Главная / Классному руководителю / Влияние внеклассной деятельности на уровень мотивации к учебе младших школьников

Влияние внеклассной деятельности на уровень мотивации к учебе младших школьников

Тема проекта:

Влияние внеклассной деятельности на уровень мотивации к учебе младших школьников

Научная проблема на которую направлен проект:

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» целевая направленность современной школы связывается с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в овладении и применении общеучебных знаний, умений и навыков.

В начальной школе закладываются основы многогранных интересов личности.

В период обучения у младших школьников снижается уровень мотивации к учебной деятельности. Они вступают в период быстрого обогащения социальных ролей, не имея должных компетенций в тех или иных видах деятельности. Поэтому проблемой нашего исследования является влияние компетентностного подхода в организации внеклассной деятельности на уровень мотивации к учебе учащихся младшего школьного возраста. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Задачи:

1. Привлечение администрации школы, учителей-предметников, родителей, учеников класса к участию в проекте;

2. Выявить взаимовлияние компетентностной организации внеклассной деятельности и уровня мотивации к учебе младших школьников;

3. Разработать план работы по внеклассной деятельности с учащимися начальных классов, реализующей технологию формирования познавательного интереса у учащихся, путем применения компетентностного подхода.

Актуальность проблемы

В этом году, (осенью 2008 года) я стала руководителем 3-его класса «Б». Проведя анкетирование на родительском собрании, выяснилось, что родители желают, чтобы с их детьми чаще организовывали различные массовые мероприятия, такие как совместные выходы в кинотеатр, библиотеки, в культурно-развлекательные центры для детей, театры. Также через результаты анкетирования родителей были получены сведения, что интересует детей, что им нравится. В связи с этим мы посетили ярмарку кружков города Улан-Удэ, все учащиеся класса записались на кружки, а некоторые продолжили занятия в кружках по своим интересам. В течение первой четверти, помимо учебной деятельности, активно классом ходили на спектакли, в кинотеатры, были организованы выходы на экскурсию в библиотеку имени Гайдара, посещение цирка. При этом выяснилось, что учащиеся могли бы чаще посещать эти мероприятия, но в связи с семейными обстоятельствами (материальное затруднение) это не всегда возможно. Все мероприятия, к сожалению не удалось запечатлеть, а хотелось бы сохранить все то чем занимались, создать «Летопись» класса, историю, сохранить все мероприятия в презентации класса, чтобы учащиеся могли следить не только за внеклассными мероприятиями, но и за своими достижениями. И чтобы это было не отдельно, у каждого ученика, а именно в классе, целостно. Чтобы каждый ученик имел доступ к «Летописи» класса, мог использовать, необходимые материалы в своих работах, например, на конференциях, так помимо посещения культурно-развлекательных центров, посещаем музеи, театры, даже выход на природу классом дает очень много новых знаний. Провести осенью или весной занятие на природе «Мир вокруг нас», после чего устроить мини-конференцию среди ребят «Что мы узнали нового?». Вести свою ежемесячную газету, в которой отражали бы деятельность класса и не нарисованную «от руки», а напечатанную как настоящую, пусть на листах А4, но тем не менее уже более «взрослый» вариант. Для этого необходимо техническое оснащение класса. Чтобы, не выходя из класса совместно можно было бы решать важные для них вопросы под руководством классного руководителя. Во время занятий, собраний с детьми провожу физкультминутки по курсу Норбекова.

Проанализировав документацию класса за 2007-2008 учебный год, выяснили, что по сравнению с 1-ой четвертью 2 класса, в этом году пропуск занятий в 1-ой четверти 3-его класса снизился.

По итогам первой четверти, выяснено, что с детьми необходимо продолжать активную внеучебную деятельность, так как она напрямую влияет на их желание посещать занятия, учить уроки и учиться. На взаимоотношения между учениками, также влияет положительно.

Теоретическая обоснованность проекта

Объектом исследования является процесс развития мотивации к учебной деятельности у учащихся младшего школьного возраста.

Предметом исследования: изучение влияния внеклассной деятельности на уровень учебной мотивации.

Гипотезой: уровень мотивации к учебной деятельности у младших школьников будет значимо повышаться, если:

1. Будет организован компетентностный подход к внеклассной деятельности учащихся;

2. Будут созданы психолого-педагогические условия для их успешной реализации:

вовлечение в различные виды деятельности

выявление индивидуальных качеств личности учащихся

формирование и развитие ключевых компетенций учащихся

осознание учащимися своего «Я»

Проведение лонгитюдного исследования

Методы:

анализ научной психолого- педагогической литературы;

анализ школьных документов;

опрос;

беседа;

наблюдение;

эксперимент;

тестирование;

База исследования: 3 «Б» класс Бурятской гимназии №29 г. Улан-Удэ.

Успешная реализация проекта приведет к следующим результатам основных участников образовательного процесса.

Учащиеся:

повысят уровень мотивации к учебной деятельности;

овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникативными средствами связи и др.)

сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека;

смогут управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных занятий;

овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Результативность проекта:

Эффективность проекта может измеряться процентным соотношением учеников, посещающих занятия, проявлением интереса к учебе, успеваемостью, то есть сравнением результатов в начале реализации проекта и в конце, путем проведения исследования.

Масштабность проекта

Данный проект предполагает выход за рамки образовательной системы обучения, так как учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности (посещение секций ГДДЮТ, посещение достопримечательностей города и т. п.)

Воспроизводимость идеи и/или опыта в других условиях

Данный проект может реализоваться в различных образовательных учреждениях: учителями начальных классов, руководителями воспитательной деятельности, людьми интересующихся данной проблемой, а также для родителей учащихся младшего школьного возраста как основа мотивации к учебной деятельности



Влияние внеклассной деятельности на уровень мотивации к учебе младших школьников
  • Классному руководителю
Описание:

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» целевая направленность современной школы связывается с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в овладении и применении общеучебных знаний, умений и навыков.

В начальной школе закладываются основы многогранных интересов личности.

В период обучения у младших школьников снижается уровень мотивации к учебной деятельности. Они вступают в период быстрого обогащения социальных ролей, не имея должных компетенций в тех или иных видах деятельности. Поэтому проблемой нашего исследования является влияние компетентностного подхода в организации внеклассной деятельности на уровень мотивации к учебе учащихся младшего школьного возраста. Решение данной проблемы является целью исследования.

Задачи:

1. Привлечение администрации школы, учителей-предметников, родителей, учеников класса к участию в проекте;

2. Выявить взаимовлияние компетентностной организации внеклассной деятельности и уровня мотивации к учебе младших школьников;

3. Разработать план работы по внеклассной деятельности с учащимися начальных классов, реализующей технологию формирования познавательного интереса у учащихся, путем применения компетентностного подхода.

Актуальность проблемы

Осенью 2009 года проведя анкетирование на родительском собрании 4 класса, выяснилось, что родители желают, чтобы с их детьми чаще организовывали различные массовые мероприятия, такие как совместные выходы в кинотеатр, библиотеки, в культурно-развлекательные центры для детей, театры. Также через результаты анкетирования родителей были получены сведения, что интересует детей, что им нравится. В связи с этим мы посетили ярмарку кружков города Улан-Удэ, все учащиеся класса записались на кружки, а некоторые продолжили занятия в кружках по своим интересам. В течение первой четверти, помимо учебной деятельности, активно классом ходили на спектакли, в кинотеатры, были организованы выходы на экскурсию в библиотеку имени Гайдара, посещение цирка. При этом выяснилось, что учащиеся могли бы чаще посещать эти мероприятия, но в связи с семейными обстоятельствами (материальное затруднение) это не всегда возможно. Все мероприятия, к сожалению не удалось запечатлеть, а хотелось бы сохранить все то чем занимались, создать «Летопись» класса, историю, сохранить все мероприятия в презентации класса, чтобы учащиеся могли следить не только за внеклассными мероприятиями, но и за своими достижениями. И чтобы это было не отдельно, у каждого ученика, а именно в классе, целостно. Чтобы каждый ученик имел доступ к «Летописи» класса, мог использовать, необходимые материалы в своих работах, например, на конференциях, так помимо посещения культурно-развлекательных центров, посещаем музеи, театры, даже выход на природу классом дает очень много новых знаний. Провести осенью или весной занятие на природе «Мир вокруг нас», после чего устроить мини-конференцию среди ребят «Что мы узнали нового?». Вести свою ежемесячную газету, в которой отражали бы деятельность класса и не нарисованную «от руки», а напечатанную как настоящую, пусть на листах А4, но тем не менее уже более «взрослый» вариант. Для этого необходимо техническое оснащение класса. Чтобы, не выходя из класса совместно можно было бы решать важные для них вопросы под руководством классного руководителя. Во время занятий, собраний с детьми провожу физкультминутки по курсу Норбекова.

Проанализировав документацию за 2009-2010 учебный год, выяснили, что по сравнению с 3-им классом, в этом году пропуск занятий в 4-ом классе снизился.

По итогам первой четверти, выяснено, что с детьми необходимо продолжать активную внеучебную деятельность, так как она напрямую влияет на их желание посещать занятия, учить уроки и учиться. На взаимоотношения между учениками, также влияет положительно.

Автор Цырендоржиева Елена Витальевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 392
Номер материала 37106
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓