Главная / Русский язык и литература / Викторина по литературе для начальных классов

Викторина по литературе для начальных классов



Литературная викторина

по произведениям писателей – натуралистов


Разработала учитель начальных классов МКОУ «Хохольская СОШ» Рослякова Алла Васильевна.

Цель: воспитание интереса к чтению произведений о природе; развитие читательского кругозора, памяти, внимания.



Викторина.


Вопросы к рассказам М. Пришвина.


- Кому принадлежат эти слова?

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

(М.Пришвину)


- Вспомним произведения М.Пришвина. Что значит выражение «Лисичкин хлеб» ?


- В каком рассказе ребята кричали утятам: «До свидания, утята!»

(«Ребята и утята»)


- Кто такой «Лесной доктор» ? (Дятел)


- В каком рассказе луг утром- зеленый, а днем -золотой? («Золотой луг»)


- Кого звали «Пиковой Дамой»? (Курицу)


- Кто были Борец и Плакса? (Медведи)


- Что в рассказе Пришвина спасло Ладе жизнь? (Глоток молока)


- О ком рассказывает Пришвин в рассказе «Птицы под снегом»?

(О тетеревах)


- Угадайте, о ком идет речь? «Днем – птицы, ночью – мыши, и это весь Васькин мир» (О коте)


- В рассказе «О чем шепчутся раки» говорится о том, как раки убежали из корзины. Как им это удалось?


- Угадай птицу по описанию: «Это болотная птичка, серая, величиной в два воробья. Мясо у него до того вкусное, что у охотников это любимая птица.» (Бекас)


- Кого называли «Синий лапоть»? (Зайца)


- О какой ягоде говорит автор в рассказе «Кладовая солнца»?

«Полезная и целебная, с ней хорошо чай пить. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно – красных ягод» (Клюква)


Вопросы к рассказам Б.Житкова.


- У какого автора есть такие рассказы: «Про слона», «Про обезьянку», «Про волка», «Кенгуру» ? (Борис Житков)


- Кого ловят мангусты ? (Змей)


Вопросы к рассказам В. Бианки.



Виталий Бианки был очень наблюдательным писателем, под его руководством издавалась «Лесная газета».


- Отгадайте по описанию, кто чем поет?

«Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! » (Аист)


«Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеро громкий гул: «Трумб-бу-бу-бумм…» - словно бык проревел » (Выпь)


«Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь-в-точь - барабанная дробь» (Дятел)


«Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понесся вниз. И слышно с земли: будто в вышине барашек заблеял » (Бекас)


- Узнай животных по описанию из рассказа В.Бианки «Первая охота»:


«Стоит в камыше, вытянулась – тонкая - тонкая, и вся в желтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается» (Выпь)


«Припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв верх поднял. Нет птицы, а лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла». (Удод)


«Извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень». (Ящерка)


«Идет себе по земле, никуда не прячется. Остановился да как полоснет в него едкой струйкой – прямо в нос попал» (Жук - Бомбардир)


- В рассказе «Мышонок Пик» мышонок встретился с животными. Отгадай, с какими:

«В траве шуршало. Плюх – шлеп! Кто-то скакал по траве прямо на мышонка. Чьи-то длинные, вытянутые ноги мелькнули над травой».

(Лягушонок)


«Тень покрыла мышонка. Кривые когти больно впились в его тело. По голове что-то крепко стукнуло, и Пик перестал чувствовать» (Сова)


- О ком рассказывается в рассказе «Музыкант»?

«Вдруг старик услыхал: «Дзен!» Красивый такой звук, как струна пропела. Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» (Медведь)


- От кого спасался бельчонок в рассказе «Бешеный бельчонок»? (От лисицы)


-Угадайте, чей нос описывается в рассказ В.Бианки «Чей нос лучше»?


«Очень уж мне утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься – трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь, а все впроголодь живешь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть. А зернышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок» (Мухолов-Тонконос)


«Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос! Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю» (Клест – Крестонос)


- Почему жужжит шмель и пищит комар?

(От взмахов крыльев)


Игра – викторина «Угадай мелодию»


Угадайте мелодию, вспомните название песни и спойте один куплет.


1. Спой-ка с нами перепелка –перепелочка,

Раз иголка, два иголка - будет елочка.

Раз дощечка, два дощечка – будет песенка,

Раз словечко, два словечко – будет песенка.

(«Вместе весело шагать». Сл. М. Матусовского)


2. Малиновки заслыша голосок,

Припомню я забытые свидания,

В три жердочки березовый мосток

Над тихою речушкой без названия.

(«Малиновка». Сл. А. Поперечного)


3. Жил да был черный кот за углом,

И кота ненавидел весь дом:

Только песня совсем не о том,

Как не ладили люди с котом.

(«Черный кот». Сл. М. Танича)


4. От улыбки станет всем теплей –

И слону и даже маленькой улитке.

Так пускай по всюду на земле

Будто лампочки, включаются улыбки.

(«Улыбка». Сл. М. Пляцковского)


5. Где-то на белом свете,

Там где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря,

Трутся об ось медведи –

Вертится земля.

(«Песенка о медведях» Сл. Л. Дербенева)


6. В траве сидел кузнечик,

В траве сидел кузнечик,

Совсем как огуречик,

Зелененький он был.

(«Песенка про кузнечика». Сл. Н. Носова)


7. Осень непогодушка,

Тополь пожелтел.

Вдруг на ветке скворушка

Песенку запел.

(«Скворушка прощается»)


8. Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шел медведь к себе домой,

В теплой шубе меховой.

(«Почему медведь зимой спит».)


9. То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдешь еще такой!

(«Наш край». Сл. А. Пришельца)



Вопросы к рассказам Н. Сладкова



- Кому принадлежат эти слова: «Надо нам выделить хотя бы часть лесов, полей, болот в полное распоряжение птиц и зверей»? (Н.Сладкову)


- Кого Н.Сладков называет ранней птичкой?

(Зарянку)


- Почему зяблик – зяблик?

(Потому что дрожит, чуть солнце за тучку )


- Кто поет песенку подо льдом?

(Оляпка – водяной воробей)


- Какая птица шепелявит?

(Скворец- пересмешник)


- Кто такие улары?

(Птицы, которые живут в горах)


- Кого называют синей птицей?

(Лиловый дрозд)


- Кого звали Малышкой и Гришкой в рассказах В.Чаплиной?

(Обезьян)


- Кому дали кличку Раджи?

(Бенгальскому тигру)



Вопросы к рассказам Г. Скребицкого.



- Кого Г.Скребицкий называл «Луговым пастушком»?

«Совсем не серенький, как принято говорить, но с коричневыми пестринками, а под горлышком ярко-черное пятно, словно черный галстучек» (Перепел)


- Какая птица в рассказе «Скрипун - невидимка» скрипела в траве под густым кустом «Др-р-р!» (Коростель, дергач)


- Кто был крылатым помощником в рассказе «Крылатый помощник»?

«Ой, ребята! – Воскликнул Сережа. – Да тут два птенца! Здоровенные, носы крючком, и заячьи лапы валяются, и перья петушка …» Но не успел Сережа как следует все разглядеть в гнезде, как вдруг над ним раздался резкий свист, огромная птица стрелой кинулась прямо на мальчика. Острые когти впились ему в спину. Птица стала бить его клювом, крыльями» (Орел)


- Кого ребята приняли ночью за водяного в рассказе «Водяной»?

(Бобра)


Вопросы к рассказам К.Паустовского .


- Как отучили воровать кота в рассказе «Кот - ворюга»?

(Накормили досыта)


- Кого приняли за черта в рассказе «Последний черт»?

(Пеликана)


- Почему дед решил вылечить зайца в рассказе «Заячьи лапы»?

(Заяц спас его от лесного пожара)


Подведение итогов викторины. Вручение грамот лучшим знатокам произведений о природе.




Литература


  1. «Рассказы о природе». Сост. Т.Т. Давыденко. Ц-Ч книжное изд. 1989г.


  1. Библиотека мировой литературы для детей. К.Паустовский, Изд. «Детская литература» 1979г


  1. Библиотека мировой литературы для детей. Н.Сладков. Изд. «Детская литература» 1979г.


  1. Библиотека мировой литературы для детей. М.Пришвин, В.Бианки Изд. «Детская литература» 1979г.


  1. Веселая биология на уроках и праздниках. И.Д.Агеева. «Творческий Центр». Москва 2005г.


Викторина по литературе для начальных классов
  • Русский язык и литература
Описание:

Литературная викторина

по произведениям писателей – натуралистов

 

Разработала учитель начальных классов МКОУ «Хохольская СОШ» Рослякова Алла Васильевна.

 

 

Цель: воспитание интереса к чтению произведений о природе; развитие читательского кругозора, памяти, внимания.

Викторина разработана по произведениям писателей - натуралистов. Можно использовать во  вторых - четвертых классах на уроках внеклассного чтения и во внеурочной деятельности.

Использованы произведения Бианки, Паустовского, Житкова и других писателей. Ученики в интересной и познавательной форме могут найти ответы на поставленные вопросы.

Автор Рослякова Алла Васильевна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3870
Номер материала 5652
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓