Мельникова Д.В.
МБОУ №61 г.Челябинска
Пунктуация. Система работы.
Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются
система знаков препинания и правила их постановки. Знаки препинания стали для
нас настолько привычны, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по
достоинству оценить их. А между тем знаки препинания живут своей
самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю. Работа по
изучению данного раздела ведется в двух направлениях:
1) показать младшим школьникам значимость знаков
препинания в повседневной жизни
2) тренировка постановки знаков препинания с помощью
нестандартных заданий.
А.П. Чехов писал: «Знаки препинания служат нотами при
чтении». Попробуем убедиться в справедливости этого высказывания, прочитав
такой текст без знаков препинания и пробелов: «Утроммыотправилисьнаохотуза
детьмидомаоставилиприсматриватьтётюМашу». Всё ли нам ясно?
Когда-то в Древней Руси писали не только без знаков
препинания, но и без пробелов между словами. Такие записи было сложно читать и
понимать. Древние рукописи были прочитаны учёными, но, к сожалению, не всё
понятно, много «тёмных мест» осталось как раз из-за отсутствия знаков
препинания.
Поэкспериментируем с постановкой точки:
«Утром мы отправились на охоту за детьми. Дома оставили
присматривать тётю Машу»,
«Утром мы отправились на охоту. За детьми дома
оставили присматривать тётю Машу».
Необходимо, чтобы в момент прочтения двух разных вариантов постановки
знаков, у ребят были задействованы и зрительный, и слуховой анализаторы. Забыв
поставить знак препинания, или, поставив его не в том месте, трудно читать и
понимать прочитанное в сообщениях или электронных письмах, с которыми мы сталкиваемся
ежедневно в современном мире, например, такое sms-сообщение: «Коля ты
пойдёшь с нами в туристический поход». Читающий может понять по-разному: Коля,
ты пойдёшь с нами в туристический поход? (звучит как вопрос) или Коля, ты
пойдёшь с нами в туристический поход. (звучит как утверждение). Таким образом,
знаки препинания в письменной речи заменяют паузы и интонацию в устной речи,
необходимо об этом помнить.
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Уместно задать учащимся следующие вопросы: Какова
основная мысль стихотворения Н.Рыленкова? О какой душевной теплоте идет речь?
Стихотворные строчки могут «заиграть» по-разному, если
мы используем прием «Многоголосье» на уроке. Ребятам предлагается представить
себя в образе «бури» или «радуги» и прочитать стихотворение. Особенно ребятам
нравятся перевоплощаться в разных животных. С помощью этого приема школьники не
только знакомятся с постановкой знаков препинания, но и развиваются творчески,
учатся владеть своим голосом, работать с аудиторией.
Можно предложить учащимся написать мини-сочинение на
тему: «Что будет, если исчезнут все знаки препинания?» Самые интересные мысли
учитель зачитывает вслух, идет обсуждение в классе. То, что изложено «на языке
детей» понятно и доступно.
Важно донести до школьника, что знаками препинания
необходимо пользоваться не только в русском языке, но и во многих других
предметах школьной программы: в математике при записи десятичных дробей, в
литературном чтении при выразительном прочтении произведений, в музыке при разучивании,
исполнении песен, в информатике для передачи данных и т.д.
Почему же знаки препинания называют нотами? Обратимся
к разучиванию припева песни на уроке музыки или внеурочной деятельности к
предстоящему празднику - «Дню матери»:
Мама, одно есть слово на планете – "мама"!
Мама, твоя любовь, как солнце, светит, мама!
Мама, дыханье радости и света – мама!
Мама, твоим теплом земля согрета!
Мама, мама, мама!
Младшим школьникам предлагается прочитать увиденный текст
про себя. Затем обратить внимание на знаки препинания, встречающиеся в этом
четверостишие, обсудить функцию каждого знака. После чего учитель или взрослый
может исполнить припев песни без участия аккомпанемента. Далее ребята знакомятся с фонограммой, пробуя
про себя спеть предложенные строчки. Проделанная работа позволяет выучить текст
и мелодию песни гораздо быстрее и эффективнее.
Часто к детям младшего школьного возраста можно
применить пословицу: «В чужом глазу соринку вижу, а в своём и бревна не
замечаю». С учётом этой особенности были разработаны задания для тренировки
постановки знаков препинания. Рассмотрим несколько примеров:
Задание 1. Прочитай предложение. Оцени работу Коли в постановке
знаков препинания. Подчеркни верный ответ.
Играют волны, ветер свищет и мачта гнется и скрипит.
Нет ошибок Допущена 1 ошибка Допущено
2 ошибки
Задание 2. Ира и Коля расставили знаки препинания в предложении.
Кто из ребят справился с заданием без ошибок? Запиши имя школьника.
Ира: Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется, и
скрипит.
Коля: Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и
скрипит.
Имя: _______________.
Подобные задания позволяют оценить другого человека с
большим вниманием, а так же проверить метапредметные результаты. Возможно,
использование парной работы на этапе проверки – взаимопроверки: когда сосед по
парте проверяет выполненное тобой задание. Важно подобрать тексты и
предложения, соответствующие возрасту и пройденному материалу.
Таким образом, изучение раздела «Пунктуация» будет
эффективным, если будут учтены оба направления работы: значимость знаков
препинания в повседневной жизни и тренировка постановки знаков препинания с
помощью нестандартных заданий.
Список литературы
1.
Русский язык. 5 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном
носителе. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; -
Москва: Просвещение, 2013. – 191с.
2.
Чугунова С.М. Учимся
ставить знаки препинания: для начальной школы. – Москва: Эксмо, 2012. – 34с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.