Главная / Русский язык и литература / В помощь учителю "Пунктуация. Система работы"

В помощь учителю "Пунктуация. Система работы"

Мельникова Д.В.

МБОУ №61 г.Челябинска


Пунктуация. Система работы.


Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки. Знаки препинания стали для нас настолько привычны, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить их. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю. Работа по изучению данного раздела ведется в двух направлениях:

1) показать младшим школьникам значимость знаков препинания в повседневной жизни

2) тренировка постановки знаков препинания с помощью нестандартных заданий.

А.П. Чехов писал: «Знаки препинания служат нотами при чтении». Попробуем убедиться в справедливости этого высказывания, прочитав такой текст без знаков препинания и пробелов: «Утроммыотправилисьнаохотуза детьмидомаоставилиприсматриватьтётюМашу». Всё ли нам ясно?

Когда-то в Древней Руси писали не только без знаков препинания, но и без пробелов между словами. Такие записи было сложно читать и понимать. Древние рукописи были прочитаны учёными, но, к сожалению, не всё понятно, много «тёмных мест» осталось как раз из-за отсутствия знаков препинания.

Поэкспериментируем с постановкой точки:

«Утром мы отправились на охоту за детьми. Дома оставили присматривать тётю Машу»,

«Утром мы отправились на охоту. За детьми дома оставили присматривать тётю Машу».

Необходимо, чтобы в момент прочтения двух разных вариантов постановки знаков, у ребят были задействованы и зрительный, и слуховой анализаторы. Забыв поставить знак препинания, или, поставив его не в том месте, трудно читать и понимать прочитанное в сообщениях или электронных письмах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно в современном мире, например, такое sms-сообщение: «Коля ты пойдёшь с нами в туристический поход». Читающий может понять по-разному: Коля, ты пойдёшь с нами в туристический поход? (звучит как вопрос) или Коля, ты пойдёшь с нами в туристический поход. (звучит как утверждение). Таким образом, знаки препинания в письменной речи заменяют паузы и интонацию в устной речи, необходимо об этом помнить.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Уместно задать учащимся следующие вопросы: Какова основная мысль стихотворения Н.Рыленкова? О какой душевной теплоте идет речь?

Стихотворные строчки могут «заиграть» по-разному, если мы используем прием «Многоголосье» на уроке. Ребятам предлагается представить себя в образе «бури» или «радуги» и прочитать стихотворение. Особенно ребятам нравятся перевоплощаться в разных животных. С помощью этого приема школьники не только знакомятся с постановкой знаков препинания, но и развиваются творчески, учатся владеть своим голосом, работать с аудиторией.

Можно предложить учащимся написать мини-сочинение на тему: «Что будет, если исчезнут все знаки препинания?» Самые интересные мысли учитель зачитывает вслух, идет обсуждение в классе. То, что изложено «на языке детей» понятно и доступно.

Важно донести до школьника, что знаками препинания необходимо пользоваться не только в русском языке, но и во многих других предметах школьной программы: в математике при записи десятичных дробей, в литературном чтении при выразительном прочтении произведений, в музыке при разучивании, исполнении песен, в информатике для передачи данных и т.д.

Почему же знаки препинания называют нотами? Обратимся к разучиванию припева песни на уроке музыки или внеурочной деятельности к предстоящему празднику - «Дню матери»:

Мама, одно есть слово на планете – "мама"!
Мама, твоя любовь, как солнце, светит, мама!
Мама, дыханье радости и света – мама!
Мама, твоим теплом земля согрета!
Мама, мама, мама!

Младшим школьникам предлагается прочитать увиденный текст про себя. Затем обратить внимание на знаки препинания, встречающиеся в этом четверостишие, обсудить функцию каждого знака. После чего учитель или взрослый может исполнить припев песни без участия аккомпанемента. Далее ребята знакомятся с фонограммой, пробуя про себя спеть предложенные строчки. Проделанная работа позволяет выучить текст и мелодию песни гораздо быстрее и эффективнее.

Часто к детям младшего школьного возраста можно применить пословицу: «В чужом глазу соринку вижу, а в своём и бревна не замечаю». С учётом этой особенности были разработаны задания для тренировки постановки знаков препинания. Рассмотрим несколько примеров:

Задание 1. Прочитай предложение. Оцени работу Коли в постановке знаков препинания. Подчеркни верный ответ.


Играют волны, ветер свищет и мачта гнется и скрипит.


Нет ошибок Допущена 1 ошибка Допущено 2 ошибки


Задание 2. Ира и Коля расставили знаки препинания в предложении. Кто из ребят справился с заданием без ошибок? Запиши имя школьника.

Ира: Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется, и скрипит.

Коля: Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.

Имя: _______________.

Подобные задания позволяют оценить другого человека с большим вниманием, а так же проверить метапредметные результаты. Возможно, использование парной работы на этапе проверки – взаимопроверки: когда сосед по парте проверяет выполненное тобой задание. Важно подобрать тексты и предложения, соответствующие возрасту и пройденному материалу.

Таким образом, изучение раздела «Пунктуация» будет эффективным, если будут учтены оба направления работы: значимость знаков препинания в повседневной жизни и тренировка постановки знаков препинания с помощью нестандартных заданий.


Список литературы


  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; - Москва: Просвещение, 2013. – 191с.

  2. Чугунова С.М. Учимся ставить знаки препинания: для начальной школы. – Москва: Эксмо, 2012. – 34с.

В помощь учителю "Пунктуация. Система работы"
  • Русский язык и литература
Описание:

В помощь учителям начальных классов "Пунктуация. Система работы"

С этой темой мы впервые знакомимся с ребятами в начальной школе, но сопровождает она нас на протяжении всей жизни. От того насколько интересно мы ее подадим, зависит грамотность наших школьников в расстановке знаков препинания. В методической разработке даны несколько приемов, которые позволяют интересно, живо, весело познакомиться с темой Пунктуация", приведены примеры, которыми я поьзуюсь на уроках русского языка во втором классе. Эти формы и приемы можно использовать и на других уроках, например: литературном чтении, музыке, математике, информатике и др.

Если второклассникам легко и понятно, значит приемы и формы выбраны верно!

Автор Мельникова Дарья Владимировна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 392
Номер материала 5299
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓