Главная / Начальные классы / Валеологическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.

Валеологическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.

Валеологическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.

Кушнаренко Людмила Васильевна

учитель начальных классов МБОУ « СОШ с.Чёрный ЯР»


Основная задача школы – не только дать необходимое образование, но и сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связано и успешность обучения.

Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален во все времена. Шопенгауэр писал: «Девять десятых счастья зависит от здоровья».Что такое здоровье?

Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье-это физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровье – это состояние полного благополучия, которое позволяет человеку жить счастливо и достигать целей, соответствующих его возможностям.

Основные показатели здоровья:

-умение поддерживать и укреплять собственное здоровье;

-высокая работоспособность и устойчивость болезней;

-умение управлять своими поступками, чувствами, мыслями.

К, сожалению, здоровье нельзя купить.

Китайские долгожители утверждают: можно купить кровать, но не сон; можно заплатить за доктора, но не за здоровье.

Поэтому так необходимо ещё в детском саду, начальных классах научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность дарованную нам. Это необычайная сложная задача, не имеет однозначного решения. Она включает в себя формирование у ребёнка основ физиологической, физической, психологической и интеллектуальной культуры. В течение многих лет вопросами профилактики болезней и укрепления здоровья занималась медицина. И по существу медицина так и не выработала методологии формирования правильного отношения к здоровью, именно поэтому в сфере медицины и родилось научное направление – валеология, которая имеет неразрывную связь с возрастной, школьной гигиеной, являясь вместе с тем новым направлением в педагогических науках. Своим направлением валеология обязана и такому факту, что общество не справляется с проблемами здоровья.

Что такое валеология?

Наверно вы помните строчку А. С. Пушкина о познаниях юного Евгения Онегина в латыни: «Потолковать о Ювенале, в конце письма поставить

vale.. Любой образованный человек даже 2 века назад,

знал, что vale в переводе с латыни означает быть здоровым. Поэтому валеология – это наука о здоровье.

Одна из главных задач валеологии - с помощью правильной настройки организма помочь самому себе.

Поэтому я в своей работе использую разные приёмы для сохранения и укрепления здоровья. Это: музыкотерапия, цветотерапия, релаксация, массаж и т. д.

Музыкотерапией мы снимаем усталость. переутомление учащихся на уроках, переменах

Успокаивающе на расшатанную нервную систему воздействуют «Вальс» Штрауса, «Аве Мария»Шуберта. Раздражительность и озлоблённость снимает « Лунная соната» Бетховена. Лучшая таблетка от головной боли « Венгерская рапсодия» Лист.

На уроках под музыку делаю релаксацию, которая снимает психическое напряжение, возвращает душевное равновесие и хорошее настроение.

Творческие озарения приносят в жизнь веселье и ощущение открывающегося нового. Люди смеются в наслаждении, в радости и осознании простоты жизни. Смех-лучшее лекарство. Он благотворно влияет на сердце, нервы, омолаживает организм повышает уровень психического здоровья. Веселое и радостное настроение очень ценно для здоровья. Оно обладает лечебным свойством.

Метод «Смеющийся портрет» появился как общеоздоровительная процедура. Фотографии, на которых лица людей были запечатлены смеющимися, вывешивались так, чтобы они бросались в глаза.

Под влиянием этих портретов меняются поведение, мысли, отношения с окружающими, можно избавиться от многих психоневрологических заболеваний. Такие портреты можно вывешивать в квартире, в классных кабинетах.

Ещё в древности люди знали, что не только смех, но цвет может воздействовать на человека. Цвет воздействует на эмоциональное настроение человека независимо от того, ощущает он это или нет.

Цвет вызывает чувство радости, грусти, возбуждает или успокаивает, создаёт различные настроения.

Психологи утверждают, что работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Например, на зелёной бумаге число верных ответов на 20% больше, чем на белой. Зелёный цвет помогает сохранять зрение, потому психологи рекомендуют окрашивать доски в учебных кабинетах в зелёный цвет.

С помощью цвета можно поддержать себя и своих учащихся в трудную минуту, улучшить состояние. Мир, в котором мы живём, цветной и на него мы смотрим своими глазами.

В борьбе за здоровье, нет более мощного, более надёжного средство, чем физкультурно - оздоровительные занятия. Проведения физминуток помогают предупредить утомления, восстановить умственную работоспоспособность, являются профилактикой нарушения осанки. Физминутки лучше проводить в музыкальном сопровождении.

Целительную силу имеет так же и точечный массаж.

Сам по себе массаж – это мощный биологический стимулятор.

В процессе выполнения самомассажа кистей рук повышается иммунитет детей, поскольку на ладонях располагаются рефлекторные окончания внутренних органов.

Не нужно забывать и о дыхании. Йоги говорят « Жизнь заключается в дыхании. Тот, кто дышит наполовину, только наполовину живёт.»

Хорошо на уроках проводить дыхательные упражнения, которые направлены на сохранения здоровья. Дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме ( жужжит пчела, гудит самолёт, стучат колёса.)

И помните: фунт профилактики равен пуду лечения. Любую болезнь легче предупредить, чем лечить.

.Для этого надо:

1.Ежедневно делать зарядку.

2.Закаляться.

3.Заниматься физкультурой и спортом.

4.Соблюдать режим работы и отдыха.

5.Уметь владеть собой в любой ситуации.

6.Не привыкать к вредным привычкам.

7.Правильно питаться.

8.Соблюдать правила гигиены.

9.Заниматься интересным и полезным делом.

10.Меньше времени проводить у телевизора и компьютера, больше читать.

11.И самое главное: по доброму относиться ко всем кто тебя окружает.

Правила здорового образа жизни для нас и для наших детей не так уж и сложны. Надо только их знать и выполнять и помнить, что следование всем правилам здорового образа жизни, задача – не на один год. Ведь только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиваться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире .

Использование разных приёмов по укреплению здоровья учащихся в учебном процессе позволяют нашим детям успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, заботиться о своём здоровье и ценить свою жизнь, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе так же позволяет снизить так же утомляемость, повысить эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Как гласит арабская пословица: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда –есть всё».






















 

 

 

 

 

 



 



Валеологическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.
  • Начальные классы
Описание:

Основная задача школы – не только дать необходимое образование, но и сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связано и успешность обучения.Поэтому так необходимо  в начальных классах научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность дарованную нам.

Это необычайная сложная задача, не имеет однозначного решения. Она включает в себя формирование у ребёнка основ физиологической, физической, психологической и интеллектуальной культуры. 

 В своей работе  использую разные приёмы для сохранения и укрепления здоровья: музыкотерапия, цветотерапия. релаксация и т. д.

Использование разных приёмов по укреплению здоровья учащихся в учебном процессе позволяют   нашим детям успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои  творческие способности, заботиться о своём здоровье и ценить свою жизнь,  а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведени

 

Автор Кушнаренко Людмила Васильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 240
Номер материала 22812
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓