Главная / Начальные классы / выступление на методическом объединении

выступление на методическом объединении

Цель обучения ребенка состоит в том,
 чтобы сделать его способным развиваться
 
дальше без помощи учителя.
Элберт Хаббарт



В условиях введения ФГОС начального общего образования каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся, так как оценке отводится особое место в учебном процессе: она выступает одновременно и как результат, и как средство обучения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

  1. Проблемы существующей системы оценивания

В России с 1944 года существует 5-и бальная система оценивания, которая:

  • не дает полноценной возможности для формирования оценочной самостоятельности учащихся - "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования);

  • затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);

  • является малоинформативной в силу своей формализованности и скрытости критериев; по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка;

  • часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей).

Что требуется

Актуальна разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая:

    • устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;

    • позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым, выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;

    • позволит ввести в практику оценку новых результатов образования.

  1. Современные подходы
    к оцениванию учебных достижений учащихся или современные тенденции оценивания

Основные задачи оценивания:

  • Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;

  • Обеспечить обратную связь;

  • Оценить степень достижения намеченных целей;

  • Оценить, как и в какой мере, наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;

  • Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Функции оценивания:

  1. стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;  

  2. диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;  

  3. проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу

  4. формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;  

  5. мощный мотив учебной деятельности учащихся;  

  6. изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

Движение от…

Движение к…

Письменные работы, закрытый экзамен

Открытый экзамен, проекты

Оценивание преподавателем, тьютором

Оценивание при участие обучающихся

Имплицитные (неявные) критерии оценки

Эксплицитные (явные) критерии оценки

Конкуренция

Сотрудничество

Оценка результата

Оценка процесса

Цели и задачи

Учебные результаты

Оценивание знаний

Оценивание умений, способностей, компетенций

Тестирование памяти

Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза

Оценивание курса

Оценивание модуля

Итоговое, суммарное оценивание

Формирующее, развивающее оценивание

Приоритетность оценки

Приоритетность учения



  1. Понятие - формирующее оценивание

Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё, учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия. Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».

В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять, когда достигнут планируемый результат. 

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика. Формирующая оценка - оценка способствующая обучению.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

hello_html_m72985560.jpg



  1. Значение формирующего оценивания

Для учащегося

  • может помогать учиться на ошибках;

  • может помогать понять, что важно;

  • может помогать понять, что у них получается;

  • может помогать обнаруживать, что они не знают;

  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Для учителя

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

  1. Принципы формирующего оценивания

  1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания по поводу их деятельности.

  2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.

  3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.

  4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.

  5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов .

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:

  • определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал

  • определить, сформирован ли тот или иной практический навык

  • сверить достигнутый учащимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Как разрабатывать систему критериальной оценки:

  • критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе);

  • работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;

  • критерии известны учащимся заранее;

  • создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

  • критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей;  оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования учителем комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи.

  1. Инструментарий или Где можно применить формирующее оценивание

    Цель

    Приемы

    Формирование критического мышления, формулирование суждений (аргументация, рефлексия, оценивание, умозаключение и т.п.)


    -Написание эссе (фокусированное на предъявлении и развитии аргументации, рефлексивной оценке). · Критический анализ ситуации. · Критическая оценка изученной литературы. · Ведение рефлексивного дневника. · Подготовка сообщения или выступления (фиксирующее проблему и способы ее разрешения). · Подготовка \ написание статьи. · Комментарии к статье, книге, монографии.

    Решение проблем или планирование (определение или постановка проблемы, сбор и анализ данных, интерпретация, планирование экспериментов, применение теории и информации и т.п.)


    -Анализ ситуации или случая. · Моделирование ситуации. · Групповая работа (коллективное обсуждение выделенной проблемы и поиск ее решения). · Обсуждение и рефлексия из опыта проделанной работы · Подготовка проекта исследовательской заявки по реальной проблеме

    Выполнение действий или демонстрация операций, техник (вычисления, работа с текстами, использование оборудования, выполнение процедур, заполнение протоколов, выполнение инструкций и т.п.)


    · Подготовка отчета по лабораторной работе. · Демонстрация опыта или эксперимента. · Участие в ролевой игре. · Использование программного обеспечения и видео. · Подготовка презентационного плаката

    Управление или развитие (самоуправление и саморазвитие) (навыки индивидуальной и кооперативной работы, ответственность за свое учение и развитие, способность диагностировать собственные учебные потребности, осуществлять тайм-менеджмент, поиск учебных ресурсов для самооценки и т.п.)


    · Заключение и выполнение учебных контрактов (форма самоуправляемых проектов, в которых обучающиеся формулируют проблему, проектируют и выполняют проект, оценивают свои достижения по независимым критериям). · Создание портфолио. · Осуществление самооценки. · Написание автобиографии. · Ведение рефлексивных дневников. · Взаимооценка. · Оценивание групповых проектов. · Взаимообучение.

    Демонстрация знания или понимания (пересказ, описание, перечисление, распознавание, изложение и т.п.)


    · Написание эссе (фокусированное на воспроизведении информации). · Заполнение мультивариативных опросников. · Выполнение тестов (мини-тестов). · Контрольные опросы.

    Разработка или создание материалов (проектирование, визуализация, изобретение, создание, исполнение и т.п.)


    · Создание портфолио. · Подготовка презентации. · Представление · Участие в групповых проектах. · Участие в соревновании. · Проектирование и внедрение проекта. · Оценка качества исполнения.

    Коммуникация, взаимодействие (навыки вербальной, невербальной, письменной, устной, групповой коммуникации; навыки аргументации, защиты, переговоров, презентаций, интервьюирование)


    · Участие в групповой работе. · Участие в дискуссии (дебатах, переговорах). · Участие в ролевых играх. · Подготовка письменной презентации (эссе, отчет, рефлексивный дневник и т.п.). · Участие в публичной презентации с видеозаписью происходящего. · Наблюдение или демонстрация реальных профессиональных навыков

  2. Вместо заключения

Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы (проекты, исследования, элективы, профили, практики и пр.), он не имеет инструментов, чтобы оценить их результаты. Способом решения данной проблемы может стать появление в повседневной практике новых для нашей школы современных форм оценивания. Прежде всего, «формирующего оценивания» (formative assessment), как формы деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя.

Подобный подход к оцениванию позволяет обеспечить: индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к оценке его результатов; предоставление ученику максимально активной и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку своих достижений; фиксацию не только итоговых достижений, но и отслеживание их динамики и индивидуального прогресса ученика; использование оценочных процедур для корректировки собственного преподавания и содержания учебной программы.

«Формирующее оценивание» соответствует новому пониманию учебных результатов и новым требованиям к организации учебной деятельности ученика, заложенным в ФГОС и обеспечивает учителя необходимыми для работы в рамках этого стандарта инструментами.



8. Используемые ресурсы:

1. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/novye-formy-i-metody-otsenivaniya-soglasno-fgos

2. http://www.myshared.ru/slide/42973/

  1. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей





выступление на методическом объединении
  • Начальные классы
Описание:

Использование технологии формирующего оценивания на уроках в начальной школе

В условиях введения ФГОС начального общего образования каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся, так как оценке отводится особое место в учебном процессе: она выступает одновременно и как результат, и как средство обучения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

1. Проблемы существующей системы оценивания

В России с 1944 года существует 5-и бальная система оценивания, которая:

не дает полноценной возможности для формирования оценочной самостоятельности учащихся - "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования);

затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);

является малоинформативной в силу своей формализованности и скрытости критериев; по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка;

часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей).


Автор Рязанова Татьяна Петровна
Дата добавления 15.02.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 472
Номер материала MA-064835
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓