Главная / Школьному психологу / Влияние семьи на становление личности ребенка

Влияние семьи на становление личности ребенка

Влияние семьи на становление личности ребенка


Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений, даже школьными трудностями видны взрослые - их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать и рассматривать только как школьные или поведенческие, маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.


Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительно, так и отрицательно направленного фактора воспитания, так как никакой другой социальный институт не может потенциально как благоприятно влиять на формирование личности, так и нанести ей невосполнимый ущерб. Семья выступает как особого рода общность, играющая в воспитании ребенка ключевую и длительную роль.

У постоянно обеспокоенной матери, достаточно часто растут тревожные дети; амбициозные родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; вспыльчивый отец, выходящий из себя по любому поводу, часто сам того не понимая, закладывает в сознание ребёнка тот же стереотип поведения.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно словесно передаваемый опыт подкреплять конкретными примерами, чтобы ребенок видел – у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае нельзя рассчитывать на то, что процесс воспитания будет осуществляться сам по себе. Для успеха необходимо прикладывать определенные усилия и постоянно заниматься самовоспитанием.

Например, достаточно часто встречающаяся конфликтная ситуация в семье – разные подходы к воспитанию ребенка. Первая задача родителей – найти компромиссное решение, если один не может принять аргумент другого. Компромисс должен обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязан помнить о позиции другого.

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше в его отсутствие. Воспитание ребенка – процесс, развивающийся в рамках семейной жизни и состоящий из постоянно изменяющихся форм взаимодействия. Родители, принимая любое решение, должны на первое место ставить не собственные удобства, а интересы ребёнка.

Ребенок должен приниматься родителями таким, какой он есть. Достаточно часто встречается, что родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, то есть хорошо учится и ведет себя правильно с их точки зрения, но если ребенок не отвечает ожиданиям родителей, то он может стать отверженным в собственной семье. Как следствие - ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной близости, которая должна с самого младенчества окружать его. Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими.

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в тревожных постоянных сомнениях, теряются при появлении чего-то нового в поведении ребенка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

В семейном воспитании абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, и поражения. Отношения родителей с ребенком, так же как и с другими людьми, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Например, если родители во всём совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществлять самую главную родительскую задачу – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию мира.


Воспитательная роль семьи основывается на природных стремлениях и действиях человека. В естественных условиях семейной жизни удовлетворяются насущные потребности человека. Общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценные возможности в воспитании подрастающего поколения.

Условием действенности семейного воспитания является целостность и единство семьи как группы. В семье, где присутствует родительский авторитет, взаимопонимание, постоянство, единство требований, уважение к институту семьи в целом, стремление без ссор и конфликтов решать возникающие проблемы, воспитание будет успешным.

Однако сейчас можно наблюдать, как семейные ценности не только подвергаются сомнению, но и теряют свою значимость, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности ребенка.

В каждой семье объективно складывается система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители. Обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких - либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Тактика «невмешательства» – это такая система межличностных отношений в семье, которая строится на признании возможности, и даже целесообразности, независимого существования взрослых от детей и наоборот.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает подчиненность межличностных отношений в семье организации, целями, и задачами совместной деятельности в контексте высоких нравственных ценностей. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество -–она становится целостным организмом высокого уровня развития.

В эмпирическом исследовании Дж.Болдуина выделено два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий.

Демократический определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включённостью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим – верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Дети в семьях с демократическим стилем воспитания характеризуются умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю.

Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Родители – первая общественная среда ребёнка. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает ребенку собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержки и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, а также поддерживания его физического и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к ребенку в любом возрасте внимательно и с любовью. Тем не менее, необходимость создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств.

Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование психологии человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любить.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию наоборот – эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности, вне зависимости от того, как он себя ведет в данный момент.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, так как контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.


Детей, которых любят искренне и безусловно можно очень легко увидеть в детском коллективе…

Совершенно очевидно, что как ранее наши родители, теперь уже мы, задаем своим детям модель эмоциональных отношений между взрослыми и детьми, которая с какими-то изменениями в будущем будет реализована в семьях наших детей. Одновременно, уже сегодня мы обучаем наших детей проявлять свои чувства по отношению к нам.

Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные дети”, так же как дети “с комплексами”, “забитые” или “несчастные” — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.




О возможностях проявления родительской любви.

Неоспоримо, что если в основе взаимодействия и взаимоотношений родителей и детей не лежит любовь, все остальное покоится на фальшивом и зыбком фундаменте (страхе, подчинении и т.п.). Для полноценных детско-родительских взаимоотношений важна, прежде всего, безусловная любовь, любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях. Безусловная любовь – это как свет в тоннеле, который не дает сбиться с пути и заблудится в поиске решения возникающих трудностей и разногласий. Этот свет помогает удерживать ориентир для нас – счастливое и успешное будущее наших детей. Безусловная любовь – это возможность удовлетворять эмоциональные потребности наших детей. Безусловная любовь – это любовь, не зависящая ни от чего:

  • внешности (например, младенец с корсетом);

  • способностей, недостатков (сравнение количества детей со сниженными способностями и нормативных детей в зависимости от эмоционального климата семей);

  • наших ожиданий в будущем;

  • от его сегодняшнего поведения.

Способность любить и потребность быть любимым есть у каждого человека и очень важно не дать угаснуть этой способности, а напротив позволить ей вырасти и развиваться. У каждого из нас есть эмоциональный резервуар, который пополняется эмоциями и чувствами, получаемыми от наших близких. Этот резервуар пополняется по мере того, как мы получаем подтверждение любви и заботы. Этот резервуар обеспечивает нам эмоциональный комфорт, стабильность, чувство защищенности и уверенности. Взрослый человек наполняет этот резервуар через общение со своими родителями, супругом и детьми. Но не только мы, но и наши близкие обладают эмоциональным резервуаром. Наша искренняя забота, внимание, любовь к нашим близким наполняют их эмоциональный резервуар и сохраняют их психологический комфорт.

Первое впечатление о мире ребенок получает через эмоции. Именно это является платформой для будущего развития. Далее ребенок постоянно задает вопрос: “Вы любите меня?”. Если мы любим ребенка условно, он чувствует, что ответ на этот вопрос положительный, если мы любим его условно, то он теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным.

Важно, что в глубине души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребенку, но этого недостаточно. Именно через наше поведение ребенок ощущает нашу любовь к себе, он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем.

Какие же способы выражения родительской любви наиболее необходимы моему ребенку?

Контакт глаз.

В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку?

Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. В таких ситуациях ребенок обоснованно воспринимает нашу любовь как обусловленную.

Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем (“ ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил”). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви.

Еще ужаснее привычка в наказание не смотреть на своего ребенка (“видеть тебя не хочу”). Это тоже пример обусловленной любви. Опасность использования взгляда в наказание заключается не только в том, что мы лишаем ребенка уверенности в нашей безусловной любви. Одновременно, мы учим ребенка использовать контакт глаз в своей жизни. Став взрослым, наш ребенок будет избегать взгляда всякий раз, как только внешняя ситуация будет для него незнакома или тем более некомфортна или в моменты, когда он будет чувствовать себя не уверенно; он вряд ли будет использовать контакт глаз для выражения привязанности своему супругу и детям. Возможно, нашему ребенку не избежать коммуникативных трудностей.

Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо.

Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд. Прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.

Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.

Физический контакт.

Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт?

Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы.

Физический контакт – это еще один способ наполнить эмоциональный резервуар ребенка (на самом деле мы не можем позволить себе длительный контакт глаз, прикосновения по отношению ко всем людям, но если мы это делаем, то это есть подтверждение наших особых чувств, нашей любви и привязанности).

В каком возрасте потребность в физическом контакте особенно велика?

Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам - младшим школьникам крайне необходимы “телячьи” нежности. Эта потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок, и является в базовой потребности. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты.

Особенно важно, что в периоды, когда ваш ребенок будет взвешивать свое стремление отказаться от взрослых авторитетов и привязанность к родителям, его воспоминания отчетливо нарисует ему картинку родительской ласки и любви, пережитую им ранее. Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем более уверенно он будет противостоять натиску подросткового периода. Возможностей, для того, чтобы дать ребенку ощущение нашей любви достаточно много, но не стоит откладывать это на будущее, так как будущее наступает очень быстро, мы можем просто не успеть что-то сделать.

Для девочек физический контакт особенно важен к 11 годам. В этот период происходит подготовка к юности. Через физический контакт с отцом девочка формирует образ своей сексуальной идентичности со своим полом, иначе говоря, формирует уверенность в себе, с точки зрения сексуальной привлекательности. Для девочки важно чувствовать себя “в порядке”, быть девушкой “что надо”, “первый сорт”. Если она чувствует себя такой, то ее юность пройдет относительно безболезненно, ей не нужно будет искать способ для одобрения у представителей противоположного пола. Чем худшего она мнения о себе, тем легче ей будет поддаться давлению сверстников и тем меньше она способна сохранять ценности своих родителей.

Пристальное внимание.

Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку.

Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок не сомневался в нашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.

Типичная трудность современных родителей – недостаток времени, в том числе для проявления пристального внимания. Важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Где на шкале ценностей находится супруг, ребенок. Если, наш ребенок для нас одна из первостепеннейших ценностей, тогда времени не хватит для чего-то другого, но не для выражения пристального внимания к моему ребенку.

Выражение пристального внимания к ребенку требует действительно сосредоточенности, увлеченности собственным ребенком. Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Несмотря на то, что эта деятельность может показаться нам не особо интересной, ребенок относится к ней иначе, но не менее важно, что, изменив свое отношение к совместному с ребенком время провождению, мы можем получать истинное удовольствие от таких событий.

Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.

Кстати о материальных ценностях и их значимости в проявлении нашей любви. Несомненно, ребенок в той или иной степени нуждается во всем том, что он старается у нас попросить. Но, чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать материальные “заменители любви”. Для ребенка это буквально: я буду уверен, что родители любят меня, если они мне купят… Но если мы позволим всякий раз выражать свою любовь так, то мы найдем для ребенка и для себя наиболее простой и наименее эффективный способ выражения привязанности друг к другу. Не стоит компенсировать нехватку времени на общение с ребенком, возможностью купить ему какую-то игрушку. Ребенок теряет потребность в других ценностях и, даже став взрослым, строя отношения с другими людьми выбирает как ведущие ложные ценности (деньги, материальные ценности и т.п.)


выступление на заседании

Совета гимназии


Влияние семьи на становление личности ребенка
  • Школьному психологу
Описание:

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений, даже школьными трудностями видны взрослые - их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать и рассматривать только как школьные или поведенческие, маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.

Автор Милютина Марина Викторовна
Дата добавления 23.05.2016
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 249
Номер материала MA-067046
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓