Формирование метапредметных умений:
практический аспект
Дейнеко С.В., учитель МОШ № 50
Одной из приоритетных задач
образования во все времена была задача «научить учиться»: вооружить детей
обобщёнными способами учебной деятельности, что обеспечивало бы успешный процесс
обучения в средней школе. В Государственном образовательном стандарте речь
идет о формировании у школьников метапредметных результатов — универсальных
учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных),
которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями,
«составляющими основу умения учиться».
Основной формой обучения в
школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Как известно, самый распространённый
тип урока — комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических
требований, а также раскроем суть изменений, связанных с планированием и
проведением урока современного типа: в соответствии с требованиями стандарта
нового поколения ( слайд 2,3).
Тогда станет понятно, что следует
изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности
учителя и учащихся.
Данная таблица позволяет сделать
вывод о том, что урок современного типа отличается
от традиционного видами деятельности
учителя и учащихся. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания
учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным действующим
лицом. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.
Д. Ушинского , сказанные более 100 лет назад, отражают суть урока современного
типа. Учитель на современном уроке осуществляет скрытое управление процессом
обучения, вдохновляет и направляет учащихся.
Как спроектировать современный
урок комбинированного типа, чтобы он решал задачи по формированию не только предметных,
но и метапредметных результатов? Для этого в таблице выделены универсальные
учебные действия учащихся (УУД) на каждом этапе урока. УУД представлены в обобщённой
форме, больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности
и средств обучения к каждому этапу урока.
Обучение целеполаганию,
формулированию темы урока возможно через введение в
урок
проблемного диалога, создания
проблемной ситуации с целью определения учащимися границ знания и незнания. (слайд
4)
Формирование умения планировать
работу проходит несколько стадий:
• план работы предлагает учитель и
обсуждает этапы его выполнения с учащимися;
• план работы предложен не полный или
с ошибками, в ходе обсуждения план исправляют, дополняют, детализируют;
• к предложенному плану работы
учащиеся предлагают свой вариант;
• учащиеся разрабатывают план под
руководством учителя;
• учащиеся самостоятельно разрабатывают
план.
Обучение учащихся планированию может быть
построено на основе анализа учебного материала: выбор самими учащимися из предложенного
списка тех заданий, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определение
их места на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт
решение задач и сам урок. Но главными действующими лицами на уроке даже на
этапе планирования становятся ученики.
Определившись с заданиями, которые
могут быть выполнены учащимися на уроке (с учётом инвариантной и вариативной
частей учебника, дифференциации учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности
и др.), следует продумать формы организации практической деятельности
учащихся.(слайд 5)
Работа в парах —
форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы
сформировать у них навыки учебного сотрудничества. Но прежде чем вводить её,
следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного
взаимодействия. Уже в процессе выработки основных правил под руководством
учителя ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее
решение. Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных
знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного
проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном
процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и
поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные
действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но
можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет
мини-проект, но по сути своей останется
значимым практико-ориентированным.
Педагогической практикой доказано, что
результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую
зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен
отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые
моделировали бы жизненные ситуации (учебные ситуации).
Работа с текстом является основой формирования универсальных учебных
действий, она должна осуществляться на любом уроке и быть системной.(слайд
6)
В этом отношении определенное
значение приобретает вопрос об успешности овладения смысловым чтением.
Последнее является фактором формирования УУД, поскольку программы по учебным
предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в
различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы становится умение работать с различными источниками
информации. Таким образом, от уровня овладения чтением зависит успех усвоения
детьми знаний по различным предметам начальной и средней школы.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста,
уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное
вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек
действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение.
Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и,
как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Различаются уровни
работы с текстом:
1.
Воспроизведение: комментированное чтение, нахождение сведений.
2.
Анализ: выделение главной мысли, составление плана, тезисов, вопросов, схем,
таблиц, написание выводов, поиск причинно-следственных связей, компрессия
(сжатие текста), подбор примеров.
Заметим,
процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается
принятием со стороны читающего какого-то решения, ведущего к совершенствованию
его личности. Поэтому возможен и третий этап.
3.
Творчество: иллюстрирование, рецензирование, написание.
Эти
уровни определяют «пошаговую» работу с текстами различных функциональных
стилей. Поначалу таким образом организованная познавательная деятельность
требует немалых усилий и учителя, и ученика, но при условии системного подхода
позволяет создать алгоритм освоения информации, способствующий саморазвитию
школьника: каждая капля усилий рождает море возможностей…
Любой вид деятельности на уроке можно
использовать для обучения детей самоконтролю, самооценке и самоанализу. (слайд7)
1. Рефлексия в конце урока, темы,
выполнения творческой работы.
— Какое значение для тебя лично имеют
знания и умения, полученные на уроке?
— При изучении материала ты помогал
другим или помогали тебе?
— Что вызвало наибольшую трудность?
— Как ты оцениваешь полученные
сегодня знания? и т. д.
2. При презентации творческих
заданий, творческих проектов используется «лестница
успеха»: ученики располагают свои
работы на лестнице трёх уровней, затем в процессе взаимного рецензирования и
соотнесения личных результатов с результатами группы
она помогает формировать адекватную
самооценку, т. е. проект может подняться или
опуститься по лестнице успеха.
3. Ещё одним важнейшим условием
формирования самоконтроля является вовлечение
школьников в разнообразные формы
взаимопроверки как развивающей функции (умение сотрудничать друг с другом,
контролировать свои действия, оценивать достигнутый результат деятельности).
Для этих целей из числа наиболее подготовленных учеников выделяют
консультантов, мастеров, помощников.
Поскольку способность к самоконтролю
в учебной деятельности выступает как умение самостоятельно отслеживать
собственный путь к достижению поставленной учебной цели, то наиболее важное
значение имеет формирование у школьников контрольно-оценочных способностей.
Ещё одним эффективным средством по
достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически
организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение
к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.
Организация работы в рамках исследовательского проекта поможет учащимся понять
назначение словарей и справочников различного типа.
Нужно выделить на уроке время для
выработки общего алгоритма действий при выполнении заданий с типовыми
формулировками (в совместной деятельности составить памятки), систематическое
использование которых поможет избежать многих ошибок.
Если ученик сделал ошибку, необходимо
обратиться к памятке, выявить, на каком этапе она была допущена, и осуществить
коррекцию своих действий. Это и есть обучение, направленное не только на
предметный, но и на метапредметный результат.
В условиях введения в практику работы
уже сегодня учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно
формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого
необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов,
приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на
уроке, ввести в практику работы разработанные наукой и практикой инновационные
технологии.
Так, при проектировании и проведении
урока комбинированного типа, направленного на формирование не только
предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать следующие
методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся (
слайд 8).
Новый
стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет
возможности для внедрения новых идей и новых творческих находок. Но если
учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового
стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение
наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.