Главная / Биология / Викторина - путешествие по лесным тропинкам.

Викторина - путешествие по лесным тропинкам.








Викторина:

« Лесная Азбука»





Автор: учитель высшей

категории Ярилова Г.Я.

Место работы:

С(К)ОШИ 8 вида

г. Чусовой, Пермский край















Лесная Азбука - Путешествие по лесным тропинкам.

Цель занятия: через игровую деятельность на эмоциональном уровне закрепить известные детям правила экологического поведения и активизировать их мотивацию на дальнейшее овладение знаниями и умениями экологически грамотного поведения.


Задача:

  1. Пропагандировать экологические знания.

  2. Воспитывать экологическую культуру.

  3. Расширять индивидуальный опыт взаимоотношений школьников с окружающей средой.

  4. Ориентировать учащихся на выполнение экологических правил поведения в лесу – как норме жизни.

  5. Повышать готовность детей к участию в экологически ориентированной деятельности.

Оборудование: гербарий деревьев и лекарственных растений , пословицы и поговорки, 2 комплекта вырезанных букв для составления фразы: « Берегите лес от пожара!», оборудование для демонстрации презентации.

Ход занятия:


  1. Организационный момент.

Сегодня мы проводим викторину « Лесная Азбука». Рассмотрим слайды. Что вы можете сказать об увиденном? Правда, красив наш пермский лес?! Красив в любое время года! Хочется говорить о нём стихами:


РУССКИЙ ЛЕС.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

Нас ждут в лесу рябина,

Черёмуха, цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Жизнь кажется иною

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит. (С.Никулин)


Ребята, скажите, чем вам запомнилось прошедшее лето?

А меня потрясли масштабы лесных пожаров. Репортажи тех дней, как с мест боевых действий. Горели леса России. Горели леса Пермского края.

Взгляните на эти кадры. Этих лесов больше нет! Какие чувства у вас вызывают эти слайды? (слайд 3, 4)

Леса оказались очень уязвимыми, а ведь именно они дают столь необходимый нам кислород.

Ребята, что мы можем сделать, чтоб этого больше не происходило?

Леса необходимы нам!

Давайте совершим прогулку по лесу. Поздороваемся с его обитателями.

Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера.

Ходить по чистому, ни кем не замусоренному лесу.

Видеть животных не только по телевизору и в зоопарке.

Сегодня, мы с вами будем говорить о лесе, о нашем отношении к нему, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в лесу. Мы будем говорить о простых правилах поведения в лесу – об Азбуке поведения в лесу, чтоб каждый из вас понимал значение леса для людей и не стал тем человеком, по вине которого произошла трагедия- горел Лес!

  • Команды, представьтесь, пожалуйста.

  • Игру будет оценивать строгое, но компетентное жюри – поприветствуем.



1.Конкурс загадок.


1) Дружно маленькие точки

строят дом себе на кочке (муравьи )

2) Белая корзина, золотое донце (ромашка)

3) Эй, звоночек, синий цвет! С языком, а звону нет! (колокольчик)

4) Лик пахучий, хвост колючий ( шиповник)

5) Красненькая матрёшка, беленькое сердечко (малина)

6) Есть один такой цветок

Не вместить его в венок,

На него подуй слегка –

Был цветок, и нет цветка (одуванчик)


7) Стоит Алёнка

В красной рубашонке

Кто не пройдёт –

Всяк поклон отдаёт (земляника)

8) Белые горошки на зелёной ножке (ландыш)

9) Кто в году четыре раза переодевается? (земля)

10) Злая, как волчица, жжётся, как горчица (крапива)


  1. Лесная викторина.


(Выберите ответ на вопрос из представленного гербария).

По ходу викторины открываются слайды 6, 7, 8, 9


1. Какое хвойное дерево можно считать деревом радости?

2.Почему у сосен, растущих в лесу, зеленеют только верхушки деревьев?

3.Из древесины какого дерева делают спички?

4. Древесина какого дерева идет на изготовление бумаги, шелка?

6. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою?

7. Какое дерево считается символом России, воспето в песнях и стихах?

8. Древесина какого дерева прочна и устойчива против гниения. Постройки из нее хранятся до 500-сот лет?

9. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок?

3.Лесная аптечка.


- Все лесные растения целебные. Но чтобы собрать целебные растения, надо знать правила. Расскажите их.


4. Правила поведения в лесу

1. Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья?

2. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?

Посмотрите на слайд 8.

Обсудите увиденное, и запишите правила поведения в лесу.

3. Разжигаете ли вы в лесу костёр?



5. Среда обитания.

Все мы знаем, что сохранить животных и растения можно только сохранив саму среду обитания, т.е. те условия, в которых живут организмы. Итак, внимание! Слушаем задание!

Я называю среду обитания, а игроки называют животных, которые в ней обитают.

н-р; Лес – медведь.

Дерево – дятел

Почва – дождевой червь.

Игрок, который ошибся или повторит уже названное животное - выбывает из игры.

При пожаре животные лишаются естественной среды обитания, а значит погибают. Хотите ли вы взять ответственность за жизнь животных леса? Разжигаете костёр- помните, вы в лесу не одни. Лес- это дом! Дом для многих птиц, насекомых, зверей!




6.Экоблиц.


Он требует от игроков не только знание экологических закономерностей, но и смекалки, быстроты и умения объяснить проблему или ситуацию. Каждая команда должна ответить на вопросы.

  1. Ты пошёл с друзьями в лес. Увидев мухоморы и поганки , ребята стали их сбивать и топтать ногами. Выскажите своё мнение по этому вопросу.


  1. Ты увидел упавшего из гнезда птенца. Что ты предпримешь?


  1. Твои знакомые принесли на дачу зайчонка, которого нашли в лесу и хотят за ним ухаживать. Как ты оцениваешь их поступок?








7. Экологическое лото.

Собрать поговорки и обосновать их (раздать ребятам заготовки пословиц).


Много леса сбереги, мало леса - посади.

Срубили кусты – прощай птицы.

1 дерево срубил – посади 40.

Что летом родится - зимой пригодится.

Старые деревья – молодые охраняют

Кто рано встаёт, тот грибы собирает, а сонливый, да ленивый идёт в поле за крапивой.

Растение – земли украшение.

1 шелковинка не нить, 1 дерево не лес.

Из 1 дерева можно сделать миллион спичек, а 1 спичкой можно погубить миллион деревьев.

Лес и вода – брат и сестра.  

Рощи да леса – всему миру краса. 

По лесу ходи – под ноги гляди.


9.Пантомима.


Каждой команде предлагается мимикой, жестами показать экологические правила поведения в лесу, на природе. А команда соперников, жюри должны догадаться, о каких правилах идёт речь.


  1. Поиск и собирание грибов в лесу.

  2. Костёр в лесу. Правильно разжечь и потушить.














10.Экологическая катастрофа.

Следующий наш конкурс посвящён важной проблеме современной экологии - экологической катастрофе.


Часто можно видеть, слышать, что где-то в лесу пожар! А ведь там животные: маленькие и большие обитатели леса. КАК ИМ НУЖНА ПОМОЩЬ! Причем она должна быть оказана в считанные минуты. Трудно приходиться тогда экологам - спасателям. Этим людям необходимы такие качества, как смелость, быстрота, ловкость, умение общаться с пострадавшими, аккуратность, точность. ( беседа)

И сейчас мы с вами попытаемся показать момент спасения животных, птиц пожарниками, спасателями.

Представьте себе, что вы СПАСАТЕЛИ – пожарники .

На столе вырезанные буквы( представим, что это нуждающиеся в вашей помощи, обитатели леса) надо из этих букв на другом конце класса, на доске составить плакат «Берегите лес от пожара».


- Ребята, что интересного из викторины вы узнали для себя? Что запомнилось?


Слово жюри конкурса.

Я желаю хороших знаний вам, ребята, добрых, грамотных отношений с природой. И чтобы в вашей жизни не было ни экологических угроз, ни экологических катастроф!















Викторина - путешествие по лесным тропинкам.
  • Биология
Описание:

 Через игровую деятельность на эмоциональном уровне закрепить известные детям  правила экологического поведения и активизировать их мотивацию на дальнейшее овладение знаниями и умениями  экологически грамотного поведения.Задачи:

1.    Пропагандировать экологические знания.

2.    Воспитывать   экологическую  культуру.

3.    Расширять индивидуальный опыт  взаимоотношений школьников с окружающей средой.

4.    Ориентировать учащихся на выполнение экологических правил поведения в  лесу – как норме жизни.

5.    Повышать готовность детей к участию в экологически ориентированной деятельности.

 

Автор Ярилова Галина Яковлевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1540
Номер материала 20670
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓