Главная / Иностранные языки / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему «Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему «Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья»



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»










ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


на тему «Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья»






Выполнил(а)

О. В. Торсукова

Научный руководитель

Родионова Г.С., кандидат психологических 

наук, ст. преподаватель







г. Биробиджан

2014 год


Содержание



Введение……………………………………………………………………….......

3

1 Теоретический аспект проблемы коррекционной направленности уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья……


5

1.1 Теоретические основы категории «коррекция» и коррекционной работы………………………………………………………………………….......


5

1.2 Особенности коррекционной направленности уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья…………………..


7

2 Экспериментальная работа по коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка..........


22

Заключение…………………………………………………………………….......

43

Список литературы………………………………………………………………

45





















Введение


Очень актуально сегодня звучат слова А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

Главная задача современной школы, и коррекционной в том числе, состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть в формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Следовательно, успешное решение коррекционных задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией возможно при использовании исследовательских, проблемных и проектных методов.

Актуальность исследования коррекционной направленности уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена необходимостью выбора определенных технологий, методов и приемов работы на уроках английского языка с целью коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Цель работы – теоретически определить и экспериментально подтвердить роль уроков английского языка в коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи исследования:

анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

определение содержания и проведение работы по коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке английского языка.

Объектом исследования являются уроки английского языка для детей с ОВЗ. Предметом исследования является коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ОВЗ.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что содержащиеся в ней научные положения и результаты восполняют пробелы в теоретической базе изучения вопросов коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке английского языка и могут использоваться в практике в целях преодоления этих нарушений.
















1 Теоретический аспект проблемы коррекционной направленности уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья


1.1 Теоретические основы категории «коррекция» и коррекционной работы


Коррекционная работа является сложным социально-педагогическим и психологическим воздействием, охватывающим весь образовательный процесс (воспитание, обучение и развитие).

Коррекция представляет собой определённую форму психолого-педагогической деятельности и применяется в отношении детей, имеющих те или иные варианты аномального развития.

По мнению Г. В. Бурменской, О. В. Карабановой, А. Г. Лидерс, данный термин означает «систему педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей [1;12].

Также под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития [2].

Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций ребенка с ОВЗ в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Для этой цели необходимо использовать следующие положения коррекционной теории:

1. Коррекция - это полное или частичное исправление, либо смягчение недостатков развития ребёнка с целью соответствия личности ребёнка запросам общества, а, прежде всего, удовлетворения потребностей самой личности в развитии.

2. Коррекционно-развивающий процесс может полностью сливаться с учебно-воспитательным процессом при условии продуманности и чёткой постановки коррекционных целей.

3. Коррекционно-развивающий процесс - это процесс создания оптимальных условий для коррекции недостатков детского развития.

4. Коррекция недостатков развития может осуществляться на специально организованных занятиях, преимущественно, индивидуальных [4].

Указанные положения коррекционной теории подходят к работе с любой категорией детей и, следовательно, коррекционная направленность обучения и воспитания остается ведущим в подходе к решению проблем развития этих детей.

Существует также ряд принципов специальной коррекционно-педагогической деятельности:

принцип единства диагностики и коррекции указывает на целостность педагогического процесса (прежде, чем вести коррекционную работу, необходимо узнать как можно больше информации о ребенке);

принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности школьника, создание необходимых условий для реализации его потенциала и формирования мотивации;

принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения, так как ребенок не может развиваться вне социальной системы. Необходимо сотрудничество с родителями, общение со сверстниками.

Вышеперечисленные принципы формируют основу коррекционного процесса, его тактику и стратегию коррекции развития ребенка [1,С.12].

Таким образом, коррекционная работа – это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах, это система специальных мероприятий – занятий, направленных на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.


1.2 Особенности коррекционной направленности уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья


Школьный предмет «иностранный язык» является частью всего образовательного процесса. Иностранный язык способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ. Электронные учебники дают ему возможность  путешествовать по миру, по странам изучаемого языка, расширяют кругозор, формируют мировоззрение, позволяют ему почувствовать себя частью мировой цивилизации, формировать свое «я», а в целом – утверждаться в социуме,  открыть окно для общения с другими людьми в своей стране и за границей. Поэтому учебный предмет «Английский язык» ориентирован на повышение уровня социализации детей в обществе. В связи с тем, что в обществе возрастает роль иностранных языков, знание которых необходимо во время путешествия, при работе с компьютером, при покупке заграничной продукции и в других условиях, изучение иностранного языка просто необходимо. Учебный предмет необходим для того, чтобы знать (узнавать) и употреблять в своей речи наиболее распространенные слова и фразы, часто используемые в русском социуме (гостиницах, вокзалах, аэропортах, в сети Интернет и т.д.). Он тесно связан с уроками СБО.

Задачи курса «Английский язык»:

максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся;

развить у них интерес к английскому языку, культуре Великобритании и других англоязычных стран;

стимулировать коммуникативно- речевую активность. Ведь обучать языку -следовательно, обучать культуре, имея в виду взаимосвязанные коммуникативное и социокультурное развитие учащегося.

В силу того, что мы работаем с разными категориями детей с ОВЗ, необходимо выстраивать определенную методическую систему работы с каждым ребенком, для того чтобы осуществлять коррекционный процесс, его тактику и стратегию коррекции развития ребенка.

Программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Однако объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала претерпевает существенные изменения. Значительно изменен объем изучаемого грамматического материала. Исключение его обусловлено малой практической значимостью и сложностью, которую он представляет для детей с ОВЗ. За счет освободившегося времени более детально отрабатывается материал по чтению, развитию устной речи и доступной грамматики. Работая с детьми с нарушениями здоровья, мы считаем необходимым подчеркнуть, что существует целый ряд проблем в обучении таких детей иностранному языку (в частности, английскому).  Например, с проблемой усвоения лексического материала на уроках английского языка учениками школы сталкиваются многие учителя. Это характерно и для детей с различными нарушениями здоровья. Не исключение и дети с задержкой психического развития. Многие психологи отмечают следующие основные черты таких детей: повышенная истощаемость и в результате низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабая воля, психопатоподобное поведение, скудный запас общих представлений, обедненный словарь, нарушение фонематики, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. У таких детей замедленное восприятие. В мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций, страдают все виды памяти. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Нестойкое внимание [4].

Кроме этого, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе учебной деятельности. Если говорить об особенностях работы учеников на уроке английского языка, то можно сказать следующее:   

1) Эмоционально-волевая сфера не развита (заставить себя работать ребёнок почти не может, часто отвлекается).

2) Дети имеют нарушения внимания. Тяжело концентрируются на чём-либо, произвольное внимание  неустойчиво, очень рассеянны, плохо развито переключение.

3) Следствие этого - незрелость механизмов памяти. Слабая оперативная память. Хотя многократные повторения, основанные на эмоциональном восприятии предмета (импринтинг), иногда помогают.

4) Отстают в развитии все формы мышления. Дети тяжело устанавливают словесно-логические связи. У многих плохо развита речь.

Поэтому, а также исходя из специфики предмета, проблема обучения детей с задержкой развития учебным предметам весьма актуальна в настоящее время [15].

Для детей с ЗПР обучение такому предмету учебного плана как английский язык является недосягаемой вершиной. Языковой барьер, то есть непонимание всего, пугает и одновременно отталкивает учеников с первых же уроков. Поэтому учителю, работающему с детьми с задержкой психического развития (а также с другими категориями детей с нарушениями здоровья), крайне необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность.

Содержание предмета в классах коррекционно-развивающего обучения включает, главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: о лексике и о чтении, которые составляют основу формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, слушание (аудирование), говорение и письмо.  В процессе обучения иностранному языку в классе коррекционно-развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки и умения работы с текстом и как можно больше внимания уделить изучению слов.  Большинство учеников с ОВЗ испытывает большие трудности при изучении временных структур, и  лишь хорошо зная лексику, учащиеся смогут понять, почему в одних случаях «do/ have» переводятся, в других нет, где и когда переводить «деревня или страна». Поэтому наибольшее внимание необходимо уделять лексическим упражнениям и работе с текстом.

Работа с текстом – это самый простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка. Самое главное здесь - формирование и отработка навыков чтения и активное закрепление ранее изученного лексического материала. В методике преподавания английского языка есть разные виды чтения. Однако для детей, имеющих трудности в обучении, целесообразен в большей степени один вид чтения: чтение с полным охватом содержания [15].

Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. Важно облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен. На уроке должны быть задействованы все анализаторы (двигательный, зрительный, слуховой, кинестетический): дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д. Необходимо отметить, что новую лексику учителя-практики вводят на предыдущем уроке. В конце урока ученики получают карточки с лексическими единицами для изучения на следующем уроке, дома учащиеся должны лишь внимательно прочитать их. Для более сильных учеников (меньшинство) даются слова с транскрипцией, для более слабых (большинство)   допускаются во время прочтения слов подписи над транскрипцией по-русски. На следующем уроке  устное усвоение слов закрепляется их письменными образцами, выполненными крупным шрифтом,  а также используют различные виды наглядности. Для запоминания новых лексических единиц используются различные задания: повторить за диктором слова (в звукозаписи), расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word), нахождение новых слов в змейке (word snake), вставить пропущенные слова  в предложение (fill in the word), игры «снежный ком» (snowball). Принцип успешного усвоения лексических единиц заключается в  максимальной повторяемости материала. После многократного использования слов в  самых разных заданиях  эти лексические единицы (ЛЕ) становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться [15].

После отработки ЛЕ нужно перейти к работе с текстом, которая делится на три фазы: дотекстовый этап (pre-reading), активное чтение (while-reading), послетекстовый этап (post-reading). На каждом этапе повторяются новые слова в словосочетаниях и предложениях. Дотекстовый этап (введение в ситуацию) предполагает такие задания: подбор заголовков, составление диаграмм, работа с картинками, ответы на наводящие вопросы. Работа такого плана полностью оправдывает себя на дальнейших этапах, ученику легче работать с текстом, зная хотя бы приблизительно, о чем он. Второй этап чтения стабилен по структуре.

Обращает на себя внимание тот факт, что текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, чтение за учителем, прослушивание текста (в звукозаписи, если таковая имеется), повторение за плёнкой, самостоятельное чтение учащимся каждого блока текста. Таким образом, при многократном чтении и повторении происходит непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. Задания послетекстового этапа: соотнесение идеи и абзаца (matching), заполнение различных таблиц (fill in the table), тестовые задания с множественным выбором (multiple choice), определение верного\неверного высказывания (true or false). Необходимо подчеркнуть, что на третьем этапе работы с текстом темп работы существенно увеличивается, что позволяет преодолеть психо-эмоциональный барьер перед неизвестным материалом. Слова уже знакомы ученику, текст переведен, и дома ученик должен не только заучить пройденные слова, но и познакомиться и прочитать новые слова, необходимые только на следующем уроке. При изучении грамматического материала огромное внимание также уделяется изучению лексики, и только после отработки лексического материала необходимо переходить к  новому грамматическому материалу на базе этих слов.

Исходя из данного опыта, можно сделать вывод, что работа с лексическим материалом должна проходить на всех этапах урока с использованием различных приемов. Только так можно добиться хотя бы частичного усвоения учащимися с ОВЗ нового лексического материала.

Следующая категория детей с ОВЗ –это учащиеся с нарушениями слуха.

Следствием нарушенного слуха является нарушение речи. Ученик не понимает обращённую к нему речь, объяснение учителя, окружающую речь, он может не понимать даже прочитанного текста, непонимание речи делает невозможным понимание текста элементарной задачи. Наибольшие трудности возникают в овладении речи, такие как:

недостаточное овладение звуковым составом слова;

ограниченность словарного запаса выражается в незнании значений многих слов, в суженном понимании значения слова, в непонимании грамматической формы слова;

непонимание переносного смысла.

Первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное восприятие.

К общепедагогическим методам обучения слабослышащих детей можно отнести:

увеличение сроков обучения (написание индивидуальных программ);

весь речевой материал даётся детям на слухо-зрительной основе, а так же тактильной;

использование слуховой аппаратуры.

К специальным средствам обучения относятся:

1. Наглядные. Учитывая особую роль зрительного восприятия в познании окружающего мира наглядные методы можно считать наиболее адекватными процессу обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений). Любые действия должны сопровождаться наглядностью, опорными схемами; демонстрация слайдов, учебных фильмов; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

2. Практические средства обучения. Для более глубокого познания действительности детям необходимо не только наблюдать за различными явлениями и событиями, но и практически действовать с предметами, выявлять их свойства и особенности, связи и отношения между ними. На уроках английского языка нужно использовать различные игры, моделирование ситуаций общения на языке.

А вот вербальные приемы: подбор синонимов, перефразирование, передача содержания слова; подбор определений; морфологический анализ структуры слова; опора на контекст; повторение реплик учителя на уроке (повтори, что я сказала); запоминание того, что будет говорить то или иное лицо- использовать не всегда возможно из-за слабой языковой подготовки учащихся.

Учитывая тот факт, что слабослышащие дети имеют недоразвитие речи различной степени, специфика преподавания иностранного языка проявляется в способах проведения самих занятий, в их построении, в методах подачи учебного материала, в приёмах, обеспечивающих его усвоение.

Обучение слабослышащих школьников английскому языку строится на основе синтеза подходов и методов, используемых для обучения родному языку при нарушенном слухе и обучения иностранному языку при сохранном слухе.

Основными факторами, определяющими содержание обучения английскому языку, являются: реальный объем учебного времени, темп изучения языка, доступный для учащихся с нарушенным слухом, а также данные, определяющие предпочтительные для таких учащихся области дальнейшего использования полученных языковых знаний. Темп изучения английского языка в целом и темп работы на уроках в частности снижен ввиду того, что каждую лексическую единицу, вводимую на уроке, необходимо оречевить ученику (причем неоднократно за урок) для формирования у него устойчивых речевых кинестезий [16].

Ввиду того, что слабослышащие школьники имеют недостаточный объем памяти, у них замедлен процесс формирования понятий, снижена способность к приему, переработке, хранению и использованию информации, объем лексического и грамматического материала для рецептивного и продуктивного материала целесообразно сократить. Кроме того, у таких учащихся есть значительные трудности в звукопроизношении иностранных слов. Методисты отмечают, что для формирования произношения на уроках на первых порах обучения нужно использовать фонетические зарядки, методика которых заимствована из методики обучения чтению детей начальной школы. Подобные фонетические зарядки направлены на развитие речевого аппарата. На более поздних порах обучения фонетические зарядки строятся на знакомом лексическом и грамматическом материале. Большое значение для компенсации нарушения слуха имеет развитие зрительного восприятия, поэтому на каждом уроке важно использовать наглядность, зрительные опоры, памятки, наборы схем, таблицы. Для продвинутых учеников при аудировании зрительные опоры убираются, и работа проходит на слуховой основе. Для более слабых учеников и для учеников с высокой степенью тугоухости необходимо проводить работу на слухо-зрительной основе.

Особую роль для мотивации учебного процесса, для развития лингвистических навыков, для достижения многих образовательных целей играют дидактические игры и игровые упражнения. Наиболее любимые детьми игры - это головоломки (puzzles). Достаточно продуктивно проходят и другие дидактические игры.

Для снятия напряжения и усталости, а также для согласования двигательной и языковой активности проводятся физминутки; к примеру, пошаговый счет (называть числительные на каждый шаг) [16] .

Особое значение придается письму. Активное использование письма –это важнейшее средство обучения и контроля степени усвоения при овладении языком учеником с нарушениями слуха.

Учитывая тот факт, что такие ученики получают на уроках значительно большую психофизическую нагрузку, чем нормально слышащие, целесообразно активное использование игровых упражнений, упражнений занимательного характера. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения [14] .

С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.

Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие, а именно игровая деятельность выполняет такие функции, как:

-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-   коммуникативную: освоение диалектики общения;

-   самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

-   игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение

норм человеческого общежития [14] .

Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут учебного времени.

Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения.

1. Hangman

Это компьютерная игра. Игра напоминает игру в «Поле чудес», отгадать слово по буквам, с каждой неправильной буквой рисуется виселица, как в детской игре, а ход переходит к другой команде. Лексика может разбита на теги, например:

Animals

Jobs

Furniture

Food

Subject

At school

Загаданное слово: farmer.

2.Цепочка.

На доске написать слово, ученик добавляет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова. Можно усложнить, использовать лексику только по заданной теме. Например,

Animalionest……

3. Bingo.

Известная игра, имеющая различные вариации. Ученику предлагается написать 5-10 слов из активной лексики урока в тетрадь. Затем учитель зачитывает слова из активной лексики, если у ребят есть совпадения, то они зачеркивают слова. Чем больше слов совпадет, тем лучше. И т.д. Например, заготавливается заранее комплект всех букв алфавита на карточках. На уроке учитель дает карточки учащемуся. Затем называет какое-то слово, например, «chalk». Учащийся должен расставить карточки так, чтобы получилось слово.

Орфографические игры предназначены для тренировки правописания на иностранном языке. Например, можно написать какое-либо слово. По возможности оно должно быть подлиннее. Например, blackboard. Учитель дает задание: нужно написать слова, начинающиеся с букв данного слова. Ученик пишет по вертикали.

Также в качестве орфографической игры можно использовать игру под названием «Anagrams», то есть учащемуся предлагаются слова, при изменении порядка букв в которых получается иное слово. Играющий получает от учителя карточку с такими словами. Ученик должен знать значение и данного слова, и нового, например:

Tea.  m – meat; act – cat; saw – was; post – stop; felt –left [8].

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена  в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом для всех категорий детей с ОВЗ. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.

Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащемуся нужно дать время, чтобы он вошел в роль. Например, в 5 классе можно использовать ролевую игру «Знакомство»:

Примерный диалог:  

-         Hello!

-         Hello! What is your name?

-         My name is Jill. What is your name?

-         My name is Ann. How old are you?

-         I`m seven. How old are you?

-         I am eight. Can you dance?

-         Yes, I can. Can you draw?

-         Yes, I can. Bye, Jill.

-         Bye, Ann.

Эффективны и операционные игры, где вводятся дополнительные правила, с которыми ее участникам приходится считаться, например: игра «Счастливый случай», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Самые, самые…» и т.д.

Необходимо отметить, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество учащихся при ознакомлении их с материалом и автоматизации лексических, грамматических, орфографических, речевых навыков в речи [8; 20].

Дети с нарушениями ОДА обучаются в большей степени по системе дистанционного образования. (ДО) Дистанционное образование – это форма образования, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) [17].

Цели дистанционного обучения:

- обеспечение доступа к качественному общему и дополнительному образованию;

- создание условий для осознанного выбора и освоения индивидуальных образовательных программ;

- развитие творческого потенциала у обучающихся и содействие формированию положительного жизненной установки [12].

Индивидуальный подход в обучении таких детей - это основа их обучения.
Необходимо скорректировать учебную программу, учитывая умственные и физические особенности учащегося, подготовить индивидуальный курс обучения
[18].

Дистанционные занятия английским языком  проводятся посредством онлайн-уроков. С помощью новейших компьютерных программ и технологий школьники получают возможность изучать иностранный язык на базовом и профильном уровне, выполнять творческие работы. Если работу с детьми-инвалидами выстраивать не только на основе прямого контакта  с ребенком (на дому), но и с помощью дистанционного обучения, то ребенок получит возможность заниматься английским языком тогда, когда ему позволяет здоровье, что значит, что занятия будут ему не в тягость. В любой момент он сможет обратиться к записанному и сохраненному в памяти компьютера уроку, к презентации по теме, через электронную почту или  SKYPE  получить консультацию учителя. Такая работа повышает мотивацию к изучению английского языка, что приведет к более быстрому обогащению  словаря иностранных слов, усовершенствованию речевой языковой культуры.Постоянная же ситуация комфорта способствует формированию позитивного отношения к английскому языку и желанию двигаться вперед. Как результат, исчезнут комплексы: ребенок почувствует себя равным со всеми, появится позитивное отношение к жизни, к людям, окружающим его; ребенок захочет учиться дальше, делать что-то полезное для других.

В процессе ДО при обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь с аудионосителей. При обучении говорению и чтению ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон, при изучении грамматики - выполнять грамматические упражнения, набирая их на клавиатуре. Такой вид письма удобнее, быстрее, проще для ребенка с ограниченными возможностями, чем письмо ручкой. Кроме того, ребенок может выполнять различные задания: разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения [11].

При проведении уроков с детьми с нарушениями ОДА необходимо использовать на уроке физкультминутки. Проведение физкультминуток – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, так как во время физкультминутки отдыхает центральная нервная система, а также скелетные мышцы, которые испытывают статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения на расслабление и напряжение для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения [6].

У детей с диагнозом ДЦП, как правило, уроки английского языка не вызывают особых затруднений. Те дети, которые обладают хорошей памятью, успешно усваивают правила, умеют грамотно писать. И основная трудность заключается в том, что скорость работы за компьютером во время дистанционного урока очень незначительна. Очень важно терпение учителя. Не стоит торопить ребенка, необходимо давать возможность отдохнуть руке, делать короткие перерывы для массажа пальчиков или упражнения для кистей рук.

Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим массажем являются, по мнению В.В. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга"[15; 23].

Таким образом, уроки английского языка имеют большую коррекционную направленность. На уроках английского языка можно и необходимо корригировать память, внимание, способствовать развитию различных мыслительных процессов. Специфика обучения иностранному языку детей с ОВЗ предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения разных структур, которые повышают работоспособность детей на уроке и способствуют развитию у них познавательных интересов.

2 Экспериментальная работа по коррекции и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка.


Цель, которую мы ставим на уроках английского языка, - максимальное содействие развитию ребёнка через создание оптимальных условий его деятельности, практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации.

Перед нами встали следующие вопросы: «Как научить детей с ОВЗ английскому языку?», «Способны ли они его выучить в объеме школьной программы?», «Как добиться максимального усвоения материала, учитывая, что английский изучается с 5 класса, и на его изучение отводится всего 2 часа в неделю  вместо  трех (а иногда и один час)?». Следовательно, необходимо было разработать определенную методику преподавания предмета в специфичных условиях коррекционно-развивающего обучения. Типы уроков те же самые, что и в обычной школе: комбинированный урок (исходя из специфики предмета, самый оптимальный), урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, урок повторения изученного материала, урок систематизации и обобщения знаний, урок проверки и оценки знаний.

Структура комбинированного урока такова:

  • организационный момент и подготовка к уроку;

  • организация учебной деятельности;

  • проверка домашнего задания;

  • повторение ранее изученного материала;

  • подготовка к восприятию нового материала;

  • изучение новых знаний;

  • коррекция в процессе получения новых знаний;

  • закрепление нового материала;

  • подведение итогов;

  • объяснение домашнего задания;

  • вывод из урока.

На уроках английского языка осуществляется коррекция внимания путём выполнения различных видов упражнений, коррекция и развитие связной устной речи посредством работы с текстом (чтение, аудирование), коррекция и развитие связной письменной речи при работе над письменными упражнениями, коррекция и развитие памяти, различных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и конкретизации). К учебному занятию предъявляются следующие требования:

1.     Целенаправленность занятий. Каждый урок имеет конкретную учебную, реально выполнимую на данном занятии, а кроме того общие цели (воспитательные и коррекционные).

2.     Оптимальность объема учебного материала. Для каждого занятия необходимо планировать такой объем учебного материала, который может быть усвоен учеником.

3.     Соблюдение дидактических этапов занятия. Каждый урок имеет четко выраженную структуру(повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление , подведение итогов).

4.     Методы обучения должны соответствовать дидактическим целям и содержанию учебного материала. Нужно подбирать такие методы обучения, которые в данных условиях обеспечат максимальный эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками.

5.     Рациональное использование учебного времени. Каждая минута занятия должна быть насыщена учебной работой. Темп урока должен постепенно возрастать.

6.     Индивидуальный подход в обучении – это создание оптимальных условий для обучения каждого ученика [15].

Для каждой категории детей, а также для определенного ребенка в зависимости от его уровня знаний и умений, составлена собственная программа обучения английскому языку. Учителю очень важно правильно спланировать занятие с учетом всех психофизических особенностей ученика. Как правило, дети с ОВЗ часто ограничены в общении, вот поэтому, по возможности, важно придать уроку коммуникативную направленность, что даст возможность ученику включаться в общение со сверстниками, выражать свои мысли как на родном, так и на английском языке.

Урок состоит из трех ярко выраженных этапов. Во-первых, ученик вовлекается в учебный процесс. Уже с первых минут урока во время речевой и фонзарядки ученик начинает общаться на чужом для него языке. Такие вопросы, как «How are you?» («Как твои дела?»), «What date is it today?» («Какое сегодня число?»), «What's new?» («Что нового?») и др. приближены к повседневному общению и обычно не вызывают сложностей. Таким образом происходит погружение в языковую среду. Если ученик не может ответить на тот или иной вопрос (а это бывает и часто), можно дать варианты ответов с картинками вместо перевода или с опорными фразами. Их можно заранее выводить на экран, ребенок сам быстро сориентируется.

Фонзарядка, также как и речевая зарядка, помогает ребенку настроиться на урок английского языка. Как на младшем, так и на старшем этапе используются небольшие рифмовки, поговорки, пословицы и пр., что помогает преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на иностранном языке, среди которых имеют важное значение ритм и интонация. Этот вид работы целесообразен, потому что помогает ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволяет развивать речевой аппарат, преодолеть стеснение. Такую форму работы можно провести, например, в 5-8 классах, при отработке звука [w], которая происходит на основе детской рифмовки «Why do you cry, Willy?» В видеофрагменте представлены дети разных стран, которые произносят эту фразу, в том числе есть и носитель языка, которого нужно распознать по фонетическому признаку. У ребенка сразу появляется возможность повторить нужную фразу максимально приближенно к оригиналу.

Подобные материалы разрабатываются и используются нами при отработке различных речевых клише, гласных и согласных звуков.

На старших этапах такие материалы способствуют формированию понимания грамматических конструкций. Это второй основной этап урока, где осуществляется предъявление нового лексического, грамматического, речевого материала. Главная проблема на этом этапе - удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что дети с нарушениями здоровья отличаются, необходимо представлять материал в зависимости от их компенсаторных возможностей. Например, дети с нарушением слуха, с расстройством внимания и речи лучше усваивают наглядный материал — это картинки, презентации, электронные книги и задания; на старшем этапе — небольшие схемы, опорные таблицы, адаптированные тексты в виде комиксов [10].

Для усвоения грамматических структур важно работать над созданием опорных схем. В 5-6 классах, на основе учебника К. Кауфман «Happy English.ru» конструкции «there is», «there are» даны в виде змейки, которая ползет вперед или назад в зависимости от того, утвердительное это предложение, отрицательное или вопросительное. Таким же образом удачно усваиваются типы вопросов и порядок слов в предложении.

Для детей с нарушением зрения работа над аудированием проходит достаточно успешно, так как у таких детей компенсация зрения происходит за счет слуха. Детям с ДЦП верхних конечностей — желательно демонстрировать задания самостоятельно, часть заданий может выполняться в печатном виде, что не занимает много времени.

Третий этап урока – эффективная (по возможности) практика. Развиваем все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.

Грамматика, лексика и фонетика должны изучаться в системе. Виды упражнений также должны соответствовать возможностям ученика. Здесь особенно важно создать ситуацию успеха ученика, для этого нужно придерживаться простого принципа: от простого к сложному. Упражнения из учебника могут разбавляться самостоятельным поиском информации в словаре или интернете, небольшими онлайн-викторинами или тестами, где не учитель, а «машина» выдает результат. Взамодействие «учитель- ученик» происходит в течение всего урока — диалоги, проверка домашнего задания, объяснение ошибок или правила.

Так как обучение английскому языку имеет практическую (то есть, коммуникативную) направленность, в конце каждой пройденной темы (раздела), ученику можно предложить творческую работу. Это может быть создание электронного коллажа, проекты, презентации на различные темы. Так с детьми, имеющими ритмико-интонационные нарушения, а также проблемы с чистотой фонетического произношения, предлагаем записывать свой рассказ или высказывание через программу Quicktime Player. Это создает мотивацию для ученика к созданию хорошей записи с правильным произношением. Естественно, для того чтобы выполнить задание хорошо, ему придется несколько раз проработать свой рассказ, чтобы избавиться от фонетических ошибок. Дети создают презентации по различным темам: «Where do you find friends?» («Где вы находите друзей?»), «What book have you read?» («Какую книгу прочитал?»), «Why do you like autumn?» («Почему ты любишь осень?»), «My hobby» («Мое увлечение»). Общение со сверстниками (например, на различных форумах, дружба по переписке с англоязычными ровесниками) способствует социализации учащихся, что немаловажно при обучении английском языку, и особенно для детей с ОВЗ. Зачем тогда изучать иностранный язык, если не собираешься его использовать в жизни.

Вот пример урока английского языка в 7 классе.

Тема урока: «Числа и даты». Это урок для учащегося с нарушением слуха. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме «Числительное».

Задачи урока:

I. Дидактические:

- способствовать совершенствованию грамматических навыков

употребления количественных числительных.

- способствовать совершенствованию изучающего чтения.

II. Коррекционные:

- корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, обобщении, установлении причинно-следственных связей;

- корригировать память на основе упражнений на припоминание, воспроизведение;

- корригировать связную устную речь через пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса при работе с текстом;

- развивать умения понимать содержание иноязычного текста, извлекать необходимую информацию.

III. Воспитательные:

- продолжать прививать любовь и интерес к иностранному языку;

- привить интерес к стране изучаемого языка, ее жителям.

Соответственно, урок ведется на английском языке. Если ученику что-то непонятно, учитель дает перевод. Для урока был использован лексический материал прошлых уроков, а так же грамматический материал, усвоенный ранее. Для обобщения изученного материала были использованы методы, которые соответствуют речевому опыту учащихся, а именно:

1) устные упражнения, закрепляющие грамматические умения по теме “Количественные числительные ”;

2) аудирование текста (с опорой на зрительный образец в учебнике), чтение этого текста с полным охватом содержания;

3) письменные упражнения, развивающие лексические и орфографические навыки.
На уроке была использована следующая наглядность: текст учебника (под редакцией О.В. Афанасьевой), картинки, грамматические
таблицы по теме; индивидуальные задания; аудиозаписи; карточки со звуками, карточки «Лото», «Домино».

Ход урока:

I.Организационный момент:

1.Приветствие.

Hello! I’m very glad to see you. You may sit down.

2.Сообщение темы и цели урока.

Тема урока «Числа и даты». Сегодня мы повторим, как читать, писать и использовать количественные числительные.

II. Фонетическая разминка, тренировка орфографии.

Учитель показывает карточку со звуком, учащийся называет числительные с этим звуком.

[t], [ɵ], [f], [w], [m], [s], [d]

На карточке написаны числительные с пропущенными буквами. Учащийся вставляет буквы в слова, читает, переводит.

На карточке :

t…ous…nd fourt…

h… nd…ed el…v…n

thirt… …n tel… …

III. Тренировка навыка аудирования

Учащийся получает карточку с парами цифр (приложение №1). Учитель диктует одно число из пары, учащийся подчёркивает то, которое услышал.

16/60 15/50 18/80 90/19 30/13

Учитель включает запись, где произносятся числа по-английски, учащийся записывает числа в тетради, после записи читает по-английски то, что записал и записывает эти числа словами.

11, 14, 30, 22, 277, 489, 612, 5.870, 3.923, 15.804, 118.307, 165.000.000

IV. Речевая разминка.

Игра «Что исчезло?»(коррекция внимания)

На столе разложены карточки с числительными (приложение №2). Учащийся закрывает глаза, учитель убирает карточку, учащийся отгадывает, какая карточка исчезла.

V. Актуализация лексического навыка.

Игра «Домино».

Учащийся получает набор домино (приложение №3), где в одном поле-числительное в цифрах, в другом- написанное словами. Задача – подобрать так, чтобы цепочка замкнулась. (коррекция внимания, мышления)

Игра «Лото».

Учащийся получает игровое поле, в котором записаны примеры (приложение №4). Учитель диктует числа, учащийся закрывает пример, ответ на который и есть произнесённое число. (коррекция внимания, памяти и мышления)

VI. Динамическая пауза. «Нарисуй телом».

Учитель даёт команды «нарисовать» разные цифры рукой, ногой, головой и т.д.

Draw one with your right hand.

Draw two with you left foot.

Draw eight with your whole body.

O. k. Great! You may sit down.

V. Активизация навыков аудирования, чтения, монологической речи.

1) Учащийся слушает текст в аудиозаписи, затем самостоятельно читает текст о Бритни Спирс (учебник с.105, № 8) (для учащегося с нарушением слуха- текст параллельного перевода)

2) Отвечает на вопросы учителя по тексту. (для слабого ученика можно приготовить карточку с готовыми ответами, которые даны вразброс, ученик должен правильно подобрать ответ на каждый вопрос.

  • When was Britney Spears born?

  • Where was she born?

  • Where did she study?

  • When did she record her first album?

  • When did she become a popular singer?

  • When did she act in the film "Crossroads"?

3) Учащиеся называют три самые важные даты в своей жизни или жизни своей семьи. Необходимо говорить, почему эти даты важны.

VI. Завершающий этап. Подведение итогов.

Выставление оценки.

Запись домашнего задания - составить рассказ о человеке, которого ты уважаешь.

Таблица 1

Числа для распознавания на слух

16/60

15/50

18/80

30/13

90/19

Необходимо определить, какое число исчезло

13

28

159

2411

12903

505055

1018430





Таблица 2

Домино

100

Three thousand twenty-five

3025

A billion

1,000,000,000

Seventy-nine

79

Four hundred and seventy-six

476

A hundred thousand

100,000

Five thousand

5,000

One thousand eight hundred

1800

Two thousand and seventeen

2017

A million

1,000,000

Seven hundred and twelve

712

A hundred


Таблица 3

Лото

10+1


3+3


16-1


9+5




3+3

16-1


Таблица 4

Ответы на вопросы к тексту

1. Britney Spears was born in Kentwood, Louisiana, the USA.

2. She became popular in 2000.

3. She was born on the 2nd of December 1981.

4. In 2001.

5. She studied at school on Kentwood, then at school for talented children in New York.

6. At sixteen.


Дистанционный урок в 6 классе для учащегося с нарушениями ОДА. Тема урока: Будущее простое время. Future Simple. Закрепление [10].

Цель урока: развитие коммуникативной компетентности учащегося.

Задачи урока:

1. Практическая: формирование умения сообщать о своих планах на будущее в кратком монологическом высказывании (в говорении); развитие слуховой дифференциации (в аудировании); развитие умения поискового чтения (в чтении).

2. Воспитательная: развитие умения работать в парах, слушать и уважать друг друга, мотивировать учащегося на изучение иностранного языка, способствовать развитию творческой активности учащегося.

3. Развивающая: коррекция и развитие внимания, памяти, ассоциативного мышления, развитие языковой догадки.

В ходе урока практикуется правильное произношение слов по теме «Погода, времена года»; использование грамматических структур в монологической речи; в вопросах и ответах.

Применяются различные технологии обучения: технологии сотрудничества, коммуникативные технологии, информационно-коммуникативные технологии (мультимедийная презентация, электронно-образовательные ресурсы (ЭОР).

Практические методы: устные упражнения. Методы обучения: словесные, наглядные, практические (по восприятию информации); создание ситуации успеха (стимулирующие).

На уроке используются грамматические схемы, карточки с самостоятельным заданием, мультимедийная презентация, ЭОР по теме, учебник «English 7», аудиозапись песни “Youre my sunshine”, электронные материалы центра образования «Технологии обучения»(I-class г. Москва).

Ход урока:

I. Оргмомент.

Teacher: Hello! I’m glad to see you. How are you? Начнем наш урок. Надеюсь, урок будет интересным. Прежде всего, посмотри на доску и скажи, какова тема данного урока.

Предполагаемый ответ: Тема урока ...

Учитель: Что мы будем делать сегодня на уроке, как ты думаешь?

Предполагаемый ответ: Мы будем …

II. Актуализация материалов предыдущих уроков.

1. Фонетическая зарядка.

T: Повторяй за мной! (Используется презентация)

[W]

Will

When

Where

What

Why

Weather

Windy

Wet


2. Речевая зарядка. Вырази свое согласие или несогласие со мной! Используй речевые клише : Its true (Верно) или Its false (Неверно). Используется материал ЭОР.

It is spring now.

Spring starts in May.

Spring is over in December.

The weather in spring is beautiful.

It’s usually hot in spring.

It is warm and sunny today.

You like spring very much.

3. Актуализация грамматики предыдущего урока.

Повторение грамматического материала прошлого урока (работа с таблицей).

Т. Что обозначает это время?

Как мы образуем будущее простое время? Какой глагол-помощник мы будем использовать? В какой форме стоит смысловой глагол?

4. Тренировка грамматики в упражнениях.

T.: Давай поработаем с упражнениями.

- Аудирование.

T. Прослушай предложения в аудиозаписи (№109 в I-class.). Затем скажи, какие города и когда посетит Боб. (ex7 p.153)

- Устная речь, аудирование.

Т. Составь предложения о погоде, используя данные символы. (Упр. 8 с.154) Затем проверь себя, прослушав аудиозапись (№110 в I-class.).

5. Развитие навыков монологической речи с использованием структур простого будущего времени.

Т. Расскажи, что ты будешь и чего не будешь делать в следующее воскресенье.

6. Релаксация. Теперь послушаем песенку. (с.168 упр.3 - №116)

Т. Понравилась ли тебе песенка? О чем она? Какое время используется в ней?

7. Введение нового грамматического материала. Общие и специальные вопросы в Future Simple.

1) Образование общих и специальных вопросов. Самостоятельная работа ученика с параграфом : наблюдения, выводы.

2) Закрепление (составление вопросов по схеме и ответы на них.

III. Домашнее задание.

Подведение итогов. Рефлексия.

Т. Понравился ли тебе урок? Что нового ты узнал, чему научился? Выбери смайлик. Ты отлично поработал(а). Твоя оценка … Goodbye. Good luck.

Приложение 6 – Презентация к уроку (Будущее простое время).

План-конспект дистанционного урока в 9 классе

по теме “ Средства массовой информации. Телевидение»

Нами были поставлены следующие задачи к уроку:

1. Введение новой и повторение активной лексики по теме: «Средства массовой информации. Телевидение», формирование навыков аудирования.

2. Развитие способности к логическому изложению, к формулированию выводов, коррекция и развитие слуховой памяти.

3. Познакомить учащегося с культурой других

народов, учить уважительному отношению к интересам других людей.

4. Создание благоприятных здоровьесберегающих условий для обучения

ребенка с ОВЗ (соматические заболевания или нарушения ОДА) .

На уроке были использованы компьютер ученика и компьютер учителя, Интернет, Скайп, упражнения в курсе i – школы, карточки с заданиями. Интересно начало урока, когда ученик должен отгадать тему урока из набора букв. На протяжении всего урока проводилась работа по развитию навыков говорения и аудирования по теме. Использовались электронно-образовательные ресурсы, учебник «English 9» под редакцией О.В. Афанасьевой, речевые вопросно-ответные упражнения (в том числе анкета). Цель таких упражнений - сформировать креативное мышление учащегося, ее компоненты (беглость, гибкость, оригинальность), а также запоминание разговорной лексики и развитие активности и самостоятельности при выполнений коммуникативных упражнений.

Ход урока:

I. Организационный момент

1. T: Hello, P. How are you? I’m glad to see you again. Ты готов к уроку? Начнем.

2. T: Прежде всего ты должен отгадать тему нашего нового раздела и тему урока. Посмотри на буквы, которые я прислала тебе по Скайпу. Запиши буквы, начиная с последней, чтобы получилось слово.

Ssam aidem; noisivelet

Что же у тебя получилось?

Предполагаемый ответ: Ssam aidem - mass media; noisivelet – television

T: Да, ты прав. Ты знаешь, что значат эти слова?

Предполагаемый ответ: Они переводятся «средства информации»/ Нет, не знаю. Вы можете перевести их для меня?

II. Основная часть.

1.Введение новой лексики.

T: Посмотри на список слов, которые могут быть новыми или трудными для тебя.

mass media - средства массовой информации;

fast developing –быстро развивающийся;

entertain – развлекать;

advantages –преимущества;

disadvantages – недостатки;

Quizz – викторина;

Variety show – варьете, эстрадное представление, эстрадный концерт.

2. Говорение и письмо.

T: Ты прочитал слова? Теперь прослушай их в моей аудиозаписи. …Правильно ли ты их прочитал?

2. Активизация лексики.

Т. Ответь на мои вопросы, пожалуйста.

1. What mass media do you know?

2. Which is the most popular of them?

3. What makes the Internet a fast developing kind of the mass media?

4. What newspapers and magazines do you read?

5. For what categories of people is the radio important?

6. The mass media give us information and entertain us. Which of the two is more

important for you?

T: Итак, ты ответил на вопросы. Можешь ли ты изменить что-нибудь в ответе на 1-ый вопрос? Молодец!

Продолжим наш урок. Следующее задание: посмотри на вопросы анкеты, присланной тебе по Скайпу. Ответь на эти вопросы, у тебя есть 5 минут. (Приложение 7)

T: Ты готов? Скажи мне твое мнение по данной теме. (Ученик составляет ответы, используя опоры в анкете)

3. Динамическая пауза. Упражнения для улучшение мозгового кровообращения, физкультминутка для глаз, упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти (Приложение 8).

4. T: Теперь поработаем с учебником (Урок 1). Здесь даны 3 текста с описанием телевизионных пристрастий людей. Просмотри их. Тебе все понятно?

- Аудирование.

T: OK. Сейчас ты прослушаешь аудиозапись [22].

Тебе нужно определить, какой ТВ канал смотрят сейчас, вероятно, эти люди. Обрати внимание на ключевые слова и фразы.

a) Alice Radcliffe has recently visited China, Japan and Vietnam. She has fallen in

love with the culture and traditions of these countries. Never misses a TV show

devoted to them. (Channel 3)

b) Will Smith is fond of travelling. He has been to many European countries but has never visited any country of the Pacific or Indian Oceans. He wants to know more

about flora and fauna of that region. (Channel 1)

c) Christina Bruce has been travelling over the world since her childhood. She is very much interested in the exotic traditions and customs of different peoples. (Channel 2)

T: Good for you. Which key words and phrases helped you to guess?

Предполагаемый ответ: Channel 1 - New Zealand; kiwi bird

Channel 2 - an Afro-American festival; culture

Channel 3 - eastern countries; eastern churchmen

T: OK. Теперь прослушай запись еще раз и определи, какие утверждения верны (Т), а какие –нет (F). Просмотри предложения в учебнике перед тем, как прослушать текст.

III. Подведение итогов.

T: Очень хорошо. Ты узнал что-нибудь новое и интересное для себя на уроке? Что было трудным? Что тебе понравилось больше всего?

Твоя отметка за урок … Ты работал …

Твое домашнее задание: выполнить упражнение в I-class [23].

Тебе нужно подобрать ответы к вопросам. (“hot potatoes). Когда ты соединишь каждую пару, надо нажать кнопку «Проверить» - “Check”.

Таблица 5

Анкета «ТВ в твоей жизни»

1. How many hours a week do you spend watching television?


I spend ….

a. less then 5 hours

b. 5-10 hours

c. 10-15 hours

d. more then 20 hours

2. What do you usually watch on TV?



I usually watch … on TV.

a. the news36

b. films

c. talk shows

d. sports programmes

e. musical programmes

f. others

3. Are there any sorts of programmes you don’t like?


I like … I dislike


The news

Discussion programmes

Documentaries

Plays

Films

Quizz shows

Classical music programmes

Pop music programmes

Children’s programmes

Variety shows

4. What is your favourite programme?


My favourite programme is …


5. What advantages does television have? What disadvantages does television

have?


TV can …

entertain

destroy

give information

relax people

6. What does television give you?


TV … me …

entertain

destroy

give information

relax people

Динамическая пауза.

И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо; 2 - и.п., 3 - поворот

головы налево; 4 - и. п.; 5 - голову вперед, 6 - и. п. Повторить 4-6 раз.

Темп медленный.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

И. п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак; 2 - разжать кисти.

Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.

Темп средний.

Физкультминутка для глаз (по материалам офтальмолога В. Ф.

Базарного - специальный комплекс из пяти простейших упражнений,

получивший название «Физкультминутка для глаз»).

Исходное положение каждого упражнения - стоя или сидя.

Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали

справа-налево, затем слева-направо.

Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали - вверх-вниз

и вниз-вверх.

Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева-

направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.37

Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами

вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами

уложенную набок цифру 8.

Текст для аудирования.

Yesterday Channel 1 showed the programme “We Travel around the World”. It

was devoted to New Zealand. New Zealand is a small country. It’s about the same It

was devoted to New Zealand. New Zealand is a small country. It’s about the same

size as California, but it has white beaches, deserts, volcanoes, rainforests, mountains,

and farmlands, too. Some people call New Zealand a natural park because of its

amazing geography. Some part of the programme was devoted to the kiwi bird which

is New Zealand’s national symbol. By the way, Kiwi is a nickname for someone who

is from New Zealand. Unfortunately, the bird has become an endangered species.

Animals like dogs and cats are killing one kiwi every two hours. Now the

government is planning to make 10 special areas in New Zealand to keep animals

away from the kiwi.

Channel 2 showed a programme about an Afro-American festival. Its name is

Kwanzaa. It is celebrated in December when Europeans celebrate Christmas and New

Year. Thousands of families celebrate this festival. It started in the 60ies of the

previous century when many black people who lived in America wanted a special

way to celebrate their culture. Kwanzaa means “first fruit” in the African language

Swahili. It isn’t a religious festival but it is about helping other people and working

together.

Channel 3 prepared a programme devoted to celebrating spring. A lot of

Europeans celebrate Easter in spring. A lot of British people give chocolate eggs and

rabbits to their family and friends. Rabbits and eggs are symbols of new life and

spring. But in eastern countries there is a different way to celebrate spring. Eastern

churchmen walk barefoot on fire during the Nagatoro fire festival. The ceremony

happens every year. The church people celebrate spring and hope for good luck and

protection during the coming year.

Упражнение на выбор: True or False?

Channel 1

1) New Zealand is the same size as the USA. (F)

2) New Zealand is often called a natural park. (T)

3) The kiwi bird is New Zealand's national symbol. (T)

4) All birds in New Zealand are nicknamed kiwi. (F)

5) The kiwi bird will be protected by the government of the country. (T)

Channel 2

1) Kwanzaa is celebrated in spring. (F)

2) Kwanzaa is a theatre performance. (F)

3) Kwanzaa is celebrated in Africa. (F)

4) Kwanzaa is very popular among some African people living in the USA. (T)

5) Kwanzaa means «favourite fruit» in Swahili. (F)

Channel 3

1) The Channel showed the programme about spring celebration in the East. (T)

2) In spring Easter is celebrated in Europe. (T)38

3) In spring eastern churchmen walk barefoot on fire during the Nagatoro Fire

Festival. (T)

4) Chocolate rabbits and eggs are symbols of the Nagatoro Fire Festival. (F)

5) The Nagatoro Fire Festival is celebrated once in two years. (F).

Приложение 10. Домашнее задание.

Вопросы:

1. What mass media do you know?

2. Which is the most popular of them?

3. What makes the Internet a fast developing kind of the mass media?

4. What newspapers and magazines do you read?

5. For what categories of people is the radio important?

6. The mass media give us information and entertain us. Which of the two is more

important for you?

7. What do you usually watch on TV: the news, films, talk shows, sports

programmes, musical programmes or others?

8. Do you watch a lot of television? What does it give you?

Ответы:

a) For me entertainment is more important.

b) Radio is important for those who live alone.

c) I’m afraid I really watch a lot of television. I get a lot of fun.

d) More and more people use the Internet.

e) I usually watch the news and talk shows.

f) I think TV is the most popular of mass media.

g) I never read newspapers. Sometimes I read some magazines.

h) Radio, TV, the Internet, newspapers and magazines.

Исходя из данного опыта, необходимо отметить, что коррекционная задача, поставленная педагогом, должна четко ориентировать его на развитие способностей и возможностей ребенка и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Учитель, планируя свои уроки, должен задуматься, какие психические процессы будут наиболее задействованы в ходе урока. Именно на эти процессы и надо ориентироваться, формулируя коррекционную задачу, следовательно, выстраивать свой урок с применением тех методов, приемов и средств обучения, которые смогут максимально способствовать развитию личности учащегося.

































Заключение



      Проанализировав литературу по методике преподавания иностранного языка для детей с ОВЗ, можно сделать вывод о том, что обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Уроки английского языка как раз обладают такой возможностью, так как они способствуют развитию личности ребенка. Социальная адаптация многих детей с ограниченными возможностями проходит успешнее при условии знания ребенком какого-либо иностранного языка, особенно английского, поскольку английский язык является международным языком. Овладение языком является для ребенка с ОВЗ не только как средством общения, это также способ познания мира, познания другой культуры.

Коррекционная направленность уроков английского языка имеет также огромное значение для детей с нарушениями здоровья. Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала. Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить слова по теме), сколько создание условий для развития ребенка.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать цели, задачи, сроки и основные направления обучения языку, которые отвечают задаче максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес к английскому языку, культуре англоязычных стран, стимулировать коммуникативно- речевую активность.  Чтобы повысить интерес учащихся к изучению такого сложного предмета, как английский язык, прежде всего необходимо ставить перед собой, то есть перед учителем, четкие цели. Ученики должны знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила. Следующее, что нужно учесть - это разнообразие заданий. Все задания, которые даются учащимся, должны быть внимательно и тщательно отобраны учителем. Не менее важное в процессе обучения - это наглядность. Учащемуся необходимо иметь перед собой наглядный пример или правило, которое затем быстро им усваивается.

      Игры, другие занимательные упражнения и приемы также должны присутствовать на занятиях. Так называемые игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. При использовании дидактических игр происходит тренировка различных структур и фонетических, лексических, грамматических, речевых навыков, что имеет огромное практическое значение.







Список литературы


  1. Бурменская Г. В., Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей/ Г. В. Бурменская,  О. А Карабанова, А. Г. Лидерс — М.: Издательство Московского университета, 1990. —136 с.

  2. Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. Красноярск-2006.- 345 с.

  3. Захарьина, О.В. Английский язык 4-11 классы. Современные образовательные технологии. Конспекты уроков/ О.В. Захарьина. - Волгоград: Учитель, 2008. – 178с.

  4. Коркунов В. В. Региональные программы развития специального образования. - Екатеринбург, УрГПИ, 1993. - с. 22-36.

  5. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие/ Е.А. Маслыко, П. К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова.- Мн.: Высш. школа, 2004.- 522с.

  6. Палиева Н.А. Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования: методические материалы / Под научной ред. Н.А Палиевой, д.п.н.. - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 152 с.) с.34

  7. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе.— 2000.- № 2, 3. — с.

  8. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М, 1981.

  9. Oschepkova, T., M. Prolygyna, D. Starkova Tech-Pack collection of up-to-date

classroom techniques. Учебно-методическое пособие. – Дрофа: Москва, 2005.- 359с.

  1. Специфика подготовки и проведения урока английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья. (на базе УМК “English” О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой (7 класс)

  2. Дистанционное обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями как инновационная образовательная технология) // Электронный ресурс. Режим доступа:http://eva.ru/topic/116/1838351.htm?messageId=49166113

12. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/73-1-0-3209

13. Инкина И.И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку в средней школе//Электронный ресурс. Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/559341/

14. Использование игровых технологий при обучении детей с ОВЗ // Электронный ресурс. Режимдоступа:https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved  

15. Коррекция проблем обучения методами кинезиологии в дошкольном и младшем школьном возрасте) // Электронный ресурс. Режим доступа:

http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/09/16/statya-spetsifika-podgotovki-i-provedeniya-uroka-angliyskogo-yazyka

16. Особенности преподавания английского языка слабослышащим школьникам //Электронный ресурс. Режим доступа:sch38nvkz.narod.ru/documents.files/copilka_English.doc )

17. Организация дистанционного обучения с помощью современных ИКТ:

Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. – г.о.

Новокуйбышевск, 2009 г. – 32 стр) // Электронный ресурс. Режим доступа:

http://86mmc-nyagan.edusite.ru/p88aa1.html

18. Организация дистанционной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ) // Электронный ресурс. Режим доступа:

http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2012/06/13/distantsionnoe-obuchenie-angliyskomu

19. Петричук И.И. Проектная деятельность учащихся при обучении английскому языку//Электронный ресурс. Режим доступа:http://io.nios.ru/index.php?rel=32HYPERLINK "http://io.nios.ru/index.php?rel=32&point=11&art=1051"art=1051

20. Чехова Е.Н. Стихи, сказки, игры на уроках английского языка в начальных классах. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 9 октября. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2009/1009-1.htm.

21. Центр образования «Технологии обучения»// Электронный ресурс. Режим доступа: http://iclass.home-edu.ru/course/index.php?categoryid=19

22. Центр образования «Технологии обучения // Электронный ресурс. Режим доступа:http://iclass.home-edu.ru/mod/lesson/view.php?id=252316

23. Центр образования « Технологии обучения »// Электронный ресурс. Режим доступа: (http://iclass.home-edu.ru/mod/hotpot/attempt.php?id=253278


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему «Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Иностранные языки
Описание:

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа учителя (тема: Обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время В работе описаны теоретические основы категории "коррекция" и коррекционной работы , а также особенности коррекционной работы на уроках английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.). Автор приводит различные примеры использования методов и приемов своей работы на уроках с целью развития больных детей. Кроме того, в данной работе содержатся конспекты уроков для учеников с ОВЗ для шестого, седьмого и девятого классов (УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой "Новый курс английского языка для российских школ").

Автор Торсукова Ольга Васильевна
Дата добавления 21.01.2016
Раздел Иностранные языки
Подраздел Другое
Просмотров 1074
Номер материала MA-063985
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓