Главная / Начальные классы / Вариативность мышления младших школьников

Вариативность мышления младших школьников

Развитие вариативности мышления

у младших школьников


Я работаю с детьми с задержкой психического развития в 4 классе в МБОУ «НШДС» г.Усинска.

В последнее время количество детей, испытывающих трудности в обучении заметно возросло. И в обычных классах начальной школы немало учащихся, имеющих проблемы в обучении. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любому виду деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтам с ними. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, возникновению агрессии. И что делать учителю, который должен и хочет помочь таким детям; который к концу каждого учебного года обязан создать, сформировать у каждого ребенка требуемый программой определенный объем знаний, умений и навыков? Что делать ребенку, не овладевшему определенным багажом знаний? Как учиться дальше, если программный материал с каждым годом все усложняется? Такие вопросы не раз возникали и в моей педагогической практике.

Причиной слабой успеваемости учащихся является задержка развития таких важнейших психических процессов как восприятие, внимание, воображение, память и, особенно – мышление, которое включает такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Логическое мышление – это основа успешного формирования общеучебных умений и навыков, требуемых школьной программой. Учащиеся с низким уровнем логического мышления испытывают значительные трудности при решении задач, в преобразовании величин, при овладении приемами устного счета; при применении орфографических правил на уроках русского языка, при построении правильной грамотной речи; при работе с текстами, при понимании прочитанного и многое другое.

По окончании средней школы дети испытывают огромные трудности при сдаче ЕГЭ, при работе с тестами, теряются в предложенных вариантах, переживают огромный стресс. Кроме того, современное общество требует от современного человека креативности, оперативности, готовности к саморазвитию и самореализации. Следовательно, проблема развития логического мышления в наши дни особо актуальна.

Научное обоснование


Под вариативностью мышления в психологии понимают способность человека находить разнообразные решения. Показателями развития вариативности мышления являются его продуктивность, самостоятельность, оригинальность, рациональность. Профессор А.А.Столяр утверждал, что логическое и практическое (жизненное) содержание в младшем школьном возрасте осваивается в единстве и не может быть отделено одно от другого. Окружающая нас действительность многообразна и изменчива. Современный человек постоянно оказывается в ситуации выбора варианта решения проблемы, который является оптимальным в данной ситуации. Успешнее это будет делать тот, кто умеет искать разнообразные варианты и выбирать среди большого числа решений наиболее рациональное.

Специалисты (Амонашвили Ш.А., Ксензова Г.Ю., Липкина А.Н. и др.) утверждают, что продукт учебной деятельности – это внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, целостном и смысловом планах. От его структурированной организации, системности, глубины, прочности, систематичности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности, успешность учебной и профессиональной деятельности, общения. Главным продуктом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического мышления и сознания.

Опыт работы

В основе системы моей работы лежит личностно-ориентированный подход. Идеи, принципы и психолого-педагогические основы данного подхода, модель которого создана доктором психологических наук И.С.Якиманской, наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия его индивидуальности через учение. Согласно этой концепции, каждый ученик – индивидуальность, которой учитель помогает реализовать свой потенциал.

В своей работе я применяю такую инновационную технологию как вариативность. Вариативность мышления определяет возможности личности творчески мыслить, помогает лучше ориентироваться в реальной жизни.


Особенности основных умений учащихся

при традиционном и личностно-ориентированном подходах


Традиционный подход

( построен на основе объяснительно-иллюстративных способов обучения, применяемых по образцу)

Личностно-ориентированный подход (обеспечивает учет возможностей и способностей обучаемых, создает необходимые условия для развития их индивидуальных способностей)


  • Слушать и воспринимать учебный материал.

  • Конспектировать, работать с книгой, воспроизводить учебный материал.

  • Применять знания.




  • Видеть и формулировать проблему.

  • Анализировать факты.

  • Работать с различными пособиями.

  • Выдвигать гипотезы.

  • Осуществлять проверку правильности гипотезы.

  • Формулировать выводы.


Цель моей деятельности по данной проблеме – развивать у учащихся такие жизненно необходимые качества как: продуктивность, самостоятельность, оригинальность, рациональность. Для осуществления вариативного подхода я разработала следующие критерии:


Уровень (обусловлен основными этапами усвоения знаний)


Виды заданий

Типы

вопросов

Задача

Формулировки

заданий

1-й уровень – базовый (максимальная оценка «3» )

Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.



Что называется…

Кто написал…

Что изображено…

Различного типа тренировочные задачи на применение, выполнение по алгоритму (с помощью учителя)

Приведите примеры, факты…

Расскажите…

Перечислите…

Нарисуй схему…

Прочитай отрывок…

Составь план…

2-й уровень – достаточный (максимальная оценка «4» )

Цель: осмысленное применение знаний.

Какова причина…

Чем отличается…

Почему…

Чем объясняется…

Задачи, выполняя которые ученик действует самостоятельно по алгоритму

Найдите факты, подтверждающие…

Сравните…

Объясните…

Составь схему…

Заполни таблицу…

3-й уровень оптимальный (максимальная оценка «5»)

Цель: творческое использование знаний.

Докажи или опровергни утверждение…

Какой вывод можно сделать…

Какие условия необходимы для…

Задачи, требующие применения знаний в новых (нестандартных) условиях, выявления закономерностей

Обобщите…

Предложите способ

Сделайте вывод…

Сконструируйте…


Свою работу по данной проблеме строю в три этапа:

  • Этап развития продуктивности мышления.

  • Этап развития рациональности мышления.

  • Этап развития самостоятельности мышления.


  1. Продуктивность мышления.

Под продуктивностью учебной деятельности понимается такой педагогический процесс, который способствует развитию личности в коллективе и развитию самого коллектива посредством продуктивно-ориентировочной деятельности в реальной жизненной ситуации и происходящей в составе группы учащихся при поддержке педагога.

На данном этапе я учу детей выбирать, находить как можно больше возможных вариантов. Учащимся предоставляется выбор. Это этап-разминка, на котором рассматриваются новые варианты заданий, пути их решений. Подбираю задания, способствующие развитию продуктивности, в них должны содержаться указания на поиск различных вариантов решения. При их выполнении главным будет количество найденных учеником вариантов. Начинаю с заданий, предполагающих небольшое число вариантов (от 2 до 4), а затем можно перехожу к большему числу вариантов решения, но их количество должно ограничиваться, чтобы у учащихся не пропал интерес к выполнению заданий. На данном этапе использую такую педагогическую технологию как алгоритмичность, на основе которой формирую у учащихся умение последовательно осуществлять действия, мыслительные операции.

Это задания:

- имеющие единственный правильный ответ, нахождение которого осуществляется

разными способами;

- имеющие несколько вариантов ответа, причем их нахождение осуществляется одним

и тем же способом;

- имеющие несколько вариантов ответа, которые находятся отличающимися

способами.


  1. Рациональность мышления.

Рациональность (от лат. ratio - разум, разумение, рассудок) - способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм, соответствие деятельности разумным (рассудочным) правилам, соблюдение которых - условие достижения цели.

На данном этапе использую такой прием как эффективность, на основе которой формирую у учащихся умение достигать результата с оптимальными затратами времени, усилий и др.

На данный этап перехожу после первого этапа (продуктивность). На данном этапе среди множества рассмотренных вариантов необходимо найти наиболее рациональный

способ решения. Это:

- работа со схемами (выбор наиболее рационального решения);

- выбор из предложенных вариантов наиболее рационального;

- сравнение и анализ всех (нескольких) вариантов;

- предложение собственного варианта, отличного от других.

Здесь учащиеся включаются в поисковую деятельность, учатся контролировать ход поиска, сверять и оценивать результаты. На данном этапе делаю акцент на формирование творческой активности школьников: поиск оригинального решения, высказывание «смелых» предположений. Далеко не сразу ребята приходят к рациональным решениям, но ценно то, как активизируется в такие моменты мыслительная деятельность учеников.

  1. Самостоятельность мышления.

Самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. На данном этапе строю работу по активизации мысли, чувств и воли; и стараюсь достичь следующих целей:

 развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов — необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий;

 складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.


На данном этапе учащимся предоставляю возможность самостоятельного поиска решения. Это:

- работа с тестами;

- подготовка и создание собственных тестов, заданий;

- разноуровневые проверочные работы.


Для проведения вариативных работ (устный счет, самостоятельные, проверочные, контрольные тематические работы) разработала следующие инструкции:


  • Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – может выбрать задание№1.

  • Кто чувствует, что прочно освоил материал по теме – может выбрать задание №2.

  • Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – может выбрать задание №3.


Особое место в курсе математики в начальной школе занимают арифметические задачи. Это объясняется их большой коррекционно-воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении детей с задержкой психического развития.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают определенные трудности в понимании заданий на развитие логического мышления, а следовательно, и в понимании задач. Учащиеся воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, т.е. по частям, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения.

В качестве одного из важнейших средств формирования осознанных и прочных знаний по математике можно использую метод варьирования текстовых задач как способ конструирования учебного материала и как метод организации учебной деятельности учащихся.

Приведу некоторые приемы работы по развитию вариативного мышления у учащихся начальных классов:

  1. Изменение условия задачи, привнесение в него дополнительного данного или изъятие какого-либо данного (работа с недостающими и лишним данными).

  2. К готовому условию ставятся вопросы (изменение вопроса задачи).

  3. К вопросу подбирается условие задачи.

  4. Составление задач:

- по инсценировке;

- по иллюстрациям (картинке, плакату, чертежу и т.д.);

- по числовым данным;

- по готовому решению;

- по готовому плану;

- составление аналогичных задач.

5. Изменение отношений между данными условия задачи и выяснение, как это изменение отразится на решении задачи.


Приведенные в данной главе и в данной работе приемы работы по развитию вариативного мышления существенно помогают и ребенку с задержкой психического развития, и учителю при овладении программным материалом. Вариативное мышление имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта школьника. Задания, накопленные и проверенные в ходе многолетней педагогической практики, позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности человека: внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление, зрительную, слуховую и смысловую память.


При работе по развитию вариативного мышления наблюдается и развитие таких качеств как:

- логическое мышление;

- умение выбирать удобный способ решения;

- зрительное восприятие;

- навыки анализа, синтеза, сравнения, классификации;

- дифференцированный и индивидуальный подход;

- самостоятельность мышления (умение делать выбор и принимать решение).


Все эти качества так необходимы в современной жизни каждого человека. Это подтверждают данные диагностики.


hello_html_m7fae3002.gif

Заключение


Применение технологии вариативности формирует у учащихся умение наблюдать за учебным материалом, выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать результат; обеспечивает дифференциацию и даже индивидуализацию деятельности учащихся, реализует принципы личностно-ориентированного обучения. Каждый ученик найдет такие и столько вариантов решений к заданию, какие позволят его индивидуальные способы восприятия учебной задачи, уровень знаний, темп работы и т.п.


При выполнении таких заданий школьники не только демонстрируют знания, умения, навыки, но и показывают, насколько развито их логическое мышление, сформулировано умение анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать по следующим показателям:

а) способность выполнять любое задание по самостоятельно выбранному пути (что позволяет судить о сформированности отдельных операций и умений комплексно использовать их);

б) использование вариативности при выполнении задания;

в) способность к переключению с одного основания поиска на другое.


Использование вариативности характеризует глубину ума, так как в этой способности проявляется умение выделять и использовать в работе основную идею, позволяющую системно выявлять все возможные варианты и находить из них самый оптимальный.



Вариативность мышления младших школьников
  • Начальные классы
Описание:

          В последнее время количество детей, испытывающих трудности в обучении заметно возросло. И в обычных классах начальной  школы немало учащихся, имеющих проблемы в обучении. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любому виду деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтам с ними. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, возникновению агрессии. И  что делать учителю, который должен и хочет помочь таким детям; который к концу каждого учебного года обязан создать, сформировать у каждого ребенка требуемый программой определенный объем знаний, умений и навыков? Что делать ребенку, не овладевшему определенным багажом знаний? Как учиться дальше, если программный материал с каждым годом все усложняется? Такие вопросы не раз возникали и в моей педагогической практике.

       Причиной слабой успеваемости учащихся является задержка развития таких важнейших психических процессов как восприятие, внимание, воображение, память и, особенно – мышление, которое включает такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Логическое мышление – это основа успешного формирования общеучебных умений и навыков, требуемых школьной программой. Учащиеся с низким уровнем логического мышления испытывают значительные трудности при решении задач, в преобразовании величин, при овладении приемами устного счета; при применении орфографических правил на уроках русского языка, при построении правильной грамотной речи; при работе с текстами, при понимании прочитанного и многое другое.

       По окончании средней школы дети испытывают огромные трудности при сдаче ЕГЭ, при работе с тестами, теряются в предложенных вариантах, переживают огромный стресс. Кроме того, современное общество требует от современного человека креативности, оперативности, готовности к саморазвитию и самореализации. Следовательно, проблема развития логического мышления в наши дни особо актуальна.

 

        

Автор Посохова Елена Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1242
Номер материала 21960
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓