Главная / Русский язык и литература / Варианты былинного сюжета об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.

Варианты былинного сюжета об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.

Варианты былинного сюжета об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.


Материал к уроку для 6 класса по теме «Русская былина»


к.ф.н. Мадигожина Н.В.



Слово «былина» восходит к слову «быль»-оно означает рассказ о том, в реальность чего когда-то верили. Петь «по былинам»-означало отображать реальную действительность. В 19 веке считали, что былины возникли к 10 веку, так как многие события, изображенные в былинах, связаны с эпохой княжения Владимира, в котором видели исторического Владимира Святославовича, одного из князей древнего Киева. В настоящее время преобладает точка зрения, что былинный эпос возник задолго до 10 века.

Слово «былина» как определенный жанр эпоса вошло в обиход только с середины 19 столетия, до этого подобные произведения называли «старинами». Собирать и записывать «старины» стали с начала 19 века. Когда начали производиться научные записи, то выяснилось, что былины сохранились лучше всего и главным образом на севере России, хотя у ученых нет никакого сомнения, что некогда былины пелись повсеместно.

Некоторые из тех, кто записывал былины, классифицировали их по разным исполнительским школам, другие предпочитали принцип « по исполнителям». Одним из самых интересных, на наш взгляд, был сборник былин ученого-слависта Александра Федоровича Гильфердинга. Первое издание этого сборника вышло в 1896 году. Былины здесь распределялись по исполнителям, и о каждом из певцов давалась интересная информация, вплоть до такой «мелочи», как верит ли исполнитель в те события, о которых повествуется в былине. А.Ф. Гильфердинг считал: «Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, - эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что севернорусский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, безусловно верят в истину чудес, которые в былине изображаются».

Былинные сюжеты строятся по обычному принципу построения эпических произведений. Они имеют зачин, завязку действия, его развитие, кульминацию и развязку. В зачинах указывается, откуда выезжает богатырь, место действия, или рассказывается о рождении богатыря, об обретении им силы. В некоторых вариантах былин присутствуют в начале специальные «запевы», а в финале - «исходы», вроде «тем старина и кончилася». Интересны также «исходы» с выражением, типа «Тут Соловью и славу поют». Выражение «славу поют» употреблялось только после гибели героя или его врага, то есть было метафорическим упоминанием о песнях- «славах» на похоронных тризнах.

В каждой былине, есть места ТИПИЧЕСКИЕ, которые исполнитель обычно помнит очень хорошо, и воспроизводит без вариантов, и места ПЕРЕХОДНЫЕ, которые даже один исполнитель может всякий раз изменять по-новому. Кстати, типические места могут почти без искажений появляться в разных былинных сюжетах: пир у князя Владимира, седлание коня, богатырская поездка на коне и многие другие. Так в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» мы читаем:


А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит злодей-разбойник, по -звериному...


Может показаться, что этот страшный свист - отличительная особенность Соловья, страшного чудовища. Но вот в былине «Бой Илья Муромца с Подсокольником» мы снова встречаемся с этой типической формулировкой, но теперь она относится к герою:


А ревел-то Алешенька по-звериному,

Засвистел-то Алеша по-соловьиному,

Зашипел-то Алеша по-змеиному...


И эта формула дана вовсе не для того, чтобы снизить образ Алеши Поповича, дальше в этой же былине этими же словами описано поведение Ильи Муромца.

Повествование в былине ведется неторопливо, величаво. Это ощущение «замедленности» создается, в частности, с помощью утроения эпизодов, повторения общих мест и речей героев.

Один из главных приемов народных эпических песен - ГИПЕРБОЛА. И свист Соловья -разбойника, от которого умирает все вокруг- это не столько чудесное свойство, сколько преувеличение. Фольклористы считают, что большинство певцов даже в 19 веке воспринимали эти гиперболы не как поэтический вымысел, а как достоверное изображение реальных качеств в их максимальном проявлении.

В учебнике А. Г. Кутузова для 6 классов приводится вариант былины об Илье Муромце и Соловье- разбойнике, отредактированный специально для школьников. В нем убраны ошибки , свойственные народной речи, восстановлена логика событий , мотивированы поступки героя. Кроме того, в этом варианте подчеркнуты художественные особенности , характерные для жанра былины — повторы, гиперболы,постоянные эпитеты. В зачине указано место рождения Ильи Муромца, из родного города богатырь и выезжает для совершения подвигов. Без всяких длиннот сообщается о его первом подвиге -победе над врагами под Черниговом. Освобожденные «мужички» зовут его в Чернигов воеводою , но богатырь отказывается и продолжает намеченный путь в Киев. Черниговцы сообщают Илье о существовании « прямоезжей» дорожки, и пространно рассказывают, какие опасности подстерегают героя на этом пути. Илью черниговцы осыпают множеством эпитетов: « старый казак» у них «удаленький дородный добрый молодец» и « славный богатырь святорусский»... Врага же они называют «Одихмантьев сын», явно намекая на татарское происхождение Соловья -разбойника. Человек-чудище сидит «во сыром дубу», и убивает всех, кто к нему приблизится. Далее следует типическая формула с описанием страшного крика и свиста...

Поездка богатыря к логову разбойника тоже описывается с помощью отработанной формулы: конь героя гиперболически « с горы на гору перескакивает, с холма на холм перемахивает ...»

Далее опять повторяется описание свиста Соловья, из-за которого даже богатырский конь спотыкается, а Илья довольно грубо укоряет своего боевого товарища: что , мол, ты « собака, спотыкаешься?» Эта ругань Ильи по отношению к коню- тоже традиционная формула, только в нескольких вариантах сюжета она заменена на более ласковые уговоры.

Затем герой берет свой « тугой лук разрывчатый», и в этом варианте с первого раза выбивает разбойнику « правое око со косицею», отчего враг падает на землю, вероятно, из дупла, где он прятался.

Затем, как и во всех вариантах этого сюжета, путь Ильи лежит мимо «гнездышка соловьиного». За подъезжающим богатырем наблюдают три дочери Соловья. Две первые утверждают, что это их батюшка везет пленного мужика, а третья дочь убеждает, что дело обстоит наоборот. Реплика второй дочери ничего не добавляет к высказыванию первой — неудивительно, что во многих вариантах былины певец оставляет только двух дочерей. С другой стороны, для фольклора число три более органично. Дочки разбойника кричат, чтобы их «мужевья» взяли рогатины и напали на мужика, но Соловей их останавливает, на себе убедившись в огромной силе Муромца. Тогда дети разбойника зовут Илью в гости, но богатырь отказывается, возможно, ожидая ловушки, которая описывается в некоторых версиях этого сюжета. Благодаря отказу, Илье не приходится убивать потомство Соловья, как это он делает в большинстве вариантов данной былины.

Далее описывается приезд богатыря в Киев и очень подробно дается картина того, как и кому Илья кланяется — в других вариантах эта деталь дается вкратце или совсем отсутствует. Князь Владимир расспрашивает Илью о том, как герой добирался до Киева и слышит подробный рассказ, вызывающий, однако, у князя недоверие:


Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься...


И опять следует замедляющий сюжет повтор- Владимир перечисляет все трудности, которые должны были остановить героя на прямоезжей дороге.

Только теперь Илья предлагает посмотреть на пленного разбойника, и князь выскакивает на двор, чтобы убедиться в правдивости рассказа Муромца. Как и во всех вариантах, неосторожный Владимир требует , чтобы Соловей засвистал во всю мочь. Как и во всех версиях, разбойник соглашается показать свои способности только после приказа Ильи. Богатырь приказывает засвистать в «полсвиста»... В данном варианте Соловей еще требует перед потехой дать ему чару зелена вина в полтора ведра, чтобы промочить горло. Разбойник хочет собраться с силами — и, засвистав в полный свист, уморить всех вокруг.

Итак, Соловей нарушает наказ Ильи — и приносит много горя:

« Что есть людишек- так все мертвы лежат...»

После этого расправа над разбойником выглядит вполне обоснованной. Богатырь срубает Соловью «буйну голову» , и даже произносит перед казнью нравоучительные слова о том ,что полно уже обижать народ русский.

Завершается этот вариант тем, что Соловью «славу поют». Мы уже поясняли, что речь идет о «славе» - похоронной песне, которую исполяют, в частности, и после гибели врага.

Следующий вариант - он записан Гильфердингом- не имеет зачина. «Старый казак Илья Муромец» сразу попадает в Чернигов, сражается с «силой великой», и с помощью коня быстро побеждает всех врагов. Черниговские старики предлагают за это «жить у них полным хозяином» , но богатырь отказывается и просит только показать ему «дорогу прямоезжую» в Киев. Дорога эта, как и во всех вариантах этого сюжета, лежит мимо Соловья -разбойника и его «гнездышка».Соловей сидит на трех дубах, но страх наводит великий.

Исполнитель этого варианта многое забыл и путает некоторые места, но ученый записывает их без исправлений. Так типичное место о свисте разбойника певец «перевирает» разными способами: например, Соловей -то свистит по-змеиному, то кричит по- змеиному, то свистит по-звериному... Но конь от этих звуков падает « на коленочка», и только мужество Ильи позволяет справится с чудовищем. Необычна и траектория полета стрелы: богатырь «стрелял ... в правый глаз, вылетела его стрелка во лево ухо».

Дальше Илья едет с пленным разбойником мимо «гнездышка соловьиного». Детушки обознались , думали, что родитель везет «голову человечьюю», а матушка углядела, что это «батюшко у стремены». Одной строкой певец сообщает, что Илья « прибил то Соловьитое-то гнездышко» и поехал прямиком к князю Владымиру.

После этого дается обычный для этого сюжета диалог героя с князем, где Владимир недоверчиво спрашивает, как это Илье удалось проехать мимо разбойника, а герой предлагает посмотреть на пленного. Владимир уговаривает Соловья засвистать, а тот соглашается только после приказа богатыря. Как и во многих вариантах ,Соловей просит подать ему сначала «чару зелена вина» для прочистки голоса , а потом спрашивает у Муромца, как ему свистать- «в пол-свиста или в целый свист». Илья, естественно, осторожничает, требует свистать в половину. Но уже и от этого «околенки пороссыпались», и князь потребовал унять разбойника.

После чего богатырь застрелил разбойничка, который хоть и выполнил приказ хозяина, но остался врагом отечества и князя Киевского.

Как видим, певец в этом варианте вспоминает только общую схему сюжета, не дает никаких подробностей, не старается объяснить мотивы действий богатыря, и даже перевирает типические места, не задумываясь о смысле, например, о том, как это можно «кричать по-змеиному»...

Однако этот «конспективный» вариант интересен тем, что при всех сокращениях и искажениях сюжет все-таки безошибочно узнается.

Следующий вариант былины, пожалуй, самый гуманистичный. Здесь сильны христианские мотивы и постоянно повторяется, что Илья Муромец должен защищать «святую Русь». Эта былина начинается с того, что герой просит у отца разрешения поехать в Киев-град, чтобы «помолиться чудотворцам киевским, заложиться за князя Володимира …, постоять за веру христьянскую».

Батюшка дает благословение, но с условием, что Илья ни на кого « не помыслит злом» и не допустит кровопролития. Далее в былине следует типическое место поездки на коне, который « скачет выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Отличие этого варианта в том, что еще до первого подвига герой успел поставить у дороги «часовенку».

Потом, как и в других вариантах этого сюжета, следует встреча с врагами под Черниговом. Богатырь очень не хочет нарушать заповедь, данную батюшке, но жаль ему черниговцев. Бой описывается очень кратко, с типическими иносказательными подробностями: « где повернется - делал улицы, поворотится — часты площади». Когда герой берет в полон главарей, «трех царевичей», то у него не поднимается рука их погубить, и Илья отпускает врагов с таким условием:

Вы поедьте по свым местам

Вы чините везде такову славу,

Что святая Русь не пуста стоит,

На святой Руси есть сильны могучи богатыри.

Благодарные черниговцы передают Илье, что воевода зовет богатыря на пир, устроенный в его честь, но защитнику Руси прохлаждаться некогда, и он едет дальше, узнав предварительно, что короткая дорожка охраняется «Соловейко-разбойничком».

Когда конь Ильи услышал издали страшный свист, то стал спотыкаться, а богатырь ласково его уговаривать: «Аль не слыхивал пташьего посвисту?». Справился Муромец с разбойничком, « сошиб его с тридевяти дубов», подстрелил Соловью правый глаз.

Разбойничек хочет, чуя свою смерть, попрощаться с детьми. Илья соглашается заехать в гости к поверженному врагу. Были у Соловья две дочери: одна подумала, что батюшка везет пленного, а старшая доглядела, что все наоборот. Дальше певец былины рассказывает, что «кинулись они на Илью Муромца с дрекольем» , но отец их остановил. Певец не сообщил здесь о сыновьях разбойника, но скорее всего « с дрекольем» кинулись именно сыновья, так как в следующих строках Илья с удивлением смотрит на детей Соловья и поражается, что у того «все дети во единый лик»... А враг объясняет:

Я сына-то выращу - за него дочь отдам,

Дочь ту выращу - отдам за сына.

Православный богатырь счел такое дело непотребством, и на этом основании порубал нехристей.

Вскоре богатырь приехал ко двору князя Володимира. Илья первым делом спрашивает, нужны ли князю защитники- сильные богатыри? Тот быстро отвечает:

Да как мне вас не надо-то?

Я везде вас ищу, везде спрашиваю.

Только после этого Муромец сообщает о своих подвигах в доказательство имеющейся у него силы. И Владимир ни на минуту не подвергает рассказ сомнению.

Любопытно, что в этом варианте былины Илья не называется « старым», то есть убран его постоянный эпитет.

Дальше внимание князя обращается наконец к Соловью, Владимир просит разбойничка свистнуть. Соловей ждет приказания от Ильи Муромца, который, как и почти во всех вариантах, требует свистнуть «в полсвиста». Разбойник нарушает приказ и свистит во весь голос, стремясь причинить максимум проблем, и действительно, наделав много бед. Вылезший « из-за пазушек» Ильи князь опасливо удивляется силе свиста и тому, как же удалось осилить такого разбойника. И Соловей хвастливо заявляет, что богатырь его победил пьяного. Не стерпело сердце богатырское обидных слов, подкинул он Соловья « выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего», а подхватывать не стал — и расшиб себе враг все свои косточки.

Завершается этот вариант необычно. В награду за победу князь предлагает Илье сесть за пиршественный стол, куда тот пожелает. Следует типическая формула:


Жалую тебя тремя я местами:

Перво место- подле меня ты сядь,

Друго место- супротив меня,

Третье — где ты хочешь, тут и сядь.


В последних нескольких строчках возникает блестяще схваченный образ завистливого Алеши Поповича. Когда Илья Муромец оказался «супротив князя Владимира», кинул Алеша в Муромца булатный нож, а Илья, и не взглянув на соперника, поймал нож на лету и « взоткнул его в дубовый стол». Во всех других вариантах этого сюжета образы соперников отсутствуют.

Еще один вариант былины об Илье Муромце и Соловье начинается с того, что богатыря пытаются ограбить сорок разбойников, а Илья, посмеявшись над врагами, быстро расправляется с ними. Этот эпизод попал сюда из другого былинного сюжета об Илье Муромце. А дальше певец уже опускает подвиг, где Муромец освобождает черниговцев, и герой сразу оказывается перед Соловьем-разбойником.

Соловей свистит «в пол-свиста», и уже от этого богатырский конь падает на колена. Дальше следует традиционная формула, где Илья заставляет коня идти дальше, и вскоре герой оказывается перед разбойником, который здесь сидит на двенадцати дубах. Богатырь с первого раза подстреливает чудище, вышибает у него «правый глазичок» и «право ухо»... Далее Илья с пленным подъезжают к дому Соловья , и следует спор трех дочерей: первая говорит, что батюшка везет богатыря у стремени, вторая, что — наоборот, и надо отбивать батюшку, а меньшая предлагает пригласить могучего богатыря в гости.

Старшие сестры соглашаются с младшей, но лишь затем, чтобы устроить Илье ловушку- убить богатыря, когда он въедет под ворота. Герой замечает подвох и едет мимо, то есть здесь также опущен эпизод расправы с потомством Соловья.

Когда Илья приезжает в Киев, то Владимир здоровается с ним, как со старым знакомым и спрашивает, что богатырь последнее время поделывал?

Илья сообщает, что привез князю « Соловья вора разбойника».Неосторожный князь, как и во всех вариантах, требует, чтобы Соловей засвистал «во весь-от свист», а Илья здесь приказывает пленному засвистать только в четверть свиста. Разбойник свищет почему-то в «пол-свисту» - и больших бед не сумел этим наделать, и рассердил богатыря, который за нарушение приказа тут же отрубил у « вора разбойника ...буйну голову». На этих словах данный вариант былины и заканчивается.

В нашем распоряжении есть еще несколько вариантов данного былинного сюжета, но их рассмотрение уже ничего не добавляет к выводам. Ясно, что при всех вариантах сюжета перед кульминацией — борьбой Ильи с Соловьем — певец сообщает еще о каком-нибудь подвиге богатыря, т.е. сюжет имеет завязку. Зачин певцы иногда опускают, а иногда сокращают до нескольких строк.

Битва богатыря с разбойником подчас разворачивается в целую картину, а порой тоже дается в сокращенном варианте. Одни певцы много раз повторяют общие места, другие стараются минимально использовать типические формулы... В результате у одних исполнителей повествование ведется величаво, неторопливо, а другие преподносят как бы «конспект» былины. Гильфердинг считает, что подобные трансформации характерны для 19 века, когда велись научные записи сюжетов . В древности певцы не пытались укоротить сюжет.

Удивительно, что при всех изменениях и потерях в общих чертах сохраняются характеры героев. Илья — спокойный, мужественный, уверенный в себе, он чужд хвастовства, осторожен, думает о других людях. В некоторых вариантах он способен проявить гуманизм даже по отношению к врагу, в других- менее терпим, где-то проявляет определенное самолоюбие, но нигде не будет нахальным, развязным, не позволит себе ни малейшей подлости, хитрости...

Князь Владимир во всех вариантах этого сюжета вспыльчив и неосторожен. Он не способен просчитать масштабы опасности, что очень плохо для правителя. От его любопытства гибнут люди, и только благодаря предосторожностям Ильи, он сам оказывается жив.

Менее всего обрисован характер врага — Соловья-разбойника. В некоторых вариантах он больше напоминает чудище, чем человека, он лукав и жесток, а есть варианты, где он описан с большими подробностями. В этих версиях Соловей уважает победителя, он любит свое семейство — и пытается спасти свое потомство. Он даже выполняет наказ Ильи Муромца - свистит так, как богатырь приказал. Но все варианты заканчиваются смертью разбойника, иногда герой при этом произносит речь, в которой мотивирует казнь врага.




Приложение: два варианта былины из сборника Гильфердинга



ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК


Старыи казак Илья Муромец,

Илья Муромец сын Иванович,

Поезжает он во далечо далечо чисто поле.

Поезжает он прямохожею,

Прямохожею дорожкой прямооезжею,

Через тот ли через град через Черниговской,

Через тую грязь да через Черную,

И ко стольнему ко городу ко Киеву,

И ко ласкову князю ко Владимиру.

И уж едет через град через Черниговской,

Уж он спрашиват у старичков у черниговских:

И куды мне-ка попасть этта будет

Прямохожою дорожкой прямоезжою,

Через тот ли через град через Черниговской,

Через тую грязь да через Черную,

Через тую речку да Смородину?


Говорят тут старички тыи черниговскии:

- Ещё тридцать лет дорожка заколодела,

Заколодела дорожка задубровела.

Там сидит на той дорожке Соловей разбойничок,

Ен сидит тут да есть на трех дубах.

Как ведь пешому тут нет проходища,

Лошадиному ведь нету тут проездища,

И ведь птицы нету тут пролетища.


Как поехал тут ведь да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Уж он едет через град через Черниговской.

Уж как в том ли гради во Чернигови,

Тут ведь стоит ли ведь войско несметочно.

Уж он поехал тут по рать силы великии,

Уж он несколько тут ведь бьет да на отмашину,

Уж он только больше да конём топчёт.

Уж перебил он ту рать силу великую.

Уж как выходят старички тут черниговски:

А й же ты старыи казак Илья Муромец!

Ты живи-тко у нас полным хозяином:

Золота тебе казна не запрещоная,

Уж что тебе угодно, то и сотворяй.

- Уж мне не надоть ли ведь вашой золотой казны,

У мне золотой казны бессчетный тут есть.

Только покажите мне дорожку прямохожую,

Прямохожую дорожку прямоезжую.


Уж поехал тут казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Уж он едет-то мимо то Соловьитое гнездышко.

Уж как сидит-то Соловей тут разбойничек,

Уж сидит ли тут на трек дубах,

Засвистал тут Соловей разбойничек,

Засвистал тут Соловей по змеиному,

Закричал злодей он по звериному.

Уж его добрый конь упал на коленочка,

Говорит старыи казак Илья Муромец,

Илья Муромец сын Иванович:

- Уж не слыхал ли разве свисту Соловьинного,

Аль ты крику змеинаго?


Уж натягал он тут лук да колену стрелу,

Уж он стрелял Соловья тут разбойничка,

Уж он стрелял его да во правый глаз.

Вылетела ёго стрелка во лево ухо,

Уж повалился Соловей да тут розбойничок,

Уж он с трех дубов как овсяной сноп,

О сыру землю.

Уж он привязывал Соловья да тут розбойничка,

Уж ко булатнии уж он ко стремены.

Уж он едет мимо то Соловьитое гнездышко,

Уж как глядят его рожоныи детушки:

- А й же ты родитель наша матушка!

Уж как едет наш да тут батюшко,

Везет голову да человечьюю,

А й другу везет да лошадиную.


И как глядит его родитель та матушка:

- А й же вы рожоны мои детушки!

Как не батюшко везет да голову человечьюю,

А й другу везет да лошадиную,

Только ваш есть батюшко у булатнии ён у стремены.

Уж как проезжают оны к Соловитому-то гнездышку,

Он прибил то Соловитое-то гнездышко.

Уж он едет тут ко городу ко Киеву,

А й ко ласкову князю ко Владымиру,

Уж приезжает он ко городу ко Киеву,

Приезжает он ко князю Владымиру,

Приезжает тут на широк двор,

Уж он приходит тут во гридню во столовую.

Говорит тут Владымир князь стольно-киевской:

- А й же ты старыи казак Илья Муромец!

И ты которой же ведь ехал дорожкою:

Прямохожею ли дорожкой, ли окольною?

- Уж я ехал ведь дорожкой прямохожею,

Прямохожею дорожкой прямоезжею,

Уж мимо того Соловья да розбойничка.


Уж говорит тут Владымир князь стольно-киевской:

- Уж как у нас на той дорожки прямохожею,

Как тут сидит Соловей да розбойничок:

Уж как пешому нету проходища,

Лошадиноиу нету проездища,

И ведь птицы нету тут пролетища.

Уж как сидит тут Соловей да розбойничок.


Уж говорит тут ведь ён да таково слово

Еще старыи казак да Илья Муромец,

Илья Муромец сын Иванович:

- Уж Соловей да розбойничок,

Уж у меня он на белом двори,

У булатнии он у стремени.


Уж выходил тут Владымир князь столно-киевской,

Уж он выходил тут да на белой двор,

Сам он говорил да таково слово:

- Еще ай ты Соловей да розбойничок,

3асвищи-тко ты ведь свистом соловьиным,

Закрычи-тко ты злодей да по змеиному.


Говорит тут Соловей да розбойничок:

- Еще ай же ты Владимир столно-киевской!

Уж не твоё я ведь ем, пью да ведь кушаю,

И не тебя я буду и слушати.

У кого ем, пью да я кушаю,

Дак того я буду и слушати.


Уж как приходит Владымир столно-киевской:

- Уж ты старыи казак Илья Муромец,

Илья Муромец сын Иванович!

Ты заставь-ко засвистать Соловья по соловьиному,

Закричать тут злодея по змеиному.


Как выходит старыи казак Илья Муромец,

Уж он выходит тут на белой двор,

Уж он говорит Соловью да роэ6ойнику:

- Еще ай ты Соловей да разбойничок!

Засвищи-тко Соловей по соловьиному,

Закричи злодей да по змеиному.

- А й же старый казак Илья Муромец!

Уж как дай-тко мне головушку лошадиную

Ты купи-тко зелена вина полтора ведра.

Уж выпивал ён тут чару зелена вина,

Зелена вина полтора ведра,

Уж выпивал он чару на единой дух,

Уж он сам он говорит таково слово:

- Еще старыи казак Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович!

Еще как мне-ка да буде засвистать:

Еще в пол-свиста али во целый свист?


Говорит тут старыи казак Илья Муромец:

- Засвищи-тко, Соловей да разбойничок,

Закричи, злодей, по змеиному,

Засвищи ты хоть тут в пол-свиста.


Ухе засвистал тут Соловей да раэбойничок,

Засвистал он свистом соловьиныим,

Закричал злодей да по змеиному.

Как во том во царстви во Киеви

Уж вси околенки да пороссыпались.

Уж говорит тут Владымир столно-киевской,

Столно-киевской да князь Владымирской:

- А й же ты старыи казак Илья Муромец!

Ты уйми-тко Соловья свистать розбойннка.

Ты уйми-тко свистать свистом соловьиныим,

Да кричать злодея по змеиному.


Уж как тут ведь старыи каэак да Илья Муромец,

Илья Муромец сын Иванович,

Уж натягал ён лук калену стрелу,

Каленую стрелочку розстрельчату,

Уаж тугии лук да ён раэрывчатой,

Уж застрелил тут Соловья да розбойничка.

И тут ёму да ён ведь смерть придал.


Записано на Водлозере, 5 августа



ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК


Ездил-то старой во чистом поли,

В тех ли во долинушках широкиех.

Приезжает стар ко лесам да дремучием,

Выезжает старый на дороженку широкую.

А прямою дороженькой ехать над трои суточки,

А окольною дорожкой ехать над три месяца,

А на этой дорожки есть заставушка великая.

Да поеду я прямой дороженкой.


Ехал он день ко вечеру,

Наехал на сорок воров, сорок разбойников,

На сорок ночных да подорожников.

Начали оне да ево спрашивать:

Ты давай-ко, старой, нам именьицо.

Пограбить-то у мня у стараво нечего,

Но убити-то меня стараво не за что.

Уздица на кони да во сто рублей,

А седёлко на кони да во пятьсот рублей,

А попонка на кони да в целу тысячу,

А самому-то я коню цены не знай.

Но давайте-тко, ребята, принимайтесь-ко за старого.


Но как у старого сердцо розгоредосе,

Да и начал плёточкой помахивать,

Начал плёточкой посвистывать.

Куды он махнёт — да туды улушка,

А назадь он отмахнёт — да переулочок.

Да прибил он всех-то сорок воров, сорок разбойников.

Да убил-то он сорок ночних-то подорожников.

Да садился старой на добра коня

Да поезжает старой ко Соловьиному ко гнездышко.

Не доехал до гнезда да за три поприща,

Услыхал Соловей-от разбойник-от:

А какая невежа проехала

Мимо мою заставу ту великую?


Засвистал-то Соловеюшко в пол-свиста,

Конь под Ильей да на коленци пал.

Бьёт коня он по тучным ребрам,

Говорил Илья да таково слово:

Что же ты, конь, и потыкаешься,

Не слыхал ты Соловьиного посвисту?


Приезжае к Соловьиному гнездышку.

У Соловья гнездо на двенадцати дубах.

Начал Соловей посвистывать,

Илья на коне сидит не ворохнется,

А кудёрышка на нем да не стряхнутся.

А натягае старый свой тугой лук

Да накладае старый калену стрелу,

А спущал в Соловья вора разбойника,

Вышиб у Соловья да правый глазичок,

А отшиб у Соловья да право ухо прочь,

Увалился Соловей да со гнезда долой.

Соходил Илья да со добра коня,

Привязал Илья Соловья вора разбойника,

Привязал Соловья да ко стремянышку,

А садился Илья да на добра коня

Да спущался во долинушки широкие.

Из далеча далеча из чиста поля

Да не солнце там выкаталосе,

Выезжает старые казак Илья Муромец.

Выходила Соловьиная дочка вон

Да смотрела в подзорную трубочку,

Говорила она да таково слово:

А й мужья наши любезные!

Батюшко едет из чиста поля

Да какого-то богатыря везёт у стремянышка.


Средняя дочи вышла на улушку,

Глядела в подзорнюю трубочку.

А й мужья наши любезная!

Да седлайте-тко добрых коней.

Какой-то, богатырь едет, везет нашево батюшка,

Едьте-тко да отбивайте нашево батюшка.


Меньшая дочи вышла на улушку,

Глядела в подэорнюю трубочку

Мужья наши любезные!

Садитесь на добрых коней,

Едьте-тко да вы встречайте-тко,

Просите-тко сильнего могучего богатыря

К себе ево в гость.


А больша-то дочи говорила таково слово:

Я пойду сяду на ворота,

Здыну я подворотенку железную,

Как он и въедет под ворота,

Тут спущу я подворотенку железную,

Убью сильнего могучего богатыря.


Не доехал Илья да до двора да к ним,

Увидел невежу на воротах сежучись.

Но ударил коня по тучным ребрам

Да пустился Илья во Киев град.

Приезжает-то Илеюшка во Киев град,

Да заезжал Илья да на широкой двор,

Становил коня да середи двора

Ко тому ли столбичку к точёному,

Да к тому ли-то крылечку к золочёному,

Заходил Илья в полаты белокаменны.

Уж ты здравствуй-ко, батюшко Владимир князь!

Уж ты здравствуй, Илья да Илья Муромец!

Где ты ездил, где гулял?

Ездил-гулял во долинушках широкиех,

Ездил-гулял я во чистом поле,

Привёз к тебе Соловья вора разбойника.

Слыхал ли ты Соловьиного посвисту?

А й же ты Илья да Илья Муромец!

Прикажи-тко засвистать Соловью вору разбойнику

Во весь-от свист.


Говорил Илья князю Владимиру:

А й же ты батгишко Владимир князь!

Прикажу я засвистать да в полной свист,

Да рассыплются твои полаты белокаменны.

А прикажу я засвистать в четвереть свиста.


Выходят со княгиной на балхончик смотреть,

А приказал Илья одеть им шубы-то енотовые,

А завязать-обвить свои буйные головушки.

Говорил Илья да таково слово:

- Ты послушай, Соловей вор разбойник-от!

Засвищи-тко в четвереть свиста.


Соловей вор разбойник-от осмелился,

Засвистал Соловей в пол-свисту.

Задрожали полаты белокаменные,

Посыпались стёкла хрустальние.

Тут у Илеюшки сердце розгорелосе

На Соловья вора разбойника.

Да приходит Илья да к Соловью вору,

Вынимает Илья да саблю вострую,

Отрубил у Соловья вора разбойника

Отрубил буйну голову.


Записано там же, 14 августа.




Использованная литература


      1. Зуева Т.В.,Кирдан Б.П. Поэтика былин. Литература в школе.2000,№2,с.5-17.

      2. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. В 3-х тт., том 3. М-Л, АНСССР, 1940.

      3. Былины. В 2-х тт., том 1. М., Худ. литература, 1958 .


Варианты былинного сюжета об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.
  • Русский язык и литература
Описание:

Предлагаю вниманию коллег материал к уроку по былинам. Когда я изучала со школьниками русскую былину "Илья Муромец и Соловей-разбойник", то активно использовала различные варианты этого былинного сюжета, опубликованные в великолепной книге А.Ф. Гильфердинга, первое издание которой вышло в 1896 году. Былины здесь распределялись по исполнителям, и о каждом из певцов давалась интересная информация, вплоть до такой «мелочи», как верит ли исполнитель в те события, о которых повествуется в былине.

На уроке я с ребятами анализировала несколько вариантов одного сюжета о Соловье - разбойнике, что и отражено в этом конспекте.

 

Автор Мадигожина Наталья Валентиновна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1973
Номер материала 20439
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓