Развитие
вариативности мышления
у
младших школьников
Я работаю с детьми с задержкой психического развития в 4
классе в МБОУ «НШДС» г.Усинска.
В последнее время количество детей, испытывающих трудности в
обучении заметно возросло. И в обычных классах начальной школы немало
учащихся, имеющих проблемы в обучении. Известно, что среди неуспевающих
школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от
сверстников. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей
негативное отношение к учебе, к любому виду деятельности, создает трудности
общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит
к конфликтам с ними. Все это способствует формированию асоциальных форм
поведения, возникновению агрессии. И что делать учителю, который должен и
хочет помочь таким детям; который к концу каждого учебного года обязан создать,
сформировать у каждого ребенка требуемый программой определенный объем знаний,
умений и навыков? Что делать ребенку, не овладевшему определенным багажом
знаний? Как учиться дальше, если программный материал с каждым годом все
усложняется? Такие вопросы не раз возникали и в моей педагогической практике.
Причиной слабой успеваемости учащихся является задержка развития
таких важнейших психических процессов как восприятие, внимание, воображение,
память и, особенно – мышление, которое включает такие операции как анализ,
синтез, сравнение, обобщение. Логическое мышление – это основа успешного
формирования общеучебных умений и навыков, требуемых школьной программой.
Учащиеся с низким уровнем логического мышления испытывают значительные
трудности при решении задач, в преобразовании величин, при овладении приемами
устного счета; при применении орфографических правил на уроках русского языка,
при построении правильной грамотной речи; при работе с текстами, при понимании
прочитанного и многое другое.
По окончании средней школы дети испытывают огромные трудности
при сдаче ЕГЭ, при работе с тестами, теряются в предложенных вариантах,
переживают огромный стресс. Кроме того, современное общество требует от
современного человека креативности, оперативности, готовности к саморазвитию и
самореализации. Следовательно, проблема развития логического мышления в наши
дни особо актуальна.
Научное
обоснование
Под
вариативностью мышления в психологии понимают способность человека находить
разнообразные решения. Показателями развития вариативности мышления являются
его продуктивность, самостоятельность, оригинальность, рациональность. Профессор
А.А.Столяр утверждал, что логическое и практическое (жизненное) содержание в
младшем школьном возрасте осваивается в единстве и не может быть отделено одно
от другого. Окружающая нас действительность многообразна и изменчива. Современный
человек постоянно оказывается в ситуации выбора варианта решения проблемы,
который является оптимальным в данной ситуации. Успешнее это будет делать тот,
кто умеет искать разнообразные варианты и выбирать среди большого числа решений
наиболее рациональное.
Специалисты (Амонашвили Ш.А.,
Ксензова Г.Ю., Липкина А.Н. и др.) утверждают, что продукт учебной
деятельности – это внутреннее новообразование психики и деятельности в
мотивационном, целостном и смысловом планах. От его структурированной
организации, системности, глубины, прочности, систематичности во многом зависит
дальнейшая деятельность человека, в частности, успешность учебной и
профессиональной деятельности, общения. Главным продуктом учебной деятельности
в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического
мышления и сознания.
Опыт
работы
В основе
системы моей работы лежит личностно-ориентированный подход. Идеи, принципы
и психолого-педагогические основы данного подхода, модель которого создана
доктором психологических наук И.С.Якиманской, наиболее привлекательны для
решения задач развития личности учащегося, раскрытия его индивидуальности через
учение. Согласно этой концепции, каждый ученик – индивидуальность, которой
учитель помогает реализовать свой потенциал.
В своей
работе я применяю такую инновационную технологию как вариативность.
Вариативность мышления определяет возможности личности творчески мыслить,
помогает лучше ориентироваться в реальной жизни.
Особенности
основных умений учащихся
при
традиционном и личностно-ориентированном подходах
Традиционный подход
(
построен на основе объяснительно-иллюстративных способов обучения,
применяемых по образцу)
|
Личностно-ориентированный подход
(обеспечивает учет возможностей и способностей обучаемых, создает необходимые
условия для развития их индивидуальных способностей)
|
- Слушать и воспринимать учебный материал.
- Конспектировать, работать с книгой,
воспроизводить учебный материал.
- Применять знания.
|
- Видеть и формулировать проблему.
- Анализировать факты.
- Работать с различными пособиями.
- Выдвигать гипотезы.
- Осуществлять проверку правильности
гипотезы.
- Формулировать выводы.
|
Цель моей
деятельности по данной проблеме – развивать у учащихся такие жизненно
необходимые качества как: продуктивность, самостоятельность, оригинальность,
рациональность. Для осуществления вариативного подхода я разработала следующие
критерии:
Уровень (обусловлен
основными этапами усвоения знаний)
|
Виды заданий
|
Типы
вопросов
|
Задача
|
Формулировки
заданий
|
1-й уровень – базовый (максимальная оценка «3» )
Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.
|
Что называется…
Кто написал…
Что изображено…
|
Различного типа тренировочные задачи на применение,
выполнение по алгоритму (с помощью учителя)
|
Приведите примеры,
факты…
Расскажите…
Перечислите…
Нарисуй схему…
Прочитай отрывок…
Составь план…
|
2-й уровень – достаточный (максимальная
оценка «4» )
Цель: осмысленное применение знаний.
|
Какова причина…
Чем отличается…
Почему…
Чем объясняется…
|
Задачи, выполняя которые ученик действует
самостоятельно по алгоритму
|
Найдите факты,
подтверждающие…
Сравните…
Объясните…
Составь схему…
Заполни таблицу…
|
3-й уровень оптимальный (максимальная оценка
«5»)
Цель: творческое использование знаний.
|
Докажи или опровергни утверждение…
Какой вывод можно сделать…
Какие условия необходимы для…
|
Задачи, требующие применения знаний в новых
(нестандартных) условиях, выявления закономерностей
|
Обобщите…
Предложите способ
Сделайте вывод…
Сконструируйте…
|
Свою работу по данной
проблеме строю в три этапа:
- Этап развития
продуктивности мышления.
- Этап развития
рациональности мышления.
- Этап развития
самостоятельности мышления.
I.
Продуктивность мышления.
Под продуктивностью учебной
деятельности понимается такой педагогический процесс, который способствует
развитию личности в коллективе и развитию самого коллектива посредством
продуктивно-ориентировочной деятельности в реальной жизненной ситуации и
происходящей в составе группы учащихся при поддержке педагога.
На
данном этапе я учу детей выбирать, находить как можно больше возможных
вариантов. Учащимся предоставляется выбор. Это этап-разминка, на котором
рассматриваются новые варианты заданий, пути их решений. Подбираю задания,
способствующие развитию продуктивности, в них должны содержаться
указания на поиск различных вариантов решения. При их выполнении главным будет
количество найденных учеником вариантов. Начинаю с заданий, предполагающих
небольшое число вариантов (от 2 до 4), а затем можно перехожу к большему числу
вариантов решения, но их количество должно ограничиваться, чтобы у учащихся не
пропал интерес к выполнению заданий. На данном этапе использую такую
педагогическую технологию как алгоритмичность, на основе которой формирую у
учащихся умение последовательно осуществлять действия, мыслительные операции.
Это задания:
-
имеющие единственный правильный ответ, нахождение которого
осуществляется
разными способами;
-
имеющие несколько вариантов ответа, причем их нахождение осуществляется одним
и тем же способом;
-
имеющие несколько вариантов ответа, которые находятся отличающимися
способами.
II.
Рациональность мышления.
Рациональность (от
лат. ratio - разум, разумение, рассудок) - способность человека мыслить и
действовать на основе разумных норм, соответствие деятельности разумным
(рассудочным) правилам, соблюдение которых - условие достижения цели.
На данном этапе
использую такой прием как эффективность, на основе которой формирую у
учащихся умение достигать результата с оптимальными затратами времени, усилий и
др.
На данный этап
перехожу после первого этапа (продуктивность). На данном этапе среди множества
рассмотренных вариантов необходимо найти наиболее рациональный
способ решения.
Это:
- работа со
схемами (выбор наиболее рационального решения);
- выбор из
предложенных вариантов наиболее рационального;
- сравнение и
анализ всех (нескольких) вариантов;
- предложение
собственного варианта, отличного от других.
Здесь учащиеся
включаются в поисковую деятельность, учатся контролировать ход поиска, сверять
и оценивать результаты. На данном этапе делаю акцент на формирование
творческой активности школьников: поиск оригинального решения, высказывание
«смелых» предположений. Далеко не сразу ребята приходят к рациональным
решениям, но ценно то, как активизируется в такие моменты мыслительная
деятельность учеников.
III.
Самостоятельность мышления.
Самостоятельность - обобщенное свойство
личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и
чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. На данном
этапе строю работу по активизации мысли, чувств и воли; и стараюсь достичь
следующих целей:
развитие
мыслительных и эмоционально-волевых процессов — необходимая предпосылка
самостоятельных суждений и действий;
складывающиеся в ходе
самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют
способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и
добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.
На
данном этапе учащимся предоставляю возможность самостоятельного поиска решения.
Это:
-
работа с тестами;
-
подготовка и создание собственных тестов, заданий;
-
разноуровневые проверочные работы.
Для
проведения вариативных работ (устный счет, самостоятельные, проверочные,
контрольные тематические работы) разработала следующие инструкции:
·
Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать
материал – может выбрать задание№1.
·
Кто чувствует, что прочно освоил материал по теме –
может выбрать задание №2.
·
Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои
силы и возможности – может выбрать задание №3.
Особое
место в курсе математики в начальной школе занимают арифметические задачи. Это
объясняется их большой коррекционно-воспитательной и образовательной ролью,
которую они играют при обучении детей с задержкой психического развития.
Наблюдения
и специальные исследования показывают, что узость, нецеленаправленность и
слабая активность восприятия создают определенные трудности в понимании заданий
на развитие логического мышления, а следовательно, и в понимании задач.
Учащиеся воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, т.е. по частям, а
несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое,
установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать
правильный путь решения.
В
качестве одного из важнейших средств формирования осознанных и прочных знаний
по математике можно использую метод варьирования текстовых задач как способ
конструирования учебного материала и как метод организации учебной деятельности
учащихся.
Приведу
некоторые приемы работы по развитию вариативного мышления у учащихся начальных
классов:
1.
Изменение условия задачи, привнесение в него
дополнительного данного или изъятие какого-либо данного (работа с недостающими
и лишним данными).
2.
К готовому условию ставятся вопросы (изменение
вопроса задачи).
3.
К вопросу подбирается условие задачи.
4.
Составление задач:
-
по инсценировке;
-
по иллюстрациям (картинке, плакату, чертежу и т.д.);
- по числовым
данным;
-
по готовому решению;
-
по готовому плану;
-
составление аналогичных задач.
5.
Изменение отношений между данными условия задачи и выяснение, как это изменение
отразится на решении задачи.
Приведенные в данной главе и в данной работе приемы работы по развитию
вариативного мышления существенно помогают и ребенку с задержкой психического
развития, и учителю при овладении программным материалом. Вариативное мышление
имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта школьника. Задания,
накопленные и проверенные в ходе многолетней педагогической практики, позволяют
эффективно развивать различные стороны психической деятельности человека:
внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление, зрительную,
слуховую и смысловую память.
При
работе по развитию вариативного мышления наблюдается и развитие таких качеств
как:
- логическое
мышление;
- умение выбирать
удобный способ решения;
- зрительное
восприятие;
- навыки анализа,
синтеза, сравнения, классификации;
-
дифференцированный и индивидуальный подход;
- самостоятельность
мышления (умение делать выбор и принимать решение).
Все эти
качества так необходимы в современной жизни каждого человека. Это подтверждают
данные диагностики.
Заключение
Применение технологии вариативности формирует у учащихся умение наблюдать за
учебным материалом, выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать
результат; обеспечивает дифференциацию и даже индивидуализацию деятельности
учащихся, реализует принципы личностно-ориентированного обучения. Каждый ученик
найдет такие и столько вариантов решений к заданию, какие позволят его
индивидуальные способы восприятия учебной задачи, уровень знаний, темп работы и
т.п.
При
выполнении таких заданий школьники не только демонстрируют знания, умения,
навыки, но и показывают, насколько развито их логическое мышление,
сформулировано умение анализировать, сравнивать, классифицировать,
преобразовывать по следующим показателям:
а)
способность выполнять любое задание по самостоятельно выбранному пути (что
позволяет судить о сформированности отдельных операций и умений комплексно
использовать их);
б)
использование вариативности при выполнении задания;
в)
способность к переключению с одного основания поиска на другое.
Использование вариативности характеризует глубину ума, так
как в этой способности проявляется умение выделять и использовать в работе
основную идею, позволяющую системно выявлять все возможные варианты и находить
из них самый оптимальный.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.