Викторина «Лес –
наше богатство»
Составитель: учитель начальных классов
О.А.Фурина
Цель:
Формирование
бережного и целостного отношения к природе.
Задачи:
образовательные:
1. Обогащать
эколого-краеведческие знания, понимания значения окружающей природоведческой
действительности.
2. Расширять
знания о животном и растительном мире леса.
3. Задачи:
развивающие:
1. Развивать
познавательный интерес, любознательность, стремление поделиться приобретёнными
знаниями.
2. Способствовать
проявлению познавательной активности с помощью привлечения учащихся к
обсуждению вопросов, заинтересовать в получении дополнительной информации.
3. Развивать самостоятельность в умении работать с
информацией, высказывать собственное мнение,
4.Развивать
логическое мышление школьников, их аналитических способностей: умения
сравнивать, сопоставлять, делать выводы; развитие монологической речи.
воспитательные:
1. Способствовать
воспитанию экологической культуры школьников.
2.Воспитывать любовь
и бережное отношение к природе.
3.Формировать умения
работать в группе, умение коротко и ясно излагать информацию.
Форма
проведения:
«Своя – игра».
Ожидаемые
результаты.
Углубить знания детей о лесе и его обитателях,
воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение детей вести
себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание
вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
Методы:
подводящий
диалог, метод дидактической игры, дискуссия, наглядные методы (плакаты,
репродукции картин с изображением леса, мультимедийная презентация, иллюстрации,
карточки со стоимостью вопроса), традиционные словесные методы: беседа,
монолог.
Формы
работы:
работа в группе.
Оборудование.
Карточки
с вопросами по темам для учителя: «Деревья», «Ягоды», «Кустарники», «Птицы»,
«Грибы», «Звери», «Зелёная аптека»; карточки со
стоимостью вопросов: 10, 20, 30, 40, 50; интерактивная доска, «волшебный»
мешочек с картинками зверей, ягод, грибов, растений; компьютер;
песочные часы; лукошки.
Ход мероприятия
I. Введение
в тему.
Учитель. Добрый день,
дорогие друзья! Сегодня наш классный час посвящен… Впрочем, вы сейчас сами
определите его тему.
1. На горе шумит,
а под горой молчит. ( Лес).
2. Весной веселит,
летом холодит,
осенью умирает,
весной оживает. (Лес).
3. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой. (Лес).
Учитель.
Так,
о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Правильно, о лесе. Сегодня
все люди нашей Родины празднуют День леса. Тема нашего мероприятия «Лес – наше
богатство». 21 марта во всем мире отмечается Международный день леса.
Лес
– это наше богатство!
Лес
– защитник человека!
Лес
– это дом для зверей и птиц!
Лес
– украшение планеты, здоровье, радость и отдых людей!
Лес
– кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы…
II.
Объявление темы, целей.
Учитель:
И
сейчас хотелось бы проверить, насколько хорошо вы знаете природу. Учащиеся из
«волшебного» мешочка берут картинку с изображением зверей, ягод, грибов, растений,
которая определяет их место в команде.
Наше мероприятие проводится в форме «Своя – игра».
Прослушайте основные правила, которые необходимо
соблюдать в игре:
1. Каждой
команде предстоит отвечать на вопросы из различных областей знаний.
2. Необходимо
выбрать одно задание, с учетом его трудности, которая выражается в его
стоимости: 10, 20, 30, 40, 50 баллов.
3. На
обсуждение ответа – 20 секунд. Ответ сообщает тот член команды, которого
называет капитан.
4. Если ответ
верный, карточка с суммой баллов переходит в копилку команды. Если ответ не
верный, то право ответа на вопрос предоставляется другой команде по их желанию.
Карточки с баллами складываются в лукошки, которые есть у каждой команды на
игровом столе.
5. По сумме
баллов будут определены команды-победители и призёры. Желаю всем успехов!
Игровое поле (на доске).
Тема
|
Стоимость вопроса
|
«Деревья»
|
10
|
20
|
30
|
40
|
50
|
«Ягоды»
|
10
|
20
|
30
|
40
|
50
|
«Кустарники»
|
10
|
20
|
30
|
40
|
50
|
«Птицы»
|
10
|
20
|
30
|
40
|
50
|
«Грибы»
|
10
|
20
|
30
|
40
|
50
|
«Звери»
|
10
|
20
|
30
|
40
|
50
|
«Зелёная
аптека»
|
10
|
20
|
30
|
40
|
50
|
Дидактический материал для учителя
(карточки с вопросами).
Тема «Деревья»
Вопрос
на 10 баллов
– Как называется дубовые леса? (Дубравы)
Вопрос
на 20 баллов
- Из
какого дерева делают пианино? (Из ели)
Вопрос на 30 баллов- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)
Вопрос на 40 баллов – Из какого дерева делают спички? (Из осины)
Вопрос на 50 баллов - Листья этого дерева никогда не меняют своего цвета
и опадают осенью зелеными. (Листья ольхи) (Приложение 1.)
Тема «Ягоды»
Вопрос
на 10 баллов - Маленькая душистая ягодка. Растёт на обочинах лесных
дорог, на вырубках и полянах. Родом эта ягода из Америки. Красная, мясистая и
сочная мякоть ягоды, усыпанная мелкими твёрдыми семенами. Она имеет много
полезных веществ и витаминов, нужных человеку. Её употребляют в свежем, сушёном
и переработанном виде. О какой ягоде идет речь? (Земляника)
Вопрос
на 20 баллов
- Под листом на каждой ветке, сидят маленькие детки. Тот, кто деток соберёт,
руки вымажет и рот. (Черника)
Вопрос
на 30 баллов
- Какая ягода заменит лимон? (Клюква)
Вопрос
на 40 баллов
- Какую ягоду называют северным гранатом? (Костяника)
Вопрос
на 50 баллов
- Какие ягоды можно собирать весной, когда сойдет снег? (Клюкву, бруснику)
Тема «Кустарники»
Вопрос
на 10 баллов – Этот кустарник называют, «медвежья
ягода». Плоды
обладают кровоостанавливающим действием и повышают аппетит. (Малина)
Вопрос
на 20 баллов - В народе этот кустарник называют «дикой
розой». Встречается
на опушках леса, в зарослях кустарников и на солнечных косогорах. Плоды
мясистые, ягоды жёлтые, красной или чёрно-бурой окраски, содержащие в себе
целебные свойства. (Шиповник)
Вопрос
на 30 баллов - Это очень ядовитый
кустарник. Ядовиты все его части.Никогда нельзя брать в рот его аппетитные
красные ягоды. Назовите этот кустарник. (Волчье лыко)
Вопрос
на 40 баллов – С какого кустарника листочек? (
Орешник) (Приложение 2.)
Вопрос
на 50 баллов - Весной она украшена кружевом белых
цветков, а осенью, как огоньки, блестят ярко-красные гроздья её сочных плодов. (Калина)
Тема «Птицы»
Вопрос
на 10 баллов
- Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
Вопрос
на 20 баллов
- Об этой ночной птице ходит много небылиц, считают ее вестником беды. Птица
эта истребитель грызунов. (Сова)
Вопрос
на 30 баллов
– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
Вопрос
на 40 баллов
– Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? (Клест)
Вопрос
на 50 баллов
– Какая
птица имеет самый длинный хвост? (Сорока)
Тема «Грибы»
Вопрос
на 10 баллов
- 2. Какой гриб считается одним из лучших по вкусовым качествам и часто
именуется "царём грибов"? ( Белый гриб)
Вопрос
на 20 баллов
- Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)
Вопрос
на 30 баллов
- Грибница какого гриба разрушает дерево? (Грибница опёнка)
Вопрос
на 40 баллов
- Когда грибы лучше собирать? (На рассвете гриб самый крепкий, душистый,
ядрёный)
Вопрос
на 50 баллов
– Назовите самый дорогой гриб. (Приложение 3.)
Тема «Звери»
Вопрос
на 10 баллов
- У кого на сучке кладовая? (У белки)
Вопрос на 20
баллов
– Какое животное называют «сохатым»? (Лося. Сохатый – от слова
"соха", на которую похожи рога старого лося.)
Вопрос на 30
баллов –
Почему муравьи закрывают ходы в муравейнике? ( К дождю)
Вопрос
на 40 баллов
– Животных 1 выводка называют
: “настовики”, т.к. они появляются, когда на снегу есть наст; летнего выводка —
“колосовики” или “травники”; осеннего — “листопаднички”. О каком животном идет
речь? (Зайчата)
Вопрос
на 50 баллов
– Какому зверю принадлежат эти ушки? ( Рыси)(Приложение 4.)
Тема «Зелёная аптека»
Вопрос
на 10 баллов
– Это растение используют для лечения мелких ран, ушибов, ссадин. (Подорожник)
Вопрос
на 20 баллов
– Какое растение может заменить вату? (Мох сфагнум)
Вопрос
на 30 баллов
– Какое растение может остановить кровотечение? ( Тысячелистник)
Вопрос
на 40 баллов
- Это лекарственное растение носит название «глаза птицы» и употребляется
человеком для лечения в качестве глазных капель. ( Вороний глаз)
Вопрос
на 50 баллов
– Это лекарственное растение носит название «мяун- трава», и из него
изготовляют сердечные капли. (Валериана) (Приложение 5.)
Тема «Охрана леса»
Вопрос на 10 баллов – Как
называется книга, в которую занесены исчезающие виды организмов, или тех, кто
нуждаются в специальных мерах защиты? (Красная книга)
Вопрос на 20 баллов - Какое
значение имеют растения для животных? ( Дом, пища, укрытие)
Вопрос на 30 баллов -
Неприкосновенный участок земли или водного пространства, находящийся
под особой охраной, где сохраняются и оберегаются
редкие виды животных, растений, минералов, культурно-исторические памятники. О
чем идет речь? ( О заповедниках)
Вопрос на 40 баллов - Какое
стихийное бедствие наиболее опасно для леса?( Пожар)
Вопрос на 50 баллов - Какая
охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Подведение итогов. Каждая
команда подсчитывает набранные баллы. Учитель определяет и награждает команду
- победитель и команды-призеры.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А еще есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток.
Не оскверняй ее святынь.
Литература.
1. Гончарова
Е.И. Савченко Е. В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь- М.: ВАКО, 2004.
2. Нуждина
Т.Д. Энциклопедия для малышей ЧУДО – ВСЮДУ мир животных и растений.
Электронные источники.
1. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%85%D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fwww.ayzdorov.ru%2Fimages%2FTravi%2Foljxa.jpg&pos=1&rpt=simage&lr=10664&noreask=1&source=wiz
2. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&uinfo=sw-1230-sh-858-fw-1005-fh-598-pd-1&p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=45&rpt=simage&lr=10664&img_url=http%3A%2F%2Fwww.sxc.hu%2Fpic%2Fs%2Fm%2Fmz%2Fmzacha%2F1133918_hazel.jpg
3. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%B0%20%D1%82%D1%80%D1%8E%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8F&img_url=http%3A%2F%2Flol54.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2011-11%2Fthumbs%2F1320157860_018.jpg&pos=1&rpt=simage&lr=10664&noreask=1&source=wiz
4. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D1%8B%D1%81%D0%B8&noreask=1&pos=8&rpt=simage&lr=10664&uinfo=sw-1230-sh-858-fw-1005-fh-598-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fh4.img.mediacache.rugion.ru%2F_i%2Fpassport%2Favatar%2Flarge%2F11%2F71%2F70%2F1171705_371_1291192990.jpg
5. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=1&uinfo=ww-1230-wh-858-fw-1005-fh-598-pd-1&p=1&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%8B&noreask=1&pos=55&rpt=simage&lr=10664&img_url=http%3A%2F%2Fimganaliz.hurriyet.com.tr%2FLiveImages%5CYeniFotoAnaliz%5C579%5CATA%2520N%25DDRUN%2520-%2520B%25DDTK%25DDLER%2520VE%2520M%25DDST%25DDK%2520%25DDNAN%25C7LAR%5CThumbFolder%5C17%2520valerian.jpg
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.