Главная / Начальные классы / Вариативный курс "Основы научно-исследовательской деятельности" (4 класс)

Вариативный курс "Основы научно-исследовательской деятельности" (4 класс)

9


Министерство науки и образования РК

КГУ «Средняя школа № 18»

акимата г.Усть-Каменогорска










Вариативный курс

«Основы научно-исследовательской деятельности»





4 класс








Учитель: Бычкова Людмила Владимировна




















Пояснительная записка.

Данная программа подготовлена с учетом требований Государственного стандарта образования Республики Казахстан, «Закона об образовании» (глава 4, статья 16), «Государственная программа развития образования Республики Казахстана 20112020 годы», «Концепции образования Республики Казахстан до 2015г.».

В условиях перехода на 12-летнее образование на первый план выдвигаются вопросы воспитания самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию, в связи с чем остро встает вопрос об исследовательской деятельности учителя и учащихся. Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуальной, творческой деятельности человека.

В общественном сознании утвердилась мысль о том, что исследовательский поиск нужно начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями.

Однако современные исследования говорят о том, что исследователь формируется значительно раньше. Начальная ступень – это фундамент для будущих достижений. Ребенок младшего школьного возраста исследователь по своей природе. Неутомимая жажда впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, искать новые сведения о мире – это важнейшие черты детского поведения.

Начальные умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины легко прививаются в этом возрасте. В исследовательской работе формируются практические навыки научного труда: работа с различными учебниками, дополнительной литературой, умение пользоваться словарями, энциклопедиями, работе на компьютере. Навыки, отработанные в деятельности, легко реализуются в любой предметной сфере, что облегчит переход в основную школу.

Вариативный курс «Основы научно-исследовательской деятельности» для 4 класса рассчитан на 34 час, из расчета 1 час в неделю.


Цель курса:

Создание условий для формирования и развития инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления, необходимых в решении исследовательских задач: выявление проблемы, определение сферы исследования, выработка гипотезы, выявление и систематизация подходов к решению, определение последовательности проведения исследования, поиск нужной информации, проведение исследования, проведение презентации проекта.

Задачи курса:

  1. Развитие и формирование основ научных взглядов учащихся.

  2. Повышение мотивации учащихся к самостоятельному научному поиску, овладению умений и навыков исследовательской работы.

  3. Организация практической, исследовательской, творческой деятельности учащихся в ходе работа по проекту.

  4. Развитие коммуникативных навыков, ораторского мастерства.

Содержание курса.

Что такое «Метод проектов»? Внешний результат. Внутренний результат. История метода проектов. Дж.Дьюи американский философ – основоположник педагогического метода проектов. Профессор Коллингс его классификация учебных проектов: проекты игр, экскурсионные проекты, повествовательные проекты, конструктивные проекты.

Выбор темы исследований. Темы для исследовательской работы. Фантастические. Эмпирические. Теоретические. Правила выбора темы.

Основные требования к проекту: наличие социально значимой задачи; планирование действий; поиск информации; результат работы – продукт.

Структура учебного проекта. Этапы деятельности. Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся. Классификация проектов по комплексности и характеру контактов. Классификация проектов по продолжительности.

Проблема и актуальность исследования. Проектирование и исследовательское обучение. Общая схема последовательности проведения учебных исследований младшими школьниками.

Проблематизация. Проблемное поле. Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы.

Учимся выдвигать гипотезы (строить предположение). Как рождаются гипотезы.

Учимся задавать вопросы. Логическая структура вопроса. Какими могут быть вопросы?

Развитие мышления и логики. Приемы определения понятия: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение. Загадки для определения понятий. Классификация. Категории. Парадокс. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Эксперимент. Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами. Дивергентное и конвергентное мышление в исследовательском поведении.

План и планирование работы. Игры-исследования для младших школьников. Тренировочные занятия.

Работа с литературными источниками: общее ознакомление, чтение по главам, выборочное чтение, составление плана прочитанного, сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками, критическая оценка прочитанного и запись замечаний. Формы работы энциклопедиями, словарями, справочниками.

Ведение дневника исследований. Разработка маршрутных листов, карт реализации проекта.

Работа с Интернет-ресурсами. Поиск необходимой информации.

Консультации по завершению проекта. Заключение и выводы по результатам выполненной работы. Как систематизировать результаты собственных изысканий.

Типы и виды проектов. Форма и структура исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, научная статья, научный отчет, реферат, монография.

Виды и способы презентации: деловая игра, игра с залом, путешествие, инсценировка, ролевая игра, спортивная игра, телепередача, экскурсия и др.

Основные требования к оформлению работы. Система оценивания проектных работ. Требования к содержанию научной работы. Культура выступления.

Защита результатов исследования.

Мини-проекты: «Жизненная позиция в рисунках»; «Защита поступка»; «Общение без слов»; «Зачем я учусь»; «Символика нашего класса»; «Сила воли»; «Полезная вещь для дома»; «Фотовыставка здоровья»; «Все о яблоке»; «Условия жизни и работы человека в космосе».





















Учебно-тематический план вариативного курса «Основы научно-исследовательской деятельности»

Название темы

к-во

час.

теорет.

практич.

Форма проведения

Образовательный продукт


1.

Что такое проект?

1

1


актуальное интервью

устные ответы

2.

Выбор темы исследования.

1

0,5

0,5

работа в группе

работа в тетради


3.

Структура учебного проекта.

2

1

1

работа в группе

мозговой штурм

Разработка маршрутного листа «Мой проект»

4.

Проблема и актуальность исследования.

1

1


работа в группе

рисунки

5.

Проблематизация. Проблемное поле.

1


1

Дидактическая игра (ДИ) «Посмотри на мир другими глазами», «Закончи рассказ», «Расскажи другими словами».

Устные рассказы, сочинения, рисунки

6.

Учимся выдвигать гипотезы.

«Толстые и тонкие», «Ромашка Блума»

2

1

1

Беседа

«Заседание клуба почемучек».

устные ответы

памятки каждому ученику


7.

Учимся задавать вопросы

1

0,5

0,5

Викторина «Угадай, о чем спросили»

устные ответы

памятки каждому ученику.

8.

Развитие мышления и логики.

2



2

Урок-практикум

рисунки, кроссворды, перевертыши, анаграммы, эксперименты

9.

План и планирование работы.

2

1

1

урок-практикум

изготовление «исследовательского фартука» и специальных карточек.

10.

Работа с литературными источниками.

1



1

Работа в библиотеке

Составление памятки «Работа с книгой», работа со словарями

11.

Ведение дневника исследований.

1


1

Урок-практикум

заполнение дневника, маршрутного листа.

12.

Работа с Интернет-ресурсами

1


1

Знакомство с работой в Интернете

памятки

13.

Консультация по завершению проекта. Заключение и выводы.

2

1

1

индивидуальная работа

памятки

14.

Типы и виды проектов.

2

1

1

мозговой штурм

темы проектных работ

15.

Виды и способы презентации проектов.

1

0,5

0,5

работа в группе

формы презентаций проектов

17.

Основные требования к оформлению проектной папки. Система оценивания проектных работ.

1


1

урок-практикум

памятки

18

Презентационный мини-проект «Жизненная позиция в рисунках».

1


1

Ролевая игра

Рисунки

19.

Презентационный мини-проект «Защита Поступка»

1


1

работа в группе

устные выступления

20.

Творческий проект «Общение без слов».

1


1

урок фантазирования

Инсценирование

21.

Исследовательский мини-проект «Зачем я учусь?»

1


1

урок открытых мыслей

социологический опрос

22.

Творческий мини-проект «Символика нашего класса».

1


1

урок творчества

конкурс

23.

Исследовательский мини-проект «Сила воли».

1


1

индивидуальная работа

сочинение

24.

Практико-ориентированный проект «Полезная вещь для дома»

1


1

самостоятельная работа

аппликация


Валеологический проект «Фотовыставка здоровья»

1


1

работа в группе

альбом

25.

Экологический проект «Жалобная книга природы»

2


2

заочное путешествие

работа в группах

рисунки

составление «Книги жалоб»

26.

Эмпирический проект «Все о яблоке»

1


1

индивидуальная работа

таблица

27.

Фантастический проект «Условия жизни и работы человека в космосе».

1


1

групповая работа

рисунки

28.

Подведение итогов работы

1


1

урок- конкурс

выставка лучших проектов









Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • умение самостоятельно найти нужную информации.;

  • умение запросить недостающую информацию у учителя, консультанта, специалиста;

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

  • умение вести дискуссию;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение находить компромисс;

  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д..

4. Презентационные умения и навыки;

  • навыки монологической речи;

  • умение умеренно держать себя во время выступления;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.












Список литературы для учителя:

1. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001г.

2. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – М.: АРКТИ, 2002 г.

3. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах / Серия «Мира вашего ребенка». - Ростов н/Д: Феникс, 2003г.

4. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987г.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. – М.: АРКТИ, 2005.

6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002г.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся? Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003г.

8. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000 г.

9.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2001г.

10. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития, 1997г.

11. Узорова О.В. Все предметы начальной школы в викторинах. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002г.


Список литературы для учащихся:

1. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин.

2. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет.

3.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников.

4. Узорова О.В. Все предметы начальной школы в викторинах.








Вариативный курс "Основы научно-исследовательской деятельности" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

В условиях перехода на 12-летнее образование на первый план выдвигаются вопросы воспитания самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и  самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию, в связи с чем остро встает вопрос об исследовательской деятельности учителя и учащихся. Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуальной, творческой деятельности человека.

Начальные умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины легко прививаются в младших классах. В исследовательской работе формируются практические навыки научного труда: работа с различными учебниками, дополнительной литературой, умение пользоваться словарями, энциклопедиями, работе на компьютере.  Навыки, отработанные в деятельности, легко реализуются в любой предметной сфере, что облегчит переход в основную школу.

 

Вариативный курс «Основы научно-исследовательской деятельности» для 4 класса рассчитан на 34 час, из расчета 1 час в неделю.

Автор Бычкова Людмила Владимировна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 617
Номер материала 2205
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓