Главная / Начальные классы / Викторина "Знай и люби свой край"

Викторина "Знай и люби свой край"

hello_html_m328ab6cb.gifhello_html_m328ab6cb.gif

2007ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ


Конкурс 1. Лекарственные растения.

1.Перечислите правила сбора лекарственных растений (нельзя заготавливать вблизи дорог и в черте города; собирать только в сухую ясную погоду; нельзя собирать больные растения; собирать только в местах, где этих растений много, но нельзя собирать все растения).

2.Назовите растение, которое даёт “сердечное” лекарство (ландыш).

3.Назовите растение от 90 болезней (зверобой).

4.Настой какого растения дают капризным детям? Это же растение очень любят кошки (валериана лекарственная).

5.Листья какого растения помогут остановить кровь? (Подорожник)

6.Листья этого растения с одной стороны мягкие и пушистые, а с другой стороны гладкие. Их заваривают при кашле (мать-и-мачеха).

7.Цветки эти любят пчелы, а мы пьем настой из них при высокой температуре (цветки липы).

Конкурс 2. Ядовитые растения.

1.Назовите ядовитые растения Свердловской области (ландыш, вороний глаз, вех ядовитый (цикута), белокрыльник, волчье лыко, жимолость, крушина).

2.Какое самое ядовитое растение Свердловской области? Оно похоже на петрушку и сельдерей (вех ядовитый или цикута).

Конкурс 3. Грибы.

1.Какие съедобные грибы мы собираем в наших лесах? (Белые, подосиновики, подберезовики, маслята, сыроежки, опята, лисички и т. д.).

2.Назовите грибы – “подснежники” (строчки, сморчки).

3.Одного маленького кусочка этого гриба достаточно, чтобы человек отравился. Что это за гриб? (Бледная поганка).

4.Этот гриб не любят мухи, но лоси и коровы едят его как лекарство (мухомор).

5.Назовите грибы-двойники (съедобный и ядовитый) (опята: ложный и настоящий; белый гриб и желчный, сатанинский; лисички: ложные и настоящие).

6.Назовите грибы, в названиях которых есть названия растений (подберезовик, подосиновик, поддубовик, еловый груздь).

Конкурс 4. Животные – предсказатели погоды.

Задание: закончить приметы.

1.Кошка лежит, свернувшись калачиком, уткнув нос – к холоду, носом кверху – к теплу.

2.Если пчёлы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день.

3.Куры и голуби купаются в пыли – к дождю.

4.Пчёлы роем летят в ульи – к дождю.

5.Большие муравьиные кучи – к суровой (холодной) зиме.

Конкурс 5. Животные готовятся к зиме.

1.Как звери готовятся к зиме? (Залегают в спячку, заготавливают корм, меняют шубу, переселяются ближе к жилью человека, сбрасывают рога).

2.Кто в лесу всю зиму спит? (Медведь, еж, барсук).

3.О ком идет речь?

а) рыжая – серая (белка);

б) белый – серый (заяц).

4.Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Хвост помогает при прыжках с ветки на ветку и с дерева на дерево, зимой в гнезде спасает от холода).

5.Каких перелетных птиц вы знаете? (Скворец, грач, соловей, ласточка и т. д.)

6.Каких птиц называют “зимними гостями”? (Синица, снегирь, свиристель).

7.Назовите зимующих птиц (воробей, ворона, галка, голубь).

8.Какая птица прилетает весной самая первая? (Грач).

Конкурс 6. Загадки.

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит

Всё стучит ,стучит, стучит(дятел)


Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней

Кто же это? …( соловей)


Угадайте, что за птица

Света белого боится

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Кто это?(сова)

Конкурс 7. Поющая природа.

Команды по очереди поют песни о лесе, животных, растениях. Побеждает команда, которая знает больше песен.

Конкурс 8. Кто в лесу живет?

1.Существует два забавных заблуждения, связанных с этим животным. Одно из них в том, что они неуклюжи и неповоротливы, другое – что они глупы. Ни то, ни другое не соответствует действительности. Он может показаться неуклюжим из-за особенностей своей походки. Когда этот зверь идет, он шагает одновременно обеими лапами, расположенными на одной стороне туловища. Из-за этого у него переваливающаяся походка. Но когда он бежит на четырех лапах, может догнать любого человека! Если спросить работников зоопарка или цирка об этом животном, то вам скажут, что этот зверь самый умный и сообразительный, может танцевать и кататься на роликовых коньках. (Медведь)

2.Ни одной птице поэты не посвящали столько строк, как этой. Его пение считается самым красивым. Поют только самцы. Песня этой птицы – это выражение ухаживания за своей подругой, которая сидит, не подавая голоса, на кусте или дереве где-нибудь неподалеку. (Соловей)

3.Зимой шкура этого зверька белая. Трусливость его вошла в поговорку, не вполне справедливую. Просто у этих зверей выработался и накопился запас хитроумных уловок. Спасаясь, зверек может на ходу впрыгнуть в телегу и зарыться в сено. (Заяц)

4.Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает он и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей. (Белка)

По окончании конкурсов жюри подводит итоги, оценивает подготовленные материалы по теме, плакаты. Классы-победители награждаются грамотам

Экологический турнир

Конкурсные задания направлены на выявление знаний детей об окружающем мире, воспитание бережного отношения к природе.



1. Представление команд.

В турнире участвуют 2 команды: « Медвежата» и «Ежата». Дети заранее придумали название команды, эмблему и представление команды.

Командам было дано домашнее задание: нарисовать коллективный плакат на тему «Природа в опасности».

Жюри работает в составе 3 человек: учителя и воспитатели ГПД.

Учитель: Сегодня мы с вами совершим прогулку. Догадайтесь, куда?

Загадка:

    Есть у меня зеленый друг,
    Веселый друг. Хороший.
    Он нам протянет сотни рук
    И тысячи ладошек.

Дети: Это лес, наш зеленый друг!

Учитель: Правильно, это лес. Итак, в путь, друзья!

Первый, кто нас встречает, это хозяин лесного царства - Лесовичок.

Лесовичок: Стоп! Сюда нельзя войти, пока не скажете, как нужно здесь себя вести!

Учитель: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.

(Команды по очереди называют правила)

- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать и затаптывать цветы.

- Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других красивых насекомых.

- Нельзя уничтожать лягушек, жаб, подходить к птичьим гнездам, забирать яйца из гнезд.

- Ходить нужно только по тропинкам.

- Нельзя шуметь, оставлять в лесу бытовой мусор.

- Нельзя собирать букеты из лесных цветов. Нужно самим выращивать растения в цветниках.

(Во время всего турнира за правильные ответы Лесовичок дает команде «Медвежат»- ягоды малины, а команде «Ежат»- грибочки.)

Лесовичок: Я доволен. Правила вы знаете. А выполняете ли вы их?

Дети: Да, выполняем.

Лесовичок: Тогда я рад пригласить вас к себе в гости. Я вам вручаю пригласительный билет.

(На билете для каждой команды по одному вопросу).

1 команде: - Может ли медведь зимою потолстеть?

Дети: Нет. Зимой он спит.

2 команде – Может ли барсук залезть за шишками на сук?

Дети: Нет. Барсук не лазает по деревьям.

Учитель: Ну вот мы и в лесу.

    Здравствуй, лес, дремучий лес,
    Полный сказок и чудес.
    Кто в глуши твоей таится?
    Что за зверь? Какая птица?
    Все открой, не утаи,
    Ты же видишь,- мы свои!

2. Конкурс: «Съедобные и несъедобные грибы»

Лесовичок: Ребята, а знаете ли вы, как нужно правильно в лесу грибы собирать?

Дети: Да.

- Нужно срезать грибы ножиком, не нарушая грибницы.

- Если гриб незнакомый, лучше не брать.

- Старые грибы тоже не надо собирать, лучше оставить их белочке, ей они будут нужнее.

Лесовичок: Возьмите по 2 корзины, да насобирайте в них грибов. В одну – съедобные, для себя, а в другую – несъедобные, для лесных обитателей.

Для людей они ядовитые, но вполне съедобны для лесных жителей. Поэтому топтать, уничтожать несъедобные грибы нельзя!

(Изображение грибов на открытках.)

А знаете ли вы, чем полезны грибы?

Справочное бюро. Существует до 100 тыс. видов грибов. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Грибница снабжает деревья питательными веществами. Грибы помогают перерабатывать старую древесину, листья, пни, шишки, тем самым улучшают почву.

Лесовичок:

    Много трав растет полезных
    На земле страны родной.
    Мы растенья эти знаем,
    Бережем и охраняем.

3. Викторина о лекарственных растениях.

Прослушайте стихотворение и назовите лекарственные растения леса, которые упоминаются в стихотворении.

    Зеленая аптека
 

    В роще вырос можжевельник,
    И в тени его ветвей
    Поселился муравейник,
    Поселился муравей.
    Он из дома спозаранку
    Выбегает с веником,
    Подметает он полянку
    Перед муравейником.
    Замечает все соринки
    На спине у ежика,
    Начищает все травинки,
    Листья подорожника,
    Каждый куст, каждый пень,
    Каждый месяц, каждый день.
    А однажды муравьишка
    Подметал дорожку,
    Вдруг упала с елки шишка,
    Отдавила ножку!
    От волнения сова
    Перепутала слова:
    - Где же «Скорошь помоя»?
    Спасите насекомое!
    Звери бросились гурьбой
    За лекарственной травой.
    Рвут АПТЕЧНУЮ РОМАШКУ,
    Собирают ЗВЕРЕБОЙ…
    Вот из чащи на опушку
    Пробирается медведь-
    Он решил МЕДВЕЖЬЕ УШКО
    На опушке посмотреть.
    Он больному обещает:
    - От компресса полегчает!
    И другое средство тоже
    Предлагают муравью:
    - Вдруг укол тебе поможет?
    Я иголку дам свою!
    Все больного навещают
    Все больного угощают:
    Кто МОРОШКОЙ,
    Кто ЧЕРНИКОЙ,
    Кто сушеной ЗЕМЛЯНИКОЙ,
    Даже волк помочь не прочь,
    Думал-думал, как помочь?
    К муравейнику подвез
    ВОЛЧЬИХ ЯГОД
    Целый воз.
    Но заметила сорока,
    Что от волка мало прока
    И спешит по просеке
    С новостью на хвостике:
    - Я, друзья, не ябеда
    Только ВОЛЧЬЯ ЯГОДА…
    Муравья приводят в чувство,
    Зайцы ЗАЯЧЬЕЙ КАПУСТОЙ.
    Если б жил в той чаще лев,
    Предложил бы ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ.

Лесовичок: Дополнительные очки можно набрать, если вы правильно назовете лекарственные растения.

(Каждой команде дается по 4 картинки с изображением лекарственных растений.)

1 команда: пижма, черника, одуванчик, шиповник.

2 команда: мать-и-мачеха, ландыш, малина, ромашка.

4. Конкурс «Загадалки»

Учитель:

    На земле исчезают цветы
    С каждым годом заметнее это
    Меньше радости и красоты
    Оставляет нам каждое лето.
    Откровенье цветов луговых
    Нам понятно было едва ли
    Беззаботно топтали мы их
    И бездумно, безжалостно рвали.
    В нас молчало безумное «Стой!»
    Нам казалось, все мало, все мало
    А потом в суете городской
    Мы охапки тащили устало.
    И не видели как из-под ног
    Молчаливо, дыша еле-еле,
    Обреченно глядел василек
    Безнадежно гвоздики глядели…

Лесовичок: Возьмите на память о лесе только один цветочек и разгадайте его задание.

(На лепестках нарисованного цветка записаны загадки. Поочередно один из участников отрывает лепесток и отвечает на вопрос.)

Загадки

    Живет в лесу работник-
    Лесной носатый плотник. (Дятел)

Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза)

    Все иголки да булавки
    Выползают из-под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят. (Еж)

В лесу у пня суетня, беготня,
Народ рабочий весь день хлопочет.
Из лесного сора строит себе город. (Муравьи)

    Меньше тигра, больше кошки,
    Над ушами кисти-рожки:
    С виду кроток, но не верь:
    Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)

Над шапками кустарника дерево плывет.
На чьей же голове оно уютно так растет?
Откроет нам поляна лесного великана. (Лось)

    Юркий, маленький зверек
    С ветки прыг, на ветку скок. (Белка)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    Что за зверь зимой холодной
    Ходит в чаще злой, голодный? (Волк)

Мерзнет, дрожит на ветру.
Какое это дерево? (Осина)

5. Конкурс «Самый мудрый»

Лесовичок: Мудрая сова приготовила для вас конверты с заданиями.

(В каждом конверте по 2 задания.)

1 команде:

Экологическая задача - За сутки лось летом съедает до 35 кг корма, зимой всего 15 кг. На сколько кг корма меньше съедает лось зимой, чем летом?

(На 20 кг меньше.)

Объясните названия птиц:

  1. Снегирь. (Появляется вместе со снегом)

  2. Мухоловка. (Любимое лакомство - мухи)

2 команде:

Экологическая задача - Сейчас охота в нашей стране запрещена на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?

(На 47 видов.)

Объясните названия птиц:

  1. Поползень. (Птица, которая ползает по стволу дерева.)

  2. Кедровка. (Питается кедровыми орехами. Помогает «садить» леса.)

Справочное бюро: Справка об экологической роли птиц.

- Дятел, лесной доктор, за день съедает до 750-900 насекомых-короедов.

- Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и др.

- Мухоловка-пеструшка - совсем небольшая птичка, но съедает за день 300 мух и комаров.

- Сова за ночь съедает 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год 10 тыс. мышей-полевок, спасая этим до 20 тонн зерна, которое могли бы уничтожить мыши.

- Синица за сутки съедает насекомых столько, сколько весит сама.

Во время конкурса проходит игра со зрителями:

  1. Какую птицу бьют за воровство? (Воробья)

  2. Поднять можно, а через избу перекинуть нельзя? (Перо, пух)

  3. Какая птица носит название каши? (Овсянка)

  4. И птица, и фрукт? (Киви)

  5. Как называют медведя, проснувшегося среди зимы? (Медведь-шатун)

  6. В названии какой птицы сорок «а»? (Сорока)

6. Конкурс «Разбор жалоб»

Лесовичок: Ребята, в наше бюро поступили жалобы от лесных обитателей.

Нам нужно разобраться в них и узнать их авторов.

1 команде: Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня не красивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или уважать меня надо?

Ответ: Это сова. Одна серая сова убивает тысячи полевок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.

2 команде: «Мерзкими, ползучими тварями» называют меня.

А если увидят на дороге, стараются раздавить, не дать уползти. Подумайте хорошенько, обижать или уважать меня надо.

Ответ: Змеи совсем не опасны для человека. Змеи и сами не любят встречаться с людьми, стараются быстро уползти, спрятаться. Встречи могут быть только внезапными. Питаются змеи мышами, полевками, а яд в небольших дозах лечебен и очень полезен для человека.

(На доске висят два плаката с изображениями этих животных, закрытых листом).

7. Конкурс капитанов

Лесовичок: Капитаны, ответьте на вопросы: когда так говорят?

1 капитану:

    «Трещит, как сорока»
     (Говорит быстро, громко)
    «Воробью по колено»
    (Мелко, не глубоко)

2 капитану:

    «Считать ворон»
    (Глазеть по сторонам, ротозейничать)
     «Сорока на хвосте принесла»
    (Об известиях, сведениях, неизвестно откуда полученных)

8. Конкурс «Защитники природы»

Лесовичок: Наше путешествие подходит к концу.

Учитель: Ребята, давайте на память Лесовичку подарим свои рисунки и расскажем, как нужно защищать природу.

(Капитаны команд представляют свои плакаты на тему «Природа в опасности».)

9. Финал

Подведение итогов экологического турнира. Награждение победителей.

Лесовичок:

    Пора мне, дети, в лес родной,
    Где красота, в душе покой.
    Хочу я всем вам пожелать
    Природу нашу охранять!





Викторина "Знай и люби свой край"
  • Начальные классы
Описание:

В различных конкурсах дети угадывают поописанию кто живёт в лесу;животных ,которые предсказывают погоду( кошки.куры, голуби,пчёлы,муравьи);ядовитые растения и самое ядовитое из них;грибы съедобные и несъедобные,грибы-подснежники,грибы в названиях которых естьназвания растений;лекарственные растения,называют правила сбора этих растений растение ,дающее"сердечное лекарство и растение от 90 болезней,а настой этих цветов мыпьём при высокой температуре;рассказывают ,как животные готовятся к зиме(медведи,ежи ,барсуки),кто улетает,а кто переьирается поближе к жипью человека

Автор Зубкова Татьяна Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 828
Номер материала 38771
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓