«Спортсменом можешь ты не быть, а вот здоровым
быть обязан»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.Ж. Руссо.
Позиция общества и
министерства образования выделила данную проблему в одну из основных
направлений развития физически и морально здоровой личности, что послужило
началом для внедрения в программы общеобразовательных школ Татарстана комплекс
мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников, их
родителей и педагогов. Назрела серьезная необходимость в целенаправленной и
систематической работе по воспитанию у учащихся культуры здорового образа
жизни. Только личная и гражданская ответственность за собственное здоровье и
здоровье каждого ребенка, а следовательно и здоровья нации способны изменить
сложившуюся ситуацию в обществе.
В последние годы в
системе образования наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и
физической подготовленности учащейся молодежи России. По данным научных
исследований, лишь около 10% молодежи можно считать здоровыми, около 40% детей
страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни
сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены
недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными
экологическими условиями и питанием.
Исследования
убедительно показали, что здоровье ребенка закладывается задолго до его
рождения и во многом определяется физической активностью и образом жизни
будущих матерей. Вместе с тем, уровень соответствующих знаний у девушек и
молодых женщин остается крайне низким. Стратегия обеспечения здоровья детей,
подростков и молодежи путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний
является пассивной, не в полной мере отвечающей современным представлениям о
повышении и сохранении высокого уровня здоровья.
Развитие физического
воспитания в системе образования в последние годы имеет приоритетное
направление. Таким образом, перед нами состоит главная задача - воспитание
здорового, глубоко мыслящего и образованного поколения.
Задача учителя
физической культуры - качественно обучать учащихся, развивать знания, умения и
навыки, привлекать к занятиям физической культуры и спорта и здорового образа
жизни, т.к. именно этот предмет несет оздоровительную направленность.
В Татарстане задача
оздоровления школьников носит одно из приоритетных направлений.
Приоритетными
направлениями совершенствования процесса физического воспитания в
образовательных учреждениях являются:
• создание
условий в образовательных учреждениях, содействующих сохранению и укреплению
физического и психического здоровья дошкольников и учащейся молодежи средствами
физической культуры и спорта;
• обеспечение
тесного взаимодействия учебного и внеучебного процесса физического воспитания
для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей
учащейся молодежи в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
• формирование
физической культуры личности учащегося с учетом его индивидуальных способностей
и мотивации;
• совершенствование
врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в
образовательных учреждениях;
• объективизацию
оценки уровня физического развития и подготовленности учащейся молодежи к
будущей профессиональной деятельности;
• профилактику
асоциального поведения учащейся молодежи средствами физической культуры и
спорта;
• оснащение
учебно-спортивным оборудованием и инвентарем общеобразовательных учреждений и
учреждений начального профессионального образования.
Проблема физического
воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего
времени стоит остро и, к сожалению, во многих школах не решена. Таких детей
просто освобождают от занятий физкультурой, в то время как ослабленные дети в
еще большей степени нуждаются в благотворном влиянии на организм различных
средств физической культуры. В результате чего необоснованно большое число
учащихся оказывается в числе освобожденных от физкультуры.
Основными задачами
физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе являются: повышение физической и умственной
работоспособности, освоение и развитие основных двигательных умений и навыков,
воспитание правильной осанки и ее коррекция.
Таким образом, в
связи с появлением в образовательных учреждениях большого количества детей с
различными отклонениями в состоянии здоровья и хроническими заболеваниями.
Необходима разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, в которых
средства физической культуры способствовали бы восстановлению нарушенного
здоровья.
В последние годы
наметилась устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников.
Одной из причин сложившейся ситуации стала система школьного образования,
ориентированная на интеллектуализацию и интенсификацию учебного процесса.
Информационная перегруженность, психоэмоциональная напряженность учебного
процесса, его нерациональная с гигиенической точки зрения организация приводят
к потерям здоровья школьников.
Одна из проблем,
которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это
гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека.
Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но
и время, проведенное на открытом воздухе. На уроках биологии учащиеся
знакомятся со строением опорно-двигательной системы, значением физических
упражнений для ее развития. На заседаниях методического объединения
рассматривался вопрос о более активном внедрении «физкультминуток» в структуру
урока. Учителя следят за правильностью осанки учеников. На уроках вводится
система разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая
много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и
способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение
эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы. В
этих условиях повышается роль учителя физической культуры в решении проблемы
сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся.
Каждый урок должен
быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока
учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”.
Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование
в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным
использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае
получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда
вытекают следующие задачи:
• воспитание
грамотности в вопросах здоровья,
• практическое
воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы
рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей
педагогикой;
• реализация
всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая
школа, стремящаяся дать ученику старт счастливой жизни.
Долгое время урок
физкультуры считался второстепенным, к нему относились, в некотором роде, как к
развлечению. Но это далеко не так. Престиж предмета «физическая культура» растет
из года в год, и это говорит о том, что пришло время всерьёз задуматься о своём
здоровье. На уроке физической культуры человек учится преодолевать себя, быть
дисциплинированным. Он, может быть, впервые задумывается над своим отношением к
тому, что ему «хочется», и что «надо», «надо для здоровья», а, следовательно,
для себя. А какое значение имеет открытие в себе чувства победы над собой?!
Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою
слабость – этому учит физкультура.
Исходя из
существующей на сегодняшний день проблематики и далеко не всех обозначенных
противоречий, назревает необходимость раздельного дифференцированного обучения
учащихся физической культуре, что позволит сократить и укрепить здоровье
школьников и повысить мотивацию учащихся к дополнительным занятиям физической
культурой и спортом в дополнительных образовательных учреждениях.
Сегодня урок
физической культуры должен не только сохранять и укреплять здоровье учащихся,
но и побуждать ребят к интеллектуальной деятельности через создание проблемных
ситуаций, решение которых требует привлечения знаний из других предметов.
Комплекс мероприятий
в рамках уроков физической культуры в школе включает в себя следующие виды
деятельности:
- проведения
комплексной диагностики физического здоровья учащихся;
- организация учебных
занятий со здоровьесберегающей направленностью;
- пропаганда
здорового образа жизни;
- применение
физических упражнений для профилактики заболеваний;
- применение комплексов
упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные
заболевании.
Урочные занятия имеют
чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную.
Основными в
подготовительной части являются:
- упражнения в
движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях
стопы, по канату, по гимнастической скамейке и др.);
- беговые упражнения
не высокой интенсивности.
- дыхательная
гимнастика (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).
Таким образом,
сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным
и сложным. Надо широко использовать здоровьесберегающие технологии для того,
чтобы учителя, дети и родители жили в состоянии эмоционального комфорта и
высокого интереса к познанию, для того чтобы ученик школы был здоров и
социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для дальнейшего
обучения.
Слова Мишеля де
Монтень – французского философа – гуманиста: «Здоровье – это драгоценность и
при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть
время, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой
жизни, поскольку жизнь без него становится нетерпимой и унизительной».
Опыт убедил нас в
том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главная причина отставания в
учёбе – плохое состояние здоровья, поддающееся излечению только совместными
усилиями матери, отца, учителя и врача.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.