Главная / Русский язык и литература / Виды разборов на уроках русского языка

Виды разборов на уроках русского языка

Фонетический разбор слова


  1. Указать, сколько в слове слогов и на какой из них падает ударение.

  2. Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные), назвать, какими буквами они обозначены.

  3. дать характеристику согласных звуков (звонкие или глухие, твердые или мягкие), назвать, какими буквами они обозначены.

  4. Указать количество букв и звуков.


Письменный разбор:


Ельник - éль-ник, 2 слога

[й] - согласный, звонкий, мягкий

е -

[э] - гласный, ударный

л - [л'] - согласный, звонкий, мягкий

ь

н - [н'] - согласный, звонкий, мягкий

и - [и] - гласный, безударный

кhello_html_mb60b119.gif - [к] - согласный, глухой, твердый

6 б. 6зв.




Разбор слова по составу


Разбор слова по составу – это выделение частей, из которых оно состоит.


  1. Определить, к какой части речи относится слово.

  2. Выделить окончание и основу. Для этого изменить слово.

  3. Определить, состоит ли основа только из корня или в ней есть приставки и суффиксы. Для этого подобрать однокоренные слова.

  4. Выделить корень, приставку (если есть), суффикс (если есть).


Письменный разбор:

hello_html_m53c24afd.gif

рhello_html_mb60b119.gifhello_html_m2bddf96.gifан-н-ий при-лет-а-ют




Словообразовательный разбор


Словообразовательный разбор – это выяснение, от чего и с помощью чего образовано данное слово. При словообразовательном разборе устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к данному слову в процессе образования слова.


  1. Дать толкование лексического значения слова.

  2. Сравнить состав данного слова с однокоренным.

  3. Выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано.


Письменный разбор:


учительство - учитель (суффиксальный)


водянистый - водяной (суффиксальный)


просматриваться - просматривать (постфиксальный)


по-весеннему - весеннему (приставочно-суффиксальный)


что-нибудь - что (постфиксальный)


пренеприятный - неприятный (приставочный)


учительская (существ.) - (переход одной части речи в другую)


вечнозеленый - вечно зеленый (слияние)


диван-кровать – диван и кровать (сложение целых слов)


светло-синий - светлый и синий (сложение основ)


трехэтажный - три этажа (сложение основ + суффиксальный)


спецкор - специальный корреспондент (сложение частей слов)


БГУ - Белорусский государственный университет (сложение названий начальных букв)


вуз - высшее учебное заведение (сложение начальных звуков)


главк - главный комитет (смешанный способ)

Морфологический разбор


Морфологический разбор имени существительного

  1. Часть речи.

  2. Морфологические признаки:

- начальная форма (И.п. ед.ч)

- постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевленное или неодушевленное;

- род;

- склонение

- непостоянные признаки:

- падеж;

- число

3. Синтаксическая роль.


Письменный разбор:

в книге – существ., книга, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., П.п., ед.ч., дополнение.



Морфологический разбор имени прилагательного

  1. Часть речи.

  2. Морфологические признаки:

- начальная форма (И.п. ед.ч. м.р.)

- постоянные признаки:

- качественное, относительное или притяжательное

- непостоянные признаки:

- у качественных:

- степень сравнения;

- краткая или полная форма

- у всех прилагательных:

- падеж;

- число;

- род

3. Синтаксическая роль.

Письменный разбор:

(струя) светлей (лазури) - прилагат., светлый, качеств., сравнит.степ., именная часть составного именного сказуемого


на золотом (крыльце) – прилагат., золотой, качеств., полн., П.п., ед.ч., ср.р., определение

Морфологический разбор глагола

  1. Часть речи.

  2. Морфологические признаки:

- начальная форма (неопределенная форма)

- постоянные признаки:

- вид (совершенный или несовершенный)

- спряжение

- переходный или непереходный

- непостоянные признаки:

- наклонение (изъявительное, условное или

повелительное);

- число;

- время;

- лицо (если есть);

- род (если есть)

3. Синтаксическая роль


Письменный разбор:

принадлежит – глагол, принадлежать, несов.вида, II спр., неперех., изъявит.накл., ед.ч., наст.вр., 3-е лицо, сказуемое


забежала бы – глагол, забежать, соверш.вида, I спр., неперех., условн.накл., ед.ч., прош.вр., ж.р., сказуемое



Морфологический разбор имени числительного

  1. Часть речи.

  2. Морфологические признаки:

- начальная форма (И.п.)

- постоянные признаки:

- простое или составное;

- количественное или порядковое;

- разряд (для количественных: целое,

дробное или собирательное)

- непостоянные признаки:

- падеж;

- число (если есть);

- род (если есть)

3. Синтаксическая роль


Письменный разбор:

(на) десяти (гектарах) – числит., десять, колич., прост., целое, П.п., обстоятельство


Морфологический разбор местоимения

  1. Часть речи.

  2. Морфологические признаки:

- начальная форма (И.п. ед.ч.)

- постоянные признаки:

- разряд (личное, возвратное, вопросительное,

неопределенное, отрицательное, притяжательное,

указательное, определительное);

- лицо (у личных местоимений)

- непостоянные признаки:

- падеж;

- число (если есть);

- род (если есть)

3. Синтаксическая роль


Письменный разбор:

(в) моей (книге) – местоим., моя, притяж., П.п., ед.ч., ж.р., определение

мне – местоим., я, личн., 1-е лицо, Д.п., ед.ч., дополнение

каждому – местоим., каждый, определит., Д.п., ед.ч., м.р., дополнение



Морфологический разбор причастия

  1. Часть речи.

  2. Морфологические признаки:

- начальная форма (И.п. ед.ч. м.р.)

- постоянные признаки:

- действительное или страдательное;

- время;

- вид (совершенный или несовершенный)

- непостоянные признаки:

- полная или краткая форма

(у страдательных причастий);

- падеж (у причастий в полной форме);

- число;

- род

3. Синтаксическая роль


Письменный разбор:

(комната) оклеена – причастие, оклеенный, страдат., прош.вр., сов.вид, кратк.ф., ед.ч., ж.р., именная часть составного именного сказуемого


гонимые (облака) – причастие, гонимый, страдат., наст.вр., несов.вид, полное, И.п., мн.ч., определение

Морфологический разбор деепричастия

  1. Часть речи.

  2. Морфологические признаки:

- начальная форма (неопределенная форма глагола);

- вид;

- неизменяемость

3. Синтаксическая роль


Письменный разбор:

стараясь – дееприч., стараться, несов.вид, неизм.ф., обстоятельство цели

упёршись – дееприч., упереться, сов.вид, неизм.ф., обстоятельство образа действия


Морфологический разбор наречия

  1. Часть речи.

  2. Морфологические признаки:

- неизменяемое слово;

- степень сравнения (если есть)

3. Синтаксическая роль


Письменный разбор:

порывисто (дул) – наречие, неизм., обстоятельство образа действия


Морфологический разбор предлога

  1. Часть речи.

  2. Морфологический признак:

- неизменяемость;

- с каким падежом употреблен

  1. Синтаксическая роль


Письменный разбор:

по (небу) – предлог, неизм.слово, употр.с Д.п., не член предложения



Морфологический разбор союза

  1. Часть речи.

  2. Морфологические признаки:

- сочинительный или подчинительный;

- неизменяемое слово

3. Синтаксическая роль


Письменный разбор:

и – союз, сочинит., неизм.слово, не член предложения

Морфологический разбор частицы

  1. Часть речи.

  2. Морфологические признаки:

- разряд;

- неизменяемое слово

3. Синтаксическая роль


Письменный разбор:

(тут) бы – частица, формообраз., образует условн.наклон., не член предложения.




Синтаксический разбор


Синтаксический разбор словосочетания


  1. Главное и зависимое слова.

  2. Вид словосочетания.

  3. Способ синтаксической связи.


Письменный разбор:


какой? откуда?

hello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_1cbd7991.gifhello_html_m2fd3af.gifhello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m441d7c7e.gifhello_html_m2fd3af.gifх х

Мhello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gifокрый снег падал с крыши


(прилаг.) (сущ.) (глаг.) (сущ.с предл.)



hello_html_m7eaa7d36.gifhello_html_m441d7c7e.gifhello_html_m2fd3af.gifкак?

х

hello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gifпадал хлопьями


(глаг.) (сущ.)







Синтаксический разбор простого предложения


  1. Подчеркнуть главные и второстепенные члены.


  1. Обозначить части речи.


  1. Дать характеристику предложению:


- простое или сложное;

- вид по цели высказывания:

- повествовательное, вопросительное или побудительное;

- вид по эмоциональной окраске:

- восклицательное или невосклицательное;

- вид по составу грамматической основы:

- двусоставное или односоставное;

- вид односоставного предложения:

- назывное или глагольное:

- определенно-личное, определенно-личное,

обобщенно-личное или безличное;

- вид по наличию второстепенных членов:

- распространенное или нераспространенное;

- вид по наличию или отсутствию необходимого члена предложения:

- полное или неполное;

- осложненное или неосложненное (простое предложение может быть осложнено однородными и обособленными членами, вводными словами и предложениями, обращениями, междометиями).



Письменный разбор:



пр. М. С. Г. П. С. С.

Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.


(прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полн.)








Синтаксический разбор предложения с прямой речью


  1. Указать, что данное предложение с прямой речью.

  2. Назвать слова автора и прямую речь.

  3. Разобрать синтаксически слова автора (прямую речь или то и другое как предложение).

  4. Объяснить расстановку знаков препинания.



Письменный разбор:


Федор смотрел на мелькание лопат, на согнутые в напряженном усилии спины и тихо сказал Акиму: «Митинг не нужен. Агитировать здесь некого».

Предлож. с прямой речью, состоит из двух частей: первая часть – слова автора – указыв., кому принадл. прям. речь, к кому она обращена, как произнос. и при каких обстоят.; вторая часть – прям. речь, сост.из двух прост. предлож., раздел. точкой. Прям. речь выдел. кавычк. и интон.; после слов автора став. двоеточие.




Синтаксический разбор сложного предложения


  1. Простое или сложное (если сложное, назвать простые в нем).

  2. Союзное или бессоюзное.

  3. Если союзное, то сложносочиненное или сложноподчиненное.

  4. Простые предложения в составе сложного (выделить грамматические основы в простых предложениях)

  5. Если сложносочиненное, - назвать смысловые отношения между простыми; если сложноподчиненное, - назвать главное и придаточное, указать средства связи между простыми предложениями.

  6. В сложносочиненном указать средства связи между простыми предложениями; в сложноподчиненном – указать вид придаточного

  7. Если бессоюзное, - то смысловые отношения между простыми.






Письменный разбор:


Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей.

ССП с противопоставительными отношениями

[hello_html_m5fa14379.gifhello_html_m5fa14379.gif ], а [ ]. , а



Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.

СПП с придаточным времени

[hello_html_m5fa14379.gif…, (когда …), … глаг. …].

hello_html_m316bdc45.gif

hello_html_m5fa14379.gif

(1)Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, (2)когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, (3)а порывистый снег осел так, (4)что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, (1)Алексей поднялся на своем истребителе.

СПП с однородным и последовательным подчинением

[ …, (когда … ), (а … глаг. так), (что …), … глаг. …].

1hello_html_m5fa14379.gifhello_html_4fe54c66.gif ,

hello_html_m31f73f4b.gifhello_html_m1c881b0a.gifhello_html_m1c881b0a.gif

2


hello_html_15c90a1.gifhello_html_m1c881b0a.gif , 3 ,

hello_html_524a5204.gif4

С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня с видом глубокого огорчения.


БСП со значением пояснения [ ]: [пояснение]. :



Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

  1. Простое или сложное. Количество простых.

  2. Указать, что это предложение с разными видами связи: союзной (сочинительной или подчинительной), бессоюзной.

  3. Назвать, из скольких частей состоит предложение, указать, как связаны между собой части.

  4. Объяснить расстановку знаков препинания.

  5. После этого каждую часть разобрать отдельно, как простое или сложное предложение.



Письменный разбор:


Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.

С


П с сочинительной и подчинительной связью


[hello_html_550287fe.gifhello_html_550287fe.gif ], и [ ], (как …). ,

hello_html_550287fe.gifhello_html_47168cd2.gif




Уже давно село солнце, но еще лес не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье.

СП с сочинительной и бессоюзной связью


[

,

, но

], но [ ]: [ ], [ ].

hello_html_550287fe.gifhello_html_550287fe.gifhello_html_550287fe.gifhello_html_550287fe.gif:




Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою.

СП с подчинительной и бессоюзной связью


(

hello_html_550287fe.gifhello_html_550287fe.gifкогда …), [ ]; [ ].

hello_html_m1c34be47.gif:

hello_html_550287fe.gif




В саду росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками, качелями, видны были все вороньи гнезда, похожие на большие шапки.

СП с бессоюзной, подчинительной и сочинительной связью


[hello_html_550287fe.gif

hello_html_550287fe.gifhello_html_550287fe.gif ]; [… , (так что …)], [ ].

hello_html_m1c34be47.gif; ,

hello_html_550287fe.gif



Костер горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка.

СП с сочинительной и подчинительной связью

[hello_html_550287fe.gif

hello_html_550287fe.gif ], и,(чем …), [тем …].

hello_html_m13a61b2e.gif, и

hello_html_550287fe.gif


14


Виды разборов на уроках русского языка
  • Русский язык и литература
Описание:

Виды разборов на уроках русского языка. Материал выполнен в форме брошюры. Представлены схемы разборов: фонетического, морфологического, по составу слова, словообразовательного; схемы разборов словосочетания, простого, сложносочинённого, сложноподчинённого, бессоюзного предложений, предложения с разными видами связи. Каждую схему разбора дополняет пример - образец выполнения. Материал можно размножить (в виде брошюры) для каждого ученика. Предназначается для учителей русского языка, будет полезен ученикам всех классов.

Автор Рудая Наталья Евгеньевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4610
Номер материала 28019
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓