Сценарий
внеклассного мероприятия в рамках предметной недели
по
русскому языку и литературе
Викторина
«Счастливый случай»,
посвященная
творчеству А.С.Пушкина
Мероприятие
подготовлено
учителем
русского языка и литературы
МБОУ
СОШ № 29
с
углубленным изучением отдельных предметов
города
Ставрополя, Ставропольского края
Бреусовой
Татьяной Владимировной
Цели:
|
1. Приобщение
учащихся к богатствам русской классической и современной литературы.
2. Развитие
художественного восприятия окружающего мира и творческого воображения
учащихся.
3. Обобщение
изученного материала о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
|
Оборудование:
|
Выставка рисунков и иллюстраций, книг,
творческих работ по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», запись темы и
целей занятия на доске, табло для оценок. Карточки с цифрами для жюри.
|
Основные
этапы игры:
1.
Подготовительный
этап.
2.
Игровой
этап.
3.
Подведение
итогов.
1.Подготовительный
этап
Для участия в
викторине нужно разбить класс на 2 команды. Каждой команде учитель дает
следующие задания:
1.Выбрать капитана
команды, придумать название и девиз, изготовить эмблемы. Подготовить
приветствие членам жюри и соперникам.
2.К конкурсу юных
журналистов выпустить газету, посвященную А.С.Пушкину.
3.К конкурсу «Ты -
мне, я - тебе» подготовить 5 вопросов соперникам.
4.К конкурсу
«Театральный» подготовить инсценировку фрагмента из произведения А.С.Пушкина.
2.Игровой
этап
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы рады приветствовать всех участников
викторины «Счастливый случай», посвященной творчеству А.С.Пушкина. Наверное, не
будет преувеличением сказать, что это один из самых любимых поэтов. С детства
входят в нашу жизнь чарующие строки пушкинских сказок, поэмы «Руслан и
Людмила»:
У
лукоморья дуб зеленый,
Златая
цепь на дубе том.
И днем
и ночью кот ученый
Все
ходит по цепи кругом.
Позже мы знакомимся с «Полтавой»,
«Медным всадником», «Капитанской дочкой», «Евгением Онегиным» и другими
произведениями Пушкина. Сопричастность пушкинским строкам вселяет в нас
уверенность в то, что мы являемся частицей великого народа, к которому
принадлежал и А.С.Пушкин.
Конкурс
«Разминка»
1.Продолжите строки из
стихотворений Пушкина:
1.1 . Сижу за
решеткой в темнице сырой,
Вскормленный в неволе орел молодой…
1.2. Под
голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
2.Вставьте эпитеты в отрывки из
стихотворений А.С.Пушкина:
2.1. Роняет
лес …свой убор,
Сребрит мороз …поле,
Проглянет день, как будто поневоле
И
скроется за цепь…гор.
2.2. Бразды
…взрывая,
Летит
кибитка…
Ямщик
сидит на облучке
В
тулупе, … кушаке.
3.Объясните значение устаревших
слов: кибитка, кушак, бразды, ямщик,
облучок.
Конкурс «Гонка
за лидером»
Вопросы задаются поочередно каждой
команде. Начинает команда, которая набрала меньшее количество очков в
предыдущем конкурсе.
1.В каком году родился А.С.Пушкин.
2.Кто был прадедом Пушкина?
3.Назовите фамилию, имя, отчество
няни Пушкина.
4.Где учился Пушкин?
5.Кто были лучшими друзьями
Пушкина?
6.Кому Пушкин посвятил
стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный?
7. Кто подарил Пушкину портрет с
надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»?
8.О каком острове идет речь:
Остров на
море лежит,
Град на острове стоит
С
златоглавыми церквами,
С
теремами и садами.
9.О каком герое идет речь:
Смолоду
был грозен он
И соседям то и
дело
Наносил удары
смело.
10.К кому обращается царевна из
сказки:
Жизнь моя! В
чем, скажи, виновна я?
11.Продолжите строчку:
Буря мглою
небо кроет,
Вихри снежные
крутя…
12.Из какой сказки эти строки:
И молва
трезвонить стала:
«Дочка царская
пропала!»
13.Сколько раз возвращается старик
к морю в «Сказке о золотой рыбке»?
14.К какому жанру относится «Песнь
о вещем Олеге»?
15.Назовите имя героини поэмы
«Полтава».
16.Какое стихийное бедствие
изображено в поэме «Медный всадник»?
17.Перечислите произведения из
цикла «Повести Белкина».
18.В каких произведениях главную
героиню зовут Мария?
19.К какому классу принадлежит чин
«коллежский регистратор», который был у Самсона Вырина?
20.Какой великий поэт принимал
экзамен по русской словесности у Пушкина в лицее?
Конкурс
«Ты - мне, я – тебе».
Команды задают по очереди друг
другу по 4 вопроса.
Конкурс
«Заморочки из бочки».
Ведущий предлагает участникам
мешочек, из которого участники вытаскивают бочонки лото, и задает участникам
вопросы согласно номерам (по 4 вопроса каждой команде).
1.Кто написал оперу «Руслан и
Людмила»?
2.Назовите художников, писавших
портреты Пушкина?
3.Какие
художественно-изобразительные средства используются в следующих отрывках:
3.1.Погасло
дневное светило;
На море
синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми,
послушное ветрило,
Волнуйся подо
мной, угрюмый океан.
3.2.Кавказ подо
мною; один в вышине
Стою над
снегами у края стремнины.
Орел, с
отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно
со мной наравне.
4.Назовите имя жены А.С.Пушкина.
5.Где побывал Пушкин во время
первой ссылки?
6.Восстановите пропущенные эпитеты:
6.1.Молю…провиденье:
Да голос
мой душе твоей
Дарует то
же утешенье,
Да озарит
он заточенье
Лучом… …
дней.
6.2.Подруга дней
моих…,
Старушка…моя!
Одна в
глуши лесов…
Давно,
давно ты ждешь меня.
Конкурс
капитанов
Ведущий предлагает капитанам команд
поиграть в буриме. Нужно по заданным рифмам восстановить стихотворения
А.С.Пушкина.
1.
…злилась,
2…туманы
…носилась, …луна,
…пятно, …поляны
…желтела, …она.
…сидела,
…окно.
Конкурс
юных журналистов
Часть 1. Презентация газет,
подготовленных к викторине.
Часть 2.Участникам команд
предлагается в течение 10 минут написать сочинение- миниатюру по заданному
началу: «Однажды вечером, сидя в кресле с книгой А.С.Пушкина, я заснул. И мне
приснился удивительный сон…»
Конкурс
«Театральный»
Участники команд представляют
инсценировку отрывка из произведений А.С.Пушкина.
3.Подведение
итогов викторины
После окончания последнего конкурса
жюри подводит итоги встречи, сообщает результаты, награждает победителей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.