Главная / Классному руководителю / Влияние деятельности педагога на личность учащихся

Влияние деятельности педагога на личность учащихся

Влияние деятельности педагога на личность учащихся

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

А. Дистервег

Пушкина мы знаем с детства, он настолько прочно вошел в нашу жизнь, что с его именем ассоциируется и русская литература, и русская культура, и Россия. И потому особое значение для нас, жителей Сонковского района, имеет тот факт, что любимый учитель Пушкина профессор Царскосельского лицея Александр Петрович Куницын родился в селе Кой, на нашей сонковской земле.

Пушкин глубоко преклонялся перед  своим учителем и посвятил ему известные всем нам строки:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень!
Заложен им краеугольный камень.
Им чистая лампада возжена!

Ю.М.Лотман в биографии поэта пишет, что по предметам Куницына Пушкин имел весьма невысокие оценки. А по свидетельству И.И. Пущина, Пушкин «охотнее всех других классов занимался в классе Куницына». Впоследствии лицеист П.А.Плетнев писал, что о лекциях Куницына Пушкин «вспоминал всегда с восхищением и лично к нему до смерти сохранил неизменное уважение». Как знак любви и памяти поэта - дарственная надпись на книге «История Пугачевского бунта», подаренной Пушкиным своему учителю: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности 11 января 1835 года».

Чем же покорил, чем увлек будущего поэта молодой профессор?

Александр Петрович Куницын, которому ко времени открытия Лицея было всего 28 лет, стал «властелином дум и умонастроений» юного Пушкина и его ближайших друзей по Лицею. Куницын, преподававший общественно-гуманитарные дисциплины, поразил юного Пушкина при первом же своём появлении, когда произнёс на открытии Лицея 19 октября 1811года пламенную речь, проникнутую идеями и чувствами подлинной гражданственности и патриотизма.

Вы помните: когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей...

"Смело, бодро выступил профессор политических наук А. П. Куницын и начал не читать, а говорить об обязанностях гражданина и воина. Публика, при появлении нового оратора, под влиянием предшествовавшего впечатления, видимо, пугалась и вооружалась терпением; но, по мере того как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживлялись, и к концу его замечательной речи слушатели уже были не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему: верный знак общего внимания и одобрения! В продолжение всей речи ни разу не было упомянуто о государе..." - вспоминал И. Пущин.

"Любовь к славе и отечеству, - говорил Куницын, - должны быть вашими руководителями!.. Исполните лестную надежду, на вас возлагаемую, и время вашего воспитания не будет потеряно... Вы будете иметь непосредственное влияние на благо целого общества".

Впоследствии лекции Куницына, прозванного в среде своих учеников «пламенным профессором», только укрепили первое яркое впечатление о нём.

В своих учебных лекциях Александр Петрович развивал идеи французских просветителей о "естественном праве", то есть праве каждого человека на свободу и равенство. Известно, что на лекции эти специально приезжали в Лицей и будущие декабристы: Пестель, Муравьев, Глинка, Оболенский, Бурцев.

Изданные затем отдельной книгой, лекции были запрещены царской цензурой на том основании, что "естественное право" вселяет в сердца неопытных юношей «дух неповиновения, своеволия и вольнодумства».

Эти вольнолюбивые мысли тогда не были откровением, они разделялись многими передовыми людьми, но лицеисты познакомились с ними впервые благодаря Куницыну. Не случайно многие выпускники Царскосельского лицея, воспитанники Александра Петровича, стали декабристами. «Преподаватели, подобные Куницыну, действовали, однако, главным образом, не лекциями, а собственным человеческим примером, показывая образцы гордой независимости и «спартанской строгости» личного поведения,»- пишет Ю.М.Лотман в биографии Пушкина.

Широко известно древнее изречение: «Человек – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». Но зажечься факел может только от другого пылающего факела, в роли которого и должен выступать учитель, наставник, преподаватель, педагог.

Об огромном влиянии преподавателя на  учеников и студентов рассуждал ещё великий М.В.Ломоносов. Он разработал требования к личности педагога и считал, что педагог прежде всего должен любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «…учитель должен не токмо словами учения, но и поступками добрый пример показывать…».

Великий педагог В. А. Сухомлинский был убежден в том, что важный путь становления личности учитель проходит вместе со своими учениками. От того, какой личностью является педагог, зависит, каких он воспитает учеников. Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом.

По словам академика Д.С.Лихачева, труд учителя «не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…»

О настоящих учителях пишут на страницах своих произведений русские писатели. С теплотой вспоминает своих учителей А.Т.Твардовский: «Все дело – в любви к делу. Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить. Мои учителя… любили свое дело, и это для меня и моих сверстников было источником настоящей радости познания, радости приобщения к книге, к науке…». С особым почтением рассказывает о сельском учителе в повести «Последний поклон» В.П.Астафьев: «Многие годы минули. А я таким вот и помню деревенского учителя с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонять своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь». Вспоминая своих учителей, Б.Н.Полевой говорит: «Настоящий учитель – это тот, кто обладает силой воздействия на своих учеников, умением внушить им не только интерес, но и любовь к своему предмету… Ни грамоты, ни звания никогда не заменят умения гореть и зажигать. На мой взгляд, это – основная черта русской педагогики».

Сеятели разумного, доброго, вечного – говорят об учителях. От них – все лучшее в человеке. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я.А. Коменский.

Заварихина Светлана Анатольевна – учитель русского языка и литературы МОУ «Сонковская СОШ Сонковского района Тверской области»

Влияние деятельности педагога на личность учащихся
  • Классному руководителю
Описание:

            16 ноября 2013 года в селе Кой Сонковского района Тверской области проходили юбилейные мероприятия, посвященные 230-летию со дня рождения Александра Петровича Куницына, профессора Царскосельского лицея, любимого учителя А.С.Пушкина.

            В рамках этих мероприятий на родине "пламенного профессора" проходили  "Куницынские чтения для педагогов", где и была представлена данная работа. В ней - размышления о влиянии деятельности  педагога на личность учащихся, рассказ о значении  А.П.Куницына для А.С.Пушкина и других лицеистов.

Автор Заварихина Светлана Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 740
Номер материала 50464
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓