Главная / Математика / Викторина «Путешествие в математику»

Викторина «Путешествие в математику»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №2»















Урок-викторина

«Путешествие в мир математики»

для учащихся 9-го класса





 

Авторы разработки

учитель математики I категории

Букина Олеся Алексеевна

учитель математики I категории

Мешалкина Ольга Геннадьевна



 











 



Барнаул

2014 год

Аннотация

Данную методическую разработку урока-викторины можно использовать как внеклассное мероприятие по математике для 9 классов на предметной неделе в процессе осуществления образовательной деятельности. Для каждого задания приводится развернутый и познавательный ответ.

20 интересных фактов о науке математика. Оригинальные и необычные факты из мира этой серьезной науки. Место для несерьезного или просто увлекательного, найдется в любой точной науке. Главное, желание отыскать это.


Пояснительная записка

Основная цель мероприятия – оживить математику введением в нее интересных задач, занимательных упражнений, любопытных практических сведений и тем самым содействовать развитию мыслительных способностей ученика; пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.

Задачи мероприятия:

- способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»;

- повысить уровень математического мышления.

Цели урока:

  1. Повышение познавательного интереса к предмету математики.

  2. Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.

  3. Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.


Тип учебного занятия: получение новых знаний и способов деятельности.


Основные идеи урока:

  • Создание целостного мировоззрения.

  • Связь предметов друг с другом.

  • Активное участие учащихся в создании урока.

  • Воспитание самостоятельности.

Результативность данного урока предполагает:

  • Высокую активность учащихся на уроке.

  • Умение применять полученные знания на уроках истории, знания на других предметах

  • Умение работать самостоятельно.

Дидактические материалы и оборудование: столы для игроков, экран, тумба для ведущего, видеопроектор, жетоны (выдаются за правильный ответ), призы.







Викторина, проводится для учащихся 9 класса в рамках недели математики. В игре принимают участие две команды (от каждого класса по 5 участников). Каждая команда выбирает себе название. В игре задействованы еще 6 учащихся, которые выступают в роли консультантов. Игра проходит в два этапа: два отборочных тура и финальная игра.

Правила игры:

Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы 2-х отборочных туров и в финальной игре.

В отборочных турах за каждый вопрос команда может получить 1 балл, на обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. За каждой командой закреплены по 2 консультанта, они ведут подсчет баллов, если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.

Ход игры:

Игра начинается с представления команд, и сообщаются правила игры. Путем жеребьевки выбирается команда, начинающая игру. Проводится жеребьевка.

hello_html_e96e240.gif

hello_html_m75def71.jpg1.

hello_html_5b71205a.jpg2.

hello_html_m2d71f3a9.jpg3.

hello_html_m264298bd.jpg

4.


hello_html_656e82e4.jpg5.

hello_html_51462611.png6.

hello_html_m595f26df.jpg7.

hello_html_m33332c73.jpg8.

hello_html_50f7285a.png9.


hello_html_9c9cc51.png10.




  1. В 19 веке российские университеты не принимали женщин-ученых, а чтобы эмигрировать, девушка должна была иметь согласие отца или мужа. Чтобы получить возможность заниматься наукой, этой женщине пришлось заключить фиктивный брак и уехать из своей страны. Кто это?



ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Софья Ковалевская

ПОЯСНЕНИЕ: Так как отец Софьи был категорически против, она вышла замуж за молодого учёного Владимира Ковалевского. Хотя в итоге их брак стал фактическим, и у них родилась дочь.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Нина Бари

Ольга Ладыженская

Софья Ковалевская

Надежда Гернет

  1. Этот человек является прототипом героя фильма «Игры разума». Кто это?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Джон Нэш

ПОЯСНЕНИЕ: Он получил одно из самых лаконичных рекомендательных писем из университета. Преподаватель написал в ней одну строчку: «Этот человек — гений!».

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Мартин Айгнер

Джон Нэш

Джеймс Александер

Ларс Альфорс

  1. Английский математик Абрахам де Муавр в престарелом возрасте однажды обнаружил, что продолжительность его сна растёт на 15 минут в день. С помощью каких подсчетов он определил дату своей смерти?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Арифметическая прогрессия

ПОЯСНЕНИЕ: Составив арифметическую прогрессию, он определил дату продолжительности своего сна, когда она достигла бы 24 часов — 27 ноября 1754 года. В этот день он и умер.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Геометрическая прогрессия

Закономерность случайных явлений

Закон больших чисел

Арифметическая прогрессия

  1. Один из способов проверки подлинности: нужно заменить букву в серийном номере на её порядковый номер в латинском алфавите, сложить это число с остальными цифрами, затем складывать цифры результата, пока не получим одну цифру. Если эта цифра — 8, то вещь подлинная. Какая это вещь?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Купюра евро

ПОЯСНЕНИЕ: Подлинность купюры евро можно проверить по её серийному номеру, состоящему из буквы и одиннадцати цифр. Ещё один способ проверки заключается в подобном складывании цифр, но без буквы. Результат из одной буквы и цифры должен соответствовать определённой стране, так как евро печатают в разных странах. Например, для Германии это X2.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Свидетельство о рождении

Билет на самолет

Купюра евро

Ценные бумаги

  1. Эта геометрическая фигура, образованная пересечением трёх равных кругов радиуса a с центрами в вершинах равностороннего треугольника со стороной a. На основе какой геометрической фигуры взято такое сверло, чтобы получать квадратные отверстия.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Треугольник Рёло

ПОЯСНЕНИЕ: Сверло, сделанное на основе треугольника Рёло, позволяет сверлить квадратные отверстия (с неточностью в 2%).

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Треугольник Рёло

Египетский треугольник

Шестигранник

Восьмигранник

  1. У числа Пи есть два неофициальных праздника. Первый — 14 марта, потому что этот день в Америке записывается как 3.14. Второй записывается в европейском формате (в виде обыкновенной дроби). В каком месяце празднуется второй неофициальный праздник числа Пи.



ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Июль

ПОЯСНЕНИЕ: Значение дроби 22/7 является достаточно популярным приближённым значением числа Пи.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Июнь

Июль

Август

Апрель

  1. В раннем детстве этот человек познакомился с математикой, когда на его комнату не хватило обоев. Какой математик постигал основы науки по обоям в комнате?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Софья Ковалевская

ПОЯСНЕНИЕ: Софья Ковалевская познакомилась с математикой в раннем детстве, когда на её комнату не хватило обоев, вместо которых были наклеены листы с лекциями Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Андрей Колмогоров

Михаил Остроградский

Софья Ковалевская

Ольга Ладыженская

  1. В одном штате был выпущен билль, законодательно устанавливающий значение числа Пи равным 3,2. Где пытались законодательно округлить число Пи?



ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Индиана



ПОЯСНЕНИЕ: Данный билль не стал законом благодаря своевременному вмешательству профессора университета в 1897 году.



ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Калифорния

Миннесота

Мэн

Индиана





  1. Используемая нами система счисления возникла по причине того, что у человека на руках 10 пальцев. Способность к абстрактному счёту появилась у людей не сразу, а использовать для счёта именно пальцы оказалось удобнее всего. Как называется эта система счисления?



ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Десятичная

ПОЯСНЕНИЕ: Цивилизация майя и независимо от них чукчи исторически использовали двадцатичную систему счисления, применяя пальцы не только рук, но и ног. В основе распространённых в древних Шумере и Вавилоне двенадцатеричной и шестидесятиричной систем тоже было использование рук: большим пальцем отсчитывались фаланги других пальцев ладони, число которых равно 12.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Десятеричная

Двоичная

Двадцатиричная

Десятичная

  1. Листья на ветке растения всегда располагаются в строгом порядке, отстоя друг от друга на определённый угол по или против часовой стрелки. Величина угла разная у различных растений, но её всегда можно описать дробью. Какой математической последовательностью описывается расположение листьев на ветках растений?



ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Числа из ряда Фибоначчи.



ПОЯСНЕНИЕ: Например, у бука этот угол равен 1/3, или 120°, у дуба и абрикоса — 2/5, у груши и тополя — 3/8, у ивы и миндаля — 5/13 и т.д. Такое расположение позволяет листьям наиболее эффективно получать влагу и солнечный свет.



ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Числа из ряда Фурье

Числа из ряда Тейлора

Числа из ряда Фибоначчи

Числа из ряда Маклорена

hello_html_m47b1f851.gif

hello_html_2a1225a5.jpg11.

hello_html_28744a02.jpg12.

hello_html_696739cc.jpg13.

14.hello_html_m4dbfb4ec.jpg

hello_html_21563712.jpg15.

hello_html_m2c0d7d0a.jpg16.

hello_html_m7aa51557.jpg17.



  1. Эти насекомые способны объяснять друг другу путь к пище, умеют считать и выполнять простейшие арифметические действия. Какие насекомые способны разговаривать, считать и выполнять простейшие арифметические действия?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Муравей

ПОЯСНЕНИЕ: Когда муравей-разведчик находит еду в специально сконструированном лабиринте, он возвращается и объясняет, как пройти к ней, другим муравьям. Если в это время заменить лабиринт на аналогичный, то есть убрать феромоновый след, сородичи разведчика все равно найдут пищу. В другом эксперименте разведчик ищет в лабиринте из многих одинаковых ответвлений, и после его объяснений другие насекомые сразу бегут к обозначенному ответвлению. А если сначала приучить разведчика к тому, что пища с большей вероятностью будет находиться в 10, 20 и так далее ответвлениях, муравьи принимают их за базовые и начинают ориентироваться, прибавляя или отнимая от них нужное число, то есть используют систему, аналогичную римским цифрам.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Таракан

Дождевой червь

Паук

Муравей



  1. В 1997 году на одном из военных судов произошел сбой программы «Smart Ship». В результате какой ошибки произошел сбой.



ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Деление на нуль



ПОЯСНЕНИЕ: Это вывело из строя все приборы на борту военного корабля США Йорктаун. Этот случай на кое-то время затмил все интересные факты из истории математики.



ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Умножение на нуль

Деление на нуль

Слишком большое число

Слишком маленькое число



  1. Максимальное число, которое можно записать римскими цифрами, не нарушая правил Шварцмана (правил записи римских цифр) — 3999 (MMMCMXCIX) — больше трех цифр подряд писать нельзя. Какое число нельзя записать римскими цифрами.



ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 0



ПОЯСНЕНИЕ: Ноль – единственное число, которое нельзя написать римскими цифрами.



ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Нет такого числа

0

155

322



  1. Если это число помножить на себя самого, то получится интересное число 12 345 678 987 654 321.



ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 111 111 111



ПОЯСНЕНИЕ: Все числа сначала возрастают, а потом убывают по порядку.



ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

11111111

111111 111

1111111

111111



  1. В тайванском городе Тайбэй жителям разрешено упускать одну цифру. Какую?



ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 4

ПОЯСНЕНИЕ: Поскольку на китайском языке слово «четыре» звучит тождественно слову «смерть». По этой причине во многих зданиях города четвертый этаж отсутствует.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

4

5

6

7

  1. Это число стало считаться несчастливым из-за библейского сказания. Что это за число.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 13

ПОЯСНЕНИЕ: Число тринадцать, предположительно, стало считаться несчастливым из-за библейского сказания о Тайной Вечери, где присутствовало именно тринадцать человек. Причем тринадцатым был Иуда Искариот.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

6

12

13

33


  1. Немец Эрнст Куммер - большой знаток теории чисел, оперировавший сложнейшими математическими понятиями. Но у него был один «математический» недостаток.



ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Не мог совершать простейшие арифметические действия.



ПОЯСНЕНИЕ: Однажды, ведя лекцию, он замешкался, пытаясь перемножить 7 на 9. Студенты в шутку подсказали ему два варианта, и оба неверных – 61 и 66.



ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Не умел работать с циркулем

Не мог совершать простейшие арифметические действия.

Не умел работать с транспортиром

Не умел писать знак «бесконечность»

hello_html_m9930170.gif

18.hello_html_2ff4cacb.jpg

19.hello_html_m3b14abbe.png

hello_html_3cc59362.jpg20.


18. Религиозные евреи стараются избегать христианской символики и вообще знаков, похожих на крест. На какую букву они заменили знак «плюс».



ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Т



ПОЯСНЕНИЕ: Например, ученики израильских школ вместо знака «плюс» пишут знак, повторяющий перевёрнутую букву «т».



ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Т

L

П

Y



19. Одна знакомая дама просила Эйнштейна позвонить ей, но предупредила, что номер ее телефона очень сложно запомнить. Но Эйнштейн запомнил как «две дюжины и 19 в квадрате». Какой номер телефона был у дамы.



ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 24-361



ПОЯСНЕНИЕ: Одна знакомая дама просила Эйнштейна позвонить ей, но предупредила, что номер ее телефона очень сложно запомнить: — 24-361. Запомнили? Повторите! Удивленный Эйнштейн ответил: — Конечно, запомнил! Две дюжины и 19 в квадрате.



ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

13-13-361

24-361

10-10-324

100-324



20. Если сложить последовательно все цифры от 1 до 100, то какое число получится в сумме.



ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5050



ПОЯСНЕНИЕ: Сумма арифметической прогрессии первых ста членов.



ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

6060

5000

5050

1050



















Самоанализ


На всех этапах мероприятия применяются различные методы активизации учащихся, что не позволяет им устать от однообразия материала. Для проверки и оценки знаний учащихся используются слайды с готовыми ответами для самопроверки, взаимопроверки.

Использованы методы:

Словесный – при формировании теоретических и практических знаний

Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания

Проблемно-поисковый – для развития самостоятельности мышления, материал не сложный, учащиеся готовы к проблемному изучению материала

Самостоятельная работа – материал доступен, использован для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда

Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.


Литература:


  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

  2. Математика в примерах и задачах. Журбенко Л.Н., Никонова Г.А. и др. (2009, 373с.)















Викторина «Путешествие в математику»
  • Математика
Описание:

Этот урок был проведен мной на уроке в девятом классе . Такая форма урока детям очень понравилась . Они ждут продолжения о жизни великих ученых математиков . Особенно им запомнился вопрос о Софьи Ковалевской . В данной викторине двадцать вопросов с вариантами ответов . Этот материал может быть использован на уроках истории , литературы . С другими учителями--предмениками были проведены такие уроки . Так же можно создать презентаию к данному материалу . Данный материал униален тем , что рассказывает о жизни великих ученых.

Автор Мешалкина Ольга Геннадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 338
Номер материала 26327
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓