Главная / Физкультура / Выступление:«Спортсменом можешь ты не быть, а вот здоровым быть обязан»

Выступление:«Спортсменом можешь ты не быть, а вот здоровым быть обязан»



«Спортсменом можешь ты не быть, а вот здоровым быть обязан»


«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.Ж. Руссо.




Позиция общества и министерства образования выделила данную проблему в одну из основных направлений развития физически и морально здоровой личности, что послужило началом для внедрения в программы общеобразовательных школ Татарстана комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников, их родителей и педагогов. Назрела серьезная необходимость в целенаправленной и систематической работе по воспитанию у учащихся культуры здорового образа жизни. Только личная и гражданская ответственность за собственное здоровье и здоровье каждого ребенка, а следовательно и здоровья нации способны изменить сложившуюся ситуацию в обществе.

В последние годы в системе образования наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи России. По данным научных исследований, лишь около 10% молодежи можно считать здоровыми, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием.

Исследования убедительно показали, что здоровье ребенка закладывается задолго до его рождения и во многом определяется физической активностью и образом жизни будущих матерей. Вместе с тем, уровень соответствующих знаний у девушек и молодых женщин остается крайне низким. Стратегия обеспечения здоровья детей, подростков и молодежи путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний является пассивной, не в полной мере отвечающей современным представлениям о повышении и сохранении высокого уровня здоровья.

Развитие физического воспитания в системе образования в последние годы имеет приоритетное направление. Таким образом, перед нами состоит главная задача - воспитание здорового, глубоко мыслящего и образованного поколения.

Задача учителя физической культуры - качественно обучать учащихся, развивать знания, умения и навыки, привлекать к занятиям физической культуры и спорта и здорового образа жизни, т.к. именно этот предмет несет оздоровительную направленность.

В Татарстане задача оздоровления школьников носит одно из приоритетных направлений.

Приоритетными направлениями совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях являются:

создание условий в образовательных учреждениях, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников и учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта;

обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процесса физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей учащейся молодежи в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;

формирование физической культуры личности учащегося с учетом его индивидуальных способностей и мотивации;

совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;

объективизацию оценки уровня физического развития и подготовленности учащейся молодежи к будущей профессиональной деятельности;

профилактику асоциального поведения учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта;

оснащение учебно-спортивным оборудованием и инвентарем общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования.

Проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени стоит остро и, к сожалению, во многих школах не решена. Таких детей просто освобождают от занятий физкультурой, в то время как ослабленные дети в еще большей степени нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической культуры. В результате чего необоснованно большое число учащихся оказывается в числе освобожденных от физкультуры.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе являются: повышение физической и умственной работоспособности, освоение и развитие основных двигательных умений и навыков, воспитание правильной осанки и ее коррекция.

Таким образом, в связи с появлением в образовательных учреждениях большого количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и хроническими заболеваниями. Необходима разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, в которых средства физической культуры способствовали бы восстановлению нарушенного здоровья.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников. Одной из причин сложившейся ситуации стала система школьного образования, ориентированная на интеллектуализацию и интенсификацию учебного процесса. Информационная перегруженность, психоэмоциональная напряженность учебного процесса, его нерациональная с гигиенической точки зрения организация приводят к потерям здоровья школьников.

Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. На уроках биологии учащиеся знакомятся со строением опорно-двигательной системы, значением физических упражнений для ее развития. На заседаниях методического объединения рассматривался вопрос о более активном внедрении «физкультминуток» в структуру урока. Учителя следят за правильностью осанки учеников. На уроках вводится система разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы. В этих условиях повышается роль учителя физической культуры в решении проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся.

Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”. Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи:

воспитание грамотности в вопросах здоровья,

практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой;

реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику старт счастливой жизни.

Долгое время урок физкультуры считался второстепенным, к нему относились, в некотором роде, как к развлечению. Но это далеко не так. Престиж предмета «физическая культура» растет из года в год, и это говорит о том, что пришло время всерьёз задуматься о своём здоровье. На уроке физической культуры человек учится преодолевать себя, быть дисциплинированным. Он, может быть, впервые задумывается над своим отношением к тому, что ему «хочется», и что «надо», «надо для здоровья», а, следовательно, для себя. А какое значение имеет открытие в себе чувства победы над собой?! Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость – этому учит физкультура.

Исходя из существующей на сегодняшний день проблематики и далеко не всех обозначенных противоречий, назревает необходимость раздельного дифференцированного обучения учащихся физической культуре, что позволит сократить и укрепить здоровье школьников и повысить мотивацию учащихся к дополнительным занятиям физической культурой и спортом в дополнительных образовательных учреждениях.

Сегодня урок физической культуры должен не только сохранять и укреплять здоровье учащихся, но и побуждать ребят к интеллектуальной деятельности через создание проблемных ситуаций, решение которых требует привлечения знаний из других предметов.

Комплекс мероприятий в рамках уроков физической культуры в школе включает в себя следующие виды деятельности:

- проведения комплексной диагностики физического здоровья учащихся;

- организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

- пропаганда здорового образа жизни;

- применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

- применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевании.

Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную.

Основными в подготовительной части являются:

- упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, по канату, по гимнастической скамейке и др.);

- беговые упражнения не высокой интенсивности.

- дыхательная гимнастика (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).

Таким образом, сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным. Надо широко использовать здоровьесберегающие технологии для того, чтобы учителя, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ученик школы был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения.

Слова Мишеля де Монтень – французского философа – гуманиста: «Здоровье – это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть время, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нетерпимой и унизительной».

Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, учителя и врача.


5


Выступление:«Спортсменом можешь ты не быть, а вот здоровым быть обязан»
  • Физкультура
Описание:

Материал предназначен для учителей физической культуры, тренеров - преподавателей, завучам.

Развитие физического воспитания в системе образования в последние годы имеет приоритетное направление. Таким образом, перед нами состоит главная задача - воспитание здорового, глубоко мыслящего и образованного поколения.

Задача учителя физической культуры - качественно обучать учащихся, развивать знания, умения и навыки, привлекать к занятиям физической культуры и спорта и здорового образа жизни, т.к. именно этот предмет несет оздоровительную направленность.

Автор Валеев Эльмир Альбертович
Дата добавления 01.02.2016
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 348
Номер материала MA-064312
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓