Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Скачать материал

 

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 

Горбунов В.А.

(ГУ «Комплекс «Колледж искусств – специализированная школа- интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля»)

 

В последнее время проблема агрессивности приобретает все более острую социальную направленность и привлекает внимание юристов, социологов, педагогов, воспитателей, психологов. Невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня стоит человечество.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде - печальная примета времени, отражающая одну из острейших социальных проблем нашего общества.

Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности. Именно через семью дети входят в общество. Здесь ребенок получает основы представлений о мире человеческих отношений. Личный пример родителей на ранних этапах социализации имеет доминирующее значение в его формировании. В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» и «Приоритетными задачами системы образования и воспитания» являются развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

Ценностные ориентации семьи влияют на все сферы ее жизни и прежде всего определяют цели и пути воспитания.

"Нормальная семья" - семья, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и создает условия для социализации детей.

Благополучная семья — это та, в которой созданы все условия для ее нормальной жизнедеятельности. Благополучная семья характеризуется: взаимопониманием, материальным благополучием, наличием детей, уверенностью в браке, интересной работой, доверительностью и эмпатией.

Основные признаки дисфункциональной семьи:

1.      Члены семьи не уделяют внимание друг другу.

2.      Родители плохо относятся к детям.

3.      Жизнь семьи характеризуется непостоянством.

4.      В правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать чувство.

Семья является неблагополучной, если члены семьи испытывают постоянный стресс, вызванный серьезными или неразрешимыми проблемами, они сосредотачиваются на удовлетворении собственных нужд, переставая заботиться о благополучии семьи в целом.

В связи с ухудшением социально-экономической обстановки в стране практически неизбежен рост числа семейно-бытовых конфликтов и как следствие их - проявлений насилия в семье (физического и психического).

В семьях с низким социально-экономическим статусом чаще возникают конфликты, связанные с требованиями послушания, вежливости.

Влияние семьи на агрессивность:

а)    нарушение в эмоциональном отношении между родителями и детьми;

б)    равнодушие родителей к агрессивности детей;

в)    агрессивное поведение родителей. Социологическое исследование свидетельствует, что несовершеннолетние преступники, как правило, вырастают в семьях, которые отличаются низким уровнем материальной обеспеченности и общей культуры. Обычно и взрослые члены такой семьи ориентированы на ассоциальный образ жизни, предпочитают агрессивно, насильственно разрешать внутрисемейные конфликты. Пострадавшие от насилия дети легко становятся участниками криминальных акций и происходит процесс воспроизводства жестокости.

Семья влияет на возникновение трудновоспитуемости подростков двумя путями: отрицательным примером взрослых или атмосферой, возникающей на базе испорченных семейных отношений. Причины трудновоспитуемости кроются в неправильно установившихся отношениях детей к родителям и антипедагогических установках родителей.

Причины появления трудновоспитуемых в нормальной семье:

1.      Преувеличение достоинств ребенка, вера в его исключительность.

2.      Стремление дать ребенку высшее образование, иногда вопреки его стремлениям.

3.      Неправильные отношения между родителями и детьми (неуважение личного достоинства ребенка, вспыльчивость родителей, их излишняя уступчивость, эгоцентрическое положение в семье ребенка,

4.      Отсутствие единого педагогического подхода при семейном воспитании.

Таким образом:

1.      Трудный подросток в благополучной семье оказывается либо обделенным вниманием родителей, либо ему уделяется чрезмерное внимание.

2.      Несогласованность в действиях семьи и школы;

3.      Несогласованность воспитательных воздействий с индивидуальностью ребенка.

Факторы, отрицательно влияющие на ребенка в семье: испорченные семейные взаимоотношения и неправильные установки родителей противоречащие требованиям школы.

Наличие единственного ребенка в семье способствует возникновению проблемных ситуаций, связанных с заострением внимания родителей на вопросах воспитания и ведущей роли в нем одного из родителей.

Наиболее важные факторы, определяющие влияние семьи на ребенка:

а)    внутрисемейные отношения;

б)    пример родителей;

в)    организация жизнедеятельности семьи;

г)    численность и состав семьи;

д)    образование родителей;

е)    степень ответственности родителей.

Детей из больших семей отличает повышенная делинквентность, став взрослыми они чаще совершают тяжкие преступления. Таких детей отличает высокая степень подчинения и враждебности. С увеличением количества детей в семье родители становятся более авторитарными, появляются грубость и стремление к физическим мерам наказания, мать часто раздражается. Если ребенок получает скудное воспитание для него характерны кражи, драки, наркомания, пьянство.

В многодетных семьях увеличивается физическая и психическая нагрузка родителей, сокращается свободное время и возможности для общения с детьми.

Родительское отношение определяет стиль воспитания ребенка и оценку ребенка родителем.

Благоприятные отношения, складывающиеся в семье, обычно переносятся затем в учебную группу. Учащиеся из семей с плохими отношениями не умеют строить взаимоотношения со сверстниками и чаще становятся агрессивными.

Характер взаимоотношений супругов - родителей определяет установки взаимоотношения, сложившиеся у их детей, а стиль этих взаимоотношений зачастую усваивается как эталонный (включая способы разрешения конфликта).

Неблагополучная семья - это та, где имеются явные дефекты воспитания. Дети либо повторяют путь родителей, усваивая их систему ценностей, либо протестуют против их поведения.

Выделяют три наиболее типичные группы семей трудных учащихся:

К первой группе отнесены семьи, в которых родители злоупотребляют алкогольными напитками. В семье процветает унижение детей, обман, эгоизм, жестокость, частые и неадекватные физические наказания. В результате дети избегают контактов с родителями, становятся угрюмыми, отчужденными, злобными.

Во вторую группу включены семьи, в которых царит атмосфера лицемерия, моральной распущенности, неуважения к личности ребенка, отсутствие духовной близости, непонимание родителями интересов детей, их потребностей, желаний, простых детских чувств. Между родителями возникают острые конфликты, разлад семейных отношений. Возникают психологические трудности в общении ребенка с приемными родителями, неуважение его личного достоинства, отсутствие по отношению к нему единых педагогических требований и последовательности в применении наказаний и поощрений.

К третьей группе отнесены семьи, в которых преобладает неразумная любовь и забота по отношению к детям, особенно в семьях с единственным ребенком, а также там, где он воспитывается матерью - одиночкой.

В современной педагогики выделяют три стиля семейных взаимоотношений: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. Первый из них проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отчужденность членов семьи друг от друга, их полное безразличие к чувствам другого. Для авторитарного стиля характерно безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, насилие, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу. Для демократического же - сотрудничество, взаимопомощь, подлинное равноправие всех членов семьи.

Основными типами нарушений правильного отношения к ребенку является гиперопека, полное равнодушие и жесткое, агрессивное отношение.

Причиной отрицательного поведения детей являются дефекты воспитания. Существует тип семей: с напряженными взаимоотношениями, психологической несовместимостью, расхождениями в интересах, где родители ведут ассоциальный, накопительский - паразитический образ жизни. Существуют внешне благополучные семьи, но с чисто формальными взаимоотношениями. В неблагополучных семьях чаще всего встречаются дефекты воспитания.

Особенностями взаимодействий ребенка со своими близкими, степень их отзывчивости и полнота удовлетворения его потребностей во многом определяют характер отношений с людьми.

Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в тесном контакте. Способ преодоления стресса определяется исходя из знакомой ребенку стратегии в поведении родителей. Если они реагируют на трудности неадекватной агрессией, то и ребенок с большой вероятностью будет вести себя в аналогичной ситуации точно также. Если отец кричит и ругается, то и ребенок будет вести себя также. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, наблюдая существующие во взаимоотношениях родителей модели. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания. Именно у родителей ребенок учится, что ему делать. В некоторых семьях считают, что дети должны со всем считаться и быть послушными. В других ценится независимость ребенка.

Цели воспитания определяют формирование того или иного стиля поведения. Мальчики, которых постоянно наказывают, с повышенной вероятностью будут реагировать на наказание агрессией и асоциальным поведением.

Постоянные наказания часто бывают связаны с общим неприятием и враждебностью в семье. Различие дисциплинарных требований родителей или отсутствие последовательного отношения к дисциплине повышают вероятность агрессивного поведения. Мягкие требования матери, и жесткая позиция отца является распространенной в семьях правонарушителей.

Реагирование родителей на хорошие и плохие поступки также играет большую роль. Так как значительная часть случаев плохого поведения содержит в себе элемент поиска ребенком внимания родителей, взрослые способствуют фиксации такого поведения, уделяя ребенку внимание именно в эти моменты.

Риск асоциального поведения повышается, если родители расходятся. Разлад и дисгармония в семье ведут к асоциальному поведению ребенка.

Постоянные скандалы и ссоры между родителями становятся часто причиной детской преступности. Дети могут усваивать социально не одобряемые формы поведения, повторяя поведение родителей. Родители с асоциальным поведением часто применяют произвольные методы наказаний. Конфликты отрицательно сказываются на отношениях ребенка с окружающими, создают неустойчивое психическое состояние, в котором ребенок легко попадает под влияние сильной личности.

Развод с предшествующими и последующими обстоятельствами отрицательно влияют на поведение детей вплоть до криминогенного поведения. Источник вреда не распад семьи, а нарушение внутрисемейных отношений. Часто ребенок бывает обузой, мешающей социальному продвижению матери. Мать с «разбитой судьбой» временно посвящает себя ребенку. Но может бросить его ради нового мужчины.

Несовершеннолетние преступники реже выходят из семей родителей - одиночек, чаще из семей с конфликтующими родителями.

Скрытое эмоциональное отвержение может выражаться в безразличии родителей к подростку. Ребенку могут давать понять, что он не самый желанный человек в семье. Встречается еще одна форма родительского отвержения, когда ему приписывается множество всяких недостатков, его слабости преувеличиваются. Формы пренебрежения:

1.      Физическое - неспособность обеспечить ребенку уход.

2.      Эмоциональное — недостаток внимания и заботы.

3.      Интеллектуальное - неспособность обеспечить учебу.

4.      Социальное - недостаточное внимание к социальной активности ребенка.

5.      Моральное - неспособность подать ребенку положительный пример.

Чувства пренебрежения часто являются смешанными с чувствами любви. Пренебрежение может проявляться в форме оскорбления или жестокого обращения с ребенком. После развода родителю не хватает моральной и материальной поддержки. Ребенок подвергается социальной дискриминации (нравственно-психологическому давлению) со стороны других детей. Если в семье остается родитель противоположного пола у ребенка нет возможности идентификации. Занятость матери, нервное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются дефицитом общения, ведут к недостатку внимания, ослаблению контроля за поведением. Агрессивность и озлобленность более всего свойственны детям в семьях с неродной матерью или отцом.

Несоответствие слов родителей мимике часто встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка. Ребенок чувствует фальшь, спрятанное равнодушие. Такое положение может сложиться в семье с появлением мачехи или отчима.

Негативные последствия дает неустойчивое эмоциональное отношение родителей, когда похвала или упрек зависят от настроения.

Мать не может реализовать одновременно обе родительские позиции. Она может стремиться заменить ребенку отца и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность). Мальчик лишается материнской любви. Прививая чувство вражды к отцу, мать насаждает в ребенке агрессивность. Особенное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье отмечается в подростковом возрасте. Конфликты основаны на перенесении матерью на сына невостребованных претензий к его отцу.

Причиной эмоционального отвержения является то, что в подростке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в себе.

Воюя с семьей, подросток пытается самоизмениться, разрушив систему родительских ценностей.

Подростковый кризис характеризуется непокорностью и непослушанием. Как следствие этого у родителей может актуализироваться стремление перевоспитать, исправить ребенка, что реализуется в неадекватных воспитательных установках.

Исходя из этого следуют выводы:

1. На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства.

2. Влияние семьи на агрессивность:

а)    нарушения в эмоциональных отношениях между родителями и детьми;

б)    равнодушие родителей к агрессивности детей;

в)    агрессивное поведение родителя.

3. Неблагополучие в семье является одной из важнейших причин отклоняющегося поведения.

Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения.

 

 

 

 

 

Литература:

1.      Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.-С.6-29.

2.      Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. - 1991,№1.-С.141.

3.      Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991. - С.44 - 59.

4.      Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.-С.444-473.

5.      Пышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. - 1987, №1.-С.27.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В рамках развития творческой одаренности,  обучающиеся в государственной программе развития образования РК отмечается, что процесс выявления, обучения и  развития, воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного образования. Исходя из этого, главной задачей педагогического коллектива школы одаренных детей эстетического профиля является - создание условий для духовного и творческого развития с высокими интеллектуальными и творческими способностями.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 278 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 488
    • DOCX 66 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горбунов Владимир Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 574
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие психологической устойчивости обучающихся к воздействиям СМИ

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Психологическая помощь при тревожных расстройствах

36/72/108 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 293 человека из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Курс повышения квалификации

Основы гендерной психологии

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 24 регионов