Инфоурок Литература Другие методич. материалыВ помощь учителю "Пунктуация. Система работы"

В помощь учителю "Пунктуация. Система работы"

Скачать материал

 Мельникова Д.В.

МБОУ №61 г.Челябинска

 

Пунктуация. Система работы.

 

Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки. Знаки препинания стали для нас настолько привычны, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить их. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.  Работа по изучению данного раздела ведется в двух направлениях:

1) показать младшим школьникам значимость знаков препинания в повседневной жизни

2) тренировка постановки знаков препинания с помощью нестандартных заданий.    

А.П. Чехов писал: «Знаки препинания служат нотами при чтении». Попробуем убедиться в справедливости этого высказывания, прочитав такой текст без знаков препинания и пробелов: «Утроммыотправилисьнаохотуза детьмидомаоставилиприсматриватьтётюМашу». Всё ли нам ясно?

Когда-то в Древней Руси писали не только без знаков препинания, но и без пробелов между словами. Такие записи было сложно читать и понимать. Древние рукописи были прочитаны учёными, но, к сожалению, не всё понятно, много «тёмных мест» осталось как раз из-за отсутствия знаков препинания.

Поэкспериментируем с постановкой точки:

«Утром мы отправились на охоту за детьми. Дома оставили присматривать тётю Машу»,

«Утром мы отправились на охоту. За детьми дома оставили присматривать тётю Машу».

Необходимо, чтобы в момент прочтения двух разных вариантов постановки знаков, у ребят были задействованы и зрительный, и слуховой анализаторы. Забыв поставить знак препинания, или, поставив его не в том месте, трудно читать и понимать прочитанное в сообщениях или электронных письмах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно в современном мире, например, такое sms-сообщение: «Коля ты пойдёшь с нами в туристический поход». Читающий может понять по-разному: Коля, ты пойдёшь с нами в туристический поход? (звучит как вопрос) или Коля, ты пойдёшь с нами в туристический поход. (звучит как утверждение). Таким образом, знаки препинания в письменной речи заменяют паузы и интонацию в устной речи, необходимо об этом помнить.

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Уместно задать учащимся следующие вопросы: Какова основная мысль стихотворения Н.Рыленкова? О какой душевной теплоте идет речь?

Стихотворные строчки могут «заиграть» по-разному, если мы используем прием «Многоголосье» на уроке. Ребятам предлагается представить себя в образе «бури» или «радуги» и прочитать стихотворение. Особенно ребятам нравятся перевоплощаться в разных животных. С помощью этого приема школьники не только знакомятся с постановкой знаков препинания, но и развиваются творчески, учатся владеть своим голосом, работать с аудиторией.

Можно предложить учащимся написать мини-сочинение на тему: «Что будет, если исчезнут все знаки препинания?» Самые интересные мысли учитель зачитывает вслух, идет обсуждение в классе. То, что изложено «на языке детей» понятно и доступно.

Важно донести до школьника, что знаками препинания необходимо пользоваться не только в русском языке, но и во многих других предметах школьной программы: в математике при записи десятичных дробей, в литературном чтении при выразительном прочтении произведений, в музыке при разучивании, исполнении песен, в информатике для передачи данных и т.д.

Почему же знаки препинания называют нотами? Обратимся к разучиванию припева песни на уроке музыки или внеурочной деятельности к предстоящему празднику - «Дню матери»:

Мама, одно есть слово на планете – "мама"!
Мама, твоя любовь, как солнце, светит, мама!
Мама, дыханье радости и света – мама!
Мама, твоим теплом земля согрета!
Мама, мама, мама!

           Младшим школьникам предлагается прочитать увиденный текст про себя. Затем обратить внимание на знаки препинания, встречающиеся в этом четверостишие, обсудить функцию каждого знака. После чего учитель или взрослый может исполнить припев песни без участия аккомпанемента. Далее ребята знакомятся с фонограммой, пробуя про себя спеть предложенные строчки. Проделанная работа позволяет выучить текст и мелодию песни гораздо быстрее и эффективнее.

  Часто к детям младшего школьного возраста можно применить пословицу: «В чужом глазу соринку вижу, а в своём и бревна не замечаю». С учётом этой особенности были разработаны задания для тренировки постановки знаков препинания. Рассмотрим несколько примеров:

Задание 1. Прочитай предложение. Оцени работу Коли в постановке знаков препинания. Подчеркни верный ответ.

 

Играют волны, ветер свищет и мачта гнется и скрипит.

 

Нет ошибок     Допущена 1 ошибка     Допущено 2 ошибки

 

Задание 2. Ира и Коля расставили знаки препинания в предложении. Кто из ребят справился с заданием без ошибок? Запиши имя школьника.

Ира: Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется, и скрипит.

Коля: Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.

Имя: _______________.

Подобные задания позволяют оценить другого человека с большим вниманием, а так же проверить метапредметные результаты. Возможно, использование парной работы на этапе проверки – взаимопроверки: когда сосед по парте проверяет выполненное тобой задание. Важно подобрать  тексты и предложения, соответствующие возрасту и пройденному материалу.

Таким образом, изучение раздела «Пунктуация» будет эффективным, если будут учтены оба направления работы: значимость знаков препинания в повседневной жизни и тренировка постановки знаков препинания с помощью нестандартных заданий.

 

Список литературы

 

1.     Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; - Москва: Просвещение, 2013. – 191с.

2.     Чугунова С.М. Учимся ставить знаки препинания: для начальной школы. – Москва: Эксмо, 2012. – 34с.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "В помощь учителю "Пунктуация. Система работы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по сертификации продукции

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В помощь учителям начальных классов "Пунктуация. Система работы" С этой темой мы впервые знакомимся с ребятами в начальной школе, но сопровождает она нас на протяжении всей жизни. От того насколько интересно мы ее подадим, зависит грамотность наших школьников в расстановке знаков препинания. В методической разработке даны несколько приемов, которые позволяют интересно, живо, весело познакомиться с темой Пунктуация", приведены примеры, которыми я поьзуюсь на уроках русского языка во втором классе. Эти формы и приемы можно использовать и на других уроках, например: литературном чтении, музыке, математике, информатике и др. Если второклассникам легко и понятно, значит приемы и формы выбраны верно!

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 082 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.12.2020 129
    • DOCX 18.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Максимова Мария Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Максимова Мария Евгеньевна
    Максимова Мария Евгеньевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69807
    • Всего материалов: 204

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 459 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 634 человека

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе