Главная / Начальные классы / ВЛИЯНИЕ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ВЛИЯНИЕ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ВЛИЯНИЕ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

На семинарах и коучингах, посвященных новым подходам в преподавании и обучении при проведении анкетирования большинство учителей отмечают, что хотели бы ознакомиться с новыми способами оценивания.Пятибальная форма оценивания не в полной мeрe отражает знания ученика. Дети не всегда понимают, как и за что им ставят ту или иную оценку. Ученик не всегда чувствует себя комфортно после такого оценивания. У такого ребенка может возникнуть отрицательное отношение к школе.

Оценивание должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.

Слово «оценивание» происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным признаком является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании и поведении.

Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель.

Формативное оценивание используется в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе. Доминирующим субъектом в классе является ученик.

Как увидеть каждого ученика, определить уровень знаний, умений каждого из них? Мы распределяем роли в группе так, чтобы экспертами и оценщиками стали активные, внимательные учащиеся, лидеры. Каждый такой ученик в начале урока получает лист оценивания, где написаны виды работ, которые нужно оценить. Они с удовольствием выполняют эту работу и наблюдают за вкладом каждого члена малой группы, оценивают его достижения. К такому виду оценивания лидеры подходят очень критично и объективно, у них учатся оцениванию другие учащиеся.

Использование формативного оценивания при работе в группе дает возможность детям раскрыться, получать помощь и помогать, предлагать свои идеи, оценивать возможности свои и окружающих ребят. «Лишь те, кто учатся, способны научиться тому, как улучшить свое обучение, а именно: реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что потребует понимания, мотивации и желания действовать» (РДУ, 2012, с.260).

Надо отметить, что формативное оценивание позволяет фиксировать деятельность ученика после каждого этапа урока, поддерживать, стимулировать его для дальнейшего участия в процессе обучения.

В своей работе я преследовала цели определить и использовать приемы формативного оценивания в работе с учащимися, убедиться в их эффективности.

В исследовании мною были выбраны для наблюдения

- ученик А – быстро воспринимает материал (отлично успевает по предметам, участник и призер школьных, республиканских и международных олимпиад и конкурсов творческого характера, прекрасно рисует, свободно выражает свои мысли), - ученица В –– со средним уровнем успеваемости (хорошо поет и обладает хорошим потенциалом в усвоении знаний, но проблемы успеваемости возникают из-за СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью),

- ученик С –– с замедленным темпом усвоения знаний (тихий, застенчивый, не любит математику, но очень активен на уроках устных предметов)

Ожидаемый результат использования формативного оценивания в работе в сотрудничестве: -ученик А – всегда готов к ответу, очень ответственный, инициативный, всегда готов помочь одноклассникам, лидер класса, управляет работой в группе, становится инициатором идей, ведет и сплачивает группы -ученик В – формативное оценивание в коллаборативной среде, положительные эмоции, поддержка ребят будут способствовать положительной динамике в подготовке домашних заданий и, возможно, устранению СДВГ,

-ученик С – благодаря формативному оцениванию во взаимодействии с группой ученик должен раскрыться, раскрепоститься, вовлечься в процесс работы в сотрудничестве, т.к. сформирую для него группы, в которых будут присутствовать друзья С, которые будут определять ошибки и предлагать ему способы решения проблемы.

Всех трёх учащихся объединяет одно: они без интереса изучают предмет математику.

По итогам первого урока провела суммативное оценивание, работу по наблюдению за деятельностью учащихся для того, чтобы определить, на каком уровне находится ученик в начальном этапе нашей практики

Таблица результатов наблюдений за деятельностью учащихся от 3.09.13г.(тест)


Устный счет

Работа по нумерации

Решение уравнений

Решение задач

Сравнение чисел и величин

Нестандартные задания

Средний балл

Общий балл %

А

3

3

2

1

2

2

2,4

71 %

В

2

2

1

1

2

1

1,5

50 %

С

1

1

1

1

1

1

1,0

33 %

По итогам первого урока провела суммативное оценивание и определила уровень знаний учеников по выполнению каждым различных заданий.

На первых этапах всех уроков был применен позитивный настрой для устранения негатива, беспокойства и волнений, что заметно раскрепощало и снимало напряжение учащихся. «Пожелания друзьям», «Мои руки хороши…», «Велосипедная цепь», «Чем мы похожи и чем отличаемся?», «Вопрос другу», «Умный мячик». Неразрывно с позитивом я проводила этап деления на группы при помощи карточек с числовыми, буквенными выражениями, неравенствами и уравнениями, разноцветными стикерами, на которых были задания для устного счета, при помощи стратегии «Телефон»(на ушко назывались геометрические фигуры, дети объединялись, мимикой и жестами объясняя друг другу общие признаки названного на ухо слова), то есть деление на группы плавно переходило в другой этап урока, где закреплялся изученный материал или проверялось домашнее задание. Здесь часто использовала прием «Мозговой штурм» после которого учащиеся использовали самооценивание, комментировали свои возможности.

На первых уроках совместно с учащимися были выработаны правила работы в группе, критерии оценивания как устных и письменных ответов, так и постеров.

Для защиты проектов приглашала ученика А, В, привлекала к помощи наблюдаемого С, который вначале принял позицию наблюдателя, затем активно подключился к процессу обсуждения. В каждой группе самостоятельно распределялись роли, обсуждалась кандидатура спикера, лидера, эксперта. Все ребята из группы прикладывали все усилия, чтобы защита проекта прошла успешно. Самооценивание и взаимооценивание с помощью Светофора, Большого пальца, по силе хлопков явилось стимулом для активизации деятельности. Использовала стратегию для самооценивания, в которой детям предлагалось просмотреть снятые на камеру эпизоды урока с их участием. Таким образом дети дают оценку своей роли в общей работе группы. Уже безучастно сидящие ученики В и С были вовлечены в процесс урока и объясняли остальным материал, т.е. появилась заинтересованность.

Необходимо отметить, что при использовании формативного оценивания при групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане. Они имеют возможность общаться со сверстниками, оценивать работу товарищей так, чтобы не обидеть, не ранить их, могут защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями при оценивании, то есть принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя.

«Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчёркивают способности и вклад отдельных членов группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы». (Руководство для учителя, 2012, с.230).

По исследовательской практике я провела анализ уроков и ведения наблюдений за деятельностью учащихся.

Динамика роста вовлеченности учащихся в групповую работу по результатам анкеты за период с 3.09.2013 по19.03.2014г.

hello_html_m2221c161.png

Результаты анализа деятельности учащихся позволяют утверждать, что дети начали осмысленно готовиться к урокам дома, не только выполняли домашнее задание, но и пытались составлять алгоритмы из дополнительных заданий. Учащиеся, отнесенные мной к категории С, стали внимательно слушать после использования прямой обратной связи. Не только лидеры групп, но и ученики группы С показывали себя в качестве наблюдателей и экспертов. Высказанные учащимися мнения о работе своей и ребят соответствовали уровню ответов. В конце каждого урока они задавали себе вопросы: «Что я узнал? Что мне необходимо усовершенствовать? Что у меня получилось лучше всего?» Это означало, что наметилась положительная динамика отношения учащихся к уроку.

По таблице и результатам тестов можно наблюдать динамику роста усвоения знаний, полученных на уроках.

Динамика роста активности учащихся А, В, С на уроке

Активизировалась работа учащихся всех уровней. Дети эффективно обучаются, если привлекать их в обсуждение и оценивание, в дискуссии и исследования. У них есть возможность общаться с одноклассниками, помогать им, защищать, пояснять и доказывать свои идеи.

Доказательством достижений и позитивных изменений может служить мониторинг работ учащихся, рефлексии в виде прямой и обратной связи.

. Благодаря применению формативного оценивания в сотрудничестве учащиеся могут:

  • формировать свою точку зрения;

  • связно излагать свое мнение о выступлении товарищей;

  • выяснять мнения одноклассников;

  • разрешить разногласия, доказывая свою правоту;

  • отвергаются ошибочные варианты, работы дополняются правильным решением при оценивании;

  • ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении.

Просуммировав эффекты использования формативного оценивания в коллективной форме организации учебного процесса на уроках, мы получаем весьма убедительный перечень:

  1. возрастает и объём усваиваемого материала, и глубина его понимания;

  2. на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, так как учащиеся сами дополняют и поясняют работу при оценивании;

  3. ученики получают большое удовольствие от обучения, комфортней чувствуют себя в школе;

  4. возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

  5. меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие, всегда присутствуют чуткость, понимание;

  6. растёт самокритичность, ребёнок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

  7. учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей;

  8. Учитель, используя результаты оценивания, обратной связи, получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.

Современные приемы формативного оценивания необходимо использовать и в дальнейшем, так как они помогают добиваться высоких результатов.

Анализируя результаты исследовательской работы, могу сказать, что использование формативного оценивания позволяет перейти к самооцениванию: основной функцией оценивания становится обратная связь и коррекция учебной деятельности. По результатам исследования в действии наметила себе ряд мер для улучшения в дальнейшем работы по новой методике обучения: выявив ряд своих ошибок и внеся коррективы в свою деятельность, кардинально менять подходы к проведению уроков. Необходимо продолжение работы по вовлечению учащихся в учебный процесс через анализ своих действий и результатов деятельности уч-ся, работы по модулю «Оценивание для обучения и оценивание обучения», работы в школьном сообществе учителей, создание активной группы по внедрению в практику школы Программы новых подходов в преподавании и обучении.

Характерными признаками успешного учителя являются профессионально-нравственная целостность, профессиональное понимание и практические навыки. Это те признаки, которых желает достичь любой учитель, стремящийся познать искусство «быть учителем», искусство, в которое каждый год привносятся изменения и новшества, искусство, благодаря которому наши ученики станут добрее и умней.


Литература:

  1. Руководство для учителя. II (основной) уровень. Астана 2012 г.//

  2. Дуглас Мак-Грегор и человеческая сторона предприятия / Дж. Шелдрейк. – Москва, 2008 //




ВЛИЯНИЕ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  • Начальные классы
Описание:

         На  семинарах и коучингах, посвященных   новым подходам в преподавании и обучении при проведении анкетирования  большинство учителей отмечают, что хотели  бы ознакомиться с новыми способами оценивания.Пятибальная форма  оценивания не в полной мeрeотражает  знания ученика. Дети не всегда понимают, как и за что им ставят ту или иную оценку. Ученик не всегда чувствует себя комфортно после такого оценивания. У  такого ребенка  может возникнуть отрицательное  отношение  к школе.

Оценивание  должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.

Слово «оценивание» происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным признаком  является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании и поведении.

Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является  учитель.

Формативное оценивание используется   в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении. Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе.Доминирующим субъектом в классе является ученик.

Как увидеть каждого ученика,  определить уровень знаний, умений каждого из них?  Мы распределяем роли в группе так, чтобы экспертами и оценщиками стали активные, внимательные учащиеся, лидеры. Каждый такой ученик в начале урока получает лист оценивания, где написаны виды работ, которые нужно  оценить. Они с удовольствием выполняют эту работу и наблюдают за вкладом  каждого члена малой группы, оценивают его достижения. К такому виду оценивания лидеры подходят очень критично и объективно, у них учатся оцениванию  другие учащиеся.

  Использование формативного оценивания при  работе в группе  дает возможность  детям раскрыться, получать помощь и помогать, предлагать свои идеи, оценивать  возможности свои и окружающих ребят.  «Лишь те, кто учатся, способны научиться тому, как улучшить свое обучение, а именно: реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что потребует понимания, мотивации и желания действовать» (РДУ, 2012, с.260).

Надо отметить, что формативное оценивание позволяет фиксировать деятельность ученика после каждого этапа урока, поддерживать, стимулировать его для дальнейшего участия в процессе обучения.

         В своей работе я преследовала цели  определить и использовать приемы формативного оценивания в работе с учащимися, убедиться в их эффективности.

В исследовании мною были  выбраны для наблюдения 

- ученик А –быстро воспринимает  материал  (отлично успевает по предметам, участник и призер школьных, республиканских и международных олимпиад и конкурсов творческого характера,  прекрасно рисует, свободно выражает свои мысли),                                                                                                                                 - ученица В –– со средним уровнем успеваемости (хорошо поет и обладает хорошим потенциалом в усвоении знаний, но проблемы успеваемости возникают из-за СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью),                                                     

- ученик С –– с замедленным темпом усвоения знаний (тихий, застенчивый, не любит математику, но очень активен на уроках устных предметов)

         Ожидаемый результат использования формативного оценивания в  работе в сотрудничестве:                                                                                                                                                     -ученик А – всегда готов к ответу, очень ответственный, инициативный, всегда готов помочь одноклассникам, лидер класса, управляет работой в группе, становится инициатором идей, ведет и сплачивает группы                                                                              -ученик В – формативное оценивание в коллаборативной среде, положительные эмоции, поддержка ребят будут  способствовать положительной динамике в подготовке домашних заданий и, возможно, устранению СДВГ,

-ученик С – благодаря формативному оцениванию во взаимодействии с группой ученик должен раскрыться, раскрепоститься, вовлечься в процесс работы в сотрудничестве, т.к. сформирую для него группы, в которых будут присутствовать друзья С, которые будут определять ошибки и   предлагать  ему  способы решения проблемы.

Всех трёх учащихся объединяет одно: они без интереса изучают предмет математику.

По итогам первого урока провела суммативное оценивание, работу по наблюдению за деятельностью учащихся для того, чтобы определить, на  каком уровне находится ученик  в начальном этапе нашей практики

Таблица  результатов наблюдений за  деятельностью учащихся от 3.09.13г.(тест)

 

Устный счет

Работа по нумерации

Решение уравнений

Решение задач

Сравнение чисел и величин

Нестандартные задания

Средний балл

Общий балл %

А

3

3

2

1

2

2   

2,4

 71 %

В

2

2

1

1

2

1   

1,5

 50%

С

1

1

1

1

1

1   

1,0

 33 %

По итогам первого урока провела суммативное оценивание и определила   уровень знаний учеников по выполнению каждым различных заданий.

На  первых этапах всех уроков был применен позитивный настрой для устранения негатива, беспокойства и волнений, что заметно раскрепощало и снимало напряжение учащихся. «Пожелания друзьям», «Мои руки хороши…», «Велосипедная цепь»,«Чем мы похожи и чем отличаемся?»,«Вопрос другу», «Умный мячик». Неразрывно с позитивом я проводила  этап деления на группы при помощи карточек с  числовыми, буквенными выражениями, неравенствами и уравнениями, разноцветными стикерами, на которых были задания для устного счета, при помощи стратегии «Телефон»(на ушко назывались геометрические фигуры, дети объединялись, мимикой и жестами объясняя друг другу общие признаки названного на ухо слова), то есть  деление на группы плавно переходило в другой этап урока, где закреплялся изученный материал или проверялось домашнее задание.  Здесь часто использовала прием «Мозговой штурм» после которого учащиеся использовали самооценивание, комментировали свои возможности.

 На первых уроках  совместно с учащимися  были выработаны правила работы в группе, критерии оцениваниякак устных и письменных ответов, так и постеров.

Для защиты проектов  приглашала ученика А, В, привлекала к помощи наблюдаемого С, который вначале принял позицию наблюдателя, затем активно подключился к процессу обсуждения. В каждой группе самостоятельно распределялись роли,  обсуждалась кандидатура спикера, лидера, эксперта. Все ребята из группы прикладывали  все усилия, чтобы защита проекта прошла успешно. Самооценивание и взаимооценивание с помощью Светофора, Большого пальца, по силе хлопков  явилось стимулом для активизации деятельности. Использовала стратегиюдля самооценивания, в которой  детям предлагалось просмотреть снятые на камеру эпизоды урока с их участием. Таким образом дети дают оценку своей роли в общей работе группы. Уже безучастно сидящие ученики Ви Сбыли вовлечены в процесс урока иобъясняли остальным материал, т.е. появилась заинтересованность.

Необходимо отметить, что при использовании формативного оценивания при  групповой форме обучения учащиеся развиваются как в социальном, так и в эмоциональном плане. Они имеют возможность общаться со сверстниками, оценивать работу товарищей так, чтобы не обидеть, не ранить их, могут защищать и представлять свои идеи, обмениваться мнениями при оценивании, то есть принимать активное участие во взаимооценивании и оценивании самих себя.    

          «Во всех случаях, когда люди объединяются  в группы, сотрудничество предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчёркивают способности и вклад отдельных членов группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы». (Руководство для учителя, 2012, с.230).

По исследовательской  практике я провела анализ уроков и ведения наблюдений за деятельностью учащихся.

Динамика роста  вовлеченности учащихся  в групповую работу  по результатам анкеты  за период с 3.09.2013 по19.03.2014г.

Результаты анализа деятельности учащихся позволяют утверждать, что дети  начали осмысленно готовиться  к урокам дома, не только выполняли  домашнее задание, но и пытались составлять алгоритмы из дополнительных заданий.  Учащиеся, отнесенные мной к категории  С,  стали внимательно слушать после использования прямой  обратной связи. Не только лидеры групп, но и ученики группы С показывали себя в качестве наблюдателей и экспертов. Высказанные учащимися мнения о работе своей и ребят соответствовали уровню ответов. В конце каждого урока они задавали себе вопросы: «Что я узнал? Что мне необходимо усовершенствовать? Что у меня получилось лучше всего?»  Это означало, что наметилась положительная динамика отношения учащихся к уроку.

 По таблице и результатам тестов можно  наблюдать динамику роста  усвоения знаний, полученных на уроках.                 

Динамика роста  активности учащихся  А, В, С на уроке

Активизировалась работа учащихся всех уровней.Дети эффективно обучаются, если привлекать их в обсуждение и оценивание, в дискуссии и  исследования. У них есть возможность общаться с одноклассниками, помогать им, защищать, пояснять и доказывать свои идеи.

Доказательством достижений и позитивных изменений может служить мониторинг работ учащихся,  рефлексии в виде прямой и обратной связи.

      .    Благодаря применению формативного оценивания в сотрудничествеучащиеся могут:

·        формировать свою точку зрения;

·        связно излагать свое мнение о выступлении товарищей;

·        выяснять мнения одноклассников;

·        разрешить разногласия, доказывая свою правоту;

§  отвергаются ошибочные варианты, работы дополняются правильным решением при оценивании;

§  ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении.

           Просуммировав эффекты использования формативного оценивания в коллективной форме организации учебного процесса на уроках, мы получаем весьма убедительный перечень:

1.     возрастает и объём усваиваемого материала, и глубина его понимания;

2.     на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, так как учащиеся сами дополняют и поясняют  работу при оценивании;

3.     ученики получают большое удовольствие от обучения, комфортней чувствуют себя в школе;

4.     возрастает познавательная активность  и творческая самостоятельность учащихся;

5.     меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие, всегда присутствуют чуткость, понимание;

6.     растёт самокритичность, ребёнок имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

7.      учащиеся  приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей;

8.     Учитель, используя результаты оценивания, обратной связи, получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.

          Современные приемы формативного оценивания необходимо использовать и в дальнейшем, так как они помогают добиваться высоких результатов.

           Анализируя результаты исследовательской работы,  могу сказать, что использование формативного оценивания позволяет перейти к самооцениванию: основной функцией оценивания становится обратная связь и коррекция учебной деятельности. По результатам исследования в действии  наметила себе ряд мер для улучшения в дальнейшем работы по новой методике обучения: выявив ряд своих ошибок  и внеся коррективы в свою деятельность, кардинально менять подходы к проведению уроков. Необходимо продолжение работы по вовлечению учащихся в учебный процесс через анализ своих действий и результатов деятельности уч-ся, работы по модулю «Оценивание для обучения и оценивание обучения»,  работы в  школьном сообществе учителей, создание активной группы по внедрению в практику школы Программы новых подходов в преподавании и обучении.

Характерными признаками успешного учителя являются  профессионально-нравственная целостность, профессиональное понимание и практические навыки. Это те признаки,  которых желает достичь любой  учитель, стремящийся  познать искусство «быть учителем», искусство, в  которое  каждый год привносятся изменения и новшества, искусство, благодаря которому наши  ученики станут добрее и умней.    

 

Литература:

1.         Руководство для учителя. II (основной)уровень. Астана 2012 г.//

 

2.    Дуглас Мак-Грегор и человеческая сторона предприятия / Дж. Шелдрейк. – Москва, 2008 //

Автор Курмансеитова Калбике Есиркеповна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1731
Номер материала 30798
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓