Главная / История / «Великая Отечественная война: итоги и уроки».

«Великая Отечественная война: итоги и уроки».

Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим ранее изученный материал на основе просмотра презентации, посвященной истории ВОВ.

Попытаемся осознать всю опасность нависшей над нашей Родиной в связи с вероломным нападением фашистской Германии, осмыслить и понять историческое значение победы СССР в ВОВ.

Кадры, которые вы сейчас увидите, напомнят вам о подвигах советских людей во имя Родины, ради защиты всего того, что им было дорого и свято.

Пожалуйста, внимательно всмотритесь, вслушайтесь и вдумайтесь в предлагаемый материал и после просмотра выскажите свое отношение к войне.


Война - жесточе нету слова,

Война - печальней нету слова,

Война - она такое дело,

о ней не вспоминать нельзя.

1-й слайд (вой сирены, лучи прожекторов)

2-й слайд Огненная летопись Великой Отечественной...1941-1945 гг.

Огненная летопись Великой Отечественной...

Коснемся бережно ее незабываемых страниц.

Вспомним дорогу к Победе.

Год 1941-й. Июнь. Накануне.

3-й слайд. Накануне.

Мирным трудом завершался на советской земле субботний день 21 июня 1941 года. В цехах умолкали станки, на широких колхозных полях колосились хлеба.

В школах страны уже прошли выпускные экзамены, и вот он, долгожданный выпускной бал. Счастливые выпускники встречали первый рассвет новой взрослой жизни, пели, смеялись, строили планы на будущее.

Они еще не знали, что их планам не суждено, будет сбыться.

Какою все дышало тишиной

Что вся земля спала казалось

Кто знал, что между миром и войной

Каких то 5 минут осталось

Незаметно пролетел короткий субботний день, и наступила короткая летняя ночь. Этой ночи суждено было стать рубежом между миром и войной.

Часы отбивали последние минуты мирной жизни... (метроном)

4-й слайд. Вторжение (диктор)

5-й слайд. "Родина-мать зовет!" Плакат И. Тоидзе.

(фонозапись песни "Вставай страна огромная".)

Для советских людей 22 июня 1941 г. стало черным днем календаря.

Началась самая кровопролитная, самая жестокая война из всех, которые знало человечество.

6-й слайд. На экране - кинофрагмент "Начало войны" на фоне продолжающейся песни "Вставай страна огромная" (танки горят)

Гитлер рассчитывал с легкостью победить Советский Союз. Еще в декабре 1940 г. он подписал план ведения войны под кодовым названием "Барбаросса". Планом предусматривался разгром СССР в ходе молниеносной войны, максимум за 5 месяцев.


7-й слайд. Идет война народная (стрельба, перевязки)

На защиту своей страны поднялся весь народ. К 1 июля в Красную Армию было мобилизовано более 5 млн. человек. Граждане не призывного возраста уходили на фронт добровольцами.

Немецкие войска встретили упорное сопротивление Красной Армии.


8-й слайд. Незабываемый сорок первый (машины, убитые)

1941-й ... После поэты назовут его "сорок трудным", "сорок горестным", "сорок памятным". Да, он был таким...

В первых сражениях Советская Армия понесла большие потери в людях и технике.

Многие погибли в то утро, даже не поняв, что началась война.


9-й слайд. Крепость ведет бой.

Брестская крепость спала спокойным, мирным сном, когда прогремел первый залп фашистской артиллерии.

Страшное это было пробуждение.

Бойцы и командиры, заснувшие накануне в предвкушении завтрашнего воскресного дня отдыха, с его развлечениями, с традиционным футбольным матчем, внезапно проснулись среди огня и смерти.

Рушились и горели дома, люди гибли в огне и под развалинами, с криками метались обезумевшие женщины с детьми и падали, пораженные осколками. Враг рассчитывал: будет смятение, паника, капитуляция. Нет! Не дрогнул гарнизон. Он начал упорную, ожесточенную борьбу.

Не раз, не второй

и не сотый от крепости немец отбит

Уже как пчелиные соты все стены,

А крепость стоит,

и шли на проход самоходки,

Горели земля и кусты...

Бинтов не хватало-

Обмотки пришлось разорвать на бинты.


Целая фашистская дивизия стояла под стенами Брестской крепости и ничего не могла с ней поделать.

Гитлеровское командование не раз обращалось к защитникам крепости с предложением сдаться в плен. "Рус, сдавайся! Сопротивление безнадежно!"

И всякий раз все предложения врага отвергались.

  • День проходил за днем, одна атака фашистов сменялась другой, а крепость все держалась.

Живых мучила жажда, кончались патроны, а крепость все держалась.

(показывается скульптура "Жажда")

- Боец пытается зачерпнуть каской воду.

Именно так и было! Вода была на вес золота. Берегли воду для раненных и ребятишек. Попытались вырыть колодец - не вода там, а жидкая грязь. Процеживали, чтобы хоть губы смочить...

-Десятки самолетов бомбили крепость почти, беспрерывно, а она все держалась и держалась.

Настоящей героиней показала себя Александра Васильевна Печерникова, жена политрука роты. В первый же час войны у нее на глазах в кроватках погибли маленькие дети. Собрав всю волю, Александра Васильевна встала рядом с мужем и била фашистов. Два последних патрона они оставили себе ...

-А медсестра Вера Хорецкая? Скольким солдатам сумела она помочь! И погибла, прикрыв собой раненого пограничника.

- Каждый день тянулся словно год ... Налет за налетом, атака за атакой... Старший политрук Николай Васильевич Нестерчук под шквальным огнем пробрался в штаб, где находились женщины и дети. Он сказал им: "Родные! Мы решили стоять здесь насмерть, до последнего патрона. Но вас мы больше не в силах защитить. Возможно, фашисты вас пощадят, вам удастся выжить и вырастить детей. Расскажите им тогда, как сражались за Родину их отцы...".

  • Гитлеровцы рассчитывали стремительным ударом с ходу захватить Брестскую крепость. Но противник овладел крепостью лишь после того, как почти все защитники героически погибли.

  • 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости.

Отдельные герои Бреста сопротивлялись в подвалах крепости до зимы.

  • Брест - крепость герой. Символ доблести, символ бессмертия.


10-й слайд Ленинград (сначала картинка, потом видео)

Несмотря на героизм и самопожертвование советских солдат и офицеров, остановить врага в первые недели войны не удалось. Дали о себе знать многие ошибки, допущенные государственным и военным руководством накануне войны.

Немецкая группа армий "Север" в сентябре была остановлена у стен Ленинграда.

Слушай, страна, говорит Ленинград!

Сквозь гром всех сражений и гул канонад.

Не сумев захватить город, гитлеровское командование решило уничтожить его артиллерийским огнем, воздушными бомбардировками, покорить его защитников голодом. Немцы разбомбили часть продовольственных складов.

На город было обрушено 100 тыс. авиабомб и 150 тыс. снарядов. Это была норма смерти, а норма жизни - хлеб - измерялась 125 граммами хлеба в день.

Блокада принесла и другие тяжелейшие испытания.

В январе 1941 г. из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление и водопровод. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы.

Люди умирали от голода и холода. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.

Но, тем не менее, в городе продолжали работать заводы и производить для фронта самолеты, танки, минометы и снаряды.

Вызовом врагу было и то, что 39 школ Ленинграда работали без перерыва в самые тяжелые блокадные дни.

900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил!

11-й слайд Битва под Москвой.

(сначала картинка, потом видео Жуков, контрнаступление)

На столицу фашисты нацелили главный удар, сюда были брошены лучшие, отборные части. Фронт неумолимо приближался, кое-где врагу удалось подойти к Москве на 25 км. В Куйбышев (ныне Самара) переехали большая часть правительства и иностранные посольства. По планам Гитлера немецкие войска должны были войти в город до 7 ноября и именно в этот день торжественно пройти по Красной площади. Уже были отпечатаны приглашения. Целый железнодорожный вагон с наградами "героям взятия Москвы" дожидался своего часа.

Военный парад на Красной площади состоялся, но не гитлеровских, а советских войск, с которого они сразу уходили прямо на фронт.

За годы войны 220 летчиков совершили тараны. На сегодняшний день история ВОВ не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска. Нет таких примеров! И они еще хотели победить!

В битве за Москву был раз и навсегда развеян миф о непобедимости фашистской армии.

12-й слайд Тыл - фронту.

Война шла всенародная. Победу добывали не только фронтовики, но и оставшиеся в тылу женщины и дети. Они заменили у станков, на колхозных полях своих мужей, старших братьев и отцов, ушедших воевать. Люди, забывая об отдыхе, сутками не уходили с заводов, стремясь дать фронту как можно больше танков, самолетов, оружия, боеприпасов. Лозунг "Все - для фронта, все - для победы!" стал для них не парадной фразой, а сутью жизни. Каждый день войны был подвигом миллионов.


13-й слайд Волжская твердыня (картинка + видео самолеты летят)

Переломный момент войны - Сталинград.

200 дней и ночей длилось жестокое сражение в городе Сталинграде.

200 дней и ночей великого подвига советского народа.

  • В одном из боев бессмертный подвиг совершил связист Матвей Путилов. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба конца.

  • Очень широко в обороне Сталинграда применялся огонь снайперов. Например, в 284-й стрелковой дивизии инициатором движения снайперов стал старшина Василий Зайцев. Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко-фашистское командование, чтобы уничтожить его доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня он сам попал на мушку нашего замечательного снайпера Василия Зайцева. Прославился же он не только храбростью и снайперским мастерством. Крылатые слова Василия Зайцева: "Отступать некуда, за Волгой для нас земли нет!" - стали девизом сражающегося города.


14- слайд Контрнаступление (соединение)

Под Сталинградом фашистов ждал полный разгром. Наступавшие с севера и с юга наши войска соединились, и в кольце окружения оказалось крупная группировка противника.

Сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.

А в потрясенной Германии - был объявлен трехдневный траур.

15-слайд Хатынь

На 52 км Москва-Витебск, в тихую погоду далеко слышен тревожный перезвон колоколов. Здесь была деревня Хатынь. Жили и трудились люди. Растили детей. Трагедия произошла утром 22 марта 1943 г. карательный батальон СС окружил деревню. Каратели согнали всех жителей деревни в сарай и подожгли его. В дыму задыхались и плакали дети. Под напором обезумевших от ужаса людей рухнули двери сарая. Фашистские автоматчики открыли огонь.

В результате этой зверской акции погибло 149 мирных жителей, в том числе 75 детей.

Расправившись с людьми, палачи сожгли их дома. На месте тихой лесной деревни осталось пепелище да сиротливо торчащие трубы. На месте сожженной деревни был сооружен мемориальный комплекс. На месте каждого дома, словно одинокая печная труба, поднимается ввысь стела, увенчанная колоколом.

На территории комплекса захоронены урны с землей, взятой со 185 навсегда исчезнувших с лица земли населенных пунктов Белоруссии, уничтоженных фашистами вместе с жителями.


16-й слайд Страшные слова - фашистская неволя, (песня "Бухенвальд")

Концлагеря являлись настоящими "фабриками смерти" через них прошли 18 млн. человек, из которых погибло 11 млн. чел.

В лагерях Польши в день умирало 4600 чел. Горы трупов. Склады обуви уничтоженных людей - ботинки, туфельки, даже пинетки младенцев. Их горы. Склад волос - рассортированных по цвету и упакованных в тюки. Склад очков - и тоже гора.

9 месяцев в первые дни 1946 г. продолжался Нюрнбергский судебный процесс над главными военными преступниками. Суду были предъявлены тысячи документов и вещественных доказательств (ящики с кусками мыла из человеческого жира, изделия из человеческой кожи - женские туфельки, портфели, абажуры). И все они об одном: фашисты - варвары, преступники, убийцы!

17-й слайд Незабываемое. (Картинки)

На будущее у гитлеровцев был детально разработан план под названием "Ост" - план уничтожения народов СССР. Он предусматривал за 25-30 послевоенных лет физическое уничтожение до 30 млн. человек, выселение за Урал свыше 50 млн. чел. Была установлена норма уничтожения по национальностям: украинцев 65%, белорусов 75%, русский народ уничтожить полностью, чтобы он не был больше в состоянии помешать установить немецкое господство в мире. "Славяне призваны работать на нас. Когда же мы перестанем в них нуждаться, они могут преспокойно умирать. Поэтому система здравоохранения и прививки в отношении их излишни.

Образование опасно. Вполне достаточно если они смогут считать до 100... Каждый образованный человек - это будущий враг. Мы господа. Мы превыше всего".


Ни виселицы, ни газовые камеры и массовые расстрелы не могли сломить волю народа к борьбе с захватчиками. И в фашистских лагерях люди продолжали борьбу, создавали подпольные организации, поднимали восстания.


18-й слайд Партизанский фронт (картинки)

В партизаны уходили только добровольцы. Уходя, в партизаны, они были готовы к трудностям. Но то, что пришлось испытать на самом деле, невозможно было представить. Против партизан, вооруженных стрелковым оружием, действовали танки, авиация, артиллерия.

Подрывники. Они часами ждали в снегу, под дождем или в болоте, чтобы улучшить момент и взобраться на насыпь. Попав в окружение, питались корнями болотных трав. Кинжалами скоблили березовую кору, в болотной воде размачивали и ели. Крепкие морозы. Снега по пояс. Негде обогреться. Костров разводить нельзя. Все измучены. А война не давала передышки. Каждый день бои".


19-й слайд Партизанской тропой (вагоны под откос)

Некоторые отряды, как, например, отряд Ковпака, превращались в крупные партизанские армии и совершали рейды по тылам врага.

Они шли ночами, прячась в болотах с рассветом. Начинался день, и они не знали - доживут ли до вечера. Однако пуще всего была обида. Такая обида! По своей земле идти тайком, прятаться. Но ни дня, ни часа фашистские захватчики не чувствовали себя хозяевами оккупированной ими советской земли.

Партизаны пускали под откос воинские эшелоны врага, уничтожали мосты, взрывали важные военные объекты.


20-й слайд Огненная дуга (сначала картинка) + диктор

Вскоре после Сталинграда Гитлер заявил, что должен наверстать то, что было упущено зимой. Фашисты разработали операцию "Цитадель". Они хотели окружить наши войска на Курской дуге и после этого начать наступление на Москву.

И хотя на Курской дуге немцы сосредоточили огромные силы и бросили в бой лучшие и новейшие машины: танки “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд” операция "Цитадель" окончилась для фашистов полным крахом.

Не их оружие, а наше, в конечном счете, оказалось лучшим - это знаменитая 34-ка.

Не только земля, но и небо над Курском полыхало огнем. 9 вражеских самолетов сбил в одном поединке над Курской дугой советский летчик Александр Горовец.

История авиации не знала подобного....

А, Алексей Маресьев, летчик, который после ампутации обеих ног, вновь стал летать и в бою под Орлом в период Курской битвы сбил 3 фашистских самолета. Разгром немецких армий под Курском и выход к Днепру завершили коренной перелом в ходе войны.


21-й слайд Освобождение Европы (видео без озвучки)

1944 г. стал годом решающего наступления Красной Армии по всему фронту. Это был год полного освобождения всей территории страны от захватчиков. Государственная граница СССР была полностью восстановлена. Но война еще не была окончена, военные действия были перенесены на территорию Польши, Румынии, Болгарии и Венгрии. Темп наступления нарастал.

В 1945 г. советские войска освободили Австрию, значительную часть Чехословакии, одержали победу в Восточной Пруссии.


22-й слайд Берлинская операция (картинка + видео +диктор) Егоров и Кантария...

Из воспоминаний Маршала Советского Союза Г.К.Жукова: "В течение всей войны мне пришлось быть непосредственным участником многих крупных операций, но битва за Берлин была особой, ни с чем не сравнимой операцией. Предстояло разгромить крупнейшую группировку немецко-фашистских войск и взять столицу фашистской Германии, за которую враг наверняка будет драться смертным боем".

Берлин. Весна. Развалины. Ограды. Окраины. Подвалы. Бункера.

На площадях сражения раскат Бомбоубежищ затхлая прохлада.

На перекрестках улиц баррикады, Она пришла, желанная пора,

И в тупиках орудия стоят. Близка за все минувшее награда.

23-й слайд Безоговорочная капитуляция.

И вот настал долгожданный день. В ночь с 8 на 9 мая в пригороде Берлина Карлхорсте подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. Война окончена. Победа!

24-й слайд Великая Победа.

Долгих 4 года шел солдат к Берлину.

4 года лишений, горя, страданий. 4 года напряженного труда в тылу.

Вместе с тем это были годы мужества и героизма на фронте, беззаветной любви и преданности своей Родине.


25-й слайд Герои Советского Союза - наши земляки.

Мужественно и без колебаний шагнули в огонь войны 9 000 наших земляков, в том числе 385 женщин. Они сражались на всех фронтах и во всех родах войск. За мужество и храбрость, умение побеждать, 8 наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза, а житель села Черновка Демидов Константин Петрович стал полным кавалером орденов Славы трех степеней, что приравнивается к званию Героя Советского Союза.

Их имена увековечены в названиях улиц, сел и поселков района, где они родились, учились, работали, откуда ушли на фронт. Более 4 тысяч наших земляков не вернулись в свои родные деревни и села. Они похоронены на полях сражений. Но память о каждом сохранена и увековечена в "Книгах памяти".

26-й слайд Мир спасенный помнит

Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Ни одна страна в мире за всю свою историю не имела таких потерь. Страна лишилась около 27 млн. своих граждан.

Помните!

Покуда сердца стучатся - помните!

Какой ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!


27-й слайд Ради жизни на земле

Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении мира от фашистской "чумы" сыграл Советский Союз. Источниками его победы являются:

отечественный, справедливый характер войны, чувство патриотизма,

сплочение всех национальностей, окрепшая в войне сила Красной Армии, талант ее полководцев (Жуков, Рокоссовский, Конев, Василевский и др.),

единство фронта и тыла,

воля к победе, сила духа, сила характера нашего народа.

28-й слайд Вечная память павшим за Родину...

Метроном (минута молчания)

27 миллионов погибших, из 18-летних погиб каждый третий,

ежедневно погибало 15 тысяч человек, если бы мы решили почтить минутой молчания каждого, то нам пришлось бы молчать 38 лет.

Склоним же головы перед теми, кто на поле боя или на трудовом посту в грозное время сражений отдал свою жизнь за нашу Родину.

Минутой скорбного молчания

Давайте павших помянем.

29-й слайд Вечная слава.

Победа в этой войне сложилась из личных подвигов и подвига всего народа.

Самого высокого звания - Герой Советского Союза - удостоены свыше 11тыс. человек. Среди них - 76 женщин и 4 подростка, которым было по 14 лет, а всего за годы войны более 7 млн. человек были награждены орденами и медалями СССР.

Сквозь пот и кровь, через огонь и воду

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад

Отстаивая право на свободу,

К победе шел Россия твой солдат

И не сломила, сердце не сгубила

И душу не растлила нам война

Видать не человеческая сила

Ему солдату русскому дана.

Историческое значение победы СССР в войне с Германией трудно переоценить.

Была сохранена государственность СССР.

Был разгромлен фашизм. Усилилась политическая роль СССР в мире.

Итоги победы: сохранение свободы и независимости СССР;

освобождение стран Европы от фашизма; разгром фашизма.


Мои мысли о войне.

Мы прослушали и посмотрели кадры кинохроники о войне. В начале урока вам было предложено подумать над тем, что ....

Сейчас перед вами бумага, карандаши, кисти, краски. Каждому предоставляется возможность в наиболее эмоциональной для него форме выразить свой ответ на вопрос. Кто-то из вас напишет короткое эссе, кто-то четверостишие, умеющие рисовать могут отразить ответ в рисунке. Если вы видите ответ на поставленный вопрос в цвете, подберите ту краску, которая поможет остальным представить ваш эмоциональный настрой. На выполнение этой работы вам даётся 8 минут.

На данном этапе каждый учащийся выбирает для себя наиболее комфортную и подходящую его эмоциональному настрою форму ответа на поставленный в начале урока вопрос

Подведем маленькие итоги.

Кто бы хотел выразить свое отношение к сегодняшней теме, сюжету, герою? Это могут быть суждения, эмоции, образы.

Вопросы

  • А зачем нам нужны знания о войне, зачем вновь и вновь возвращаться к этой теме и нам и историкам? Ведь некоторые, сегодня считают, что мы могли бы жить лучше, если бы не победили.

  • Какие подвиги героев ВОВ произвели на вас особенно большое впечатление?

  • В чем вы видите истоки их героизма?

  • Каковы на ваш взгляд, причины победы советского народа в ВОВ?

  • Каково историческое значение победы советского народа?

  • Как вы понимаете выражение "цена победы"? Какую цену заплатил советский народ за свою свободу?

  • Как вы думаете, почему немецким войскам не удалось осуществить свои планы? Как вы думаете, почему победил СССР?

  • Что, на ваш, взгляд защищали советские люди в годы войны: Родину, социализм, Сталина?

  • Какие уроки можно вынести из этой войны?

  • Что мы можем сделать для тех, кто прошел ВОВ?

  • Что мы можем сделать для тех, кто сражался и погиб в годы ВОВ?

  • Каково ваше личное отношение к войне? Обоснуйте свою позицию.

  • Что вы почувствовали посмотрев эти кадры

  • Какие чувства вызвал у Вас сегодняшний урок?

  • Проект памятника жертвам фашистских концлагерей,

  • Триумф и трагедия народа - победителя. Так ли это? - Вот вопрос, на который каждый ответит сам себе.

  • Представьте себе поколение ваших сверстников во время войны и сравните его с нынешним поколением. Задумайтесь, что отличает вас от подростков военных лет и что сближает вас, какой опыт взяли с собой в будущее дети военной поры.


  • "Никто не создан для войны". Давайте запишем это высказывание, и вашим домашним заданием станет сочинение-размышление на эту тему.

Но прошло несколько лет, и началась Афганская война, затем Чеченская. Это темы других уроков. Но почему же у истории никто не хочет учиться? Кто понесет ответственность за погибших, что нужно сделать, чтобы больше не было войны? Эти вопросы множатся современной историей, и наш гражданский долг найти на них ответы.

Ребята наш урок заканчивается. Своеобразным итогом мне бы хотелось видеть сочинение-размышление на тему "Поговори со мной, солдат" (по материалам прочитанных книг и материалам проведенного урока).

Т. о., опрос показал, что война - это.....

Уроки войны

Уроки войны учат, что политика агрессий и авантюр, какие бы формы она не приобретала,

Должна получать решительный отпор. Вся предвоенная история говорит о том, что против войны надо бороться, пока она не началась. Уроки истории требуют объединения усилий всех миролюбивых сил и сил демократии.

















Заключительное слово

60 лет назад отгремели залпы ВОВ.

Мы не хотели войны, мы стремились ее избежать, но она ворвалась в каждый дом, она унесла миллионы жизней, обернулась трагедией для каждой третьей семьи.

На защиту Отечества встали миллионы. Враг был силен и беспощаден. На фронте и в тылу, в партизанских отрядах и в подполье день за днем советские люди ковали Победу.


Говорят о войне все известно. Считают так, понятно, люди не воевавшие. Если даже представить невозможное, что историки собрали все документы, изучили в тонкостях ход военных операций, написали хронику каждого военного дня. И тогда останется необозримый мир человеческих судеб и чувств, потрясенных войной. И при этом самое важное - неутолимый интерес к событиям тех дней. Жажда знать! Знать правду о войне.


Я надеюсь, что наш сегодняшний урок нашел неравнодушный отклик в ваших юных сердцах.


Пройдут годы, уйдет из жизни поколение участников событий ВОВ, но мы и наши дети, внуки и правнуки должны знать, какую трагедию пережил наш народ и помнить те бессмертные подвиги, которые совершили воины Советской Армии и люди тыла во имя мира и жизни на земле.

Обращение

Цените жизнь! Любите жизнь! Всеми силами берегите нашу Землю. Защитите ее от пожара войны! Берегите мир!


«Великая Отечественная война: итоги и уроки».
  • История
Описание:

Цели урока:

-       повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны;

-       создать у учащихся целостное представление о пройденном периоде изучаемого курса;

-       уяснить историческое значение победы советского народа в  Великой Отечественной войне.

Задачи урока:

Обучающие:

-       обобщить и повторить учебный материал по истории Великой Отечественной войны полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы;

-       раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях;        

-       подвести итоги ВОВ, сделать вывод о масштабах трагедии, привести страшные цифры человеческих потерь, рассказать об огромных разрушениях, тяжелых последствиях войны.

Воспитательные: 

-       способствовать воспитанию патриотизма, воспитанию чувства долга перед миллионами погибших в борьбе с фашизмом и чувства глубокого уважения к людям разных национальностей, принимавших участие в разгроме фашизма;

 

-          показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере героизма и мужества советских людей во  время Великой Отечественной войны;

-       формирование  нравственной позиции, чувства сопричастности к судьбам           соотечественников.

Развивающие:

-       развитие умения определять собственное отношение к проблеме  войны и аргументировать свою точку зрения;

-       формировать творческое мышление учащихся, их самостоятельность, их умение быстро ориентироваться в фактическом материале и принимать решение;

-       способствовать развитию познавательного интереса к предмету;

-       развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.

Тип урока:  повторительно-обобщающий  урок

Методическая модель урока: урок - панорама с использованием ИКТ

Методы: словесные, наглядные,  компьютерные технологии.

Оборудование урока:

  • CD “История России XX век”;
  • CD “От Кремля до рейхстага”;
  • CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2002;
  • проектор, экран; компьютер;
  • презентация "Огненная летопись Великой Отечественной...";
  • выставка книг о ВОВ;
  • картины-плакаты, метроном.

 Ход урока.

1.  Организационный момент: проверка готовности  учащихся к работе на занятии.

  2.  Вступительное  слово учителя. Мотивация учащихся и актуализация знаний.

      В начале занятия в кратком вводном слове знакомит с основными задачами урока.

Ребята, на сегодняшнем уроке мы должны будем повторить и обобщить историю ВОВ и выразить свое отношение к войне. Итак, запишите в тетради тему урока.

 3.  Демонстрацияпрезентации с уникальными ресурсными материалами (картины,  плакаты, видеофрагменты и др.).

Используется для систематизации и дополнения  представлений, о только что изученном материале.

4.    Предложение учителя. Мы прослушали и посмотрели кадры презентации, посвящённые ВОВ.  В начале урока вам было предложено подумать над тем, что ...

 Сейчас перед вами бумага, карандаши, кисти, краски. Каждому предоставляется возможность в наиболее эмоциональной для него форме выразить свой ответ на вопрос. Кто-то напишет короткое эссе, кто-то четверостишие, умеющие рисовать могут отразить ответ в рисунке. Если вы видите ответ на поставленный вопрос в цвете, подберите ту краску, которая поможет остальным представить ваш эмоциональный настрой.

Задания учащимсяв письменной форме « Мои мысли о войне», обращение в прошлое, настоящее и будущее.

На выполнение этой работы вам даётся 8 минут.

6.    Представление учащимися результатов своих размышлений – 5 мин.

Ребята, завершаем работу и я предлагаю вам выступить с

 7.  Подведение итогов работы – 1 мин.

 8.    Заключительное слово учителя.

 Уроки войны учат, что политика агрессий и авантюр, какие бы формы она не приобретала,

Должна получать решительный отпор. Вся предвоенная история говорит о том, что против войны надо бороться, пока она не началась. Уроки истории требуют объединения усилий всех миролюбивых сил, демократии.............

  9.  Подведение итогов и результатов урока.

Рефлексия учащимся предлагается высказать свое мнение по поводу урока, насколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение об уроке

 10.  Домашнее задание.

Творческая работа-исследование «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны"

 

Автор Гурьянова Ирина Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1229
Номер материала 52041
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓