Главная / Русский язык и литература / В соответствии с ФГОС урок русского языка: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

В соответствии с ФГОС урок русского языка: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Технологическая карта урока

Ф. И. О. педагога: Махитарова В.А.

Предмет: русский язык

Класс: 11

Тип урока: урок закрепления

Цели:

1) совершенствование практических умений и навыков анализа текста;

2) подготовка к ЕГЭ: умение писать сочинение-рассуждение;

3) формирование позитивного мировоззрения у будущих выпускников, привитие интереса к художественному слову

Задачи урока:

- проанализировать проблемы текста, выявить авторскую позицию. Выразить собственное мнение по прочитанному тексту

- написать сочинение-рассуждение.

Используемые ЦОР: компьютер, проектор, интерактивная доска текст Н.М. Карамзина

Оборудование:

1) критерии оценки сочинения-рассуждения;

2) исходный текст по Н.М.Карамзину

3) раздаточный материал – рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения – рассуждения;

4) Стихотворение на доске:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма?


Знала ли что? Или в бога ты верила?

Что' там услышишь из песен твоих?

Чудь начудила, да Меря намерила

Гатей, дорог да столбов верстовых...


Лодки да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла...

Соколов, лебедей в степь распустила ты -

Кинулась и'з степи черная мгла...


За' море Черное, за' море Белое

В черные ночи и в белые дни

Дико глядится лицо онемелое,

Очи татарские мечут огни...


Тихое, долгое, красное зарево

Каждую ночь над становьем твоим...

Что' же маячишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?


28 февраля 1910

5) Портрет А.Блока

Краткое описание: Данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения»

Этапы урока,

цель этапа,

время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся



УУД

Мотивация к деятельности (1 мин.)

Цель этапа: включение уч-ся в деятельность

Учитель приветствует уч-ся, желает успеха.

Включение в деловой ритм

Подготовка к работе

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация и пробное учебное действие (5 мин.)

Цель этапа: подготовка мышления и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа мышления

Работа с таблицей

На экране вы видите таблицу. Рассмотрите её внимательно. Что вы видите? Да, перед вами названия тем и проблем. Вам необходимо стрелками показать, какая тема соответствует какой проблеме

Выполняют задание

Работа в парах

Планирование учебного сотрудничества (К).

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Постановка учебной задачи (7 мин.)

Цель этапа: обсуждение затруднений

Проблемная ситуация.

Посмотрите на доску, вы видите портрет поэта А. Блока, который отказался эмигрировать даже для того, чтобы лечиться за рубежом . Кто это? Расскажите, что вам известно о А.Блоке.

На экране вы видите стихотворение к уроку. Скажите, как соотносятся данные эпиграфы и портрет писателя?

О чем мы с вами будем говорить на уроке?

Сформулируйте тему и цели урока.

Перед вами текст Н.М Карамзина. Внимательно прочитайте текст, определите тип и стиль речи.

Перечитайте первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему текста.

Попытайтесь определить, какая из отмеченных вами тем соответствует этому тексту?

- О чем этот текст?

- Зачем Карамзин создал этот текст?

- Что именно автор хотел сказать этим текстом?

Поставьте вопросы к прочитанным фрагментам текста.

Ставят цели, формулируют тему урока;

Сообщения уч-ся

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеучебн.)

Формулирование проблемы (П – логич..)

Выявление причин затруднения (10 мин.)

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации

Исследование проблемной ситуации.

Если не смогли определить проблему, обратитесь к заданию А.28, в котором приведены тезисы (три верных авторских утверждения). По одному из них сформулируйте проблему.

Выполняем работу по составлению комментария, нахождению аргументов к поставленной проблеме. Осознание основных аргументов текста

Перечитайте центральные абзацы текста. Проследите за ходом мысли автора. Попробуйте понять, как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается?

Подчеркните ключевые слова и фразы.

Доказываем свое мнение, для этого находим примеры, подтверждающие это, в литературе, вспоминаем биографии выдающихся личностей, научные открытия, необходимые факты. Помните, вы должны привести два аргумента

Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом в группах (4 группы)

Планирование (Р).

Прогнозирование (Р).

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К).

Построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование (П – моделирование)

Динамическая пауза (1 мин.)


Под музыку выполняют упражнения для глаз


Первичное закрепление (8 мин)

Цель этапа: усвоение учащимися определения позиции, аргументов

Первичное обобщение.

Перечитайте поставленный вопрос (Какова природа любви к отчизне ?) и найдите в тексте ответ на него. Что вы нашли? Где чаще всего можно найти в тексте позицию автора? - Что помогло вам найти аргументы?

- Что можно сказать о проблеме, сопоставляя её с ситуациями, происходящими в жизни?

- А есть ли другие художественные произведения, затрагивающие эту же проблему?

Работа в группах

Анализ и сопоставление обнаруженных аргументов (работа в парах)

Нахождение случаев из жизни и художественных произведений.

Использование алгоритма написания

Действие по аналогии (П).

Контроль, оценка (Р).

Коррекция (Р).

Выбор наиболее эффективных способов решения П – общеучебн.).

Выражение своих мыслей (К).

Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин.)

Цель этапа: самооценка результатов своей деятельности

Организует деятельность по применению полученных знаний.

- Сформулируйте еще раз позицию автора.

- Сопоставьте её со своей позицией.

Перечитайте ещё раз проблему или проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос. Что у вас получилось? Какой вывод делаем? Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами. Что получилось? Перечитайте ещё раз проблему или проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос. Что у вас получилось? Какой вывод делаем? Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами. Что получилось?

Письменно оформляют проанализированное (индивидуальная работа) Проверяют и корректируют работы друг друга (работа в парах)

Контроль, коррекция (Р).

Самоопределение (Л).

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р).

Рефлексия деятельности( 3 мин.)

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.



Д/з с учетом уровня подготовки учащихся

1гр. – откорректировать данное сочинение;

2 гр. – на примере другого текста определяет проблему, позицию, пишет комментарий

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы:

- Какую цель ставили?

- Удалось ли достичь поставленной цели?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить приобретенные знания?

Умение выражать свои мысли (К).

Рефлексия (П).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности (Л).





Образец сочинения – рассуждения

(текст Н.М Карамзина)

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема природы чувства любви к отчизне. Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает Николай Михайлович Карамзин. Он размышляет о том, что является основанием физической привязанности людей к отечеству.

Следует отметить, что данная проблема существует давно, но особенно актуальна в наши дни, так как многие в нашей стране мечтают покинуть родные места. На вопрос «Хотели бы вы покинуть Россию», к огромному сожалению, большая часть юношей и девушек отвечают «да».

Автор говорит о том, что «никто не может быть счастлив вне своего отечества, где сердце его научилось понимать людей и образовало его любимые привычки. Никаким народом нельзя заменить сограждан».

Я согласна с мнением автора, потому что любовь к Родине у каждого человека возникает, наверное, в свое время. С первого глотка материнского молока начинает пробуждаться любовь к Отечеству. На первых этапах все происходит неосознанно: подобно тому, как ребенок тянется к отцу и матери. Взрослея, он начинает испытывать привязанность к своим одноклассникам, ребятам с родной улицы, селу. И только взрослея, он постепенно осознает истину – свою принадлежность к матери – Родине.

Любовь к Отечеству, можно сравнить лишь с любовью к своим родителям. Потеря родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья.

Литература и жизнь богаты примерами , иллюстрирующими любовь к Родине, и как тяжело жить людям  в эмиграции

Поэт Александр Блок отказался  эмигрировать, даже для того, чтобы лечиться за рубежом. Какой видел он свою Родину? Что значило для него любить Родину? В стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» лирический герой чувствует свою нерасторжимую связь с Русью.  Поэтому мысль о том, не разлучиться ли им, не расстаться ли, особенно мучительна для поэта и лирического героя. Русь для Блока есть нечто древнее, необъяснимое, что-то уходящее корнями в незапамятные времена.

Любовь к Родине - это прежде всего уважение, трепетное отношение к месту, где родился, вырос, к отчему дому, к людям, воспитавшим нас, к своей истории.

Мы не должны вырасти Иванами, не помнящими родства. Общая жизнь на родной земле, общие беды и радости, общая любовь к своей Родине и к своему языку – всё это делает нас  народом своей земли.  Еще Белинский в XIX веке сказал: «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству».

В соответствии с ФГОС урок русского языка: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).
  • Русский язык и литература
Описание:

В соответствии с ФГОС урок русского языка: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

(в формате ЕГЭ).

 

Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога:  Махитарова Валентина Арсеновна

Предмет: русский язык

Класс:  11

Тип урока: урок закрепления и развития универсальных учебных действий.

Краткое описание: Данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты

Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения (в формате ЕГЭ)» (2 часа)

Цели урока:

Ø  Образовательная:

ü  подготовить учащихся к сочинению-рассуждению по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

Ø  Развивающая:

ü  развивать  коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Ø  Воспитательная:

ü  воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений

Задачи урока:

ü  обратить внимание на речевое оформление сочинения

ü  отработать методику работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

 

Оборудование:

ü  индивидуальные папки учащихся с вложенным  материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;

ü  исходный текст (по В. Захарову);

ü  раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

ü  критерии оценки сочинения-рассуждения;

ü  таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе анализа текста).

 

 

 

 

 

Этапы урока, цель этапа, время

 

 

Деятельность учителя

 

 

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

 

 

 

УУД

1. (1 мин)  Организационный момент (мотивация к деятельности)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на работу, проверяет их готовность к уроку. Озвучивает тему урока.

Подготовка к работе. Записывают тему и дату в тетрадь. Исходя из темы, определяют цели и задачи урока.

Запишите тему урока. Попытайтесь сами сформулировать цель нашего сегодняшнего урока.

Регулятивные: самоопределение, самоконтроль, целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

2. (5 мин) Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

Предлагает вспомнить ранее изученный материал (критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ)

Работа в парах. Один учащийся называет критерии, его напарник записывает на доске соответствующий критерию пункт плана сочинения-рассуждения.

Вспомните критерии оценивания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. Работая в паре, по очереди на доске и в тетрадях запишите план-схему вашего сочинения.

Регулятивные: умение понимать ход работы, развивать мотивы и интересы.

Личностные:  понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений

3. (7 мин) Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом.

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия.

Предлагает текст для прочтения и анализа. Организует работу учеников над текстом.

Читают текст. Определяют тип речи и стиль текста. Пытаются формулировать проблемы текста.

Внимательно прочитайте текст, определите тип и стиль речи.

Перечитайте 3, 4 и 5 абзацы, чтобы определить и сформулировать проблему текста. О чем этот текст? Зачем автор создал этот текст? Что именно он хотел сказать?

Поставьте вопросы к прочитанным фрагментам текста. (Как сделать правильный выбор? Для чего людям нужна вера? Почему от поступков каждого человека зависит судьба мира? Почему люди не всегда осознают свою ответственность перед обществом? Почему они не задумываются над последствиями своих решений?)

Попытайтесь сформулировать проблемы, поднимаемые в тексте.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы.

4. (10 мин) Формулирование проблемы.

Дает возможные варианты формулировки проблемы исходного текста.

Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь.

Молодцы, у вас почти получилось. Вот возможные формулировки проблем, поднятых в прочитанном нами текста. Ваша задача – выбрать одну проблему из названных мною и в дальнейшем работать над ней (Проблема нравственного выбора человека, проблема веры как проявления нравственной стойкости человека, проблема нравственной ответственности человека). 

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления, умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные:постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные: умение выражать мысли

5. (7 мин) Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации

Организовывает работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте.

 

Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы)

Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста.

Перечитайте текст. Проследите за ходом мысли автора. Попробуйте понять, как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание?

Подчеркните ключевые слова и фразы.

Обратите внимание на переживания и чувства автора.

Напоминаю: в сочинении не требуется пересказ текста. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои. А нам нужно сказать, что делает автор, то есть прокомментировать поднятую им проблему.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные:решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

6. (7 мин) Определение позиции автора.

Выражение собственного мнения.

Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям.

Объясняет допустимость согласия или оспаривания (полного или частичного)  авторской позицией.

 

Определяют позицию автора. Отмечают свое отношение.

 

 

Дают определения частям сочинения-рассуждения

(Тезис - это положение, мысль, которую требуется доказать;

доказательства – приводимые аргументы; вывод –заключение, итог.)

 

Как выражено отношение автора к изображаемому? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме, раскрыть его позицию? Каково ваше отношение к позиции автора? к поднимаемой в тексте проблеме?

Напоминаю: вам нужно написать сочинение- рассуждение. Назовите основные композиционные части сочинения-рассуждения? (Тезис, доказательство, вывод) Дайте им определения.

Регулятивные: умение работать в группе и выражать собственную точку зрения, осуществлять обработку и использование необходимой информации; осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Познавательные:

постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

7. (10 мин) Аргументация проблемы.

 Организовывает работу по нахождению аргументов к поставленной проблеме.

 

Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).

 

Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца.

Анализируют и сопоставляют обнаруженные аргументы.

Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.

 

 

Доказываем свое мнение. Для этого находим примеры, подтверждающие это, в литературе, вспоминаем биографии выдающихся личностей, научные открытия, необходимые факты. Помните, вы должны привести два аргумента: один из собственного  жизненного опыта, другой – из художественной литературы.

Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.

Регулятивные: осуществлять обработку и использование необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку

8. (7 мин) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением.

Цель: усвоение учащимися определения тезиса

Организует усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

 

Подводит итоги анализа.

 

Замечает, что заключение может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении.

 

Работают в парах.

Анализируют и сопоставляют обнаруженные аргументы.

Находят случаи из жизни и художественных произведений.

Используют алгоритм написания

Первичное обобщение.

- Что помогло вам найти аргументы?

- Что можно сказать о проблеме, сопоставляя её с ситуациями, происходящими в жизни?

- А есть ли другие художественные произведения, затрагивающие эту же проблему?

Кроме программных произведений старайтесь привлекать произведения, прочитанные самостоятельно.

При написании заключения старайтесь использовать

разные формы:

-вывод-впечатление;

-ответ на вопрос;

-призыв к действию;

-концовка с использованием цитаты.

 

Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

9. (15 мин) Самостоятельная работа с самопроверкой. Письменное оформление сочинения-рассуждения.

Цель: самооценка результатов своей деятельности

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Оказывает помощь учащимся при написании работ.

Письменно оформляют проанализированное. Вписывают в таблицы части сочинения, закрепленные за каждой группой.

Обмениваются написанным, корректируют и проверяют работы друг друга

Перечитайте ещё раз проблему или проблемный вопрос. - Сформулируйте позицию автора.

- Сопоставьте её со своей позицией. Ваша позиция должна содержать ответ на проблемный вопрос.  Что у вас получилось? Какой вывод делаем? Даже соглашаясь  с автором, сформулируйте ещё раз  свою позицию иными фразами. Что получилось?

Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения.

10. (10 мин) Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов

Прослушивание частей сочинения  учащихся.

Составление сочинения.

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний

Организовывает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Корректирует и комментирует все выступления

Корректируют работы.

Исправить несоответствия.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения

11. (5 мин) Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

 

 

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы:

 

- Какую цель ставили?

- Удалось ли достичь поставленной цели?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить приобретенные знания?

По цепочке: оцентите свою работу на уроке, отметьте, что получилось, а что нет.

 

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по аналогии с классным по тексту предложенного вам варианта.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

 

 

Образец сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

(вариант 19, текст по В. Захарову)

Не раз, попадая в сложную жизненную ситуацию, мы задумываемся: как поступить? Какие качества помогают человеку сделать правильный шаг? Что вообще определяет нравственный выбор человека? И к чему этот выбор может привести?

Так, современный публицист В. Захаров, размышляя над поступками людей, предлагает читателям задуматься над проблемой нравственного выбора человека и нравственной ответственности перед обществом.

Автор раскрывает, безусловно, актуальную на сегодняшний день проблему на примере булгаковских героев, Ивана Бездомного и Понтия Пилата. Оба совершили ошибку, сделали неправильный выбор. «Один совершил свое преступление под влиянием страха, другой поддался капризам умело раззадоренного самолюбия». Захаров с сожалением отмечает: люди вовремя не задумываются над последствием своего выбора. «Если бы они могли знать, чем обернутся их действия» - в этих словах автора можно увидеть тревогу, ведь уже ничего нельзя изменить. Автор пытается достучаться до наших сердец и напомнить каждому из нас о необходимости делать правильный нравственный выбор, задумываться о необратимых последствиях, которые последуют за нашими действиями.

Автор убеждает нас в том, что человек сам решает, как ему поступить в той или иной ситуации, от его действий зависит судьба окружающих его людей, и только осознание своей ответственности позволяет человеку делать правильный нравственный выбор.

Я полностью согласна с автором и тоже считаю, что люди должны серьёзно обдумывать каждый свой шаг, так как от этого выбора может зависеть судьба человека, судьба мира.

Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, о нравственном выборе человека и нравственной ответственности перед другими за этот выбор размышлял В. Распутин в «Деньгах для Марии». Главный герой Кузьма пытается спасти от тюрьмы свою жену Марию, допустившую растрату в магазине, и деньги, которые он собирает по деревне, позволяют проверить каждого из сельчан на нравственную прочность. Все герои произведения встают перед выбором, каждый сам решил, как ему поступить, и сталкиваются с последствиями своего выбора.

Я убеждена в том, что только осознание своей высокой ответственности перед обществом позволяет человеку делать правильный выбор. Часто мы сталкиваемся с такой категорией людей, которые не спешат задуматься над тем, чем обернутся их действия для других. Они отказываются помочь нуждающемуся в сложной ситуации, выбирают равнодушие и безразличие к чужой беде, ссылаясь, в свою очередь, на собственное неблагополучие, а ведь их подобная нравственная безответственность подводит того нуждающегося к отчаянным поступкам, губящим их жизнь.

Согласна, не всегда нравственная безответственность одного оборачивается трагедией для другого. Но ведь мы не можем ставить под угрозу судьбу другого человека, судьбу целого мира, надеясь на авось. Не можем! Потом будет «поздно что-либо менять».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Махитарова Валентина Арсеновна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1410
Номер материала 50075
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы