Урок по физике на тему:
«Виды теплопередачи:
конвекция и излучение». (8 класс)
Учитель физики Бушманова Л.В.
Цели урока:
продолжить знакомство учащихся с видами теплопередачи (конвекция и излучение);
научить объяснять данные явления с точки зрения МКТ; расширить мировоззрения
учащихся.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Дорогие, ребята, сегодня
мы продолжим с вами изучать виды теплопередачи. На прошлом уроке мы
познакомились с одним из них – это теплопроводность. Сегодня продолжим
знакомство и узнаем о таких понятиях как конвекция и излучение. В конце урока
выполним небольшой проверочный тест.
2.
Актуализация знаний.
Прежде чем приступить к
изучению нового материала, вспомним изученный раннее. Я задаю вопросы, вы
поднимаете руки и даете ответ.
3.
Повторение.
Вопросы:
- Назовите основные
положения МКТ?
1)
Все вещества состоят из мельчайших частиц (молекул, атомов), между которыми
есть промежутки. Молекула — наименьшая частица данного вещества, обладающая
всеми его свойствами.
2)
Эти частицы находятся в непрерывном хаотическом (беспорядочном) движении.
Явления, подтверждающие это положение: броуновское движение и диффузия.
3)
Между частицами действуют силы взаимного притяжения и отталкивания, зависящие
от расстояния между ними. Это положение объясняет наличие собственного объёма и
формы твёрдых тел, наличие объёма жидкости и её плохой сжимаемости, летучесть газов.
-
Дайте определение внутренней энергии, назовите способы ее изменения?
Внутренняя
энергия — сумма кинетической энергии всех молекул, из которых состоит тело, и
потенциальной энергии их взаимодействия.
Способы
изменения внутренней энергии:
- совершение работы
- теплопередача:
1) теплопроводность
2) конвекция
3) излучение
Совершение работы: при механической обработке нагреваются материалы и
инструменты (например, при сверлении, строгании).
-
Дайте определение понятию «теплопередача»?
Теплопередача
— процесс изменения внутренней энергии без совершения работы самим телом или
над ним; теплопередача всегда происходит от более нагретого тела к менее
нагретому.
-
Что такое теплопроводность?
Теплопроводность
— явление передачи энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым в
результате теплового движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.
-
Почему двойные оконные рамы сохраняют тепло лучше, чем одинарные со стёклами
двойной толщины? (воздух между рамами обладает плохой
теплопроводностью)
4.
Изучение нового материала.
Теперь
перейдем к изучению нового материала.
Конвекция (от латинского — доставка) —
процесс теплообмена, осуществляемый путём переноса энергии потоками жидкости
или газа.
Рассмотрим несколько опытов:
Бумажная вертушка, поставленная над
электрической лампочкой — начинает совершать движения. (проводим опыт, объясняя
его)
Нагревание жидкости, на дне которой
кристаллики марганцово-кислого калия. (Смотрим видео опыт и объясняем его. [3]
Смотрим второй опыт и объясняем конвекцию с точки зрения МКТ [2])
Виды
конвекции:
- естественная (нагревание воздуха в комнате)
- вынужденная (перемешивание чая ложкой)
Обязательное условие для осуществление конвекции: нагревание должно происходить
снизу.
Вопросы для закрепления
1. Почему сады не рекомендуется
разводить в низинах?
2. Почему форточки помещают в
верхней части окна, а батареи под окном?
Лучистый теплообмен (излучение).
Излучение (лучистый теплообмен) — перенос
энергии от одного тела к другому без непосредственного их контакта.
Термоскоп — простейший прибор, позволяющий
обнаружить даже незначительное нагревание воздуха.
Рассмотрим виртуальный опыт([3])
Особенности излучения:
· может осуществляться в полном вакууме;
· все тела излучают и поглощают энергию
· излучение и поглощение энергии
зависит от состояния поверхности (тёмная или светлая, гладкая или пористая).
Объясним такие явления:
- Почему снег весной на дороге тает быстрее,
чем на обочинах?
(грязь темного цвета, она поглощает
солнечные лучи, а снег белый он отражает их)
- Какую одежду лучше носить летом: светлую
или темную? (светлую – она отражает солнечные лучи).
Виды теплопередачи в природе:
Бриз
— ветер, возникающий на берегах морей; дневной и ночной бриз. Тяга —
естественный приток воздуха к месту горения (топке)
Водяное
отопление жилых помещений.
Термос
— устройство для сохранения пищи определённой температуры.
Теплица,
парник — сельскохозяйственные постройки из стекла и прозрачной плёнки,
предохраняющие посадки от заморозков и повышающих температуру внутри.
5.Закрепление изученного материала.
В качестве закрепления изученного
материала, каждый из вас пройдет тест на компьютере и тем самым проверит свои
знания по данной теме. В конце компьютер автоматически поставит вам оценку. [3]
6. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания, каждому
будет дана карточка с текстом и картинками. Дома вы должны найти как можно
больше видов теплопередачи и выписать их в тетрадь. (Приложение 1)
Если есть вопросы по данному материалу,
пожалуйста, задавайте. На этом урок окончен, спасибо за работу.
7. Литература.
1. А.В. Перышкин. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных
учреждений.- М.: Дрофа, 2008.
2. Видео
классная физика. [Электронный ресурс]. URL:
http://class-fizika.narod.ru/vid.htm
3. Уроки
физики Кирилла и Мефодия. 8 класс: мультимедиа-пособие для средней школы. Нью
Медиа Дженерейшн, 2006. [Электронный ресурс] 1 CD-ROM. Сер. «Виртуальная школа
Кирилла и Мефодия».
4.
Банк картинок. [Электронный ресурс]. URL:http://chyhrinamv.moy.su/index/vidy_teploperedach/0-10
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.