Главная / Директору-завучу / Выступление на педагогическом совете школы Тема: «Духовно-нравственное и половое воспитание современных школьников» (обмен опытом).

Выступление на педагогическом совете школы Тема: «Духовно-нравственное и половое воспитание современных школьников» (обмен опытом).

Подготовила:

зам. директора по ВР Дюсембаева А.Г.

Долинская общая средняя общеобразовательная школа

Теректинский район

Западно-Казахстанская область

Выступление на педагогическом совете школы

Тема: «Духовно-нравственное и половое воспитание современных школьников» (обмен опытом).

Цель: показать формы и методы воспитания духовно – нравственных качеств, обмен опытом; развитие критического мышления у педагогов; развитие рефлексивных качеств.

Оборудование: ватман , маркеры, магниты.

Ход семинара:


1. Психологический настрой: (5 мин) Упражнение для разминки под песню «Дрыц-тыц!» из мультфильма «Фиксики»

2.Введение:

1. Деление на 4 группы (метод «По порядковому номеру 1,2,3,4»)

2. Мозговой штурм: Что такое нравственно –половое воспитание? (10 мин)

- Формы работы по нравственно –половому воспитанию в учебном и внеучебном процессе. Группы составляют кластер на ватманах.

Ответы участников.

3. Лекционный материал:

В настоящее время существует 3 подхода к пониманию сущности полового воспитания:

- умалчивание, игнорирование проблемы полового воспитания;

- ограничение полового воспитания вопросами полового просвещения;

- подход к половому воспитанию через аспекты нравственности  

Если не ведётся целенаправленного процесса полового воспитания, то всё же существуют факторы, влияющие спонтанно. Какие это факторы? (Семья, сверстники, СМИ).

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фундаментом сферы чувств личности. Семья  воспитывает ребёнка не какими-то «мероприятиями», а всем образом своей жизни.

Сталкиваясь с проявлениями интереса подростков к вопросам секса, родители часто теряются в этой ситуации.

Роль сверстников в половом воспитании обычно определяется тем, чего не делают взрослые. Именно они оказываются основным источником информации о половых различиях и сексуальном поведении. Эта информация немедленна, откровенна, реалистична, но очень неточна, часто опошлена. Мы не можем не признать существования особой, преимущественно скрытой от глаз взрослых, детской субкультуры. Именно в среде сверстников ребёнок может испытывать себя как представителя: пола, апробировать усваиваемые полоролевые установки. Поведение будет силы зависеть от того, каковы правила в данной конкретной компании.

Сюда присоединяется мощное влияние СМИ, которые грубо искажают реальность сексуальной любви. Подчёркивается именно физиологическая сторона сексуальных отношений.

Сторонники   второго   подхода   к   половому   воспитанию, сводящие его к вопросам полового просвещения; исходят из убеждения, что бессмысленно призывать подростка изменить своё поведение, и поэтому основное внимание надо уделять физиологическим аспектам полового созревания, сексуальных отношений и вопросам контрацепции. Применение такого подхода в США показало, что сексуальная активность стала выше на 50%. Это произошло потому, что внимание акцентировалось на данной теме, а нравственной базы нет.

        Я считаю наиболее целесообразным подход к половому воспитанию через аспекты нравственности. Необходимо не столько половое просвещение, а сколько именно половое воспитание в широком смысле, который в данном случае надо понимать как процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, установок личности определяющих отношение человека к представителям другого пола.

Нужно стремиться, чтобы у учащихся появилось чувство социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми, выработалось адекватное понимание взрослости, таких понятий, как мужественность и женственность.

При таком подходе половое воспитание включает социально-психологическую часть:

- понятие мужественности и женственности,

- психология межличностных отношений,

- культура общения,

- нравственные основы отношений юношей и девушек,

-  любовь как высшее человеческое чувство,

- брак и семья,

- понятие готовности к браку.

В.А. Сухомлинский писал: Духовно-нравственное воспитание - одна из неотъемлемых черт деятельности педагога. Духовность и нравственностьЭто базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).

Обратимся к определениям: нравственность, духовность, воспитание.

Нравственность - способы действия, нормы поведения, поступки людей.
Духовность – самое высокое к чему стремится человек, направленность его души.

«Воспитание — это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями».

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

В настоящее время наше общество переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско - пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного – полового воспитания так актуальна.

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в школьной столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

То есть всё то, что воспитывает целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологически особенности, устанавливать    оптимальные    отношения    с    людьми    своего  и противоположного пола во всех сферах жизни (общественная жизнь, супружество,  родительство, досуг и т.д.), составляет половое воспитание.

Главным его результатом должно стать умение решать возникающие в жизни реальные проблемы, связанные с отношением полов.

Для того, чтобы достигнуть этой цели, такого рода воспитание должно начинаться раннего возраста и должно быть систематичным.

Возникает вопрос: - Каким образом организовать работу с самими детьми?

Существуют  как традиционные, так и активные формы организации работы по половому воспитанию:

1) Лекция. Преимущества:   наличие   точного   плана,   чёткость,   логичность.   Недостаток: пассивное   участие   учеников.   Им   предлагается   принять   к   сведению   определённую информацию, их мнение об этой информации и то, насколько близко они её принимают, неизвестно.  Особенно  эффективна,  когда приглашают специалиста — врача, психолога. Достоинство — профессиональная грамотность информации.

2) Беседа. Может быть применена как в работе с учащимися, так и с родителями.

Преимущества: наличие обратной связи, активность учеников. Недостаток относительно малый объём информации, который можно вместить в одну беседу. Чтобы упорядочить течение беседы, учитель может сделать специальные заготовки по темам и предложить ученикам обсудить эти темы. По ходу oн задаёт вопросы, соотносит ответ ученика или родителя с собственной позицией, корректирует ответ и в заключение делает вывод.

Типичные ошибки учителей:

  -Акцент на собственную личную жизнь. Абсолютизация личного опыта — ошибка зрелого учителя. Ему свойственна идеализация своей молодости, всего, что связано с этим временем. Создаётся иллюзорный миф о возвышенности, особенности чувств в предыдущие времена, чего якобы нет в настоящее время. Подняться над личным опытом — наиболее трудная задача учителя. Посмотреть на свою личную жизнь как всего лишь на частный случай в обширной практике семейных отношений — значит преодолеть эту ошибку. Ученики часто сами провоцируют учителя: «А как поступили бы Вы?», «А у Вас как было?». Лучше найти уклончивую форму ответа: «В молодости я была эгоистичной и самовлюблённой, от этого непросто было избавиться в семье. Отсюда те трудности, которые у меня возникали». Пример: «А могли бы Вы лично увлечься женатым человеком?» Ответ возможный: «На прошлом уроке поступил вопрос… касающийся моей личной жизни. В этом частном вопросе была поставлена очень серьёзная проблема о возможности внебрачных связей и сущности измены. Давайте подумаем вместе над этим вопросом, а в заключение я выскажу свою точку зрения».

- Попытка навязать свою точку зрения. Определённая точка зрения на семью и семейные отношения есть у каждого человека, но навязывание её недопустимо. Изложение материала в категоричной форме плохо воспринимается учениками. Не очень удачным будет монолог: «Я считаю, что…» Гораздо предпочтительнее следующие обороты: «По данным научных исследований…», «Согласно обычаям русского народа», потом уже: «Я думаю, что можно согласиться с этой точкой зрения, а вы как считаете? Точка зрения предлагается ученику, но не навязывается.

- Одобрение жестом, кивком головы, возгласом той или иной точки зрения. Ученики мгновенно подмечают реакцию учителя, и некоторые начинают корректировать свои выступления с учётом позиции учителя.

-  Морализаторский   тон   или   тем   более   нравоучения.   Даже   полное несогласие с выступлением ученика учитель должен облечь в соответствующую форму «Я думаю, ты мыслишь односторонне, я думаю, ты не до конца прав». «Такая точка зрения имеет право на существование, но не спеши к ней присоединяться, подумай, какие могут быть возражения против этого». «Мне кажется, что ты пересмотришь свою точку зрения через некоторое время. Не будь так категоричен». Не надо заставлять оправдываться.

3) Диспут. Недостатки — неизвестно, как всё будет происходить. Для успешного проведения диспута нужно знать настроения и чаяния учеников, знать, о чём они думают, что их особенно волнует. Здесь может помочь коробочка для вопросов. На диспут лучше выносить повторяющиеся вопросы. Роль учителя состоит в том, чтобы, как говорится, подбрасывать поленья, поддерживая огонь. Для этого необходимо продумать дополнительные вопросы.

Например, мы хотим провести диспут на тему «Ранние половые связи. За и против». Несмотря на то, что добрачные связи в молодёжной среде существуют, общение стало проще (можно сразу переходить на «ты», обнять, поцеловать девушку), все 17-летние мечтают о возвышенной любви. Потребность любить и быть любимым — одна из самых основных социальных потребностей человека. Именно любовь даёт ему веру в значимость, неповторимость, уникальность своей личности. Мы говорим, что наша жизнь и наши дети сильно изменились, но в действительности чувства человека, его биологическая структура меняется гораздо медленнее, чем его социальная сущность.

Поэтому не надо думать, что нравственные аспекты совсем не интересуют наших современных подростков, поэтому очень вероятно, что при правильном выборе темы

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке.

Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. В каждой семье свои устои, своя религия. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.

Педагогический смысл работы по нравственно-половому становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

4.Практическая часть:

Упражнение «Скамейка в парке» (импровизация)

Один педагог садится на «единственную скамейку в парке». Остальные садятся рядом с ним полукругом. Задача педагогов: убедить ученика, сидящего на «скамейке», уступить им место. Педагог, сидящий на «скамейке» чувствует себя комфортно и не торопится расстаться со своим местом, пока ему не предложат подходящую альтернативу.

«Убеждающая» сторона может использовать разные смысловые роли для достижения своей цели: полицейского, инвалида и др.

«Сидящий» должен отвечать честно.

Общая рефлексия по вопросу: Какие роли достигли цели перемещения сидящего на «скамейке». Кто был более убедителен и почему?

5. Рефлексия «незаконченное предложение:

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было НЕ интересно …

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я почувствовал, что…

  • Я приобрел….

  • У меня получилось…

  • Я смог…

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось





При подготовке использовались ресурсы Интернет сайтов.

Выступление на педагогическом совете школы Тема: «Духовно-нравственное и половое воспитание современных школьников» (обмен опытом).
  • Директору-завучу
Описание:

Цель: показать формы и методы воспитания духовно – нравственных качеств, обмен опытом; развитие критического мышления у педагогов; развитие рефлексивных качеств.

Оборудование: ватман , маркеры, магниты.

Ход семинара:

1. Психологический настрой: (5 мин) Упражнение для разминки под песню «Дрыц-тыц!» из мультфильма «Фиксики»

2.Введение:

1. Деление на 4 группы (метод «По порядковому номеру 1,2,3,4»)

2. Мозговой штурм: Что такое нравственно –половое воспитание? (10 мин)

- Формы работы по нравственно –половому воспитанию в учебном и внеучебном процессе. Группы составляют кластер на ватманах.

Ответы участников.

3. Лекционный материал:

В настоящее время существует 3 подхода к пониманию сущности полового воспитания:

- умалчивание, игнорирование проблемы полового воспитания;

- ограничение полового воспитания вопросами полового просвещения;

- подход к половому воспитанию через аспекты нравственности

Если не ведётся целенаправленного процесса полового воспитания, то всё же существуют факторы, влияющие спонтанно. Какие это факторы? (Семья, сверстники, СМИ).

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фундаментом сферы чувств личности. Семья воспитывает ребёнка не какими-то «мероприятиями», а всем образом своей жизни.

Сталкиваясь с проявлениями интереса подростков к вопросам секса, родители часто теряются в этой ситуации.

Роль сверстников в половом воспитании обычно определяется тем, чего не делают взрослые. Именно они оказываются основным источником информации о половых различиях и сексуальном поведении. Эта информация немедленна, откровенна, реалистична, но очень неточна, часто опошлена. Мы не можем не признать существования особой, преимущественно скрытой от глаз взрослых, детской субкультуры. Именно в среде сверстников ребёнок может испытывать себя как представителя: пола, апробировать усваиваемые полоролевые установки. Поведение будет силы зависеть от того, каковы правила в данной конкретной компании.

Сюда присоединяется мощное влияние СМИ, которые грубо искажают реальность сексуальной любви. Подчёркивается именно физиологическая сторона сексуальных отношений.

Сторонники второго подхода к половому воспитанию, сводящие его к вопросам полового просвещения; исходят из убеждения, что бессмысленно призывать подростка изменить своё поведение, и поэтому основное внимание надо уделять физиологическим аспектам полового созревания, сексуальных отношений и вопросам контрацепции. Применение такого подхода в США показало, что сексуальная активность стала выше на 50%. Это произошло потому, что внимание акцентировалось на данной теме, а нравственной базы нет.

Я считаю наиболее целесообразным подход к половому воспитанию через аспекты нравственности. Необходимо не столько половое просвещение, а сколько именно половое воспитание в широком смысле, который в данном случае надо понимать как процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, установок личности определяющих отношение человека к представителям другого пола.

Нужно стремиться, чтобы у учащихся появилось чувство социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми, выработалось адекватное понимание взрослости, таких понятий, как мужественность и женственность.

При таком подходе половое воспитание включает социально-психологическую часть:

- понятие мужественности и женственности,

- психология межличностных отношений,

- культура общения,

- нравственные основы отношений юношей и девушек,

- любовь как высшее человеческое чувство,

- брак и семья,

- понятие готовности к браку.

В.А. Сухомлинский писал: Духовно-нравственное воспитание - одна из неотъемлемых черт деятельности педагога. Духовность и нравственностьЭто базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).

Обратимся к определениям: нравственность, духовность, воспитание.

Нравственность - способы действия, нормы поведения, поступки людей.
Духовность – самое высокое к чему стремится человек, направленность его души.

«Воспитание — это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями».

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

В настоящее время наше общество переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско - пионерско-комсомольские традиции. Сегодняподрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного – полового воспитаниятак актуальна.

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в школьнойстоловой, на улице, транспорте мы приходим кразмышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: ну почему они такие? Чего им не хватает?Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотраосновдуховно-нравственного воспитания. Нужен новыйвзгляд на саму сущность этого воспитания.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

То есть всё то, что воспитывает целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологически особенности, устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни (общественная жизнь, супружество, родительство, досуг и т.д.), составляет половое воспитание.

Главным его результатом должно стать умение решать возникающие в жизни реальные проблемы, связанные с отношением полов.

Для того, чтобы достигнуть этой цели, такого рода воспитание должно начинаться раннего возраста и должно быть систематичным.

Возникает вопрос: - Каким образом организовать работу с самими детьми?

Существуют как традиционные, так и активные формы организации работы по половому воспитанию:

1) Лекция. Преимущества: наличие точного плана, чёткость, логичность. Недостаток: пассивное участие учеников. Им предлагается принять к сведению определённую информацию, их мнение об этой информации и то, насколько близко они её принимают, неизвестно. Особенно эффективна, когда приглашают специалиста — врача, психолога. Достоинство — профессиональная грамотность информации.

2) Беседа. Может быть применена как в работе с учащимися, так и с родителями.

Преимущества: наличие обратной связи, активность учеников. Недостаток относительно малый объём информации, который можно вместить в одну беседу. Чтобы упорядочить течение беседы, учитель может сделать специальные заготовки по темам и предложить ученикам обсудить эти темы. По ходу oн задаёт вопросы, соотносит ответ ученика или родителя с собственной позицией, корректирует ответ и в заключение делает вывод.

Типичные ошибки учителей:

-Акцент на собственную личную жизнь. Абсолютизация личного опыта — ошибка зрелого учителя. Ему свойственна идеализация своей молодости, всего, что связано с этим временем. Создаётся иллюзорный миф о возвышенности, особенности чувств в предыдущие времена, чего якобы нет в настоящее время. Подняться над личным опытом — наиболее трудная задача учителя. Посмотреть на свою личную жизнь как всего лишь на частный случай в обширной практике семейных отношений — значит преодолеть эту ошибку. Ученики часто сами провоцируют учителя: «А как поступили бы Вы?», «А у Вас как было?». Лучше найти уклончивую форму ответа: «В молодости я была эгоистичной и самовлюблённой, от этого непросто было избавиться в семье. Отсюда те трудности, которые у меня возникали». Пример: «А могли бы Вы лично увлечься женатым человеком?» Ответ возможный: «На прошлом уроке поступил вопрос… касающийся моей личной жизни. В этом частном вопросе была поставлена очень серьёзная проблема о возможности внебрачных связей и сущности измены. Давайте подумаем вместе над этим вопросом, а в заключение я выскажу свою точку зрения».

- Попытка навязать свою точку зрения. Определённая точка зрения на семью и семейные отношения есть у каждого человека, но навязывание её недопустимо. Изложение материала в категоричной форме плохо воспринимается учениками. Не очень удачным будет монолог: «Я считаю, что…» Гораздо предпочтительнее следующие обороты: «По данным научных исследований…», «Согласно обычаям русского народа», потом уже: «Я думаю, что можно согласиться с этой точкой зрения, а вы как считаете? Точка зрения предлагается ученику, но не навязывается.

- Одобрение жестом, кивком головы, возгласом той или иной точки зрения. Ученики мгновенно подмечают реакцию учителя, и некоторые начинают корректировать свои выступления с учётом позиции учителя.

- Морализаторский тон или тем более нравоучения. Даже полное несогласие с выступлением ученика учитель должен облечь в соответствующую форму «Я думаю, ты мыслишь односторонне, я думаю, ты не до конца прав». «Такая точка зрения имеет право на существование, но не спеши к ней присоединяться, подумай, какие могут быть возражения против этого». «Мне кажется, что ты пересмотришь свою точку зрения через некоторое время. Не будь так категоричен». Не надо заставлять оправдываться.

3) Диспут. Недостатки — неизвестно, как всё будет происходить. Для успешного проведения диспута нужно знать настроения и чаяния учеников, знать, о чём они думают, что их особенно волнует. Здесь может помочь коробочка для вопросов. На диспут лучше выносить повторяющиеся вопросы. Роль учителя состоит в том, чтобы, как говорится, подбрасывать поленья, поддерживая огонь. Для этого необходимо продумать дополнительные вопросы.

Например, мы хотим провести диспут на тему «Ранние половые связи. За и против». Несмотря на то, что добрачные связи в молодёжной среде существуют, общение стало проще (можно сразу переходить на «ты», обнять, поцеловать девушку), все 17-летние мечтают о возвышенной любви. Потребность любить и быть любимым — одна из самых основных социальных потребностей человека. Именно любовь даёт ему веру в значимость, неповторимость, уникальность своей личности. Мы говорим, что наша жизнь и наши дети сильно изменились, но в действительности чувства человека, его биологическая структура меняется гораздо медленнее, чем его социальная сущность.

Поэтому не надо думать, что нравственные аспекты совсем не интересуют наших современных подростков, поэтому очень вероятно, что при правильном выборе темы

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание – этоцеленаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственныхрешений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке.

Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. В каждой семье свои устои, своя религия.В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.

Педагогический смысл работы по нравственно-половому становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

4.Практическая часть:

Упражнение «Скамейка в парке» (импровизация)

Одинпедагогсадитсяна«единственнуюскамейкувпарке».Остальныесадятся рядомснимполукругом.Задачапедагогов:убедитьученика,сидящегона«скамейке», уступитьимместо.Педагог,сидящийна«скамейке»чувствуетсебякомфортноине торопитсярасстатьсясосвоимместом,покаему непредложатподходящую альтернативу.

«Убеждающая»сторонаможетиспользоватьразныесмысловыеролидлядостижения своей цели: полицейского, инвалида и др.

«Сидящий» должен отвечать честно.

Общая рефлексия по вопросу: Какие роли достигли цели перемещения сидящего на «скамейке».Кто был более убедителен и почему?

5. Рефлексия «незаконченное предложение:


Сегодня я узнал…Было интересно…Было НЕ интересно …Было трудно…Я выполнял задания…Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…Я приобрел….У меня получилось…Я смог…Я попробую…Меня удивило…Мне захотелось

При подготовке использовались ресурсы Интернет сайтов.

Автор Дюсембаева Алия Гвайдулловна
Дата добавления 29.02.2016
Раздел Директору-завучу
Подраздел Планирования
Просмотров 685
Номер материала MA-065277
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓