Главная / География / Влияние природных условий на жизнь народов России.

Влияние природных условий на жизнь народов России.

XII Региональный конкурс молодых исследователей
«Ступень в науку»
Секция: География



Влияние природных условий на жизнь народов России.



Выполнила: Пономорева Маргарита



Научный руководитель:

Ростунова Татьяна Ядуллаевна















Владикавказ 2014



Оглавление

Введение. 1

Глава 1. Человек-часть природы. 3

    1. Степняки. 3

    2. Поморы. 4

1.3. Жители тайги. 4

    1. Жители тундры. 5

    2. Горцы. 5

Глава 2. Чукчи. 6

2. 1. Традиционное жилище. 6

2. 2. Одежда. 6

2. 3. Национальная кухня. 7

Глава 3. Русские. 7

3.1. Русская изба. 8

3. 2. Национальная одежда. 9

3.3. Русская кухня. 9

Глава 4. Осетины. 10

4.1. Дом осетин. 11

4.2. Национальная одежда осетин. 11

4.3. Национальная пища. 14

Заключение. 15

Литература. 16



Введение.

Стремление к знанию - одна из основных черт человека. Еще в древности человек стремился познавать окружающую природу. Сначала это была практическая необходимость - нужно было добывать себе пищу, защищаться от диких животных. И люди начали изучать мир, в котором они жили. Первые знания имели очень большое значение для человечества: они научились приготавливать пищу, выплавлять металлы, охранять свое жилище. В это же время были заложены начала большинства современных наук. В первую очередь развивались естественные науки, которые имели практическое значение для жизни человека - география, физика, биология. Кроме того, людям всегда было интересно знать про самих себя. Человек живет в природе, в обществе и подчиняется их законам. Эти знания часто бывают очень полезны: опыт наших предков помогает и в современной жизни. Хотя науки описывают природу и самого человека с совершенно разных сторон, но все вместе они дают полное и подробное описание мира, они делают человека умнее, добрее, душевно богаче. По словам Ф. Бэкона, "Знание есть сила, сила есть знание". К сожалению, сейчас условия жизни, мелкие бытовые заботы иногда подавляют желание получить знания. Очень страшно и опасно невежество. К. Гельвеций говорил, что "Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество". Невежественные люди чрезмерно самоуверенны, они часто сами не понимают, что делают, из-за своей необразованности и незнания они могут слепо последовать за идеей, даже самой неправильной и опасной. Поэтому они могут стать причиной многих бед, как отдельного человека, так и целого государства.

    Наш любимый предмет - география. Без географии не может обойтись ни один человек и ни одна наука. Знание географии помогает в жизни. Она занимается исследованием природы, населения и хозяйства.

Российская Федерация - самая многонациональная страна. Она насчитывает около 130-ти народов. Очень интересно знать особенности народов той страны, в которой мы живём. Именно поэтому мы решили выбрать эту тему.

Цель работы: сформировать представлений о зависимости жизни народов России от окружающей их природы. Какие природные условия и как повлияли на одежду, пищу, жилище.

Невозможно рассказать обо всех народах России полностью. Мы расскажем о некоторых из них.


Глава 1. Человек-часть природы.

Природные условия это совокупность свойств окружающей среды, существенно влияющих на жизнь человека. Наиболее сильное воздействие на жизнь и хозяйственную деятельность человека оказывают рельеф и климат.

Человек-часть природы и вне её жить не может. Природа является для человека средой обитания, так как потребности в пище, воде, одежде и жилье человек удовлетворяет за счет различных свойств природы.

Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности – окружающая среда.

Природные условия это часть природы, оказывающая непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье, на размещение производства и другие формы человеческой деятельности.





Самое первое, в чем нуждается все живое - это питание. На втором месте стоит жилище и одежда, способные защитить от внешних условий. Прекрасное в природе всегда находило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных костюмах, народных промыслах, вышивках, орнаментах, где чудно сплетались в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.

Мы попытались взять виртуальное интервью у друзей, проживающих в разных регионах нашей необъятной страны и понять как особенности природы отразились на их жизни.

1.1. Степняки

Мы живем в природной зоне степей, где основная растительность - травы. Почвы - черноземы. Это самые плодородные почвы. Местность степей открытая, чувствуется простор, много воздуха. Наша характерная черта - коллективизм, т. к. раньше степи подвергались частым набегам кочевников, защищаться от них можно было, живя кучно, крупными селами. У нас в селе более 5 тысяч человек. Село расположено вдоль реки. Лето у нас засушливое, поэтому важно жить у воды. До горизонта тянется плоская равнина, и нет ей конца и края. В степи можно долго скакать на коне, дороги прямые. В казачьих станицах лошадь всегда была самым главным помощником в хозяйстве. Сейчас почти вся степь распахана, и на полях выращивают пшеницу, подсолнечник, кукурузу, сахарную свеклу. Жилище у нас в селе строили из сырого кирпича - самана. Саман - это глина, смешанная с соломой. Месить ее надо ногами в яме, которую роют прямо во дворе. Саманные дома обмазывают глиной и белят. А сейчас дома больше из настоящего обожженного кирпича строят, они долговечнее, прочнею. Древесина у нас дорогая, привозная. Дом имеет небольшие окна, которые можно закрыть ставнями. Ставни - защита от жарких лучей солнца летом, и от пыльных бурь, и от метелей зимой.

1.2. Поморы

Мы живем на берегу Белого моря. Зима у нас холодная, ветреная, зимние ночи длинные. Совсем недалеко от Белого моря находится Северный полярный круг. Зимой выпадает много снега. Лето прохладное, зато день летний длинный, а ночи короткие. У нас говорят «Заря зарю догоняет». Вокруг нас тайга, поэтому дома у нас из бревен. Дом большой с зимней и летней половинами. Окна дома смотрят и на юг, и на запад, и на восток. Зимой в дом должен попадать солнечный свет, ведь день такой короткий. Вот и «ловят» окна солнечные лучи. Окна дома находятся высоко над землей, во-первых, снега много, и чтобы снег не засыпал окна, надо поднимать их повыше, а, во-вторых, у дома высокий подпол есть, где холодной зимой домашний скот живет. Двор у нас крытый, иначе снег завалит за зиму. Летом сенокос надо быстро провести, а то дожди пойдут, сено попортят. В лесу грибы, ягоды, зверь пушной, в реках лесных много рыбы. Раньше в реках водилось много двустворчатых моллюсков-жемчужниц. Внутри раковин росли жемчужины. Добытый жемчуг украшал одежду и кокошники женщин. Мужчины готовят на зиму дрова, зимой пилят, строгают. Дома у нас украшены красивой резьбой по дереву. А еще Зимой мужчины ремонтируют рыбацкие сети, весной - ладьи смолят, готовятся в море выйти за рыбой. А женщины длинными зимними вечерами шерсть прядут, носки теплые вяжут, полушубки теплые шьют, хозяйство ведут. Зимой на санях ездим, лошадей запрягаем, а летом - на телеге, а по реке, да по морю на лодках (ладьях). Продаем мы меха; добытые на охоте, рыбу разную, древесину, жемчуг речной. А покупаем хлеб, овощи, фрукты, ткани (ситец, шелк).

1.3. Жители тайги

Мы живем в тайге. Деревня наша состоит из 3 домов. Дома большие, рубленные из толстых бревен, двор под крышей. В доме - русская печь, которую топим дровами. Тепло печь долго сохраняет, поэтому в доме и зимою лютой тепло. Летом и дрова на зиму заготовить надо, и сено накосить и высушить. Корова - наша кормилица, молоко - важный продукт питания. Мужчины - все охотники отличные, из ружья белке в глаз попасть могут. Охотятся и на лося, и на пушного зверя. Особенно ценится мех соболя - красивый и прочный. В реках много рыбы, особенно вкусный хариус. Он любит лесные, чистые реки. В тайге много грибов и ягод. Летом и осенью заготовишь их, а зимой можно пироги вкусные испечь с грибами да ягодами. Женщины зимой прядут, вяжут, кружева плетут. Зимой отдыха больше, только весной, летом и осенью надо много работать. У нас говорят: «Летний день год кормит».

    1. Жители тундры

Мы жители Чукотки. Вокруг нас тундра - мхи, лишайники, карликовые березки и ивы. Летом у нас полярный день - Солнце не заходит за горизонт. В тундре много разных ягод: морошка, голубика, клюква. На зиму ягоды заготавливаем. Грибов в тундре тоже много. Живем мы в оленеводческом поселке. Родители кочуют по тундре со стадом оленей. Олень - это все для жителя тундры. Это и пища, и одежда, и обувь. Олени - это и жилище теплое - чум. В тундре можно охотиться на песца, у него пушистый и теплый мех. В реках много рыбы. А соседи наши, которые живут на берегу моря, морским промыслом на китов, моржей и тюленей занимаются и рыбу в море ловят. Летом у нас проблема - гнус: комары, мошка. Только ветер с океана спасает от гнуса. Олени тоже страдают от укусов, поэтому летом стадо надо перегонять ближе к берегу моря, где ветер посильнее дует; А зимой на берегу очень холодно, стадо оленей от ветра подальше уводят в лесотундру. Оленям не надо на зиму корм готовить, они сами из-под снега его добывают. Только не могут они долго на одном пастбище пастись: съеденные мхи и лишайники 10-15 лет восстанавливаются. Выход один - кочевать. Родители кочуют, а детям учиться надо, в школе заниматься. Вот и живем мы в интернате от каникул до каникул. В каникулы родителям помогаем за оленьим стадом смотреть.

1.5. Горцы

Мы живем в горах Кавказа. Селение наше - аул. Находится на склоне горы. Дома по склону вверх «карабкаются» лесенкой. Дом называется сакля. Сакля - это строение с каменными стенами и плоской крышей. Такая крыша может использоваться как дворик, ведь земли удобной в горах мало. Взрослые занимаются разными делами. Женщины хозяйство ведут: пищу готовят, одежду шьют, а мужчины овец пасут. Летом в горы отары овец перегоняют на субальпийские и альпийские луга, на сочные травы. А зимой овец гонят в долины. В долинах и зимой снега нет. А луга высокогорные зимой под снегом лежат. В домах у нас две половины: одна женская, а вторая - мужская. Женщины не обедают за одним столом с мужчинами. По горам лучше всего верхом на коне скакать, но тропки иногда такие узкие, что и лошади трудно идти по ней. Много скал, обрывов. Воду мы из горной реки берем. Вода холодная, чистая, вкусная, потому что река начинается с горного ледника. Женщины пекут лепешки (лаваши) в круглых печах, зарытых в землю, у мужчин на голове - папаха из шкуры овцы, а из одежды – черкеска.

Глава 2. Чукчи.

На Чукотке и Камчатке проживают чукчи.

Климат здесь суровый, отличается низкими, не только зимними, но и летними температурами, что обусловлено влиянием морей, особенно Чукотского и Охотского, обильных льдом в течение всего лета.

Территория находится за полярным кругом. Сурова и строга природа. Сурова и проста, но могуча по силе своей стойкости и выживанию. Это только кажется, что растительность и животный мир беден. Это только кажется, что тоненькие лиственницы и маленькие берёзки, мхи и лишайники, голубика и брусника еле выживают в этих суровых условиях, и, как кажется, «на ладан дышат». Крепка и основательна природа севера.

2. 1. Традиционное жилище

Живут чукчи стойбищами в 2-3 дома, которые снимаются по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускаются к морю. Яранга идеально приспособлена к открытым пространствам тундры. Их обтекаемая форма придает жилищу устойчивость.
Жилище можно легко собрать и разобрать. На это требуется 50 - 60 минут.

Яранга чукчей представляет большой шатер неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придается камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьет и спит, состоит из небольшой четырехугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом живым теплом ее обитателей и отчасти жировой лампой, такая высокая, что чукчи раздеваются в нем донага.


  1. 2. Одежда.

Зимняя одежда чукчей  шьется из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка оленя) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки. Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши, а также камлейки (верхняя непромокаемая промысловая одежда, сшитая из кишок морских животных и искусно украшенная птичьими клювами и маленькими перьями) из тонкошерстной шкуры оленя с разными обрядовыми нашивками. Костюм грудного ребенка состоит из оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног.

Праздничные камлейки обильно украшались бахромой из шерсти нерпы, окрашенной в красный и синий цвет, полосками цветной кожи, птичьх шкурок и клювиками морских птиц, особенно топорка. Чукотские женщины, а также дети до 6-ти летнего возраста носили меховые комбинезоны.

2. 3. Национальная кухня.

Традиционная еда чукчей как вы и предполагаете - это оленина, мясо и жир морских животных, в вареном и сыром виде (мозг, почки, печень, глаза, сухожилия). Так же употребляют свежую и мороженую кровь оленя. Чукчи считают особенно полезным и сытным мясо моржа. Из моржа они готовят так называемый рулет (к’опалгын-кымгыт), из спины и боков вырезают квадратные куски мяса и в них заворачивают печень и всевозможные другие внутренности. К’опалгын едят в исключительно свежем и мороженом виде. Мясо белухи едят в свежем и вареном виде, так же как и мясо серого кита.
Так как мясо многих морских зверей слишком жирное, то к нему требуются растительные добавки. Поэтому чукчи часто и по необходимости употребляют в пищу много трав, ягод, морской капусты, корней. С жиром часто смешивают и квасят листья карликовой ивы и щавля. Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло — полупереварившийся мох, извлеченный из большого оленьего желудка; из моняла приготовляют различные консервы и свежие блюда. Полужидкая похлебка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса еще очень недавно была самым распространенным видом горячей пищи.

Жители Севера, чей рацион по природе своей скуден, жалуют сырую замороженную рыбу и мясо (строганину) — при –40 ° С микробы погибают, при этом такая пища быстро насыщает калориями и витаминами.



Глава 3. Русские.

Русские живут в основном в восточной части Европы на Русской равнине, покрытой лесами, наполненной реками, озерами, болотами.

Россия отличается суровым климатом и долгой морозной зимой. Дефицит тепла в России – природный «ограничитель» жизни и деятельности населения. Даже в относительно теплых районах «теплота» - довольно относительное понятие. В Москве заморозки возможны 9 месяцев в году, снег лежит 120-130 дней, а морозы достигают иногда -40°С. Особенно велик дискомфорт для человека в холодный период года с низкими температурами и сильными ветрами. Очень краток в России теплый период (число дней со среднесуточной температурой выше +10°С) на большей части страны этот период длится менее 3 месяцев.

3.1. Русская изба.



Если Вы когда-нибудь бывали в российской глубинке, в деревне, или читали русские сказки, то представляете себе, как могли выглядеть традиционные русские дома в древности. Русь всегда была богата лесами, поэтому первым и основным строительным материалом была древесина. Конечно, с тех пор многое изменилось, даже бревенчатые дома сегодня строятся по другой технологии, а раньше их собирали только с помощью топора, веревок и нехитрых плотницких инструментов буквально за несколько недель. Уметь строить дом было так же естественно для мужчины, как уметь ткать и шить – для женщины.

Лучшей древесиной считалась сосна или ель: дом из нее получался крепким, от бревен исходил приятный хвойный запах, да и люди в таком доме болели реже. Если поблизости не было хвойного леса, то рубили дуб или лиственницу.

Строили здесь раньше широко, с удалым русским размахом. Земли много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать. Избы большие, массивные, уютные, добротные. Иногда в один этаж, часто в два со светелкой над ними, с обширным крытым двором.

Вдоль кровли укладывали бревно, украшенное с фасада искусной резьбой, чаще всего это был конь или петух. Это был своеобразный оберег, защищающий дом от бед.

В русской избе обычно была одна комната. Главное место в ней занимала печь. Чем больше была печь, тем больше тепла она давала, кроме того, в печи готовили пищу, на ней спали старики и дети. С печью было связано много обрядов и верований.

Стоит такая изба, обратившись «лицом» к проезжей дороге, к реке или озеру, поблескивает на солнце высоко поднятыми над землей окнами. Обширное крыльцо радушно манит к себе добрых гостей; смотреть на избу весело и радостно. Не изба — дворец, хоромы светлые! Под ее кровом жили одной семьей деды, отцы, сыновья и внуки. Из таких домов в старину выходило в поле сразу человек по двадцать.

Скорее всего, многие и сегодня не отказались бы пожить в таком доме, конечно, при наличии центрального отопления, электричества и других современных удобств.


3. 2. Национальная одежда.

Многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жили русские, характер и условия труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа.

Одна из характерных черт, свойственных всему народному костюму - его функциональность. Он не сковывает движений, легкий, не жаркий, и в то же время достаточно теплый и укрывает от непогоды.

В то же время, при всей простоте, это была очень яркая, декоративная одежда, украшавшая человека.

Для разных обстоятельств жизни в различных условиях были выработаны и разные виды одежды: от легких поддёвки или казакина до закрывающих все тело от макушки до пят армяка и тулупа.

Мужчины носили рубашки-косоворотки, выпущенные поверх нешироких штанов и подпоясанные поясом. В качестве верхней одежды были разнообразные кафтаны. Зимой носили овчинные шубы, полушубки и длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками.

Основную часть женского костюма составляла длинная рубашка из белого холста, рукава которой имели особые вставки на плечах, а ворот собирался в сборку. Поверх рубахи носили сарафан, который подпоясывали тканым поясом. С сарафаном замужние женщины по праздникам носили различные кокошники, богато украшенные вышивкой, жемчугом. В будни на голове носили повойник (повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений — волосы) и платок. Девичий головной убор отличался от женского тем, что верх головы оставался открытым. Волосы девушки заплетали в косу и украшали лентами.

Наиболее распространённым видом женской и мужской обуви были лыковые лапти. Праздничной обувью у крестьян служили сапоги. Зимней обувью служили валенки из овечьей шерсти.

3.3. Русская кухня.

Русская кухня основывалась на обычаях, а не искусстве, а её кушанья были просты. Из-за обычая соблюдать посты стол делился на скоромный и постный.

Богатая белками и жирами русская кухня была призвана обеспечить всеми необходимыми питательными веществами человека, занятого физическим трудом и живущего в средней полосе, где зима гостит дольше, чем лето. Традиции питания также возникли под влиянием природных условий.

Русский стол широко известен за рубежом главным образом своими деликатесами: копченой спинкой осетра (балыком), севрюжиной с хреном, малосольной лососиной (семгой), красной, черной и розовой (сиговой) икрой, маринованными и солеными грибами (рыжиками и белыми).

Истории об обильных русских застольях, лишь красивая картинка. Пир горой можно было устроить в день праздника, а в остальное время еда оставалась простой и даже примитивной.

Главная особенность русской национальной кухни — разнообразие продуктов, используемых для приготовления блюд. Кроме изделий из муки, для традиционной русской кухни характерен широкий ассортимент блюд из различных круп: каши, запеканки, крупеники.

 Характерно для русской кухни и использование продуктов животноводства — молока, творога, сливок и особенно сметаны. Огромные лесные массивы были источниками грибов, ягод, меда, орехов. Обилие рек, внутренних и внешних водоемов, богатых всевозможной рыбой, позволило использовать в русской кухне свежую, вяленую, соленую и копченую рыбу.

Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи, борщ, рассольник, солянка, уха, окрошка. Основным овощем служила репа. Капусту, репу, редьку, горох, огурцы — овощи— если не ели сырыми, то солили, парили, варили или пекли.

Русские крестьяне, отправляясь на работу в поле или другую тяжёлую работу, брали с собой квас, так как считали, что он восстанавливает силы и снимает усталость.

Глава 4. Осетины.

Кавказская природа, отличающаяся красотой и суровостью, щедростью и малоземельем, оказывала облагораживающее влияние на характер людей, их поведение, на образ жизни в целом. Именно природа Кавказа являлась тем фундаментом, на котором вырабатывалось эстетическое отношение к окружающим людям, труду, быту, искусству.

Внешний вид и внутреннее убранство жилища, одежда и ювелирные украшения, ткаческие, плотнические работы, декоративно-прикладное искусство - все это отражало стремление к красоте и гармонии с природой.


4.1. Дом осетин.

На Кавказе, в горных районах, где первоначально было много лесов, сначала преобладали деревянные постройки, а когда леса исчезли, главным строительным материалом стал камень.

Вид и тип постройки для жилья осетин, как и у многих других народов, определяется местом расположения, климатическими условиями и многими другими факторами, такими, как наличие строительного материала, рельефом местности. Сегодня в горах Осетии еще сохранились древние башни, которые разделялись на несколько типов: жилые, оборонительные и наблюдательные.

Отличительной особенностью осетинских башен является ровная, как бы обрубленная крыша, от чего башня кажется незаконченной. Возможно, в этом была хитрость, если враги видели такую башню, то считали ее нерабочей, смело подходили впритык, и получали достойный отпор.

Постройки жилого назначения представляли собой каменные сооружения, как правило, состоящие из одной комнаты, к которой примыкала кладовая.

Важнейшей деталью интерьера дома был очаг с неугасающим огнем и опускающейся над ним цепью, эта конструкция была величайшей святыней. Девушки, выходя замуж, просили благословения у очага, в новом доме невесту обводили вокруг очага, приобщая ее к дому и новой семье. Очажную цепь хранили и оберегали, как великую ценность, украсть, или выбросить из дому эту цепь считалось страшным оскорблением всего рода и вызывало буквально кровную вражду и незамедлительную месть. Даже переселяясь в другой дом, семья обязательно забирала свою цепь.

Также дом обязательно делился на две половины: правая – мужская, левая – женская. Еще одним особо почитаемым местом в доме считалась кладовая, скорее потому, что там хранились все пищевые запасы (зерно, сыр, топленое масло, пиво, мясо и многое другое).

Традиционные застолья с осетинскими пирогами, пивом и другими кулинарными изысками устраивались в главном помещении, где обычно размещался большой стол и стулья для гостей.


4.2. Национальная одежда осетин.


Хозяйственная деятельность осетин в прошлом, географические условия, налагали определенную печать на костюм нашего народа. До присоединения к России одежда осетин, проживавших в труднодоступных горных ущельях, изготовлялась преимущественно из материала, который производился в их натуральном хозяйстве.

Любовно создавая и по возможности украшая вещи, горцы старались творить по законам красоты. Трудолюбия им было не занимать, а вдохновение они черпали у природы.

Вся одежда осетин, как женская, так и мужская, издавна изготавливалась исключительно женщинами-мастерицами. Впрочем, как и все домашние дела: выпекание осетинских пирогов, поддержание домашнего очага и также пошив одежды – все это ложилось на женские плечи.

Национальная одежда осетинских мужчин представляет собой нательное белье, на которое сверху надеваются шаровары, черкеска, бешмет, папаха, обувь (также самодельная), и при соответствующем сезоне, шуба, бурка и башлык. Примечательно то, что женские и мужские верхние одежды очень красивы.

Черкеска (однобортный суконный кафтан без воротника, в талию со сборками) шилась из ткани разных цветов, она могла быть белой, серой, коричневой, черной или даже красной. Также высоко ценились черкески из козьего пуха.

Бешмет (кафтана со стоячим воротником) – это самый древний и главный элемент национальной одежды осетин, по бокам бешмета и на левой стороне груди делали карманы.

Популярной верхней одеждой осетин была бурка – это накидка с большим воротником и широкими плечами, длиною до пят. Некоторые осетины не расставались с буркой весь год, ведь она служила защитой он снега, дождя и холода, а также прекрасно защищала от жары, а для пастуха – была еще и подстилкой для сна.

Необходимыми принадлежностями костюма осетин, как и других горцев Северного Кавказа, являлись: узкий кавказский пояс, украшенный металлическими и серебряными бляхами, и кинжал, имевшие большей частью позолоченную или серебряную оправу.

Большим разнообразием славятся головные уборы осетин. В изготовлении головных уборов мастерицы проявляли весь свой талант, дабы воплотить в жизнь не только свою задумку а и передать кусочек истории этого древнего народа. Большой популярностью пользовались войлочные шляпы и башлык (суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора, имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи). Национальную культуру отображает и обувь осетин, ее плели из лозы и изготавливали из других материалов. Парадная обувь мужчин делалась из мягкого черного сафьяна; она состояла из чувяк (хадбын дзабырта), скроенных из цельного куска, и ноговиц (зангайтта) или же из мягких сапог того же покроя, что и чувяки (хадбынта). Обувь эта украшалась национальным орнаментом, вышитым золотой или серебряной ниткой, а иногда аппликацией из кожи. Ноговицы подвязывали специальными ремешками (зангбаттанта), имевшими у богатых золотые или серебряные украшения. Такую обувь шили обычно на глаз с расчетом, что сафьян растягивается, и надевали ее на голую ногу, причем перед этим обувь внутри смачивали водой и смазывали мылом. Сафьяновая обувь была красива, изящна и удобна для верховой езды, но для ходьбы непригодна, так как быстро изнашивалась. Обычно к ней пришивали подошвы из коровьей или телячьей кожи.

Конечно, сегодня даже в дальних горных селениях, осетины осовременились и носят вполне обычную одежду: шапки, кепки, фуражки, из верхней одежды – пальто, стеганые куртки и другие разновидности одежды.

Осетинский женский костюм, изначально не сильно отличался от мужского по покрою. Но в конце позапрошлого и начале прошлого века он претерпел значительные изменения. Праздничное женское платье теперь имеет прямую спинку без сборов, но по-прежнему со сплошным разрезом спереди. На бедра обычно подвязывался богато орнаментированный бархатный передник, который выступал из под платья. В тех случаях, когда рукав был узким, к кисти руки часто привязывали подвесные рукава, сделанные из тяжелого, расшитого золотыми нитями бархата бордового цвета. Стан стягивался красивым позолоченным поясом. Необходимой принадлежностью костюма девушки и молодой женщины являлась невысокая круглая бархатная шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым или серебряным галуном (золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма).

В качестве повседневного носили платье со сборами в талии, со стоячим и отложенным воротником, с прямым разрезом на груди до пояса, с сужающимися к запястьям рукавами. 

Современный женский национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Роскошное переплетение древних культур: аланской, скифской, кубанской и современной осетинской. В национальный костюм, богато украшенный вышивкой, орнаментом и бисером, по сей день облачается осетинская невеста.
Перламутровые и стеклянные бусинки сплетаются в причудливые узоры. Словно кто–то легким движением рассыпал их на переливающемся атласе. Искусные руки мастериц старательно выводят замысловатые узоры на ткани. В них кроются вековые заветы предков. Каждая деталь осетинского, традиционного женского костюма имеет тысячелетнюю историю. Каждая веками впитывала красоту, грацию, доблесть и честь славных предков.


4.3.Национальная пища.


Особенности осетин ярко проявляются в их национальной пище.
Характер пищи осетин определялся их хозяйственной деятельностью, природными и географическими условиями жизни народа. В пищу употреблялось все то, что производится в хозяйстве крестьян: хлеб, мясо, молоко и молочные продукты, овощи и фрукты.
Приготовлением пищи, начиная от хлеба и кончая национальными напитками, занимались исключительно женщины. Одно из главных мест в пищевом рационе осетин занимает хлеб, выпекавшийся в прошлом в горах, особенно в высокогорных районах, почти исключительно из ячменя.

Любимым блюдом осетин являются также пироги с сыром (хабизджын, уалибых), приготовляемые из малосоленого сыра. Кроме того, часто пекут пироги с самой разнообразной начинкой — из фасоли (хъадурджын), зеленых листьев свеклы (цахараджын), тыквы (насджын), капусты (къабускъаджын), картофеля (картофджын). Пироги с различной начинкой можно считать национальной едой осетин.

В прошлом, когда скотоводство в горах было единственной ведущей отраслью хозяйства, молочные продукты преобладали над остальными. Из молочных продуктов наиболее употребляемым является сыр. Он подается к столу в качестве закуски, из него делают пироги, а также наиболее любимое национальное блюдо осетин — дзыкка, (размятый малосоленый или соленый растопленный сыр превращают в кашицу, и заправляют небольшим количеством пшеничной муки).
Мясная пища употребляется реже, чем молочная. В прошлом мясо иногда коптили на дыму горящей сухой крапивы над очагом, что придавало ему особый вкус. Важное место в питании осетин занимают овощи: лук, чеснок, черемша, знакомые горцам с древнейших времен и имевшие самое широкое распространение по всей Осетии. Своеобразны и некоторые национальные напитки осетин, в частности не встречающиеся у народов Северного Кавказа: пиво баганы и исчезнувший из употребления хмельной напиток с медом — ронг.




Заключение.


Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года.

Природа влияет на жизнь человека и общества в целом самым непосредственным образом, поскольку человек сам является ее частичкой. А, следовательно, изменения, происходящие в природе, так или иначе, находят свое отражение в жизни человека. Для человека важно находиться в гормонии с окружающей его природой, так как от нее он черпает нужную ему энергию. Для человека необходимо быть рядом с теми местам, к природе которых он привык, они для него являются родными и именно с природой этих мест у него существует невидимая связь, о которой человек не подозревает, а иногда и отрицает ее. Леса, реки, горы родного края дают нам природные силы, которые нужно учиться правильно принимать. И человек в свою очередь отдает энергию своей души в окружающую природу, влияя на нее, передавая ей свое состояние.

К сожалению в последнее время отношение природы и общества утрачивает свою ценность в мировоззрении людей, возможно из-за прогресса, возможно из-за очень быстрого изменения культуры и ценностей. Поскольку человек - часть природы, отношения между людьми это тоже отношение человека к природе.

Рассмотрев четыре народа России, мы увидели, что различия в культуре, укладе жизни вызваны географическим положением территории проживания народа. В такой большой стране как Россия, где существует множество народов, нужна правильная политика. В этой политике необходимо уважительное отношение друг к другу, к традициям и культуре любого народа России.















Литература.

  1. Б.А.КАЛОЕВ. «Материальная культура и прикладное искусство осетин» Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Северо-Осетинский научно-исследовательский институт.  Издательство «Наука», Москва, 1973 г.  

  2. Доде З.В. Костюм населения Северного Кавказа VII–XVII (реконструкция этносо-циальной истории. М., РАН 2008г

  3. В. Йохельсон, «Заметки о населении Якутской области» («Живая Старина», вып. II, 1895);

  4. Чукчи. Народы России. Атлас культур и религий — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010.

  5. Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времён до конца XIX века. — Владикавказ, 2000

  6. http://www.ossetia.ru/ir/ass-oss

  7. Статья «Осетины» Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010

  8. Агнаев Г. Осетинские обычаи. — Владикавказ, 1999

  9. Народы Европейской части СССР, т. І. — М., 1964.

  10. Русские. Историко-этнографический атлас. — М., 1967.

  11. Русские Народы России. Атлас культур и религий — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010.

  12. ВикипедиЯ





17


Влияние природных условий на жизнь народов России.
  • География
Описание:

Наш любимый предмет - география. Без географии не может обойтись ни один человек и ни одна наука. Знание географии помогает в жизни. Она занимается исследованием природы, населения и хозяйства.

 Российская Федерация - самая многонациональная страна. Она насчитывает около 130-ти народов. Очень интересно знать особенности народов той страны, в которой мы живём. Именно поэтому мы решили выбрать эту тему.

Цель работы: сформировать представлений о зависимости жизни народов России от окружающей их природы. Какие природные условия и как повлияли на одежду, пищу, жилище.

Невозможно рассказать обо всех народах России полностью. Мы расскажем  о некоторых из них.

Автор Ростунова Татьяна Ядуллаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 2214
Номер материала 21685
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓