Главная / Директору-завучу / Выступление "Портфолио как фактор объективной системы оценивания успешности учителя"

Выступление "Портфолио как фактор объективной системы оценивания успешности учителя"

ПОРТФОЛИО – ФАКТОР ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ



Всякий человек должен учиться и

упражняться в том, в чем хочет

достигнуть успеха.

Сократ


В условиях модернизации системы образования в Республике Казахстан требования к качеству образования постоянно повышаются. Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог – одним из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на новую модель образования нуждается в “новом” типе учителя – творчески думающего, владеющего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, имеющего активную жизненную позицию.

В школе должен работать “мобильный” учитель, обладающий не только совокупностью знаний, умений и навыков, а иметь основанную на них личную, социальную и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Изменяются педагогические ценности, и на первый план выходит исследовательская культура. Согласно новой парадигме образования учитель, прежде всего, должен начать преобразование с себя, т.е. научиться оценивать свою деятельность. [1]

В словарях термин «оценивание» — это высказывание мнения, суждения о ценности или значении кого-либо или кого-нибудь. Оценивание можно провести разными способами: наблюдение, интервью, анкетирование, портфолио и т.д.

В современной школе портфолио является одним из наиболее популярных способов оценивания педагогической деятельности. Портфолио - это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье.

Термин «портфолио» не является изобретением ХХI века. Уже в XIX веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект.

Термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. Именно поэтому этот термин применяется в модельном бизнесе. Также бытует мнение, что термин «портфолио» пришел в систему образования из политики и бизнеса. Каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций. Родиной идеи применения портфолио в системе образования считаются Соединённые Штаты Америки, где она возникла в 80-х годах.

Педагогическое портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня своего профессионализма.

Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. [2]

Педагогическая философия портфолио предполагает: интеграцию количественной и качественной оценок; смещение акцента на достижение, успех; перенос педагогического акцента на самооценку.

Портфолио может стать инструментом, оптимизирующим самооценочную деятельность педагога в межаттестационный период, сделать этот период “прозрачным” и, следовательно, повысить общественный контроль за всем аттестационным процессом. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе.

Портфолио – форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. В процессе подготовки к аттестации педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности, необходимо сделать самоанализ за последние пять лет. Еще одним “за” портфолио является возможность накопить удачные учительские работы, а затем доработав их, предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику.

В приложении 2        к приказу и.о. Министра   образования и науки     Республики Казахстан    от 7 августа 2013 года № 323 о «Правилах проведения и условиях аттестации педагогических
работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в
организациях образования, реализующих образовательные учебные
программы дошкольного, начального, основного среднего, общего
среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» говорится, что комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности педагогического работника проводится экспертными группами ежегодно с 1 января по 31 марта. В этот период учитель должен предоставить анализ своей педагогической деятельности в форме портфолио.

Для установления соответствия деятельности педагогического работника заявленной квалификационной категории на рассмотрение экспертных групп представляются следующие документы:
      1)
копии документов, необходимых для обязательного представления всеми аттестуемыми педагогическими работниками:

- заявление на аттестацию;
- документ, удостоверяющий личность;
- диплом об образовании;

- трудовая книжка;
- удостоверение о ранее присвоенной квалификационной категории;
- документы о прохождении курсов повышения квалификации;
      2)
сведения о профессиональных достижениях (при их наличии):

- материалы обобщения педагогического опыта: эссе, творческий отчет, самоанализ профессиональной деятельности;
- документы, свидетельствующие о научно-методической деятельности педагога: участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, семинарах, круглых столах, педагогических чтениях различного уровня; копии публикаций научно-методических материалов в периодической печати, средствах массовой информации;
- итоги независимой оценки профессиональной компетентности педагогического работника: отзывы, результаты анкетирования обучающихся и воспитанников, родителей, коллег и администрации; отзывы со стороны руководителей баз практик, работодателей, информация о поступлениях в вуз или трудоустройстве;
- результаты педагогической деятельности: документы, подтверждающие участие педагогического работника, обучающихся и воспитанников в учебных, творческих, спортивных, предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, соревнованиях, играх; наградные материалы педагогического работника;
 - динамика результативности профессиональной деятельности работника за последние три года (при досрочной аттестации - 1-2 года). [3]

На основании данного положения о правилах аттестации мною разработана модель педагогического портфолио.

Цели портфолио:

- получение навыка работы с информацией, по её своевременному сбору и сортировке;

- формирование устойчивого навыка планировать работу на основе анализа её результатов;

- повышение компетентности при оценивании своей деятельности;

- выработка собственного стиля работы;

- умение ставить цели и достигать их, видеть свои слабые и сильные стороны.

Требования к оформлению портфолио и принцип работы:

- Системность и регулярность самомониторинга.

- Достоверность.

- Объективность.

- Нацеленность на самосовершенствование.

- Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

- Аккуратность и эстетичность оформления.

- Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.

- Наглядность результатов работы.

- Технологичность.

Портфолио – “копилка” ЛУЧШИХ результатов. На этапе сбора информации должны быть ВСЕ результаты, чтобы на этапе сортировки выделить из них ЛУЧШИЕ.

«Перед человеком к разуму три пути:  путь размышления — это самый благородный; путь подражания — это самый легкий; путь личного опыта - самый тяжелый путь», - отмечал Конфуций. Эти слова наиболее полно раскрывают суть творческой работы педагога по самооцениванию собственной деятельности.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца. А на уроке творец – это учитель. «Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности учащихся» - такова методическая тема, над которой я работаю.

Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.

В своей работе использую следующий диагностический инструментарий результативности обучаемых: анкетирование, тестирование, систему разноуровневых заданий, творческих работ, использование вариантов ЕНТ по русскому языку в 9 – 11 классах, различные виды диктантов и творческих работ, стимулирующих у учащихся повышение качества знаний, интереса к предмету.

Веду факультатив «Юный этнограф» в 5 классе. Мы изучаем с ребятами обычаи и традиции казаков. Наше село Дубровное образовано 260 лет назад как казачий поселок, приписанный к станице Становой. Дети с удовольствием находят материал, готовят мини-проекты, приносят на занятия песни, записывают воспоминания старожилов села. Результатом деятельности стало выступление на районном смотре художественной самодеятельности со «Страничкой из жизни Дубровинского казачества», а также публикация статьи в районной газете «Знамя труда». В дальнейшем планирую выпустить методическое пособие по данной теме.

Опыт работы по вопросу «Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе» обобщен на районном методическом объединении. Совместно с моим учителем, коллегой и наставником Виноградовой Л.П. выпущен сборник «Калейдоскоп занимательных мероприятий по русскому языку и литературе».

Работа нашей творческой группы учителей русского языка и литературы началась в 2007 году с выхода первого номера школьной газеты «FOREVER!-НАВСЕГДА!». Творческие работы наших юнкоров успешно печатают в районной газете «Знамя труда», ребята принимают участие в областном фестивале-конкурсе «Жас қаламгер» (2009, 2011, 2013 г.) Наша газета признана одной из лучших в области. В конкурсе детских пресс-центров школьная газета «FOREVER!-НАВСЕГДА!» заняла 1 место в области и направлена для участия в Республику. Ребята учатся писать не только сочинения, статьи, очерки, но и занимаются краеведческой работой: откликаются на все новое и интересное, собирают материал о ветеранах войны и труда, о знаменательных событиях из жизни села и трудовой биографии тех, кто рядом с ними живет и трудится.

Мои ученики принимают участие и являются победителями районных, областных, республиканских и международных конкурсов, олимпиад, чтений по русскому языку и литературе. Иванова Ирина защитила научный проект «СМС как средство коммуникации в современной лингвистике» и отмечена грамотой за 2 место. Она же призер областной полиязыковой олимпиады, районного конкурса сочинений, посвященного Дню Первого Президента. Неоднократным победителем конкурсов сочинений являются Анастасия Кобец, Ирина Давыдова, Наталья Маслий. Самой большой своей победой считаю Благодарственное письмо из дома-музея Ясной Поляны Маслий Наталье и Сусловой Ольге за участие в международном творческом конкурсе «Толстой и Казахстан», посвященном 150-летию поездки Л.Н.Толстого в Казахстан.

Активные участники и призеры республиканских и международных дистанционных олимпиад по русскому языку и литературе - Кобец А., Иванова И., Маслий Н., Суслова О., Луценко Н., Баринова Т., Степанова Д., Кайдар Нурдаулет, Милехин В., Линник А. Эти учащиеся являются победителями и награждены дипломами за 1, 2, 3 место.

Ребятам видят результат своего труда, их успехи радуют меня как педагога, а также радуются достижениям своих детей родители. Победы вдохновляют учащихся на новые открытия, им хочется еще совершенствоваться и идти вперед, не останавливаясь на достигнутом.

Я принимаю активное участие в работе школьного и районного методического объединения учителей русского языка и литературы. Выступаю с докладами, обмениваюсь опытом работы «Разноуровневое обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка», «Метод проектов как средство развития творческих и познавательных интересов учащихся». Даю открытые уроки не только для учителей школы, но и для учителей русского языка и литературы в рамках районного методического объединения.

Свои методические разработки уроков, мероприятий размещаю на интернет-сайтах, публикую в республиканских научно-методических журналах «Русский язык в школах и вузах Казахстана», «Внеклассная работа в школе». Богатый методический материал из опыта работы коллеги смогут найти на нашем школьном сайте: dubrovnoe.school.sko.

Постоянно совершенствую свой профессиональный уровень. В 2010 году принимала участие в международной конференции «Малокомплектная школа: проблемы, решения, перспективы». В 2011 году прошла курсы при ИПК и ППК СКО по теме «Педагогические аспекты подготовки учителей новой формации в условиях перехода на 12-летнее образование»». В 2013 году участвовала в районном и областном этапах Первых Республиканских педагогических чтениях «Профессиональный рост работников образования как условие обеспечения нового качества образования». В 2014 году стала победителем районного конкурса «Лучший педагог года».

Участвую в казахстанских интернет олимпиадах по русскому языку, литературе, истории Казахстана, психологии, казахскому языку, по итогам которых имею «Лучший результат района», «Отличный результат». В этом учебном году утверждена на трехуровневые курсы второго уровеня.

В июле 2014 году в международном конкурсе «Лучшее портфолио педагога» (г.Тула) моя модель педагогического портфолио заняла 2 место и я, как учитель, награждена дипломом победителя.

Свою педагогическую деятельность я стараюсь строить, ориентируясь на все самое лучшее в педагогической традиции нашей страны. Одновременно с этим я постоянно веду поиск новых педагогических приемов, форм, методов.

За профессионализм, успехи, достигнутые в системе образования, награждена благодарственными письмами акима района, почетной грамотой Федерации профсоюзов РК, Управления образования и РОО.

Таким образом, педагогическое портфолио отражает динамику развития учителя; показывает результаты самореализации; демонстрирует стиль преподавания и уровень компетенций учителя; помогает проводить рефлексию и планировать деятельность учителя.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.

Портфолио позволяет учителю: реально представить результаты своего труда; увидеть свои резервы; иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию; администрации: осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.

Современный учитель должен ориентироваться на переоценку своей деятельности, искать новые пути для совершенствования профессиональных качеств. В центре системы методической службы школы стоит педагог новой формации – эталон, качествами которого должен стремиться обладать каждый.

Согласно моей модели образ педагога новой формации складывается из семи символических «Я»: «Я – дальновидный», «Я – объективный», «Я – мобильный», «Я – предприимчивый», «Я – лидер», «Я – последовательный», «Я – креативный».

Сегодня я с уверенностью могу сказать, что благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах.  Я счастлива, что имя мое – Учитель и мне доверены сердца детей. Для меня «учитель» – не профессия, не работа.… Для меня быть учителем – это и значит жить. Мне нравится смотреть в глаза детей  и находить в этом радость и удовлетворение. Школа - моя дорога, зовущая и ведущая к вершинам педагогического мастерства.


Список литературы и интернет – ресурсов:

  1. http://festival.1september.ru/articles/572492/

  2. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5732/Itemid,88/

  3. Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 августа 2013 года № 323. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 августа 2013 года № 8678

  4. Курочко Е. А. Портфолио учителя как средство оптимизации деятельности педагога. Материалы фестиваль педагогических идей «Открытый урок» изд-во «1 сентября» 2007—2008 учебный год.



7


Выступление "Портфолио как фактор объективной системы оценивания успешности учителя"
  • Директору-завучу
Описание:

В современной школе портфолио является одним из наиболее популярных способов оценивания педагогической деятельности. Портфолио - это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье.

Педагогическое портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня своего профессионализма.

Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.

Портфолио позволяет учителю: реально представить результаты своего труда; увидеть свои резервы; иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию; администрации: осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.


Автор Линник Марина Анатольевна
Дата добавления 20.12.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 467
Номер материала MA-063317
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓