Главная / История / Влияние новых подходов к обучению на повышение мотивации учащихся, на уроках истории.

Влияние новых подходов к обучению на повышение мотивации учащихся, на уроках истории.

Тема: Влияние новых подходов к обучению на повышение мотивации учащихся, на уроках истории.

Наша страна стремительно развивается и играет немаловажную роль в мировом

сообществе, ставя перед собой высокие цели. Качественное образование сегодня - это требование нового времени.

Круговорот перемен, современные инновационные технологии требуют от учителей

высокого профессионализма, критического мышления и развитых коммуникативных

навыков в сфере образования. Именно школа прокладывает дорогу в будущее и закладывает основную базу знаний, умений и навыков учеников, и поэтому нам, учителям, нужно самим шагать в ногу со временем. Личность учителя является стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников.

Темой исследования в действии является «Влияние новых подходов к обучению на

повышение мотивации учащихся», потому что проблема низкого уровня мотивации к обучению учащихся на уроках волнует многих учителей, и в нашей школе это является одной из самых актуальных проблем. Как научить детей учиться? Как повысить мотивацию к обучению? Чтобы найти ответ на эти вопросы, я сама задалась вопросом: почему уровень мотивации низкий? В чем причина и как найти решение этих проблем? Например, академик Х.Й. Лийметс объясняет это тем, что «результаты учения в существенной мере зависят от его мотивов. В развитии интереса к учебе большую роль играет потребность детей в эмоциональном контакте. Общение в группе становится на начальных этапах групповой деятельности значимой точкой опоры, которая переворачивает мир детского отношения к учебе. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу».

«Психологический закон гласит: прежде, чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С. Выготский.

Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не

бывает». Говорил о том, «что мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным».

Мотив учебного процесса всегда должен присутствовать и сопутствовать обучению. На основе вышеуказанного, я решила попробовать решить проблему повышения мотивации к обучению школьников посредством включения их в свою исследовательскую деятельность, через групповую форму работы и применение ключевых идей семи модулей, которые, я думаю, мне помогут сделать мои традиционные уроки познавательными, интересными и увлекательными. Следовательно, это повлияет на повышение мотивации к обучению наших учащихся.

Задача каждого учителя – развитие глубокого понимания предмета, обеспечение

функциональной грамотности учеников.

Актуальность темы исследования способствовало выдвижению следующей гипотезы:

применение групповой формы работы на уроках истории, способствует повышению

мотивации к обучению учащихся на уроках истории. Для доказательства я начала свое исследование со сбора информации: анкеты для учащихся и родителей, таблицы наблюдения, интервьюирование (анкетный опрос) и др., также перечитав дополнительную литературу, касающуюся темы работы в группах, я поняла, что все исследователи данного направления утверждают, что независимо от предмета, ученики, работающие в группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания и в дальнейшем уже могут использовать их на практике.

Для исследования в действии я выбрала 6 класс, предмет история Казахстана.

Класс по своему составу и возможностям – полярный.

Степень организованности в классе оценена психологом школы как средний уровень.

При планировании уроков я старалась учесть, что в классе есть дети с социальными и психологическими барьерами.

До начала своего исследования совместно с психологом я провела анкетирование для определения уровня школьной мотивации.

Результаты анкетирования показали очень низкий уровень мотивации к школе у десяти

учащихся и только у одного - высокий.

И я задумалась о том, как можно решить эти проблемы. При подготовке к урокам

старалась применять ключевые идеи семи модулей и учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.

При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый

вносит свой вклад в совместную работу, также групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Целью каждого урока должно быть формирование у учащихся умения учиться.

Учащихся необходимо научить самостоятельно добывать нужную информацию в учебнике и в дополнительных источниках, перерабатывать новую информацию и использовать полученные знания, создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное —творить, изобретать, исследовать.

В качестве приоритетов в исследовании определила трех учащихся, которые являются

представителями трех разных категорий. А (высокий уровень) В (средний уровень), С (низкий уровень).

За период исследования активизировалось вовлечение учащихся в процесс обучения.

Мне удалось применить на своих уроках стратегии и приемы, которые я запланировала, плюс ко всему происходящему на уроках я увидела, что учащиеся старались раскрыться через работу в группе и при защите своих работ.

По результатам своего наблюдения я отметила, что ранее традиционных уроках

учащийся «С» почти всегда отмалчивался или же выполнял работу по карточкам.

Практически он не участвовал в учебном процессе, при опросе терялся и часто не знал, что ответить, а на уроках с групповой формой работы он очень удивил учителя и своих одноклассников активностью и уверенностью в себе и проявлением интереса к предмету. Конечно же, ответы не совсем точны, но на ошибках учатся, и я думаю, если появилось желание, то успех уже не за горами. Учащийся «С» у которого был очень низкий уровень мотивации к обучению, в работе в группе стал и даже стал проявлять себя как лидер, например, к заданию по составлению рассказа и чтению его перед классом он отнесся очень серьезно, чего раньше за ним не замечала. Стал выходить к доске на защиту презентации постера, у него появилась уверенность в своих силах, расширился словарный запас, стал больше общаться со сверстниками.

Было проведено повторное анкетирование на тревожность учащего «С»

(приложение№5-анкета) и по результатам видно, что уровень тревожности значительно снизился, Игорь стал чаще отвечать на уроке и перестал испытывать страх при ответах, даже больше стал отвечать уже на вопросы высокого уровня сложности, которые требуют сравнения, анализа, оценивания и рассуждения.

После проведения исследования я попросила Игоря дать мне интервью, и он с

радостью согласился, хотя учащийся не любил, даже когда его фотографируют. В ходе беседы я задала ему вопрос, нравится ли ему работать в группе, и он дал довольно-таки расширенный положительный ответ. Было видно, что положительные эмоции его прямо переполняли. (Приложение №6 –видео стоп-кадр)

А учащийся «В» со средним уровнем мотивации и обучаемости, по итогам моих

наблюдений и коллег, принимал активное участие в совместной работе, прислушивался и всегда старался помочь своим одноклассникам. Проявились скрытые лидерские качества. С первого занятия он выполнял с удовольствием каждое задание, и было видно, что работа в группе ему очень нравится. Ерик это подтвердил при нашей беседе после исследования.А вот с учащимся «А» с высоким уровнем обучаемости на начальном этапе работы были

проблемы до слез и возмущений. Учащийся не мог принять того, что сверстники, у которых уровень знаний ниже, оказались с ним на равных, и я для себя отметила, что при работе в группе ему необходимо поручать более ответственные роли - спикера или эксперта. Данный инцидент произошел на первом уроке и уже при планировании на последующие уроки через внедрение семи модулей, которые помогают бороться с барьерами у учеников я старалась все предусмотреть и не допускать в дальнейшем таких проблемных ситуаций.

В целом работа в группах оказала положительное влияние на весь класс. В работу были

вовлечены все – и «пассивные» дети (Александра, Кафия, раскрылись для меня с новой стороны), «Клоун класса» -Данияр, который всегда на уроках занимался чем угодно, но только не учебным процессом, к моему удивлению, сплотил всю группу возле себя и в итоге «руководил» ими в течение всего урока, и у них получилась отличная работа. (приложение-фото). Безусловно, все принимали участие в «мозговом штурме», который позволяет не только активизировать мыслительную деятельность, но также и формирует нестандартное мышление, базирующее основы функциональной грамотности учащихся. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных или неправильных ответов. Обратила внимание на то, что когда учащиеся выполняли сложные задания, то в группе учащиеся добивались положительного результата чаще, чем при выполнении таких заданий индивидуально.

Этот вид деятельности (групповая работа, применение исследовательской беседы)

помогает увлечь и заинтересовать моих учеников (группа составляла предложения с

историческими терминами.) Первые шаги в этом направлении сделали, т.к. благоприятная обстановка в классе была создана и приятно было видеть увлеченность детей работой на уроке. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся. Уроки в форме групповой работы дали положительный результат.

Основываясь на результатах своего практического исследования, я убедилась в том, что

организация групповой формы работы в учебном процессе имеет ряд преимуществ и

достоинств: безусловно, способствует повышению мотивации к обучению, учит

объективности оценивать себя и своих одноклассников, повышает самооценку учащегося, в процессе совершенствуются знания, умения и навыки, способствует снижению уровня тревожности у учащихся.

Также исчезает страх при ответе на вопрос, боязнь оказаться некомпетентным, а самое

главное то, что групповая форма работы развивает и учит самостоятельности учащегося.

Таким образом, применяя групповую работу на своих уроках, я хотела бы отметить, что

действительно повышается учебная и познавательная мотивация учеников, и при повторном анкетировании на мотивацию к обучению при мониторинге видны хоть и незначительные, но положительные результаты.

По сравнению с первым анкетированием у учащихся, уровень мотивации учащихся

повысился, а это значит, что появилось желание учиться и посещать уроки. Повышение мотивации в обучении служит признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации. Я убедилась, что данная форма работы способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения.

Использование новых подходов к обучению учащихся показало, что ученики сами могут добывать знания, самостоятельно и объективно оценивать свою работу, учатся мыслить, находить ответы на свои вопросы. Групповая форма работы способствует развитию самостоятельности и именно в такой работе успех каждого учащегося приумножается коллективным сплоченным успехом.

Влияние новых подходов к обучению на повышение мотивации учащихся, на уроках истории.
  • История
Описание:

   Темой  исследования  в  действии  является  «Влияние  новых  подходов  к  обучению  на повышение  мотивации  учащихся»,  потому  что  проблема  низкого  уровня  мотивации  к обучению  учащихся  на  уроках  волнует  многих  учителей,  и  в  нашей  школе  это  является одной из самых актуальных проблем. Как научить детей учиться? Как повысить мотивацию к обучению? Чтобы найти ответ на эти вопросы, я сама задалась вопросом: почему уровень мотивации низкий? В чем причина и как найти решение этих проблем? 

Автор Секербекова Айнагуль Дулатовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1460
Номер материала 23185
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓