Главная / Другое / В помощь начинающему исследователю. Методические рекомендации.

В помощь начинающему исследователю. Методические рекомендации.

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifКРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БИЙСКИЙ ЛИЦЕЙ – ИНТЕРНАТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»
















Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся. В помощь начинающему исследователю.

(из опыта работы)



Разработчик – составитель

Кравченко А.А.



















Бийск 2014

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся. В помощь начинающему исследователю.


На основе анализа небольшого личного опыта руководства исследовательской деятельности учащихся (под моим руководством выполнены 4 работы*) и соотнесение его с большим опытом собственной исследовательской работы, возникло убеждение, что первой и основной задачей, которую должен решить руководитель исследовательской деятельности учащихся, является формирование методологической грамотности будущего исследователя. В содержание методологической грамотности (шире – методологической культуры) входят: методологическая рефлексия, способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования (В.В. Краевский). Возможно ли решение этой задачи при работе с учащимися старших классов, делающими первые шаги в науку? Да, если требовать от них безусловного соблюдения устоявшихся методологических норм. В связи с этим были разработаны методические рекомендации, ориентированные на начинающего исследователя, где представлены основные методологические характеристики исследования в «адаптированном» варианте (варианте упрощенном, но с сохранением сущностных характеристик). Ниже приведено основное содержание (в конспективной форме) методических рекомендаций**.

1.Что такое научное исследование?

Научное исследование – особая форма процесса познания, целенаправленное и систематическое изучение объекта, в котором используются методы и средства науки.

Цель научного исследования – формулирование знаний. В терминах методологических характеристик, научное исследование можно определить как «получение знания о предмете в пространстве объекта».

Отличительные признаки научного знания от стихийно-эмпирического (ненаучного):

  • Стихийно-эмпирическое знание приходит всегда и ко всем. Получение знания не отделено от его использования. В науке выделяется специальный объект исследования, в гуманитарных науках объект идеальный. В науке много объектов, не включенных в практическую деятельность.

___________________________


* Гуманитарная интерпретация принципа неопределенностей Гейзенберга (2012 г.), Матричная модель проектирования средств конструктивного разрешения конфликта между двумя субъектами (2011 г.), Зависимость между успешностью освоения обучающимися математики и русского языка в условиях профильного обучения (2011 г.).

** Рекомендации составлены на основе работ В.В. Краевского


  • Научное исследование имеет цель и носит систематический характер. Например: получить знание о чем-то, изменить традиционную практику чего-то…

  • В стихийно-эмпирическом познании не существует специальных средств получения знаний. В научном познании применяют специальные средства – методы познания. Например: моделирование, абстрагирование, эксперимент…

  • В стихийно-эмпирической области знания фиксируются на естественном языке в виде суждений, рецептов, поговорок… В науке средства фиксации – символические, логические… Существует специальный язык науки, обеспечивающий терминологическую однозначность при проведении исследования. В метафоричном выражении: «Наука – это язык».

2.Методолгические характеристики.

Методологическими характеристиками исследования являются: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, новизна, значение для науки и значение для практики. Для того, чтобы эти характеристики несли «технологический характер», их сущность целесообразно раскрыть в виде вопросов. Это оправдано тем, что существенной частью рефлексии по поводу любого вида деятельности является привычка задавать вопросы самому себе.

Проблема – Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? Это «знание о незнании».

Тема – Как это назвать?

Актуальность – Почему данную проблему нужно в настоящее время

изучать?

Объект – Что рассматривается?

Предмет – Как рассматривается объект, какие новые

отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает

данное исследование?

Цель – Какой результат намерен получить исследователь, каким

он видит этот результат?

Задачи – Что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза – Что не очевидно в объекте, что исследователь видит

в нем такого, чего не замечают другие?

Новизна – Что сделано из того, что другими не было сделано,

какие результаты были получены впервые?

Значение для науки – В какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?

Значение для практики – Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?


Приведенные характеристики нуждаются в конкретизации.

Проблема должна отражать противоречия науки или практики, но не должна быть практической задачей. Ввиду объективной сложности понятий проблема и противоречие, ознакомиться с их содержанием начинающему исследователю предлагается… самостоятельно (источник – словари). На основе самостоятельных «изысканий» начинающими исследователями был составлен небольшой по объему конспект «Проблема и противоречие». (Приложение 1). Усвоение данных понятий начинающим исследователем происходит в форме диалога, дискуссии с руководителем. И только после этого, на основе изучения конкретных фактов, имеющих прямое отношение к объекту исследования, формулируется проблема.

Гипотеза – это система предположений; одни являются предполагающими, другие используются для развертывания идей. Гипотеза должна содержать новую идею.

Требования к гипотезе:

- должна соответствовать экспериментальным фактам;

- должна быть принципиально эмпирически проверяема;

- должна охватывать широкий круг явлений;

- должна быть проста и конкретна;

- должна быть нестандартна, неочевидна;


Новизна должна быть объективной, а не субъективной (т.е. «для других, а не для меня»). Новизна формулируется со слова: «Впервые…» Критерий новизны характеризуется временными («ранее этого не было…») и качественными параметрами.

Качественные параметры:

  1. абсолютная новизна – новое, которое в применении становится радикальным нововведением, базовым;

2) относительная новизна бывает:

- местная (применение известного в другой области);

- частная (обновление одного элемента системы);

- условная (оригинальное сочетание ранее известного).

Новизна должна быть принципиально проверяема и пригодна для использования в практической деятельности.


Все характеристики исследования взаимосвязаны. Они дополняют друг друга. Это единство дает основание для получения конечного результата – научного знания, даже если это знание уже кем-то и когда-то сформулировано. Начинающий исследователь совершил «открытие уже известного» – это ничуть не умаляет его заслуг. Он сделал первый шаг в науку, направленный на усвоение методов научного познания… Метод важнее открытия. В этом глубоко был убежден и часто напоминал своим ученикам Л.Д. Ландау.


Важное значение в презентации исследования занимает логическая структура текста работы (в том числе – логические «связки» между абзацами, главами, разделами…), что придает ей определенную целостность, завершенность.

Приведем в качестве ориентира возможные начала абзацев и построение типичных для исследования предложений.

1. Варианты оговорок: (разрядка наша. – А.К.), (подчеркнуто мною. – А.К.), (курсив наш. – А.К.). Инициалы ставятся и после пояснения, введенного в текст цитаты, если без него взятая вне контекста цитата непонятна.

2. Указание на источники заимствования.

2.1. «Вопрос о …подробно освещен в ряде публикаций. Ниже приводятся лишь отдельные рекомендации из работ ФИО».

2.2. «Более подробно с … можно ознакомиться по книге ФИО «…» (М.: Просвещение, 2000), из которой взяты приводимые ниже рекомендации».

2.3. «Теория и практика педагогики (или…) выработала по этому вопросу большое количество методик, общий смысл (суть) которых можно свести к следующему…».

2.4. «В дальнейшем изложении техника ведения…описывается по методу, разработанному ФИО (кем и где)».

2.5. «Педагог (ученый, исследователь) ФИО, например, рекомендует… Приведем далее его отдельные советы, высказывания и т.д.».

2.6. «Ведя диалог с…, целесообразно соблюдать несколько простых правил, которые хорошо описаны ФИО. Кратко перескажем их сущность».

2.7. «Приводимый ниже материал дается на основе рекомендаций, разработанных ФИО».

2.8. «В основу этой методики положены идеи, высказанные ФИО».

2.9. «Здесь уместно обратиться к советам ФИО…, который рекомендует…».

2.10. «В книге ФИО, откуда взяты приводимые ниже приемы и методические советы, описываются наиболее распространенные дискуссионные ситуации».

2.11. «Как утверждает известный ФИО, чьи рекомендации из его книги приводятся ниже, исследователь (конструктор) должен…».

2.12. «Ниже следуют советы относительно того, как с ними обходиться или как их нейтрализовать (по книге ФИО)».

2.13. «Теперь поясним общую методику (чего-то), разработанную известным ФИО».

2.14. «В книге ФИО и ФИО имеется специальный раздел, описывающий метод так называемых «….». Ниже приводятся отдельные отрывки из этого раздела».

2.15. «Это составляет около …% всех современных …». (Цифровые данные взяты из статьи ФИО, опубликованной в …).


3. Средства связи между предложениями (речевая функция - лексические средства).

3.1. Причина и следствие, условие и следствие:

- (и) поэтому, потому, так как;

- поскольку; отсюда (откуда) следует; вследствие; в результате; в силу (ввиду) этого; в зависимости от; в связи с этим, согласно этому; в таком (в этом) случае; в этих (при таких) условиях;

- (а) если (же)…, то…;

- что свидетельствует, указывает, говорит, соответствует, дает возможность, позволяет, способствует, имеет значение и т.д.

3.2. Временная соотнесенность и порядок изложения:

  • сначала, прежде всего, в первую очередь;

  • первым, последующим, предшествующим шагом;

  • одновременно, в то же время, здесь же, наряду с этим, еще раз, вновь, снова. Затем, далее, потом, ниже, в дальнейшем, в последующем, впоследствии, во-первых, во-вторых и т.д.;

  • в настоящее время, до настоящего времени. В последние годы, за последние годы, наконец, в заключение.

3.3. Сопоставление и противопоставление:

  • однако, но, а, же;

  • как…, так и …; так же, как и …;

  • не только, но и …;

  • по сравнению; если…, то….;

  • в отличие, в противоположность, наоборот;

  • аналогично, также, таким же образом;

  • с одной стороны, с другой стороны;

  • в то время как, между тем, вместе с тем;

  • тем не менее.

3.4. Дополнение или уточнение:

  • также и, причем, при этом, вместе с тем;

  • кроме (сверх, более) того;

  • главным образом, особенно.

3.5. Ссылка на предыдущее или последующее высказывание:

  • тем более что…;

  • в том случае, то есть, а именно;

  • как было сказано (показано, упомянуто, отмечено, установлено, получено, обнаружено, найдено);

  • как говорилось (указывалось, отмечалось, подчеркивалось) выше;

  • согласно (сообразно, соответственно) этому;

  • в соответствии с этим, в связи с этим;

  • в связи с вышеизложенным;

  • данный, названный, рассматриваемый и т.д.;

  • такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, подобного типа;

  • следующий, последующий, некоторый;

  • многие из них, один из них, некоторые из них;

  • большая часть, большинство;

3.6. Обобщение, вывод:

  • таким образом, итак, следовательно;

  • в результате, в итоге, в конечном счете;

  • отсюда (из этого) следует (вытекает, понятно, ясно);

  • это позволяет сделать вывод (сводится к следующему, свидетельствует);

  • наконец, в заключение.

3.7. Иллюстрация сказанного:

  • например, так, в качестве примера;

  • примером может служить;

  • такой как (например);

  • в случае, для случая;

  • о чем можно судить, что очевидно.

3.8. Введение новой информации:

  • Рассмотрим следующие случаи;

  • Остановимся подробно на…;

  • Приведем несколько примеров;

  • Основные преимущества этого метода…;

  • Несколько слов о перспективах исследования;

  • Некоторые дополнительные замечания…


Важное место в исследовании занимает методологическая рефлексия исследователя как умение задавать вопросы самому себе (В.В. Краевский). В этом плане целесообразно перед процедурой презентации результатов исследования ответить на возможные вопросы, которые могут быть заданы экспертами.

Приведем конкретный пример возможных вопросов и ответов на них, которые могут возникнуть в процессе защиты результатов исследования, презентации проекта и т.д.

Тема: «Зависимость между успешностью освоения обучающимися математики и русского языка в условиях профильного обучения».

1. Вопрос: В чем проблема исследования?

Ответ: В неполноте знания об объективных факторах выбора профиля обучения.

2. В: В чем актуальность?

О: Актуальность темы обусловлена актуальностью проблем, связанных с широкомасштабным внедрением профильного обучения в образовательную практику. Одна из проблем – обоснованность выбора профиля обучения.

3. В: Почему для решения задач исследования был выбран корреляционный анализ?

О: В силу его объективности.

4. В: Какова гипотеза исследования?

О: Мы предположили, что нет разницы в степени тесноты связи между успешностью освоения русского языка и математики на гуманитарном и физико-математическом отделениях.

5. В: В чем может быть практическое значение исследования?

О: Результаты исследования – дополнительный аргумент в изменении существующего отношения обучающихся на гуманитарном отделении к непрофильным учебным предметам в плане «исключительной» (в кавычках) сложности их освоения.


На все другие вопросы можно ответить (нагло) так: Спасибо за вопрос. Однако, это не является предметом нашего исследования, но мы обязательно рассмотрим Ваш вопрос.


































Приложение


«Если вы не доведете предмет до понимания его непримиримых противоречий, вы еще ничего не знаете в предмете»( Дж. Бруно)


Проблема – <problema> преграда, трудность, задача…

- П – это форма научного знания в которой определяются границы достоверного и прогнозируются пути развития нового знания.

- Сущность П в осмыслении границ полученных знаний.

- Основная характеристика П. заключается в том, что неизвестен способ ее решения, и в этом П. отличается от не проблемы.

- Не каждая П. сразу приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с П. и кончается ее решением => парадокс:

«Если после решения проблемы на ее месте возникает новая, найдено только квазирешение; но если после решения никаких новых проблем не возникает, то это была квазипроблема».


Итак, Проблема – это «знание о незнании».* *<Мало кто знает, как много надо знать для того, чтобы знать, как мало мы знаем.>

Это белое пятно на карте знаний: Все вокруг, кажется ясно, а вот это пятно не поддается объяснению средствами принятой теории. И как только пытаются войти в круг явлений этой «неподдающейся» области, механизм старой теории разлаживается.


- Хочешь получить новое, действуй по-новому

Это привязка приемов исследования к определенному типу содержания: деятельность мышления оказывается органически связанной с определенным типом содержания, с познавательной задачей его воспроизведения – это генетико-конструктивный метод.

- Для осмысления П. необходимо указать:

а) место, область неизвестного, б) противоречие, которое надо устранить

- Противоречие – это два высказывания, из которых одно является отрицанием другого.


Важно, что утверждение и отрицание его касаются одного и того же объекта, взятого в одно и тоже время и рассматриваемого в одном и том же отношении.

Например, в отношении противоположности находятся такие несовместимые понятия, объемы которых включаются в объем более широкого, родового понятия, но не исчерпывают его полностью. <белый (цвет) – черный, сладкий (вкус) – горький, высокий (рост) – низкий>

В отношении противоположности находятся общеутвердительные и общеотрицательные суждения, говорящие об одном и том же классе предметов и об одном и том же свойстве «Всякий человек добр» «Ни один человек не добр».


В современной педагогической науке многие проблему формулируются как комплексные. Формулировка требует выполнения, по крайне мере двух условий:

а) видение проблемы в целом, выработка цели комплексного исследования и предвидение результата ее решения;

б) любая проблема является дискретной, т.е. содержит в своей формулировке, как минимум, одно противоречие!!

- Когда возникает П.? – при логической обработке знаний, их систематизации, обобщении…

Итак. Есть проблема как сформулированное зафиксированное противоречие. Что далее?

Г.В.Ф. Гегель: «Истинное же и положительное значение антиномий заключается вообще в том, что все действительное содержит в себе противоположные определения и что, следовательно, познание и, точнее, постижение предмета в понятиях как раз и означает познание его как конкретного единства противоположных определений»

Но, далее, Гегель требует не останавливаться на формулировке противоположных взаимоисключающих суждений, относящихся к одному и тому же предмету познания, но требует отыскивать их переход в свою противоположность и этот переход логических форм соотносить с фактическим разрешением противоречий в действительности. Как это сделать?

<Конструктивный момент диалектического движения мысли предполагает выход за пределы средств и предпосылок данного уровня познания, выработку новой позиции мышления, которую нельзя запрограммировать исходя из предшествующих ей познавательных установок >

Образец решения проблемы противоречия – антиномии (по К.Марксу):

  1. необходимо сформулировать в научном познании саму проблему – антиномию, выделить противоположные стороны…(тенденции, явления, факта…);

  2. изучить условия, при которых возникает противоречивость в познавательном процессе;

  3. в самих условиях найти те факторы, при помощи которых данное противоречие разрешаются.


Противоречие между А и Б


А………?……….Б

Граница

Один объект, Одно и тоже время. Отношение (одно и тоже для А и Б)

- Искать переходы А Б и Б А. <но прежде необходимо определить понятие, т.е. ответить на вопрос «что это?»>


<О противоположностях см.: «Диалектика и здравый смысл», с. 56 (54-80) А.Ф.Лосев>

< «нечто, положенное со своей имманентной границею, как противоречие себя самого, из которого оно выводится и гонится вне себя, есть конечное»> (Гегель Г.В.Ф.)

«Жизнь…есть существующее в самих вещах и процессах, беспрестанно само себя порождающее и себя разрешающее противоречие».

Как так?? Почему??

Смерть побеждает жизнь => жизнь убивает так же как и смерть – это переход жизни в свою противоположность.

Жизнь – непрерывное порождение и разрешение противоречий: разрушение и создание лежат в основе самовоспроизведения.





В помощь начинающему исследователю. Методические рекомендации.
  • Другое
Описание:

   Причиной создания методических рекомендаций стали требования новых ФГОС по освоению школьниками элементов проектной и исследовательской деятельностей. В разработке представлены не только методологические характеристики гуманитарного исследования (на основе работ В.В.Краевского), но и  конкретные рекомендации по структурированию текста, по установлению логических связок между абзацами..., а также возможные ответы на "придирчивые" вопросы экспертов. В разработке сделана попытка доведения до начинающих исследователей сущности понятий "проблема" и "противоречие", как ключевых категорий исследования.

Автор Кравченко Андрей Андреевич
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 298
Номер материала 19341
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓