Главная / Физика / Виды теплопередачи: конвекция и излучение.

Виды теплопередачи: конвекция и излучение.

Название документа КОНВЕКЦИЯ И ИЗЛУЧЕНИЕ.docx

Урок по физике на тему:

«Виды теплопередачи: конвекция и излучение». (8 класс)

Учитель физики Бушманова Л.В.

Цели урока: продолжить знакомство учащихся с видами теплопередачи (конвекция и излучение); научить объяснять данные явления с точки зрения МКТ; расширить мировоззрения учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дорогие, ребята, сегодня мы продолжим с вами изучать виды теплопередачи. На прошлом уроке мы познакомились с одним из них – это теплопроводность. Сегодня продолжим знакомство и узнаем о таких понятиях как конвекция и излучение. В конце урока выполним небольшой проверочный тест.

  1. Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, вспомним изученный раннее. Я задаю вопросы, вы поднимаете руки и даете ответ.

  1. Повторение.

Вопросы:

- Назовите основные положения МКТ?

1) Все вещества состоят из мельчайших частиц (молекул, атомов), между которыми есть промежутки. Молекула — наименьшая частица данного вещества, обладающая всеми его свойствами.

 2) Эти частицы находятся в непрерывном хаотическом (беспорядочном) движении. Явления, подтверждающие это положение: броуновское движение и диффузия.

 3) Между частицами действуют силы взаимного притяжения и отталкивания, зависящие от расстояния между ними. Это положение объясняет наличие собственного объёма и формы твёрдых тел, наличие объёма жидкости и её плохой сжимаемости, летучесть газов.


- Дайте определение внутренней энергии, назовите способы ее изменения?

 Внутренняя энергия — сумма кинетической энергии всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальной энергии их взаимодействия.

Способы изменения внутренней энергии:
 - совершение работы
 - теплопередача:
 1) теплопроводность 
 2) конвекция 
 3) излучение
Совершение работы: при механической обработке нагреваются материалы и инструменты (например, при сверлении, строгании).

- Дайте определение понятию «теплопередача»?

Теплопередача — процесс изменения внутренней энергии без совершения работы самим телом или над ним; теплопередача всегда происходит от более нагретого тела к менее нагретому.

- Что такое теплопроводность?

Теплопроводность — явление передачи энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

- Почему двойные оконные рамы сохраняют тепло лучше, чем одинарные со стёклами двойной толщины? (воздух между рамами обладает плохой теплопроводностью)

 4. Изучение нового материала.

Теперь перейдем к изучению нового материала.

Конвекция (от латинского — доставка) — процесс теплообмена, осуществляемый путём переноса энергии потоками жидкости или газа.

Рассмотрим несколько опытов:

Бумажная вертушка, поставленная над электрической лампочкой — начинает совершать движения. (проводим опыт, объясняя его)

Нагревание жидкости, на дне которой кристаллики марганцово-кислого калия. (Смотрим видео опыт и объясняем его. [3] Смотрим второй опыт и объясняем конвекцию с точки зрения МКТ [2]) 

Виды конвекции:
 - естественная (нагревание воздуха в комнате) 
 - вынужденная (перемешивание чая ложкой)
Обязательное условие для осуществление конвекции: нагревание должно происходить снизу.  

Вопросы для закрепления

 1. Почему сады не рекомендуется разводить в низинах?

 2. Почему форточки помещают в верхней части окна, а батареи под окном?

 Лучистый теплообмен (излучение).

Излучение (лучистый теплообмен) — перенос энергии от одного тела к другому без непосредственного их контакта.

Термоскоп — простейший прибор, позволяющий обнаружить даже незначительное нагревание воздуха.

Рассмотрим виртуальный опыт([3])

Особенности излучения:

 · может осуществляться в полном вакууме; · все тела излучают и поглощают энергию

 · излучение и поглощение энергии зависит от состояния поверхности (тёмная или светлая, гладкая или пористая).

Объясним такие явления:

- Почему снег весной на дороге тает быстрее, чем на обочинах?

(грязь темного цвета, она поглощает солнечные лучи, а снег белый он отражает их)

- Какую одежду лучше носить летом: светлую или темную? (светлую – она отражает солнечные лучи).

Виды теплопередачи в природе:

Бриз — ветер, возникающий на берегах морей; дневной и ночной бриз. Тяга — естественный приток воздуха к месту горения (топке)

Водяное отопление жилых помещений.

Термос — устройство для сохранения пищи определённой температуры.

Теплица, парник — сельскохозяйственные постройки из стекла и прозрачной плёнки, предохраняющие посадки от заморозков и повышающих температуру внутри.

5.Закрепление изученного материала.

В качестве закрепления изученного материала, каждый из вас пройдет тест на компьютере и тем самым проверит свои знания по данной теме. В конце компьютер автоматически поставит вам оценку. [3]

6. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания, каждому будет дана карточка с текстом и картинками. Дома вы должны найти как можно больше видов теплопередачи и выписать их в тетрадь. (Приложение 1)

Если есть вопросы по данному материалу, пожалуйста, задавайте. На этом урок окончен, спасибо за работу.

7. Литература.

1. А.В. Перышкин. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2008.

2. Видео классная физика. [Электронный ресурс]. URL: http://class-fizika.narod.ru/vid.htm

3. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 8 класс: мультимедиа-пособие для средней школы. Нью Медиа Дженерейшн, 2006. [Электронный ресурс] 1 CD-ROM. Сер. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

4. Банк картинок. [Электронный ресурс]. URL:http://chyhrinamv.moy.su/index/vidy_teploperedach/0-10





Название документа Приложени1.docx

Приложение1.

Наступило утро. Лучи солнца пробивались в окно. Миша встал с постели, быстро оделся и пошел на кухню. Там стояла мама и варила какао. Она налила какао в кружку и подала Мише. Взяв за ложку, Миша отдернул руку, она была уже горячая. После завтрака он взял мяч, который лежал под солнцем и пошел с ребятами играть на улицу.

Наступило утро. Лучи солнца пробивались в окно. Миша встал с постели, быстро оделся и пошел на кухню. Там стояла мама и варила какао. Она налила какао в кружку и подала Мише. Взяв за ложку, Миша отдернул руку, она была уже горячая. После завтрака он взял мяч, который лежал под солнцем и пошел с ребятами играть на улицу.

Наступило утро. Лучи солнца пробивались в окно. Миша встал с постели, быстро оделся и пошел на кухню. Там стояла мама и варила какао. Она налила какао в кружку и подала Мише. Взяв за ложку, Миша отдернул руку, она была уже горячая. После завтрака он взял мяч, который лежал под солнцем и пошел с ребятами играть на улицу.

Наступило утро. Лучи солнца пробивались в окно. Миша встал с постели, быстро оделся и пошел на кухню. Там стояла мама и варила какао. Она налила какао в кружку и подала Мише. Взяв за ложку, Миша отдернул руку, она была уже горячая. После завтрака он взял мяч, который лежал под солнцем и пошел с ребятами играть на улицу.

Наступило утро. Лучи солнца пробивались в окно. Миша встал с постели, быстро оделся и пошел на кухню. Там стояла мама и варила какао. Она налила какао в кружку и подала Мише. Взяв за ложку, Миша отдернул руку, она была уже горячая. После завтрака он взял мяч, который лежал под солнцем и пошел с ребятами играть на улицу.

Наступило утро. Лучи солнца пробивались в окно. Миша встал с постели, быстро оделся и пошел на кухню. Там стояла мама и варила какао. Она налила какао в кружку и подала Мише. Взяв за ложку, Миша отдернул руку, она была уже горячая. После завтрака он взял мяч, который лежал под солнцем и пошел с ребятами играть на улицу.



hello_html_m29c58e7.gifhello_html_adee5c8.gifhello_html_7c2a9303.gif


hello_html_m29c58e7.gifhello_html_adee5c8.gifhello_html_7c2a9303.gif


hello_html_m29c58e7.gifhello_html_adee5c8.gifhello_html_7c2a9303.gif




Виды теплопередачи: конвекция и излучение.
  • Физика
Описание:

Данная разработка урока продолжает  знакомство учащихся с видами теплопередачи (конвекция и излучение); учащиеся учатся  объяснять данные физические явления с точки зрения МКТ; расширяют свой кругозор, путем решения на уроке качественных задач, применяют полученные знания при решении тестов.

Материал раскроет учащимся тему конвекции и излучения. Даст более широкое представление об этих понятиях.

Научит решать качественные задачи, ориентироваться в соих знаниях.

А также выполнять задания различного типа.

В качестве домашнего задания, ребята выполняет творческую работу по видам теплопередачи.

Автор Бушманова Людмила Владимировна
Дата добавления 02.02.2015
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1274
Номер материала 55477
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓