетенции:

  • умение работать с разнообразной, объемной, незнакомой информацией;

  • умение видеть проблему и способность решать ее с помощью журнальной публицистики;

  • коммуникативные навыки;

  • организованность и самодисциплина, умение доводить дело до результата;

  • свободное владение нормами русского языка.

4


2.3 Модуль «Исследовательский дебют»

18


Раздел и тема занятий

Описание содержания

Часы

Задание

(ссылка)

11.

Определение темы исследования исходя из интересов лицеистов

Логическая схема исследования: 1. Обоснование актуальности выбранной темы;

  1. Постановка цели и конкретных задач исследования

  2. Определение объекта и предмета исследования

2


12.

Проблема

Выявление и формулирование проблемы.

2


13.

Гипотеза

Понятие гипотеза. Правила формулирования и обоснования гипотезы.

2


14.

Методы исследования

Выбор метода проведения исследования: Анализ, сопоставление, синтез, абстрагирование

2


Методологический семинар по подготовке исследовательских работ

4

ОС5

февраль

15.

Описание процесса исследования

Целью научного исследования является возможность овладеть новыми методами научного познания; изучить имеющийся материал и использовать его в виде реферативной части исследования (как данная проблема изучена). Осознание, что каждый художественный текст представляет исследование: мы анализируем разные уровни в тексте; для сопоставления необходимо выделить основания для сравнения. Синтез позволяет соединить определяющие свойства.

2


16.

Обсуждение результатов исследования.

Публичное представление исследование (аудиторная защита), где слушатели задают вопросы, высказывают суждения.

2


17.

Выводы и оценка полученных результатов

Рецензирование исследования

2


18.

Организация этапов подготовки исследования

  1. Ярмарка идей

  2. Фестиваль замыслов

  3. Методологические семинары

  4. Предзащита

  5. Защита на творческой конференции

2


Всемирный день поэзии Секция «Я Автор!»

8

ОС 6

март

19.

Организация индивидуальных консультаций

1. Раз в неделю с каждым лицеистом организовать тьюторскую помощь по реализации детской творческой инициативы;

2. Организовать консультации преподавателей ВУЗов, обеспечить экспертизу детских исследовательских работ

http://conf-cdp.tpu.ru материалы исследования в сборнике конференции «Юные исследователи – российской науке и технике Секция «Язык и культура»

8


Городская конференция

«От школы к ВУЗу»

(совместно с НОУ «Исследователь»)

1. Научно-практическая конференция ТГПУ

2. Областной молодежный Форум «Новое поколение: кадровый резерв XXI века» http://teacher-cdp.tpu.ru сайт ТГПУ

В разделе «Сборник докладов конференции ноябрь 2011 года» страницы 132 – 141 полностью опубликован доклад на конференции «Конвергенция в педагогической практике: взаимопроникновение технологий журналистики, текстотворчества и исследования», опробованные на Томском Коллайдере 2011 – 2012 года

6

ОС7

апрель



Рейтинговая система оценивания и контрольно-измерительные материалы

Рейтинг участников программы ведется по трем критериям


АКТИВНОСТЬ: фиксируется любое конструктивное участие или его отсутствие

0 – полное молчание на занятиях

1 – активное, заинтересованное слушание

2 – вербальное участие в занятии

ПРОДУКТИВНОСТЬ: это качество участия в занятии, способность отслеживать логику происходящего на занятии, пользоваться приобретенными знаниями в ходе занятия и после него

0 – видимые изменения не произошли

5 – произошло продвижение в теме

10 – заметен личностный рост

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ:

0 – эмоциональный срыв (мат, агрессия, уход с занятия, плохое настроение)

7 – способность к быстрой регенерации, контроль за эмоциями

15 – морально-волевая устойчивость, высокая мобильность

Правила рейтинга

  • оценивается участие в образовательных мероприятиях (учебный блок: общие занятия, спецсеминары, ВИП-встречи и их обсуждение);

  • продуктивность и устойчивость (на рефлексии); активность – на каждом занятии;

  • списки с рейтингом вывешиваются в день занятия;

  • несоблюдение распорядка дня, аморальное поведение (МАТ/ВЫПИВКА КУРЕНИЕ В НЕПОЛОЖЕННОМ МЕСТЕ и т.д.) – ОБНУЛЕНИЕ РЕЙТИНГА за день.

  • Рейтинг является одним из критериев успешного прохождения программы.


КИМы к модулю «Исследовательский дебют»
Критерии оценки кейсов

КРИТЕРИИ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ

Расшифровка

Баллы

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ

Обоснование важности и актуальности проблемы. Проработанность кейса – насколько глубоко затронута проблема, насколько разнообразные аргументы приведены в пользу своей позиции, ясная, четкая позиция исследователя, наличие фактического материала. Недопустимы фактические ошибки, демагогия, неуместное или бездоказательное цитирование.

1

ЛОГИЧЕСКАЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ

Определенность в письменной речи, строгое следование тезису, соблюдение законов логики, связанность, последовательность, непротиворечивость, системность письменной речи.

1

НРАВСТВЕННАЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ

Нравственная позиция исследователя, внятность отстаиваемых ценностей. Чёткое понимание того, что отстаиваешь. Демонстрация пользы отстаиваемой ценности в теме исследования.

2

РИТОРИЧЕСКАЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ

Чёткая ясная речь при устной защите исследования , уверенное произношение. Громкий голос. Соблюдения правил и норм приличия, отсутствие просторечий и жаргонизмов в речи.

2

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ

Эмоциональная экспрессивная речь, свободные жесты, мимика. Уместность применения эмоций. Отсутствие агрессии в момент задавания вопросов и высказывания суждения слушателями и экспертами. Приемлемая жёсткость в речах.

1

КАЧЕСТВО ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

Длина вопроса – не более 15 секунд! Чёткость и ясность вопросов и ответов. Конкретность формулировок, свободное владение понятиями и материалом в логике «вопрос-ответ».

2

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ

Опрятный внешний вид, отсутствие вульгарных аксессуаров и макияжа, отсутствие противоречий между внешним видом и занимаемой позицией.

1

Максимальное количество баллов, которое ученик может получить — 10.

ЭССЕ. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем — либо и может иметь философский, историко—биографический, публицистический, литературно—критический, научно—популярный, беллетристический характер. Уникальное свойство эссе – оно позволяет установить связь между читателем и писателем или писать для себя, потому что эссе – это обязательно диалог, и, прежде всего, с самим собой. Следует учитывать, что для этого жанра возможны различные способы освоения мира: и художественный, и научный, и религиозный. Эссе может воплощаться в различные литературные формы: моральную проповедь, статью, дневник, рассказ, исповедь, речь и многие другие. Используя их возможности и пересекая жанровые границы, эссе сохраняет свою жанровую самостоятельность. («Политическая исповедь молодого человека», «Эскиз познания поэта», «Неотправленное письмо певице»).

Основные критерии оценки творческих работ в жанре эссе
(размышление по поводу этических, духовно-нравственных проблем):

  1. Степень разработанности темы;

  2. Использование первоисточников; классических работ, иностранной литературы, материалов эмпирических исследований;

  3. Методологическая грамотность;

  4. Творческий подход;

  5. Владение дисциплинарным языком и стилем научного изложения;

  6. Точность оформления в соответствии с существующими правилами.

Критерий

Требования к ученику

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;

- самостоятельность выполнения работы.

2 балла

Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства: использует большое количество различных источников информации, включая авторитетные;
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме;

4 балла

Построение суждений

- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией

- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.

- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

3 балла

Оформление работы

работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;

соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;

оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
— соответствие формальным требованиям.

1 балл

Максимальное количество баллов, которое ученик может получить — 10.

После того как первый вариант работы написан, необходимо дать ему «отлежаться», т.е. не читать его в течение одной-двух недель. При повторном чтении следует сделать следующее:

  1. убрать тот материал, который не имеет прямого отношения к теме;

  2. убрать повторения;

  3. убрать слова и фразы, без которых смысл остается понятным (например, в фразе «убрать все повторы» вполне можно убрать слово «все»);

  4. длинные предложения разбить на более короткие, чтобы облегчить понимание;

  5. постараться избавиться от деепричастных оборотов или проверить их на правильность использования;

  6. уточнить правильность использования терминов, обращаясь к различным словарям;

  7. уточнить правильность написания слов и пунктуации;

  8. проверить цитаты и правильность ссылок;

  9. привести к единообразному употреблению терминов, сокращений, единиц измерения;

  10. проверить нумерацию страниц;

КИМЫ к модулю
«МЕДИАКОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»


Креативные вопросы для размышлений

  1. Существуют ли ежедневные журналы?

  2. Чем отличается научный журнал от массового?

  3. Почему развлекательные журналы называются глянцевыми?

  4. Что имеют в виду, когда употребляют слово «глянец»?

  5. В редакции журнала должны быть: редактор, менеджер, дизайнер-верстальщик, художник, фотограф, корректор, распространитель. Кого не хватает?

  6. Какие вопросы может решать общественный совет журнала?

  7. Может ли быть автором школьного журнала известный в городе человек?

  8. Кто может быть редактором школьного журнала? Обоснуйте ответ.

  9. Какие виды фотоиллюстраций могут быть в школьном журнале?

  10. Может ли состоять фоторепортаж из двух фотографий?

  11. Журнал отпечатан. Кому первому вы вручите свежий номер?

  12. Может ли быть организована на школьный журнал подписка?


! Совместно с тьютором учащиеся рассуждают и находят ответы на вопросы

Тема 1. Школьный журнал как вид СМИ

Выполняем задание (Задание рассчитано минимум на 1 час)

Тьютору необходимо подготовить к занятию по 3-4 пары разных видов газет и журналов.

Учащиеся разбиваются по группам, тьютор входит в малочисленную группу. Задача работы в группах заключается в том, чтобы через 10 минут найти по 12 отличий журналов от газет.

По итогам работ по группам, всем необходимо объединиться в один круг и по очереди рассказать какие отличия нашла каждая группа (высказаться должен каждый участник).

Также на занятии необходимо определить, как должен выглядеть журнал, чем он отличается от газеты.

Во второй половине занятия участники группы должны придумать название своего школьного журнала. Для определения лучшего названия необходимо придумать не меньше 30 вариантов названий.

Перечисленные отличия, название школьного журнала учащиеся размещают на портале dviger.com.

Для тьютора: Тьютор участвует в работе в качестве модератора. Активные учащиеся оцениваются на портале http://dviger.com.

Тема 2. Редакция

Выполняем задание (Задание рассчитано минимум на 2 час)

Занятие проводится в группе.

Учащиеся по собственному желанию разбиваются на группы (минимум 2 группы по 3 человека), в одну из которых входит и тьютор.

Группы определяют ключевые позиции в редакции, основываясь на интересах и возможностях каждого участника группы. Тьютор не может быть редактором (для тьютора рекомендована роль литературного редактора). Определившимся составом редколлегии участники прописывают функциональные обязанности каждого члена группы.

По итогам выполнения задания формируется общая редакция журнала. Во время определения участников редакции необходимо подготовить выходные данные журнала.

Выходные данные журнала размещается на портале dviger.com.

! Для тьютора: Тьютор участвует в работе в качестве модератора. Активные учащиеся оцениваются на портале http://dviger.com.

Тема 3. Концепция журнала. Рубрики и тематические блоки журнала.

Выполняем задания (Задания рассчитаны минимум на 1 час)

Первое задание

Занятие проводится в группе.

Каждому из учащихся, в том числе тьютору, необходимо на занятие принести по одному журналу. Участники группы садятся по кругу. Задача каждого участника рассказать о концепции того журнала, который он принес на занятие.

Рассказ должен состоять из ответов на следующие вопросы:

  • Тематика журнала;

  • Аудитория журнала и ее активность;

  • Основная идея журнала;

  • Информативность;

  • Оформление журнала;

  • Качество и количество иллюстраций;

  • Оригинальность дизайнерского исполнения.

Отвечая на поставленные вопросы, участник должен проанализировать свое отношение к журналу, отвечая на вопросы: нравится — не нравится и почему.

По итогам групповой работы школьники совместно с тьютором определяют концепцию собственного журнала. Редактор журнала записывает все предложенные варианты (на доске, ватмане, флипчарте) и ответы на поставленные вопросы, в итоге обсуждений группа приходит к общей концепции журнала.

Второе задание

Занятие проводится в группе.

Учащиеся по собственному желанию разбиваются на группы, в одну из которых входит и тьютор. Каждая группа в течение 15-20 минут на территории школы должна собрать предложения со школьников (в форме опроса) по темам и рубрикам в школьный журнал. У каждой группы по итогам работы должно быть минимум по 10 вариантов тем и рубрик.

Из собранных предложений и обязательных тем («Искусство», «Великая отечественная война», «Родной город» и др.) участникам редакции необходимо определить темы и рубрики будущего журнала. В соответствии с определенным содержанием журнала, каждый выбирает себе понравившуюся тему для написания материала. Статьи, новости должны быть подготовлены к 4 занятию (Тема №4).

Готовую концепцию и перечень рубрик учащиеся выкладывают на портал dviger.com.

! Для тьютора: Тьютор участвует в работе в качестве модератора. Активные учащиеся оцениваются на портале http://dviger.com.

Тема 4. Фото как самостоятельный рассказ

Выполняем задание (Задание рассчитано минимум на 1 час)

Задание проводится в группе. Занятие проводится вне школы.

Данное занятие необходимо провести на мероприятии. Всем обучающимся в группе, включая тьютора необходимо иметь с собой фотоаппарат и блокнот с ручкой.

Задание заключается подготовить фоторепортаж с мероприятия. Мероприятие может быть школьным и внешкольным. В фотоработе не мероприятии необходимо учитывать, что фотографии должны быть выполнены в трех планах: крупный, средний, общий.

Участникам группы необходимо записать для дальнейшей работы: название мероприятия, организаторов мероприятии, выступающих, название команд, всех кто может быть отражен на сделанных фотографиях. Надо помнить, что фамилии, имена, отчества, названия, должности пишутся целиком (кроме инициалов, если это требуется) и правильно.

Участникам группы необходимо подготовить фоторепортаж к итоговому занятию.


! Для тьютора: Тьютор участвует в работе в качестве модератора. Активные учащиеся оцениваются на портале http://dviger.com.


Тема 5. Периодичность выхода, распространение журнала

Выполняем задания (Задания рассчитаны минимум на 3 часа)

Первое задание

Занятие проходит в группе.

Учащиеся по собственному желанию разбиваются на группы, тьютор входит в состав малочисленной группы. Каждая группа готовит проект-шаблон журнала.

Заданием является на основе разработанного ранее шаблона-проекта (Темы №2 и №3) создать дизайнерские проекты журнала.

В группе определяются участники, которые придумывают слоган, участники, которые рисуют, моделируют и участники, которые будут презентовать проект. В проекте должны быть отражены:

Логотип стенной газеты;

Слоган;

Оформление придуманных на занятии (Тема №3) рубрик и тематических блоков.

По итогам выполненной работы, каждая группа презентует свой проект. Коллективно определяется лучший проект. Участники занятия совместно определяют в школе место для размещения проекта и вывешивают его. Так же рядом с проектом необходимо разместить чистые листы бумаги, для получения обратной связи от учеников школы. Листы необходимо озаглавить — «Комментарии и предложения по оформлению и содержанию школьного журнала».

Второе задание

Занятие проходит в группе.

Общим составом группы совместно с тьютором, участники определяют периодичность выхода журнала. Так же необходимо определить выходы праздничных номеров журнала. Определяя периодичность выхода журнала, необходимо распределить какие темы и рубрики будут в каждом номере, какой материал будет основным в каждом выпуске, так же необходимо определить с каким героем будет написано интервью во всех номерах журналов.

Третье задание

Занятие проходит в группе.

Общим составом группы необходимо определить, сколько необходимо журналов для школы и каким образом редакция будет распространять свой журнал.

По итогам выполнения всех задай, по ранее пройденным темам, группе необходимо подготовить проект-презентацию. Итогом работы данного занятия должна стать презентация проекта школьного журнала перед администрацией школы и школьным советом (если таковой имеется). Тьютор не презентует проект журнала, а занимается исключительно экономическим обоснованием журнала, если этого потребует администрация школы.

Презентация журнала фотографируется, записывается на видео камеру и выкладывается на портал dviger.com.

! Для тьютора: Тьютор участвует в работе в качестве модератора. Активные учащиеся оцениваются на портале http://dviger.com.

Итоговый проект (Задание рассчитано минимум на 2 часа)

Предварительное домашнее задание: каждому обучающемуся, включая тьютора на занятии по Теме №3 были даны задания по написанию материалов в соответствии с концепцией и рубриками. Все материалы должны быть готовы в электронном варианте, так же должны быть готовы и фотографии к этим текстам.

Так же на итоговом занятии необходимо выбрать лучший фоторепортаж, который будет размещен в журнале.

Задача редактора заключается в общем контроле работы над журналом, для этого редактору вместе с тьютором необходимо заранее подготовить план работ по изготовлению журнала.

Задание: на занятии на основе выполненных ранее работ сделать школьный журнал. Журнал должен быть не менее 12 полос. В нем должны присутствовать лучшие материалы, новости школы, фоторепортаж, творчество школьников, выходные данные редакции. Готовый напечатанный журнал участникам необходимо распространить в школе.

Лучший фоторепортаж должен быть размещен на портале dviger.com. Готовый вариант журнала размещается на портале.


! Для тьютора: Тьютору необходимо к итоговому занятию подготовить одно компьютерное рабочее место, договориться с верстальщиком о верстке журнала, договориться с администрацией школы о печати небольшого количества журналов. Активные участники работы в группах поощряются на портале.

В результате анкетирования учащихся сформированы следующие медиакоммуникативные компетенции:

  • Уметь вычленять главное в информационном сообщении, отделять его от «информационного шума» — 99 %;

  • понимать цели коммуникации, направленность информационного потока — 80 %;

  • аргументировать собственные высказывания, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них — 90 %;

  • находить требуемую информацию в различных источниках — 83 %;

  • находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению — 80 %;

  • систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам — 92 %;

  • собирать и систематизировать длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематическую информацию — 88 %;

  • составлять информационное сообщение в форме, адекватной содержанию — 70 %;

  • устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями — 75 %;

  • извлекать из предложенной информации данные, и представлять ее в различной форме — 82 %;

  • выстраивать на основе полученной информации эффективные коммуникации — 99 %.

  • Воспитывать культурных (элитарных) читателей 79 %.

При подготовке учащимися текстов различной степени сложности решены разные педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Школьники научились выявлять события в повседневной жизни, собирать информацию из разных источников и работать с ней, видеть изменения в социальной жизни и фиксировать их, логически грамотно, емко излагать полученную и переработанную информацию.

В качестве полученных результатов можно рассматривать профессиональное самоопределение выпускников, обучавшихся в городской медиакоммуникативной школе и результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе в 2010 году и профессиональное самоопределение школьников.


Приложение

I. Рефлексия деятельности, в результате которой появилась авторская концепция «Конвергенция в педагогической практике».

В современных СМИ мы все чаще встречаем термин конвергенция: взаимопроникновение. Авторы смешивают жанры, ищут новые формы. В педагогической практике такое явление описано и опробовано впервые.

1. В течение 10 лет я занималась организацией деятельности детского пресс-центра в школе. Также была руководителем исследовательских работ школьников по литературе и организовывала в рамках Областного Молодежного Форума «Новое поколение: кадровый резерв XXI века» работу секции «Я Автор». В результате столь разноплановой деятельности объективно произошло соединение этих трех направлений: взаимопроникновение технологий журналистики, текстотворчества и исследования».

2. Как учитель русского языка и литературы, постоянно работающий с категориями духовности и нравственности, заинтересовалась ранее мало изученным пластом православной культуры в русской литературе. На вопрос: «Кто хочет изучать библейские мотивы в русской литературе?» Отозвался один ученик, пятиклассник. Имея большой опыт по сопровождению детской творческой инициативы в написании исследований на литературную тему, я несколько растерялась. Что можно исследовать с таким маленьким ребенком? Ребенка интересовала проблема: «Почему Иисус говорил притчами». Исследовали три притчи: «О сеятеле», «О немилосердном должнике» и «О милосердном самарянине». Работа получила общественное признание и стала победителем Областного этапа Всероссийского конкурса «Первые шаги в науке».

3. В период написания работы вели просветительскую деятельность среди учащихся школы, города и области (Летний лагерь «Томская застава», День «Знаний» в Асино, Областной Молодежный Форум «Новое поколение: кадровый ресурс 21 века»). Дети задавали вопросы, высказывали суждения, продвигали в исследовании юного автора. Например, на вопрос: «Что тебе дало это исследование?» Ребенок ответил: «Раньше я жил по ветхозаветному закону: Око за око. А сейчас живу по Евангелию: «Возлюби ближнего своего…»

4. Многие из моих учеников высказали желание поддержать Федора Болтовского, так зовут мальчика, занимающегося исследованием притч. Но исследовательский дар требует очень кропотливой деятельности, а вот написать рефлексию, эссе на духовно-нравственную тему по силам любому ребенку. Так вышли на новый проект «Православное эссе: аспект духовности и нравственности», тем более что следующее исследование Федора было посвящено «Притче о блудном сыне». Детей заинтересовало высказывание Кураева, разработавшего новый курс «ОРК и СЭ», модуль ОПК: «Дети и без нашей помощи станут блудными. Наша задача, чтобы они вернулись». Учащиеся с 5 по 11 класс писали эссе на духовно-нравственные темы. Более 100 работ, достойных внимания, оказались на руках педагога. И тогда наступил следующий этап: создание культурно-просветительского журнала для детей, их родителей и учителей «Воскресные чтения», где эти тексты могут быть опубликованы.

5. После выхода в свет первого номера журнала, тираж которого был ограничен в силу дорогостоящих услуг типографии, мы «пошли в народ» с проектом «Устный журнал». Проводили презентации, которые собирали от 50 до 100 слушателей. Дети – авторы журнала, читали свои тексты на духовно-нравственные темы, учились оценивать события с позиций высокой духовности, заложенной в православной культуре.

6. Затем пришло осознание, что журнал может стать открытой медиа-коммуникативной площадкой и для всех педагогов Северска, Томска и области. Мы стали встраиваться в проведение областных событий: «Кирилло-Мефодиевские чтения», «Макариевские чтения», «Рождественская выставка». Информация есть на сайте Томской Епархии.

7. Учащиеся стали активными участниками Областных, Всероссийских и Международных конкурсов православной направленности. Лучшие тексты также опубликованы в журнале «Воскресные чтения».

8. В рамках областных событий: Макариевские чтения и Кирилло-Мефодиевские чтения мы придумали и провели журналистские события: Олимпиада «Информационная этика» (в 2011 и в 2012 г.) и конкурс журналистских статей по освещению мероприятий XXIII Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных 1150-летию славянской письменности и культуры (2013 год). Вся информация, включая детские статьи, есть на сайте чтений http://chtenia.ru/2013/05/18/rabotu-chtenij-osveshhayut-yunye-zhurnalisty/#more-1223

http://chtenia.ru/2013/05/29/pobedila-druzhba/#more-1359

Результатом такой деятельности стал культурно-просветительский журнал-альманах «Воскресные чтения», который является открытой медиакоммуникативной площадкой и для педагогов, преподающих курс ОРК и СЭ (модуль Основы православной культуры), и для учителей русского языка и литературы всей Томской области.

В результате соединения, казалось бы, несоединимых фрагментов деятельности получился инновационный продукт – издательский проект Культурно-просветительский журнал – альманах «Воскресные чтения».

«Все известные мне формы Вашей работы я считаю реальными инновациями не ради новизны, а ради результата. Идея, уровень работ, весь проект и прекрасный Ваш журнал вызывают у всех моих знакомых уважительное одобрение и признание. Очень прошу расписать педагогический процесс. Вы затрагиваете самые живые темы и струны! Сегодня время разрушения смыслов и замены содержания формой. Детей стремятся не допустить к Истине, выбрасывая красивые обманки в ложных направлениях. Вы же прокладываете тропу, которая может стать дорогой. Система педагогических действий литератора как проводника ребенка в мистерии духовных соблазнов - актуальнейшая сегодня, пока литература еще остается обязательным компонентом стандарта», - Олег Александрович Котиков, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО.




Воспитательная деятельность.Внеаудиторная занятость: Клуб для пишущих детей "МИГ" (медиаинформационная грамотность)
  • Русский язык и литература
Описание:





В основе деятельности педагога лежит авторская концепция В.А. Куренковой «Конвергенция в педагогической практике: взаимопроникновение технологий журналистики, текстотворчества, исследований на литературные и исторические темы».

Разработана и опробована программа, развивающая в детях коммуникативные компетенции на основе духовности и нравственности, и контрольно-измерительные материалы.

Основной подход, реализуемый при организации и проведении мероприятий, в результате которых появляются детские тексты, основан на технологии организационно - деятельностной игры детей в писателей и журналистов. Через деятельностный подход у учащихся формируются медиакоммуникативные компетенции на основе духовности и нравственности, на основе знаний истории нашего Отечества.

 

Автор Куренкова Виктория Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 410
Номер материала 37153
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓