Министерство науки и образования РК
КГУ «Средняя школа № 18»
акимата г.Усть-Каменогорска
Вариативный курс
«Основы научно-исследовательской деятельности»
4 класс
Учитель: Бычкова Людмила Владимировна
Пояснительная записка.
Данная программа подготовлена с учетом требований
Государственного стандарта образования Республики Казахстан, «Закона об
образовании» (глава 4, статья 16), «Государственная программа развития
образования Республики Казахстана 2011 – 2020 годы»,
«Концепции образования Республики Казахстан до 2015г.».
В условиях перехода на 12-летнее образование на первый
план выдвигаются вопросы воспитания самостоятельной личности, владеющей
инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить
эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации,
критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию, в связи с чем остро
встает вопрос об исследовательской деятельности учителя и учащихся.
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуальной, творческой
деятельности человека.
В общественном сознании утвердилась мысль о том, что
исследовательский поиск нужно начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою
память всеми знаниями.
Однако современные исследования говорят о том, что
исследователь формируется значительно раньше. Начальная ступень – это фундамент
для будущих достижений. Ребенок младшего школьного возраста исследователь по
своей природе. Неутомимая жажда впечатлений, любознательность, постоянное стремление
наблюдать, искать новые сведения о мире – это важнейшие черты детского
поведения.
Начальные умения и навыки исследования,
самостоятельного творческого постижения истины легко прививаются в этом возрасте.
В исследовательской работе формируются практические навыки научного труда:
работа с различными учебниками, дополнительной литературой, умение пользоваться
словарями, энциклопедиями, работе на компьютере. Навыки, отработанные в
деятельности, легко реализуются в любой предметной сфере, что облегчит переход
в основную школу.
Вариативный курс «Основы научно-исследовательской
деятельности» для 4 класса рассчитан на 34 час, из расчета 1 час в неделю.
Цель курса:
Создание условий для формирования и развития инструментальных навыков и
умений логического и творческого мышления, необходимых в решении
исследовательских задач: выявление проблемы, определение сферы исследования,
выработка гипотезы, выявление и систематизация подходов к решению, определение
последовательности проведения исследования, поиск нужной информации, проведение
исследования, проведение презентации проекта.
Задачи
курса:
1.
Развитие и формирование
основ научных взглядов учащихся.
2.
Повышение мотивации
учащихся к самостоятельному научному поиску, овладению умений и навыков
исследовательской работы.
3.
Организация практической,
исследовательской, творческой деятельности учащихся в ходе работа по проекту.
4.
Развитие коммуникативных
навыков, ораторского мастерства.
Содержание
курса.
Что такое
«Метод проектов»? Внешний результат. Внутренний результат. История метода
проектов. Дж.Дьюи американский философ – основоположник педагогического метода
проектов. Профессор Коллингс его классификация учебных проектов: проекты игр,
экскурсионные проекты, повествовательные проекты, конструктивные проекты.
Выбор темы
исследований. Темы для исследовательской работы. Фантастические. Эмпирические.
Теоретические. Правила выбора темы.
Основные
требования к проекту: наличие социально значимой задачи; планирование действий;
поиск информации; результат работы – продукт.
Структура
учебного проекта. Этапы деятельности. Классификация проектов по доминирующей
деятельности учащихся. Классификация проектов по комплексности и характеру
контактов. Классификация проектов по продолжительности.
Проблема и
актуальность исследования. Проектирование и исследовательское обучение. Общая
схема последовательности проведения учебных исследований младшими школьниками.
Проблематизация.
Проблемное поле. Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы.
Учимся
выдвигать гипотезы (строить предположение). Как рождаются гипотезы.
Учимся
задавать вопросы. Логическая структура вопроса. Какими могут быть вопросы?
Развитие
мышления и логики. Приемы определения понятия: описание, характеристика,
разъяснение посредством примера, сравнение. Загадки для определения понятий.
Классификация. Категории. Парадокс. Упражнения на развитие внимания и
наблюдательности. Эксперимент. Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными
объектами. Дивергентное и конвергентное мышление в исследовательском поведении.
План и
планирование работы. Игры-исследования для младших школьников. Тренировочные
занятия.
Работа с
литературными источниками: общее ознакомление, чтение по главам, выборочное
чтение, составление плана прочитанного, сравнение и сопоставление прочитанного
с другими источниками, критическая оценка прочитанного и запись замечаний.
Формы работы энциклопедиями, словарями, справочниками.
Ведение
дневника исследований. Разработка маршрутных листов, карт реализации проекта.
Работа с
Интернет-ресурсами. Поиск необходимой информации.
Консультации
по завершению проекта. Заключение и выводы по результатам выполненной работы.
Как систематизировать результаты собственных изысканий.
Типы и
виды проектов. Форма и структура исследовательских работ: доклад, тезисы доклада,
научная статья, научный отчет, реферат, монография.
Виды и
способы презентации: деловая игра, игра с залом, путешествие, инсценировка,
ролевая игра, спортивная игра, телепередача, экскурсия и др.
Основные
требования к оформлению работы. Система оценивания проектных работ. Требования
к содержанию научной работы. Культура выступления.
Защита
результатов исследования.
Мини-проекты:
«Жизненная позиция в рисунках»; «Защита поступка»; «Общение без слов»; «Зачем я
учусь»; «Символика нашего класса»; «Сила воли»; «Полезная вещь для дома»;
«Фотовыставка здоровья»; «Все о яблоке»; «Условия жизни и работы человека в
космосе».
Учебно-тематический план вариативного курса «Основы
научно-исследовательской деятельности»
№
|
Название темы
|
к-во
час.
|
теорет.
|
практич.
|
Форма проведения
|
Образовательный продукт
|
1.
|
Что такое проект?
|
1
|
1
|
|
актуальное интервью
|
устные ответы
|
2.
|
Выбор темы исследования.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
работа в группе
|
работа в тетради
|
3.
|
Структура учебного проекта.
|
2
|
1
|
1
|
работа в группе
мозговой штурм
|
Разработка маршрутного листа «Мой проект»
|
4.
|
Проблема и актуальность исследования.
|
1
|
1
|
|
работа в группе
|
рисунки
|
5.
|
Проблематизация. Проблемное поле.
|
1
|
|
1
|
Дидактическая игра (ДИ) «Посмотри
на мир другими глазами», «Закончи рассказ», «Расскажи другими словами».
|
Устные рассказы, сочинения,
рисунки
|
6.
|
Учимся выдвигать гипотезы.
«Толстые и тонкие», «Ромашка
Блума»
|
2
|
1
|
1
|
Беседа
«Заседание клуба почемучек».
|
устные ответы
памятки каждому ученику
|
7.
|
Учимся задавать вопросы
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Викторина «Угадай, о чем спросили»
|
устные ответы
памятки каждому ученику.
|
8.
|
Развитие мышления и логики.
|
2
|
|
2
|
Урок-практикум
|
рисунки, кроссворды, перевертыши,
анаграммы, эксперименты
|
9.
|
План и планирование работы.
|
2
|
1
|
1
|
урок-практикум
|
изготовление «исследовательского
фартука» и специальных карточек.
|
10.
|
Работа с литературными источниками.
|
1
|
|
1
|
Работа в библиотеке
|
Составление памятки «Работа с
книгой», работа со словарями
|
11.
|
Ведение дневника исследований.
|
1
|
|
1
|
Урок-практикум
|
заполнение дневника, маршрутного
листа.
|
12.
|
Работа с Интернет-ресурсами
|
1
|
|
1
|
Знакомство с работой в Интернете
|
памятки
|
13.
|
Консультация по завершению проекта. Заключение и выводы.
|
2
|
1
|
1
|
индивидуальная работа
|
памятки
|
14.
|
Типы и виды проектов.
|
2
|
1
|
1
|
мозговой штурм
|
темы проектных работ
|
15.
|
Виды и способы презентации проектов.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
работа в группе
|
формы презентаций проектов
|
17.
|
Основные требования к оформлению проектной папки. Система
оценивания проектных работ.
|
1
|
|
1
|
урок-практикум
|
памятки
|
18
|
Презентационный мини-проект «Жизненная позиция в рисунках».
|
1
|
|
1
|
Ролевая игра
|
Рисунки
|
19.
|
Презентационный мини-проект «Защита Поступка»
|
1
|
|
1
|
работа в группе
|
устные выступления
|
20.
|
Творческий проект «Общение без слов».
|
1
|
|
1
|
урок фантазирования
|
Инсценирование
|
21.
|
Исследовательский мини-проект «Зачем я учусь?»
|
1
|
|
1
|
урок открытых мыслей
|
социологический опрос
|
22.
|
Творческий мини-проект «Символика нашего класса».
|
1
|
|
1
|
урок творчества
|
конкурс
|
23.
|
Исследовательский мини-проект «Сила воли».
|
1
|
|
1
|
индивидуальная работа
|
сочинение
|
24.
|
Практико-ориентированный проект «Полезная вещь для дома»
|
1
|
|
1
|
самостоятельная работа
|
аппликация
|
|
Валеологический проект «Фотовыставка здоровья»
|
1
|
|
1
|
работа в группе
|
альбом
|
25.
|
Экологический проект «Жалобная книга природы»
|
2
|
|
2
|
заочное путешествие
работа в группах
|
рисунки
составление «Книги жалоб»
|
26.
|
Эмпирический проект «Все о яблоке»
|
1
|
|
1
|
индивидуальная работа
|
таблица
|
27.
|
Фантастический проект «Условия жизни и работы человека в
космосе».
|
1
|
|
1
|
групповая работа
|
рисунки
|
28.
|
Подведение итогов работы
|
1
|
|
1
|
урок- конкурс
|
выставка лучших проектов
|
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной
деятельности.
1.
Рефлексивные умения:
Ø
умение осмыслить задачу,
для решения которой недостаточно знаний;
Ø
умение отвечать на вопрос:
чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.
Поисковые (исследовательские) умения:
Ø
умение самостоятельно
генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из
различных областей;
Ø
умение самостоятельно
найти нужную информации.;
Ø
умение запросить
недостающую информацию у учителя, консультанта, специалиста;
Ø
умение находить несколько
вариантов решения проблемы;
Ø
умение выдвигать гипотезы;
Ø
умение устанавливать
причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные умения:
Ø
умение инициировать
учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и
т.д.;
Ø
умение вести дискуссию;
Ø
умение отстаивать свою
точку зрения;
Ø
умение находить
компромисс;
Ø
навыки интервьюирования,
устного опроса и т.д..
4. Презентационные умения и навыки;
Ø
навыки монологической
речи;
Ø
умение умеренно держать
себя во время выступления;
Ø
умение использовать
различные средства наглядности при выступлении;
Ø
умение отвечать на
незапланированные вопросы.
Список литературы
для учителя:
1. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных
задач, викторин. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001г.
2. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800
занимательных задач для детей 6-15 лет. – М.: АРКТИ, 2002 г.
3. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх,
тренингах, тестах / Серия «Мира вашего ребенка». - Ростов н/Д: Феникс, 2003г.
4. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для
учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987г.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. – М.: АРКТИ,
2005.
6. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить
младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг, 2002г.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную
деятельность учащихся? Практическое пособие для работников общеобразовательных
учреждений. – М.: АРКТИ, 2003г.
8. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие
интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. – М.: Рольф, 2000 г.
9.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика
для младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2001г.
10. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и
проекты. – Ярославль: Академия развития, 1997г.
11. Узорова О.В. Все предметы начальной школы в
викторинах. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002г.
Список литературы для учащихся:
1. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных
задач, викторин.
2. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800
занимательных задач для детей 6-15 лет.
3.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика
для младших школьников.
4. Узорова О.В. Все предметы начальной школы в
викторинах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.