Главная / Музыка / В помощь молодым учителям музыки: "Слушание музыки. Хоровая работа"

В помощь молодым учителям музыки: "Слушание музыки. Хоровая работа"

Общие требования к основным видам практической деятельности

учащихся на уроках музыки

Восприятие музыки

На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают благодаря музыки. Природа музыкального искусства открывает большие возможности для творчества учителя. Ведь она проявляется не только в сознании, но и в интерпретации музыкальных произведений на основе постижения композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения. А материал по слушанию и анализу музыкального произведения дает возможность ознакомить учащихся с народным творчеством, отечественной и зарубежной классикой, обогатить и закрепить понятия, знания о музыке, ее роли в жизни общества.

Поскольку «проникновение» во внутреннюю структуру музыки – сложный процесс, ему нужно учиться. Просто слушание музыки, никак не организованное, не направленное, мало что дает ученику. Нужны различные знания и осознанный опыт восприятия. Для достижения цели слышания, переживания и осознания музыкального произведения, учитель должен придерживаться следующих моментов:

  1. Вступительное слово учителя (беседа о композиторе, истории создания, его содержании и т.д.). задача вступительного слова заключается в том, чтобы направить внимание учащихся на то, что будет исполняться, заинтересовать их. Чтобы не тормозить активность детей, не мешать самостоятельности в наблюдении над музыкальным процессом, учителю во вступительном слове нужно говорить о том, что дети уже знают или же смогут заметь сами. Содержание рассказа о композиторе должно быть тщательно продумано. Часто учитель сообщает много хронологических дат, связанных с жизнью и творчеством композитора (не только даты рождения и смерти, но и даты переездов в другой город, женитьбы, постановки опер и т.д.). Эти даты дети все равно не запомнят, они только расхолаживают восприятие рассказа. Гораздо важнее, чтобы дети узнали, например, что М. И. Глинка родился в начале 19 века, что жил он одновременно с Пушкиным, что это был век расцвета отечественной поэзии, музыки, живописи и по праву назывался Золотым веком русского искусства, а когда М. И. Глинка умер, уже подрастали будущие последователи, члены «Могучей кучки»: Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, М. А. Балакирев, Ц. Кюи.

  2. Установка на восприятие (задачи в ходе процесса слушания, которые нужно разрешить). Перед прослушиванием произведения учитель определяет задачи, которые учащиеся в ходе восприятия музыки попытаются разрешить. Иногда перед прослушиванием учитель может задать вопрос, но это не всегда целесообразно, ибо необходимость ответить на вопрос снижает эмоциональность восприятия. Анализу произведения должно предшествовать целостное восприятие.

  3. Слушание произведения. Учитель должен приучать школьников слушать произведение в полной тишине. В зависимости от задач урока, учащиеся могут выполнять творческие задания во время звучания музыки: передать с помощью движений музыкальный образ, используя прием «пластического интонирования» и ручные жесты – средства музыкальной выразительности, характер и настроение музыки. Можно так же использовать прием «цветописи», который предполагает выражение эмоционального восприятия музыки через цвет.

  4. Интерпретация и оценивание музыкального произведения. После прослушивания музыкального произведения учащиеся разрешают задачи, поставленные перед прослушиванием, высказывают свои суждения о жизненном содержании музыки, ее настроении и воздействии на слушателя. Рекомендуется использовать схему названия музыкального произведения и схему его анализа, готовить детей к выполнению творческих заданий: мини-сочинение, рассказ, рисунок, музыкальная импровизация, пластическая импровизация и т.д.


Хоровое пение

Хоровое пение является наиболее активной, действенной и доступной формой музыкального обучения в школе. В процессе хорового исполнения развиваются не только музыкальные способности, такие, как слух, память. Чувство ритма, но и способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности школьника: воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя.

Кроме того, хоровое пение содействует овладению культуры речи, выработке четкого, выразительного исполнения.

Учащиеся соответственно возрастным этапам овладевают определенным минимумом умений, знаний и навыков, которые определяют уровень их исполнения.

На основе этих знаний и умений, учитель осуществляет раскрытие замысла исполняемого детьми музыкального произведения. Таким образом, содержание обучения хоровому пению разрешается в единстве вопросов – что поют дети и как они поют. Программный материал включает произведения, имеющие идейно-художественную ценность, доступные пониманию и исполнению детьми и дающие возможность систематического накопления певческих навыков и умений.

Обучение хоровому пению включает овладение как вокальными, так и хоровыми навыками. В содержание вокальных навыков входят: певческая установка (правильное положение корпуса, головы, рта), дыхание. Звукообразование и звуковедение, артикуляция и дикция.

В содержание хоровых навыков включены: навыки строя, ансамбля и понимание дирижерских указаний учителя. В процессе хорового пения хоровые и вокальные навыки находятся в тесной связи и взаимодействии. Для овладения хоровыми навыками требуется наличие вокальных навыков. Например, для достижения чистой интонации, хорошего строя необходим навык правильного формирования гласных. Для того, чтобы успешно работать над строем и ансамблем, каждый участник хора должен владеть дыханием, знать правила голосообразования и звуковедения.

Вот почему в первые годы обучения больше внимания необходимо уделять вокальным навыкам, а в последующие годы – хоровым.

Вокально-хоровая работа предполагает следующие этапы работы:

  1. Подготовка певческого аппарата к работе (упражнения для развития вокально-хоровых навыков).

  2. Работа над песней:

  • показ песни;

  • беседа о ее содержании;

  • работа над освоением литературного текста и музыкальной интонации;

  • работа над художественным образом;

  • исполнение песни.

Очень важно добиваться качественного исполнения песни. Нельзя забывать, что каждый этап работы предполагает развитие вокально-хоровых навыков, необходимых для выразительного исполнения и передачи музыкального образа. Стремление к выучиванию большого количества песен не может дать качественного результата, поэтому очень важно, составляя календарно-тематический план, определить сроки работы над хоровым произведением, учитывая планирование общешкольной воспитательной работы, возможность исполнение песни не только на уроке, но и во внеклассной работе.

Не рекомендуется записывать с учащимися тексты песен, рациональнее готовить их заранее в виде раздаточного материала. Использовать учебники, репертуарные сборники, компьютерные технологии.


Литература:

  1. Методическое пособие, КРИППО, 2010 г.

  2. Л. Дмитриев, Основы вокальной методики, 2007 г.

  3. Н. А. Царева, Слушание музыки в школе, 2013 г.

  4. О. А. Владимирова, Слушание музыки, 2012 г.

В помощь молодым учителям музыки: "Слушание музыки. Хоровая работа"
  • Музыка
Описание:

 

На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают  благодаря музыки. Природа музыкального искусства открывает большие возможности для творчества учителя. Ведь она проявляется не только в сознании, но и в интерпретации музыкальных произведений на основе постижения композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения. А материал по слушанию и анализу музыкального произведения дает возможность ознакомить учащихся с народным творчеством, отечественной и зарубежной классикой, обогатить и закрепить понятия, знания о музыке, ее роли в жизни общества.

Поскольку «проникновение» во внутреннюю структуру музыки – сложный процесс, ему нужно учиться. Просто слушание музыки, никак не организованное, не направленное, мало что дает ученику. Нужны различные знания и осознанный опыт восприятия. Для достижения цели слышания, переживания и осознания музыкального произведения, учитель должен придерживаться следующих моментов:

 

Автор Вовченко Оксана Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 464
Номер материала 47754
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓