Цель обучения
ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться
дальше без помощи учителя.
Элберт Хаббарт
В условиях введения ФГОС начального общего образования каждому педагогу крайне
важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся,
так как оценке отводится особое место в учебном процессе: она выступает
одновременно и как результат, и как средство обучения. Так, входя в состав
универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в
целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который
необходимо формировать и развивать.
1. Проблемы существующей системы оценивания
В России с
1944 года существует 5-и бальная система оценивания, которая:
не дает полноценной
возможности для формирования оценочной самостоятельности учащихся -
"краеугольного камня" здания учебной самостоятельности (указанная
способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое
качество содержания российского образования);
затрудняет
индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно
оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с
предыдущими результатами его обучения);
является малоинформативной в
силу своей формализованности и скрытости критериев; по отметке часто
нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное,
нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить,
над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка;
часто имеет травмирующий
характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная"
система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического
давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка,
с другой стороны, на родителей).
Что требуется
Актуальна разработка такой системы оценивания образовательных
результатов учащихся, которая:
устранит противоречия между
функциями оценки и существующей системой оценивания;
позволит связать оценку с
индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений,
компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся
получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем
самым, выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;
позволит ввести в практику
оценку новых результатов образования.
2. Современные подходы
к оцениванию учебных достижений учащихся или современные тенденции оценивания
Основные
задачи оценивания:
·
Спрогнозировать возможные
последствия, результаты реализации методических подходов;
·
Обеспечить обратную связь;
·
Оценить степень достижения
намеченных целей;
·
Оценить, как и в какой мере,
наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
·
Предоставить доказательную
информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
Функции
оценивания:
1.
стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или
неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
2.
диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение
уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от
заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
3.
проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют
учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он
вносит коррективы в сою работу
4.
формирование у учащихся адекватной самооценки как
личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под
воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят
негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в
ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение
мотивации учения и потеря интереса к учебе;
5.
мощный мотив учебной деятельности учащихся;
6.
изменения межличностных
отношений в классном коллективе,
содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное
отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему
положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.
Движение
от…
|
Движение
к…
|
Письменные работы, закрытый экзамен
|
Открытый экзамен, проекты
|
Оценивание преподавателем, тьютором
|
Оценивание при участие обучающихся
|
Имплицитные (неявные) критерии
оценки
|
Эксплицитные (явные) критерии
оценки
|
Конкуренция
|
Сотрудничество
|
Оценка результата
|
Оценка процесса
|
Цели и задачи
|
Учебные результаты
|
Оценивание знаний
|
Оценивание умений, способностей,
компетенций
|
Тестирование памяти
|
Оценивание понимания, интерпретации,
применения, анализа, синтеза
|
Оценивание курса
|
Оценивание модуля
|
Итоговое, суммарное оценивание
|
Формирующее, развивающее оценивание
|
Приоритетность оценки
|
Приоритетность учения
|
3. Понятие - формирующее оценивание
Регулярная
оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё,
учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия. Именно действия
учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».
В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и
ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более
эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты
обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся,
оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при
необходимости, понять, когда достигнут планируемый результат.
Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять
для улучшения своих результатов.
Цель
формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно
взятого ученика. Формирующая оценка - оценка
способствующая обучению.
Формирующее
(внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений
каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов,
продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по
результатам обучения.
4. Значение формирующего оценивания
Для учащегося
может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять, что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Для учителя
·
четко сформулировать
образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном
случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
·
сделать учащегося субъектом
образовательной и оценочной деятельности.
5. Принципы формирующего оценивания
1.
Учитель регулярно обеспечивает
обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания по поводу их
деятельности.
2.
Учащиеся принимают активное
участие в организации процесса собственного обучения.
3.
Учитель меняет техники и
технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
4.
Учитель осознает, что
оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
5.
Учитель осознает необходимость
научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных
результатов .
Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система
критериального оценивания должна давать возможность:
- определить,
насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал
- определить,
сформирован ли тот или иной практический навык
- сверить
достигнутый учащимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс
учебных задач).
Как разрабатывать систему критериальной оценки:
- критерии
направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном
этапе);
- работа
учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом
отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;
- критерии
известны учащимся заранее;
·
создание четкого алгоритма
выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень
достижения и определить свою отметку;
·
критерий оценивания –
конкретное выражение учебных целей; оцениваться может только то, чему
учат, поэтому важно на этапе конструирования
учителем комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для
учебной задачи.
6. Инструментарий или Где можно применить формирующее оценивание
Цель
|
Приемы
|
Формирование
критического мышления, формулирование суждений (аргументация,
рефлексия, оценивание, умозаключение и т.п.)
|
-Написание
эссе (фокусированное на предъявлении и развитии аргументации, рефлексивной
оценке). · Критический анализ ситуации. · Критическая оценка
изученной литературы. · Ведение
рефлексивного дневника. · Подготовка сообщения или выступления
(фиксирующее проблему и способы ее разрешения). · Подготовка \ написание
статьи. · Комментарии к статье, книге,
монографии.
|
Решение
проблем или планирование (определение или постановка проблемы,
сбор и анализ данных, интерпретация, планирование экспериментов, применение
теории и информации и т.п.)
|
-Анализ
ситуации или случая. ·
Моделирование ситуации. · Групповая работа (коллективное
обсуждение выделенной проблемы и поиск ее
решения). · Обсуждение и рефлексия из опыта
проделанной работы ·
Подготовка проекта исследовательской заявки по реальной проблеме
|
Выполнение
действий или демонстрация операций, техник (вычисления,
работа с текстами, использование оборудования, выполнение процедур,
заполнение протоколов, выполнение инструкций и т.п.)
|
·
Подготовка отчета по лабораторной
работе. · Демонстрация
опыта или эксперимента. · Участие в
ролевой игре. · Использование программного обеспечения
и видео. · Подготовка презентационного плаката
|
Управление
или развитие (самоуправление и саморазвитие) (навыки
индивидуальной и кооперативной работы, ответственность за свое учение и
развитие, способность диагностировать собственные учебные потребности,
осуществлять тайм-менеджмент, поиск учебных ресурсов для самооценки и т.п.)
|
·
Заключение и выполнение учебных контрактов (форма самоуправляемых проектов, в
которых обучающиеся формулируют проблему, проектируют и выполняют проект,
оценивают свои достижения по независимым критериям). ·
Создание портфолио. · Осуществление
самооценки. · Написание автобиографии. · Ведение
рефлексивных дневников. · Взаимооценка.
· Оценивание групповых
проектов. · Взаимообучение.
|
Демонстрация
знания или понимания (пересказ,
описание, перечисление, распознавание, изложение и т.п.)
|
·
Написание эссе (фокусированное на воспроизведении информации).
· Заполнение мультивариативных опросников. ·
Выполнение тестов (мини-тестов). · Контрольные опросы.
|
Разработка
или создание материалов (проектирование,
визуализация, изобретение, создание, исполнение и т.п.)
|
·
Создание портфолио. · Подготовка
презентации. ·
Представление · Участие в групповых
проектах. · Участие в соревновании. ·
Проектирование и внедрение
проекта. · Оценка качества
исполнения.
|
Коммуникация,
взаимодействие (навыки вербальной, невербальной,
письменной, устной, групповой коммуникации; навыки аргументации, защиты,
переговоров, презентаций, интервьюирование)
|
·
Участие в групповой работе. · Участие в дискуссии (дебатах,
переговорах). · Участие в ролевых
играх. · Подготовка письменной презентации (эссе, отчет,
рефлексивный дневник и т.п.). · Участие в публичной презентации с
видеозаписью происходящего. · Наблюдение или демонстрация
реальных профессиональных навыков
|
7. Вместо заключения
Сегодня учитель
всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы
(проекты, исследования, элективы, профили, практики и пр.), он не имеет
инструментов, чтобы оценить их результаты. Способом решения данной проблемы
может стать появление в повседневной практике новых для нашей школы современных
форм оценивания. Прежде всего, «формирующего оценивания» (formative
assessment), как формы деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя.
Подобный подход к
оцениванию позволяет обеспечить: индивидуализацию как процесса обучения, так и
подходов к оценке его результатов; предоставление ученику максимально активной
и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку
своих достижений; фиксацию не только итоговых достижений, но и отслеживание их
динамики и индивидуального прогресса ученика; использование оценочных процедур
для корректировки собственного преподавания и содержания учебной программы.
«Формирующее
оценивание» соответствует новому пониманию учебных результатов и новым
требованиям к организации учебной деятельности ученика, заложенным в ФГОС и
обеспечивает учителя необходимыми для работы в рамках этого стандарта
инструментами.
8. Используемые ресурсы:
1.
http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/novye-formy-i-metody-otsenivaniya-soglasno-fgos
2.
http://www.myshared.ru/slide/42973/
3.
Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание
для обучения. Практическое руководство для учителей
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.