Главная / Школьному психологу / Влияние неформальных молодежных организаций на нравственное становление личности

Влияние неформальных молодежных организаций на нравственное становление личности

Вступительная часть: Здравствуйте, уважаемые родители! Приветствуем вас на нашей встрече. Всех нас присутствующих объединяет одно: все мы родом из детства. Но в то же время все мы разные. Не только внешне отличаемся друг от друга, но у каждого свой внутренний мир, который и определяет жизнь человека, его поведение, успехи и неудачи. Да! Ведь главное – это когда тебя понимают. Поэтому люди и объединяются в группы по интересам – и дети, и подростки, и молодежь, и взрослые, и даже убеленные сединами старики. В зависимости от того, какие интересы положены в основу организации, возникают и различные типы объединений. Вот сегодня мы и поведем разговор о молодежных субкультурах. Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью. За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово "неформалы". Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем. Сориентироваться в сложном для взрослого понимания мире молодежных субкультур родителям поможет Столярова О.П.. В максимально доступной форме мы расскажем вам о том, какие существуют неформальные движения, какие из них должны вызывать опасения и каковы первые тревожные звоночки в поведении детей, на которые вы должны незамедлительно реагировать.

СЛАЙД 1. Рассмотрим на слайде схему, в чем чаще молодежь выражает себя? В музыке, одежде, хобби. Чтобы не быть одинокими они объединяются по своим интересам в группировки, которые бывают формальные или неформальные.

СЛАЙД 2 Формальные – детские и молодежные организации, деятельность которых регулируется государством, законами и правовыми документами (уставом, положением, планом работы и т.д.) Виды: политические, правозащитные, спортивные, досуговые, экологические, религиозные. В нашем городе такие объединения действуют на базе спортивной школы, музыкальной школы, дома творчества, дома дружбы ….

Неформальные – отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. Имеют свой имидж, имеют свою символику и атрибуты, обязательно есть лидер. Видов неформалов существует великое множество (панки, металлисты, хиппи, байкеры, готы, эмо и т.д.) эти виды как правило составляет молодежь. В последнее время всё чаще можно встретить молодого человека который является участником того или иного неформального объединения.


СЛАЙД 3 Попробуем разобрать причины, которые толкают нашу молодежь к вступлению в подобные группировки.


Причины:

* непонимание в семье;
* возможность общаться с близкими себе по духу людьми
* формирование взглядов и норм, вступающих в противоречие с общепринятыми взглядами и нормами. (нежелание быть как все).
* желание утвердится в новой среде
*социальная несправедливость;
* социальное неравенство;
* не разработанность систем социального воспитания;
* плохая организация досуга;
* разочарование молодежи в нравственных идеалах и ценностях общества;

СЛАЙД 4 Рассмотрим самые популярные неформальные субкультуры, такие как хиппи, панки, скинхеды, рокеры, реперы, эмо, готы.

СЛАЙД 5 Без кайфа нет лайфа – таков девиз хиппи.

Хиппи - фактически самая первая неформальная молодежная субкультура. Именно она дала старт всем другим молодежным течениям, таким как панки, рокеры, металлисты. Некоторые определяют этих людей как наркоманов и фанатов рок-н-рола, потому что их поведение отличается от общественных норм.

СЛАЙД 6 -Хиппи отрицают общество, основы государства. Для них не существует законов. У них нет морали. В принципе, у них ничего нет. Особенно у них нет денег.

СЛАЙД 7 Одним из популярных молодежных движений являются ПАНКИ.

Их лозунг: "Все мы разные, все мы равные!" Понятие "панк" уже давно стало синонимом антифашизма.

Панк – это не только стиль музыки и внешний вид, но и определенные идеи бунтарского содержания.

Каковы отличительные черты панков? (Панки – внешне неприглядны. Обращают на себя внимание прически: гребень, чуб, ирокез. Одежда панков: кожаный пиджак на голое тело, одежда из холщовой ткани. Серьги на лице и в ушах.

Их отличает грубый жаргон, непристойное поведение, они беспредельники. Там, где появляются панки, происходят драки, грабежи, насилие. Они употребляют наркотики, спиртные напитки.


СЛАЙД 8 Скинхеды. Есть молодежные группировки, говорить о которых больно и стыдно. Есть молодые люди, которые и сегодня кричат: “ Хайль Гитлер”, носят свастику, ненавидят людей других национальностей и используют вполне фашистские методы.

Их называют еще и бритоголовые. В прежнем русском понятии – уличная шпана, мальчишеская шайка. Большинство нераскрытых преступлений против нерусских в общественном сознании связывается с этими самыми бритоголовыми.

Как вы думаете, что их объединяет?

Скинхедов объединяет отсутствие внутренней культуры, образования, желание проявить свои способности в совершении насильственных действий по отношению к более слабым. Основой идеологии является воинствующий национализм и расизм. Культовым политическим деятелем для них является Адольф Гитлер.

СЛАЙД 9 Эмо (от emotional – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ). Эмо-киды – представители молодежной субкультуры образовавшийся на базе поклонников одноименного музыкального стиля. Выражение эмоций - главное правило для эмо-кидов. Их отличает самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Эмо-кид - часто ранимый и депрессивный человек. Выделяются из толпы ярким внешним видом, ищут сообщников и мечтают о счастливой любви. Основные цвета в одежде розовый и черный – радость и траур.

СЛАЙД 10 Эмо слишком увлекающиеся и ранимые могут возводить в культ страдание и душевную боль, решаясь на крайний шаг. Заигравшись в несчастного ребенка, они решаются порезать вены или прыгнуть с крыши, и это решение кажется им оправданным и единственно верным.

СЛАЙД 11 Рокеры Безудержные фанаты тяжелого рока не признают других видов музыки. Внешний вид рокеров: размалеванные в черные тона лица, цепи на желательно рваных джинсах, пирсинги, серьги и множество аксессуаров из металла. Бросается в глаза небрежность внешнего вида. Одни рокеры просто слушают музыку, другие владеют музыкальными инструментами. Отрицательные черты рокеров – это сильное пристрастие к наркотикам алкоголю и накатину (сигаретам).

СЛАЙД 12 Готычлены этой субкультуры одеваются чернее черного, с большим количеством серебряных украшений, черные волосы и выглядят настолько худыми и бледными, насколько это возможно. Они собираются, чтобы почитать поговорить о том, каково быть вампиром и о конце света.


СЛАЙД 13 Негативные черты данного направления: есть опасность подчинения, существуют сатанисты, идиалогия готов – идиалогия эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской стстемы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия основанные на поклонении сатане.

СЛАЙД 14 Нами был проведен небольшой социологический опрос среди подростков, вот некоторые из них. Кто такие неформалы? – 46% учащихся считают что «Это те, кто выделяется из толпы, то есть люди, непохожие на всех», 26 % считают - «Это тот, кто мыслит несколько по другому», 20% дали ответ - «Это люди с нарушенной психики», 14% считают - «Это люди выступающие против основной части общества».

СЛАЙД 15 Следующий вопрос: Как вы относитесь к тем или иным неформальным объединениям? 38% - «Мое отношение зависит от того, какой человек, а не от того в какую тусовку он входит», 24% ответили - «Считаю их людьми, которые не нашли себя в жизни» , 12% «Ничего в этом страшного нет, с возрастом прейдет»12% - «Боюсь и стараюсь держаться от них подальше», 12% - «Мне кажется это интересные и неординарные люди» ,


СЛАЙД 16 Следующий вопрос. Какие причины, на Ваш взгляд, вынуждают молодых людей объединяться в неформальные группы?

34% опрошенных считают что это «нежелание быть как все», 23% считают - вызов семье, непонимание в семье, 22% считают «вызов обществу», протест, отсутствие цели в жизни – 13%, , желание утвердится в новой среде – 6% , не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране - 2% ,

СЛАЙД 17 Мог бы ты по любопытству посетить ту или иную неформальную группировку? . да с другом – 12%, нет никогда – 80%, возможно – 8%.

СЛАЙД 18 Причисляете ли Вы себя к какому-либо молодежному течению? нет – 90%, да – 2% (реперы, граффити), нет, но интересуюсь – 8%.

2% учащихся ответили что причисляют себя к молодежному течению реперы (графити)

СЛАЙД 19. Реперы. Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук). Манера исполнения ("чтение"). Внешний вид. Носят широкую, на несколько размеров больше одежду, предпочитают  спортивную обувь. Любимый вид спорта - баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но некоторые склонны к употреблению психотропных веществ. Рэперы - не только те, кто слушает музыку в стиле "рэп", но и люди, пишущие рэп, проникнутые его идеей. В основной массе рэперы не агрессивны.

СЛАЙД 20 Граффити как вид особого настенного рисунка. В граффити очень важно самовыражение и поиск своего собственного стиля.

СЛАЙД 21. На заданный вопрос подросткам «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время» большее число отвечают - проводить время в интернете (45%), заниматься самообразованием – 19%, общаться с друзьями – 24%, проводить время с семьей – 12 %. Что не является положительным показателем.

 Атаку на душу ребенка можно отбить только сообща. (Слайд 1)

Начиная свой доклад хочется подчеркнуть, что наступил момент, когда о деструктивных религиозных организациях и молодежных субкультурах нужно говорить открыто и на широкую родительскую аудиторию.

В современном мире проблема с воспитанием детей встает практически перед всеми семьями вне зависимости от их экономического достатка.(Слайд2 ) Большую часть времени родители уделяют работе, решению материальных проблем. Современные мамы и папы плохо знают, чем живут их дети. Поговорить с ребёнком по душам некогда. В силу этого досугом детей во многом ведают неформальные молодежные организации, которые не столь безобидны как кажется на первый взгляд.

(Слайд 3) Самая главная задача у таких организаций и структур – изолировать детей от родителей, лишить их родительской помощи, заботы и наставлений, превратить детей в своих послушных рабов. И, к сожалению, с такими задачами они часто справляются. Ведь нередкость, что многие родители вкусы и увлечения ребенка не контролируют, не хотят в них разобраться и придерживаются принципа "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". И как показывает опыт жертвами субкультур и их пленниками часто становятся те дети и подростки, чьим прихотям родители потакают, но не уделяют при этом должного внимания, от которых "откупаются" подарками и карманными деньгами (Слайд 4 ) Нужно понимать, что чем больше внимания уделяется ребенку в семье, чем больше у него ответственности и обязанностей перед близкими, тем меньше вероятность, что он будет искать самореализацию среди неформальных группировок. Поэтому мы не должны пускать на самотек все тенденции в подростковой и молодежной моде, интересоваться, какую литературу наши дети читают, какие сайты в интернете смотрят, какую музыку слушают. Задача родителей и педагогов – быть чуткими, интересоваться кругом общения подростков. Особое внимание следует обращать на собеседников в так называемых социальных сетях Интернета.
(Слайд 5 )Те люди, которые разрабатывают технологии вовлечения молодежи в неформальные субкультуры, они постоянно совершенствуются в своих методах работы с молодежью. И у них даже есть понятие – самововлечение в ту или иную субкультуру. Как это происходит? Да через тот самый компьютер, который вы купили своему ребенку. Это так называемое общение в социальной сети. Подростки общаются между собой, некоторые сами себя накручивают до такой степени, что готовы резать вены. Они никому не верят – ни родителям, ни учителям – и доходят до такого состояния, что авторитетов для них не существует. На встречах с родителями нам часто говорят: «наши дети не такие, им интернет нужен только для учебы». Такие родители не берут во внимание то, что ребенок может попасть на негативный сайт совершенно случайно. Если, например, ввести в поисковике «смысл жизни», казалось бы, невинный запрос, то есть большие шансы, что ребенок попадет на сайты скрытых сект, поскольку они продвигаются в Сети именно по такого рода запросам. Это же касается и молодежных деструктивных субкультур. Недавно по одному из каналов рассказывали про виртуальные клубы самоубийц – целые сообщества молодых ребят, которые советуют друг другу, как лучше покончить жизнь самоубийством. Сейчас нет статистики, сколько именно подростков свели счеты с жизнью «благодаря» таким сайтам, но есть показатели посещаемости подобных ресурсов – десятки тысяч! Десятки тысяч потенциальных молодых самоубийц в стране! Какие же еще нужны примеры, чтобы схватиться за голову и начать осознавать проблему?! Поэтому, всем родителям я советую начать «просыпаться» и открывать глаза на что происходит.

(Слайд 6) Детьми манипулируют с помощью телевизора, журналов, газет. На что рассчитаны нынешние мультфильмы и фильмы, передачи, которые мы называем детскими- подумайте, как незаметно подменяются ценности в нашем сознании на те, которые выгодны производителям кровавых боевиков, бессмысленных сериалов. Если сто раз показать какой-то образ в выгодном свете - человек начинает бессознательно считать это нормой. И поэтому откровенная жестокость, безнаказанность, становятся нормой поведение, а семья Букиных или Симпсоны - это уже считается обычным и приемлемым явлением. Посмотрите не прилавки канцелярских магазинов, где большинство дневников и тетрадей с эмовской и готической символикой. Задумайтесь над этим, нередко вы же сами их и покупаете вашим детям. Эпизод за эпизодом разыгрывается грандиозная по своему масштабу трагедия необратимого угасания нравственного и морального самосознания молодежи. В человеческий мозг вбивается культ насилия, предательства, пьянства, наркомании, словом всякой безнравственности. Из года в год расшатываются порядочность, духовность и честность людьми, имеющими в этом свои приоритеты наживы и алчности. И только все вместе, сообща мы сможем выстроить правильный вектор духовно-нравственного становления нашей молодежи, что бы не сожалеть об необратимости таких вот явлений,. Слайд 8-34)



Как помочь подростку? (Слайд 34) Как оградить подростка от деструктивного влияния неформальных объединений? (Слайд 35) Очевидно, что склонны вступать в неформальные объединения все подростки, но вот степень этой склонности повторюсь еще раз,определяется именно семьей. Если у подростка хорошие отношения с родителями, то он, в принципе, свободен от влияния любых сообществ, и наоборот, если связь с родителями нарушена, то любые «неформалы» могут захватить ребенка «с головой».

Проверяйте, смотрите своему ребенку в глаза, тестируйте его, наконец. Надо строить отношения с детьми так, чтобы они были основаны на доверии. А мы часто хотим переложить ответственность на детей. Ведь скинхедами не рождаются.

Вот основные немаловажные советы родителям.

(Слайд 36)Прежде всего Самое важное Для родителей – это вовремя понять, что дети выросли.

(Слайд37)Важно учить ребенка не избегать трудностей, а справляться с ними». Нам стоит признать, что мы не можем уберечь сына или дочь от ошибок, защитить от всех опасностей, но мы можем научить их справляться с жизнью самостоятельно. Повзрослеть дети могут, только опираясь на опыт собственных ошибок и побед. А чтобы на нем именно научиться, а не пораниться, не потерять веру в себя, важно, чтобы рядом был кто-то из близких, кто сможет вместе с ребенком порадоваться и погоревать, кто поддержит, поможет разобраться в ситуации, успокоит.

(Слайд 38) Не преследуйте ребёнка бесконечными нотациями и критикой. Давление порождает сопротивление и агрессию. Завоевать авторитет у дочери или сына поможет ваша искренняя заинтересованность в знаниях подростка. Спросив у ребенка: «Кто это?», «Что означает это слово?», «О чем они поют?», мы тем самым даем ему понять, что тоже считаемся с его мнением.

(Слайд 39)Не будьте категоричны. Не стоит ничего запрещать в жесткой форме. Можно выкидывать одежду, не давать денег, вытаскивать пирсинг, насильно водить в парикмахерскую, ломать диски и т.д. – это ни к чему хорошему не приведет. Кончаются запреты тем, что ребенок вместо посещения концертов начинает бродить по улицам, прокалывать разные части тела зубчиками от расчесок и прятать тени-карандаши в подъезде, живя в постоянном стрессе «вдруг кто увидит». Ни один родитель этого не захочет. Да и ребенок такого не поймет, ведь запретный плод сладок, а в этом возрасте никто из нас в родительскую мудрость особо не верит. Поэтому объяснять все надо вежливо и корректно, без всяких криков, валокординов и ультиматумов.

Увидев ребенка в черном, не надо сразу клеймить его ярлыками в духе: «Ты сатанист/кошек ешь/кровь пьешь/по кладбищам гуляешь». Так он еще быстрее убедится, что все делает правильно, а предки, как всегда, ничего не понимают, и вообще они непродвинутые.

(Слайд 40) Помните, что задача родителей не только дать кров и обеспечить своего ребёнка материально! Главная их «работа» - это социализация ребёнка. Покажите это своим детям на своем примере и откажитесь от «двойных стандартов».

(Слайд 41)Если родители позволяют что – то себе, но говорят, что это плохо для ребёнка – то это двойные сообщения, которые подросток обязательно расценит как несправедливость или дискриминацию. К примеру, когда мать с сигаретой в руке, выдыхая дым, говорит «Деточка, курить вредно. Не кури» - это является двойным стандартом «мне можно – а тебе нельзя», и серьёзно восприниматься ребёнком не может. Скорее наоборот, чтобы «быть как мама» или «быть как взрослый», он скорее начнёт курить, чем послушает совета «не курить».

(Слайд 42)Помните, что дети – это ваше зеркало, которое отражает как сильные красивые стороны, так и слабости, пороки и всё, что родители или другие члены семьи хотят скрыть от себя и от других.

(Слайд 43) Не забывайте о временности всех явлений. просто поймите, что этот период пройдет и старайтесь не заострять внимание на том, что что- то «не так», а больше проявляйте веры в его способности.

 (Слайд 44) Предотвратить влияние неформальных организаций на подростка можно только хорошим эмоциональным климатом в семье, справедливым и честным обращением и уважением к подростку и его личной жизни. Когда человеку дома психологически тепло и уютно(а это не только чистота и вкусная еда, но и любовь, уважение и поддержка между родителями и другими членами семьи), то искать любовь и понимание в других местах уже нет необходимости. Но искать «свою стаю» юный человек скорее всего всё равно будет. и именно сейчас он «тренинрует крылья» и «готовит почву» для своей новой, неизведанной и манящей взрослой жизни, но по какому пути ваш ребенок полетит- зависит уже от вас. Слайд 45)

У речки стоял удивительный домик.

В том домике жил удивительный гномик:

До пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.

(Слайд 46) Звезда освещала собою весь дом,

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила...

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно, приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

(Слайд 47) И ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века...

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,

(Слайд 48) С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

Ха-ха, хо-хо-хо! – стал смеяться народ.

Вот чучело, – каждый ему говорил.

(Слайд 49) И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода.

И тут же его закатилась Звезда.

(Слайд 50) У речки теперь есть обычнейший дом.

Живет в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода.

Но больше к нему не вернулась Звезда.

(Слайд 51) Разрешите вашему ребёнку быть самим собой, не вами,чувствовать себя не похожим на других, но не бросайте его, не оставляйте без вашей любви и поддержки.

(Слайд 52) Не забывайте и не стесняйтесь повторять ребёнку, что вы его любите.

* Дайте ему уверенность, какими бы ни были проблемы, всегда можно найти выход: «Что бы ни случилось, у тебя есть, мы – твои родители! И мы всегда придём на помощь!»

* Если в семье есть любовь, если ребёнок чувствует, что в этой жизни он дорог хотя бы одному человеку, он не пойдёт на крайний шаг.

(Слайд 53)И помните: «У счастливых родителей — счастливые дети

Когда ребенок встречается с негативным пластом субкультур, на его сознание, душу идет такая атака, которую отбить мы с вами можем только сообща. Как говорится, лишних бойцов на этом фронте нет.
(Слайд 54)Нет ничего важнее и ценнее, чем жизнь ребенка, поэтому главная задача и родителей, и педагогов – работать в тесном контакте, только так возможно уберечь подростка от беды.

БЕЗРАЗЛИЧИЕ ПОГУБИТ ВСЕX!!! КАЖДЫЙ КОММЕНТАРИЙ сегодня - ЭТО КАПЛЯ. ВСЕ ВМЕСТЕ - ЭТО ДОЖДЬ. ДОЖДЬ НАПОЛНЯЕТ РЕКИ И РЕКИ ВПАДАЮТ В МОРЕ.(Слайд 55) Мы НЕ вправе оставить наших детей!!!!!! Казахстан ИМЕЕТ ДУXОВНОЕ НАСЛЕДИЕ . Духовность ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ СИЛЫ И ЭТОТ ИСТОЧНИК открыт для всех. Слайд56 Как говорил Олжас Сулейменов «Прошлое принадлежит тому, кто его знает. Будущее – тому, кто его созидает.» По сути, мы все с вами делаем одно: воспитывая и обучая сегодня, мы создаём завтра, ибо сегодняшние дети – завтрашние взрослые, а значит, и лицо страны. (Слайд57)Заботливые дети – это достойная старость родителей, грамотные специалисты – это процветающее общество, настоящие граждане страны – это стабильность и безопасность государства и мира в целом.



-

























Отдел образования Шемонаихинского района

ГУ «МПСШ №1 имени Н.Островского»







Влияние неформальных молодежных организаций на нравственное становление личности

Доклад на районной

родительской конференции





Подготовила:

педагог-психолог ГУ «МПСШ №1

имени Н.Островского»

Соколова Т.А.









2 марта 2012 год

Влияние неформальных молодежных организаций на нравственное становление личности
  • Школьному психологу
Описание:

Происходившие в последнее время политические и социально - экономические перемены оказали серьезное влияние на все стороны современного состояния общества, повлекли за собой изменение нравственных ориентиров, идеалов и общественного сознания, что в свою очередь повлекло изменения мировоззрения современного поколения.

Современная молодежь имеет огромные возможности для своего развития, становления и процветания. Государством РК уделяется огромное внимание области образования, сферах организации досуга молодых людей, вкладываются большие суммы капитала в улучшения материальных условий образовательных учреждений, с каждым годом школы, университеты, колледжи оснащаются новейшими компьютерными технологиями. Казалось бы, есть все, учись, получай знания, строй карьеру, будь достойным гражданином. Но почему, то все чаще встречаешь грубость, безнравственное поведение молодых людей, зачастую это сопровождается «боевым раскрасом» в одежде, неуважением к старшему поколению. Молодые люди считают, что быть такими это «круто». Не разделяя такие взгляды мы хотим в своей работе рассмотреть причины смены приоритетов в мировоззрении и взглядах  современного поколения и наметить пути их преодоления. Ведь будущее государства в руках молодежи. 

Автор Соколова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 692
Номер материала 21902
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓