Главная / Начальные классы / В помощь руководителям методических комиссий

В помощь руководителям методических комиссий

В помощь руководителям

методических комиссий


Как делать анализ урока

Наблюдение и анализ урока – творческий процесс в такой же мере, как его подготовка и проведение.

Наблюдение и анализ урока составляет наиболее трудную часть наших должностных обязанностей.

Цель анализа – выявить методы и приёмы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Типы анализа: 1) полный (для администратора), 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный.

Виды анализа: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Структура наблюдения и анализа урока:

- научно – теоретический уровень урока. Его роль и место в формировании мировоззрения;

правильность и полнота определения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока;

определениесодержания учебного материала и методов его изучения;

- пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей учащегося: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение учащимися гипотез и проверка их правильности, обоснование правильности найдённого способа решения. В связи с этим выявляется педагогическая целесообразность, соотношение самостоятельной и коллективной работы учащихся на уроке:

- использование на уроке разнообразных источников знаний (лекция преподавателя, объяснение, беседа, учебное кино, учебник, дополнительная литература, наблюдения в природе и т. д.);

актуализация ранее приобретённых учащимися знаний, связь обучения с жизнью;

- организация самостоятельной работы учащихся. Следует проанализировать образовательный и развивающий характер предложенной учащимся самостоятельной работы, объём, характер, последовательность и виды самостоятельной деятельности учащихся (установить, с какой целью она даётся: для изучения нового материала, первичного закрепления полученных на уроке знаний, с целью выработки практических знаний и умений);

методы и приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, которые применяет преподаватель в зависимости от используемых на уроке источников знаний;

- методика получения обратной информации. Элементы программированного обучения, сигнальные карточки. Письменное или устное выполнение небольшого по объёму контрольного задания;

- система учёта и оценки знаний учащихся. Мотивированность и объективность выставленных на уроке отметок. Целесообразность индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний:

осуществление на уроке индивидуального подхода к учащимся, приёмы индивидуализации обучения. Сочетания коллективной и индивидуальной работы на уроке;

- учебная деятельность учащихся на уроке. Усвоение ими предусмотренных теоретических знаний, формирование практических навыков и умений. Выявление умений учащимися наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать необходимые выводы. Обобщения. Логичность, доказательность, самостоятельность, проявляемая учащимися при выполнении разнообразных письменных заданий и в устных ответах;

- объём и характер домашнего задания. Подготовка учащихся в ходе урока к его выполнению. Наличие задания, цель которого – подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Индивидуализация домашнего задания;

- структура урока, её педагогическая целесообразность.


Рекомендации составлены методистом ПТУ № 107 Шевченко Н. Н. на основе книги М. И. Махмутова «Современный урок», М., «Педагогика», 1985.



Возможные цели посещения уроков:


  1. Управление успехом в процессе урока.

  2. Определение уровня толерантности в отношениях ученик – учитель, ученик – класс.

  3. Дифференцированный подход в процессе обучения.

  4. Положительная эмоциональная составляющая урока.

  5. Продуктивная значимость урока.

  6. Методы, приёмы, формы на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.

  7. Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке.

  8. Индивидуальный подход на уроке.

  9. Нравственное приращение, получаемое учащимися в ходе урока.

  10. Стимулы и психолого – педагогическая поддержка учащихся в учебном процессе.

  11. Оценка знаний как психологический инструмент.

  12. Творческая деятельность на уроке.

  13. Выход на послеурочную предметную деятельность.

  14. Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.

  15. Включённость учащихся и их интерес к происходящему на уроке.

  16. Анализ успешности организационно – психологического момента на уроке.

  17. Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся.

  18. Характер, система и формы домашнего задания.

  19. Использование различных активизаторов в процессе урока.

  20. Игровые моменты на уроке.

  21. Доступность, образность, значимость, интересность информации, получаемой в процессе урока.

  22. Практико – ориентированный характер получаемых знаний.

  23. Количество заданий, выполняемых на уроке.

  24. Усталость, тревожность и удовлетворённость на уроке.

  25. Экспромт и тщательная подготовка как элементы урока.


















Роль педагогического анализа урока в системе управления школой.


        1. Средство познания урока.

        2. Средство преобразования урока и совершенствования педагогической деятельности учителя.

        3. Инструмент управления качеством преподавания.

        4. Источник информации о качестве знаний и уровне воспитанности учащихся.

        5. Средство изучения передового опыта.

        6. Инструмент соединения педагогической теории с практикой учебно – воспитательной работы.

        7. Средство индивидуальной методической работы с учителем.

        8. Инструмент конкретизации управления учебно – воспитательным процессом.

        9. Практикум по самоанализу для учителя.

        10. Инструмент педагогической критики.



Роль самоанализа урока в системе управления школой.


  1. Средство формирования и развития творческого подхода к организации учебно – воспитательного процесса.

  2. Средство умения чётко ставить цель своей деятельности и деятельности учащихся.

  3. Средство установить связи между своей педагогической деятельностью и средством достижения педагогических целей.

  4. Средство совершенствования педагогического мастерства.

  5. Средство совершенствования планирования, организации, контроля и регулирования своей педагогической деятельности.

  6. Средство стимулирования самообразования.

  7. Средство делегирования управленческих функций, становления педагога как субъекта управления.

  8. Средство формирования чувства собственного достоинства педагога, его личностного раскрепощения.

  9. Средство повышения статуса учителей в системе межличностных отношений в школе.

  10. Средство формирования демократических отношений между учителем и руководителем.

  11. Средство развития способности к конструктивной критике и самокритике.

  12. Средство раскрытия потенциальных личностных и профессиональных возможностей педагога.

  13. Средство формирования положительного и осознанного отношения к своей педагогической деятельности.

  14. Средство формирования адекватной самооценки педагога
















В помощь руководителям методических комиссий
  • Начальные классы
Описание:

В помощь руководителям

методических комиссий

 

Как делать анализ урока

Наблюдение и анализ урока – творческий процесс в такой же мере, как его подготовка и проведение.

Наблюдение и анализ урока составляет наиболее трудную часть наших должностных обязанностей.

Цель анализа – выявить методы и приёмы организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые дают (или не дают) должный положительный эффект.

Типы анализа: 1) полный (для администратора), 2) комплексный, 3) краткий, 4) аспектный.

Виды анализа: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.

Структура наблюдения и анализа урока:

- научно – теоретический уровень урока. Его роль и место в формировании       мировоззрения;

      правильность и полнота определения образовательных, развивающих и воспитательных задач урока;

      определениесодержания учебного материала и методов его изучения;

-   пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей учащегося: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение учащимися гипотез и проверка их правильности, обоснование правильности найдённого способа решения. В связи с этим выявляется педагогическая целесообразность, соотношение самостоятельной и коллективной работы учащихся на уроке:

- использование на уроке разнообразных источников знаний (лекция преподавателя, объяснение, беседа, учебное кино, учебник, дополнительная литература, наблюдения в природе и т. д.);

   актуализация ранее приобретённых учащимися знаний, связь обучения с жизнью;

- организация самостоятельной работы учащихся. Следует проанализировать образовательный и развивающий характер предложенной учащимся самостоятельной работы, объём, характер, последовательность и виды самостоятельной деятельности учащихся (установить, с какой целью она даётся: для изучения нового материала, первичного закрепления  полученных на уроке знаний, с целью выработки практических знаний и умений);

   методы и приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, которые применяет преподаватель в зависимости от используемых на уроке источников знаний;

- методика получения обратной информации. Элементы программированного обучения, сигнальные карточки. Письменное или устное выполнение небольшого по объёму контрольного задания;

- система учёта и оценки знаний учащихся. Мотивированность и объективность выставленных на уроке отметок. Целесообразность индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний:

                  осуществление на уроке индивидуального подхода к учащимся, приёмы индивидуализации обучения. Сочетания коллективной и индивидуальной работы на уроке;

-  учебная деятельность учащихся на уроке. Усвоение ими предусмотренных теоретических знаний, формирование практических навыков и умений. Выявление умений учащимися наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно – следственные связи, делать необходимые выводы. Обобщения. Логичность, доказательность, самостоятельность, проявляемая учащимися при выполнении разнообразных письменных заданий и в устных ответах;

- объём и характер домашнего задания. Подготовка учащихся в ходе урока к его выполнению. Наличие задания, цель которого – подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Индивидуализация домашнего задания;

- структура урока, её педагогическая целесообразность.

           

 

Рекомендации составлены методистом ПТУ № 107 Шевченко Н. Н. на основе книги М. И. Махмутова «Современный урок», М., «Педагогика», 1985.

 

 

Автор Байгазакова Роза Турсумбаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 233
Номер материала 37290
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓